Концепция планирования выездных налоговых проверок
Содержание
- Концепция планирования выездных налоговых проверок
- Планирование выездных проверок: концепция от ФНС
- Концепция системы планирования выездных налоговых проверок: сроки и порядок проведения ВНП
- Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для
- Приложение N 1. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок
Концепция планирования выездных налоговых проверок
30 мая 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования и осуществления выездных налоговых проверок. На практике такая концепция частично существовала, но информация о ней была разрозненной, противоречивой и содержалась в различных документах. Теперь Концепция утверждена в форме единого документа и определяет основные теоретические основы планирования выездных налоговых проверок.
Основными задачами Концепции системы планирования и осуществления выездных налоговых проверок (далее — Концепция) были утверждены: создание единой концепции, повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствование организации работы налоговых органов.
Во введении к Концепции выдвигается и доказывается тезис, касающийся качественного налогового администрирования, которое является, по сути, одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства, нацелившегося на снижение совокупной налоговой нагрузки. Однако согласно Концепции важным моментом является налоговый контроль и достижение высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
Выездные налоговые проверки, будучи основной и важнейшей формой налогового контроля, должны не только выявлять и пресекать нарушение законодательства о налогах и сборах, но и предупреждать подобные нарушения.
Планирование выездных проверок: концепция от ФНС
Концепция устанавливает, что планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Ранее планирование выездных проверок было сугубо внутренней и конфиденциальной процедурой налоговых органов. Теперь же Концепция пропагандирует открытость в отношении алгоритмов выбора налогоплательщиков для проверки, для чего используется вся информация, которой располагают налоговые органы, в том числе информация, полученная из внешних источников. Эта информация анализируется на предмет наличия «зон риска» совершения налоговых правонарушений.
Основными принципами планирования выездных проверок названы:
- режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;
- своевременное реагирование на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
- неотвратимость наказания в случае выявления нарушений;
- обоснованность выбора объектов проверки.
Поясним, что на практике, например, совершенно непонятно, что имеется в виду под «режимом наибольшего благоприятствования»: будет ли он заключаться в оперативной выдаче нужных справок об отсутствии задолженности или о своевременных зачетах и возвратах переплат либо же будет предполагать быстрые ответы на запросы? Это вызывает большие сомнения. Скорее всего, такой режим будет заключаться в том, что налогоплательщик будет спокойно работать без каких-либо беспокойств со стороны налоговых органов.
Концепция указывает также на то, что любой налогоплательщик, будь то страховая компания или обычное предприятие, может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и предпринять исправление допущенных ошибок, что подразумевает (согласно действующему налоговому законодательству) освобождение от штрафных санкций, а теперь еще и от возможной внеплановой выездной налоговой проверки.
Как уже указывалось ранее, налоговые органы в системе планирования налоговых проверок анализируют как внутреннюю информацию (из отчетов, деклараций, справок, иных документов), так и внешнюю информацию, которая получена в соответствии с действующим законодательством от правоохранительных и иных контролирующих органов, органов власти, а также общедоступную информацию. К сожалению, не совсем понятно, будут ли публикации в прессе являться основанием для проведения выездной проверки, но теоретически они могут быть использованы; это подразумевает, что налоговые специалисты крупных структур должны будут изучать прессу на предмет наличия (отсутствия) прямых или косвенных обвинений. Опять же не совсем понятно, что нужно делать при наличии обвинений: писать в налоговую инспекцию письмо относительно такой публикации или же информировать налоговую инспекцию о судебном разбирательстве относительно такого рода публикаций.
Что касается внутренних источников, то для проведения налоговой проверки сотрудники налоговых инспекций должны будут проводить анализ финансово-экономических показателей, в том числе:
- анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики (позволяет выявлять налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начисленных налоговых платежей);
- анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
- анализ показателей налоговой и бухгалтерской отчетности, позволяющий определить наличие значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от показателей аналогичных периодов или среднеотраслевых показателей;
- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
Также Концепция предусматривает возможность и целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и аффилированных лиц.
Выбор объектов для проведения налоговой проверки осуществляется на основании целенаправленного отбора, тщательного и постоянного всестороннего анализа всей имеющейся информации о каждом объекте вне зависимости от формы собственности и сумм налоговых обязательств. Заметим, однако, что это достаточно сложно выполнимо, хотя по крупным налогоплательщикам такой анализ давно ведется, но он учитывает только внутреннюю информацию, различного рода анализы и данные государственных и правоохранительных органов. Внешние общедоступные источники в работе не используются. Видимо, в ближайшее время должен быть утвержден механизм определения того, какие иные общедоступные внешние источники могут быть использованы в системе планирования выездных проверок. Ими могут быть периодические издания, информация, полученная из сети Интернет, информация о судебных разбирательствах, информация о крупных приобретениях, отчеты по пресс-конференциям, рейтинги и статистика различных организаций и др. Нельзя забывать о такой вещи, как письменные свидетельства контрагентов и бывших сотрудников, ибо с недавнего времени налоговая служба начала более детально рассматривать и письма анонимного содержания.
В дополнение к тому, что налоговая служба стремится сделать процедуры целенаправленного налогового планирования невыгодными и свести их влияние к минимуму, Концепция предусматривает приоритетность включения в план выездных проверок именно тех организаций, в отношении которых имеется информация (внешняя и внутренняя) об их участии в схемах ухода от налогообложения или минимизации налоговых обязательств.
Далее рассмотрим критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Концепция предусматривает, что каждый налогоплательщик может сам оценить свои риски, что подразумевает и возможность управления ими. Основными критериями являются следующие:
- налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже среднего значения, свойственного хозяйствующим субъектам той же отрасли или экономической деятельности;
- наличие убытков в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов;
- отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
- опережающий темп роста расходов над доходами;
- среднемесячная зарплата в организации ниже среднего уровня по виду экономической деятельности внутри субъекта РФ;
- неоднократное приближение к предельному значению величин показателей для применения специальных налоговых режимов;
- отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме дохода за календарный год;
- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (так называемая цепочка контрагентов) в отсутствие разумных экономических или иных деловых причин;
- непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах в связи со сменой места нахождения (так называемая миграция между налоговыми органами);
- значительные отклонения уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Все вышеуказанные показатели налоговый орган оценивает и анализирует на предмет наличия необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53.
В заключение укажем, что предлагаемая Концепция пока весьма теоретизирована (хотя на сайте налоговой службы уже есть определенные модели и отдельная информация к размышлению для налогоплательщиков) и по ней имеется огромное количество вопросов. Но в любом случае существует необходимость подготовки страховых компаний к организации внутренних процедур по оценке налоговых рисков с учетом Концепции. Это, несомненно, увеличит нагрузку на налоговых специалистов страховой компании, однако позволит уменьшить вероятность проведения выездной налоговой проверки и, как следствие, доначислений в бюджет. Концепция способствует также оценке риска общей деятельности страховщика и выявлению вероятных «зон риска» нарушения законодательства о налогах и сборах, равно как и составлению дополнительного отчета по налоговым рискам для руководства любой страховой компании.
О.В.Данильчук
Издательский дом «Регламент»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.
2. Утвердить Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее — Критерии), согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.
3. Утвердить значения Критерия 1 согласно приложению N 3 к настоящему Приказу.
4. Утвердить значения Критерия 11 согласно приложению N 4 к настоящему Приказу.
5. Утвердить рекомендуемую форму Пояснительной записки к уточненной(ым) налоговой(ым) декларации(ям), представленной(ым) в связи с выявлением фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, согласно приложению N 5 к настоящему Приказу.
6. Аналитическому управлению (В.Н.
Концепция системы планирования выездных налоговых проверок: сроки и порядок проведения ВНП
Засько) ежегодно до 5 мая определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, для уточнения значения Критериев и размещать на официальном Интернет-сайте ФНС России.
7. Контрольному управлению (Л.А. Аршинцева) совместно с Управлением налогообложения (Н.С. Чамкина), Правовым управлением (О.В. Овчар) и Управлением досудебного аудита (Д.В. Егоров) по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и складывающейся арбитражной практики проводить регулярный анализ выявляемых способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, применяемых налогоплательщиками.
8. Управлению информатизации (В.Г. Колесников) разместить настоящий Приказ и приложения к нему на официальном Интернет-сайте ФНС России в разделе «Налоговый контроль», подраздел «Налоговые проверки».
9. Контрольному управлению (Л.А. Аршинцева) обеспечивать обновление информации о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском на официальном Интернет-сайте ФНС России.
10. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий Приказ до нижестоящих налоговых органов и организовать работу по ознакомлению налогоплательщиков с положениями настоящего Приказа и приложениями к нему.
11. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Т.В. Шевцову.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.П.МОКРЕЦОВ
Приложение N 1
к Приказу ФНС России
от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
КОНЦЕПЦИЯ
СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.
Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.
Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.
Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:
— выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
— предупреждение налоговых правонарушений.
При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.
Страницы: 1 из 13
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для
Налогоплательщиков
Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.
Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок являются:
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на
протяжении нескольких налоговых периодов, осуществление организацией
финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более
календарных лет.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых
вычетов за определенный период.
Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от
реализации товаров (работ, услуг). По налогу на прибыль:
Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже
среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской
Федерации.
Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:
официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат);
сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);
по запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);
официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных
Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей,
предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные
налоговые режимы.
В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).
В части единого сельскохозяйственного налога.
Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для
применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:
— доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной
продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из
сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от
реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового
периода, составляет не менее 70 процентов.
В части упрощенной системы налогообложения.
Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:
— доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
— средняя численность работников за налоговый (отчетный) период,
определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не
более 100 человек;
— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов,
определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о
бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;
— предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного
(налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3
пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В части единого налога на вмененный доход.
Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:
— площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту
организации розничной торговли составляет не более 150 кв.
Приложение N 1. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок
метров;
— площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту
организации общественного питания, имеющему зал обслуживания
посетителей, составляет не более 150 кв. метров;
— количество имеющихся на праве собственности или ином праве
(пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств,
предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20
единиц;
— общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом
для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв.
метров.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
По налогу на доходы физических лиц:
Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе
заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками
(«цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных
причин (деловой цели).
Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление
налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых
органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения
(«миграция» между налоговыми органами).
Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным
бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы
деятельности по данным статистики.
В части налога на прибыль организаций:
Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя
рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.