Конституции РФ

Конституции РФ

Конституция Российской Федерации – главный нормативный акт РФ, имеющий высшую юридическую силу на всей территории страны и закрепляющий основы ее социального, экономического и политического устройства. Действующая Конституция РФ <a href=»http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1048″ target=»_blank»>была принята</a> путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 года. В нем приняли участи 54,8% зарегистрированных избирателей, за принятие Конституции проголосовало 58,4% принявших участие в голосовании. Проект Конституции <a href=»https://bigenc.ru/biology/text/2092467″ target=»_blank»>был подготовлен</a> особым непостоянным консультативным органом – Конституционным совещанием, созданным указом президента РФ Бориса Ельцина от 20 мая 1993 года. Оно выработало единый текст Конституции РФ на основе двух проектов – проекта, подготовленного конституционной комиссией парламента (образована на 1-м Съезде народных депутатов в июне 1990 года), и проекта президента РФ (возражавшего против ключевых положений, предложенных комиссией, касавшихся вопросов организации высших органов государственной власти). При разработке главного нормативного правового акта страны <a href=»http://constitution.garant.ru/history/active/» target=»_blank»>учитывались</a> также авторские проекты отдельных ученых и их групп. Основу подготовленного Конституционным совещанием текста Конституции РФ («проект согласия») <a href=»https://constitution.garant.ru/science-work/modern/1776651/chapter/daf75cc17d0d1b8b796480bc59f740b8/» target=»_blank»>составляли</a> положения президентского проекта, но он также содержал новые решения, отличные от него. Этот проект главного нормативного акта РФ и <a href=»http://ria.ru/politics/20081211/157025948.html» target=»_blank»>был принят</a> за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, специалистов, рабочих групп. Именно этот текст Конституции был вынесен на референдум и принят им. Основной закон РФ <a href=»http://constitution.garant.ru/» target=»_blank»>состоит</a> из преамбулы (введения, в котором говорится о принципах жизни и целях народа) и двух разделов. Первый раздел не имеет общего заголовка и состоит из девяти глав, которые делятся на статьи. Первая глава «Основы конституционного строя» устанавливает, что Россия – суверенное, демократическое, правовое, социальное, федеративное и республиканское государство, содержит принципиальные положения о человеке и его правах и свободах как высшей ценности, закрепляет принципы экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества. Вторая глава закрепляет права и свободы человека и гражданина, третья посвящена федеративному устройству страны, четвертая – правовому статусу президента РФ. В пятой главе говорится о парламенте – Федеральном собрании РФ. Шестая глава посвящена правительству РФ, седьмая – судебной власти, восьмая – местному самоуправлению. В заключительной, девятой главе <a href=»https://clck.ru/PKUwx» target=»_blank»>говорится о поправках и пересмотре Конституции</a>. Поправки в нее могут быть внесены только в главы 3-8 в порядке, предусмотренном для принятия Федерального конституционного закона, и вступают с силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов РФ. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положении глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов <a href=»http://ria.ru/organization_Sovet_Federacii_RF/» target=»_blank» data-auto=»true»>Совета Федерации</a> и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с Федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование, при котором Конституция считается принятой, если наберет более половины голосов, принявших участие в голосовании, при условии, что на избирательные участки придет более половины списочного состава избирателей. Второй раздел главного нормативного акта РФ «Заключительные и переходные положения» <a href=»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/54dd4e1f61e0b8fa47bff695f0c08b192a95f7a3/» target=»_blank»>содержит девять пунктов</a>, предусматривающих необходимые меры для реализации Конституции. В нем четко обозначен приоритет Конституции РФ перед иными актами. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить ей. Закрепляя наиболее важные общественные отношения и основополагающие устои общества, Конституция России служит правовой базой для текущего законодательства, в котором преломляются, раскрываются и конкретизируются ее положения. Стабильность и долговечность Конституции как основного закона российского государства обусловлены двумя обстоятельствами. В силу абстрактного содержания ее положений, она не <a href=»https://clck.ru/PKSoz» target=»_blank»>подвержена частым изменениям</a>, а жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее долговечности, стабильности и жизнеспособности. С момента принятия Конституции в 1993 году в нее был внесен ряд изменений. С 1996 по 2003 год они были связаны с изменением названий субъектов. В Конституцию включили Республику Ингушетию и Республику Северная Осетия – Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия (указ президента РФ от 9 января 1996 года); Республику Калмыкию вместо наименования Республика Калмыкия – Хальмг Тангч (указ президента РФ от 10 февраля 1996 года); Чувашскую Республику – Чувашию вместо наименования Чувашская Республика – Чаваш республики (указ президента РФ от 9 июня 2001 года); Ханты-Мансийский автономный округ – Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ (указ президента РФ от 25 июля 2003 года). С 2004 года по 2008 год в Конституцию <a href=»http://www.constitution.ru/10003000/note.htm» target=»_blank»>вносились изменения</a>, связанные с укрупнением субъектов Федерации. С 1 декабря 2005 года был образован Пермский край в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 года); с 1 января 2007 года – Красноярский край в результате объединения трех граничащих между собой субъектов РФ – Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа (федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 года); с 1 июля 2007 года – Камчатский край в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Камчатской области и Корякского автономного округа (федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 года); с 1 января 2008 года – Иркутская область в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 года); с 1 марта 2008 года – Забайкальский край в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 года). В конце 2008 года в основной закон были внесены более существенные поправки. Законом РФ о поправке к Конституции РФ <a href=»https://base.garant.ru/194633/» target=»_blank»>от 30 декабря 2008 года</a> «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», срок полномочий президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента <a href=»https://ria.ru/20140312/999121853.html» target=»_blank»>был увеличен</a>: глава государства избирается на шесть лет (ранее на четыре года), а депутаты <a href=»http://ria.ru/organization_Gosudarstvennaja_Duma_RF/» target=»_blank» data-auto=»true»>Госдумы</a> на пять лет (ранее на четыре года). Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации <a href=»https://base.garant.ru/194634/» target=»_blank»>от 30 декабря 2008 года</a> «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» правительство обязали отчитываться перед Госдумой о своей работе. Тексты отчетов <a href=»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/7637edca1218f2b38e9f2c46bce5ddef82342437/» target=»_blank»>публикуются</a> в «Российской газете» и «Парламентской газете». В 2014 году в Конституцию вносились дополнения трижды. Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» <a href=»http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&amp;base=LAW&amp;n=158640&amp;fld=134&amp;dst=1000000001,0&amp;rnd=0.1021406607621751#037347916022048566″ target=»_blank»>были внесены изменения</a> в ряд ее статей <a href=»http://www.kremlin.ru/acts/news/20485″ target=»_blank»>в связи с объединением</a> Высшего Арбитражного суда с Верховным судом.Следующее изменение <a href=»http://www.kremlin.ru/acts/bank/38220″ target=»_blank»>было внесено</a> федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года в связи с принятием в РФ Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Еще одно изменение <a href=»https://www.garant.ru/news/554822/» target=»_blank»>внесли</a> в связи с введением института федеральных сенаторов. Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 года «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» <a href=»http://constitution.garant.ru/main/law_const/70699880/» target=»_blank»>была изменена</a> статья 95 главного нормативного акта в части, определяющей порядок формирования Совета Федерации. В 2019 году в Конституцию <a href=»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321096/» target=»_blank»>внесли</a> поправку в связи с изменением наименования Кемеровской области на Кемеровскую область – Кузбасс (указ президента РФ от 27 марта 2019 года). В январе 2020 года в послании Федеральному собранию президент России <a href=»http://ria.ru/person_Vladimir_Putin/» target=»_blank» data-auto=»true»>Владимир Путин</a> <a href=»https://ria.ru/20200530/1572221500.html» target=»_blank»>предложил</a> внести в основной закон страны ряд поправок, которые сделали бы документ в большей степени отвечающим современным реалиям и закрепили бы достигнутые результаты. Было подготовлено <a href=»https://ria.ru/20200622/1573294384.html» target=»_blank»>206 поправок</a> в Конституцию, которые вырабатывались на основе реальных потребностей общества, максимально учитывались мнения профессиональных сообществ. Они <a href=»https://ria.ru/20200422/1570399940.html» target=»_blank»>содержат положения</a>, касающиеся политической системы, реализации принципа социального государства, правовой системы. После обсуждения поправок специальной рабочей группой Госдума 11 марта <a href=»https://ria.ru/20200530/1572221500.html» target=»_blank»>приняла</a> в окончательном чтении президентский законопроект. В тот же день он был одобрен Советом Федерации, затем документ поддержали законодательные собрания всех субъектов РФ. По итогам этого рассмотрения 14 марта Совет Федерации принял постановление и направил его президенту, который в тот же день <a href=»http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&amp;base=LAW&amp;n=346019&amp;fld=134&amp;dst=1000000015,0&amp;rnd=0.1389019879007518#05245571497611459″ target=»_blank»>подписал</a> одобренный закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». После этого документ был направлен в Конституционный суд РФ с президентским запросом о соответствии поправок Конституции РФ. В нем, в частности, Путин <a href=»https://ria.ru/20200316/1568682232.html» target=»_blank»>попросил высказаться</a> о допустимости дополнения основного закона страны поправкой, позволяющей действующему президенту участвовать в новых выборах главы государства. Также он <a href=»https://ria.ru/20200413/1569967350.html» target=»_blank»>спросил о дополнительных условиях</a> для вступления в силу поправок к Конституции – общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в основной закон страны. Конституционный суд <a href=»https://ria.ru/20200316/1568698489.html» target=»_blank»>вынес</a> заключение о соответствии Конституции положений закона. После этого Путин <a href=»https://ria.ru/20200625/1573458546.html» target=»_blank»>подписал указ</a>, назначив общероссийское голосование по поправкам на 22 апреля, но затем в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией оно было перенесено на 1 июля. Из-за необходимости учитывать эпидемиологическую обстановку и безопасность населения было принято решение о том, что россияне смогут голосовать в течение семи дней: с 25 июня по 1 июля. Москва и Нижегородская область стали двумя пилотными регионами, жители которых могут проголосовать дистанционно. Поправки вступят в силу <a href=»https://ria.ru/20200623/1573381207.html» target=»_blank»>только в случае их одобрения</a> на общероссийском голосовании. <em>Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников</em>

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

Текст Конституции РФ обновлён в связи с вступлением в силу поправок от 14.03.2020, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.

Понятие конституции вошло в наш мир из Римского права. В переводе с латинского и в юридическом понимании оно означает устройство государства во взаимоотношениях с населением страны. Если привести современные аналогии, то конституцию можно сравнить с уставом организации. Все действия организации осуществляются в рамках устава, а устройство и функционирование государства соответствует нормам её главного закона.

Действующая Конституция РФ и её субъекты

Основной закон Российской Федерации был принят в 1993 году, то есть через два года после появления страны с таким названием. Несмотря на то, что Российская федерация находится в границах бывшей РСФСР, её устройство существенно отличается от советского варианта.

Принято считать, что основной закон РФ ориентирован на его граждан. Такое представление не совсем верно. Декларируемые права и свободы в равной степени распространяются на любого человека, находящегося на территории с российской юрисдикцией.

Например, статья 20 защищает право на жизнь любого человека, независимо от происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности и гражданства. Статья 62 посвящена декларации прав людей, не имеющих российского гражданства. Такие люди обладают правами граждан России. Однако в целях обеспечения безопасности страны ряд прав иностранцев ограничивается федеральными законами.

Субъектами конституционного права являются две стороны – люди, то есть физические лица, и общество. От имени последнего выступают органы государственной и муниципальной власти, а так же общественные объединения любого ранга, в том числе и международного. При этом не регламентируется напрямую функционирование коммерческих организаций. Они являются вариантом реализации прав людей на объединения.

Поправки в Конституцию 2020 года: краткое содержание и тезисы

В 2020 году в текст Конституции России были внесёны поправки, принятые в результате общероссийского голосования.

  • Установление русского языка государствообразующим;
  • Признание культуры Российской Федерации уникальным наследием;
  • Установление неприкосновенности для президента после отставки;
  • Изменение механизма отрешения президента от должности;
  • Ужесточение требований к сенаторам и депутатам Госдумы и обеспечение их неприкосновенности;
  • Совместное собрание палат только для заслушивания президента;
  • Включение в Конституцию арбитража, Верховного и Федерального суда, мировых судей;
  • Председатель Правительства несет персональную ответственность перед президентом;
  • Правительство обеспечивает укрепление и защиту семей, инвалидов, содействует развитию промышленности, поддержке волонтеров и защите экологии;
  • Ужесточение требований к прокурорам и судьям;
  • Генеральный прокурор может сниматься с должности президентом РФ;
  • Усиление полномочий Государственного Совета Федерации;
  • Главы силовых ведомств и региональные прокуроры назначаются президентом и Советом Федерации.Совет Федерации может снимать с должности судей;
  • Президент и высокопоставленные чиновники не могут иметь иностранное гражданство;
  • Конституционный суд может проверять законопроекты;
  • Местное самоуправление подчиняется Федеральным законам;
  • Госдума будет утверждать председателя правительства;
  • Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать население медицинской помощью;
  • Создание федеральных территорий и организация на них публичной власти;
  • Защита территориальной целостности страны, запрет действий, направленных на изменение границы РФ;
  • Добавлен пункт о правопреемстве СССР;
  • Добавлено упоминание Бога, защиты исторической правды, признание детей важнейшим достоянием, установка приоритета семейного воспитания;
  • Введение положения о самобытности культуры народов, закрепление защиты прав и поддержки соотечественников за рубежом;
  • Установление возможности размещения отдельных органов власти вне города Москвы;
  • Расширение полномочий ведомств России;
  • Включение сельского хозяйства и молодежной политики в ведение субъектов Российской Федерации, добавление пункта о защите семьи и материнства;
  • Оплата труда не менее прожиточного минимума, индексация пенсии не реже 1 раза в год;
  • Обязательная индексация социальных пособий;
  • Создание условий экономического роста страны, повышения доверия между государством и гражданами;
  • Ужесточение требований к высшему должностному лицу субъекта РФ и органах исполнительной власти;
  • Приоритет Конституции РФ над международным правом;
  • Закрепление мер по международному поддержанию мира;
  • Поддержание президентом мира и согласия в стране;
  • Президент должен проживать в России не менее 25 лет, занимать должность не более двух сроков, не иметь иностранного гражданства;
  • Добавление президенту дополнительных полномочий.

Востребованность КРФ

Принятие конституции является сигналом для законодателей. Как правило, основной документ принимается заново в том случае, если происходят существенные изменения в обществе и государстве. Поскольку все юридические документы должны соответствовать конституции, после её принятия обычно меняется и вся юридическая система страны.

Особенно это правило касается нормативных актов федерального уровня. Именно по этой причине в Российской Федерации после 1993 года был принят целый ряд законов федерального, а затем и регионального уровней.

Однако общество и люди, его составляющие, могут пользоваться главным законом для отстаивания своих прав даже в том случае, если эти права ещё не нашли своего развития в нормативах другого уровня. Статья 15 основного документа декларирует прямое действие его норм на всей территории страны. Это означает, что использовать главный закон в отстаивании своих прав могут все люди, находящиеся в зоне российской юрисдикции, то есть на:

  • территории в границах РФ;
  • кораблях с российским флагом;
  • военных базах;
  • территориях посольств.

Конституция РФ является одновременно продуктом развития общества и документом, закрепляющим результаты этого развития. В результате формируется единство противоположностей. Это единство позволяет рассматривать главный закон как основу формирования стабильности состояния общества и государства.

Конституция — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.

Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

Отличия конституции от других правовых актов

— Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

— Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

— Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

— Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Виды конституций

писаная

неписаная

существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции)

существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии)

реальная

фиктивная

адекватно отражает реальное конституционное строение

не соответствует фактическим условиям, является декларативной

народно-суверенная (договорная) (Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.)

октроированная (фр. octroyer — жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.)

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

Функции конституции

Наименование
функции

Ее сущность

Политическая

Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие

Правовая

Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства

Гуманистическая

Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права

Учредительная

Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти

Мировоззренческая

Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

Смена политического режима в государстве

Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства

Образование
нового государства

=> Принятие новой конституции

Конституция Российской Федерации — это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Этапы конституционного развития России

Этапы

Год принятия

Основной закон российского государства

Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция)

Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР)

Конституция РСФСР

Конституция РСФСР

Конституция РСФСР

1989—1993

Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г.

Конституция Российской Федерации (РФ)

Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.

Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).

Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов — 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития российской государственности.

Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.

Особенности Конституции РФ

Особенности,
обусловливающие
центральное место
Конституции РФ
в правовой системе

Их подтверждение

Принимается народом (или от его имени)

12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ

Имеет учредительный характер

В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства

Обладает высшей юридической властью

Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону

Имеет всеохватывающий характер

Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений

Является основой для всех иных источников права

Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней

Отличает особый порядок охраны

Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции

Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок

Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей.

Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3—8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования

Структура Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:

Преамбула

Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел


главы

Название главы

Конституционные статьи

Предмет регулирования

Основы конституционного строя

1—16

Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии

Права и свободы человека и гражданина

17—64

Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина

Федеративное устройство

65—79

Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации

Президент Российской Федерации

80—93

Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности

Федеральное Собрание

94—109

Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса

Правительство Российской Федерации

110—117

Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству

Судебная власть

118—129

Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ

Местное самоуправление

130—133

Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

134—137

Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр

Второй раздел

Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Основные задачи Конституции РФ

Преобразование России в демократическое правовое государство

Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами

Основы конституционного строя России.

Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.

Признаками конституционного строя являются:

  • верховенство права;
  • широкие права и свободы человека, их гарантированность;
  • участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
  • разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается:

  • особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции – Основы конституционного строя;
  • неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действий, направленные на свержение конституционного строя.

Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:

  • демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;
  • нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;
  • российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;
  • патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.

Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

  1. человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  2. суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
  3. государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;
  4. федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти «сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;
  6. Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  7. установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8,9);
  8. идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;
  9. Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *