Контроль аптек
Согласно Правилам надлежащей аптечной практики в аптеке должен быть в наличии журнал учета минимального ассортимента лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 4 утвержденных Приказом Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н «Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» документация системы качества ведется уполномоченными руководителем аптечной организации работниками на бумажных и (или) электронных носителях и включает согласно подпункту «и» пункта 4 Правил в том числе документы по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими.
Согласно подпункту «о» пункта 5 указанных Правил документы по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими включают, в частности, журнал по обеспечению лекарственными препаратами, входящими в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, но отсутствующими на момент обращения покупателя.
Из перечисленных выше норм Правил однозначно следует, что указанный Журнал может вестись как на бумажном, так и электронном носителе (в электронном виде).
В «Единой России» разработан законопроект, который будет аналогично действующим нормам закона о торговле для торговых сетей регулировать деятельность аптек и аптечных сетей. Первый заместитель руководителя фракции «Единой России» Андрей Исаев, говоря о предлагаемых поправках, отметил, что сегодня аптечная отрасль не урегулирована в достаточной мере: «Если мы знаем, что в отношении торговых сетей принималось достаточно жесткое законодательство, то подобного закона не существует в отношении тех же аптечных сетей».
Согласно законопроекту, в федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» предлагается, в частности, внести понятие аптечной сети и ограничить количество входящих в нее организаций, разделить аптеки коммерческие с некоммерческими, обязать фармацевтов информировать покупателей о наличии российских аналогов зарубежных препаратов, ограничить бонусы, которые аптеки получают от поставщиков за размещение препаратов, разрешить ФАПам торговлю лекарствами без установки специального аптечного оборудования, а также ввести понятие «передвижных аптечных пунктов», которые смогут доставлять препараты в сельскую и удаленную местность.
Помимо этого, в «Единой России» предлагают обязать аптеки в заявительном порядке раз в квартал регистрировать цены на все лекарства. По словам Исаева, регулирующая этот вопрос поправка может быть внесена ко второму чтению документа. Согласно ей, государство не будет устанавливать цены на лекарства, этим будут заниматься реализующие их организации. Исаев отметил, что аналогичная мера в настоящее время действует в отношении лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (цены на эти препараты ежегодно регистрируются производителями, которые в течение 12 месяцев поднять их не имеют права).
«В рамках проекта «Народный контроль» оперативно были организованы рейды по аптечным сетям города Ханты-Мансийска и другим городам Югры, с целью выявить достаточное наличие медицинских масок в аптеках и факты необоснованного завышения цен на маски во время эпидсезона по гриппу и заболеваниям ОРВИ.
В работу по общественному мониторингу были вовлечены эксперты отрасли, депутаты, представители общественных организаций. К слову, многие депутаты и регионального, и муниципального уровня по своей инициативе проявляют активность и размещают в социальных сетях информацию о результатах своей работы.
Всего в Ханты-Мансийске действует 44 аптеки. Цены, которые установлены в аптеках окружного центра, одни из самых низких по Югре. В среднем около 6-7 рублей, самая низкая цена, которая зафиксирована – 3 рубля.
Примерно такая же ситуация в других муниципалитетах округа. Проверено порядка 50 аптек в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске, Урае, Кондинском и Советском районах. Эта работа еще продолжается.
В ряде медицинских учреждений и аптек маски выдаются бесплатно. В основном, это аптеки, входящие в систему льготного лекарственного обеспечения. В Ханты-Мансийске это 2 аптеки: городская и районная.
Что касается наличия масок, то на сегодня в аптеках, работающих в системе льготного лекарственного обеспечения на территории округа, имеется в продаже 151 тысяча медицинских масок, а в целом по всем медицинским учреждениям здравоохранения Югры – около 4,5 млн. масок в наличии.
Случаи, где в аптеках в ходе рейдов было обнаружено отсутствие в продаже медицинских масок, единичные. По информации фармацевтов, маски быстро распродаются из-за высокого спроса и низких цен, во всех случаях участники рейда получали подтверждение, что поставка товара ожидается со дня на день. Также от фармацевтов поступила информация о том, что некоторые производители медицинских масок уведомили аптеки о повышении цен до 15 и 18 рублей. Эти факты требуют дополнительной проверки.
Экспертный опрос, проведенный в последние дни, показал, что инициатива «Единой России» о разработке законопроекта, который будет регулировать деятельность аптек и аптечных сетей по аналогии с законом о торговле для торговых сетей, крайне востребована сегодня. Это позволит существенно усилить контроль, сделать рынок лекарственных препаратов более прозрачным и ужесточить требования.
На аптеки будут распространяться такие же правила, как на торговые сети. Закон обяжет аптеки в обязательном порядке регистрировать цены на все лекарства, информировать население о наличии российских аналогов дорогим зарубежным препаратам. Это очень
важный вопрос. Государство должно иметь инструменты влияния на рынок там, где есть социальная составляющая, и защищать своих граждан от маркетинговых манипуляций, особенно тех, кто в этом больше всего нуждается, например, представителей старшего поколения, которые зачастую легко внушаемы.
Думаю, что предлагаемые изменения позволят в будущем исключить случаи завышения цен аптеками на наиболее востребованные лекарственные препараты», – сказал региональный координатор проекта «Народный контроль», председатель Думы города Ханты-Мансийска Константин Пенчуков.
Напомним, 5 февраля руководитель фракции «Единой России», вице-спикер нижней палаты Сергей Неверов сообщил, что в «Единой России» подготовили законопроект, который исключит ситуации с завышением цен аптеками. Он добавил, что во фракции поддерживают позицию Президента России Владимира Путина, который заявил о необходимости отбирать лицензии у аптек, на волне борьбы с коронавирусом завышающих цены на средства индивидуальной защиты и противовирусные препараты. Ранее Правозащитный центр «Единой России» обратился в Федеральную антимонопольную службу и Минпромторг с просьбой проверить факт отсутствия в аптеках медицинских масок и существенного роста стоимости на них.
После поступления жалоб «Единая Россия» в рамках партпроекта «Народный контроль» запустила во всех регионах мониторинг цен на медицинские маски и препараты, рекомендованные при лечении коронавируса.
1. Общие положения
1.1. Аптека готовых лекарственных форм (далее по тексту «Аптека») организуется для своевременного и наиболее полного удовлетворения потребности населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.
1.2. Решение на право открытия новой аптеки принимается органом местного самоуправления.
В микрорайонах при удаленности от имеющихся аптек более 5 км можно открывать аптеки пятой-шестой категорий.
1.4. Аптека осуществляет фармацевтическую деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и Нижегородской области, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и Нижегородской области, нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения РФ и Нижегородской области, Нижегородского областного фармацевтического управления.
1.5. Площадь аптеки должна соответствовать объему выполняемой работы (см. раздел 3 настоящих требований и приложение 1 к Основным требованиям к аптеке готовых лекарственных форм).
1.6. Аптека осуществляет свою деятельность на основании государственной лицензии на фармацевтическую деятельность.
1.7. Аптека имеет набор мебели и оборудования, необходимый для функционирования аптеки (приложение 2 к Основным требованиям к аптеке готовых лекарственных форм).
1.8. Аптека имеет вывеску с указанием места ее нахождения, режима работы и принадлежности.
1.9. Аптека должна иметь в торговом зале следующую информацию:
— копию лицензии на право заниматься фармацевтической деятельностью;
— Закон РФ «О защите прав потребителей» и дополнения к нему;
— указание адресов и телефонов дежурной и ближайших аптек;
— перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный Министерством здравоохранения РФ;
— информацию о наличии в области центра контроля качества лекарств, адрес и номер телефона информационной службы центра;
— информацию об областном фармацевтическом управлении, адрес и номер телефона;
— книгу отзывов и предложений;
— о том, что лекарственные средства обмену и возврату не подлежат;
— о том, что лекарственные средства детям до 14 лет не отпускаются;
— о специалисте, осуществляющем отпуск лекарственных средств (должность, Ф.И.О.);
— об ответственном за цены и сертификацию.
1.10. Аптека должна иметь обязательный ассортимент лекарственных средств в соответствии с действующим приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области.
1.11. Аптека для своей работы должна иметь фармацевтическую литературу, в том числе государственный реестр лекарственных средств, справочники о лекарственных средствах, действующие приказы, инструкции и методические рекомендации Министерства здравоохранения РФ, Нижегородской области, Нижегородского областного фармацевтического управления по фармацевтической деятельности, перечень обязательного ассортимента лекарственных средств в соответствии с действующим приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области.