Контроль финансов

Контроль финансов

ТЕМА 4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

4.1. Понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля

Наличие финансового контроля обусловлено тем, что финансам присуща контрольная функция. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль рассматривается в двух аспектах:

1. Регламентированная законодательством деятельность специальных контрольных органов за соблюдением финансового законодательства.

2. Неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба данных аспекта финансового контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором – акцент ставится на аналитическую сторону финансового контроля.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны.

Финансовый контроль имеет определенную сферу применения и целевую направленность деятельности, является совокупностью мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности экономических субъектов с применением определенных форм и методов его организации.

Любая контрольная деятельность в сфере управления начинается с постановки цели. Целью финансового контроля является обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях экономики. Для достижения данной цели финансовый контроль призван решать следующие задачи:

  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом и внебюджетными фондами всеми субъектами финансовых правоотношений;
  • содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях;
  • обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;
  • выявление резервов роста финансовых ресурсов, прибыли и рентабельности предприятий;
  • устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.

Реализация названных задач является важнейшим условием обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, экономического и эффективного использования бюджетных, собственных и заемных средств, укрепления финансовой дисциплины. Задачи финансового контроля постоянно уточняются и видоизменяются вместе с изменением финансового законодательства.

Объектом финансового контроля выступают процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых на практике должно стремиться каждое государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международная организация высших контрольных органов). К ним относятся: независимость и объективность, компетентность и гласность. Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер: результативность; четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, приведенных в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых; согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Эффективность финансового контроля обеспечивается соответствующей организацией, видами, формами и методами его проведения. Финансовый контроль можно условно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от субъектов

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: государственный, ведомственный, внутрифирменный, контроль со стороны коммерческих банков, общественный, независимый, правовой, гражданский контроль.

Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти. Его главная цель — обеспечить интересы государства и всего общества по поступлению доходов и при расходовании государственных денежных средств. Государственный финансовый контроль осуществляется по линии законодательной власти (парламентский контроль), по линии Президента РФ (президентский контроль), по линии исполнительной власти (правительственный контроль).

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, которые осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, учреждений.

Внутрифирменный (внутрихозяйственный, корпоративный) контроль проводят экономические, в том числе и финансовые службы организаций, предприятий, учреждений. Объект контроля — финансово-хозяйственная деятельность. Цель контроля — обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов, повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Контроль со стороны коммерческих банков за деятельностью организаций-клиентов. Его проводят коммерческие банки, обслуживающие организации, предприятия, учреждения. Цель контроля — обеспечение соблюдения клиентами банков правил наличных и безналичных денежных расчетов, а также определение кредитоспособности клиентов.

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации (профсоюзы, СМИ и др.). Объект контроля зависит от задач общественных организаций (например, профсоюзы призваны контролировать своевременность выплаты заработной платы, а также различных социальных пособий: по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за детьми и т.д.).

Независимый контроль проводят аудиторские фирмы или аудиторы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Цель аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Правовой контроль проводят правоохранительные органы в форме ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз.

Гражданский контроль осуществляют физические лица при получении ими заработной платы, пособий, дивидендов, а также при налогообложении их доходов и имущества.

В зависимости от времени

В зависимости от времени и периодичности проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней, целевых программ, балансов финансовых ресурсов, финансовых разделов бизнес-планов хозяйствующих субъектов, финансовых планов и смет некоммерческих организаций и бюджетных учреждений. Он носит предупредительный характер, способствует предотвращению нерационального расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов увеличения доходов и прибыли.

Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в процессе производственной и хозяйственной деятельности, исполнения бюджетов, смет доходов и расходов, совершения денежных сделок. Его задачей является предупреждение и выявление нарушений финансовой дисциплины, требований бухгалтерского учета и отчетности.

В процессе текущего финансового контроля особое внимание обращается на целевое и эффективное использование средств, сохранность собственности. На уровне хозяйствующих субъектов текущий финансовый контроль обеспечивает выявление резервов увеличения выручки, снижения себестоимости, получения прибыли.

Текущий финансовый контроль проводится повседневно финансовыми и бухгалтерскими службами с тем, чтобы обнаружить и устранить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Особенностью текущего финансового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы финансовых органов. Поэтому иначе его называют оперативным финансовым контролем.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской отчетности по окончании отчетного периода. Его главная цель — оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности, эффективность осуществления финансовой стратегии и политики.

Последующий финансовый контроль позволяет оценить эффективность организации финансовой работы хозяйствующих субъектов, министерств и ведомств, а также самих контрольных органов, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

По сферам деятельности

По сферам финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой контроль.

Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Его задачей на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджетов является проверка полноты использования в доходной части бюджета имеющихся резервов. По расходам бюджета проверяется целесообразность финансирования каждого вида затрат. В процессе исполнения бюджетов контролируется своевременность выделения бюджетных средств, целевое и эффективное их использование.

Налоговый контроль является частью финансового контроля. Его основная цель — мобилизация налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, установленных налоговым законодательством.

Главной задачей таможенного контроля является обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет.

Целью валютного контроля является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию и обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Кредитный контроль проводится при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд.

Страховой контроль и надзор осуществляется за правильным проведением страховых операций. Его задачей является обеспечение стабильного развития конкурентоспособного рынка страховых услуг.

По методам проведения

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдения, ревизии.

В процессе проведения проверок на основе первичных документов, регистров бухгалтере кого учета, бухгалтерской отчетности и статистического наблюдения рассматриваются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и намечаются меры по устранению выявленных недостатков. Проверки подразделяются на документальные (выездные) и камеральные. Документальную проверку проводят непосредственно в организациях и учреждениях в присутствии должностных лиц. Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе предоставленных ему документов и имеющихся у субъекта контроля материалов о проверяемых юридических и физических лицах.

Обследование заключается в личном ознакомлении специалистов контролирующего органа непосредственно на месте с отдельными сторонами деятельности предприятий, организаций, учреждений. При этом могут проводиться контрольные замеры выполняемых работ, расхода материалов, топлива, энергии, устанавливаться скрытые объекты финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте.

Надзор проводится контролирующими органами за деятельностью субъектов, получивших лицензию на определенный вид деятельности. Целью надзора является контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии (например, на право ведения страховой или банковской деятельности, торговли подакцизными товарами).

Экономический анализ имеет целью детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности для оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния организаций, предприятий и учреждений.

Наблюдение (мониторинг) представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий в целях определения текущих изменений в деятельности хозяйствующих субъектов. Например, кредитные организации осуществляют постоянное наблюдение за использованием выданных ссуд и за финансовым состоянием заемщика. Неэффективное использование полученных ссуд и снижение платежеспособности могут привести к ужесточению условий кредитования и требованию досрочного возврата кредита.

Ревизия — это основной, наиболее глубокий, всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов, соблюдения финансовой дисциплины, обеспечения достоверности ведения финансового учета и отчетности. Цель ревизии — выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности различают ревизии полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные. Ревизии могут быть плановые и внеплановые (внезапные), документальные и фактические (с проведением инвентаризации ценностей).

Мобильный банкинг уже давно умеет делить ваши расходы по категориям. Однако, ему ничего не известно о ваших наличных средствах и он не знает как планировать бюджет наперед. Мы выбрали 10 приложений, которые помогут навести порядок в финансах и просчитать свой бюджет на несколько месяцев или даже лет вперед.

Money Lover

Android | iOS

Money Lover — мультиплатформенное приложение для контроля личного бюджета. Благодаря ему вы отследите все движения средств, а диаграммы с графиками помогут увидеть, куда именно уходят деньги. Такая визуализация поможет более точно распланировать весь бюджет. Не перегружайте телефон лишней информацией — сохраняйте все данные в Dropbox.

Боитесь, что превысите планируемые затраты? Поставьте себе лимит, и когда вы будете к нему близки, приложение просигнализирует об этом.

В бесплатной версии нужно вводить все данные о тратах самостоятельно. Также к одному аккаунту можно максимум подключить 5 устройств. В премиум версии (270 грн) вы сможете подсоединить неограниченное количество девайсов и свои карты, чтобы приложение автоматически переносило данные о доходах и расходах. Также вы сможете вести неограниченное кол-во кошельков и экспортировать данные в Excel.

Money Manager

Android | iOS

Особенностью этого приложения является распознавание чеков. Вам не нужно вводить данные самостоятельно: достаточно просто сфотографировать его, а приложение самостоятельно проанализирует и определит подходящую категорию расходов.

В главном окне основные вкладки отсортированы по временным периодам, а в самих транзакциях отображается счет, тип, сумма, категория и другая вручную внесенная информация. Круговые диаграммы и кастомизируемые графики заметно облегчают мониторинг бюджета.

Также здесь доступно управление картами, планирование бюджета по отдельным категориям и применение системы двойной записи. Патриотам понравится то, что Money Manager поддерживает украинский язык. Используете сразу несколько валют? Не нужно постоянно их конвертировать — записывайте как есть, а приложение всё сделает само.

Goodbudget

Android | iOS | Web

Отличное приложение для контроля над домашним бюджетом. Главным его отличием является то, что вы сами можете составить финансовый план, указав сколько планируете потратить на каждую из категорий расходов. Goodbudget проконтролирует вашу целеустремленность и просигнализирует, когда расходы приблизятся к предлагаемой стоп-отметке.

Monefy

Android | iOS | Windows

Удобное приложение для финансового учета, позволяющее следить не только за индивидуальными, а ещё и за семейными расходами. Синхронизируйте данные со всех устройств, выгружайте отчеты в Dropbox и контролируйте свой бюджет как никогда ранее.

Все транзакции сортируются по категориям и выносятся на большую круговую диаграмму на стартовом экране. Удобно то, что можно формировать статистику относительно предложенного бюджета, а не всех доходов. То есть, если вы хотите стабильно откладывать по 2000 грн с каждой зарплаты, то просто не вписываете их в свой месячный бюджет и приложение рассчитает расходы, не учитывая эту сумму.

Splittable

Android | iOS

Снимаете с другом квартиру или же делите вместе с кем-то затраты на содержание жилья? Скачайте Splittable: оно расскажет, кто платит за коммуналку, сколько каждый среди вас потратил денег на покупку еды, бытовой химии и других нужных товаров. Благодаря этому приложению вы сможете честно разделить необходимые расходы между всеми домочадцами.

Alzex Finance

Android | iOS | Windows

Приложение, позволяющее максимально детально распланировать свой бюджет. Alzex отлично подойдет как для индивидуального пользователя, так для семей и даже небольших предприятий.

Программа поддерживает все валюты мира, большинство популярных криптовалют и драгметаллов. Все курсы обмена постоянно обновляются, так что вы сможете спланировать всё вплоть до копеек. Добавляйте неограниченное количество счетов: карточки, депозиты, наличка, криптокошельки и т.д. Все транзакции разделяются по категориям, контрагентам и проектам. Присваивайте каждой транзакции неограниченное количество меток: это поможет вам максимально точно сформулировать картину доходов/расходов. Создавайте регулярные транзакции — так вы никогда не забудете об уплате коммунальных или связи.

В Alzex Finance есть функция парсинга СМС от банков. При включении этой настройки, все данные автоматически попадают в список неподтверждённых транзакций. Вам не нужно вносить их время и сумму — приложение сделает это самостоятельно. Единственное, что от вас требуется — указать категорию. Разделить одну покупку на несколько небольших транзакций невозможно. Если вы любитель часто покупать за один раз несколько типов товаров, то для вас эта функция полностью бесполезна.

CoinKeeper

Android | iOS | Web

Отличное приложение для финансового контроля, которое синхронизируется со всеми девайсами. Сами разработчики позиционируют свой продукт, как такой, что справится даже с бухгалтерией небольшой фирмы. Прописывайте все доходы/расходы, оплату за аренду, коммунальные, зарплаты сотрудникам и т.д. CoinKeeper станет незаменимым помощником вашего бухгалтера.

Вся статистика визуализируется в виде ярких диаграмм и графиков, которые можно изучить как по дням, так и по месяцам.

Bills Monitor

Постоянно забываете оплатить по счетам? С Bills Monitor такого больше не повторится. Он напомнит, что нужно внести платеж или купить запланированный товар. Карманный бухгалтер хранит все данные об оплаченных счетах в истории, анализируя частоту транзакций и подстраиваясь под вас. Все отчеты выгружаются на электронную почту в формате PDF, HTML или CSV.

AndroMoney

Android | iOS

Приложение для контроля финансов с интуитивно понятным интерфейсом, поддерживающим одновременное использование нескольких учетных записей, мультивалютность, визуализацию в графиках и гистограммах. Также вы можете подключить свои карты и вклады, чтобы система автоматически записывала все ваши доходы и расходы.

Сохраняйте базу данных, где вам удобно: внутри девайса или на облаке. Создавайте автоматические платежи, для учета ежемесячных трат и защитите приложение паролем, чтобы никто посторонний не мог зайти в него.

Debit&Credit

iOS | Mac

Не бойтесь такого сложного названия: на самом деле всё очень просто. Приложение насквозь пропитано идеей минимализма, поэтому здесь практически нет сложной графики, а в всё меню состоит из текстовых списков. Однако за этой внешней простой скрывается настоящая рабочая машина, позволяющая детально настраивать бюджеты, наблюдать за движением средств, фиксировать траты, создавать счета с категориями учета и многое другое.

Особое внимание здесь уделено отчетам. Приложение отображает максимально подробную информацию о том, на что и сколько вы тратите денег. Debit&Credit умеет прогнозировать будущее финансовое состояние, анализируя ваши прошлые и будущие транзакции.

Напоминайте себе о будущих оплатах по счетах: просто пропишите в приложении о том сколько и когда вам нужно будет заплатить и оно отправит вам уведомление незадолго до события.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования, органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений. Содержание финансового контроля раскрывается через его принципы и методы организации, а его структурные элементы и звенья образует в совокупности систему контроля.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро — и макроуровнях, выявлении нарушений законодательства и принятии адекватных управленческих решений и реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются: обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования; выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления; рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования; соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности; повышение эффективности финансовой политики государства.

В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм, включающий принципы и требования; меры ответственности всех участников процесса контроля. Совокупность взаимосвязанных элементов, включающих в себя финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п., взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой инфраструктуру финансового контроля.

В качестве объекта финансового контроля выступают процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы. Это, прежде всего, Министерство финансов РФ, Федеральное Казначейство РФ, которое действует исходя и принципа единства кассы, т.е является органом, единолично осуществляющим кассовое обслуживание бюджета. К субъектам контроля относятся и другие государственные контрольные органы и структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования, органах государственной власти и местного самоуправления, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Счетная палата РФ организует и осуществляет контроль за своевременным исполнением статей федерального бюджета и внебюджетных фондов, контролирует законность и своевременность движения бюджетных средств и др.

Учреждения Центрального банка РФ осуществляют обслуживание счетов всех бюджетов бюджетной системы РФ по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и непосредственно исполнение бюджетов.

Налоговый контроль в России осуществляют органы Федеральной налоговой службы РФ, таможенные органы, органы, контролирующие уплату госпошлины и других сборов.

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

  • — планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля, формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;
  • — проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;
  • — систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;
  • — реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Процедура финансового контроля должна соответствовать следующим принципам:

  • o законности, что предполагает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с духом и буквой закона;
  • o независимости, что означает независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) и предусматривается действующим законодательством;
  • o объективности, что предполагает отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования, обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий;
  • o гласности, что предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны;
  • o ответственности, что предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям;
  • o разграничения функций и полномочий, что означает отсутствие дублирования в деятельности органов финансового контроля;
  • o системности, что означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

К методам финансового контроля относятся конкретные способы осуществления контрольных действий и операций, которые составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.

Информационная база финансового контроля объединяет всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику (связанную, например, с отраслевыми особенностями), а также используемые при осуществлении контроля информационные технологии. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает качество информации, т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, главная задача которого — предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Правовое и методическое обеспечение финансового контроля включает:

  • — финансово-правовые акты, в которые входят законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;
  • — стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету контроля;
  • — кодексы профессиональной этики;
  • — методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, замораживание расходов, приостановка операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации.

Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями. Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение подобных нарушений. Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определенных оснований.

Основанием для применения мер принуждения являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии или проверки), на основе которого применяются меры принуждения.

Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям: времени проведения; субъектам контроля; сфере финансовой деятельности; форме проведения; методам проведения (табл. 1.2.1).

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

Таблица 1.2.1. Сводная схема классификации видов финансового контроля

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

Проверка — на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием организации-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей).

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных организаций и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Итак, финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования, органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов. Государственный финансовый контроль включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением налоговых льгот и преимуществ.

Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций, которые составляют процедуры контроля (проверка, обследование, ревизия и т.д.). Виды контроля классифицируют по следующим критериям: времени проведения; субъектам контроля; сфере финансовой деятельности; форме проведения; методам проведения.

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Целью финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой полити­ки на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

К задачам финансового контроля относятся:

— обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

— обеспечение устойчивого состояния государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов;

— создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финан­сового финансового права;

— контроль за выполнением органами публичной власти и хозяй­ствующими субъектами финансовых обязательств;

— повышение ответственности органов публичной власти и субъ­ектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

— оперативное выявление резервов повышения финансовой ус­тойчивости, предотвращение и устранение недостатков финан­сово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.

Система финансового контроля представляет собой совокуп­ность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

Отрасли финансового контроля включают:

1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.;

2) негосударственный финансовый кон­троль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и т.д.

Объектами финансового контроля выступают количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов государственной власти, организаций и домашних хозяйств. Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты – органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц; контролирующие субъекты – уполномоченные органы государственной власти и их должностные лица, специализированные контролирующие органы и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях.

В ос­нове международных правил финансового контроля ле­жит система следующих принципов, которые являются основными правилами для контрольной деятельности в целом:

— Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Суть независимости органа финансового контроля вы­ражена в его праве самостоятельно определять: а) пред­мет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов.

— Принцип гласности. Принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступ­ность обеспечивается обычно двумя способами: 1) представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в вышестоящие органы; 2) публикацией резуль­татов ревизий и проверок в открытой печати.

— Принцип законности. В соответствии с данным принципом деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать за­конам и иным нормативно-правовым актам страны и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении кон­тролируемых субъектов.

— Принцип объективности. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать пред­взятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Выводы по результатам проверок должны быть обосно­ваны и подтверждены соответствующими данными, мате­риалами, содержащими качественную информацию.

— Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен, как мини­мум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответ­ственность контролируемых и ответственность третьих лиц. Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансо­вого контроля, его работник) за ненадлежащее выполне­ние возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, адми­нистративную и дисциплинарную). Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных оши­бок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени вли­яния допущенных ими незаконных иди неадекватных дей­ствий на государственные финансы. Третьи лица – это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового конт­роля, которые, в свою очередь, должны нести ответствен­ность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

— Принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя пред­писывать контрольные функции, не обеспеченные сред­ствами для их выполнения. Иными словами, при определе­нии обязанностей субъекта контроля должен, быть определен соответствующий объем прав и возможностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *