Концепция справедливого закона
Для использования в других целях, см Естественный закон (значения) . Фома Аквинский , католический философ в средние века , возродил и развил концепцию естественного права от древнегреческой философии
Естественное право ( латинское : ius naturale , lex naturalis ) — это система права, которая претендует на то, чтобы быть основана на ценностях, присущих человеческой природе, которые могут быть выведены и применены независимо от позитивного права (принятых законов государства или общества ). Согласно теории естественного права, все люди обладают неотъемлемыми правами, предоставленными не актом законодательства, а «Богом, природой или разумом». Теория естественного права может также относиться к «теориям этики, теориям политики, теориям гражданского права и теориям религиозной морали».
Естественное право имеет корни как в восточной, так и в западной философии. В западной традиции его предвосхитили досократики , например, в их поисках принципов, управляющих космосом и людьми. Понятие естественного права было зафиксировано в древнегреческой философии , в том числе Аристотеля , и был упомянут в древней римской философии от Цицерона . Ссылки на него также можно найти в старых и Нового заветов в Библии , а затем были изложены на в средние века на христианских философов , таких как Альберт Великий и Фома Аквинский . Школа Саламанки сделала заметный вклад во время Ренессанса .
Современные теории естественного права были сильно развиты в эпоху Просвещения , сочетая вдохновение из римского права с такими философиями, как теория общественного договора . Он использовался в оспаривании теории божественного права королей и стал альтернативным оправданием для установления общественного договора , позитивного закона и правительства — и, следовательно, юридических прав — в форме классического республиканизма . В первые десятилетия 21 века концепция естественного права тесно связана с концепцией естественных прав . Действительно, многие философы , юристы и ученые используют естественное право как синоним естественного права ( лат . Ius naturale ) или естественной справедливости , хотя другие проводят различие между естественным правом и естественным правом.
Из-за пересечения естественного права и естественного права, естественный закон был востребован или приписаны в качестве ключевого компонента в Декларации независимости (1776) в Соединенных Штатах , в Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) из Франция , Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) Организации Объединенных Наций , а также Европейская конвенция о правах человека (1953 г.) Совета Европы .
Процессуальная справедливость — это идея справедливости в процессах разрешения споров и распределения ресурсов. Один из аспектов процессуального правосудия связан с обсуждением отправления правосудия и судопроизводства. Это чувство процессуальной справедливости связано с надлежащей правовой процедурой (США), фундаментальным правосудием (Канада), процессуальной справедливостью (Австралия) и естественной справедливостью (другие юрисдикции общего права), но идея процессуальной справедливости также может применяться к нелегальным контекстам в какой-то процесс используется для разрешения конфликта или разделения выгод или бремени. Другие аспекты процессуальной справедливости также можно найти в вопросах социальной психологии и социологии иорганизационная психология .
Процессуальная справедливость касается справедливости и прозрачности процессов принятия решений и может противопоставляться справедливости распределения (справедливость в распределении прав или ресурсов) и карательного правосудия (справедливость в наказании за проступки). Выслушивание всех сторон до принятия решения — это один шаг, который будет считаться целесообразным для того, чтобы процесс можно было охарактеризовать как процессуально справедливый. Некоторые теории процессуальной справедливости утверждают, что справедливая процедура приводит к справедливым результатам, даже если не выполняются требования распределительного или восстановительного правосудия . Было высказано предположение, что это результат более качественного межличностного взаимодействия, часто встречающегося в процессуальном процессе отправления правосудия, которое, как оказалось, сильнее влияет на восприятие справедливости во время разрешения конфликта.