Косвенные налоги

Косвенные налоги

Содержание

В зависимости от места формирования источника выплаты налогов последние подразделяются на прямые и косвенные. Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ. Размер этих налогов при надлежащем учете точно известен.

Прямые налоги подразделяются на:

  • налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);
  • налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)

Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.). Они подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);
  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

К этой группе налогов относятся также таможенные пошлины. Главная особенность косвенных налогов заключается в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги — налоги на добавленную стоимость и акцизы.

Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя. Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж.

Категория косвенных налогов, что к ним относится

Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли. В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом.

H. Kpyглoвa

Хозяйственное право…

Какие налоги относятся к косвенным?

Наверняка, вы слышали от именитых экономистов и финансистов такие термины, как прямое и косвенное налогообложение. Какие налоги относятся к косвенным и почему они так называются — с этим мы и разберемся.

Как взимается косвенный налог?

Налог этого вида устанавливается в виде надбавки к цене на продукцию или к тарифу на услуги и работы, в отличии от прямого налога, взимаемого непосредственно с дохода налогоплательщика. Собственник бизнеса продает свою продукцию, делая надбавку к цене на сумму сбора, а потом перечисляет его в бюджет. По сути, плательщиком такого налога является потребитель, покупающий продукцию или заказывающий услугу, а предприятие или предприниматель выступают в роли его сборщика.

По мнению ведущих специалистов, косвенные налоги подавляют стремление у граждан к самоуправлению, поскольку взимаются скрыто. Тогда как прямой налог прекрасно виден любому, с чьего дохода начисляется, поэтому он стимулирует более активную гражданскую позицию общества.

Виды косвенных налогов

Официальная экономическая наука выделяет три вида косвенных налогов: акцизы, таможенные пошлины и различные фискальные монополии.

Акцизы устанавливаются в процентах от продажной цены чаще всего высокорентабельных товаров. Кстати, согласно этой классификации, к акцизам также относится НДС.

Таможенные пошлины выплачиваются при пересечении границы в процессе экспорта или импорта товаров. На разные группы товаров устанавливаются отдельные размеры пошлины.

Фискальными монополиями являются платежи государству за его услуги. Например, лицензионный сбор или госпошлина за регистрацию.

Российские косвенные налоги

В Российской Федерации косвенное налогообложения активно используется государством для пополнения бюджета страны.

НДС взимается везде и всюду: на каждом этапе производства и обращения товаров. Он представляет собой процентную надбавку к добавленной стоимости.

Таможенная пошлина — это прямой или косвенный налог?

Налогоплательщик платит в бюджет разницу между полученным НДС от покупателя при оплате его продукции или работ и уплаченным НДС поставщикам и подрядчикам, за товары, материалы и услуги. И, несмотря на то, что это тоже по сути акциз, его принято у нас рассматривать отдельно.

Акцизы в нашей стране представляют собой высокую процентную надбавку к цене или какую-то сумму, установленную на единицу измерения определенной группы товара. В России это алкоголь, табачные изделия, спиртосодержащая продукция, ювелирные изделия, легковые машины и бензин.

Таможенные пошлины (экспортные и импортные) — это отдельный вид косвенных налогов. Они уплачиваются налогоплательщиком, занимающимся внешнеэкономической деятельностью.

Государственные пошлины и сборы — взимаются с налогоплательщика при осуществлении им действий, требующих особой государственной регистрации. Пошлина при регистрации предпринимателя или предприятия, при внесении изменений в ЕГРЮЛ, сбор при получении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности и прочее. Все эти расходы производитель должен закладывать в стоимостью выпускаемой им продукции.

Страховые взносы ИП, кстати, тоже являются примером косвенного налогообложения, поскольку их общую начисленную и уплаченную сумму разрешено относить на затраты производства. При нормальных рыночных отношениях взносы также входят в продажную стоимость продукции или услуг и по факту их плательщиком становится конкретный потребитель.

Львиную долю всех бюджетных налоговых поступлений страны занимают косвенные налоги. Хорошо это или плохо — решать именитым экономистам и финансистам, но, получается, что основную часть всех налогов страны выплачивает конечный потребитель.

2013-06-19 06:02:59

56615 просмотров

Косвенный налог

Косвенные налоги на бизнес

Правительство взимает определенные налоги, называемые косвенные налоги на бизнес. Предприятия рассматривают их как издержки и потому прибавляют к ценам на товар. Тем самым, перекладывая уплату косвенных налогов на потребителей. К косвенным налогам относятся:

— налог на добавленную стоимость (НДС);

— акцизы;

— лицензионные платежи;

— таможенные пошлины.

особенность косвенных налогов состоит в том, что косвенные налоги являются незаработанным доходом государства, потому что в обмен на поступления от косвенных налогов государство не вносит никакого вклада в создание текущего объема производства.

Другие показатели национальных счетов

Чистый национальный продукт (ЧНП)

ЧНП = ВНП – амортизация

2. Национальный доход (НД)

НД = ЧНП – косвенные налоги на бизнес

(поскольку национальный доход включает только те доходы, которые увеличивают реальный объем национального производства, то есть доходы, заработанные поставщиками ресурсов, то косвенные налоги, являющиеся незаработанным доходом государства исключаются при расчете национального дохода).

3. Личный доход (ЛД)

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налоги на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи.

Таким образом, личный доход может складываться как из дохода заработанного, так и дохода полученного, то есть трансфертов.

4. Личный доход после уплаты налогов (располагаемый доход) (РД)

РД = ЛД (до уплаты налогов) – индивидуальные налоги

Измерение уровня цен.

Необходимо по другим важным обстоятельствам:

1. В течение года, за который рассчитывается стоимость объема ВНП, уровень цен мог измениться, то есть могла иметь место либо инфляция, либо дефляция, поэтому необходимо знать в каком направлении, в каких масштабах мог измениться уровень цен.

2. Поскольку ВНП представляет собой рыночную или денежную стоимость всех конечных товаров и услуг, то денежные показатели используются в качестве наиболее распространенных при сведении к единому основанию разнородных компонентов ВНП.

Известно, что для определения состояния экономики в данном году необходимо сравнить стоимость объемов производства (объемов ВНП) данного года и предыдущего. Но объемы производства разных лет могут быть сопоставимы только в том случае, если они измерены в денежных единицах, которые имеют одинаковую покупательную способность.

Уровень цен, выражается в виде индекса.

Какие налоги относятся к косвенным?

Индекс цен представляет собой соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной потребительской корзиной» для данного временного периода и совокупной ценой аналогичной, либо сходной группы товаров в базовом году.

Базовый год – это указанный ориентир или начальный уровень отчета, то есть базовым является любой год, выбранный для сравнения с данным годом.

Индекс цен =цена рыночной корзины данного года\цена рыночной корзины базового года * 100%

Одним из наиболее распространенных рассчитываемых индексов является индекс потребительских цен (ИПЦ), предназначенный для измерения цен потребительских товаров и услуг, в частности товаров и услуг, составляющих рыночную корзину.

Однако для измерения общего уровня цен предназначен другой индекс, который называется индекс цен ВНП или дефлятор ВНП. (включает цены не только потребительских товаров и услуг, но также цены инвестиционных товаров, товаров, покупаемых правительством и товаров, купленных и проданных на мировом рынке). По этой причине дефлятор ВНП представляет собой индекс цен, связанный с корректировкой номинального или денежного объема ВНП.

Номинальный или денежный объем ВНП – это объем производства продукции, рассчитанный в ценах, которые существовали на тот момент времени, когда этот объем был произведен.

Кроме того, уровень цен можно рассчитать при помощи формулы темпа инфляции (дефляции):

Темп инфляции =(уровень цен данного года – индекс цен прошлого года)\индекс цен прошлого года * 100%

Дата добавления: 2016-10-07; просмотров: 560 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Поиск Лекций

Какие налоги, из перечисленных ниже, относятся к косвенным налогам?

Корпоративное действие, предполагающее выпуск дополнительных акций и размещение их среди существующих акционеров пропорционально количеству имеющихся у них акций по определенной цене называется…

2. Выпуском прав

7. Компания выплачивает ежеквартально дивиденд в размере 50 руб. на одну акцию, текущая рыночная стоимость которой составляет 3000 руб. Текущая (дивидендная) доходность акции составляет:

3. 6,66% = 50*4/3000*100%

Капитализация — это…

1. Сумма произведений курсов ценных бумаг на количество ценных бумаг в обращении

Какое из нижеследующих утверждений справедливо?

1. Фьючерсные контракты обращаются на бирже

Что из ниже перечисленного может сделать покупатель опциона?

4. Все из вышеперечисленного

11.

Косвенные налоги

Инвестиционный фонд, созданный в форме открытого акционерного общества с фиксированным размером акционерного капитала, для увеличения которого требуется решение общего собрания акционеров фонда, является:

1. Корпоративным фондом закрытого типа

12. Что значит утверждение "акция инвестиционного фонда продается на рынке с премией 5%"?

3 Это означает, что рыночная стоимость акции превышает стоимость чистых активов в расчете на одну акцию на 5%

Риск, вызываемый событиями, связанными с экономической конъюнктурой, политической обстановкой, психологическими факторами, называется

1. Системным

14. Гражданский кодекс относит к ценным бумагам перечисленные ниже документы, за исключением:4. Банковская именная сберегательная книжка

Тип имущественной ответственности, при которой кредитор вправе требовать от любого из должников полного исполнения обязательства, является…

3. Солидарной

16. Могут ли возникать обязательства из односторонних сделок для лица, совершившего сделку?1. Могут

Прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу в соответствии с передаточным актом является…

1. Слиянием

Укажите минимальный уставный капитал для публичного АО?

2. 1 000 МРОТ

Руководство текущей деятельности АО осуществляет

Б) Только I и II

20. Многоуровневая система контроля и надзора за деятельностью эмитентов и профессиональных участников включает:

Г) Все перечисленные

В каком из перечисленных ниже случаев не разрешается производить эмиссию ценных бумаг, производных по отношению к базисным ценным бумагам?

4. Отчет об итогах выпуска базисных ценных бумаг не зарегистрирован в установленном законодательством РФ порядке

22. Отметьте утверждение, противоречащее законодательству о ценных бумагах:

3. Эмитент обязан обеспечить выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску в течение 6 (шести) месяцев

Какая информация должна содержаться в сведениях о предстоящем выпуске ценных бумаг?

I. Дата принятия решения о выпуске

II. Сроки начала и окончания размещения ценных бумаг

III. Ограничения на потенциальных владельцевА) I, II и III

Право на предъявительскую ценную бумагу переходит к приобретателю

I. В момент передачи приобретателю сертификата при документарной форме

II. В момент осуществления приходной записи по счету депо преобретателя при документарной форме и депонировании сертификатов в депозитарииВ) Только I и II

25. Для осуществления операций по регистрации перехода прав собственности на ценные бумаги в результате гражданско-правовых сделок регистратору должно быть предоставлено:

I Передаточное распоряжение, в том случае, если сделка зарегистрирована профессиональным участником рынка ценных бумаг

III Передаточное распоряжение и договор, если сделка не зарегистрирована профессиональным участником рынка ценных бумаг В) Только I и III

Укажите, какая информация, объявляемая дилером, представляет собой существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг?

I Цена покупки и/или продажи ценных бумаг

II Минимальное количество покупаемых и/или продаваемых ценных бумаг

III Максимальное количество покупаемых и/или продаваемых ценных бумаг

IV Срок, в течение которого действуют объявленные цены А) I, II, III и IV

Какому виду деятельности соответствует деятельность по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг?

3 Деятельности по организации торговли

28. Прибыль юридического лица — инвестора паевого инвестиционного фонда возникает:

1. При продаже инвестиционного пая

По какой ставке облагается доход нерезидента от продажи (погашения) всех ценных бумаг?

2. 30%

Какие налоги, из перечисленных ниже, относятся к косвенным налогам?

I Налог на добавленную стоимость;

II Акциз; А) Только I и II

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

ПЛАН

Введение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

I. Косвенное налогообложение, его значение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.1 Налоговая составляющая бюджета 2000 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.2 Современные концепции налоговой

системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

II. Налог на добавленную стоимость (НДС) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

2.1 Плательщики налога на добавленную стоимость. . . . . . . . . . . . 14

2.2 Объекты обложения НДС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

2.3 Налоговая ставка НДС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

2.4 Налог с оборота. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Прямые и косвенные налоги

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

III. Акцизы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

3.1 Плательщики акциза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

3.2 Перечень подакцизных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

3.3 Ставки акциза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

3.4 Способы уплаты акциза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

3.5 Срок уплаты акциза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

3.6 Акцизное налогообложение некоторых товаров. . . . . . . . . . . . . .29

IV. Таможенные пошлины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

4.1 Экспортные пошлины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

4.2 Сборы за выдачу лицензий таможенными органами

и возобновление лицензий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38

V. Доходы федерального бюджета на 2001 г.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

5.1 НДС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

5.2 Акцизы на товары народного потребления. . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

5.3 Акциз на нефть и стабильный газовый конденсат. . . . . . . . . . . . .49

5.4 Акциз на природный газ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

5.5 Налоги на внешнеэкономическую деятельность. . . . . . . . . . . . . . 50
Введение

Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

Таким образом, налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включается:

  • необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
  • необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде;
  • долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса).

Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение.

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91г. указано: «Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

Во всех определениях налогов подчеркиваются следующие их особенности:

  • тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
  • принудительный характер платежей, осуществляемый на основе законодательства;
  • участие в экономических процессах общества.

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. Оно выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, социальную), требующую средств. В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами – доходами от недвижимости, главным образом земли, находящейся в собственности главы государства – короля, императора, монарха, и регалиями – доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью.

По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится) и доход от нее сводится к минимуму. Одновременно расширяются старые и появляются новые функции государства, а значит, возрастают расходы. Сокращение собственных доходов государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства.

Кроме налогов у государства по существу нет иных методов мобилизации средств в казну. Оно может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате остается главный доход государства – налоги; других более приемлемых методов в условиях рынка оно не изобрело.

В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства приходится от 0,8 до 0,9 всех поступлений казны в развитых странах. В федеральном бюджете Росси на 1999 г. доля налогов составила 41% всех доходов.

I. КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.

Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, например, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций, налог на имущество.

Косвенные налоги – взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины.

Несмотря на значительные преимущества прямых налогов, полная замена ими косвенных налогов представляется нереальной даже в условиях экономики благосостояния, не говоря уже о слаборазвитых странах.

Для достижения известного в экономической теории оптимума по Парето в налогообложении должно выполняться условие, когда пределы использования регрессивных по своей сути косвенных налогов в обществе будут ограничены рамками прогрессивного прямого налогообложения. Но при этом следует иметь в виду, что излишняя прогрессивность прямого налогообложения также недопустима. Только в этом случае можно говорить об экономике благосостояния и о социальном равенстве. Соотношение между двумя группами налогов в конкретный исторический момент и в конкретной стране будет зависеть от экономических, национальных и территориальных особенностей развития государства.

Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары, работы и услуги.

Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства (например, налог с продаж).

Фискальная монополия – специфический вид косвенного налога на товары, производство или реализация которых являются исключительной монополией государства. Государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления – табак, спички, соль и т.п. Фискальная монополия может быть полной или частичной. При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию определенного вида, при частичной – монополизирует или только производство, или только реализацию какого-то товара. Государственная фискальная монополия считается тяжелым косвенным налогом, поскольку в результате ее применения происходит удорожание товаров массового потребления, что сказывается на жизненном уровне населения. В настоящее время в Российской Федерации этот вид косвенного налогообложения не применяется.

Таможенные пошлины – косвенные налоги, применяемые во внешнеэкономической деятельности.

НДС, акцизы и таможенные пошлины входят в состав федеральных налогов.

Федеральные налоги – основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами РФ в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.

1.1 Налоговая составляющая бюджета 2000 года.

Формирование проекта бюджета на 2000 г. сопровождалось разработкой пакета законопроектов об изменении налогообложения. Прежде всего, во внимание было принято, что в течение всего 1999 г. в Государственной Думе шло рассмотрение поступивших поправок, и подготовка к принятию в целом второй части Налогового кодекса, регулирующего конкретный порядок взимания федеральных, региональных и местных налогов. Некоторые разделы кодекса, в частности, по налогу на прибыль и налогу на капитал, практически подготовлены к окончательному принятию. Поэтому было принято решение предоставить одновременно с федеральным бюджетом на 2000 г. только те налоговые законопроекты, которые не терпят отлагательства до принятия второй части Налогового кодекса.

Важным аргументом в пользу того, чтобы не вносить в Государственную Думу большой содержательный налоговый пакет было также то, что, учитывая прекращение работы существовавшего состава Государственной Думы уже в начале декабря 1999 г., отвлечение депутатов на рассмотрение крупных налоговых инициатив Правительства РФ могло занять много времени и, в конечном счете, поставить под сомнение возможность принятия нового бюджета прежним составом Государственной Думы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *