Кредиторская задолженность бюджетного учреждения

Кредиторская задолженность бюджетного учреждения

Содержание

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Является ли основанием для увольнения руководителя ЛПУ наличие просроченной кредиторской задолженности? (Шадрина Т.)

Является ли основанием для увольнения руководителя ЛПУ наличие просроченной кредиторской задолженности? (Шадрина Т.)

Дата размещения статьи: 15.07.2014

При наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, руководитель организации может быть уволен. Распространяется ли эта норма на главных врачей медицинских учреждений? Ответ на данный вопрос приведем в статье.

Основания для расторжения трудового договора приведены в ст. ст. 77, 81, 83 ТК РФ. Однако для некоторых категорий работников Трудовым кодексом установлены дополнительные основания для расторжения трудового договора. В частности, согласно ст. 278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по основаниям, определенным трудовым договором. Аналогичная норма закреплена в п. 13 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Отметим, что согласно п. 27 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ <1> орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении трудового договора с руководителем данного учреждения должен предусмотреть в нем условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
———————————
<1> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

При этом в уже заключенные трудовые договоры с руководителями нужно было внести изменения. Как это сделать, разъяснило Правительство РФ в Распоряжении от 07.09.2010 N 1505-р.
Итак, ключевым фактором, дающим основание для увольнения руководителя бюджетного учреждения, является размер просроченной кредиторской задолженности.
Приказом Минздравсоцразвития России от 06.09.2010 N 787н установлено предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения — не более 2% объема источников финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения (финансовых требований по доходам и объемов финансирования, определяемых методом начисления) на 1 января года, следующего за отчетным, включая:
— субсидии на выполнение государственного задания;
— целевые субсидии;
— бюджетные инвестиции;
— иные источники финансового обеспечения в соответствии с законодательством РФ.
Отметим, что аналогичный Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности для федерального государственного бюджетного учреждения, находящегося в ведении федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального государственного бюджетного учреждения по инициативе работодателя, утвержден Приказом Росздравнадзора от 29.07.2011 N 4634-Пр/11 (далее — Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности).
Объем предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения определяется по каждому источнику в отдельности. На уровне субъекта РФ возможно принятие нормативных актов, в которых устанавливаются и размер просроченной кредиторской задолженности, и процедуры, применяемые к руководителям учреждений, допустивших превышение установленного размера. Например, согласно Приказу Минздравсоцразвития Самарской области от 17.03.2011 N 312 (далее — Приказ N 312) предельно допустимые значения просроченной кредиторской задолженности государственного бюджетного учреждения, находящегося в ведении Минздравсоцразвития Самарской области, определяются также по каждой группе в отдельности:
— по оплате труда и иным выплатам персоналу (за исключением депонированных сумм) — два календарных месяца подряд;
— по налоговым и иным обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды — три календарных месяца подряд;
— по доле (в процентах) общей суммы просроченной кредиторской задолженности по всем имеющимся обязательствам в стоимости активов учреждения, за исключением балансовой стоимости особо ценного движимого имущества, недвижимого имущества и имущества, находящегося под обременением (в залоге), которая не должна превышать 10%, — три календарных месяца подряд.
То есть в случае, если размер просроченной кредиторской задолженности составляет 2% или более объема источников финансового обеспечения, это влечет расторжение трудового договора с руководителем учреждения.
Но как узнать размер задолженности? В основном эти сведения поступают из отчетов, которые руководители бюджетных учреждений здравоохранения представляют по итогам финансового года, после инвентаризации кредиторской задолженности на 1 января года, следующего за отчетным, в сроки сдачи годовой бюджетной отчетности. Эти сведения могут быть получены также при проведении проверок деятельности учреждения.
Нормативными актами субъектов РФ могут предусматриваться и иные сроки сдачи такой отчетности. Например, все тот же Приказ N 312 устанавливает, что учреждение ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Главное управление исполнения бюджета министерства отчет о просроченной кредиторской задолженности по установленной форме с пояснительной запиской, в которой указываются причины образования просроченной кредиторской задолженности, предлагаемые меры по ее ликвидации и сроки их реализации.
Представленные сведения о кредиторской задолженности проходят процедуру проверки обоснованности кредиторской задолженности в Управлении финансов Росздравнадзора (п. 8 Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности). Срок проверки составляет не более 10 рабочих дней с момента поступления документов.
По итогам проверки на имя руководителя Росздравнадзора или уполномоченного им лица готовится служебная записка с оценкой действий руководителя бюджетного учреждения, содержащая предложение о расторжении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения или рекомендации по урегулированию просроченной кредиторской задолженности. Именно на основании такой записки руководитель Росздравнадзора принимает решение о расторжении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения в соответствии с п. 3 ст. 278 ТК РФ или утверждает меры по урегулированию возникшей задолженности.
Как видим, увольнение руководителя бюджетного учреждения не единственно возможный вариант решения проблемы. Если все-таки принято решение об увольнении руководителя, нужно учитывать следующие моменты.
Некоторые специалисты полагают, что увольнение по п. 3 ст. 278 ТК РФ является дисциплинарным взысканием и необходимо соблюдать нормы ст. ст. 192 и 193 ТК РФ — затребовать объяснение от руководителя, соблюдать сроки увольнения (оно должно быть произведено не позднее шести месяцев со дня совершения проступка). Свою точку зрения они обосновывают следующим. Конституционный Суд РФ в Определении от 24.06.2008 N 335-О-О указал, что перечень оснований для увольнения, которые относятся к дисциплинарным взысканиям и которые работодатель имеет право применить, установленный ст. 193 ТК РФ, не является исчерпывающим и не препятствует оценке увольнения в иных случаях виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения работником возложенных на него трудовых обязанностей в качестве меры дисциплинарного взыскания, если это предусмотрено ТК РФ. Кроме того, они используют Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234, в котором основанием для увольнения руководителя унитарного предприятия является наличие на таком предприятии по вине руководителя более чем трехмесячной задолженности. Исходя из этого, они считают, что превышение предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности возможно только в том случае, когда руководитель ненадлежащим образом исполняет свои должностные обязанности.
Однако автор придерживается иного мнения: увольнение по п. 3 ст. 278 ТК РФ не является дисциплинарным взысканием, соответственно, не нужно соблюдать процедуры, предусмотренные ст. ст. 192, 193 ТК РФ, и вот почему.
Статья 192 ТК РФ устанавливает, что к дисциплинарным взысканиям относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным п. п. 5, 6, 9, 10 ч. 1 ст. 81, п. 1 ст. 336 или ст. 348.11 ТК РФ, а также п. п. 7, 7.1 или 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Как видим, ни п. 13 ч. 1 ст. 81, ни п. 3 ст. 278 ТК РФ не отнесены к основаниям для увольнения, применяемым в качестве дисциплинарного наказания.
Более того, включение в трудовой договор дополнительных условий расторжения трудового договора не означает, что такие условия обязательно связаны с наличием вины руководителя.
Кроме того, судебная практика о восстановлении на работе при увольнении по данным основаниям (а она очень немногочисленна) неоднозначна.
Конечно, можно согласиться с первой точкой зрения о том, что превышение предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности возможно, лишь когда руководитель ненадлежащим образом исполняет свои должностные обязанности.

Просроченная кредиторская задолженность

Однако за это в отношении его могут быть приняты меры дисциплинарной ответственности согласно ст. 192 ТК РФ — выговор или замечание. Увольнение как мера дисциплинарной ответственности применяется лишь в случаях, установленных ТК РФ и иными законами, и не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

* * *

В заключение отметим, что согласно ч. 27 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ руководитель бюджетного учреждения здравоохранения может быть уволен при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. При этом увольнение руководителя, допустившего возникновение такой задолженности, является не обязанностью, а правом работодателя. Поэтому, прежде чем увольнять руководителя, необходимо разобраться в причинах превышения предельно допустимого размера кредиторской задолженности, а возможно, и принять все меры по урегулированию таковой.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Просроченная кредиторская задолженность – это сколько месяцев долга

Коды и наименования причин, повлиявших на наличие просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности

Банкротство контрагента (поставщика, исполнителя работ, услуг)

Банкротство налогоплательщика

Контрагентами нарушены сроки выполнения работ, работы по договору в установленный срок не выполнены

Документы на оплату поставленного товара, оказанных услуг, выполненных работ контрагентом представлены с нарушением сроков

Иные причины возникновения просроченной кредиторской задолженности

Смерть физического лица, плательщика платежей в бюджет или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации

Документы на оплату поставленного товара, оказанных услуг, выполненных работ контрагентом представлены с нарушением сроков

Банкротство плательщика платежей в бюджет (налогоплательщика) в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации

Наличие судебного акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет

Вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации

Иные причины возникновения просроченной дебиторской задолженности

При этом в текстовой части раздела 4 пояснительной записки нужно раскрыть причины увеличения доли просроченной дебиторской и кредиторской задолженности в общем объеме задолженности, а также причины, по которым образовались существенные остатки (1 млрд руб. и более по соответствующему платежу или обязательству). Кроме того, необходимо описать меры, которые были приняты для снижения просроченной задолженности.

Кредиторскую задолженность по счету 0 205 70 000 нужно отражать в составе просроченной задолженности только при нарушении условий реализации нефинансовых активов.

Если поставка товаров, выполнение работ и услуг не предполагаются, инициировано расторжение контракта, то дебетовый остаток по счету 0 206 00 000 переносится на счет 0 209 30 000 и до урегулирования долга отражается в составе просроченной задолженности.

Дебиторская задолженность по счету 0 209 70 000 отражается в составе просроченной, если виновным лицом, по которому числится задолженность, нарушен установленный срок погашения задолженности. Дебиторская задолженность, по которой виновное лицо не установлено либо срок погашения долга не определен (не установлен), не отражается в графах 10 и 11 сведений.

Если подотчетное лицо нарушило сроки возврата предоставленных ему средств, то дебиторскую задолженность (на счете 0 208 00 000) нужно отразить в составе просроченной. Если на счете 0 208 00 000 числится дебетовый остаток по подотчетному лицу, который не является сотрудником учреждения, и задолженность требует урегулирования, то ее надо перенести на счет 0 209 30 000 и отразить в составе просроченной задолженности до ее урегулирования.

Кредиторскую задолженность перед подотчетными лицами по счету 0 208 00 000 отражайте в составе просроченной, если учреждение нарушило срок перечисления (выдачи) средств подотчетному лицу. Кредиторская задолженность заявительного характера перед подотчетным лицом к просроченной задолженности не относится. В графах 10, 11 сведений ее не указывайте.

Дебиторская задолженность по счетам 0 205 00 000 и 0 209 00 000 в объеме показателей ожидаемых доходов, числящихся по состоянию на 1 января 2018 года по соответствующим аналитическим счетам счета 0 401 40 000, не относится к просроченной задолженности и по графам 10, 11 сведений не отражается.

РАСЧЕТЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ВЫШЕСТОЯЩИМ РАСПОРЯДИТЕЛЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (СЧЕТ 304 04). НОВЫЙ УЧЕТ – СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

С.В. Щеткин
Начальник управления
автоматизации учета бюджетных учреждений
ЗАО «Агентство «Русспромоценка»
(центр технической поддержки
программы «Турбо Бухгалтер»)

    Внутренние расчеты по финансированию из бюджета между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета учитываются на счете 1 304 04 000.
    Согласно Приложению № 2 к приказу Минфина России от 24.02.2005 № 26н у счета 304 04 для учета расходов бюджета в качестве кодов бюджетной классификации (1-17-й разряды счета) используется функциональная классификация расходов (ФКР), а для КОСГУ (24-26-й разряды счета) используется экономическая классификация расходов бюджета.
    Согласно Инструкции, на счете 304 04 получатели бюджетных средств учитывают:
 

Виды расчетов ПБС, у которых открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (далее — ОФК) ПБС, у которых открыты счета в учреждениях банка Примечание
1. Учет объемов финансирования переведенных бюджетных средств) На балансовых счетах не учитываются Ст. 200 Инструкции Единый счет бюджета предполагает отражение остатков бюджетных средств на балансовом счете ОФК
Учет операций по централизованному снабжению Ст. 244 Инструкции По мнению автора, к этим операциям также можно отнести операции по передаче НФА от одного ПБС другому
    ПБС в соответствии с указаниями РБС (перераспределение НФА)
3.

Учет передачи задолженности из одного бюджетного учреждения в другое

Инструкцией по бюджетному учету не определен Далее по тексту приведено описание возможных ситуаций передачи задолженности

1. Учет перечисленных средств бюджета (объемов финансирования расходов)

 
    Внутренние расчеты по перечислению средств бюджета между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета учитываются на счете 1 304 04 000. Далее по тексту введем соответствующие сокращения: для распорядителей – РБС и для получателей – ПБС.
    Ниже в таблице приведены операции по перечислению средств бюджета:
 

Содержание операции РБС ПБС
Дебет Кредит Дебет Кредит
  Лицевой счет в ОФК
Перечисление объемов средств бюджета 1 304 04 XXX 1 304 05 XXX   В бюджетном учете не отражается
Отзыв средств бюджета 1 304 05 XXX 1 304 04 XXX   В бюджетном учете не отражается
  Счет в учреждении банка
Перечисление объемов финансирования 1 304 04 XXX 1 201 01 610 120101510 1 304 04 XXX
Отзыв средств бюджета 1 201 01 510 1 304 04 XXX 1 304 04 XXX 1 201 01 610

 
    В связи с изменением идеологии учета у сотрудников бюджетных учреждений зачастую возникает вопрос в отношении учета поступивших бюджетных средств в ОФК.
    Сложность возникает в том, что в соответствии с Инструкцией остаток «живых» бюджетных средств учреждением не учитывается.

Просроченная кредиторская задолженность в бюджетных учреждениях это

В некоторых министерствах поступившие от РБС бюджетные средства (переведенные объемы финансирования) рекомендовано учитывать на забалансовом счете. Конечно, в бюджетном учете этой суммой можно проконтролировать только показатель общих кассовых расходов, причем без их расшифровки.

2. Учет операций по централизованному снабжению

 
    Как и в предыдущей инструкции, учету операций по централизованному снабжению в Инструкции по бюджетному учету посвящен отдельный раздел.

Формирование и погашение кредиторской задолженности

Как показывает практика обслуживания органами Федерального казначейства лицевых счетов бюджетополучателей, весьма часто приходится сталкиваться с проблемой правомерности и обоснованности оплаты в текущем финансовом году кредиторской задолженности, возникшей при исполнении денежных обязательств предыдущего года.

Действующим законодательством РФ установлено, что заключение и оплата федеральными учреждениями договоров, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, производится в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и выделенного финансирования по соответствующим кодам экономической классификации с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств.

Статьей 112 Федерального закона N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» установлено, что денежные обязательства федеральных бюджетных учреждений по договорам, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, принятые сверх установленных им лимитов бюджетных обязательств, не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета в 2005 г.

Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 107 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год», п. 32, установлена обязанность федеральных учреждений при осуществлении закупок, начислении установленных денежных выплат, заключении договоров на поставку продукции (работ, услуг) и принятии иных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, исходить из утвержденных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на 2005 г.

Другое важное положение этой статьи заключается в том, что федеральные учреждения используют средства федерального бюджета в 2005 г. с учетом необходимости исполнения принятых и не оплаченных на начало года обязательств (т.е. кредиторской задолженности прошлых лет).

Кредиторская задолженность бюджетного учреждения

Положения этой статьи позволяют сделать вывод о возможности федерального учреждения принимать самостоятельно решение о принятии новых денежных обязательств либо направлении бюджетных средств на оплату договоров, заключенных в прошлые годы.

Таким образом, основным критерием правомерности оплаты в текущем финансовом году кредиторской задолженности прошлых лет является наличие остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам экономической классификации предыдущего года. Кредиторская задолженность признается санкционированной или несанкционированной для возможности ее оплаты за счет средств текущего финансового года по итогам рассмотрения условий и причин возникновения кредиторской задолженности в прошлый период.

Руководитель федерального бюджетного учреждения, подписывая тот или иной договор, порождающий денежные обязательства, обязан исходить исключительно из наличия установленных и доведенных главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств, необходимых для реализации денежных обязательств. Важность данного положения заключается в том, что ответственность за финансовые последствия такого решения в порядке субсидиарной ответственности в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ несет главный распорядитель средств федерального бюджета.

При этом, с точки зрения бюджетного законодательства, договор, заключенный федеральным учреждением (часть договора, устанавливающая повышенные обязательства федерального бюджета) с нарушением требований ст. 112 Закона N 173-ФЗ, может быть признан судом ничтожным по иску главного распорядителя средств федерального бюджета или органа Федерального казначейства.

В случае отсутствия соответствующих расходов в сводной бюджетной росписи и, соответственно, отсутствия бюджетных обязательств из заключенного договора может и не возникнуть денежного обязательства, что делает невозможным оплату данного договора (денежного обязательства) за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения гражданского законодательства, договор, заключенный с превышением лимитов бюджетных обязательств и не принятый органом Федерального казначейства к исполнению, сохраняет свою юридическую силу, если он не признан ничтожным в установленном законом порядке.

Исходя из действующих технологий исполнения федерального бюджета по расходам договоры, заключаемые бюджетополучателями о поставке товаров, работ и услуг за счет средств федерального бюджета, не подлежат обязательному учету в органах Федерального казначейства (кроме договоров об оказании коммунальных услуг и договоров аренды за пользование имуществом).

К сожалению, приходится констатировать, что механизм оплаты кредиторской задолженности не отработан. С одной стороны, исходя из положений п. 56 Инструкции «О порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Минфина России лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета» установлен перечень документов, являющихся основанием для правомерности проведения платежей по целевому назначению, которые бюджетополучатели представляют в органы Федерального казначейства. Вместе с тем для подтверждения правомерности оплаты кредиторской задолженности необходимо анализировать документы, подтверждающие учет кредиторской задолженности в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, документы по фактическому исполнению лимитов бюджетных обязательств. Чтобы квалифицировать на стадии текущего контроля правомерность и обоснованность погашения кредиторской задолженности прошлых лет за счет средств федерального бюджета, выделенных в текущем бюджетном году, органы Федерального казначейства анализируют состояние бухгалтерского учета в части правильности отражения кредиторской задолженности в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

В процессе кассового обслуживания исполнения федерального бюджета органам Федерального казначейства по г. Москве, в том числе и при квалификации обоснованности оплаты федеральными учреждениями кредиторской задолженности прошлых лет, нередко приходится рассматривать правомерность возникших денежных обязательств по договорам, заключенным с нарушением механизма финансирования закупок для государственных нужд, который не предотвращает само возникновение кредиторской задолженности из договоров, заключенных с превышением финансовых полномочий.

Органы Федерального казначейства в процессе кассового исполнения федерального бюджета, при осуществлении текущего контроля при проведении расходов федеральных бюджетных учреждений в пределах установленных им лимитов бюджетных обязательств, предотвращают оплату несанкционированной кредиторской задолженности.

Согласно ст. ст. 225, 226, 250 БК РФ, ст. ст. 123 и 136 Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2003 год» и «О федеральном бюджете на 2004 год» федеральные учреждения имеют право заключать договора на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств, т.е. недопустимо заключать договоры на сумму, превышающую лимиты бюджетных обязательств. Из этого следует, что фактические расходы по договорам на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров не могут превышать кассовые расходы при оплате фактически оказанных услуг, выполненных работ, поставленных товаров в текущем бюджетном году.

Таким образом, в случае наличия кредиторской задолженности сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств, т.е. превышения фактических расходов над кассовыми, возникает несанкционированная кредиторская задолженность. В этом случае обязательства, возникшие по договорам, принятым федеральными учреждениями сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств, не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета.

Следует учитывать, что лимиты бюджетных обязательств не препятствуют заключению договоров на поставку продукции (работ, услуг) на срок, превышающий пределы финансового года, с разбивкой исполнения договора поэтапно на несколько лет и оплаты за этапы в пределах лимитов на текущий бюджетный год.

Например, при финансировании работ по договорам, заключенным в рамках федеральных целевых инвестиционных программ, лимиты бюджетных обязательств на текущий год не препятствуют заключению договоров на срок в пределах действия программы, при этом оплате в текущем году подлежит стоимость выполненных работ по календарному плану в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий год.

При рассмотрении отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (формы N 2) в случае превышения фактических расходов над кассовыми расходами органы Федерального казначейства детально анализируют причины отклонений и возникновения кредиторской задолженности сверх выделенных лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 01.01.2005.

Кредиторскую задолженность следует признать санкционированной в случаях, если:

  • договор был заключен в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, и в условиях неполного финансирования кассовые расходы по оплате договора не состоялись или были частично оплачены,
  • кредиторская задолженность была оформлена первичными документами, подтверждающими возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладные, акты приема-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акты выполненных работ, счет-фактура),
  • подтвердилось наличие кредиторской задолженности по актам сверки расчетов с дебиторами и кредиторами, при этом сальдо расчетов с поставщиками или подрядчиками должно быть отражено в акте сверки развернуто — как по дебету, так и по кредиту субсчетов 150, 156, 178,
  • кредиторская задолженность была отражена в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, а именно в 2004 г. операции по учету и исполнению договора подлежали отражению в мемориальном ордере N 6 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (бюджетные средства). Накопительная ведомость по расчетам с разными учреждениями и организациями» по кредиту субсчетов 150, 156, 178, главной книге, балансе с отнесением на фактические расходы в Д-т 200 «Расходы по бюджету» согласно актам выполненных работ.

При переходе в 2005 г. на новый план счетов бюджетного учета кредиторская задолженность в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н, подлежит отражению по счету 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе видов расходов, соответствующих экономической классификации расходов. На основании первичных документов расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются в «Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками».

Если в результате рассмотрения документов кредиторская задолженность является несанкционированной, то органы Федерального казначейства не имеют правовых оснований для ее оплаты, иначе как по вступившим в силу решениям судов по вопросам взыскания задолженности бюджетных учреждений.

Исходя из положений ст. 136 Закона N 173-ФЗ следует, что оплата заключенного федеральным учреждением договора в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета с учетом принятых и неисполненных обязательств в 2003 г. подлежит исполнению в 2004 г.

Согласно п. 4 Положения об учете территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 806, договоры на поставку продукции, заключенные на срок, превышающий пределы финансового года, подлежат первоочередному учету в следующем году за счет лимитов бюджетных обязательств нового финансового года.

В соответствии с п. 16 Положения не завершенные в истекшем финансовом году обязательства по учтенным органами Федерального казначейства договорам на поставку продукции подлежат переучету в следующем финансовом году в пределах установленных учреждению лимитов бюджетных обязательств. Переучет обязательств осуществляется органами Федерального казначейства на основании представленных учреждением договоров на поставку продукции и расшифровок к ним. При переучете полностью или частично не исполненного в истекшем финансовом году договора со сроком исполнения, превышающим один финансовый год, к учету принимаются обязательства по договору, подлежащему оплате из средств федерального бюджета на следующий финансовый год.

Исходя из требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 N 296 (в ред. от 14.10.2003) денежные обязательства в договорах на оказание услуг по отоплению (код экономической классификации 110721), газоснабжению (код экономической классификации 110722) и электроэнергии (код экономической классификации 110730) принимаются исключительно в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Потребление и оплата электрической и тепловой энергии и газа получателями средств федерального бюджета сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств осуществляется по отдельному дополнительному соглашению к договору энергоснабжения или договору поставки газа за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Исходя из вышеизложенного, погашение кредиторской задолженности по обязательствам, принятым и не исполненным в 2004 г., осуществляется в пределах доведенных получателю лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов 2005 г., соответствующих целевому назначению производимых расходов.

Например, в 2003 г. по договору подряда N 9 от 20.09.2003 для федерального учреждения были выполнены ремонтно-строительные работы, что подтверждается актами выполненных работ от 27.12.2003 и актами выверки взаиморасчетов между федеральным учреждением и подрядной организацией от 30.12.2004. В 2004 г. федеральному учреждению не выделялись лимиты бюджетных обязательств на оплату расходов за выполненные ремонтно-строительные работы. При этом кредиторская задолженность за выполненные ремонтно-строительные работы в 2003 г. была отражена в регистрах бухгалтерского учета за 2003 г. и, соответственно, 2004 г.

Исходя из того, что федеральному бюджетному учреждению в течение 2004 г. не были выделены лимиты бюджетных обязательств по соответствующему коду экономической классификации, принимая во внимание, что исполнение принятых денежных обязательств не ограничено временными рамками их принятия, а также учитывая, что федеральным учреждением принято обязательство о недопущении образования кредиторской задолженности в 2005 г., Управление федерального казначейства по г. Москве признало возможным оплатить кредиторскую задолженность, возникшую в 2003 г.

В другом случае, при рассмотрении обращения федерального бюджетного учреждения по оплате кредиторской задолженности 2004 г., УФК посчитало возможным оплатить кредиторскую задолженность 2004 г. в пределах свободных остатков лимитов 2005 г. по соответствующим статьям экономической классификации, учитывая следующие обстоятельства: необходимость исполнения не оплаченных на начало года принятых денежных обязательств (т.е. кредиторской задолженности 2004 г.); образование кредиторской задолженности в ходе реорганизации федеральных органов исполнительной власти в 2004 г. в форме присоединения упраздняемого федерального учреждения к вновь образованному федеральному органу и отражение кредиторской задолженности в передаточном акте и в балансе 2004 г.; принятое федеральным органом обязательство о недопущении образования кредиторской задолженности в 2005 г., так как расходы на погашение кредиторской задолженности учтены в смете расходов федерального органа на 2005 г.

Таким образом, имеется настоятельная необходимость (особенно в связи с переходом Российской Федерации на трехлетний бюджетный цикл) разработки документов, определяющих единые подходы к решению вопросов оплаты кредиторской задолженности прошлых лет.

Л.А.Денисова

Заместитель руководителя

Управления федерального казначейства

по г. Москве,

заслуженный экономист

Российской Федерации

Списание кредиторской задолженности бюджетный учет

В том случаи, если после инвентаризации в бюджетном учреждении была обнаружена невостребованная кредиторская задолженность, то при соблюдении ряда условий, ее необходимо правильно списать. Списание кредиторской задолженности бюджетный учет необходимо проводить согласно инструкциям № 174н и 157н. Важно правильно и грамотно оформить списание этой задолженности документально, так, чтобы были выдержаны сроки списания задолженности и правильно определен срок её давности.

Если Вам требуются banki-odobryayoushie-kredit.ru даже при наличии кредиторской задолженности — кликните по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые проценты и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

Под кредиторской задолженностью в бюджетном учреждении принято понимать задолженность согласно сложившихся обстоятельств в размере суммы денег или другого рода активов, которые необходимо передать кредитору в обмен на предоставленные активы, работы или услуги.

Сколько месяцев составляет просроченная кредиторская задолженность

Также к разряду кредиторской задолженности можно отнести задолженность учреждения перед работниками согласно сумм начисления заработных плат и другого рода выплат по бюджетным сборам и налогам. Кредиторская задолженность различают как просроченную и текущую. Задолженность прошедших лет можно отнести к любому виду кредиторской задолженности.

Текущая кредиторская задолженность представляют собой обязательства, сроки которых еще не истекли согласно условий соответствующего договора и сроков истечения. Просроченная кредиторская задолженность — это задолженность, которая не была погашена в течении сроков, которыми был установлен договор.

Порядок списания кредиторской задолженности в бюджетном учете

Процедура и порядок списания кредиторской задолженности должна быть утверждена при помощи локальных норм и актов учетной политики бюджетных учреждений. Порядок и нормы списания кредиторской задолженности, которая не востребована с балансового счета кредиторами, согласно условий вытекающих из договора, а также ее отражение согласно сроков исковой давности по балансу урегулированы инструкцией № 174н.

Задолженность, которая не востребована кредиторами, может представлять собой суммы не предъявляемые требованиям кредитора, согласно условий договора или контракта, а также суммы, которые не подтверждены по результатам проведенной инвентаризации, необходимо проводить согласно инструкции № 157н.

В любом, из приведенных случаев, кредиторская задолженность важно списать с балансового счета по решению специальной комиссии бюджетного учреждения согласно порядку, установленному в рамках организации его учетной политики. Списание проводится согласно счету 0 401 10 173. При этом задолженность учреждения принимается к балансовому учету. Аналитический учет должен быть организован в разрезе поступлений или выплат, по которым на балансовом счете бюджетного учреждения учитывается кредиторская задолженность с указанием реквизитов и полного наименования кредиторов, что необходимо для определения сумм задолженности и суммы самого кредита. Важно также изучить отзывы о кредиторе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *