Крупная сделка для ГУП

Крупная сделка для ГУП

ООО ПФП «Квантэкс» : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы

Законодательный туман над ГУПами
(о крупных сделках в унитарных предприятиях)

Одной из новаций ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», является введение понятия крупной сделки, режим которой предполагает что руководитель унитарного предприятия не может ее совершать без предварительного согласия собственника.
Крупной является одна или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда (п. 1 ст.

Крупная сделка по 44-ФЗ и отсутствие одобрения

23 Закона).

На какие сделки распространяется режим крупных?

Ответ на этот вопрос содержится в Информационном письме ВАС РФ от 13.03.01 г. № 62 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность». Обзор посвящен практике совершения крупных сделок в
хозяйственных обществах, но здесь важен сам подход: какие сделки следует относить к крупным. Заметим, что это не только договоры купли-продажи, мены, традиционные для сделок по приобретению и отчуждению имущества, но и другие, — залог, займ, поручительство, в результате заключения которых не исключается возможность отчуждения имущества.
   Например, не признавался иногда крупной сделкой договор залога со ссылкой на то, что он не является сделкой, связанной с приобретением или отчуждением имущества. Между тем, очевидно, что в случае невыполнения обязательства, обеспеченного залогом, взыскание может быть обращено на предмет залога, он
подлежит отчуждению с направлением полученных от продажи средств на выполнение обязательств перед кредитором (ст. 349 ГК РФ). То есть заключение договора залога может привести к отчуждению в последующем имущества, переданного в залог. Не исключена возможность обращения взыскания, а следовательно, и отчуждения имущества при заключении кредитного договора, договора займа, принятии обязательств по договору поручительства, в случае невыполнения обязательств по этим договорам.

Виртуальная величина

   Законодатель по иному подошел к определению крупной сделки в унитарном предприятии, в отличие от хозяйственного общества. В ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ «Об АО») и «Об обществах с ограниченной ответственностью» для определения размера сделки с целью отнесения ее к крупным, сумма приобретаемого или отчуждаемого имущества сопоставляется с балансовой стоимостью активов общества. Логика понятна: если сделка ведет к существенным изменениям экономического положения, уменьшению или увеличению активов более чем на четверть, то на нее распространяется особый режим совершения.
   В отличие от корпоративного права в унитарных предприятиях размер крупных сделок сопоставляется с уставным фондом.
   Если в акционерном обществе уставный капитал — это объективная реальность — сумма акций по номиналам, приобретенным акционерами, то в ФГУПе — это некая условная расчетная величина. Собственник по своему усмотрению определяет какой процент от стоимости активов госпредприятия он назовет уставным фондом. Его
минимальная граница — 5 000 МРОТ на дату госрегистрации предприятия, а максимальная — фактическая стоимость активов.
   Если собственник не проявляет инициативу и не меняет эту расчетную величину в уставе, то она в большинстве госпредприятий будет равна 5000 МРОТ на дату их госрегистрации. Следует отметить пробел в законодательстве: многие ГУПы были зарегистрированы до введения понятия МРОТ, поэтому определить минимальный размер их уставного фонда не представляется возможным.
   Рассмотрим ситуацию: государственная булочная, учрежденная в 1992 году могла иметь уставный фонд равный 45 тыс. (деноминированных) рублей наравне с крупным госпредприятием, учрежденным в том же году. При этом
активы булочной составляют 1,5 млн. рублей, а завода — 300 млн. руб.
   Сопоставляя размер активов этих госпредприятий понятно, то что для булочной является крупной сделкой, — для завода сопоставимо с оплатой вывоза мусора.
   Если обратиться к нормам действующего Закона, то в нашем примере сделки на сумму более 4,5 тыс. руб. требуют согласования с собственником имущества.
   Это не логично даже для булочной, и тем более не рационально для крупного завода. Следует иметь в виду, что для распространения на сделки режима крупных в госпредприятии принимают два критерия: если собственник госпредприятия существенно увеличит уставный фонд, то будет действовать второй ограничитель — 50 тысяч МРОТ на дату совершения сделки. Любые сделки на сумму более 500 тыс. руб. являются крупными. Таким образом для ФГУПов сделка является крупной, если она подпадает под любое из названных ограничений.

Предварительное согласие

   В акционерном законодательстве, предусматривается понятие сделок совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности, на которые не распространяется режим крупных. Это сделки, связанные с закупкой сырья, материалов и реализацией готовой продукции.
   Закон «О ГУПах» не содержит такой нормы, и в разряд крупных попадают любые сделки, в том числе вышеперечисленные. Однако существует способ получения предварительного согласия по совершению ГУПом крупных сделок, сделок с заинтересованностью и заимствований на год вперед. Он установлен постановлением Правительства РФ № 228 от 10.04.2002 г., согласно которому унитарное госпредприятие обязано ежегодно утверждать у собственника программу своей деятельности.

Типовая форма содержит четыре раздела:

 I. Краткая характеристика хода реализации программы деятельности
предприятия предыдущего года и первого полугодия текущего года;
 II. Мероприятия по развитию;
 III. Бюджет на планируемый период (финансовое обеспечение программы);
 IV. Показатели деятельности предприятия на планируемый период.

    Утвердив программу деятельности, собственник дает согласие на совершение всех содержащихся в ней мероприятий, в том числе связанных с ними крупных сделок, сделок с заинтересованностью и заимствований. Если в течение года заключаются сделки, выходящие за рамки вышеуказанных мероприятий, то требуется их
дополнительное согласование с собственником имущества. Таким образом те ГУПы, которые имеют утвержденные программы, по существу обладают одобрением сделок на год, в том числе и крупных. Предприятия в которых отсутствует утвержденная программа (а их, по оценке Минимущества РФ в настоящее время около 90 процентов) будут вынуждены согласовывать с собственником все сделки, в том числе и мелкие заимствования.
   Следует отметить, что эта конструкция красива на бумаге, но трудно реализуется на практике. Только около десяти процентов унитарных предприятий утверждают такие программы. На практике их утверждение занимает
два-три месяца, а в некоторых министерствах — до шести. До момента утверждения, руководитель ГУПа вынужден согласовывать все крупные сделки, сделки с заинтересованностью и заимствования предприятия, возникающие в
процессе его обычной хозяйственной деятельности.

Об утверждении Положения о порядке согласования крупных сделок организаций, находящихся в ведении Федерального агентства связи, при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Об утверждении Положения

 о порядке согласования крупных сделок организаций, находящихся

в ведении Федерального агентства связи, при осуществлении закупок

в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» и в соответствии
с пунктом 5.2 Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 320, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» п р и к а з ы в а ю:

1.  Утвердить Положение о порядке согласования крупных сделок организаций, находящихся в ведении Федерального агентства связи, при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г.
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Признать   утратившим   силу приказ Россвязи от 29 мая 2013 г.
№ 129 «О мерах по реализации в Федеральном агентстве связи постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2004 г. № 739
«О полномочиях федеральных органов исполнительной власти
по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить                           на заместителя руководителя Федерального агентства связи Д.О. Панышева.

Руководитель                                                                           О.Г. Духовницкий

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                        приказом Федерального  

                                                                                    агентства связи

                                                                                от _______ 2017 № ____

 

 

Положение

о порядке согласования крупных сделок организаций, находящихся
в ведении Федерального агентства связи, при осуществлении закупок
в рамках
Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

1. Настоящее Положение (далее – Положение) разработано в целях реализации  постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти
по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» и определяет последовательность действий Федерального агентства связи при рассмотрении вопросов о согласовании крупных сделок, планируемых к заключению в рамках Федерального закона
 от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон). 

2. Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования
к закупке товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок:

2.1 Федеральные государственные бюджетные учреждения осуществляют закупки в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона.

2.2 Федеральные государственные унитарные предприятия при наличии осуществляют закупки в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона.

3. В целях осуществления условий, указанных в пункте 2 Положения,
и принятия обоснованных решений в Федеральном агентстве связи (Агентство) анализируются документы и сведения, представляемые  подведомственными Россвязи федеральными государственными унитарными предприятиями (далее предприятия, ФГУП) и федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее – учреждения, ФГБУ), совместно именуемые – организации.

Приложения к обращению руководителя организации или иного уполномоченного  лица могут быть представлены на электронном носителе.

3.1. При согласовании совершения крупных сделок (далее – сделки) Агентством рассматриваются:

1) обращение руководителя организации или иного уполномоченного  лица, содержащее следующую информацию:

а) предмет сделки;

б) способ закупочной процедуры или наименование контрагента по сделке с единственным поставщиком;

в) сумма сделки (включая НДС/без НДС) в рублях (числом
и прописью);

г) срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг согласно сделке.

2) обоснование сделки, включающее необходимые пояснения, расчёты
и прогнозы в отношении финансовых и иных последствий реализации предлагаемого решения, в том числе:

а) цель и обоснование потребности в совершении сделки;

б) обоснование и способ выбора контрагента с обязательной ссылкой
на соответствующий раздел Положения о закупке организации, действующего
в период проведения закупки;

в) ссылку на пункт утверждённого плана закупок организации на год,
в котором планируется закупка;

г) обоснование стоимости сделки, включая:

— источник финансирования сделки (чистая прибыль, амортизация, заимствования, бюджетные средства (с указанием уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации), иные источники);

— наименование способа обоснования начальной (максимальной) цены сделки с приложением копий документов, с помощью которых произведен расчёт (в случае направления коммерческих предложений компаний Агентство проверяет представленные ими данные: сведения в ЕГРЮЛ, сайты, участие
в торгах, сведения о задолженностях и штрафах, суммы уплаченных налогов, налоговые правонарушения, доходы и расходы по данным бухгалтерской отчётности);

— курс иностранной валюты или порядок его определения
для осуществления расчётов по договору, планируемая эквивалентная сумма
в валюте Российской Федерации;

— детализированные коды статей расходов, предусмотренные разделами II   и III программ деятельности предприятий на текущий финансовый год,
с указанием уже произведенных выплат по соответствующим кодам статей расходов (для предприятий);

д) планируемые сроки выполнения основных обязательств организацией
и ее контрагентом по сделке;

е) прогноз влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности организации, ее производственные и финансовые показатели;

ж) информацию о наличии заинтересованности ФГУП в совершении согласуемой сделки (ст. 22 Федерального закона от 14.11.2002
№ 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

и) информацию о наличии заинтересованности ФГБУ в совершении согласуемой сделки (ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

3) документация о закупке (при проведении конкурентных процедур), подготовленная с учётом требований Закона, включая проект договора.

3.2. При согласовании взаимосвязанных сделок, помимо документов, указанных в пункте 3.1 Положения,  Агентством рассматриваются:

а) копии договоров (проекты договоров) или иных документов, выражающих содержание сделок, которые являются взаимосвязанными                  по отношению к согласуемой сделке;

б) информация о согласовании уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ранее заключённых сделок.

Для целей Положения в качестве взаимосвязанных сделок рассматриваются

— ФГУП: две и более сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения предприятием прямо либо косвенно имущества, при этом стоимость каждой сделки составляет более 10% уставного фонда предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;

— ФГБУ: две и более сделки, цена каждой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 3 000 000 рублей,

в случае если:

сделки заключаются на основании и (или) во исполнение ранее заключённых договоров;

сделки связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, являющегося частью единого имущественного комплекса;

сделки имеют однородный характер;

сделки направлены на изменение ранее согласованных Агентством сделок.     

          При этом рассматриваются сделки, влекущие изменения стороны ранее согласованной сделки, её существенных условий, в том числе изменение (уточнение) предмета сделки, изменение объёма сделки в натуральном и (или) стоимостном выражении, изменение сроков исполнения обязательств и действия договора, изменение размера или вида ответственности за его нарушение, а также изменение обеспечения исполнения обязательства.

Срок признания сделок взаимосвязанными – один календарный год
с момента заключения сделки.

3.3. В целях оптимизации процесса согласования сделок, совершаемых организацией по результатам проводимых ею закупочных процедур, обозначенных ниже, рассмотрение сделки в Агентстве осуществляется
в следующем порядке.

К закупочным процедурам для целей Положения относятся:

1) торги в порядке, предусмотренном ст.ст. 447 – 449 ГК РФ;

2) конкурентные закупки, перечень которых предусмотрен Положением
о закупке конкретной организации.

До проведения закупочных процедур дополнительно к документам, предусмотренным в подпунктах 1 — 3 пункта 3.1 Положения, рассматривается документация о проведении закупочных процедур, подготовленная с учётом требований Закона. При этом подлежат рассмотрению материалы, представленные на согласование в срок не позднее десяти рабочих дней до даты возможного внесения изменений в документацию о проведении закупочных процедур или отмены закупочных процедур. По результатам рассмотрения представленных материалов в течение семи рабочих дней могут быть  сформированы предложения о внесении изменений и (или) дополнений в условия проведения закупочных процедур или рекомендации об отказе от проведения закупочных процедур.

4. Обращение организаций о согласовании сделки и иного решения, поступившее в Агентство (далее – обращение), рассматривается Управлением административного обеспечения и имущественных отношений (далее – УАИ),
а также иными заинтересованными структурными подразделениями Агентства
в следующем порядке: 

4.1. В течение пяти календарных дней со дня поступления обращения
в УАИ оценивается комплектность документов, представленных организацией,
и достаточность содержащихся в них сведений для принятия решения
о согласовании.

4.2. В случае если подготовка ответа требует дополнительного анализа других структурных подразделений Агентства, то УАИ направляет запрос
в виде служебной записки в соответствующее структурное подразделение.

Срок для ответа на данный запрос УАИ не может превышать
десяти календарных дней.

Непредставление заинтересованными структурными подразделениями Агентства позиции по вопросам согласования (отказа в согласовании предлагаемого решения) в течение указанного срока является одобрением
на последующие действия УАИ.

При наличии замечаний (предложений), при необходимости получения от организации дополнительной информации, а также при недостаточности документов УАИ направляет в адрес организации запрос.

В отдельных случаях допускается направление запроса дополнительной информации в организацию в электронном виде. В этом случае срок для ответа
в электронном виде на данный запрос для организации не может превышать трёх рабочих дней.

4.4.  В случае непоступления в Агентство ответа от организации
на запрос в установленные сроки УАИ готовит в адрес организации отказ
в согласовании сделок.

Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного ходатайства организации.

Определение и порядок оформления крупной сделки для ГУП

Решение о согласовании обращения организации либо об отказе
в согласовании должно быть направлено Агентством в адрес организации
не позднее чем через тридцать календарных дней со дня его регистрации
в Агентстве.

4.6. В решении об одобрении крупной сделки Агентством указывается:

— предмет договора;

— способ закупочной процедуры или наименование контрагента по сделке
с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

— существенные условия сделки;

— дополнительные условия сделки.

5.Причинами отказа в согласовании сделки или иного решения организации могут быть:

— комплект документов не соответствует требованиям пунктов 3.1., 3.2. Положения;

— отсутствие целесообразности заключения сделки;

— начальная (максимальная) цена договора рассчитана по данным недостоверных источников;

— процедура закупки (включая способы закупки) и условия
их применения, порядок заключения и исполнения договоров (контрактов)
не соответствует Положению о закупке организации, оформленному
с учётом требований Закона;

— положения сделки не соответствуют предусмотренным в программе деятельности предприятия мероприятиям по развитию предприятия, объёмам
и источникам их финансирования, статьям бюджета предприятия
на планируемый период;

— положения сделки не соответствуют предусмотренным в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения мероприятиям по развитию учреждения, объёмам и источникам их финансирования, статьям бюджета учреждения на планируемый период;

— наличие убытков, либо низкая (менее 2%) рентабельность деятельности организации в течение трёх предшествующих отчетных кварталов
при рассмотрении расходных сделок;

— значительное привлечение заёмных средств (коэффициент соотношения заёмных и собственных средств превышает значение 2 в течение трёх предшествующих отчетных кварталов);

— несоответствие сделки видам деятельности организации, предусмотренным в её уставе;

— отсутствие признаков крупной сделки;

— в договоре не указаны или нарушены существенные условия, установленные законодательством Российской Федерации для каждого вида договора.

Адрес статьи: http://www.rossvyaz.ru/documents/p130/doc2007.htm

LAWFIRM.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *