Кто обязан публиковать бухгалтерскую отчетность

Кто обязан публиковать бухгалтерскую отчетность

Публичность бухгалтерской отчетности— это ее публикация в периодических изданиях (журналах и газетах) или распространение буклетов и брошюр, которые содержат данные бухгалтерской отчетности. В этом случае она доступна для пользователей.

Публичность бухгалтерской отчетности проявляется в передаче ее органам государственной статистики (по месту регистрации организации или предприятия) с целью предоставления данных заинтересованным пользователям.

Публикация годовой и бухгалтерской отчетности

Существует список организаций, для которых публикация бухгалтерской отчетности является обязательной, а именно:

  • банки (кредитные организации);
  • страховые компании;
  • ОАО (открытые акционерные общества);
  • ПФР (Пенсионный фонд РФ);
  • ФСС (Фонд социального страхования РФ);
  • фонды обязательного медицинского страхования (в том числе Федеральный фонд и территориальные фонды);
  • инвестиционные фонды и биржи (которые созданы за счет государственных или общественных средств).

Особенности публикации бухгалтерской отчетности

Пороссийскому законодательству бухгалтерская отчетность подлежит публикации только после аудиторской проверки.

Бухгалтерская отчетность публикуется наряду с отчетом о финансовых результатах и бухгалтерским балансом.

Для публикации бухгалтерского баланса допускается сокращенная форма.

Публичность бухгалтерской отчетности

Она, как правило, включает только итоговые показатели по данным разделов бухгалтерского баланса, содержащих такие показатели деятельности организации (фирмы, предприятия):

  • валюта баланса на конец отчетного года (показатель не превышает 400 000-кратный размер МРОТ);
  • выручка от реализации товаров и услуг (показатель не превышает 1 000 000-кратный размер МРОТ).

В случае если годичные показатели превышают данный размер МРОТ — и бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах должны быть опубликованы полностью, без сокращений.

Отчетность оприбылях и убытках

Бухгалтерская отчетность о прибылях и убытках, которая публикуется, должна обязательно содержать такие показатели как:

  • валовая прибыль;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие расходы;
  • выручка от продажи (услуг, товаров, работ и прочее);
  • себестоимость продаж.

В обязательном порядке публикуются сведения о распределении прибыли и покрытии убытков (за отчетный год).

Публикация отчетности происходит в тысячах рублей (или в миллионах рублей).

Обязательные данные при публикации бухгалтерской отчетности

Опубликованная бухгалтерская отчетность содержит следующую обязательную информацию:

  1. Наименование организации (название полностью).
  2. Период (отчетная дата).
  3. Должность иФ.И.О. лиц, чья подпись стоит в отчетности.
  4. Валюта (формат числовых показателей).
  5. Дата (которой была утверждена отчетность).
  6. Контактные данные и адрес исполнительного органа (телефон, факс, почтовый адрес).

Сокращенная форма публикации бухгалтерской отчетности содержит мнение аудитора по поводу достоверности данных.

В полной форме публикации отчетность включает в себя полное аудиторское заключение.

Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности включаются в себестоимость продукции (в затраты), которые связаны с управлением.

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Комментарии

Нажимая на кнопку "Отправить" вы подтверждаете, что ваш комментарий не содержит персональных данных в любой их комбинации

Вопросы и ответы в комментариях даются пользователями сайта и не носят характера юридической консультации. Если вам необходима юридическая консультация, рекомендуем получить ее, задав вопрос по телефонам, указанным выше, или через эту форму

.

Lawfirm.ru: Пресс-релизы

Для чего утверждать годовую бухгалтерскую отчетность?

Как показывает практика, многие компании зачастую пренебрегают надлежащим утверждением годовой бухгалтерской отчетности, считая данную процедуру не обязательной. В основной массе это небольшие, не относящиеся к публичным, компании, на которые не возложена обязанность публиковать или раскрывать информацию о своей деятельности. Но иногда и крупные эмитенты нарушают обязанность утверждения годовой бухгалтерской отчетности. Тем не менее, и те и другие обязаны соблюдать установленный порядок ее утверждения.

Автор: Себякина Елена Павловна, Юрист ведущей международной Юридической фирмы по направлению Корпоративное право/ Разрешение споров
Дата публикации: 11.10.2010

Годовая бухгалтерская отчетность является источником достоверной информации о финансовом состоянии и результатах хозяйственной деятельности компании за истекший год. Поэтому законодательство и, в большей степени, внутренние правила финансовых институтов уделяют особое внимание порядку ее составления, содержанию и утверждению. Исходя из показателей годовой бухгалтерской отчетности оценивается инвестиционная привлекательность компании для потенциальных инвесторов и владельцев ее ценных бумаг.

В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному утверждению высшим органом управления общества. Общее собрание акционеров (участников) общества принимает решение о ее утверждении.

Общества с ограниченной ответственностью утверждают годовую бухгалтерскую  отчетность на очередном общем собрании участников не ранее чем через 4 месяца и не позднее чем через 4 месяца после окончания финансового года. Акционерные общества — не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года.

Структура годовой бухгалтерской отчетности включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности (если она подлежит обязательному аудиту), пояснительную записку.

Согласно Закону о бухгалтерском учете, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности общество обязано провести инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой будет проверено и документально подтверждено их наличие, состояние и оценка.

Затем, годовая бухгалтерская отчетность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером организации, для подтверждения достоверности и полноты содержащейся в ней информации.

Годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательной проверке ревизионной комиссией (ревизором) общества. Подтверждение достоверности отчетности ревизионной комиссией (ревизором) общества является необходимым условием перед подачей отчетности на утверждение  общим собранием акционеров (участников): в соответствии с п. 3 ст. 47 ФЗ об обществах с ограниченной ответственностью, общее собрание участников не вправе утверждать годовые бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества.

При подготовке к проведению общего собрания по утверждению годовой бухгалтерской отчетности акционерам (участникам) должен быть обеспечен доступ к годовой бухгалтерской отчетности, в том числе заключению аудитора и заключению ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности.

Для акционерных обществ, осуществивших (осуществляющих) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, законодательство специальным образом регламентирует ступени утверждения годовой бухгалтерской отчетности: 1) подписание руководителем и главным бухгалтером, 2) подтверждение ревизионной комиссией (ревизором), и затем 3) утверждение общим собранием акционеров.

Опубликование и раскрытие годовой бухгалтерской отчетности

Годовая бухгалтерская отчетность компании относится к информации открытой для всех заинтересованных лиц (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), и доступна для ознакомления и копирования. Компания должна обеспечивать для заинтересованных пользователей возможность ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Общества с ограниченной ответственностью свободны от обязанности публиковать бухгалтерскую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Так, в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, общество с ограниченной ответственностью обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы.

Для акционерных обществ законодательство устанавливает более ужесточенные правила по раскрытию финансовой информации.

Открытые акционерные общества обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность. В соответствии с абз. 1 ст. 16 Закона о бухгалтерском учете публикация осуществляется не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Закрытые акционерные общества также обязаны раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность в случае публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг.

Открытое акционерное общество может опубликовать годовую бухгалтерскую отчетность только после проверки и подтверждения ее независимым аудитором (аудиторской фирмой) и последующего утверждения ее общим собранием акционеров. Перед утверждением отчетности для ее проверки и подтверждения должен быть привлечен аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом или его акционерами.

В законодательстве о рынке ценных бумаг достаточно подробно урегулирован вопрос раскрытия и представления эмитентами финансовой информации. Ключевую роль в раскрываемых документах играет бухгалтерская, в том числе годовая, отчетность.

Согласно п. 12 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», годовая сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность эмитента за последний завершенный финансовый год раскрывается/предоставляется не позднее 3 дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания финансового года, а также включается в состав ежеквартального отчета за II квартал следующего за ним финансового года.

Акционерное общество, на которое не распространяются требования о раскрытии информации, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения срока представления годовой бухгалтерской отчетности. А не позднее 2 дней с даты составления протокола очередного общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской отчетности, опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества.

Эмитент обязан поместить копию годовой бухгалтерской отчетности по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а до окончания срока размещения ценных бумаг — также в местах, указанных в рекламных сообщениях эмитента, содержащих информацию о размещении ценных бумаг. Также эмитент обязан предоставлять копию годовой бухгалтерской отчетности, заверенную уполномоченным лицом, владельцам ценных бумаг и иным заинтересованным лицам по их требованию в срок не более 7 дней.

Необходимо иметь ввиду, что раскрытие годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями законодательства о рынке ценных бумаг не освобождает эмитентов от обязанности публиковать годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Кроме того, эмитенты российских депозитарных расписок также обязаны раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность и сводную бухгалтерскую отчетность (при наличии), составленную в соответствии с МСФО или US GAAP в приложении к ежеквартальному отчету. При этом отчетность должна быть проверена аудитором, а заключение аудитора должно быть приложено к раскрываемой бухгалтерской отчетности.

Предоставление отчетности в государственные органы

Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не только учредителям, акционерам, участникам или собственникам компании, но также и территориальным органам государственной статистики по месту ее регистрации в течение 90 дней по окончании года. При этом представляемая годовая бухгалтерская отчетность организации должна быть утверждена высшим органом управления компании в порядке, установленном учредительными документами.

Дата утверждения годовой бухгалтерской отчетности указывается непосредственно на первой странице баланса.

Размещение ценных бумаг

При увеличении уставного капитала путем размещения дополнительного выпуска акций, для государственной регистрации дополнительного выпуска акций (не сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг) предоставляется копия бухгалтерской отчетности компании за последний завершенный финансовый год и за последний квартал.

Что касается выпуска ценных бумаг с регистрацией проспекта, в его состав включается годовая бухгалтерская отчетность эмитента за 3 последних завершенных финансовых года, предшествующих дате утверждения проспекта, с приложением аудиторского заключения. Если эмитент осуществляет свою деятельность менее 3 лет, то представляется годовая бухгалтерская отчетность за каждый завершенный финансовый год, с приложением аудиторского заключения.

При наличии у эмитента годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с МСФО или US GAAP, то к проспекту прилагается и такая бухгалтерская отчетность эмитента за 3 последних завершенных финансовых года, предшествующих дате утверждения проспекта ценных бумаг, на русском языке.

Проспект ценных бумаг подписывается руководителем, главным бухгалтером и аудитором, утверждается советом директоров (наблюдательным советом) общества.

IPO, листинг

Предоставление утвержденной годовой бухгалтерской отчетности является одним из условий допуска ценных бумаг корпоративных эмитентов (акции, облигации) к торгам на фондовых биржах в процессе размещения с прохождением процедуры листинга.

Так, к заявлению о допуске ценных бумаг к торгам в процессе размещения/обращения с прохождением процедуры листинга на Фондовой бирже ММВБ, необходимо приложить годовую бухгалтерскую отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) за 3 последних завершенных финансовых года и годовую финансовую отчетность в соответствии с МСФО и/или US GAAP на русском языке с приложением аудиторского заключения в отношении указанной отчетности.

Согласно Правилам допуска ценных бумаг к торгам ОАО «Фондовая биржа РТС», для включения акций и корпоративных облигаций в котировальный список в числе прочего эмитент должен представить годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность в соответствии с МСФО и/или US GAAP, в отношении которой был проведен аудит, и принять обязательство вести указанную отчетность и раскрывать ее вместе с аудиторским заключением на русском языке.

Выпуск облигаций

Наличие надлежащим образом утвержденной годовой бухгалтерской отчетности за 2 завершенных финансовых года является также условием выпуска облигаций при отсутствии их обеспечения, предоставленного третьими лицами.

Это же условие обязательно соблюдать при эмиссии биржевых облигаций без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска). Более того, биржевые облигации допускаются к торгам на бирже без прохождения процедуры листинга при условии наличия надлежащим образом утвержденной годовой бухгалтерской отчетности за 2 завершенных финансовых года.

Увеличение и уменьшение уставного капитала

Решение об увеличении уставного капитала общества с ограниченной ответственностью за счет его имущества может быть принято только на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, предшествующий году, в течение которого принято такое решение. На обязательность учета данного требования обращено внимание и в подп. «а» п. 9 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14.

Данные годовой бухгалтерской отчетности общества (при этом подразумевается, что она утверждена) необходимы для определения возможности увеличения уставного капитала общества за счет имущества общества, в том числе для установления того, будет ли выполнено требование нормы п. 2 ст. 18 ФЗ об обществах с ограниченной ответственностью, в котором сказано, что сумма, на которую увеличивается уставный капитал общества за счет его имущества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества.

На основании показателей годовой бухгалтерской отчетности в обществе принимается решение  об уменьшении уставного капитала или даже может быть принято решение о ликвидации общества.

Реорганизация

При подготовке к реорганизации, всем участвующим в ней обществам необходимо оценить финансовое состояние и перспективы компаний, с которыми им придется объединять бизнес, либо возможные последствия для компании при разделении бизнеса.

Поэтому всем лицам, имеющим право на участие в общем собрании, повестка дня которого включает вопрос о реорганизации, предоставляются годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность всех компаний, участвующих в реорганизации за 3 завершенных финансовых года, предшествующих дате проведения общего собрания, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования организации, если организация осуществляет свою деятельность менее 3 лет.

При этом, юридическое лицо, созданное в результате реорганизации (за исключением присоединившего, выделившего или преобразованного эмитента), для получения допуска к торгам на бирже ценных бумаг должно предоставить бирже годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность в соответствии с МСФО и/или US GAAP, в отношении которой был проведен аудит.

Ответственность за неточности в документах, обеспечивающих выход на рынок ценных бумаг очень велика, таким образом, необходимо крайне внимательно подойти к составлению финансовой отчетности компании.

Due Diligence

Нельзя также не отметить вопросы предоставления утвержденной годовой бухгалтерской отчетности для проведения проверок компании (Due Diligence при подготовке IPO, M&A, приобретении участия в компании или активов компании), мероприятий налогового контроля со стороны налоговых органов, камеральных проверок со стороны регулятора рынка ценных бумаг и т.п.

На подготовительной стадии IPO на основании аудированной годовой бухгалтерской отчетности за последние 3 года составляются отчеты о финансовой проверке компании, которые затем используются для составления проспекта эмиссии.

Для составления отчета о проверке компании для целей M&A также подлежит проверке годовая бухгалтерская отчетность, при этом оценивается правильность и заполнение всех реквизитов и показателей отчетности.

Утвержденная годовая бухгалтерская отчетность — показатель best practice

Для наиболее тщательной подготовки отчетности к утверждению общим собранием, а также оценки итогов деятельности компании за истекший финансовый год рекомендуется выносить годовую бухгалтерскую отчетность на предварительное рассмотрение и утверждение советом директоров, исполнительным или контролирующим органом.

В уставах ряда крупных компаний предусмотрено предварительное утверждение годовой бухгалтерской отчетности советом директоров, правлением, президентом.

В документах, регулирующих деятельность ряда государственных компаний, предписан обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности и консолидированной бухгалтерской отчетности, а также предварительное утверждение ее наблюдательным советом.

Ответственность за непредставление отчетности

Как уже было установлено выше, в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, представляемая в государственные контролирующие органы  годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному утверждению высшим органом управления общества.

На практике часто возникает ситуация, когда дата проведения годового общего собрания назначается позднее истечения срока представления годовой бухгалтерской отчетности. Многие компании задерживают представление отчетности по этой причине вплоть до ее утверждения общим собранием. Однако налоговые органы и суды справедливо считают, что данное обстоятельство не является поводом для непредставления отчетности, а действующее законодательство позволяет исполнить требования налогового законодательства и представить бухгалтерскую отчетность в установленный срок.

Исходя из сложившейся судебной практики, даже если уставом общества предусмотрено проведение годового общего собрания после истечения срока подачи годовой бухгалтерской отчетности, то в соответствии с требованиями законодательства обществу необходимо провести внеочередное общее собрание для утверждения годовой отчетности.

Статья 126 Налогового кодекса РФ устанавливает ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, предусмотренных кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Указанное правонарушение влечет взыскание штрафа с компании в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (Постановление ФАС Московского округа от 04.08.2008 г. по делу № А40-59858/07-115-371, Постановление ФАС Центрального округа от 25.07.2007 г. по делу № А64-5050/06-15).

Помимо этого за непредставление бухгалтерской отчетности или отказ от ее представления в государственные контролирующие органы предусмотрена административная ответственность. За подобные нарушения на должностных лиц организации налагается штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ). Уплата штрафа не освобождает организацию от представления бухгалтерской отчетности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» установлена гражданско-правовая ответственность за убытки, причиненные инвестору и/или владельцу ценных бумаг вследствие предоставления или раскрытия недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение информации.

Кроте того,нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг является административным правонарушением и влечет довольно суровую ответственность для юридического лица и его руководителя.

Так в соответствии с ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ непредставление или нарушение эмитентом порядка и сроков представления информации (уведомлений), а равно представление информации не в полном объеме, и/или недостоверной информации, и/или вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок до 1 года; на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 рублей.

Частью 2 ст. 15.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и/или недостоверной информации, и/или вводящей в заблуждение информации. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Исходя из судебной практики, наиболее распространенное правонарушение в этой области — несвоевременное раскрытие информации, может быть квалифицировано как малозначительное правонарушение в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ и нарушитель может быть освобожден от административной ответственности. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, при этом отсутствие негативных последствий или их устранение не являются обстоятельствами свидетельствующими о малозначительности правонарушения (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

Однако имеется и противоположная судебная практика, исходя из которой несвоевременное раскрытие информации расценивается как посягательство на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере рынка ценных бумаг, в связи с чем его нельзя признать малозначительным.

 Итак, после анализа основных требований к наличию у компании надлежащим образом утвержденной годовой бухгалтерской отчетности, можно сделать вывод, что соблюдение установленных требований не только отвечает интересам самой компании, но и делает бизнес более прозрачным, что повышает интерес потенциальных инвесторов и партнеров.

См. подп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ об акционерных обществах), подп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — ФЗ об обществах с ограниченной ответственностью).

В соответствии со ст. 13 Закона о бухгалтерском учете.

См. п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете).

См.п. 3 ст. 88 ФЗ об акционерных обществах и п. 3 ст. 47 ФЗ об обществах с ограниченной ответственностью.

См. п. 3 ст. 52 ФЗ об акционерных обществах и п. 3 ст. 36 ФЗ об обществах с ограниченной ответственностью.

В соответствии с п. 8.1.1. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н.

См. п. 89 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

Согласно ГК РФ и ФЗ об акционерных обществах, открытые акционерные общества, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны вести, представлять и раскрывать бухгалтерскую отчетность.

Опубликование в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространение среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также передача ее территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

В соотв. с п. 1.3 Приказа Минфина РФ от 28.11.1996 г. № 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами».

См. абз. 3 п. 3 ст. 88 ФЗ об акционерных обществах.

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», под предоставлением информации понимается обеспечение ее доступности определенному кругу лиц в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение этим кругом лиц.

В настоящей статье даны ссылки на Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в редакции Федерального закона от 04.10.2010 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

См. п. 8.3.7. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н.

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

Общепринятые принципы бухгалтерского учёта (англ. Generally Accepted Accounting Principles, GAAP) — стандарты бухгалтерского учёта, применяемые в США и некоторых других странах. GAAP отличается (в частности, от Международных стандартов финансовой отчётности) тем, что в GAAP детально регулируется порядок учёта тех или иных практических ситуаций.

См. абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете и абз. 3 п. 86 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

См. п. 2.4.5 Приказа ФСФР РФ «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н.

См. п. 9. ст. 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»; п. 8.1 гл. VIII. Приложения 8 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н.

Листинг — это совокупность процедур по включению ценной бумаги в один из котировальных списков фондовой биржи и осуществлению контроля за соответствием ценных бумаг и самого эмитента условиям и требованиям, установленным фондовой биржей.

См. пп. 14, 25 Приложения №40 к Правилам листинга, допуска к размещению и обращению ценных бумаг в ЗАО «ФБ ММВБ».

См. пп. 5.1.1-5.1.2 Правил допуска ценных бумаг к торгам ОАО «Фондовая биржа РТС», утв. Советом директоров  ОАО «Фондовая биржа РТС» (Протокол № 09-21-3011 от 30 ноября 2009 г.) (далее — Правила допуска РТС).

См. п. 2 ст. 31 ФЗ об обществах с ограниченной ответственностью; абз.3 п.3 ст. 33 ФЗ об акционерных обществах; п. 2 ст. 27.5-4 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Исключения из этого правила указаны в п. 3 ст. 27.5-4 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

См. п. 1 ст. 27.5.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

См. п. 4.1.3 Правил Правила допуска РТС.

См. абз. 2 п. 1 ст. 18 ФЗ об обществах с ограниченной ответственностью.

П. 3.5 Постановления ФКЦБ РФ «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» от 31.05.2002 № 17/пс.

П. 5.5 Правил допуска РТС.

ОАО «Газпром», ОАО «Аэрофлот», ОАО «РЖД», ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Синергия».

См. п. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 17.07.2009 № 145-ФЗ;  п. 1 ст. 35 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 01.12.2007 № 317-ФЗ; п. 1 ст. 9 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии» от 23.11.2007 № 270-ФЗ; п. 1 ст. 9 Федерального закона «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» от 30.10.2007 № 238-ФЗ.

См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2010 г. по делу № А56-72213/2009; Постановление 13 ААС от 19 апреля 2010 г. по делу № А56-80327/2009; Постановление ФАС Поволжского округа от 5 марта 2010 г. по делу № А65-16385/2009.

См.

Бухгалтерская отчетность ООО в 2018 году

п. 11 ст. 51 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

См. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2007, 12.02.2007 по делу № А40-2623/07-17-24; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2006, 26.12.2006 № 09АП-17166/2006-АК; Постановление ФАС Центрального округа от 26.08.2010 по делу № А54-120/2010.

См. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 № 17АП-1556/2010-АК.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 по делу № А42-3862/2008.

Ссылка на оригинал: http://lawfirm.ru/article/index.php?id=4205

Должны ли акционерные общества публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность?

 Статья 49 Закона, посвященная публичной отчетности общества с ограниченной ответственностью, развивает общее правило п. 5 ст. 91 ГК РФ, согласно которому опубликование обществом с ограниченной ответственностью сведений о результатах ведения его дел (публичная отчетность) не требуется, кроме случаев, предусмотренных Законом, а также устанавливает новые нормы.

 Зарубежное законодательство об обществах с ограниченной ответственностью тоже не устанавливает для таких корпораций строгих требований в отношении публичной отчетности. Например, во Франции проверке со стороны ревизоров подлежат лишь годовые отчеты обществ с паевым капиталом более 300 тысяч франков. В Германии отчеты таких обществ также подлежат проверке только при определенных условиях.

 По сравнению с правилами, предусмотренными в отношении публичной отчетности общества с ограниченной ответственностью, для акционерного общества установлены существенно более жесткие требования (см. ст. 90-93 ФЗ "Об акционерных обществах").

 Согласно п. 1 ст. 49 Закона, в порядке исключения из общего правила, общество с ограниченной ответственностью обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, когда это прямо предусмотрено Законом и иными федеральными законами. Буквальное толкование данной нормы позволяет констатировать, что обязанность публичной отчетности обществ с ограниченной ответственностью может быть установлена только федеральным законом, но не подзаконным правовым актом (указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, ведомственным нормативным актом). Тем более не может быть установлена такая обязанность и любыми правовыми актами органов субъекта Российской Федерации. Иными, помимо федеральных законов, нормативными актами в данном случае может быть установлена не сама обязанность публичной отчетности, а лишь состав и порядок раскрытия соответствующей информации.

 Один из случаев, когда обязательность публичной отчетности предусмотрена для обществ с ограниченной ответственностью Законом, указан в п. 2 ст. 49 — если общество публично размещает облигации и иные эмиссионные ценные бумаги (об этом см. также ст. 31 Закона). Правила раскрытия информации о самих соответствующих эмиссионных ценных бумагах установлены в гл. 7 разд. IV ФЗ от 22.04.1996 г. "О рынке ценных бумаг" *(88). Эмитент обязан также раскрывать информацию о выпуске ценных бумаг в соответствии со ст. 23 ФЗ "О рынке ценных бумаг".

 В случае, если общество с ограниченной ответственностью приобрело более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала другого общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, оно обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (см. п. 4 ст. 6 Закона).

 Обязательность опубликования обществом сведений о принятом решении об уменьшении уставного капитала общества с ограниченной ответственностью предусмотрена в п. 4 ст. 20 Закона.

 Определенные случаи обязательного опубликования информации предусмотрены и иными федеральными законами, в частности, законодательством о бухгалтерском учете.

 Так, согласно ст. 16 ФЗ от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете" *(89) акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

 Для обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющих специфические виды деятельности, устанавливаются специальные правила опубликования отчетности. Например, страховые организации в таких случаях руководствуются приказом Минфина РФ от 21.02.1997 г. N 17 "Об особенностях публикации годовой бухгалтерской отчетности страховыми организациями" *(90).

 Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

 Состав публикуемой отчетности определяется с учетом требований ст.

Кто обязан публиковать бухгалтерскую отчетность

13 ФЗ "О бухгалтерском учете" и других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов. Публичность бухгалтерской отчетности регулируется также разделом X Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. N 43н).

 Правила об открытости бухгалтерской отчетности, действующие в Российской Федерации, учитывают традиции, сформировавшиеся в данной сфере на протяжении длительного времени в зарубежной практике. Например, в США периодический отчет о доходах компании, а также квартальная и полугодовая финансовая отчетность в обязательном порядке публикуются всеми компаниями, зарегистрированными в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). В годовой отчет включают изложение учетной политики, которая применялась в течение финансового года при ведении учета и формировании отчетности. В Великобритании публикация счета прибылей и убытков (аналога американского отчета о доходах) за отчетный год стала обязательной для компаний с принятием Закона о компаниях 1929 г. В настоящее время применяются четыре формы отчета, предусмотренные Законом о компаниях 1985 г. Небольшие частные фирмы, имеющие особый статус, по законодательству Великобритании пользуются рядом льгот в сфере публикации отчетности.

 В п. 2 ст. 49 Закона установлена новая по сравнению с ГК РФ норма, согласно которой в случае публичного размещения эмиссионных ценных бумаг общество с ограниченной ответственностью обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы и раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами. Под "иной информацией", упоминаемой в п. 2 ст. 49 Закона следует понимать, в частности, информацию, содержащуюся в проспекте ценных бумаг и отчете об итогах выпуска, а также другую информацию, раскрытие которой обязательно для участников рынка ценных бумаг.

 Среди федеральных законов, о которых говорится в рассматриваемой норме, прежде всего следует назвать ФЗ "О рынке ценных бумаг".

 Так, согласно ст. 23 этого Федерального закона в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации.

 В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее одной тысячи экземпляров.

 Порядок раскрытия информации в случае публичного размещения обществом облигаций определяется также по правилам, установленным в Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР от 16.03.2005 г. N 05-4/пз-н *(91).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *