Кто обладает законодательной инициативой в субъектах РФ?

Кто обладает законодательной инициативой в субъектах РФ?

(Петрова Л. И., Манакова С. Г.)

(«Законность», 2009, N 12)

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПРОКУРОРА

Л. И. ПЕТРОВА, С. Г. МАНАКОВА

Петрова Людмила Игоревна, старший прокурор правового управления Генеральной прокуратуры РФ.

Манакова Снежана Геннадьевна, старший помощник прокурора Московской области.

На сегодня прокуроры 72 субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы, а 11 — ставят вопрос о наделении их таким правом. Наделение прокурора правом законодательной инициативы повышает эффективность законотворческого процесса, сокращает сроки приведения законодательной базы субъекта РФ в соответствие с изменениями федерального законодательства. В то же время позиция о необходимости наделения прокуроров таким правом не всегда находит понимание и поддержку у некоторых представителей органов государственной власти субъектов Федерации.

Законодательная инициатива — важнейшая стадия законотворческого процесса. В настоящее время законотворческий процесс происходит на фоне экономического и финансового кризиса. Это обстоятельство вынуждает законодателя в целях поиска правового решения, для стабилизации экономических и социальных процессов принимать правовые нормы, регулирующие новые общественные отношения. Безусловно, это должно отражаться и на качестве закона, стабильности правовой системы, а также уровне правовой защищенности граждан.

Делая небольшую историческую справку по этому вопросу, следует отметить, что согласно ранее действовавшим Конституциям СССР и РСФСР 1936 г. законодательная власть осуществлялась исключительно Верховным Советом СССР и Верховным Советом РСФСР.

Конституция СССР 1977 г. расширила круг субъектов законодательной инициативы. В соответствии со ст. 113 Конституции СССР право законодательной инициативы принадлежало Генеральному прокурору СССР.

В принятой 12 декабря 1993 г. Конституции РФ Генеральный прокурор РФ не значится среди субъектов законодательной инициативы (ст. 104).

Тем не менее Генеральный прокурор РФ и нижестоящие прокуроры не находятся в стороне от законотворческой деятельности.

Правовое положение прокурора в этой сфере определено Законом о прокуратуре. Формы и порядок взаимодействия органов прокуратуры с законодательными (представительными) органами власти конкретизированы организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ (Приказы от 17 сентября 2007 г., от 2 октября 2007 г., от 24 ноября 2008 г.). Анализ указанной нормотворческой базы и мониторинг правоприменительной практики, связанной с ее реализацией, позволили выработать мероприятия, направленные на повышение качества и результативности работы прокурора в правотворческой сфере.

В частности, прокуроры могут присутствовать на заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, информировать их о состоянии законности в регионе, муниципальном образовании и т. д.

Прокуратура в ходе осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства охватывает практически все сферы отношений, урегулированные нормами законодательства, что объективно делает прокуратуру осведомленной не только об исполнении законов, но и о состоянии правового регулирования. Такая информированность прокуратуры отвечает интересам и потребностям общества и государства.

В условиях постоянного развития и изменения федерального законодательства первостепенной задачей органов прокуратуры является надзор за своевременным приведением органами государственной власти и органами местного самоуправления региональных и муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством.

Прокуратура принимает участие в разработке органами государственной власти мер по предупреждению правонарушений, в работе по совершенствованию и разъяснению законодательства, анализирует и обобщает материалы по широкому кругу вопросов, связанных с состоянием законности и правопорядка в целом по стране. Фактически это единственный орган, в котором аккумулируются данные о правоприменительной практике, а также о соответствии действующего законодательства конкретным общественным отношениям.

Так, во исполнение требований Приказа Генерального прокурора РФ от 24 ноября 2008 г. «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» прокуроры активно используют предоставленное им право законодательной инициативы.

Реализовывать право законодательной инициативы стало гораздо проще после введения должности старшего помощника прокурора субъекта Федерации по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами, органами местного самоуправления.

Изучение практики показало, что в первом полугодии 2009 г. прокуроры с использованием права законодательной инициативы направили в законодательные органы субъектов РФ более 150 законопроектов (за весь 2008 г. — около 200).

В то же время позиция о необходимости наделения прокуроров таким правом не всегда находит понимание и поддержку у некоторых представителей органов власти субъектов Федерации.

Например, законодательные органы Белгородской области и Красноярского края вынесли решение об отказе в удовлетворении обращений прокуроров о наделении их правом законодательной инициативы.

Полагаем, что Постановление Совета Федерации от 27 мая 2009 г. N 189-СФ «О докладе Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации в 2008 году и о проделанной работе по их укреплению», в п. 5 которого органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано рассмотреть вопрос о наделении прокуроров субъектов Федерации правом законодательной инициативы путем внесения в конституции и уставы субъектов РФ соответствующих изменений, внесет ясность в решение этого вопроса.

Прокуроры в ходе осуществления надзорных мероприятий могут определить конкретные вопросы, которые нуждаются в законодательном урегулировании, либо выявлять правовые акты, требующие корректировки.

Например, прокуратура Ненецкого автономного округа неоднократно выявляла нарушения законодательства, регулирующего порядок распоряжения и использования окружного и муниципального имущества, закрепленного за окружными и муниципальными учреждениями на праве оперативного управления. В некоторых случаях эти нарушения оставались фактически безнаказанными, поскольку административная ответственность за них, предусмотренная ст. 7.24 КоАП, касается лишь объектов, находящихся в федеральной собственности. Предложенный прокуратурой Ненецкого автономного округа, в рамках реализации права законодательной инициативы, законопроект призван устранить этот пробел.

Прокуратурой города Санкт-Петербурга в тесном взаимодействии с Антинаркотической комиссией Санкт-Петербурга, профильными комитетами правительства города и депутатами Законодательного Собрания разработан законопроект «О профилактике наркомании в Санкт-Петербурге», который внесен на рассмотрение Законодательного Собрания города.

Во исполнение ФЗ от 28 апреля 2009 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в целях устранения бюрократических проволочек со стороны органов государственной власти субъектов Федерации, Генеральный прокурор РФ в апреле 2009 г. направил поручение прокурорам субъектов Федерации, которые наделены правом законодательной инициативы, подготовить и внести соответствующие законопроекты на региональном уровне. Тем прокурорам, которые не обладают правом законодательной инициативы, было поручено инициировать подготовку таких законов.

Например, прокуратурой Московской области как субъектом права законодательной инициативы в мае 2009 г. разработаны три проекта законов Московской области. На областном уровне предлагается установить меры по недопущению нахождения детей на определенных объектах, территориях, в помещениях; установить для несовершеннолетних ограничения посещения таких помещений по времени, а также порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) и органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в определенных законом Московской области местах; порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим), а также в специализированные учреждения для несовершеннолетних.

Кроме этого, законопроектами устанавливается административная ответственность за несоблюдение установленных областным законом требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда. Проекты законов направлены как в правительство Московской области, так и в Московскую областную Думу в рамках законодательной инициативы прокурора области.

В связи с принятием ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» и Указов Президента РФ от 18 мая 2009 г. N N 557, 558, 559, 560 и 561 о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, прокуроры 18 субъектов РФ разработали законопроекты о внесении изменений в региональные законы о противодействии коррупции, а также о государственной гражданской службе (Приморский край, Новосибирская и Пензенская области и др.).

Например, прокуратурой Пензенской области разработаны законопроекты о внесении изменений в Законы «О государственной гражданской службе в Пензенской области» и «О правительстве Пензенской области» в связи с необходимостью правового регулирования отношений по установлению ограничений для лиц, замещающих должности гражданской службы, представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Для того чтобы использовать предоставленное право законодательной (нормотворческой) инициативы, прокуроры всех уровней должны систематически накапливать и оценивать информацию о соответствии действующих законов и иных нормативных правовых актов потребностям правового регулирования общественных отношений.

Так, в первом полугодии 2009 г. прокуроры 33 субъектов Федерации внесли более 100 предложений об изменении действующих региональных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с противодействием коррупции; муниципальной и государственной службы, выборов депутатов, глав муниципальных образований; регулирования бюджетных отношений; предупреждения вреда здоровью детей; регулирования земельных отношений и лесопользования; охраны природы и животного мира; предоставления жилья и оплаты коммунальных услуг, пожарной безопасности, охраны труда и др.

Подавляющее большинство предложений были включены в планы законопроектных работ и реализованы.

Например, в плане законопроектной работы Законодательного Собрания Липецкой области было учтено предложение прокурора о дополнении Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях нормами об ответственности за незаконное проникновение в подвалы, чердаки и т. п., помещения многоквартирных домов, а также за гадание и приставание к гражданам с целью гадания и попрошайничества на улицах и в общественных местах. Законопроект был разработан прокуратурой, внесен в порядке законодательной инициативы и принят в июне т. г.

Прокурор Воронежской области, используя право законодательной инициативы, разработал законопроект о внесении изменений в Областной закон «О питьевой воде», который ранее по его предложению был включен в план законопроектной работы.

Однако материалы практики свидетельствуют, что иногда предложения прокуроров субъектов Федерации, направленные на совершенствование регионального законодательства, остаются без внимания органов государственной власти субъекта. Бывают и такие ситуации, когда органы государственной власти субъекта, соглашаясь с предложением прокурора, длительное время не разрабатывают и не принимают актуальные законы. К примеру, отклонено предложение прокурора Ивановской области об урегулировании порядка проведения публичных слушаний по проекту бюджета и проекту годового отчета об использовании бюджета области. Не нашло поддержки и предложение прокурора Иркутской области о разработке нормативных правовых актов «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних» и «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в связи с дефицитом областного бюджета.

Использование прокурором права законодательной (нормотворческой) инициативы возлагает обязанность на законодательные (представительные) органы государственной власти, органы местного самоуправления включить в обязательном порядке представленный им законопроект (проект решения) в повестку дня законодательного (представительного) органа и рассмотреть его в соответствии с установленным порядком.

Следует отметить, что в настоящее время в субъектах Федерации по-разному регламентируется право законодательной инициативы прокуратуры в их законодательных (представительных) органах государственной власти. В отдельных субъектах это право предоставлено органам прокуратуры субъектов, в других — прокурорам субъектов.

Что касается местного самоуправления, то в уставах муниципальных образований далеко не всегда закрепляется право нормотворческой инициативы городских и районных прокуроров в представительных органах местного самоуправления. В основном такое право предоставлено депутатам, главам муниципальных образований и гражданам.

Например, в Московской области более чем 20 городским и районным прокурорам уставами муниципальных образований предоставлено право нормотворческой инициативы.

Следует отметить, что одно из важных условий совершенствования законодательства — овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, именуемые законодательной техникой, должны в обязательном порядке соблюдаться всеми субъектами законотворческого процесса. Соответственно, прокуратура, включаясь в этот процесс, должна учитывать основные правила законотворческого процесса: подготовку законопроекта, его обсуждение, принятие и опубликование нормативного акта.

Основанием для начала процессуальной деятельности, именуемой правотворчеством, является наличие юридического факта — принятие официального решения о подготовке проекта нормативного акта.

Следует разграничить решения, принимаемые законодательным органом либо органом исполнительной власти о подготовке проекта нормативного акта, и решения, принимаемые прокуратурой в части подготовки законопроекта.

Решение прокурора, его заместителя, начальника самостоятельного структурного подразделения прокуратуры о подготовке проекта нормативного акта не является составной частью правотворческого процесса. Только после официального направления проекта нормативного акта в установленном законом субъекта Федерации порядке в законодательный орган прокуратура становится участником нормотворческого процесса органа власти.

Именно с момента получения законодательным (представительным) органом государственной власти, органом местного самоуправления проекта закона либо решения возникает определенное правоотношение, представляющее собой процесс правотворчества.

Прежде всего хотелось бы отметить, что при осуществлении законотворческой (нормотворческой) деятельности необходимо соблюдать некоторые общие принципы. Например, к ним относится принцип профессионализма правотворчества, подразумевающий наличие у разработчика правового акта профессиональных знаний и опыта в моделировании законопроектов. Не стоит забывать и о принципе законности, предусматривающем, что вся правотворческая работа по подготовке нормативных правовых актов должна осуществляться в рамках закона.

Законотворчество требует от субъектов законодательной (нормотворческой) инициативы специальных познаний, определенных навыков, овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов.

Поскольку законы и иные нормативные акты представительного органа государственной власти субъекта Федерации, органа местного самоуправления различаются по объему, сложности, задачам в регулировании общественных отношений, единой схемы подготовки законопроектов и иных нормативных правовых актов нет.

В то же время в подготовке законопроектов и проектов решений представительного органа государственной власти субъекта, органа местного самоуправления выделяются два этапа.

Первый этап включает: постановку вопроса о разработке законопроекта (проекта решения представительного органа местного самоуправления), принятие решения о начале работы над проектом закона (проектом решения), выработку концепции законопроекта (проекта решения), подготовку предварительного текста, экспертизу законопроекта (проекта решения), финансово-экономические расчеты, выработку окончательного текста проекта закона (проекта решения) и подготовку отдельных сопровождающих документов.

Прежде чем приступить к работе над законопроектом (проектом решения), надо исследовать необходимость, действенность и понятность законопроектов (проектов решений). Для этого следует определить цель разработки проекта, его обоснование. Необходимо изучить предметную и правовую ситуацию в этом вопросе, определить круг заинтересованных лиц, которых проект будет касаться. Требуется установить, подлежит ли этот предмет обязательному регулированию законом, каков размер расходов, потребуются ли дополнительные расходы за счет средств бюджета субъекта Федерации либо бюджетов муниципальных образований, соразмерны ли затраты ожидаемой пользе.

К процессу подготовки законопроектов (проектов решений) субъектам права законодательной (нормотворческой) инициативы желательно привлекать различных специалистов и соответствующие учреждения.

Второй этап — внесение подготовленного законопроекта (проекта решения) в представительный орган государственной власти субъекта, представительный орган местного самоуправления. Конституция (устав) субъекта РФ, устав муниципального образования четко определяет круг субъектов, которые наделяются правом законодательной (нормотворческой) инициативы. Если прокурор не наделен правом законодательной (нормотворческой) инициативы, он имеет возможность вносить свои законопроекты (проекты решений) только через субъектов, наделенных этим правом.

Наделенные правом законодательной (нормотворческой) инициативы прокуроры могут осуществлять его самостоятельно путем направления ими в представительный орган государственной власти субъекта либо представительный орган местного самоуправления законопроекта или проекта решения (с соответствующим сопроводительным письмом).

Региональным законодательством могут быть предусмотрены определенные ограничения. К примеру, в Московской области проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год вносится в Московскую областную Думу исключительно губернатором Московской области (ст. 6 Закона Московской области от 19 сентября 2007 г. «О бюджетном процессе в Московской области» с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Московской области от 21 марта 2009 г.).

Следует отметить, что при внесении законопроекта (проекта решения) субъектом права законодательной (нормотворческой) инициативы должны быть соблюдены некоторые требования, которые, как правило, закрепляются в регламенте представительного органа власти субъекта Федерации либо ином региональном правовом акте, а также в регламенте представительного органа местного самоуправления (ином нормативном акте).

К законопроекту (проекту решения) должна прилагаться пояснительная записка, содержащая предмет законодательного регулирования, изложение концепции предлагаемого законопроекта (проекта решения), а также прогноз социально-экономических и иных последствий принятия закона (решения). Этот документ позволяет раскрыть привлекательные стороны законопроекта (проекта решения), показать юридические новеллы, ответить на возможные вопросы оппонентов.

Также и текст закона (решения представительного органа местного самоуправления) необходимо излагать простым и ясным языком, не употреблять устаревших и многозначительных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.

При подготовке законопроекта (проекта решения) следует определить перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием закона (решения). Это позволит вести текущую систематизацию — разгружать законодательство от устаревших, формально утративших силу нормативных актов.

Следует отметить, что до принятия законопроекта (проекта решения) в первом чтении субъект права законодательной (правотворческой) инициативы, внесший законопроект (проект решения), имеет право изменить текст законопроекта (проекта решения), а также отозвать внесенный им законопроект (проект решения) на основании письменного заявления.

Соблюдение перечисленных условий подготовки законопроекта (проекта решения) и внесения его в представительный орган государственной власти субъекта Федерации (в представительный орган местного самоуправления) обеспечит более оперативное рассмотрение проекта и принятие закона (решения).

На основании изложенного хотелось еще раз подчеркнуть, что основная задача органов прокуратуры в рассматриваемой сфере деятельности — предупреждение издания незаконных нормативных правовых актов, повышение качества правотворческого процесса, направленного в целом на охрану конституционных прав и свобод граждан.

Кроме этого, по нашему мнению, при дальнейшей разработке статистической отчетности о деятельности органов прокуратуры целесообразно внести в этот документ самостоятельный раздел с показателями участия прокуратур субъектов РФ в правотворческой сфере. Необходимость дополнения статистики такими показателями по этому направлению деятельности органов прокуратуры субъектов РФ продиктована требованиями Приказа Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144, нацеливающими на регулярный анализ участия прокуратуры в правотворческой деятельности и мониторинге нормативных актов.

На федеральном уровне определены в ст. 104 Конституции РФ. Ими являются Президент РФ, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законодатель, основываясь на положениях Конституции РФ, определяет особенности реализации права законодательной инициативы при внесении в ГД определенных законопроектов. Так, согласно Бюджетному кодексу РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в ГД Правительством РФ. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры, решения о подписании которых были приняты Президентом РФ, вносятся в ГД на ратификацию Президентом РФ, а международные договоры, решения о подписании которых были приняты Правительством РФ, — Правительством РФ (при этом Правительство РФ вправе в случае необходимости представить Президенту РФ предложение о внесении на ратификацию международного договора, решение о подписании которого было принято Правительством РФ). Указанным федеральным законом установлено, что в случае внесения на основании ст. 104 Конституции РФ в ГД законопроекта по вопросу о ратификации международного договора, который еще не вступил в силу для РФ, но подлежит ратификации, иным субъектом права законодательной инициативы ГД направляет внесенный законопроект Президенту РФ для предложений по данному законопроекту. В соответствии с ст. 80 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 (ред. от 5 февр. 2007) «О Конституционном Суде Российской Федерации» в случае, если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, Правительство РФ не позднее 3 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ обязано внести в ГД проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Данные законопроекты рассматриваются ГД во внеочередном порядке.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в ГД проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР; а также поправок к законопроектам. В соответствии с ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Порядок внесения законопроектов в ГД установлен Регламентом ГД. В частности, в нем определено, что при внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы — коллегиальным органом (СФ, Правительством РФ, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ) должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа о внесении законопроекта с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в ГД по данному законопроекту.

Порядок реализации права законодательной инициативы соответствующими субъектами указанного права устанавливается законодательством и внутренними нормативными актами. Так, вопросы подготовки законодательной инициативы СФ и членов СФ регулируются Регламентом СФ.

4. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

4.1. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Айтов Павел Борисович, аспирант

Место учебы: Московский государственный юридический университет имения О.Е. Кутафина (МГЮА)

Аннотация: Статья посвящена анализу роли Президента РФ в законодательном процессе, а также особенностям реализации им своего права законодательной инициативы. Автором изучены практика и статистика использования Президентом правом законодательной инициативы. Выделены ряд принципов, которыми обусловлено участие Президента в законодательном процессе, к которым относятся непосредственное осуществление власти, положением внутри системы разделения властей, порядком избрания, выполнением функции гаранта прав и свобод. Сделан вывод, что подавляющее большинство законопроектов Президента, внесены им силу выполнения обязанностей, определенных статусом

Ключевые слова: законодательная инициатива, Президент, глава государства, законопроект, нормотворчество, Конституция, политическая партия, избрание, государственная власть, гарант Конституции

THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A SUBJECT

OF LEGISLATIVE INITIATIVE

Aytov Pavel B., graduate student

Study place: Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSAL)

Реализация главой государства права законодательной инициативы предусмотрена в конституционных актов большого количества государств. Как указывает В.Е. Чиркин, «почти во всех странах глава государства имеет право законодательной инициативы и его законопроекты рассматриваются в первую очередь. В некоторых странах на этот счет существуют законодательные нормы, в других странах первоочередное рассмотрение законов главы государства является традицией. В отдельных странах глава государства, однако, не вправе вносить собственные законопроекты (Япония) или может вносить проект о государственном бюджете»1.

Как справедливо отметили В.Д. Мазаев и Г.В. Минх2, «в российской правовой литературе существуют различные оценки института законодательной инициативы Президента Российской Федерации, которые можно свести к трем основным позициям.

Согласно первой, Президент должен обеспечивать функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти и в этой связи должен распо-

1 Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 204.

2 В.Д. Мазаев, Г.В. Минх. Законодательная инициатива как ин-

струмент реализации конституционных полномочий Президента

Российской Федерации. // «Конституционное и муниципальное

право», 2013, №1.

лагать реальной возможностью участия в законодательной деятельности3, что обеспечивается его правом законодательной инициативы.

Вторая позиция сводится к тому, что Президент Российской Федерации должен обладать законодательной инициативой. В противном случае он ставит себя в зависимость от иных субъектов права законодательной инициативы. В то же время осуществление этого права должно быть ограничено кругом наиболее значимых законопроектных предложений .

Сторонники третьей позиции считают, что не следует наделять Президента Российской Федерации таким правом (или использовать такое право). Суть данной позиции выражается в том, что:

а) внесение главой государства законопроектов будет означать реальное давление на законодательный орган поскольку ни один орган государства не обладает таким высоким конституционным статусом, как Президент Российской Федерации;

б) Президент Российской Федерации оценивает федеральные законы на стадии подписания; в случае подписания «собственного закона» он не сможет объ-

3 Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред Л.А. Окунькова. М., 1994.

4 Скуратов Д.Ю. Отдельные проблемы участия Президента РФ в правотворческом процессе. М.: Юристъ, 2007. С. 96.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

ективно оценить его содержание;

в) Президент Российской Федерации может реализовать свои законодательные предположения через Правительство Российской Федерации, поручив ему внести соответствующий законопроект5″.

Чтобы понять, должен ли Президент РФ пользоваться правом законодательной инициативы, необходимо проанализировать порядок реализации им данного права. Во-первых, Президентом РФ должен соблюдаться тот же перечень документов, составляющих законопроект. Т.е. какие-либо исключения для Президента РФ, даже исходя их его статуса, отсутствуют. Тем не менее, ст. 50 Регламента Государственной Думы предусматривает, что законопроекты Президента РФ подлежат первоочередному рассмотрению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди аргументов, выдвигаемых против пользования Президентом РФ правом законодательной инициативы выдвигается то, что в ряде даже президентских республик Президент не обладает правом законодательной инициативы (США, Франция).

На наш взгляд, для правильной оценки данного обстоятельства необходимо обратиться к истории и роли того или иного главы государства. Как указывает О.Е. Кутафин, «Глава государства всегда отстаивает государственное единство, которое либо складывалось под его руководством, либо нашло свое выражение в его возникновении. Правда в мире есть страны, в которых функции главы государства выполняет, например, правительство (Швейцария) либо функции главы государства совмещаются какого-либо иного государственного органа. Однако все данные факты, во-первых, лишь исключения из общего правила, а во-вторых, свидетельствуют о том, что без функций главы государства обойтись практически невозможно, и это говорит лишь в пользу названного института. Таким образом, в системе государственных органов бесспорно необходим специальный орган, на который возлагалось бы представительство государства как вовне страны, так и внутри. Этим органом и является глава государства — институт, для конституирования которого есть вполне рациональные и разумные основания. Одним из таких оснований является роль главы государства как объединяющего центра, сплачивающего начала, которое не только сохраняется, но и возрастает в условиях разделения властей. Глава государства выступает символ единства государства и преемственности, арбитр и примиритель в повседневной деятельности государственных органов, как представитель национального единства, обеспечивающий нормальное функционирование государственных институтов. Глава государства всегда находится наверху государственной иерархии. Однако, занимая такое положение, он не обязательно занимается вопросами текущего управления делами государства, т. е. непосредственным управлением. Он является лицом, стоящим над всеми другими лицами и органами»6.

Роль Президента в законодательном процессе и его обладание правом законодательной инициативы обусловлено рядом принципов:

— осуществление народом своей власти непосред-

6 Кутафин О.Е. Глава государства: монография. — М.: Проспект, 2013. С. 6.

ственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции Российской Федерации). Действительно, если рассмотреть, кому принадлежит право законодательной инициативы, то мы увидим, что это либо избираемые населением органы, либо само население (его часть), либо высший орган исполнительный власти. В данном случае, на первый план выходит роль закона, как формы выражения воли населения, принимаемого в его интересах. Следовательно, обладание правом законодательной инициативы присуще субъектам, отражающим интересы народа, которыми являются депутаты представительных органов либо Президент.

Например, уже упоминаемый нами Президент США избирается коллегией выборщиков, а не населением. Этим, одной стороны, можно объяснить отсутствие права законодательной инициативы у Президента США. Внесение же проекта о бюджете является следствием того, что он возглавляет правительство, что традиционно входит в компетенцию исполнительной власти. Так, например, во Франции финансовые законопроекты «могут вноситься только правительством и только в Национальное собрание (правом законодательной инициативы по обычным законопроектам обладают и депутаты. Законодательная инициатива о ним может осуществляться в любую палату)7.»

Аналогичная ситуация наблюдается и в Германии, где «формально правом законодательной инициативы обладают Федеральное правительство, депутаты Бундестага и Бундесрат. Вместе с тем, особенности германского федерализма и формирования Бундесрата придают реализации законодательной инициативы специфику. Законопроекты Федерального правительства вносятся через Бундесрат, который высказывается о них в течение шести недель, а по проектам, объявленным правительством срочными, — в течение трех недель. Наоборот, законопроекты Бундесрата направляются в Бундестаг через федеральное правительство, которое в течение трех месяцев обязано высказать по ним свою точку зрения»8.

— Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Как мы видим, в данной статье перечислены практически все субъекты права законодательной инициативы на федеральном уровне. Таким образом, право законодательной инициативы является одной из форм осуществления законодательной власти.

— Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Подобный статус главы государства предоставляет ему в целях защиты прав и свобод, положений Конституции РФ вносить как проекты законов, так и обращаться в Конституционный суд Российской Федерации с заявлением о признании той или иной нормы неконституционной. Как указывает Н.В. Витрук, «ответственность Президента РФ определяется и его клятвой, которую он приносит народу (ст. 82 Конститу-

8 Там же. С. 379.

ции РФ). При осуществлении полномочий Президент РФ принимает на себя обязанность и ответственность уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу9.»

— Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ). Считается, что основной формой выражения этого конституционного положения является ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. На деле же все обстоит гораздо сложнее. Отмечается, что «упоминание в связи с этим федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также парламент. Взаимоотношения Президента и парламента в названном процессе — самый болезненный нерв формирования государственной политики. Однако возможностей у парламента, учитывая сложность законодательного процесса, все же меньше, чем у Президента. И практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т. д. — в большей мере под силу Президенту. Поэтому в целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания»10.

Как отмечают В.А. Мазаев и Г.В. Минх, «Президент Российской Федерации осуществляет инициативу стратегического целеполагания государственного и общественного развития. Это, естественно, предполагает особые формы и способы осуществления конституционных полномочий Президента Российской Федерации в общей системе субъектов государственной власти и институтов гражданского общества. Таким образом, конституционная многоплановость статуса Президента Российской Федерации соединяет в себе как элементы независимого от политической конъюнктуры и ведомственных интересов гаранта и арбитра общественных отношений, так и активно действующего участника конституционно-правовых отношений»11.

— Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ч. 1 ст. 81 Конституция РФ). Мы уже отмечали зависимость порядка избрания лица и права законодательной инициативы. В тех странах, где даже избираемый населением Президент (например, Франция. Необходимо отметить, что изначально текст Конституции Французской Республики 1958 г. включал порядок избрания Президента коллегией выборщиков) не обладает правом законодательной инициативы сильна его связь с политической партией, от которой он выдвигается. Так, еще в Постановлении Съезда Народных депутатов РСФСР от 20 июня 1990 г. «О механизме народовластия в РСФСР»

9 Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009.

11 Мазаев В.Д., Г.В. Минх. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента

Российской Федерации. // «Конституционное и муниципальное

право», 2013, №1.

указывалось, что в РСФСР не допускается совмещение должности руководителя государственного органа власти или управления с любой другой должностью, в том числе в политических или общественно политических организациях. А Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» прямо указывал: «На время выполнения своих полномочий Президент РСФСР приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях».

Федеральный закон «О политических партиях» предусматривает, что Президент Российской Федерации вправе приостановить свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий (ч. 4 ст. 10). Как указывает Воробьев Н.И., ссылаясь на статус Президента РФ как гаранта Конституции и прав и свобод, «в таком статусе Президент РФ не может быть связан решениями своей политической партии и действовать в ее интересах, напротив, в условиях гарантируемой многопартийности он призван обеспечить права и свободы (в том числе политические) всех граждан Российской Федерации независимо от их взглядов и идеологических предпочтений. С другой стороны, у Президента РФ имеется право оставаться членом политической партии, в которой он состоял на момент вступления в должность Президента РФ»12.

На протяжении новой истории России Президенты РФ подчеркивали то, что они являются «народными» президентами, а не «партийными», несмотря на выдвижение их политическими партиями. Это дистанцирование проявлялось в нечастом появлении главы государства на мероприятиях, выдвинувшей его политической партии, встречами с лидерами всех политических партий, равнозначное к ним отношение.

Напротив, Президент США связан тесно с одной из двух политических партий, а для политических решений важное значение имеет расклад сил к Конгрессе США (т. е. количество депутатов и сенаторов-однопартийцев Президента США).

Как отмечает М.В. Баглай, «Президент принимает участие в законодательном процессе. Формально не пользуясь правом законодательной инициативы и не участвуя в заседаниях палат Конгресса при принятии законов, Президент тем не менее оказывает огромное влияние на законодательный процесс. Исследователи отмечают, что это влияние носит даже решающий характер, ибо подавляющее большинство ключевых законопроектов, разработанных аппаратом Президента, Конгрессом принимаются. К тому же Конгресс часто передает Президенту законодательные полномочия, из которых образуется обширное указное право»13.

Таким образом, тесная связь Президента с политической партией, членом которой он является, оказывает влияние на право законодательной инициативы. При ее наличии наделение Президента правом законодательной инициативы будет нецелесообразным, так как он в данном случае может внести законопроект через депутатов-членов партии. Если же он будет вносить законопроект самостоятельно, то тем самым будет оказываться влияние на законодательный орган, что может повлечь политический кризис, противостоя-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

ние Президента и Парламента.

Если же, Президент дистанцирован от политических партий, то пользование правом законодательной инициативы позволяет ему действовать согласно его политическому статусу.

— Президент РФ подписывает и обнародует принятый федеральный закон. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

В.Д. Мазаев, Г.В. Минх, приходят к заключению:

«1) законодательная инициатива Президента Российской Федерации является необходимым и действенным инструментом в осуществлении его конституционной роли как арбитра и как активного участника государственной политики России;

2) посредством законодательной инициативы обеспечивается непосредственное участие и эффективность действий Президента Российской Федерации в законодательном процессе;

3) законодательная инициатива Президента Российской Федерации характеризуется в практике законодательного процесса в качестве важного инструмента представления и решения стратегических задач развития государства и общества»14.

Соглашаясь в общем с выводами ученых, постараемся разобраться, как именно Президент РФ пользуется своим правом законодательной инициативы.

Всего Президентом РФ было внесено более 800 законопроектов в Государственную Думу, при этом лишь часть законопроектов было внесено Президентом не в силу своих обязанностей.

За весь период 407 законопроектов внесено Президентом РФ по вопросам ратификации различного рода международных соглашений Российской Федерации. Формально это также законодательная инициатива, однако она реализуется исключительно Президентом РФ. Так, при ее реализации Президент России ссылается на п. «г» ст. 84 Конституции РФ (полномочие Президента РФ по внесению законопроектов), а также положения Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»15. Согласно ст. 16 данного федерального закона международные договоры, решения о подписании которых были приняты Президентом Российской Федерации, вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на ратификацию Президентом Российской Федерации.

Как мы видим более 50% всех проектов, внесенных в Государственную Думу, олицетворяют статус Президента РФ как главы государства и представителя Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.

14 В.Д. Мазаев, Г.В. Минх. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации. // «Конституционное и муниципальное право», 2013, №1.

15 «Собрание законодательства РФ», 17.07.1995, №29, ст. 2757.

Остальная часть законопроектов носит следующих характер:

— оборона и безопасность. В данной сфере было внесено более 30 законопроектов. Например, проект федерального закона «О военном положении», «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», «О борьбе с коррупцией». Внесение данных законопроектов связано с тем, что Президент РФ является верховным главнокомандующим, гарантом прав и свобод человека;

— в сфере экономической политике было внесено всего 11 законопроектов. В качестве примеров можно привести законопроект №383610-5 «Об инновационном центре «Сколково», №475370-4 «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», №472469-4 «О Государственной корпорации «Ростехнологии». Проекты в сфере экономической политики Президентом образованы новые организации, имеющие государственное значение;

— социальная политика. В этой сфере Президентом было внесено 19 законопроектов: например, №101165-3 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», №101170-3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», №101174-3 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Законопроект № 210368-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации (в части усиления прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);

— в сфере государственного строительства и конституционных прав граждан внесено второе по количеству законопроектов — более 200. Например, законопроект № 471327-6 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (в части установления правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций), № 390470-6 «О Верховном Суде Российской Федерации», № 352924-6 «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»;

— в сфере бюджетного, налогового, финансового законодательства Президентом РФ внесено более 15 законопроектов. Например, Законопроект № 98020250-2 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в части уточнения правового положения Центрального банка Российской Федерации), № 215969-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (в части установления норм по противодействию финансированию терроризма)» и др.

При этом процент брака законопроектов Президента РФ весьма мал: отклонено всего 28 законопроектов из них большинство было внесено до 1998 года, т. е. в тот период, когда между Президентом и Государственной Думой была большая конфронтация.

Возвращено Президенту России было 43 законопроекта. При этом с 2000 г. по настоящее время был отозван Президентом РФ всего 1 законопроект — законопроект № 21870-6 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Таким образом, нельзя однозначно согласиться с тем выводом, что Президент РФ широко пользуется правом законодательной инициативы16. Действительно, в 1997 г. Президент активно пользовался правом

законодательной инициативы. Однако, на наш взгляд, это диктовалось политической обстановкой, а также противоборством высших органов власти.

Подводя итог, отметим:

— реализация права законодательно инициативы Президентом РФ носит ограниченный характер, несмотря на то, что он может вносить любой законопроект. Тем не менее, Президент РФ ограничивается законопроектами государственного значения, не преследуя конъюнктурных целей;

— право законодательной инициативы обусловлено, в своего рода, дистацированием Президента от политической партии, которой он либо выдвинут, либо является членом;

— праву законодательной инициативы присущ небольшой процент отклонения по разным причинам;

— большую часть проектов, вносимых в Государственную Думу, Президент РФ вносит в силу Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», т. е. Является, скорее не правом, а реализацией процедуры ратификации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, дискуссию относительно обладания Президентом права законодательной инициативы можно решить в пользу Президента. Кроме того, анализ законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, показывает, что он не пытается подыграть той или иной политической партии, и набирать этим самым политические очки. Следовательно, сомневаться в необходимости предоставления Президенту права законодательной инициативы следует в том, если это противоречит его конституционному статусу. В настоящее время внесенные Президентом РФ законопроекты как раз укладываются в его статус как представителя Российской Федерации во внутренних и внешних отношениях, гаранте прав и свобод человека и гражданина, арбитре между властями, а также лица, определяющего основные направления внутренней и внешней политики.

Список литературы:

1. Бошно С.В. Законодательная инициатива в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Дисс.на соиск уч. степени к.юр.наук. М. 1997.

2. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009.

5. Кутафин О.Е. Глава государства: монография. — М.: Проспект, 2013.

6. Мазаев В.Д., Минх Г.В. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации. // «Конституционное и муниципальное право», 2013, №1.

7. Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. М.: Юрист, 2010.

8. Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред Л.А. Окунькова. М., 1994.

10. Скуратов Д.Ю. Отдельные проблемы участия Президента РФ в правотворческом процессе. М.: Юристъ, 2007.

11. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.

Reference list:

2. Vitruk N.V. The general theory of legal liability. 2nd ed., Revised and added. M .: NORMA 2009.

3. Vorobyov N.I., Golushko D.I., Mitin G.N. Commentary to the Federal Law of 11.07.2001 №95-FZ «On political parties» // Consultant Plus.

5. Kutafin O.E. The head of state: monograph. M .: Prospect, 2013.

7. Mazurenko A.P. Russian law-making policies: the concept and reality. M .: Lawyer, 2010.

8. Commentaries to the Constitution of the Russian Federation / Edited by L.A. Okounkov. M., 1994.

10. Skuratov D.Y. Some problems of participation of the Russian President in the legislative process. M.: Yurist 2007.

11. Chirkin V.E. Head of state. Comparative legal research. M .: Norma: INFRA-M, 2012.

РЕЦЕНЗИЯ

На статью П.Б. Айтова «Президент российской федерации как субъект законодательной инициативы»

Институту законодательной инициативы, а также законодательному процессу посвящено достаточное количество исследований. Право Президента Российской Федерации выступать с законодательной инициативой закреплено в Конституции. Однако в доктрине существуют различные точки зрения в отношении законодательной инициативы Президента Российской Федерации.

Автором статьи проведен качественный сравнительно-правовой анализ доктринальных источников, а также анализ ряда зарубежных конституций. Выводы, сделанные П.Б. Айтовым, по результатам проведенного исследования логичны и обоснованы.

В целом, подводя итог, отметим, что статья П.Б. Айтова является актуальной, выполнена в строгом научном стиле и может быть опубликована в изданиях, рекомендованных ВАК России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д-р юрид. наук, профессор

Р.А. Курбанов

В последнее время депутаты, бизнес-сообщество и правозащитная тусовка не перестают радовать публику и журналистов все новыми законодательными инициативами, соревнуясь друг с другом разве что в степени идиотичности выдвигаемых предложений. Клерк.Ру решил разобраться во всем этом многообразии и составить свой собственный ТОП-лист самым неожиданных законодательных инициатив последнего времени.

10 место

Итак, десятое место занимает законопроект о переименовании Дня снятия блокады Ленинграда. Документ вносит соответствующие поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Согласно предложенному законопроекту, День снятия блокады Ленинграда предлагают именовать, как «27 января — День полного снятия советским народом немецко-фашистской блокады Ленинграда (1944 год) «. В настоящее время данная дата определяется в соответствии с законом, как «День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками». Как отмечают в пояснительной записке сами авторы законопроекта, существующая редакция закона содержит в себе упоминание о роли советской армии в разгроме немецко-фашистских войск и снятии блокады. 📌 Реклама

При этом в законе никак не упоминается о роли трудовых коллективов, простых жителей, детей, трудившихся на оборонных предприятиях, добровольцев воздушной обороны, представителей интеллигенции, которые самоотверженно разделяли все тяготы блокады и поддерживали жителей города силой искусства. В связи с вышеизложенным, представленная новая редакция Федерального закона позволит решить вышеописанную проблему и восстановить историческую справедливость. Забавно, что историческую справедливость предлагается восстановить исключением из закона упоминания о подвиге советской армии.

9 место

Девятое место в списке абсурдных законопроектов по версии Клерк.Ру занимает проект федерального закона, предусматривающий введение полного запрета на использование в русской речи иностранных слов и выражений в тех случаях, когда в русском языке имеются слова-заменители. Пакет законодательных поправок получил название закона «о чистоте русского языка”. Законопроектом под страхом административного наказания запрещается публичное распространение информации на государственном языке Российской Федерации» с использованием иностранных слов и выражений, не соответствующих нормам русского литературного языка и имеющих общеупотребительные аналоги в русском литературном языке, вне зависимости от целей и формы такого распространения. 📌 Реклама

Таким образом, по словам законодателей под запрет должны попасть такие слова, как «дилер», «бутик», «менеджер», «сингл», междометия «окей» и «вау». При этом тех же менеджеров, например, предлагается называть приказчиками. В соответствие с законопроектом за публичное использование американизмов и прочих иностранных словечек предусматривается введение штрафов для физических лиц в размере до 2,5 тысячи рублей, для должностных лиц штрафы составят до пяти тысяч рублей, а для юридических — до 50 тысяч рублей. Кроме того, депутатами предлагается ввести штрафную ответственность СМИ и за нарушение норм и правил современного русского языка.

8 место

Восьмое место хит-парада занимает законопроект о видеонаблюдении за врачами. Необходимость принятия законопроекта объясняется необходимостью ведения точной статистики врачебных ошибок, которые приводят к гибели пациентов. Так, сейчас ввиду отсутствия доказательной базы становится сложно определить наличие врачебной вины. Наличие же видеозаписи, зафиксировавшей все действия, могло бы существенно упростить данную задачу и облегчить работу экспертам, специалистам, правоохранительным органам, что будет выгодно и самим врачам, поскольку станет неоспоримым доказательством наличия либо отсутствия их вины. 📌 Реклама

Законопроектом предлагается дать право пациентам осуществлять видеозапись медицинского вмешательства на личные видеокамеры, как при сложных операциях, так и при проведении пункции и биопсии. Врач также будет иметь право записать процесс медицинского вмешательства, но с письменного согласия пациента. Данные видеозаписи будут составлять врачебную тайну и в случае чего будут использоваться в суде. Противники законопроекта заявляют о том, что законопроект лишь усугубит бардак в системе отечественного здравоохранения, поскольку врачи и пациенты, нарушая режим, будут злоупотреблять видеосъемкой.

7 место

Неоднозначную реакцию общественности вызвал недавно внесенный в Госдуму законопроект об ужесточении уголовных наказаний за терроризм. Документ ужесточает наказания за такие преступления, как «Террористический акт», «Содействие террористической деятельности», «Организация террористического сообщества и участие в нем», «Захват заложника». Законопроект предлагает повысить меру уголовной ответственности в виде лишения свободы от пятнадцати до двадцати пяти лет и ввести дополнительные виды наказаний. В частности, в отношении террористов предлагается применять такое наказание, как конфискация имущества и обращение его в собственность России либо пострадавшего с целью возмещения ему имущественного ущерба или морального вреда, причиненного осужденным. 📌 Реклама

При этом наиболее острой критике подверглись предложения ввести такие виды наказаний для террористов, как лишение права на свободное пересечение границ Российской Федерации, арест банковского счета с последующим изъятием денежных средств и смертная казнь. Законопроект уже назвали негуманным и противоречащим Конституции РФ. Законопроект занимает седьмую строчку рейтинга.

6 место

На шестом месте находится другой «антитеррористический” законопроект, которым предусмотрено расширить перечень лиц, подлежащих уголовной ответственности, в случае совершения преступления против общественной безопасности. Так, наряду с террористами государству предлагается карать по всей строгости и всех близких родственников террористов. Согласно документу, при условии, если доказан факт общения, либо иного способа взаимодействия в течение года, уголовной ответственности подлежат близкие родственники лица, совершившего преступление. Перечень близких родственников будет устанавливаться законом. 📌 Реклама

При этом следствию достаточно будет определить степень осведомленности близких родственников о деятельности лица, совершившего преступление против общественной безопасности, уровень взаимоотношений, способы взаимодействия, меры взаимопомощи друг другу. Если факт общения не будет доказан, близкие родственники не будут подлежать уголовной ответственности. Как отмечает автор законопроекта, родственники террористов должны нести всю тяжесть ответственности, поскольку воспитание будущего гражданина начинается в семье, где родители закладывают в ребенке ценности уважения, патриотизма, гуманизма, взаимопомощи, а принятие законопроекта будет способствовать осознанию степени общественной опасности преступного деяния и наступления неблагоприятных последствий его совершения.

5 место

Пятую строчку рейтинга занимает находящийся на рассмотрении Госдумы законопроект о переименовании пенсии по старости. Разработка документа вызвана искренним стремлением парламентариев обеспечить психологический комфорт для граждан России, получающим государственную пенсию. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что термин «пенсия по старости” нельзя назвать корректным, поскольку достижение человеком определенного возраста не является свидетельством старости человека. Парламентарии поясняют, что данная формулировка появилась в СССР в 30-х годах XX-го века и сохраняется до сих пор, причем ни в одной стране мира подобной юридической практики нет. 📌 Реклама

В то же время юридическая терминология, применяемая в российском законодательстве, не должна использовать слова, способные нанести психологический вред гражданам, которые при получении заслуженной ими трудовой пенсии объявляются старыми людьми, стариками и старухами. В этой связи законопроект предлагает заменить термин «пенсия по старости” термином «пенсия по возрасту”. Предположительно, принятие данного законопроекта позволит снять психологический дискомфорт у граждан России, создаваемый существующей некорректной терминологией, и в моральном плане даст пенсионерам право не считать себя старыми, сколько бы лет им не исполнилось.

4 место

Четвертое место занимает многострадальный законопроект о возвращении «зимнего времени”. В пояснительной записке к документу рассказывается о том, что исследования свидетельствуют о серьезном ухудшении в зимне-весенний период 2012 года состояния здоровья жителей тех регионов, где установленное зональное время опережает поясное (только жители 7 регионов согласно новым часовым зонам живут во времени, приближенном к поясному). Например, в г. Новосибирске получены данные об увеличении вызовов скорой помощи к больным с инфарктами и инсультами в первые пять суток после перевода стрелок весной 2012 года по сравнению с предшествующей этому пятидневкой на 11,7%, росте суицидов на 66%. 📌 Реклама

В связи с этим законопроектом предлагается установить московское время равным национальной шкале времени Российской Федерации, соответствующей всемирному координированному времени UTC+3 часа. При этом предусматривается установление часовых зон с учетом максимального приближения к часовым поясам всемирного координированного времени UTC. Критики документа утверждают, что его принятие приведет к уменьшению светового времени суток в целом по стране, а сам закон пролоббирован рекламодателями, которым выгоден приток новых телезрителей в вечернее время суток.

3 место

С «интересным” предложением в очередной раз недавно выступил и бессменный лидер ЛДПР, депутат Госдумы Владимир Жириновский, который заявил о необходимости без разговоров и тяжб увольнять чиновников и депутатов, чей вес превышает 80 килограммов. По словам Жириновского, в то время, как весь просвещенный мир борется с ожирением, российские чиновники и депутаты заплывают жиром и ведут нездоровый образ жизни, подавая тем самым плохой пример обществу. «Больше 80 килограммов — сдай мандат. Потому что это нездоровый вес. Больше 80 килограммов — это путь к диабету, и государство тратит огромные деньги”, –заявил депутат. 📌 Реклама

Напомним, это уже не первый раз, когда ЛДПР выступает с инициативой увольнять чиновников и депутатов исключительно по внешним характеристикам. Так, в 2006 году уже звучал призыв лишать должностей тех, кто весит более 90 килограммов, а также тех, кто не состоит в браке и не рожал детей. Сейчас в качестве логического обоснования необходимости принятия подобного закона Жириновский ссылается на то, что Г.Зюганов никогда не сбросит свой вес до 80 килограммов, и, более того, «все члены партии ЛДПР играют в керлинг”. «Я придумал, что мы, ЛДПР, не левые и не правые, мы все керлингисты”, — подытожил Жириновский. Предложение депутата занимает третью строчку хит-парада.

2 место

Второе место занимает инициатива части отечественных парламентариев по введению в стране так называемого Кодекса школьной чести. В кодексе будут устанавливаться нормы допустимого стиля одежды и аксессуаров для преподавателей, причем под запрет попадут короткие юбки, глубокое декольте и яркий макияж. По словам члена комитета Госдумы по вопросам семьи Елены Сенаторовой, в настоящее время учителя позволяют себе одеваться с неприкрытой сексуальностью. 📌 Реклама

Кроме того, ряд педагогов в свободное от уроков время умудряются подрабатывать в стрип-клубах и рекламировать услуги сексуального характера в Интернете. На работу они ходят также, что, с точки зрения общественной морали и депутатов, недопустимо и вредно. Кроме того, в кодексе пропишут правила общения между участниками образовательного процесса и введут запрет на демонстрацию неуважения, грубости, невоспитанности и несдержанности со стороны учителей и учеников. За непослушание учителей предлагается наказывать выговорами, общественным порицанием и даже депремированием.

1 место

Наконец, на первом месте по версии Клерк.Ру находится инициатива все того же Владимира Жириновского ввести законодательное ограничение на занятие сексом для россиян. В качестве пробной площадки для реализации сексуальной контрреволиции Жириновский предложил свою же фракцию, члены которой, по его словам, должны ограничить себя в половой жизни, показав достойный пример всем прочим. «Под влиянием порнографии, порнокассет и разных таких фильмов фривольных у молодого поколения вырабатывается норма: чем больше, тем лучше. Чем реже, тем лучше. И только тогда, когда есть взаимная симпатия. Стандарт: раз в квартал — 3-4 раза в год достаточно». 📌 Реклама

Данная инициатива – всего лишь этап на пути к оздоровлению российского общества. В дальнейшем главный либерал-демократ России планирует ввести запрет на культивацию в обществе нездоровых ценностей и пропаганду алкоголизма. Например, уже предложено запретить к демонстрации ряд фильмов и передач. В частности, фильм Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» «Это ирония нашей культуры. Где вы видели, чтобы напились и полетели в другой город? Это чушь, выдумали все. Квартиру не может определить. Та же самая квартира, тот же ключ и даже обстановка та же. А запахи там тоже такие же? Это на идиотов рассчитано, фильмы такие. Деды Морозы пьяные, Снегурочки пьяные, полиция пьяная, водители пьяные. Потом мы удивляемся отношению к нашей стране», — передает слова политика «Интерфакс».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *