Кто оформляет СМР

Кто оформляет СМР

Любую международную транспортировку грузов сопровождает огромное количество документов, без которых осуществить перевозку товара невозможно. Особое место в этом пакете бумаг занимает накладная CMR. Этот документ является подтверждением заключения контракта между контрагентами: продавцом, перевозчиком и заказчиком. Именно поэтому так важно разобраться в том, что такое CMR накладная. Это позволит избежать недопонимания между сторонами сделки.

Очень важна расшифровка СМР и понимание точного значения этого понятия. Кроме того, необходимо уметь правильно заполнять эту накладную и знать, в каких случаях она нужна. Всё это позволит избежать юридических проблем при погрузке, транспортировке и получении товара.

Расшифровка и назначение

Расшифровка CMR довольно проста. С французского языка это понятие переводится как Конвенция о международной транспортировке товаров посредством автотранспорта.

СМР накладная – важнейший международный документ, который играет особую роль в вопросах организации автоперевозок. В нём отражаются основные сведения о транспортном маршруте, перевозимом товаре и самом перевозчике. Она содержит такие данные:

  • количество товара;
  • юридическое наименование компании перевозчика;
  • время, затраченное на транспортировку груза;
  • маршрут, по которому перевозили товар;
  • информация о документах, на основании которых осуществлялась поставка;
  • название компании отправителя;
  • название компании грузополучателя.

Помимо этого, CMR накладная даёт подробную информацию о том, в каком виде и когда перевозчик принял товар от отправителя. Здесь же прописываются данные о состоянии товара и упаковки в тот момент, когда он поступил на таможню.

В каких случаях нужна накладная CMR

Оформление этого документа требуется в том случае, если соблюдаются некоторые условия:

  • Плата за транспортировку груза предусмотрена;
  • CMR конвенция подписана хотя бы одной из стран, резиденты которой принимают участие в торговой внешнеэкономической сделке;
  • Товар загружается и выгружается на территории разных государств;
  • Перевозка осуществляется посредством автомобильного транспорта.

При этом нужно понимать, что количество накладных должно совпадать с количеством транспортных средств, которые принимают участие в доставке.

В том случае, если перевозится взрывоопасный груз, информация об этом указывается не только на транспортном средстве, но и в накладной. Кроме того, в документе обязательно прописываются и меры предосторожности для обеспечения безопасной поставки.

Накладная ЦМР – это фактическое подтверждение заключения контракта на условиях конвенции КДПГ между тремя сторонами: перевозчиком, поставщиком и получателем товара.

В случае судебных разбирательств и трений между контрагентами, именно этот документ является главным доказательством неисполнения или исполнения условий заключённого договора. Поэтому оформляется он обязательно.

CMR накладная содержит всю основную информацию из товаросопроводительных документов. При этом данные, занесённые в накладную, должны совпадать с информацией из других транспортных документов.

В том случае, если эти данные будут отличаться, это значительно усложнит процесс транспортировки товара. Поэтому необходимо тщательно сверять номер CMR и другую информацию из накладной, дабы избежать проблем. В этом случае невнимательность может стоить не только времени, но и денег.

Любая накладная CMR содержит два вида информации:

  1. Базовые сведения о транспортировке товара. Они заносятся в специальные графы накладной.
  2. Отметки, печати и рукописные надписи, которые проставляются в том случае, если необходимо внести какие-то замечания о ходе перевозки.

Если в товарно-транспортной накладной не указан вид груза, то он считается контрабандой. Так что необходимо проследить за тем, чтобы в документ была вписана все перевозимые товары.

Правила заполнения бланка

Правила заполнения CMR довольно просты.

В первую очередь после номера накладной в документ вписывается информация об отправителе и получателе груза. Все необходимые сведения о продавце и покупателе можно взять из инвойса.

В следующие графы вносятся адреса мест погрузки и отгрузки товара. За отправку и приёмку груза отвечают фактические отправители и получатели груза, которые определяются с помощью соответствующих печатей.

Для чего необходима международная товарно-транспортная накладная CMR и как ее оформлять

Эти печати проставляются в двадцать второй и двадцать четвёртой строках накладной. В них прописывается информация о том, кто отправлял и принимал груз. Если в 22-й строке ставится печать фирмы поставщика, то она совпадёт со штампом, который ставился в графе «Отправитель».

Бланк CMR оформлен так, что строки с седьмой по одиннадцатую представлены в виде одного блока. Это значит, что все они связаны между собой. Заполняя эти строки, нужно помнить о том, что каждому отдельному перевозимому продукту присваивают свой код ТН ВЭД. Кроме того, для каждого отдельного товара прописывается вес-брутто и количество мест, которые занимает тот или иной предмет.

После этих строк идёт графа, в которую нужно вписать суммарный вес товара и количество грузовых мест.

Накладная CMR оформляется на том же языке, что пакинги и инвойсы. При этом особое внимание нужно уделить тринадцатой графе товарно-транспортной накладной. Здесь прописывается таможенный терминал назначения или склад для временного хранения поставляемой продукции. Стоит отметить, что такие сведения содержатся только в этом документе. Так что если в этой строке будет допущена ошибка или опечатка, могут возникнуть проблемы с транспортировкой товара. Поэтому оформление CMR требует внимательности и серьёзного подхода.

Кроме того, в тринадцатой графе указывается и стоимость перевозимой продукции. Цена товара сюда вносится в той валюте, которая была указана в инвойсе.

В пятнадцатой строке накладной прописывается подробная информация об условиях перевозки груза.

Каждая CMR накладная должна содержать несколько обязательных печатей, без которых документ будет считаться недействительным. В первую очередь это касается печати грузополучателя, которая ставится по окончании поставки груза. Также в документе должна стоять печать, которая подтверждает прохождение грузом таможни. Помимо этого, в накладной есть место для печати контроля транспортировки, которая ставится в том случае, если груз проходит несколько пунктов таможенного контроля.

Преимущества и недостатки страхования

Если есть такая необходимость, накладная CMR может быть застрахована. Речь идёт о страховании гражданской ответственности транспортной компании, которая выполняет международную перевозку груза автотранспортом в рамках КДПГ.

Такая страховка позволяет снизить риски транспортно-экспедиторской компании. Это значит, что если во время поставки будет нанесён вред грузу, страховая компания возместит ущерб.

Если перевозчик не позаботится о страховании товара, то финансовые риски лягут на его плечи. При этом финансовая ответственность наступает в случае потери и порчи товара, а также срывов сроков, прописанных в контракте на транспортировку груза.

Застрахованная CMR накладная позволяет перевозчику снизить финансовые риски. Кроме того, она даёт страховой компании такие преимущества:

  • наличие страхового полиса подтверждает честность и дееспособность транспортно-экспедиторской фирмы;
  • полис даёт гарантию возмещения убытков, в случае потери или серьёзного повреждения перевозимого груза.

Однако застрахованная форма CMR обладает и определёнными недостатками:

  • если груз пострадал по вине третьего лица, то денежная компенсация не производится;
  • с перевозчика снимается часть ответственности за сохранность груза;
  • финансовые издержки;
  • требует дополнительного времени на оформление страхового полиса.

Так как товарно-транспортная накладная такого образца является одним из важнейших документов на поставку товара автотранспортом, то серьёзно подойдите к процессу его оформления. Несколько раз перепроверьте корректность внесённых данных, чтобы избежать ошибок и опечаток, которые усложнят процесс транспортировки груза. Это позволит избежать проблем при перевозке продукции.

Видео

В данном видео мы покажем вам примеры заполнения различных товарно-транспортных накладных.

Отзывы и комментарии

Поделись ссылкой в соцсети:

Составление CMR-накладной согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)

КДПГ – Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом или конвенция CMR – документ, регламентирующий договорные отношения, которые возникают в процессе международных перевозок грузов автомобильным транспортом. Конвенция была принята в 1956 году в Женеве и на данный момент насчитывает 55 стран-участниц (это практически все европейские государства, включая страны бывшего СССР). Может быть применена к любому договору международной перевозки грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Международная товарно-транспортная накладная CMR — это документ, наиболее широко используемый при международных грузоперевозках. CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара.

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция CMR (КДПГ)) применяется к договору грузоперевозки в случае, если он одновременно удовлетворяет четырем условиям:

за перевозку уплачивается вознаграждение;

места погрузки и отгрузки товара, оговоренные в договоре, находятся в различных государствах;

по крайней мере одно из этих государств присоединилось к Конвенции CMR;

перевозка осуществляется автотранспортом.

При пересечении границ государств в накладной делаются соответствующие отметки, при доставке груза в указанное место грузополучатель расписывается в получении груза. При перевозках в страны дальнего зарубежья (или из них в Россию) основным товарно-транспортным документом является международная автомобильная накладная, на CMR должна стоять отметка российского таможенного органа «Товар вывезен», которая подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ. Если груз доставляется в страну — участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) или CMR-накладной.

Составление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза.

Бланк CMR-накладной состоит из десяти (четырнадцати) страниц с незаполненными графами, отпечатанными на самокопирующейся бумаге, имеет учетную серию и номер, одинаковые для всех страниц. Записи в него заносятся без применения копировальной бумаги, что требует от перевозчиков аккуратного обращения с бланком. Ни в коем случае нельзя на накладной CMR оформлять какие-либо документы (путевые листы, тахограммы и проч.), так как накладная будет испорчена.

В соответствии с постановлением № 23 CMR-накладная выписывается отправителем не менее чем в четырех экземплярах (на четырех страницах). Однако на практике рекомендуется оформлять накладную в семи экземплярах.
У первых четырех страниц CMR-накладной есть собственные наименования (отпечатаны типографским способом):
* первая страница — «1 Экземпляр для отправителя»;
* вторая — «2 Экземпляр для получателя»;
* третья — «3 Экземпляр для перевозчика»;
* четвертая — «4 Для расчетов».

Страница «1 Экземпляр для отправителя» остается у отправителя и предназначена для подтверждения факта отправки груза и расчетов. Вторая — четвертая страницы в обязательном порядке должны быть заверены подписями и печатями (штампами) отправителя, подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора). Страница «2 Экземпляр для получателя» сопровождает груз и сдается водителем (экспедитором) получателю. Она служит подтверждением факта получения (доставки) груза. «3 Экземпляр для перевозчика» и «4 Для расчетов», заверенные подписями и печатями (штампами) получателя груза, направляются перевозчику. Четвертую страницу CMR-накладной перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику-плательщику перевозки (отправителю, получателю, экспедитору), а третью страницу прилагает к путевому листу (она является основанием для учета оказанных транспортных услуг и начисления заработной платы водителю). Все последующие страницы CMR-накладной, заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и подписями перевозчика (водителя, экспедитора), предназначены для заполнения таможенными (при таможенном оформлении — не менее трех страниц) и другими органами. Количество дополнительных страниц CMR-накладной определяется условиями перевозки.

При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза. В случае необходимости CMR-накладная может содержать следующие данные (графа 20 «Особые согласованные условия»):
— платежи, которые отправитель обязан произвести;
— сумма, подлежащая уплате при сдаче груза;
— инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
— согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена.

Стороны договора перевозки (отправитель, перевозчик) могут внести в CMR-накладную (графа 20) любые другие данные, которые будут ими признаны необходимыми.

Заполнение CMR-накладной

Отправитель груза. Им заполняются графы 1-15, 21, 22. В этих графах указываются следующие данные.
Графы 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)», 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» — наименования, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
Графа 3 «Место разгрузки груза» — страна и место (адрес) доставки груза. Графа 4 «Место и дата погрузки груза» — страна, место (адрес) и дата принятия груза к перевозке.
Графа 5 «Прилагаемые документы» — перечень прилагаемых документов. При этом водитель должен проверить, совпадают ли указанные номера документов с их фактическими номерами.
Графа 6 «Знаки и номера» — знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Графа 7 «Количество мест» — количество мест груза. Водитель должен проверить его соответствие фактическому количеству.
Графа 8 «Род упаковки» — род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Вид тары может указываться сокращенно.
Графа 9 «Наименование груза» — наименование груза.
Графа 10 «Статист. №» — код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.
Графа 11 «Вес брутто, кг» — вес брутто (вес груза с упаковкой) в килограммах.
Графа 12 «Объем, куб.м» — объем, занимаемый грузом, в кубических метрах. При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов с данными о них, внесенными в графы 6-12, прилагать к CMR-накладной.

Кто обязан оформить CMR?

В этом случае в графах 6-12 CMR-накладной следует записать наименования, номера и даты прилагаемых документов, а в прилагаемых документах должна содержаться ссылка на CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.
Графа 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)» — наименование, адрес и другие реквизиты таможни, где будет происходить таможенное оформление груза. В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза. Перевозчику необходимо знать, что если отправитель объявляет стоимость груза выше предела, установленного ч.3 ст.23 Конвенции КДПГ, то объявленная стоимость заменяет установленный Конвенцией предел ответственности перевозчика (25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 900-й пробы). При этом отправитель обязан выплатить перевозчику определенную соглашением сторон надбавку к провозной плате. Кроме того, если в силу ст.26 Конвенции КДПГ отправитель установит дополнительную ценность груза на случай его утери, повреждения или недоставления в оговоренный срок, он также должен выплатить надбавку к провозной плате.
Графа 14 «Возврат» — государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
Графа 15 «Условия оплаты» — условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции.
Графа 21 «Составлена в» — наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
Графа 22 «Прибытие под погрузку. Убытие» — фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки. Эти сведения отправитель заверяет подписью (с расшифровкой) и штампом.

Перевозчик груза. Он заполняет графы 16-19, 23, 25-29, куда вносит следующие данные.
Графа 16 «Перевозчик (наименование, адрес, страна)» — указываются полные реквизиты транспортной компании (владельца TIR Carnet или таможенного перевозчика наименование, адрес, телефон, факс и т.д.).
Графа 17 «Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.
Графа 18 «Оговорки и замечания перевозчика» — оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, а число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанным в CMR-накладной. Наличие либо отсутствие оговорок перевозчика в данной графе приобретает особую значимость при сдаче груза грузополучателю и выявлении каких-либо несоответствий реального состояния груза сведениям, указанным о нем в накладной. Как известно, перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату либо повреждение груза, произошедшее в промежуток времени между принятием его к перевозке и сдачей. Однако перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, если утрата или повреждение груза вызваны отсутствием, повреждением упаковки либо недостаточностью, неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест. Поэтому в зависимости именно от сделанных представителем перевозчика оговорок в графе 18 решается в дальнейшем вопрос об ответственности перевозчика.

Оговорки могут касаться:
* автотранспортного средства (автомобиль без тента, по согласованию с отправителем);
* упаковки (груз без упаковки, упаковка повреждена, упаковка не отвечает требованиям);
* количества, маркировки грузовых мест (проверить невозможно по причине:
а) выполнения погрузки отправителем;
б) погодных условий;
в) большого количества мест;
г) опечатания контейнера;
* принятых грузов (груз явно в плохом состоянии, груз поврежден, груз подмочен, груз подморожен, груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность заявителя);
* обработки, погрузки, сохранности, разгрузки:
а) обработка, погрузка, сохранность осуществляются:
— отправителем;
— водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза по требованию отправителя;
б) разгрузка осуществляется:
— получателем;
— водителем при атмосферных условиях с возможным повреждением груза, по требованию получателя.
Оговорки перевозчика вписываются в первую страницу CMR-накладной, на остальных страницах они являются копиями с первой страницы.

Графа 23 — дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи). Если CMR-накладная на отправляемый груз подготовлена отправителем до прибытия перевозчика, то в графе 23 вместо штампа перевозчика записывается его наименование (то есть проставление штампа перевозчика не обязательно).
Графа 25 «Регистрац. номер» — государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку.
Графа 26 «Марка» — марки и модели тягача и полуприцепа.
Графы 19, 27-29 — информация о применяемом тарифе (сдельный, договорной), а также стоимость перевозки согласно тарифным расстояниям и дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.). При совершении перевозки на договорных началах, когда размер фрахта предварительно не устанавливается, указанные графы не заполняются. Водитель должен начинать перевозку только после того, как отправитель подписал международную товарно-транспортную накладную. В противном случае ему следует связаться со своим представителем либо отказаться от выполнения перевозки.

Получатель груза. После доставки груза водитель представляет получателю вторую, третью и четвертую страницы CMR-накладной. Получатель обязан заполнить на всех страницах графу 24 «Груз получен»: указать дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах. Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп) (обязательно!), которыми удостоверяется факт приема груза. Страница CMR-накладной «2 Экземпляр для получателя» остается у получателя груза, а третья и четвертая («3 Экземпляр для перевозчика», «4 Для расчетов») возвращаются перевозчику.

Правила заполнения международной товарно-транспортной накладной (CMR)

CMR — сокращенная аббревиатура названия конвенции на французском языке Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route.

К услугам наших клиентов наличие собственного современного автопарка контейнеровозов, в котором каждая машина оборудована рацией и мобильной связью. Это позволяет осуществлять постоянный контроль над передвижением Вашего груза и способствует существенной оптимизации временных и финансовых затрат.
Что такое CMR?

CMR

— товарно транспортная накладная для оформления международных грузоперевозок. Является документов доказывающим факт заключения договора на автомобильную перевозку груза. В накладной CMR указывается отправитель, получатель, место происхождения груза, место доставки, вес, описание, маршрут и способ перевозки, стоимость доставки. По сути CMR содержит всю информацию что и коносамент, но в отличие от последнего. CMR не является товаро-распорядительным документом.
Кто оформляет CMR?

Заполнением накладной занимается отправитель груза, на основании инструкций и указаний, которые он получает от транспортно — экспедиторской компании, он же несет солидарную ответственность за правильность заполнения CMR.

Накладная CMR заполняется как минимум в трех оригиналах и подписывается отправителем и перевозчиком.

Первый экземпляр передается отправителю (красная часть)

Второй экземпляр сопровождает груз (голубая часть)

Третий экземпляр остается у перевозчика (зеленая часть)

Накладная СМР может заполняться только шариковой ручкой, либо с использованием оргтехники.

Конвенция была подписана в Женеве 19 мая 1956 года, и была ратифицирована большинством европейских государств. На основании Конвенции, Международным союзом автомобильного транспорта был разработан стандарт CMR накладной. Графы в накладной прописаны на трех языках, это гарантирует что документ принимается и признается по всей Европе, при прохождении полицейского и таможенного контроля.

Графа 1 Отправитель — указывается полное наименование отправителя груза (если груз отправляется по поручению другой фирмы, то после наименования грузоотправителя указывается наименование поручителя: «by order», «on behalf»). Одно из наименований обязательно должно быть указанно в инвойсе (ввиду того, что продавцом груза может быть как грузоотправитель, так и поручитель). Также указывается полный юридический адрес отправителя.

Графа 2 Получатель — указывается полное наименование получателя груза и почтовый или юридический адрес. В случае отправки груза в адрес таможенного брокера делается примечание «для фирмы ________»

Графа 3 Место разгрузки груза — указывается адрес доставки груза после произведенной таможенной очистки. При наличии заполненной графы 3 перевозчику, независимо от страны принадлежности, разрешается перемещаться по территории России без каких-либо других товарно-транспортных документов.

Графа 4 Место и дата погрузки груза — указывается город, страна и дата погрузки.

Графа 5 Прилагаемые документы — указываются документы прилагаемые к CMR (инвойс, TIR Carnet, сертификаты и др.).

Графы 6-9 — указываются количество грузовых мест, наименование груза и род упаковки. Все данные этого раздела должны точно соответствовать данным, указанным в инвойсе и упаковочном листе.

При большом количестве наименований возможно указание объединенного названия со ссылкой «расшифровку смотри в инвойсе».

При наличии большого количества наименований желательно указывать расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД. При контейнерных перевозках количество транспортных мест должно соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.

Графа 10 Статистический код — указываются коды ТН ВЭД по каждой группе товаров.

Графа 11 Вес брутто — указывается вес брутто, заявленный в инвойсе. При контейнерных перевозках данная графа должна соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.

Графа 12 Объем — заполняется обычно в случае перевозки сборных грузов. В остальных случаях — необязательно.

Графа 13 Указания отправителя — указываются полные реквизиты таможенного терминала, на который должен быть доставлен груз для таможенной очистки.

Графа 14 Возврат — заполняется при контейнерных перевозках. Указывается адрес контейнерного депо, куда должен быть возвращен контейнер после таможенной очистки и разгрузки груза.

Графа 15 Условия оплаты — указываются условия поставки товара по ИНКОТЕРМС.

Графа 16 Перевозчик — указываются полные реквизиты транспортной компании (владельца TIR Carnet или таможенного перевозчика).

Графа 17 Последующий перевозчик — заполняется в случае, если перевозка осуществляется с перегрузом с одного транспортного средства на другое. Обычно указываются реквизиты агента (экспедитора), который контролирует данную перевозку.

Графа 18 Оговорки и замечания перевозчика — могут быть указаны любые замечания или уточнения перевозчика относительно груза (качество упаковки, температурный режим и др.).

Графа 22 Прибытие под погрузку — указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под погрузку.

Графа 24 Прибытие под разгрузку — указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под разгрузку.

CMR – международная накладная, оформляется при перевозках по Европе, содержит информацию об отправителе, получателе, виде груза и его весовых параметрах. При пересечении границ государств в накладной делаются соответствующие отметки, при доставке груза в указанное место грузополучатель расписывается в получении груза.

Правила перевозок с использованием Карнет – Тир регулируются «Положением о порядке применения таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП Карнет-Тир» (Конвенция МДП, 1975г.)

Ниже представлен образец международной накладнойCMR.

Ещё читают:

Документы, необходимые при международной перевозке

Документы, необходимые при таможенном оформлении

Главная / Виды документов / CMR — международная товарно-транспортная накладная / Заполнение CMR

Заполнение CMR

Как заполнять CMR

Графа (не графиня)— это такая девушка, в присутствии которой мужчины втягивают живот в знак особой платёжеспособности? Или графа в CMR — это просто клеточка с номером на бланке?
Графы 1 и 2, или «отправитель» и «получатель». Не вдаваясь особо в детали, лучше сразу запомнить, что в большинстве случаев пара «отправитель-получатель» = «продавец-покупатель». Соответственно, сведения о них берутся из инвойса. Самая распространенная ошибка при заполнении CMR в международной автомобильной перевозке — указывать отправителем того, кто по факту отправляет груз, а получателем — того, кто фактически его получает. Это не так. 
Для указания, кем и откуда на самом деле был отправлен груз, а также куда прибыл и кто его принял, есть другие инструменты. Для «откуда» и «куда» предусмотрены графы: 4 (место забора) и 3 (место доставки). Фактические отправитель и получатель, несущие ответственность за отправку/получение, определяются в первую очередь по печатям в 22-й (груз отправил) и 24-й (груз принял) графах. 
Часто в 22 графе стоит печать компании-продавца из инвойса, то есть отправитель и фактический отправитель совпадают. Но даже если фактическим отправителем оказался не продавец, а сторонняя организация, зачастую экспедитор, это еще не повод коверкать 1 графу и заменять все данные. Они остаются прежними, как в инвойсе, и лишь дополняются именем фактического отправителя с формулировкой «по поручению такого-то».

CMR графа 22

Фактический отправитель и отправитель по инвойсу, а также печать фактического отправителя в 22 графе CMR

Пример: отправитель-продавец — компания Kaiser-Lacke GmbH из Нюрнберга, груз забран со склада экспедиции STL Logistik Тройсдорфе, которая тиснула в 22 графе свой штамп. В итоге 1 графа выглядит так: «STL Logistik по поручению Kaiser-Lacke GmbH» и дальше реквизиты Kaiser-Lacke из инвойса. В 4 графе место фактического забора груза — Тройсдорф и дата забора. Придраться не к чему – все счастливы.

Вопрос: Как правильно заполнять CMR если отправитель не имеет печати?
Согласно КДПГ, достаточно подписи:
Статья 5
1. Накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и транспортером, причем эти подписи могут быть напечатаны или заменены штемпелями отправителя и транспортера, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий сохраняется транспортером.

CMR графа 5

Заполнение 5 графы CMR с указанием грузового манифеста, и отсылка к разбивке-приложению (as per splitting list)

5 графа, или сопроводительные документы. Обязательными для пятой графы являются номера ТИРа и инвойсов/проформа-инвойсов. ТИР всегда один, инвойсов может быть несколько, но даже если их 15 и более, необходимо исхитриться и указать все. Остальное: пакинги, сертификаты соответствия или происхождения, всеразличные экспертные заключения – опционально.

Хорошим тоном считается, когда помимо номера инвойса указана его дата.

Порой к обязательным ТИРу и инсвойсу добавляется третий документ — грузовой манифест. В основном, когда речь идет о сборном грузе. «Сборники» зачастую состоят из пугающего множества всякой мелкой всячины, уместить которую на страницу ТИРа невозможно. Тогда составляется что-то типа развернутой сноски, или грузовой манифест, где подробно расписывается все это оголтелое разнообразие. Разумеется, что номер прилагаемого к перевозке грузового манифеста указывается в 5 графе каждой из ЦМР сборника.

CMR графы 7, 8, 9, 10, 11

Пример скрупулезного заполнения граф CMR: «Каждому товару, свое название, свой код ТН ВЭД, свой вес брутто и свое количество грузовых мест.

Графы 7, 8, 9, 10, 11. По сути представляют единый блок и настолько тесно связаны между собой, что рассматривать каждую в отдельности не имеет смысла. Для всех действует одно золотое правило: каждому товару, свое название, свой код ТН ВЭД, свой вес брутто и свое количество грузовых мест. Любое отклонение от правила — ересь. В нижней строке указывается суммарный итог (total) по количеству мест и весу.
Прежде всего, это важно для перевозчика, который обязан подать электронную декларацию на границе. Поэтому если в ЦМР нет разбивки по кодам, местам, весу, (а выудить нужную информацию из инвойсов, пакингов или экспортной декларации невозможно), добивайтесь, чтобы отправитель/получатель/экспедитор предоставили вам соответствующие данные.

У каждой графы есть нюансы. Количество грузовых мест берется из экспортной декларации, пакингов или проформа-инвойса и должно при этом совпадать с количеством мест, указанных в ТИРе. Бывает, что два или три товара упакованы в одно грузовое место. В этом случае не нужно писАать дробями и пугать таможню, достаточно для одного товара указать число мест равное 1, а для остальных 0. Это показывает, что товар занимает часть грузового места. 
Название товара дается на языке составления ЦМР. Если у вас вся ЦМР на английском, а инвойсы и пакинги на итальянском, будьте любезны перевести. Когда везется опасный груз (ADR), то под названием товара в скобках необходимо указать его UN номер, тем более если в данной ЦМР нет отдельно предусмотренных для этого граф. 
Кода ТН ВЭД могут быть указаны и в инвойсах и даже в пакингах, но для ЦМР берутся из экспортной или же транзитной декларации, потому что груз затамаживают именно по этим документам. И еще раз стоит напомнить, что кода в экспортной/транзитной декларациях, в ТИРе, в ЦМР, в инвойсах или в любых других документах, где они еще присутствуют, ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ, как по своему количеству, так и по составу. 
Веса также берутся из экспортной, пакингов или инвойсов. Для ЦМР это всегда вес брутто. Хотя и брутто тоже бывает разный. К примеру, перевозится краска в жестяных банках, упакованных на паллетах.

Завод-отправитель уверенно полагает, что нетто — это вес произведенной им жижи, а брутто — это жижа в банках. Вес палет он не учитывает. В экспортной стоит брутто без паллет, а в пакинге — с паллетами. 
В этом случае в графе 11 имеет ЦМР смысл указать вес брутто из экспортной, но при этом расшифровать отдельной строкой под наименованием товаров, что груз идет на стольких-то паллетах, вес паллет — такой-то, а вес всех товаров на паллетах — такой-то. Как правило, для таможенных органов, осуществляющих затамаживание/растамаживание, подобного пояснения достаточно.

CMR графа 13, 15, 21

13 графа с указанием таможни и стоимости груза; 15 графа с условиями поставки и 21 графа место и дата составления ЦМР.

13 графа CMR — таможня назначения/склад временного хранения (СВХ). 13 графа, пожалуй, самая важная графа, так как представленные в ней сведения, нигде кроме как в ЦМР не встречаются. То есть, сверить/перепроверить данные 13 графы по остальным документам не получится. Их нужно просто знать. Обычно, совершая международную автомобильную перевозку, перевозчик и заказчик заранее оговаривают таможню назначения и СВХ и фиксируют это в заявке на перевозку. 
Ошибка стоит дорого. Таможни назначения в той же книжке МДП указываются в соответствии с ЦМР. Соответственно в случае неправильного указания таможенного поста, встает необходимость в весьма сложной и изматывающей всех участников перевозки процедуры переадресации. Расходы, разумеется, велики, не говоря уже о потерянном времени. 
В 13 графе при необходимости также может быть указана стоимость груза, в валюте инвойса. 
В графе 15 указываются условия перевозки согласно INCOTERMS. Должны совпадать с данными в товарно-сопроводительных документах, в частности в инвойсе, в противном случае у получателя могут возникнуть сложности при оформлении груза. 21 графа дата и место составления ЦМР. Вроде бы мелочь, но указывать обязательно. В 25 графу вписывается регистрационный номер транспортного средства: тягача и прицепа.

Печати в CMR

Мы очень серьезные ребята и на Новый год вместо любви загадываем ремонт в ванной. Для нас CMR без печати — это невеста без борща и чулок. Мы знаем все про печати в CMR.
Назначение печатей в ЦМР точно такое же, как у любой печати — «валидировать», те узаконивать документ. Соответственно имеется целый набор печатей, без которых ЦМР не может считаться действенной, как бы красиво и правильно она ни была заполнена.

Какие печати должны стоять в CMR при совершении международной автомобильной перевозки?

Обязательное трио: печать отправителя, перевозчика и получателя: отправил-доставил-получил

Ранее уже упоминалось о печати отправителя в 22 графе, которая определяет, кто в итоге выступает отправителем и должен быть в том или ином виде указан в первой графе ЦМР. 
Следующая по значению — печать перевозчика, которая проставляется в 16 и 23 графах. Если в процессе транспортировки груза произошла смена перевозчика, то новый перевозчик ставит свой штамп в предусмотренной для этого графе «последующий перевозчик» (обычно графа 17). 
Печать получателя в 24 графе официально завершает перевозку. Это может быть печать собственно получателя, либо склада временного хранения (СВХ), которому получатель передал согласно договору право принять груз. Без этой печати груз не может считаться доставленным, а договор перевозки выполненным.

Печати таможни в CMR

Печать контроля доставки: прибытие в Козловичи не позже 09 июля.

В ходе международной перевозки при прохождении транспортным средством международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП) на границе, а также при прибытии в одну или несколько таможен назначения, сотрудниками таможенных органов проставляются соответствующие отметки в CMR. Это могут быть как печати, так и рукописные пометки.

Порядок обработки транспортных и товарно-сопроводительных документов подробно, хотя и мутно, прописан в Приказе ФТС России от 26.05.2011 № 1067, а также в Решении Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 и ряде других нормативных документов. Они регулируют процедуру оформления при прибытии груза на МАПП, при начале и завершении процедуры таможенного транзита (ТТ).
В зависимости от направления перевозки (импорт или экспорт), таможенной процедуры (перевозка по ТИРу, карнету АТА или ДКД) порядок постановки таможенных печатей и отметок может различаться. В частности, при движении по Книжке МДП основные пометки делаются, прежде всего, в соответствующих в графах карнета.
Но в любом случае после окончания оформления таможня возвращает декларанту процедуры ТТ (зачастую им формально выступает водитель, на которого перевозчик делает соответствующую доверенность) «пакет-сейф и один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров» (пункт 20.6 приказ 1067).
Обычно на CMR этом случае указывается номер транзитной декларации (ТД) в формате ХХХХХХХХ/ДДММГГ/ХХХХХХХ, где

  • первый сегмент — это номер таможенного поста зарегистрировавшего ТД ,
  • второй — дата создания ТД,
  • третий — порядковый номер ТД.

Как правило, номер транзитной декларации в CMR заверяется личной номерной печатью таможенника (ЛНП). 
Кроме того, согласно пункту 20.3, приказа 1067, таможня ставит в ЦМР направляющий штамп установленного образца (печать контроля доставки), в котором указывается таможенный пункт назначения, срок прибытия, таможенные пломбы, номер ТИРа или ДКД. В случае если, машина везет сборный груз и идет сразу на несколько внутренних таможенных постов, то каждый последующий пост будет ставить свой штамп направляющий штамп.

Печать, удостоверяющая прибытие на груза на таможню, «Товар поступил» и «Выпуск разрешен»

По прибытии товара в таможню назначения, на CMR, согласно пункту 28.10 приказа ФТС 1067, ставится штамп «Товар поступил». Для перевозчика это фактически означает завершение таможенной процедуры и выполнение своих обязательств перед таможней.

Заполняем CMR-накладную без ошибок

В случае если, товар сгружается на СВХ, это также является фактическим концом перевозки. 

Если растаможка идет «с колес» и затем планируется доставка до клиента, все несколько сложнее. Документальным свидетельством растаможки служит таможенная декларация. Перевозчику ее, однако, не передают, даже в виде копии. Нужно ли этом случае отражать очистку груза в CMR, не совсем понятно. Перевозчики часто просят поставить штамп «Выпуск разрешен», таможенники столь же часто его не ставят. При этом четких указаний, как действовать в подобных ситуациях, нет. 

Штамп «Вывоз разрешен» (в белорусском варианте «Выпуск дозволены») в обязательном порядке ставится в CMR при экспорте — убытии товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного союза (пункт 58, приказ 1067). Для перевозчика он особенно важен, так как служит обоснованием нулевой ставки НДС. При экспорте помимо этого штампа на CMR также могут проставляться направляющие штампы и штампы «Товар поступил» (бел. «Товар паступиу»). 

Некоторые из таможенных печатей становятся обязательными в зависимости от характера перевозимого груза. К таким, в частности, относится печать санитарно-эпидемиологической службы, которую ставят на границе Таможенного союза. Насколько это важно, свидетельствует следующая история, произошедшая, к сожалению, не в страшном сне, а наяву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *