Кто рассматривает КоАП

Кто рассматривает КоАП

Разъяснение законодательства
об условиях и порядке привлечения к административной ответственности лиц за самовольное занятие земельного участка.

Статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка.

Следует отметить, что данная норма содержит два формальных состава правонарушения: самовольное занятие земельного участка, а так же использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Самовольное занятие земельного участка выражается в размещении на земельном участке строений, сооружений, огораживании, принятии иных мер для воспрепятствования доступа к земельному участку его собственников и иных лиц.

Указанная статья предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа различного размера в зависимости от субъекта правонарушения:

1) Если определена кадастровая стоимость земельного участка то:

— на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости, но не менее 5000 рублей;

— на должностных лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости, но не менее 20 000 рублей;

— на юридических лиц в размере от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости, но не менее 100 000 рублей.

2) Если не определена кадастровая стоимость земельного участка то:

— на граждан – от 5 000 до 10 000 рублей;

— на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей;

— на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль, за использованием и охраной земель (Росреестр), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Дела об административных правонарушениях предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами Управления Росреестра по Челябинской области.

Новая редакция Ст. 23.1 КоАП РФ

1.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.32.6, 15.1, 15.14 — 15.15.16 и частью 20 статьи 19.5 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.3, статьями 8.1, 9.4, 9.5 и 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44, частью 6 статьи 19.5, частями 1, 2, 6 и 6.1 статьи 20.4 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

1.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.8 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями, за исключением случаев, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом войск национальной гвардии Российской Федерации.

3. Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 — 2 настоящей статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 — 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 — 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Комментарий к Статье 23.1 КоАП РФ

1. Комментируемая часть закрепляет в целом компетенцию судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Комментируемая статья содержит перечень более 100 статей, содержащих указания на административные правонарушения, дела о которых рассматривают только судьи.

2. В комментируемой части содержатся составы административных правонарушений, дела о которых могут быть переданы судьям уполномоченными органами или должностными лицами. Такая передача осуществляется, если уполномоченный орган или должностное лицо, рассматривающее дело, считают, что в данном случае необходимо применить административное наказание, наложение которого относится к компетенции судей. В таком случае им составляется определение в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отметил, что, учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу.

3. Комментируемая часть разграничивает подсудность дел об административных правонарушениях между различными судами. При применении ее необходимо иметь в виду следующее:

— по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (пп. «г» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);

— дела об административных правонарушениях, указанные в части 1 статьи 23.1 КоАП, а также переданные на рассмотрение судье в соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП, подлежат рассмотрению судьями районных судов в том случае, если производство по этим делам осуществляется в форме административного расследования, а также если в качестве санкции за их совершение предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации (письмо Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. N 717-5/общ);

— судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Дела, указанные в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП, не подсудны судьям судов общей юрисдикции и в том случае, когда по ним в соответствии со статьей 28.7 КоАП проводилось административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение из числа названных в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП, утратил статус индивидуального предпринимателя (пп. «д» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);

— подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абзацем третьим части 3 статьи 23.1 Кодекса. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в силу этой нормы дела по правонарушениям, предусмотренным перечисленными в ней статьями КоАП, подведомственны арбитражным судам только в том случае, когда соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что дело, указанное в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 Кодекса, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании статьи 28.7 КоАП по нему проводится административное расследование (п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Другой комментарий к Ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

В отличие от гл.22, в которой названы основные субъекты, к чьим полномочиям отнесено рассмотрение конкретных дел и, соответственно, их разрешение, т.е. назначение административных наказаний, в главе 23 КоАП РФ эти общие положения получают необходимую юридическую расшифровку. Иначе говоря, в ней определяются те составы административных правонарушений, составляющие содержание Особенной части КоАП РФ, которые отнесены к подсудности судей и подведомственности соответствующих органов исполнительной власти, их структурных и территориальных образований, а также должностных лиц.

При этом следует учитывать, что по характеру своих полномочий должностные лица, действующие от имени тех или иных органов, подразделяются на две группы. Должностные лица, входящие в первую группу, полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Что касается должностных лиц, отнесенных ко второй группе, то их полномочия связаны лишь с возможностью составлять протоколы об административных правонарушениях, т.е. фактически они полномочны возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.

Их крайне многоликая система характеризуется в ст.28.3, входящей в разд.IV «Производство по делам об административных правонарушениях». Количество такого рода должностных лиц значительно превышает число обозначенных в гл.23, причем не все они действуют от имени соответствующих органов исполнительной власти. В то же время в большинстве случаев они совпадают с должностными лицами, характеристика которых предлагается гл.23 КоАП РФ.

Изложенное необходимо учитывать, так как перенасыщенность содержания КоАП РФ перечислениями различных должностных лиц, тем более в его различных разделах и главах, создает определенные сложности при анализе отдельных позиций.

1. Конкретизация полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях обоснованно начинается с судей, чья роль в их предотвращении велика и имеет тенденцию к расширению.

2. Судьи судов общей юрисдикции рассматривают дела об административных правонарушениях, которые предусмотрены значительным количеством статей Особенной части КоАП РФ. По существу их роль проявляется во всех основных подразделениях этой части Кодекса, в силу чего представляется целесообразным не ограничиваться лишь перечнем составов правонарушений, подлежащих рассмотрению судей, а назвать некоторые конкретные их составы применительно к основным видовым подразделениям Особенной части.

Из числа административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл.6), судьям подведомственны такие, как: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст.6.1); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст.6.9); занятие проституцией (ст.6.11), а также рассматривают дела по ст.6.2, 6.12-6.14.

Из числа административных правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике (гл.9) судьи правомочны рассматривать следующие: отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами (ст.9.14), а также рассматривают дела по ст.9.13; из административных правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10) — нарушение норм и правил ведения племенного животноводства (ст.10.11).

В сфере административных правонарушений на транспорте (гл.11) к подведомственности судей отнесены: нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги (ст.11.21), правонарушения, предусмотренные ч.4 ст.11.7, ст.11.22, 11.24; в области дорожного движения (гл.12) — незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст.12.35), а также воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств (ст.12.36).

Судья правомочен рассматривать дела об административных правонарушениях в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл.15). Это, например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.15.3); нарушение сроков представления налоговой декларации (ст.15.5); незаконные сделки с ценными бумагами (ст.15.18); нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст.15.26), а также правонарушения, предусмотренные ст.15.4, 15.11, 15.12; в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл.16): незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ (ст.16.1); посягающие на институты государственной власти (гл.17): неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава (ст.17.3); незаконное ношение государственных наград (ст.17.11), а также правонарушения, предусмотренные ст.17.1, 17.2, 17.4-17.10, 17.12, 17.13; в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл.18): нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ст.18.10); незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей (ст.18.13), а также правонарушения, предусмотренные ст.18.11, 18.12.

Полномочия судей значительно расширены, причем в отношении ряда новых составов административных правонарушений, не предусматриваемых ранее в КоАП РФ.

3. Однако полномочия судей общей юрисдикции не ограничиваются перечисленным. Предусмотрены и такие дела об административных правонарушениях, которые могут рассматриваться ими в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило данное дело, передают его на рассмотрение судье. Подобные случаи определены в ч.2 ст.23.1 КоАП РФ.

Анализируя названные составы административных правонарушений, следует обратить внимание на их особенность, выражающуюся в том, что КоАП РФ в подобных случаях относит к подсудности судей дела о правонарушениях, влекущих за собой, как правило, такие административные наказания, которые правомочен назначать только судья (например, конфискацию орудия совершения правонарушения или административный арест). В иных случаях одни и те же составы административных правонарушений относятся и к подсудности судей, и к подведомственности соответствующих органов или должностных лиц. Передача такого дела на рассмотрение судье объясняется различным объемом административных санкций (т.е. наказаний), применяемых к правонарушителям (у судей, как правило, он более широк).

4. Если по делам об административных правонарушениях, о которых речь идет в гл.23, проводилось производство в форме административного расследования (см. ст.28.7), а также если дела влекли административное выдворение за пределы Российской Федерации, их рассмотрение отнесено к компетенции судей районных судов. В остальных случаях дела рассматриваются мировыми судьями.

5. Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов на основе норм АПК.

6. Кроме судей судов общей юрисдикции дела об административных правонарушениях, указанных в п.2 и 3 комментария к данной статье, если они были совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (см. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации»).

Москва. 22 апреля. INTERFAX.RU — Савеловский суд столицы зарегистрировал первый материал, возбужденный по кодексу Москвы об административных правонарушениях из-за нарушения самоизоляции, но не стал его рассматривать.

«Данный административный материал в отношении Акмаева А.О. поступил в суд 15 апреля, однако он был возвращен судьей для исправления недостатков должностному лицу для надлежащего оформления и устранения недостатков», — сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе суда.

Протокол в отношении Акмаева был составлен по части 2 статьи 3.18.1 КоАП Москвы (Невыполнение гражданином требований нормативных правовых актов города, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции).

По данным суда, материалы дела были возвращены в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Хорошевскому району Москвы.

В определении суд указывает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 2 статьи 3.18.1 КоАП Москвы, рассматривают уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы. При этом судья отмечает, что от имени указанного органа рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, вправе инспекторы.

Ранее столичные власти разъясняли, что протоколы по статье 3.18.1 КоАП Москвы могут выписывать только сотрудники полиции, а выносить решение о штрафе — объединение административно-технических инспекций Москвы.

Согласно федеральному Кодексу об административных правонарушениях, за нарушения санитарных правил для граждан по статье 6.3 КоАП РФ предусмотрены штрафы от 15 тыс. до 40 тыс. рублей.

Кроме того, в КоАП РФ ввели статью 20.6.1 об ответственности за неподчинение правилам при ЧС или угрозе ее возникновения. Эта статья была включена с 1 апреля после введения в регионах режимов повышенной готовности на фоне коронавируса. Если нарушение не повлекло тяжких последствий, то штрафы для граждан по этой новой статье составят от 1 тыс. до 30 тыс. рублей. Штрафы за повторное нарушение или за нарушения, которое влечет вред здоровью или имуществу человека, будут выше. Для граждан они могут достигать суммы в 50 тыс. рублей.

При этом мэр Москвы подписал закон о поправках в КоАП Москвы, в который вносится, в частности, новая статья 3.18.1. Она предусматривает, что за несоблюдение требований по обеспечению режима повышенной готовности, в том числе за необеспечение режима самоизоляции, граждан будут штрафовать на сумму 4 тыс. рублей. Если это правонарушение совершено повторно или с использованием транспортного средства, то штраф составит 5 тыс. рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *