Кто такой фельдшер лаборант

Кто такой фельдшер лаборант

Область деятельности

Профессиональная деятельность лаборанта (фельдшера-лаборанта) требует особого отношения к работе. Это, прежде всего, высочайшая ответственность за проводимые исследования, творческое отношение к работе, профессионализм.

На данном этапе развития общества острое социальное значение приобрела проблема охраны здоровья в связи с резким ухудшением окружающей среды, загрязнением воды, воздуха, почвы, нарушением экологического равновесия в биосфере. Основное направление охраны здоровья в ближайшей перспективе — профилактическое, связанное с улучшением условий труда и быта, контролем за состоянием окружающей среды, своевременным выявлением причин инфекционных и паразитарных заболеваний, проведением массовых профилактических осмотров и т.п.

Область деятельности лаборанта (фельдшера-лаборанта) — это учреждения практической медицины и научно-исследовательские организации. В республике создана и функционирует широко разветвленная сеть учреждений здравоохранения: больницы, диспансеры, поликлиники, учреждения скорой медицинской помощи, специализированные центры, учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, диагностические центры, санитарно-эпидемиологические учреждения, учреждения профилактической медицины и др.

Фельдшер-лаборант при необходимости может работать по смежным и родственным специальностям: лаборантом, рентген лаборантом.

Содержание выполняемой работы

В основе трудовой деятельности лаборанта (фельдшера-лаборанта) — проведение общеклинических, биохимических, гематологических и цитологических лабораторных исследований; санитарно-гигиенические исследования объектов внешней среды; микробиологическая диагностика возбудителей инфекционных заболеваний и др. Проведению исследований предшествует забор и доставка исследуемого материала, приготовление растворов, реактивов, специальных фиксаторов, питательных сред, дезинфицирующих средств, подготовка химической посуды, аппаратуры (центрифуги, термостат, поляризационный аппарат, колориметр) и другой лабораторной техники.

В функции лаборанта (фельдшера-лаборанта) входит также ведение учетной и отчетной документации, составление заявок на реактивы, реагенты, материалы, лабораторную аппаратуру и др. применяемое оборудование.

Основными видами выполняемых лаборантом (фельдшером-лаборантом) работ являются:

-химические макро- и микроскопические исследования биологического материала крови, желудочного содержимого, отделяемого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей;

-анализ крови: определение гемоглобина, количества лейкоцитов и эритроцитов в камере, ретикулоцитов с базофильной зернистостью, лейкоциторной формулы;

-биохимические исследования количества сахара билирубина, остаточного азота, протромбина, белка в крови, диастазы в моче;

-гистологические и гистохимические исследования биопсийного и секционного материала;

-стерилизация и обеззараживание инфицированного материала;

-обработка и оформление результатов проведенных исследований;

-организация работы по обслуживанию лабораторной техники и контроль за соблюдением правил технической эксплуатации.

Уровень квалификации лаборанта (фельдшера-лаборнта) определяется квалификационной категорией, которая присваивается по результатам аттестации его на соответствие профессионально-должностным требованиям согласно Положению об аттестации среднего медицинского персонала.

Рабочее место, орудия труда и условия труда

Организация рабочего места и условия труда лаборанта (фельдшера-лаборанта) зависят как от типа учреждения, в котором осуществляется трудовая деятельность, так и от профиля проводимых исследований (клинико-диагностические, бактериологические, гистологические, санитарно-гигиенические).

Условия труда при работе в ряде учреждений (туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделах, кабинетах, ожоговых и гнойных отделениях, онкологических, гематологических учреждениях, психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических отделениях и др.), выполнении исследований с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием характеризуются как опасные и тяжелые и оцениваются 6-8 и более баллами. Работа в этих условиях дает право на льготное пенсионное обеспечение.

Рабочее место лаборанта (фельдшера-лаборанта) должно соответствовать типовым требованиям и оснащено необходимой технологической и организационной оснасткой: лабораторный стол, лабораторное оборудование (аппаратура) по профилю проводимых исследований, мед инструментарий, пробирки, научно-техническая и другая справочная документация.

Лаборанту (фельдшеру-лаборанту) выдается спецодежда — халат, перчатки.

Формы организации труда

Разряд и тарифный коэффициент устанавливаются в соответствии с присвоенной по итогам аттестации категорией: высшая — 13, первая — 12, вторая 11, без категории — 10 разряд.

Режим работы и возможность профессионального роста

В зависимости от профиля учреждения работа лаборанта (фельдшера-лаборанта) может быть организована по пяти-, шестидневной и непрерывной рабочей неделе. При круглосуточном режиме работы учреждения (больницы, станции скорой и неотложной медицинской помощи, госпитали и др.) работа лаборанта (фельдшера-лаборанта) осуществляется по утвержденному графику в пределах установленной рабочей недели.

По мере повышения квалификации, прохождения курсов специализации и усовершенствования лаборант (фельдшер-лаборант) может занимать должности: рентгенолаборанта, старшего лаборанта (старшего фельдшера-лаборанта), помощника санитарного врача и др.

Требования к качествам работника

-нормальное функционирование верхних и нижних конечностей;

-хорошее зрение и адекватное цветоощущение;

-отсутствие тяжёлых хронических заболеваний;

-важны функции зрительного восприятия;

-зрительная память;

-функция внимания, его устойчивость;

-наблюдательность;

-координация движения рук;

-образное мышление;

-терпение, внимательность, аккуратность, добросовестность,

-осторожность и пунктуальность, точность, ловкие руки, возможность заниматься кропотливой работой.

Для тех специалистов, которые берут анализы непосредственно у человека, важны:

общительность, доброта, мышечно-суставная чувствительность.

Способности, интересы и склонности

Лаборант (фельдшер-лаборант) должен быть способен к кропотливой работе. Человеку, желающему избрать эту деятельность, надо прежде всего любить химию, иметь склонности к практической работе в этой области.

Медицинские противопоказания

-Хронические заболевания органов дыхания (с частыми обострениями).

-Ревматизм в активной фазе.

-Органические поражения клапанов и мышц сердца, врождённые и приобретённые пороки при наличии нарушения кровообращения II и III степени.

-Цирроз печени.

-Хронические заболевания почек с явлениями стойкой почечной недостаточности.

-Эндокринные заболевания (тяжёлые формы).

-Заболевания верхних и нижних конечностей (деформации, нарушение функций) — учитывается степень.

-Нервно-психические заболевания (с нарушением интеллекта, психопатическим поведением, неврологической симптоматикой, с частыми припадками).

-Резко выраженные заболевания кожи.

-Стойкое снижение слуха (учитывается степень).

-Снижение остроты зрения (учитывается степень).

-Некоторые глазные заболевания.

Перечень учебных заведений

Минское медицинское училище № 1 (г. Минск, ул.Долгобродская, 41);

Пинский государственный медицинский колледж (Брестская область, г. Пинск, ул. Рокосовского, 6);

Полоцкое государственное медицинское училище им. З. М. Туснолюбовой-Марченко (Витебская область, г. Полоцк, ул. Ленина, 49).

Гомельский государственный медицинский институт (г. Гомель, ул. Ланге, 5);

Гродненский государственный медицинский институт (г. Гродно, ул. М.Горького, 80);

Минский государственный медицинский университет (г. Минск, проспект Дзержинского, 83).

Хотите быть всегда востребованными на рынке труда, иметь уважение и высокие доходы, тогда выбирайте профессию фельдшер — лаборант.

Специальность 2-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» относится к профилю образования «Здравоохранение», обучение по специальности обеспечивает получение квалификации «Фельдшер-лаборант».

Само уже слово фельдшер имеет значение — «помощник врача, лицо со средним медицинским образованием».

Форма обучения очная дневная на основе общего среднего образования со сроком обучения 1 год 10 месяцев.

Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:

  • организации здравоохранения;
  • научно-исследовательские институты;
  • научно-практические центры;
  • учреждения образования медицинского профиля;
  • центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья;
  • санаторные учреждения;
  • организации, оказывающие населению платные медицинские услуги.

Выпускники получают специальность «фельдшер-лаборант»

Фельдшер-лаборант может работать в совершенно разных местах: в поликлиниках, в университетах, а также в медицинских и научных лабораториях, помогая научным сотрудникам и врачам проводить исследования.

Опытный фельдшер-лаборант – это специалист «широкого профиля». То есть, владеет буквально всеми методиками исследований анализов, которые осуществляет лаборатория, где он работает.

В день знакомства с работой фельдшера-лаборанта важно признание факта, что именно от компетентности специалистов лаборатории во многом зависит правильность постановки врачом диагноза пациенту.

В процессе деятельности фельдшеру-лаборанту необходимо уметь обращаться с микроскопом. Так, например, при клиническом анализе крови должно быть подсчитано количество эритроцитов (красной крови) и лейкоцитов (белой крови). Для этого кровяные тельца надо видеть, а видеть их можно только под микроскопом.
у фельдшеров-лаборантов в современной лаборатории есть и современный помощник в этом деле. Это аппарат «гематологический анализатор», который за считанные секунды делает практически полный анализ крови, кроме СОЭ.

Лаборанту требуется хорошо разбираться в современной лабораторной технике и в принципах анализов, то есть в том, для чего служит каждый анализ и что означают отклонения показателей от нормы, анализы по клинической биохимии очень важны для ранней диагностики серьезных заболеваний.

В связи с возникшими коллизиями в рамках правоприменительной практики по должности «фельдшер-лаборант», исключенной из действующей Номенклатуры должностей медицинских работников, а также из 4 квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007г № 526, ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ обратился в Минздрав России для их разрешения по существу возникших проблем для данной категории работников.

Минздрав России подготовил и направил разъяснения руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в части применения приказа Минтруда России от 3 марта 2017г. № 233н.

Руководителям предлагается при составлении штатного расписания учреждений здравоохранения руководствоваться Номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России о 20.12. 2012г. № 1183н, которой предусмотрена должность «медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант)».

В рамках длящихся правоотношений с работниками клинико-диагностических лабораторий, которым размер должностного оклада был ранее установлен по 4 квалификационному уровню ПКГ «Средний медицинский и фармацевтический персонал», Минздрав России считает возможным либо сохранение для них прежних размеров должностных окладов, либо компенсирование им разницы в размерах должностных окладов за счет выплат стимулирующего характера в целях недопущения снижения достигнутого уровня заработной платы, либо повышения окладов в рамках повышения оплаты труда медицинских работников (письмо Минздрава России от 21.08.2017г. № 16-3/10/2-5813).

0 / 5

Выписка из образовательного стандарта
«Среднее специальное образование
Специальность 2-79 01 04 Медико-диагностическое дело»
РД РБ 02100.4.135-2015

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2 – 79 01 04

МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ДЕЛО

Квалификация «Фельдшер-лаборант»

1. Квалификационная характеристика специалиста

1.1 Общие требования к специалисту

Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде, развивать собственную активную гражданскую позицию; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; обладать коммуникативными навыками профессионального и личностного взаимодействия, быть способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; стремиться к постоянному повышению квалификации, самостоятельному овладению профессиональными знаниями и навыками, их совершенствованию.

1.2 Профессиональная компетентность специалиста

Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:

  • системе организации лабораторной службы в Республике Беларусь;
  • правилах эксплуатации измерительной аппаратуры и испытательного оборудования в клинико-диагностических лабораториях;
  • порядке стандартизации и метрологического обеспечения лабораторного контроля;
  • правилах забора биологического материала для лабораторных исследований;
  • правилах отбора проб для лабораторных исследований;
  • методическом, техническом, организационном обеспечении и практическом выполнении медицинских лабораторных исследований;
  • анатомо-физиологических характеристиках всех систем организма человека;
  • проявлениях патологических процессов в организме человека;
  • методах оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях, травмах, несчастных случаях, внезапных заболеваниях и родах;
  • порядке взаимодействия лабораторно-диагностической службы с организациями здравоохранения;
  • санитарно-гигиенических и противоэпидемических требованиях при подготовке и проведении лабораторных исследований;
  • этических и деонтологических требованиях по общению с коллегами по работе и пациентами;
  • нормативных правовых актах по охране труда, окружающей среды и пожарной безопасности;
  • порядке ведения первичной учетной медицинской документации.

2. Содержание профессиональной деятельности специалиста

2.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста

Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:

  • организации здравоохранения;
  • научно-исследовательские институты;
  • научно-практические центры;
  • учреждения образования медицинского профиля;
  • центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья,
    санаторные учреждения;
  • организации, оказывающие населению платные медицинские услуги.

2.2 Объект (предмет) труда

Объектами труда специалиста являются процессы, связанные с:

  • выполнением лабораторных исследований;
  • соблюдением правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
  • ведением первичной учетной медицинской документации;
  • проведением санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни среди населения;
  • выполнением кодекса профессиональной этики.

2.3 Средства труда

Средствами труда специалиста являются:

  • нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность фельдшера-лаборанта;
  • средства измерений и испытательное оборудование, вычислительная техника;
  • первичная учетная медицинская документация.

2.4 Продукт (результат) труда

Результатом труда специалиста является:

  • своевременное и качественное проведение необходимого объема лабораторных исследований для диагностики заболеваний, контроля за лечением;
  • выполнение мероприятий учетно-статистического характера.

2.5 Виды профессиональной деятельности специалиста

Сферой профессиональной деятельности по специальности являются:
− лаборатории организаций здравоохранения различного ведомственного подчинения и форм собственности, центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья;
− лаборатории других организаций, связанных с оказанием медицинской помощи и предоставлением медицинских услуг населению.

2.6 Профессиональные функции специалиста

Фельдшер-лаборант должен быть компетентным в выполнении следующих профессиональных функций:

– выполнение гематологических, иммуногематологических, общеклинических, гистологических, цитологических, биохимических, коагулологических, иммунохимических, паразитологических, микробиологических, иммунобиологических, вирусологических, молекулярно-биологических лабораторных исследований методами, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
– организация материально-технического обеспечения собственной профессиональной деятельности;
– взятие капиллярной крови, подготовка биологического материала для лабораторных исследований;
– проверка пригодности для исследований поступившего биологического материала, правильности сопроводительной документации;
– прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биологического материала, обеспечение его хранения;
– приготовление стандартных и рабочих растворов для калибровки приборов и проведения измерений;
– отбор проб для санитарно-химических, санитарно-бактериологических и радиологических исследований факторов среды обитания человека;
– выполнение санитарно-химических, санитарно-бактериологических и радиологических исследований факторов среды обитания человека;
– гигиеническая оценка факторов среды обитания человека;
– качественная и количественная оценка объекта исследований;
– интерпретация результатов лабораторных исследований с позиции «норма-патология»;
– соблюдение санитарно-эпидемиологического режима на рабочем месте;
− ведение медицинской документации;
– проведение информационно-просветительской работы по формированию здорового образа жизни;
− соблюдение требований по охране труда, пожарной и электробезопасности;
− эксплуатация компьютерных и телекоммуникационных систем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *