Кто такой фельдшер лаборант
Область деятельности
Профессиональная деятельность лаборанта (фельдшера-лаборанта) требует особого отношения к работе. Это, прежде всего, высочайшая ответственность за проводимые исследования, творческое отношение к работе, профессионализм.
На данном этапе развития общества острое социальное значение приобрела проблема охраны здоровья в связи с резким ухудшением окружающей среды, загрязнением воды, воздуха, почвы, нарушением экологического равновесия в биосфере. Основное направление охраны здоровья в ближайшей перспективе — профилактическое, связанное с улучшением условий труда и быта, контролем за состоянием окружающей среды, своевременным выявлением причин инфекционных и паразитарных заболеваний, проведением массовых профилактических осмотров и т.п.
Область деятельности лаборанта (фельдшера-лаборанта) — это учреждения практической медицины и научно-исследовательские организации. В республике создана и функционирует широко разветвленная сеть учреждений здравоохранения: больницы, диспансеры, поликлиники, учреждения скорой медицинской помощи, специализированные центры, учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, диагностические центры, санитарно-эпидемиологические учреждения, учреждения профилактической медицины и др.
Фельдшер-лаборант при необходимости может работать по смежным и родственным специальностям: лаборантом, рентген лаборантом.
Содержание выполняемой работы
В основе трудовой деятельности лаборанта (фельдшера-лаборанта) — проведение общеклинических, биохимических, гематологических и цитологических лабораторных исследований; санитарно-гигиенические исследования объектов внешней среды; микробиологическая диагностика возбудителей инфекционных заболеваний и др. Проведению исследований предшествует забор и доставка исследуемого материала, приготовление растворов, реактивов, специальных фиксаторов, питательных сред, дезинфицирующих средств, подготовка химической посуды, аппаратуры (центрифуги, термостат, поляризационный аппарат, колориметр) и другой лабораторной техники.
В функции лаборанта (фельдшера-лаборанта) входит также ведение учетной и отчетной документации, составление заявок на реактивы, реагенты, материалы, лабораторную аппаратуру и др. применяемое оборудование.
Основными видами выполняемых лаборантом (фельдшером-лаборантом) работ являются:
-химические макро- и микроскопические исследования биологического материала крови, желудочного содержимого, отделяемого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей;
-анализ крови: определение гемоглобина, количества лейкоцитов и эритроцитов в камере, ретикулоцитов с базофильной зернистостью, лейкоциторной формулы;
-биохимические исследования количества сахара билирубина, остаточного азота, протромбина, белка в крови, диастазы в моче;
-гистологические и гистохимические исследования биопсийного и секционного материала;
-стерилизация и обеззараживание инфицированного материала;
-обработка и оформление результатов проведенных исследований;
-организация работы по обслуживанию лабораторной техники и контроль за соблюдением правил технической эксплуатации.
Уровень квалификации лаборанта (фельдшера-лаборнта) определяется квалификационной категорией, которая присваивается по результатам аттестации его на соответствие профессионально-должностным требованиям согласно Положению об аттестации среднего медицинского персонала.
Рабочее место, орудия труда и условия труда
Организация рабочего места и условия труда лаборанта (фельдшера-лаборанта) зависят как от типа учреждения, в котором осуществляется трудовая деятельность, так и от профиля проводимых исследований (клинико-диагностические, бактериологические, гистологические, санитарно-гигиенические).
Условия труда при работе в ряде учреждений (туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделах, кабинетах, ожоговых и гнойных отделениях, онкологических, гематологических учреждениях, психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических отделениях и др.), выполнении исследований с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием характеризуются как опасные и тяжелые и оцениваются 6-8 и более баллами. Работа в этих условиях дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Рабочее место лаборанта (фельдшера-лаборанта) должно соответствовать типовым требованиям и оснащено необходимой технологической и организационной оснасткой: лабораторный стол, лабораторное оборудование (аппаратура) по профилю проводимых исследований, мед инструментарий, пробирки, научно-техническая и другая справочная документация.
Лаборанту (фельдшеру-лаборанту) выдается спецодежда — халат, перчатки.
Формы организации труда
Разряд и тарифный коэффициент устанавливаются в соответствии с присвоенной по итогам аттестации категорией: высшая — 13, первая — 12, вторая 11, без категории — 10 разряд.
Режим работы и возможность профессионального роста
В зависимости от профиля учреждения работа лаборанта (фельдшера-лаборанта) может быть организована по пяти-, шестидневной и непрерывной рабочей неделе. При круглосуточном режиме работы учреждения (больницы, станции скорой и неотложной медицинской помощи, госпитали и др.) работа лаборанта (фельдшера-лаборанта) осуществляется по утвержденному графику в пределах установленной рабочей недели.
По мере повышения квалификации, прохождения курсов специализации и усовершенствования лаборант (фельдшер-лаборант) может занимать должности: рентгенолаборанта, старшего лаборанта (старшего фельдшера-лаборанта), помощника санитарного врача и др.
Требования к качествам работника
-нормальное функционирование верхних и нижних конечностей;
-хорошее зрение и адекватное цветоощущение;
-отсутствие тяжёлых хронических заболеваний;
-важны функции зрительного восприятия;
-зрительная память;
-функция внимания, его устойчивость;
-наблюдательность;
-координация движения рук;
-образное мышление;
-терпение, внимательность, аккуратность, добросовестность,
-осторожность и пунктуальность, точность, ловкие руки, возможность заниматься кропотливой работой.
Для тех специалистов, которые берут анализы непосредственно у человека, важны:
общительность, доброта, мышечно-суставная чувствительность.
Способности, интересы и склонности
Лаборант (фельдшер-лаборант) должен быть способен к кропотливой работе. Человеку, желающему избрать эту деятельность, надо прежде всего любить химию, иметь склонности к практической работе в этой области.
Медицинские противопоказания
-Хронические заболевания органов дыхания (с частыми обострениями).
-Ревматизм в активной фазе.
-Органические поражения клапанов и мышц сердца, врождённые и приобретённые пороки при наличии нарушения кровообращения II и III степени.
-Цирроз печени.
-Хронические заболевания почек с явлениями стойкой почечной недостаточности.
-Эндокринные заболевания (тяжёлые формы).
-Заболевания верхних и нижних конечностей (деформации, нарушение функций) — учитывается степень.
-Нервно-психические заболевания (с нарушением интеллекта, психопатическим поведением, неврологической симптоматикой, с частыми припадками).
-Резко выраженные заболевания кожи.
-Стойкое снижение слуха (учитывается степень).
-Снижение остроты зрения (учитывается степень).
-Некоторые глазные заболевания.
Перечень учебных заведений
Минское медицинское училище № 1 (г. Минск, ул.Долгобродская, 41);
Пинский государственный медицинский колледж (Брестская область, г. Пинск, ул. Рокосовского, 6);
Полоцкое государственное медицинское училище им. З. М. Туснолюбовой-Марченко (Витебская область, г. Полоцк, ул. Ленина, 49).
Гомельский государственный медицинский институт (г. Гомель, ул. Ланге, 5);
Гродненский государственный медицинский институт (г. Гродно, ул. М.Горького, 80);
Минский государственный медицинский университет (г. Минск, проспект Дзержинского, 83).
Хотите быть всегда востребованными на рынке труда, иметь уважение и высокие доходы, тогда выбирайте профессию фельдшер — лаборант.
Специальность 2-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» относится к профилю образования «Здравоохранение», обучение по специальности обеспечивает получение квалификации «Фельдшер-лаборант».
Само уже слово фельдшер имеет значение — «помощник врача, лицо со средним медицинским образованием».
Форма обучения очная дневная на основе общего среднего образования со сроком обучения 1 год 10 месяцев.
Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:
- организации здравоохранения;
- научно-исследовательские институты;
- научно-практические центры;
- учреждения образования медицинского профиля;
- центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья;
- санаторные учреждения;
- организации, оказывающие населению платные медицинские услуги.
Выпускники получают специальность «фельдшер-лаборант»
Фельдшер-лаборант может работать в совершенно разных местах: в поликлиниках, в университетах, а также в медицинских и научных лабораториях, помогая научным сотрудникам и врачам проводить исследования.
Опытный фельдшер-лаборант – это специалист «широкого профиля». То есть, владеет буквально всеми методиками исследований анализов, которые осуществляет лаборатория, где он работает.
В день знакомства с работой фельдшера-лаборанта важно признание факта, что именно от компетентности специалистов лаборатории во многом зависит правильность постановки врачом диагноза пациенту.
В процессе деятельности фельдшеру-лаборанту необходимо уметь обращаться с микроскопом. Так, например, при клиническом анализе крови должно быть подсчитано количество эритроцитов (красной крови) и лейкоцитов (белой крови). Для этого кровяные тельца надо видеть, а видеть их можно только под микроскопом.
у фельдшеров-лаборантов в современной лаборатории есть и современный помощник в этом деле. Это аппарат «гематологический анализатор», который за считанные секунды делает практически полный анализ крови, кроме СОЭ.
Лаборанту требуется хорошо разбираться в современной лабораторной технике и в принципах анализов, то есть в том, для чего служит каждый анализ и что означают отклонения показателей от нормы, анализы по клинической биохимии очень важны для ранней диагностики серьезных заболеваний.
В связи с возникшими коллизиями в рамках правоприменительной практики по должности «фельдшер-лаборант», исключенной из действующей Номенклатуры должностей медицинских работников, а также из 4 квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007г № 526, ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ обратился в Минздрав России для их разрешения по существу возникших проблем для данной категории работников.
Минздрав России подготовил и направил разъяснения руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в части применения приказа Минтруда России от 3 марта 2017г. № 233н.
Руководителям предлагается при составлении штатного расписания учреждений здравоохранения руководствоваться Номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России о 20.12. 2012г. № 1183н, которой предусмотрена должность «медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант)».
В рамках длящихся правоотношений с работниками клинико-диагностических лабораторий, которым размер должностного оклада был ранее установлен по 4 квалификационному уровню ПКГ «Средний медицинский и фармацевтический персонал», Минздрав России считает возможным либо сохранение для них прежних размеров должностных окладов, либо компенсирование им разницы в размерах должностных окладов за счет выплат стимулирующего характера в целях недопущения снижения достигнутого уровня заработной платы, либо повышения окладов в рамках повышения оплаты труда медицинских работников (письмо Минздрава России от 21.08.2017г. № 16-3/10/2-5813).
0 / 5
Выписка из образовательного стандарта
«Среднее специальное образование
Специальность 2-79 01 04 Медико-диагностическое дело»
РД РБ 02100.4.135-2015
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2 – 79 01 04
МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ДЕЛО
Квалификация «Фельдшер-лаборант»
1. Квалификационная характеристика специалиста
1.1 Общие требования к специалисту
Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде, развивать собственную активную гражданскую позицию; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; обладать коммуникативными навыками профессионального и личностного взаимодействия, быть способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; стремиться к постоянному повышению квалификации, самостоятельному овладению профессиональными знаниями и навыками, их совершенствованию.
1.2 Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
- системе организации лабораторной службы в Республике Беларусь;
- правилах эксплуатации измерительной аппаратуры и испытательного оборудования в клинико-диагностических лабораториях;
- порядке стандартизации и метрологического обеспечения лабораторного контроля;
- правилах забора биологического материала для лабораторных исследований;
- правилах отбора проб для лабораторных исследований;
- методическом, техническом, организационном обеспечении и практическом выполнении медицинских лабораторных исследований;
- анатомо-физиологических характеристиках всех систем организма человека;
- проявлениях патологических процессов в организме человека;
- методах оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях, травмах, несчастных случаях, внезапных заболеваниях и родах;
- порядке взаимодействия лабораторно-диагностической службы с организациями здравоохранения;
- санитарно-гигиенических и противоэпидемических требованиях при подготовке и проведении лабораторных исследований;
- этических и деонтологических требованиях по общению с коллегами по работе и пациентами;
- нормативных правовых актах по охране труда, окружающей среды и пожарной безопасности;
- порядке ведения первичной учетной медицинской документации.
2. Содержание профессиональной деятельности специалиста
2.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста
Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:
- организации здравоохранения;
- научно-исследовательские институты;
- научно-практические центры;
- учреждения образования медицинского профиля;
- центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья,
санаторные учреждения; - организации, оказывающие населению платные медицинские услуги.
2.2 Объект (предмет) труда
Объектами труда специалиста являются процессы, связанные с:
- выполнением лабораторных исследований;
- соблюдением правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
- ведением первичной учетной медицинской документации;
- проведением санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни среди населения;
- выполнением кодекса профессиональной этики.
2.3 Средства труда
Средствами труда специалиста являются:
- нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность фельдшера-лаборанта;
- средства измерений и испытательное оборудование, вычислительная техника;
- первичная учетная медицинская документация.
2.4 Продукт (результат) труда
Результатом труда специалиста является:
- своевременное и качественное проведение необходимого объема лабораторных исследований для диагностики заболеваний, контроля за лечением;
- выполнение мероприятий учетно-статистического характера.
2.5 Виды профессиональной деятельности специалиста
Сферой профессиональной деятельности по специальности являются:
− лаборатории организаций здравоохранения различного ведомственного подчинения и форм собственности, центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья;
− лаборатории других организаций, связанных с оказанием медицинской помощи и предоставлением медицинских услуг населению.
2.6 Профессиональные функции специалиста
Фельдшер-лаборант должен быть компетентным в выполнении следующих профессиональных функций:
– выполнение гематологических, иммуногематологических, общеклинических, гистологических, цитологических, биохимических, коагулологических, иммунохимических, паразитологических, микробиологических, иммунобиологических, вирусологических, молекулярно-биологических лабораторных исследований методами, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
– организация материально-технического обеспечения собственной профессиональной деятельности;
– взятие капиллярной крови, подготовка биологического материала для лабораторных исследований;
– проверка пригодности для исследований поступившего биологического материала, правильности сопроводительной документации;
– прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биологического материала, обеспечение его хранения;
– приготовление стандартных и рабочих растворов для калибровки приборов и проведения измерений;
– отбор проб для санитарно-химических, санитарно-бактериологических и радиологических исследований факторов среды обитания человека;
– выполнение санитарно-химических, санитарно-бактериологических и радиологических исследований факторов среды обитания человека;
– гигиеническая оценка факторов среды обитания человека;
– качественная и количественная оценка объекта исследований;
– интерпретация результатов лабораторных исследований с позиции «норма-патология»;
– соблюдение санитарно-эпидемиологического режима на рабочем месте;
− ведение медицинской документации;
– проведение информационно-просветительской работы по формированию здорового образа жизни;
− соблюдение требований по охране труда, пожарной и электробезопасности;
− эксплуатация компьютерных и телекоммуникационных систем.