Кто такой инструктор по спорту
Содержание
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре
Должностные обязанности. Организует проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Обеспечивает соблюдение занимающимися техники безопасности на спортивных объектах. Осуществляет набор в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний, консультирование занимающихся. Участвует в организации и проведении спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, принимает участие в подготовке спортсменов и судей квалификационных категорий «Юный спортивный судья» и «Спортивный судья третьей категории». Участвует в организации мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом. Обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью инструкторов-общественников. Анализирует итоги деятельности организации и участвует в планировании ее работы. Осуществляет пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни. Изучает, обобщает и внедряет передовой опыт физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Принимает участие в организации и проведении мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним. Обеспечивает соблюдение правил по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в области физической культуры и спорта; основы физкультурно-оздоровительной работы; методику организации и проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятий; методику обучения плаванию; порядок проведения врачебного контроля; способы оказания первой помощи; правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники; основы педагогики и психологии; передовой опыт физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; порядок допинг-контроля и антидопинговые правила; порядок составления и ведения учетно-отчетной документации; нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией; основы трудового законодательства; основы работы на персональном компьютере; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, стаж работы по направлению профессиональной деятельности в должностях специалистов не менее 1 года или среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, стаж работы по направлению профессиональной деятельности в должностях специалистов не менее 3 лет.
Комментарии к должности
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция инструктора-методиста физкультурно-спортивных организаций, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).
Информационно-историческая справка МКДОУ № 5 р.п. Охотск
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края (МКДОУ № 5 р.п. Охотск) введено в эксплуатацию в 1984 году. Расположено по адресу: 682480, Хабаровский край, Охотский муниципальный район, р.п. Охотск, улица Луначарского, 30. Детский сад находится в ведении отдела образования Охотского муниципального района Хабаровского края. Телефон (8421141) 9-18-50, сайт Mkdou5.ru. Здание ДОУ типовое, двухэтажное.
Территория детского сада озеленена насаждениями, имеет спортивную площадку, игровые участки, огорожена забором, ведется круглосуточное видеонаблюдение.
В 1984 году заведующим была назначена Лазуткина Альбина Федоровна. В 1988 году – Бобышева Татьяна Ивановна. С 2012 года детским садом руководит Белеванцева Марина Александровна.
Дошкольное образовательное учреждение работает в 10 часовом режиме с 7.30 до 17.30, 5-дневная рабочая неделя с выходными днями (суббота, воскресенье).
Детский сад рассчитан на 236 детей дошкольного возраста. В 1984 году в ДОУ функционировало 12 групп: 4 ясельных, 8 дошкольных. Работала круглосуточная группа. В 1985 была открыта группа для обучения детей шестилетнего возраста. Детей обучали учителя: Кузнецова М.В., Савченко Н.В., Ольшанская О.П., Шелковникова.
Приоритетными направлениями в работе МКДОУ № 5 являются:
- Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками;
- Коррекционно-воспитательная работа.
В МКДОУ № 5 созданы все условия для развития физического и психического здоровья дошкольников. Работают узкие специалисты: старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Все специалисты ДОУ работают в тесном контакте, осуществляя психолого-медико-педагогическое сопровождение развития детей, создан психолого-медико-педагогический консилиум.
В 1994 году круглосуточная группа была оборудована под спортивный зал и в штатное расписание введена должность инструктора по физической культуре. Инструктором по физической культуре была принята Аверина Валентина Николаевна, которая работает и в настоящее время.
Одной из главных задач МКДОУ является развитие речи детей, т.к. правильное овладение речью является важнейшим условием для полноценного психического и интеллектуального развития. В 1997 году в ДОУ впервые открылся логопедический пункт, а в 1998 году – логопедическая группа для осуществления квалифицированной коррекции речевого развития дошкольников. Учитель-логопед – Москаленко Татьяна Александровна, воспитатели логопедической группы – Староверова Татьяна Викторовна, Гаранина Галина Владимировна. Сейчас это группа компенсирующей направленности. Учитель-логопед – Болдырева Нина Перровна, воспитатель – Григорьева Светлана Валерьевна.
В 1999 году была открыта оздоровительная группа для часто болеющих детей, где ребята находились под наблюдением врача-педиатра, проходили курс лечения. Воспитатель уделял большое внимание здоровье сберегающим технологиям. Первый воспитатель оздоровительной группы – Уткина Екатерина Владимировна. Сейчас на группе работает воспитатель Перфильева Галина Михайловна.
В 1999 году на основании Постановления Главы Охотского района от 18.06.1999 детский сад-ясли № 5 переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 5 п. Охотск.
В 2005 году на основании приказа отдела образования от 14.06.2005 № 169-пр муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 5 п. Охотск переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 городского поселения «Рабочий поселок Охотск».
В 2010 году на основании постановления администрации Охотского муниципального района от 30.11.2010 № 431 «О создании муниципальных казенных учреждений путем изменения типа действующих муниципальных бюджетных учреждений» муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 городского поселения «Рабочий поселок Охотск» переименовано в муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 городского поселения «Рабочий поселок Охотск » Охотского муниципального района Хабаровского края.
В настоящее время МКДОУ № 5 р.п. Охотск посещает 208 воспитанников. Функционирует 10 групп: 3 группы для детей от 1-го года до 3-х лет, 7 групп для детей от 3-х до 7-ми лет. В ДОУ работает 40 сотрудников, из них 15 педагогов. Все педагоги имеют педагогическое образование. Высшее образование – 3 педагога, среднее профессиональное – 11 педагогов, один воспитатель учится в высшем учебном заведении. Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» награждены 2 педагогических работника. Высшую категорию имеет 1 педагог, первую – 1 педагог, 11 – аттестованы на соответствие занимаемой должности. Все педагогические работники регулярно повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации.
Воспитательно-образовательный процесс с открытия ДОУ осуществлялся по программе М.А. Васильевой. В 1995 году была внедрена развивающая программа «Радуга» Т.Н. Дороновой, а в 1998 году – программа Г.Г. Григорьевой «Кроха» для детей раннего возраста, парциальные программы и технологии О.С. Шнейдер «Путь к здоровью», Ю.Е. Антонова «Здоровый дошкольник», С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание в детском саду». В настоящее время детский сад работает по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» в рамках ФГОС ДО.
Огромный вклад в воспитательно-образовательный процесс детского сада внесли следующие педагоги: Лазуткина Альбина Федоровна, Бобышева Татьяна Ивановна, Лерникова Майя Дмитриевна, Репп Надежда Федоровна, Узжина Вера Петровна, Шевель Наталья Сегыновна, Трушникова Тамара Николаевна, Уткина Екатерина Владимировна, Староверова Татьяна Викторовна, Спицына Галина Васильевна. Эти педагоги проработали в ДОУ многие годы, принимали активное участие в его деятельности.
В настоящее время педагогический коллектив в основном стабильный, работоспособный, творческий. 89 % педагогов имеют стаж работы более 20 лет. Педагоги повышают свой профессиональный уровень на районных семинарах, методических объединениях, стремятся к обновлению и совершенствованию своей работы. Кроме того, через самообразование педагоги осваивают новые педагогические технологии, особенности работы с детьми в свете современных требований. Все педагоги владеют компьютерной грамотой, умеют разрабатывать интерактивные задания, проводят НОД с современными компьютерными технологиями.
За период с 2012-2016 года педагогический состав МКДОУ № 5 принимал активное участие в конкурсах международного, краевого, районного уровня. В 2012 году детский сад стал лауреатом второго всероссийского конкурса «Детские сады – детям» за лучшую здоровье сберегающую методику. В 2014 году занял второе место в районном конкурсе творческих работ «Пластилиновая фантазия», в 2014-2015 г.- второе место в районном смотре-конкурсе на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы в номинации, в 2015 году – второе место в районном конкурсе исследовательских работ дошкольников «Вода, вода – кругом вода!». В 2014 году инструктор по физической культуре Аверина В.Н. становится лауреатом премии губернатора хабаровского края в области физической культуры и спорта. В детском саду работают педагоги, которые уделяют особое внимание работе с родителями воспитанников – это Боброва Елена Сергеевна, Перфильева Галина Михайловна. Эти воспитатели совместно с родителями и детьми принимали активное участие в конкурсах международного образовательного портала МААМ в 2014, 2015, 2016 г.
Предметно-развивающая среда в ДОУ разнообразна и функционально выдержана. В каждой группе имеются различные зоны для общего развития детей: уголок природы, физкультурная зона, уголок математики, уголок по экспериментальной деятельности и т.д. В дошкольном образовательном учреждении имеются оборудованные физкультурный и музыкальный зал, кабинеты старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, которые оснащены методической литературой и наглядными пособиями для работы с детьми.
Детский сад оснащен компьютерами, принтерами, цифровой фотокамерой, телевизорами, магнитофонами, DVD, сканерами, проектором, экраном.
Питание детей организовано в соответствии с СанПиН по примерному 10-дневному меню. В детском саду обеспечено 3-х разовое, сбалансированное питание. При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии их санитарным правилам. Качество продуктов проверяет кладовщик и медицинский работник. Приготовление пищи осуществляют квалифицированные повара с продолжительным опытом работы в дошкольном учреждении.
Дошкольное образовательное учреждение уже пять лет тесно сотрудничает с горно-геологической компанией «Полиметалл», которая оказывает огромную помощь в оснащении и капитальных ремонтах детского сада. За период с 2012 по 2016 г. средствами компании была приобретена детская мебель, проведена установка новых пластиковых окон, ремонт кровли, ремонт канализационной системы.
МКДОУ № 5 работает в тесном контакте с домом творчества детей и молодежи. Для детей с 5 до 7 лет, для развития детского творчества организована кружковая работа по изобразительной деятельности.
Педагогический коллектив детского сада тесно сотрудничает с родителями воспитанников. Родители участвуют в процессе воспитания и обучения детей, согласно поставленным задачам, осуществляют поддержку, оказывают помощь в решении проблем, связанных с проведением праздников, спортивных мероприятий, походов, экскурсий, семейных рингов, ремонтов.
Заведующий МКДОУ № 5 М.А.Белеванцева
Спортивный инструктор по видам спорта – это сотрудник спортивных и оздоровительных клубов, несущий ответственность за качество и технику выполнения посетителями упражнений, технику безопасности и соблюдение внутреннего распорядка.
Особенности профессии
Особенность профессии спортивного инструктора заключается в том, что его клиенты – непрофессиональные спортсмены, с детства погруженные в мир спорта и стремящиеся к высоким достижениям. Это обычные люди всех возрастов, заботящиеся о своем здоровье и спортивной форме.
Спортивный инструктор может работать с клиентами индивидуально либо вести занятия в группах. Поэтому для инструктора особенно важно самому находиться в отличной спортивной форме, чтобы быть мотивирующим примером для своих клиентов.
Место работы
Основные места работы спортивного инструктора – это фитнес-клубы, спортивные залы, клиники, а также санатории и курорты.
Как стать спортивным инструктором по видам спорта
Для работы инструктором не требуется специального высшего или среднего образования. Достаточно окончить курсы. Однако спортивное высшее образование будет являться преимцществом при трудоустройстве и будет влиять на заработную плату.
Можно рассмотреть такие учебные заведения:
- Высшая школа фитнеса и бодибилдинга (Москва);
- Ассоциация профессионалов фитнеса (Москва);
- Педагогический колледж фитнеса (Санкт-Петербург) и др.
Должность «Инструктор-методист по лечебной физкультуре» предусмотрена Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, принятым постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367, под кодом 23108.
Должностные обязанности инструктора-методиста по лечебной физкультуре сформулированы в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, Разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010.
Согласно утвержденным должностным обязанностям инструктор-методист по лечебной физкультуре разрабатывает гимнастические комплексы для проведения занятий по лечебной физкультуре и процедур с пациентами. Осуществляет в медицинской организации методическое руководство средним медицинским персоналом (инструкторы по лечебной физкультуре, медицинские сестры). Анализирует состояние методической работы по лечебной физкультуре и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Изучает и распространяет современные методы лечебной физкультуры по восстановлению физического здоровья и коррекции нарушений двигательной активности больных и инвалидов. Участвует в работе по повышению квалификации среднего медицинского персонала. Контролирует качество выполнения средним медицинским персоналом занятий по лечебной физкультуре и процедур. Участвует совместно с врачом в осмотре больных с целью определения методики их реабилитации, ведет занятия в особых случаях. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
Инструктор-методист по лечебной физкультуре должен знать: законы и иные нормативные правовые акты РФ, действующие в сфере здравоохранения; теорию и методику физического воспитания; основы клинической симптоматики основных заболеваний; показатели функционального и физического состояния организма в норме и патологии; методы исследования и оценки физического развития и работоспособности; содержание двигательных режимов; методы влияния на патологический процесс различных процедур и комплексов лечебной физкультуры и массажа; устройство специального оборудования, аппаратуры и правила по охране труда при работе с ними; формы и методы пропаганды здорового образа жизни и санитарно-просветительной работы; деонтологию; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
К квалификации инструктор-методист по лечебной физкультуре предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и дополнительная подготовка по лечебной физкультуре и спортивной медицине без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, в должностные обязанности инструктора-методиста по лечебной физкультуре «изучение медицинской карты пациента, сбор анамнеза и проведение различных измерений» (кроме измерения артериального давления, напрямую связанного с выполнений комплексов ЛФК) не входят.
Страница 25 из 32
Тренер-преподаватель (включая старшего)
Должностные обязанности. Осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний. Отбирает наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования. Проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий с использованием наиболее эффективных методов спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, в т.ч. самостоятельную, исследовательскую, проблемное обучение, ориентируясь на их личность, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей; осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися, воспитанниками уровней спортивной (физической) подготовки, оценивает эффективность их обучения с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности. Обеспечивает повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки обучающихся, воспитанников, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса. Ведет профилактическую работу по противодействию применению обучающимися, воспитанниками различных видов допингов. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе и с использованием электронных форм. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего тренера-преподавателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности тренера-преподавателя, осуществляет координацию деятельности тренеров-преподавателей, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь тренерам-преподавателям, способствует обобщению их передового педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; методику преподавания; особенности физического развития обучающихся, воспитанников разного возраста; методы спортивной подготовки обучающихся, воспитанников и их оздоровления; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами; мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, из заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего тренера-преподавателя — высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта и стаж работы по специальности не менее 2 лет.