Курсы системы внутреннего контроля СВК в компании
Содержание
Уважаемые Коллеги,
Оказание методологической и консультационной помощи сотрудникам бухгалтерской службы по разным направлениям учета, по вопросам постановки бухгалтерского и налогового учета, обеспечение единого подхода к отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета является одним из инструментов контроля, ведь сотрудник службы внутреннего контроля анализирует ситуацию и предоставляет готовое решение по спорному вопросу. Консультационная и информационная поддержка сотрудников требует определенной регламентации. Поступающие от бухгалтеров запросы необходимо фиксировать и анализировать для принятия дальнейших решений. При проведении контрольных и аудиторских мероприятий в первую очередь стоит обратить внимание на запросы из разряда рисковых и сложных, также они послужат материалом для проведения обучающих мероприятий.
Таким образом, еще одним инструментом службы внутреннего контроля является обучение сотрудников бухгалтерской службы. Целью проведения обучающих мероприятий является своевременное ознакомление сотрудников с изменениями в законодательстве, с новыми процедурами работы, обсуждение систематических ошибок или проблем, возникших в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, разрешение спорных вопросов.
Как показал анализ имеющего рынка образовательных услуг, в государственном (бюджетном) секторе нет системного образовательного, научного и консалтингового единого направления по вопросам внутреннего контроля и аудита.
Обзор рынка оказываемых услуг по обучению направлению внутреннего контроля и аудита показал, что в настоящее время имеется некоторый рынок семинаров в области организации внутреннего контроля преимущественно в крупных корпорациях и организациях коммерческого сектора. Тематика этих семинаров и программ обозначена как:
- Организация и проведение ревизий работниками внутреннего контроля предприятий
- Повышение эффективности работы служб экономической безопасности предприятия. Контрольные мероприятия и расследование мошенничества
Практически в каждом крупном ВУЗе России имеются программы обучения по направлениям «Ревизия и контроль» «Государственный финансовый контроль» «Организация бюджетного контроля». «Государственный финансовый контроль и эффективность финансовых проверок», «Государственный финансовый контроль в субъектах Российской Федерации: организация, методика, реализация результатов»
Программы в области финансового законодательства и контроля для организаций бюджетного сектора носят в основном общую направленность на изучение законов, инструкций.
В некоторых программах делается акцент на специфические особенностей взаимодействия в области проверок различных структур. Также в программах идет детализация по объектам контроля, таких как проверка денежных средств, основных средств.
Но как показал обзор, в программах нет рассмотрения вопросов внутреннего контроля. Программ, раскрывающих тематику внутреннего контроля и аудита в бюджетном секторе нет.
Нужны программы, в которых помимо традиционных вопросов рассматривались вопросы:
- По внутреннему контролю покупки, созданию , информационных ресурсов, нематериальных активов, компьютерных систем.
- По внутреннему контролю ремонта и строительства, достройки, реконструкции, модернизации
- По использованию ценного и особо ценного имущества
- По приносящей доход деятельности
- По использования целевых субсидий и субсидий и субсидий на иные цели
Особое внимание обращаем на необходимость курса по внутренней проверке закупочной деятельности в соответствии с введением нового федерального закона о контрактной системе
В рамках оказания методической и методологической поддержки (консультаций) слушателем Вам будет предложен для изучения и практического применения пакет документов положений о внутреннем контроле и аудите структурных подразделений и крупных структур на уровне главного распорядителя бюджетных средств уровня федеральных агентств и министерств.
В качестве информационных ресурсов слушателям нужно предоставлять возможность использования всех имеющихся интернет ресурсов как в период обучения их непосредственного обучения как при разборе конкретных ситуаций.
Необходимо создать ведущую российскую научно-практическую организацию, которая будет развивать систему внутреннего контроля и аудита .
Создание и внедрение новых технологий, обеспечение интеграции учебного, исследовательского и внедренческого процессов в области внутреннего контроля и аудита – это должно стать целью этой организации. Организация будет изучать проблемы внутреннего контроля и аудита и предоставлять комплекс высококачественных образовательных и исследовательско-консалтинговых услуг по всем аспектам рассмотренных направлений.
Сфера компетенции структур внутреннего контроля (и, соответственно, программа подготовки и переподготовки) также будет включать:
- хищения материальных и денежных средств, в том числе с использованием удостоверяющих документов;
- нарушение норм бухгалтерского учета, налогового и бюджетного законодательства;
- нарушение законодательства о госзакупках;
- нарушение законодательства о валютном контроле и ряд других
Мы привлекаем к научно-практической и образовательной деятельности ведущих специалистов. Ориентированность на главного получателя и распорядителя средств дает уникальную возможность создания единой научно-практической площадки, на которой практики и законодатели смогут встретиться и обсудить проблемы внутреннего контроля и аудита.
Обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации ориентированы на руководящих работников и специалистов бюджетной сферы, экономических служб предприятий, финансовых компаний , юристов, сотрудников кадровых подразделений, бухгалтеров, экологов, специалистов по охране труда.
Что представляет в настоящее время финансово- бухгалтерская служба в организациях бюджетного сектора сейчас? Это штат численностью порядка 3- 5 человек, с невысоким уровнем оплаты труда, максимальной загрузкой персонала, ненормированным рабочим днем и все возрастающим объемом отчетных форм, документов
Возрастной состав свыше 55 лет. Из-за непомерной нагрузки персонал уходит на пенсию. Среди молодых кадров высока текучесть. В среднем период работы молодых кадров составляет два года.
За последние 5 лет объем нововведений и изменений в законодательство стал в десятки раз больше и требует высочайшей квалификации и времени на постоянное изучение новых документов и инструкций. Только системное грамотно выстроенное с реально практическим акцентом образование (повышение квалификации) может дать желаемый результат.
По особенностям учебного процесса можно выделить два взаимосвязанных направления деятельности:
- исследовательско-консалтинговое
- образовательное.
В рамках исследовательского и консалтингового направления деятельности выделяются:
- исследование процессов внутреннего контроля в компаниях, разработка рекомендаций по развитию проектной методологии
- исследование и развитие методов внутреннего контроля, осуществление консалтинговых проектов в этом направлении;
- подготовка аналитических отчетов по различным аспектам внутреннего контроля;
- формирование базы знаний о передовых практиках внутреннего контроля в российских компаниях;
В рамках образовательного направления деятельности предполагается решение следующих задач:
- подготовка и реализация широкого спектра образовательных программ по внутреннему контролю и аудиту: от краткосрочных – до долгосрочных программ дополнительного образования;
- разработка и реализация эксклюзивных программ обучения для ВИП компаний;
- разработка и реализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов бюджетной сферы,
- разработка и реализация программ «Мастер-класс» повышения квалификации по внутреннему контролю для преподавателей вузов;
- разработка и реализация программ дистанционного обучения ;
- организация и проведение корпоративных и индивидуальных программ обучения по заказам компаний;
Предполагается, что структуры внутреннего контроля (сотрудники) должны
- оценивать риски совершения правонарушений в указанных зонах;
- оценивать риски вмешательства (санкций) государственных правоохранительных и надзорных органов;
- планировать, организовывать и проводить служебные расследования;
- готовить в случае необходимости документы для направления в правоохранительные органы.
Отметим также, что консультации и тренинг являются важными инструментами службы внутреннего контроля и аудита.
О.И. Прохорова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» через систему внутреннего контроля в организации должны проходить все совершаемые факты хозяйственной деятельности. Статья 19 Закона «О бухгалтерском учете» указывает на необходимость проведения внутреннего контроля, но строгих требований и правил она не содержит. Практические рекомендации по этой теме содержатся в Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Внутренний контроль бухгалтерского учета – для кого обязателен?
В настоящее время если предприятие подлежит обязательному аудиту, оно должно осуществлять не только внутренний контроль фактов хозяйственной деятельности, но и организовать внутренний контроль бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Исключение: ситуация, когда обязанность ведения бухгалтерского учета принял на себя руководитель организации. Например, субъекты малого предпринимательства при организации внутреннего контроля должны исходить из принципа рациональности и при определенных обстоятельствах руководитель такого экономического субъекта может осуществлять функции внутреннего контроля самостоятельно. Аналогичный подход, согласно Информации N ПЗ-11/2013, может применяться некоторыми некоммерческими организациями.
Внутренний контроль: в теории
Внутренний контроль в деятельности организации должен:
- 1) пронизывать всю систему управления, от разработки стратегических планов и постановки тактических задач до контроля над конкретной операцией приобретения, использования и обеспечения сохранности любого ресурса и актива;
- 2) способствовать реализации управленческих решений, оценивать их законность и эффективность, показывать реальное положение дел в организации, выявлять и минимизировать риски.
Средства внутреннего контроля должны не только оценивать достоверность совершаемых фактов хозяйственной жизни, но и не допускать неправомерные события, процессы, операции и предотвращать отрицательные результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Внутренний контроль оценивает достоверность показателей и своевременность представления отчетности. Он предотвращает искажение данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Процедуры внутреннего контроля, согласно рекомендациям Минфина России, включают в себя:
- документальное оформление всех сделок и операций;
- проверку соответствия первичных учетных документов установленным требованиям и оценку достоверности информации;
- санкционирование операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;
- сверку данных;
- разграничение полномочий, определение прав и обязанностей должностных лиц;
- контроль фактического наличия и состояния объектов;
- анализ достижения поставленных целей, оценку правильности осуществления сделок и операций;
- процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами.
Таким образом, в организации должны быть документы, содержащие утвержденный перечень, описание, характеристику и количественную оценку основных методов и процедур внутреннего контроля.
Оцениваем и устраняем риски
Важнейшими элементами внутреннего контроля являются обнаружение рисков, анализ степени рисков, принятие управленческих решений, направленных на их устранение, сокращение и минимизацию.
В Информации Минфина N ПЗ-11/2013 сказано, что оценка рисков призвана выявлять те из них, которые могут повлиять на достоверность учета и отчетности.
Специалисты, осуществляющие внутренний контроль, должны убедиться в том, что:
- факты хозяйственной жизни, отраженные в учете, имели место в отчетном периоде и относятся к текущей деятельности организации;
- имущество, имущественные права и обязательства организации, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;
- объекты бухгалтерского учета отражены в правильном стоимостном измерении;
- данные бухгалтерского учета корректно и своевременно раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Важно! Оценить риск возникновения злоупотреблений. Злоупотребления могут быть связаны с любым участком учета и деятельности организации в целом.
Проблема оценки риска возникновения злоупотреблений непосредственно связана с неосмотрительностью и неосторожностью как при ведении бизнеса в целом, так и при выборе контрагентов в частности.
Внутренний контроль: практика
С учетом рекомендаций Минфина России для правильной организации и осуществления внутреннего контроля необходимо разработать и оформить внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта (приказы, распоряжения, положения, должностные инструкции, регламенты, методики, стандарты). Обязанности и полномочия подразделений и персонала, предусмотренные в этих документах, определяются в зависимости от специфики деятельности экономического субъекта и особенностей его системы управления. Внутренний контроль может проводиться как внутренними службами организации, так и с привлечением внешних консультантов.
Особое внимание стоит обратить на то, что эффективность внутреннего контроля может быть снижена или ограничена по разным причинам, зачастую независящим от организации. Например, изменение законодательства, возникновение новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта. А вот превышение должностных полномочий руководством или иным персоналом или возникновение ошибок в процессе принятия решений, при проведении сделок, ведении бухгалтерского учета – это уже внутренние причины и их влияние на организацию контроля можно уменьшить.
В заключение стоит отметить, что систему внутреннего контроля должна создать и использовать в своей деятельности каждая компания. Это инструмент управления организацией, позволяющий максимально эффективно реализовать различные бизнес-процессы. Внутренний контроль должен не только обнаружить недостатки и нарушения в части уже свершившихся фактов хозяйственной жизни, но и предотвратить их появление в будущем. И важно, чтобы он осуществлялся постоянно, без пропусков в течение всего отчетного периода в полном соответствии с утвержденным регламентом.
Внутренний контроль должен стать из одним из важнейших инструментов в принятии решений, достижении стратегических целей организации, сохранности активов, их эффективного использования, соблюдении законодательства и внутренних актов, а также составлении достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Нужно ли проводить на предприятиях контрольные мероприятия?
Как сформировать службу внутреннего контроля?
Как и для чего разграничивают функции этой службы и других подразделений?
Актуальные для многих компаний задачи — повысить эффективность работы подразделений, свести к минимуму риски, обеспечить достоверность данных финансовой отчетности, соответствие деятельности действующему законодательству. Для их решения на предприятиях создают службы внутреннего контроля (далее — СВК).
Есть разные подходы к формированию службы внутреннего контроля. Одни компании ограничиваются внутренним аудитом, другие создают подразделение по управлению рисками, в обязанности которого входит и внутренний контроль. Каждая компания выбирает подходящий ей вариант. Каким бы он ни был, при его реализации будут полезны наши рекомендации.
Обратите внимание!
При формировании СВК важно четко определить функционал службы внутреннего контроля, разграничить его с обязанностями службы безопасности и отдела, контролирующего соблюдение законодательства, и обеспечить взаимодействие этих подразделений.
Типичные ошибки при формировании СВК:
- в области организации — неверное подчинение, отсутствие подразделений;
- в области функционала — дублирование функций, неисполнение отдельных функций;
- в области кадров — узкая специализация, избыточная численность.
В состав СВК обязательно должны входить:
- аудитор, который, например, будет проверять достоверность отчетности;
- специалист по организационному развитию, оценивающий экономичность и эффективность бизнеса;
- юрист, проверяющий соответствие деятельности действующему законодательству.
Также в состав СВК могут входить так называемый технолог, обязанность которого — обеспечить экономичность и эффективность производственных процессов, и «сыщик», который выявляет виновных.
СВК можно наделить и дополнительной функцией — контроль управленческой эффективности и экономичности.
Руководитель СВК активно участвует в создании СВК, в разработке стратегии службы корпоративной разведки для группы компаний в отношении организационной структуры, материальной части, подбора сотрудников; в обеспечении сохранности активов, в частности в разработке стратегии защиты активов от краж, хищений, мошенничества для каждого подразделения компании.
В целом СВК должна назначаться и подчиняться исключительно совету директоров (в отличие от ревизионной комиссии; табл. 1). Основные функции СВК определяют в положении об управлении систем аудита, работа ведется постоянно.
Чтобы оперативно устранять проблемы, возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности, СВК должна обладать исключительными полномочиями (издание приказов, распоряжений в системе внутреннего контроля, которые обязаны выполнять все сотрудники компании, в том числе генеральный директор). В связи с этим СВК с позиции организационной структуры должна быть выведена из подчинения проверяемых служб.
При формировании СВК сферу ответственности стоит разделить на основные уровни иерархии организационной структуры компании. Результаты проверок на каждом уровне представляются как непосредственному руководителю проверяемых лиц, так и генеральному директору.
Однако если в процессе проверки выявлены грубые ошибки, которые привели к серьезным финансовым потерям, всю информацию необходимо предоставить Совету директоров, который, в свою очередь, отчитается перед акционерами.
При формировании СВК важно не допустить дублирования функций с другими подразделениями, т. е. не допустить пересечений в функционале с иными службами.
Например, чтобы обеспечить сохранность имущества, внутренние аудиторы отслеживают документальное оформление активов и их движения, чтобы не потерялись данные об имуществе. В свою очередь, например, служба безопасности обеспечивает сохранность данных активов. При этом работа службы безопасности напрямую связана с борьбой с мошенничеством, т. е. сомнительными операциями с правовой точки зрения.
Отзыв месяца: май 2010 года |
Прошло 3 месяца, как я в последний раз (я надеюсь) перешагнул порог офиса на Маши Порываевой и закрыл дверь с этой стороны. Наверное, настало время немного подытожить то, с чем столкнулся за 2.5 года работы в одном внутреннем проверяющем подразделении. Назовём его для секретности, ДВА — Департамент внутреннего … (ну и дальше по фантазии).
Чем уникальна работа во внутреннем контроле/аудите, так это тем, что даёт практически уникальный шанс взглянуть на все сферы деятельности банка, причем взглянуть со стороны, независимо. Очень интересно, особенно для молодых специалистов, а также перспективно в плане дальнейшего трудоустройства. Это-то меня и завлекло, и в начале даже казалось, что не в ловушку. Отсутствие переработок, короткие командировки, неплохие командировочные, свобода в путях достижении поставленных задач — супер! Тут еще команда менялась — старая уходила, освобождая должности ведущих и главных специалистов, в общем, с мотивацией проблем не было.
Однако, не все так просто, и тут, пожалуй, пора добавить первую ложку дёгтя, и имя ей — ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК. Вам могут пообещать, что вот три месяца поработаешь за N рублей, зато, как только пройдешь испытательный срок, получишь N+10.000 рублей. Увы, внутренними регламентами это не предусмотрено, вот только узнаешь об этом слишком поздно. Есть и другой «прикол» — коллеге сказали, что продлевают ей испытательный срок еще на три месяца, хотя, как потом узнали, это было только на словах, но повод нагрузить ее был хороший.
Со второй ложкой дегтя — СТУКАЧЕСТВОМ — мне довелось познакомиться через полгода работы в банке. Как оказалось, ДВА контролирует не только все подразделения банка, но и своих сотрудников в части переписки, времени обеда и т.д. и т.д. Особенно в почете провокации от «дятлов»: «Ой, наш начальник-то дурак, да Вась?» — «Правда, Петь, что не надо делать, как начальник говорит?» — «А ты, Оль, сегодня в одноклассниках не переписывалась с Катей случайно?» Смех, да и только. Тем не менее, подобные разговоры с кем-то, наверное, давали результат, потому что «дятлы» из кабинета начальника не вылезали.
Ну и в этом ничего страшного — сиди себе да работай, в командировки летай, страну смотри. Интерес еще не остыл, тёплый, держится… Хотя повышения по должности нет и, как объяснили, сколько ни работай, его не будет. Но оптимизма «полон рот», пришел новый начальник, первым делом объявивший: «Мы берем курс на сохранение и развитие собственных кадров».
Третья ложка дёгтя — БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТЬ. Нет, конечно, никто не говорил, что курс направлен на сохранение ВСЕХ кадров, но ведь не троих же человек! Увы, если вы не попали в число приближенных, то повышение будет вам преподнесено как манна небесная, сваливающаяся на головы раз в 2 года, а то и реже. И даже индексация з/п (которой официально в Банке, конечно же, нет, но на практике зарплата повышается всем, кроме 2009 года), тоже соответствующим образом обыгрывается. Каждый приглашается в кабинет, там ему говорят, что он супер ценный и только он — надежда, ему за это повышают з/п или дают премию, клятвенно обещая об этом не говорить никому другому. Цирк. Тем не менее, даже после таких слов наивно ждать карьерного роста в ДВА. Так как мало того, что это говорится всем, так на практике это никем еще не доказано. На какую должность придёте, с такой и уйдёте, скорее всего. Ах, совсем забыл, если пришли специалистом и вам удалось стать СТАРШИМ специалистом — то это просто праздник, хотя, если честно, это как ефрейтор в армии.
Четвертая ложка дёгтя — НЕРАВЕНСТВО. Конечно, в той или иной мере неравенство присуще любой структуре, и разрыв зарплат, статуса и прочего — естественен, но когда это приобретает такие формы, что все обязанности по проведению проверок за исключением написания отчёта ложатся на рядовых специалистов, а разрыв зарплат с ведущим/главным специалистом составляет 5-6 раз… Начинают возникать вопросы. Кстати, без ответов. Но ладно зарплаты. Постепенно начинаешь обращать внимание на то, что некоторые (приближенные к Д.) могут ходить в джинсах на неделе, при этом нещадно критикуя остальных, кто посмел это сделать. Некоторые могут брать больничные, умудряясь не приносить их и возвращаясь немного загорелыми; или же приходить к 9.30, например, обедать, сколько нужно. И упаси вас Господь посметь повторить это за ними. В лучшем случае пара ведер словесных помоев. Ну или «стук» в кабинете начальника.
Так получилось, что ДВА в структуре А-Банка имеет несколько привилегированное положение: и грейд у начальника 19-й (кто знает, поймёт), и ассистент свой есть (далеко не у каждого подразделения есть), и подчинение Председателю Правления напрямую (и то только административно) и начальник на Правление ходит, с руководством дружит. И так получается, что не «зазвездить» у руля этого корабля, наверное, невозможно. Как известно, звезды притягивают к себе планеты, приближая их к себе. Параллель с ДВА налицо, и, если ты не приближен, то достанутся тебе только лучи «солнца» (в лучшем случае) и соответствующий подход — мы вместо вас наберем лучше студентов: и платить меньше, и мотивации больше. Ну и вообще, принцип «я начальник, ты — дурак» — это, наверное, было произнесено кем-то из бывших сотрудников ДВА.
Пятая ложка дёгтя — НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ. Если вы дочитали до сюда и работаете в банке, то позвольте задам вам такой вопрос: вы действительно думаете, что вас проверяют профессионалы своего дела, хорошо знающие банковские процессы/законодательство, да хотя бы общие принципы работы банка? Не знаю, разочарую ли вас, но это не так. Из всех людей, с которыми мне довелось поработать в ДВА, банковским опытом обладало где-то 6 человек из 20. Прямым следствием некомпетентности является жуткая трата времени на разжевывание очевидных вещей, в частности только на объяснение того, что банковские услуги НДС не облагаются, потратился почти рабочий день. Естественно, что и сомнительные по своей обоснованности задания не заставят вас долго ждать, вследствие чего время проверки уйдет как в песок, и вы попадете в ловушку БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТИ, так как при вопросе о своем карьерном росте вам непременно напомнят о глупом тесте, который только из-за вас не дал результатов, да еще и проверку вы задержали. Помню, как-то борщи считали до 23.00, когда столовую проверяли. Никому, правда, уже на следующий день это не надо было никому.
Чтобы не создавалась совсем уж мрачная картина, разбавлю ее светлыми красками. Несомненным плюсом работы является возможность непосредственного общения, решения проблем без длинных служебных записок и прочей волокиты, занимающей рабочее время, которое можно потратить на глупые задания. Кроме того, ДВА — это отличный коллектив за небольшим исключением. Очень часто именно взаимовыручка помогала решать самые трудные вопросы в сжатые сроки. К тому же очень приятно, приходя на работу видеть улыбки и позитивный настрой.
Шестая ложка дёгтя — СОЦ.ПАКЕТ. Буду краток — его нет. Ну не брать же в расчет скидку на ДМС и дорогущую столовую (которая готовит из года в год одно и то же)!
Седьмая (последняя) ложка дёгтя — БЕЗДЕЛЬЕ. Не знаю те принципы, которые ложились в основу ежегодных планов проверок ДВА, но безделье точно был краеугольным камнем. Не совру, если скажу, что 2-3 месяца в год были посвящены Интернету, книжкам, музыке и другим средствам культурного (и не очень) развития. Конечно, всегда приятно отдохнуть от напряженной работы, и хорошо, когда выдается несколько таких дней. Но месяц — это слишком! Хочется уже отдохнуть от отдыха. Обратной стороной безделья являются сроки проверок, уложиться в которые иной раз приходиться достаточно напряженно работать.
Итог.
Увы, но все вышесказанное, и далеко не только оно привели к тому, что ДВА превратилось в нечто напоминающее СССР, когда «верха» увлечены решением своих вопросов и оторваны от результатов деятельности подразделения, покрикивая и поругивая специалистов, а «низа», незамотивированные на качественную работу, ничего не хотят делать. И вроде все (внешне) довольны, отчеты пишутся, рекомендации даются. Что-то даже делается. Только, словно в болоте, все это происходит где-то в глубине, а на поверхности остается лишь спокойствие и безделье.
Если перечитать текст, то может показаться, что «ложек» хватит на целую «бочку». Не знаю, это всего лишь моя субъективная картина, выводы каждый может сделать свои. А я выдержал 2.5 года работы без мотивации и ушёл из ДВА в другой банк, о чём не жалею. Впрочем, как не жалею и о работе в А-банке, как о хорошей школе, открывшей глаза на банковский мир и на правила выживания в нём. Поэтому, если вы стрессо-устойчивы, не ждёте карьерного роста, не против командировок и с интересом смотрите в банковский мир — думаю, вам можно попробовать там поработать…