Легализация объектов налогообложения

Легализация объектов налогообложения

Все статьи Разговор по душам: вызов на комиссию по легализации налоговой базы (Пономарева О.)

Налоговая комиссия служит инструментом налогового контроля, и хотя он не предусмотрен Налоговым кодексом нашей страны, это не мешает фискальному органу применять это изобретение к налогоплательщикам. С 2013 г. комиссии ФНС перестали иметь разные имена: убыточная комиссия, комиссия по возмещению НДС, зарплатная комиссия, комиссия по взысканию налоговых недоимок, — они получили единое название: комиссии по легализации налоговой базы (Письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722). Цель у таких комиссий только одна — увеличение поступлений налогов в бюджет.

Вызываются на это мероприятие те налогоплательщики, которые «сбились с пути» полной уплаты налогов, представляют недостоверную налоговую и бухгалтерскую отчетность, чьи результаты деятельности не укладываются в рамки экономически обоснованных и допустимых.

Вызов брошен

Налогоплательщикам, попавшим под наблюдение комиссии, в качестве первого сигнала направляются информационные письма. В них отражаются факты, выявленные в ходе проверки, и предлагается уточнить свои налоговые обязательства (уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ и т.д.). Если налогоплательщик не реагирует на такое письмо в течение 10 рабочих дней, его вызывают на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
Налоговики предпочитают видеть на такой комиссии непосредственно генерального директора или главного бухгалтера компании, но не уполномоченного представителя, ссылаясь на то, что такие представители создают «присутствие для видимости». И в большинстве случаев представители действительно не в состоянии вести конструктивный разговор. Кроме этого, налоговики хотят убедиться (и мы не можем их за это осуждать), что руководитель компании, вызванный на комиссию, не является номинальным, а ведет реальный бизнес и осведомлен о его нюансах.

Пример. Директор московской торговой компании получил уведомление из налоговой инспекции вскоре после того, как его бухгалтерия подала декларацию по НДС. Энтузиазма присутствовать на комиссии не было, и давать пояснения о высоком размере НДС ему не хотелось. К тому же в этот день у директора планировалась важная командировка в Краснодар. Но он все-таки решил «принять вызов» налоговиков.

Комиссия по легализации налоговой базы: что делать, если вас туда вызвали

Директор попросил о переносе даты, налоговики пошли ему навстречу, и комиссия состоялась. Налогоплательщик впоследствии о своих действиях не пожалел. Во-первых, он узнал, что инспекция «имела» на его компанию, и затем, используя информацию от налоговиков, предпринял шаги по защите своих интересов. Во-вторых, явившись на вызов налоговой и представив достаточно общую информацию о бизнес-деятельности, директор уберег свою компанию от назначения выездной налоговой проверки.

Правила работы налоговой инспекции таковы, что отказ налогоплательщика представить информацию считается одним из главных критериев для включения его компании в план выездных налоговых проверок.

Группа поддержки

Руководитель компании имеет право прийти на налоговую комиссию в сопровождении доверенного юриста или адвоката. Попытки налоговых инспекторов не допускать таких лиц на комиссию незаконны, т.к. никто не имеет права лишать гражданина РФ права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если вы считаете, что сможете эффективно отстаивать свою точку зрения в присутствии адвоката или лиц, более осведомленных в конкретных вопросах, вы имеете право приходить на комиссию в каком угодно составе. Как показывает практика, если вы настаиваете, то налоговики проведут заседание комиссии в присутствии всех нужных вам участников. Прийти со своей поддержкой на такие мероприятия, как правило, психологически намного комфортнее. Налоговики предпочитают давить на налогоплательщика числом. Обычно это минимум три представителя ФНС и приглашенные на «подмогу» представители из службы судебных приставов, органов прокуратуры, правоохранительных органов, представители администраций муниципальных образований.

Пример. Строительная компания, работающая в одном из городов Сибирского федерального округа, была включена в реестр недобросовестных поставщиков, и доступ к рынку госзаказов для компании оказался закрыт. При такой ситуации в отчетности компании появились убытки, и руководство было вызвано на комиссию. От директора требовались пояснения о причинах заявленного убытка, ему предложили подать уточненную декларацию по прибыли с уменьшением сумм убытка и уплатить налог на прибыль в бюджет. Но налогоплательщик сумел уклониться от «разумных» предложений комиссии, обосновав причины своих убытков. При объективном рассмотрении обстоятельств стало понятно, что, потеряв рынок госзаказа, быстро переориентироваться на другое строительное направление в условиях сезонности и низких темпов роста самой отрасли не представлялось возможным. Комиссия была вынуждена признать, что убытки компании — это не часть оптимизации налогов, таким образом претензии к компании были сняты.

Подготавливая объяснения для инспекции, важно помнить, что само по себе получение убытка не доказывает экономическую необоснованность затрат. Расходы нужно соотносить с характером деятельности организации, а не с полученной прибылью. Необходимо позаботиться об оправдательных документах, которые подтвердят ситуацию в сегменте вашего бизнеса, например сведениях о падении цен на производимый вами вид продукции и т.п.

Сколько хочу — столько плачу

Одной из самых распространенных причин для вызова на налоговую комиссию по-прежнему являются вопросы заработной платы на предприятии. Под прицел налоговиков попадают налогоплательщики, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. Цель налоговой комиссии не в том, чтобы вы повысили заработную плату сотрудникам (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), их деятельность нацелена на вывод «из тени» скрытых форм оплаты труда и повышение сумм НДФЛ к уплате в бюджет.

Пример. С владельца крупной логистической компании налоговая комиссия потребовала объяснений, почему компания уплатила меньшую сумму налога с заработной платы — в штатном расписании оклады не совпадали с теми предложениями, что организация размещала в Интернете на сайтах по поиску работы. Директор не смог привести на комиссии убедительные доводы, и налоговики пошли по процедуре: назначили налоговую проверку, доначислили налог… И только в арбитражном суде их решениям был дан задний ход — доводы налоговиков были отклонены, потому что они не смогли собрать должных доказательств и свидетельств того, какая именно и кому выплачивалась заработная плата. Для руководителя компании все обошлось в этот раз благополучно.

Вы должны, направляясь на такую комиссию, подготовить разумные экономические причины, объясняющие отклонения зарплат. Например, если ваши сотрудники имеют хороший социальный пакет, который компенсирует разницу, либо предприятие находится в затруднительном финансовом положении, чему есть реальные доказательства. Подготовив убедительные причины, объясняющие, почему существующая на предприятии средняя заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ, вы сможете доказать, что низкая зарплата не свидетельствует об уклонении от уплаты зарплатных налогов. Также стоит иметь в виду, что налоговый орган учитывает информацию, которая поступила на налогоплательщика в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов. Например, информация о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении или оформлении с нарушением установленного порядка трудовых отношений и иная аналогичная информация.

Большой вычет — больше доказательств

Если налогоплательщик в декларации заявляет большие вычеты по НДС, то вероятность предстать перед комиссией по легализации налоговой базы становится очень высокой. Налоговики попросят пояснить причины большой доли вычетов по НДС, а также добиться подачи уточненных налоговых деклараций по НДС за предыдущие налоговые периоды с уменьшением суммы налоговых вычетов и увеличением суммы НДС к уплате в бюджет.

Пример. Поставщик фармацевтических препаратов в Москве имел большие вычеты по НДС — его предприятие было вынужденно делать маленькую наценку на товары из-за того, что цены на этот вид продукции регулируются государством. Вследствие этого доля налоговых вычетов превышала обычный уровень. Налогоплательщику пришлось обосновать долю вычетов, детально объяснив налоговикам схему бизнеса на комиссии. Объяснение было долгим и длилось несколько часов, но генеральный директор совместно с финансовым директором смогли убедить налоговую комиссию, что их предприятие не уклоняется от уплаты налогов.

«Комиссионные» последствия

Нередки случаи, когда нарушения налогоплательщиком после прохождения комиссии устранялись, но вскоре в компанию все равно приходили с выездной налоговой проверкой. Почему так происходит? Вы должны знать, что компания, которая побывала на комиссии, скорее всего, какое-то время будет подвергаться мониторингу. Налоговики будут отслеживать, учел ли налогоплательщик замечания налоговой в своей дальнейшей деятельности, пошла ли на пользу «работа над ошибками». Если налогоплательщик не изменит своих методов работы, то он столкнется с более серьезными последствиями.
Налоговые комиссии для налоговиков в первую очередь — способ пополнить бюджет, получить дополнительную информацию от налогоплательщика о его бизнесе и слабых местах. Это возможность определиться — планировать выездную проверку или не стоит тратить время, так как размер доначислений будет несущественным. Налогоплательщику, который решил подать уточненную декларацию или доплатить налоги перед тем, как явится на налоговую комиссию, я бы порекомендовала не играть на опережение. Лучше это сделать после посещения комиссии, потому что у плательщика будет больше информации и сумма к доплате в бюджет по итогам проведения комиссии станет более точной.
Отмечу, что для налогоплательщиков польза от работы налоговых комиссий тоже существует. Такая комиссия — это всегда повод задуматься, существуют ли в деятельности компании неустранимые слабые места, и если у налоговой инспекции появился к налогоплательщику определенный интерес, то, возможно, лучшим решением будет закрытие этой конкретной компании, потому что тогда вы можете начать бизнес с чистого листа.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Легализация объектов налогообложения

Вопрос:

Легализация объектов налогообложения — от налоговой. Что налоговая имеет ввиду? Вызвали в налоговую по вопросам легализации объектов налогообложения.

Ответ:

В соответствии со ст.31 НК РФ налогоплательщик может быть вызван в налоговые органы.

ФНС в письме от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12722@ дала следующие разъяснения:

Целью работы комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы (далее — комиссия) является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах. Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налога на добавленную стоимость (далее — НДС), налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.

Уведомлению о вызове на комиссию должно предшествовать получение информационного письма.

Легализация объектов налогообложения

В указанном информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика. В информационном письме необходимо предложить налогоплательщику уточнить свои налоговые обязательства в порядке, установленном статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов сотрудниками организации, подлежащих налогообложению, и др. Также в информационном письме налогоплательщику предлагается провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (с учетом изменений и дополнений).

Лежнева В.В.,

эксперт в области бухгалтерского учета и налогообложения

ФНС раскрыла карты, или о работе комиссий по легализации налоговой базы

В июле главное налоговое ведомство страны выпустило сразу несколько писем, посвященных проблемам налогового контроля. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает Письмо от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Предлагаем вам ознакомиться с его содержанием.

Контроль за какими налогами осуществляют комиссии?

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты плательщиками (налоговыми агентами):

  • НДС;
  • налога на прибыль организаций;
  • НДФЛ;
  • налога на имущество организаций и физических лиц;
  • земельного налога;
  • транспортного налога;
  • единого налога при применении «упрощенки» и «вмененки», а также ЕСХН <1>.

<1> Учитывая специфику журнала, в дальнейшем речь об этом налоге не идет.

Кого вызовут на комиссию?

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется из следующих групп:

  • заявившие налоговые убытки по строке 100 листа 02 деклараций по налогу на прибыль за предыдущие два года, а также в отчетном периоде текущего года <2>;
  • имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, а также по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг, понимается нагрузка, составляющая менее 3%, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, — менее 1%. По мнению автора, подрядчики, технические заказчики и застройщики могут ориентироваться на первое из названных значений;

  • имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС (если в декларациях за ряд налоговых периодов размер вычета составляет 89% и более от суммы, начисленной с налоговой базы);
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ в бюджет либо снизившие поступления по сравнению с предыдущим годом более чем на 10%. Во втором случае налоговый орган должен принять во внимание динамику среднесписочной численности работников.

При отборе налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, контролеры будут исходить из сведений в целом по организации;

  • выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особый интерес будет проявлен, если зарплата ниже регионального прожиточного минимума;
  • предприниматели:

а) заявившие в декларации по форме 3-НДФЛ профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за год дохода;

б) отразившие в декларациях по НДС выручку от реализации, а в декларации по форме 3-НДФЛ — доход, равный нулю, либо не представившие декларации по форме 3-НДФЛ.

<2> В список включаются также организации, не заполнившие строку 100 листа 02, у которых расходы в целях налогообложения превысили сумму доходов.

Обратите внимание! Автором приведен далеко не полный перечень лиц, указанных в Письме ФНС. К тому же в нем отмечено, что на заседание комиссии могут быть вызваны иные налогоплательщики, то есть и сами налоговики считают перечень открытым.

Комплексный анализ показателей и сведений

После того как организация (предприниматель) «засветится» по одному или нескольким критериям, она будет внесена в список налогоплательщиков, деятельность которых подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Принципиально важный момент — объясняться налогоплательщику придется не только по тому критерию, на основании которого он попал в список, а по любым другим вопросам, которые возникли у налогового органа в процессе анализа показателей деятельности отобранной организации (предпринимателя).

Количество и содержание таблиц <3>, которые должны заполнить налоговики в качестве своеобразного досье на налогоплательщика, подтверждают комплексность анализа. В частности, будет отслеживаться динамика (за последние три года):

  • всех строк бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах;
  • большинства строк отчета о движении денежных средств и деклараций по налогу на прибыль и НДС.

<3> Они приведены в качестве приложений к Письму ФНС.

Кроме того, налоговики будут изучать банковские выписки (запрашиваются в соответствии со ст. 86 НК РФ), составлять схемы движения денежных средств и ведения бизнеса, определять контрагентов, входящих в зону риска (минимальная численность работников; минимальные суммы начислений в бюджет; отсутствие материально-технической базы; массовый учредитель (руководитель); адрес массовой регистрации; несоответствие вида деятельности поставляемой продукции и другие признаки недобросовестности).

Перечислим некоторые из негативных итоговых показателей:

  • темп роста расходов опережает темп роста доходов;
  • резкое сокращение собственного имущества, в том числе стоимости ОС, по данным бухгалтерского баланса или налоговой декларации по налогу на имущество либо получение платы за ОС по выпискам с расчетного счета (может свидетельствовать о выводе активов без отражения данных операций для целей налогообложения, например, подготовка к ликвидации или реорганизации в виде передачи ОС и материальных активов в счет погашения задолженности, передачи имущества в уставный капитал дочернего общества либо зависимым лицам, уменьшение нераспределенной прибыли без выплаты дивидендов);
  • резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов либо значительное превышение размера «кредиторки» над суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и дебиторской задолженности (может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству);
  • значительное снижение дебиторской задолженности (бухгалтера заподозрят в необоснованном включении в состав расходов сумм безнадежных долгов);
  • расхождение выручки от реализации (работ, услуг) по данным деклараций по налогу на прибыль, НДС и отчета о финансовых результатах (возможны невключение в реализацию для целей налогообложения отдельных финансовых операций и, как следствие, занижение налоговой базы);
  • резкое уменьшение показателя «Финансовые вложения» при неотражении в декларации по налогу на прибыль доходов от реализации права требования долга, ценных бумаг и отсутствии поступлений от возврата предоставленных займов в «Отчете о движении денежных средств» и согласно выпискам по расчетному счету (возможно сокрытие доходов от реализации финансовых вложений);
  • систематическое заявление сумм НДС к возмещению при отсутствии прибыли либо ее незначительных размерах при высоком суммарном объеме выручки;
  • движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии заметных изменений показателей бухгалтерского баланса (может свидетельствовать о занижении выручки от реализации);
  • предоставление в значительных размерах займов другим организациям (возможно сокрытие доходов);
  • «миграция» налогоплательщика между налоговыми органами;
  • приобретение услуг (транспортных, консультационных, информационных, по управлению организацией и пр.) у фирм, имеющих признаки недобросовестности (с целью умышленного завышения расходов и вычетов НДС);
  • искусственное завышение цены на сырье, материалы, комплектующие изделия через цепочку контрагентов (посредников) (с целью умышленного завышения расходов и вычетов НДС);
  • включение в расходы значительных сумм процентов по займам и кредитам при наличии высокого размера дебиторской задолженности, при погашении которой отпадает необходимость в привлечении заемных средств, и (или) если в числе наиболее крупных дебиторов значатся учредители, дочерние организации и иные взаимозависимые лица;
  • превышение размера вычета НДС над суммой начисленного налога при выполнении СМР для собственного потребления;
  • отсутствие в декларации по НДС суммы восстановленного налога перед получением освобождения от уплаты НДС или переходом на специальные налоговые режимы при наличии остатков товаров, материалов, ОС, НМА;
  • превышение вычета НДС, ранее начисленного с сумм полученной предоплаты, над размером налога, исчисленного с реализации в текущем квартале;
  • снятие с расчетного счета наличных денежных средств в размерах больших, чем выплаченная заработная плата;
  • отсутствие поступлений на расчетный счет торговой выручки при наличии ККТ;
  • поступление на расчетный счет выручки при отсутствии информации о регистрации ККТ;
  • непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Примечание. Основной целью работы комиссии по легализации является обеспечение дополнительного поступления в бюджет налогов.

Не останутся без внимания факты значительного отклонения сумм расходов учредителей, руководителей налогоплательщика и членов их семей от размера задекларированных ими доходов.

Побуждение к самостоятельному доначислению налогов

После завершения аналитических процедур и выявления рисков и несоответствий налоговый орган направит налогоплательщику информационное письмо, в котором будут отражены факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика. Кроме того, налогоплательщику предложат представить уточненные декларации (в том числе уменьшив сумму убытка), погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов сотрудниками организации и др.

Обратите внимание! ФНС рекомендует направлять информационное письмо заблаговременно — не позднее чем за месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.

При этом срок для представления уточненных налоговых деклараций, погашения задолженности по НДФЛ, представления пояснений составляет 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.

По истечении этого срока в случае непредставления уточненных деклараций, увеличивающих налоговые обязательства (уменьшающих убыток), непогашения задолженности по НДФЛ, непредставления пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований приглашения на комиссию, налоговым органом оформляется уведомление о вызове налогоплательщика.

Заседание комиссии

Рассмотрение деятельности налогоплательщика на заседании комиссии производится в индивидуальном порядке. Заседание комиссии открывает ее председатель, затем член комиссии представляет информацию по налогоплательщику. Далее слово предоставляется представителю организации, либо индивидуальному предпринимателю, либо физическому лицу, которое должно представить пояснения по выявленным фактам и несоответствиям и сообщить о мероприятиях, проводимых (либо запланированных к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм налогового законодательства.

По итогам рассмотрения комиссия сформулирует рекомендации налогоплательщику по устранению нарушений, а также принятию мер, направленных на ликвидацию убыточности и уплату налога на прибыль, НДС, НДФЛ, налога на имущество, транспортного налога и т.д. При этом комиссия установит конкретный срок устранения нарушений (искажений). ФНС рекомендует отводить на это 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются в том числе рекомендации налогоплательщику и срок для устранения нарушений. Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии. С информацией, содержащейся в протоколе, налогоплательщик должен быть ознакомлен под подпись. Копия протокола по желанию налогоплательщика может быть ему вручена.

Обратите внимание! Комиссии предоставлено право направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы Федеральной миграционной службы, государственные инспекции труда и т.п.), а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. (В этом случае налогоплательщику повторно направляется уведомление о вызове.)

Неявка налогоплательщика фиксируется в протоколе заседания комиссии.

В случае неявки надлежащим образом уведомленных налогоплательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ (штраф в размере от 2 до 4 тыс. руб.).

В отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут быть предприняты следующие меры:

  • повторный вызов на комиссию в инспекцию ФНС;
  • вызов на аналогичную комиссию в УФНС по субъекту РФ;
  • проведение предпроверочного анализа;
  • подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Последующий контроль

Последующая работа в отношении всех рассмотренных на комиссии налогоплательщиков заключается в проведении ежемесячного и ежеквартального мониторинга. Цель первого — отследить изменения поступления НДФЛ в бюджет в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность и выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности.

Как защищаться на комиссиях по легализации объектов налогообложения

Ежеквартально будет контролироваться:

  • представление уточненных деклараций с увеличением налоговых обязательств (уменьшением убытка) и дополнительное поступление сумм налогов в бюджет;
  • динамика численности работников и средней заработной платы;
  • динамика показателей налоговой нагрузки.

Все эти сведения будут заноситься инспекторами в специально разработанные ФНС таблицы, которыми будет пополняться досье организации (индивидуального предпринимателя).

Обратите внимание! При отсутствии положительных тенденций и неполучении от должностных лиц (индивидуальных предпринимателей, физических лиц) обоснованных пояснений весь пакет документов по налогоплательщику будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.

Полезные дополнения к Письму ФНС

  1. Налогоплательщики неоднократно пытались доказать в суде, что направление уведомления о вызове на заседание комиссии по легализации налоговой базы не предусмотрено Налоговым кодексом. Однако арбитры разных инстанций, включая ВАС, каждый раз отказывались признать уведомление недействительным, указывая, что направление в адрес налогоплательщика уведомлений с целью получения пояснений предусмотрено пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поэтому действия налогового органа не нарушают права и интересы организации (Постановления ФАС ДВО от 27.03.2013 N Ф03-917/2013 по делу N А51-14534/2012 и от 23.11.2012 N Ф03-4485/2012 по делу N А51-7538/2012, Определение ВАС РФ от 25.01.2013 N ВАС-18148/12 по делу N А51-7538/2012).
  2. Попытки избежать наложения налоговым органом штрафа за неявку, сославшись на неправомерность применения в данном случае ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, тоже не увенчаются успехом. Неявка на заседание комиссии по легализации объектов налогообложения, созданной при налоговом органе и наделенной полномочиями в сфере налогообложения, образует состав правонарушения, предусмотренного названной нормой.

В то же время неявка налогоплательщика на заседание межведомственной комиссии по легализации «теневой» заработной платы, контролю поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также НДФЛ в бюджеты, созданной на основании постановления главы муниципального района, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, не образует, поскольку межведомственная комиссия не относится к органам, осуществляющим государственный надзор (контроль), и положение о соответствующей межведомственной комиссии не может предусматривать административную ответственность за неявку на ее заседание налогоплательщика либо иного лица <4>.

<4> Обзор практики рассмотрения судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за 2011 год и первое полугодие 2012 года, утв. Президиумом Пермского краевого суда 06.07.2012.

  1. Постановление о привлечении к ответственности в виде штрафа выносит мировой суд (ст. 23.1 КоАП РФ). Срок давности для данной категории дел составляет 3 месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 04.06.2012 по делу N 4а-237/2012).

С.С.Кислов

Эксперт журнала

«Строительство:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *