Легализация заработной платы

Легализация заработной платы

Легализация трудовых отношений – это актуальная тема для граждан всей России и каждого региона в частности. Ни для кого, ни секрет, что многие работники получают заработную плату «белую» или заработную плату «в конверте». Все законные отчисления производятся именно с белой зарплаты, которая зачастую не превышает минимальный уровень, установленный по региону. Отсюда низкие пенсии, низкие отпускные и пособия по нетрудоспособности.

Работник должен быть заинтересован в легализации заработной платы, так как с решением данного вопроса связано его пенсионное обеспечение, обеспечиваемое в том числе путем уплаты работодателем с заработной платы работника страховых взносов, что в конечном счете, снижает риск уклонения работодателя от уплаты указанных взносов.

Это очевидные минусы для «теневых» работников. Но есть существенный минус и для работодателя – он не может привлечь «теневого работника» к ответственности за нарушение дисциплины, распорядка дня, режима работы и отдыха.

Каждый работник должен знать, что он теряет

Во-первых: При полулегальном положении работник особенно уязвим – ведь доказать серую часть заработной платы практически невозможно, и, как правило, работнику, при увольнении, когда он уже не нужен работодателю, выплачивается расчёт и компенсация за неиспользованный отпуск исходя из указанной в трудовом договоре мизерной суммы, да и так называемый работодатель по своему желанию может в любой момент не выдать заветный конверт с нелегальной частью заработка и без каких-либо негативных последствий для себя. Ведь нигде не прописано документально, что он обязан эту сумму выплатить работнику.

Во-вторых: Оплата больничного листа, согласно Федерального закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» производится из расчёта официальной заработной платы. Если официально трудоустроенный работник, предъявив работодателю больничный лист, получит от 60 до 100 процентов от своей средней заработной платы в зависимости от продолжительности общего трудового стажа работника, то не трудоустроенный – болеет «за свой счет». Ему эти дни никто не оплатит. Особо следует обратить внимание, что отпуск по беременности и родам, а также пособие по уходу за ребенком исчисляются также в порядке, установленном Федеральным законом № 255, то есть из расчёта 40% от средней заработной платы работника. А при установленной официальной части заработной платы, например в размере МРОТ, с которой отчисляются соответствующие выплаты в Фонд социального страхования, молодая мама может рассчитывать на пособие только лишь в размере 40% от МРОТ. В случае если работник трудится на основании договора гражданско-правового характера, то он вообще не сможет рассчитывать на какую-либо оплату отпуска и социальные выплаты. В этой связи следует отметить, что трудовой кодекс защищает права беременной женщины и лиц с семейными обязанностями. Так согласно ст. 261 ТК РФ работодатель вообще не имеет права расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе с беременной женщиной, либо женщиной имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем, являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях. Исключением из данной правовой нормы является ликвидация организации или определенные виновные действия работника.

В-третьих: В вопросе будущей пенсии работника ситуация будет складываться аналогично оплате больничных листов – согласно законодательству о трудовых пенсиях сейчас действует правило – чем выше заработная плата у работника и больше трудовой стаж, и соответственно больше отчисления в пенсионный фонд, тем выше будущая пенсия. Страховая пенсия по старости назначается при одновременном наличии трех условий:

— достижение пенсионного возраста (60 и 65 лет – соответственно женщины и мужчины);

— наличие стажа работы не менее 15 лет;

— наличие определенного величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Неофициальный заработок, который нигде не заявлен, в формировании пенсионного капитала не участвует. Если гражданин нигде официально не работает, либо оказывает услуги по гражданско-правовому договору, по которому нет отчислений в пенсионный фонд, этот гражданин не приобретёт ни стажа, ни необходимых баллов, и поэтому сможет рассчитывать только на социальную пенсию, которая назначается в минимальном размере и на 5 лет позже общеустановленного пенсионного возраста. Для справки: в настоящее время размер социальной пенсии в Республике Башкортостан составляет 8645 руб., да и никто не гарантирует, что она будет сохранена в будущем – ведь в данном случае усматривается некоторая несправедливость – когда трудоспособный гражданин, попустительствуя долгие годы отсутствием отчислений в пенсионный фонд, потом претендует на часть из общей копилки.

В-четвёртых: Работодатель обязан ежегодно, не позднее чем за две недели до наступления календарного года, составить график отпусков работников. Расчет отпускных производится также исходя из средней заработной платы работника за предшествующие 12 месяцев. Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. Соответственно, данные гарантии работнику, официально не трудоустроенному, обеспечиваться не будут. Из анализа можно сделать вывод, что отпуска таким работникам не предоставляются по нескольку лет, либо «разрешается» отдохнуть непродолжительное время «за свой счет».

В-пятых: Согласно ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать работнику заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный в трудовом договоре, положении об оплате труда или коллективном договоре. Крайние сроки выплаты заработной платы – не позднее 15 календарных дней со дня окончания расчетного периода, за который она начислена. То есть расчет с работниками за отработанный месяц должен быть произведен до 15 числа следующего календарного месяца. Расчет при увольнении (не зависимо от оснований увольнения), то есть выдача всех сумм причитающихся работнику, должен осуществляться в последний день работы работника вместе с выдачей трудовой книжки. С 3 октября 2016 года в два раза увеличена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты причитающихся работнику денежных средств. За каждый день просрочки по выплате заработной платы, отпускных и других выплат работодатель обязан выплатить работнику денежную компенсацию в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Данные государственные гарантии также не распространяются на работника работающего неофициально. Вместе с тем выявить данные факты весьма проблематично, так как на запрос надзорного органа работодатель отвечает, что такой гражданин у него не работает, ведь по документам он не числится. Доказать же факт трудовых отношений никак не оформленных документально весьма сложно и согласно законодательства он доказывается только в судебном порядке. Исходя из обширного опыта полученных обращений на данную проблему, работник, не оформленный официально, как правило не имеет возможности предъявить суду какие-либо документы, подтверждающие его трудовые отношения, а люди, которые продолжают работать «на дядю» на таких же нелегальных условиях практически никогда не решаются идти в суд по просьбе своего знакомого в качестве свидетеля, небезосновательно опасаясь за себя, так как «дядя» в любой момент может выставить неугодного человека за дверь, при этом упомянув, что причитающийся заработок ему прощается. Конечно, отношения могут испортиться и с официальным работодателем, однако у официального работника гораздо больше способов правовой защиты. Так, например, если на работника было неправомерно наложено дисциплинарное взыскание или не выплачена премия, либо допущено иное нарушение его прав, работник вправе обратиться за защитой своих трудовых прав в Гострудинспекцию, прокуратуру или суд. При наличии у работника на руках экземпляра трудового договора, уже не получится работодателю сказать об отсутствии трудовых отношений. А надзорные органы или суд, в свою очередь, в случае выявления нарушений трудовых прав работника потребуют эти нарушения устранить. Однако граждане не трудоустроенные официально, либо работающие по гражданско-правовому договору такой защиты не имеют. Например, согласно ГК РФ заказчик вообще вправе отказаться в любой момент от услуг исполнителя, оплатив ему фактически выполненную работу. По трудовому законодательству такая ситуация просто невозможна – работодатель обязан предоставить работнику обусловленную трудовым договором работу за соответствующую заработную плату. Если же по какой-либо причине работы нет – то работодатель согласно ст. 157 ТК РФ обязан оплатить время простоя. Если работодатель решил отказаться от услуг работника – он вправе 7 сократить работника, предупредив его согласно ст. 180 ТК РФ письменно под роспись не менее чем за 2 месяца, чтобы у работника было время, побеспокоится о новом месте работы. А после увольнения работнику согласно ст. 178 ТК РФ будет выплачиваться пособие в размере среднего заработка в течение как минимум двух месяцев, если работник не смог трудоустроиться на новое место.

В-шестых: Согласно ст. 212 ТК РФ, работодатель, обязан обеспечить работнику безопасные условия труда, проведение за свой счёт медицинских осмотров, приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи. Также работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выявлять и устранять вредные факторы влияющие на здоровье работника, и много другое в области охраны труда. И опять же, как и в предыдущих рассмотренных случаях, граждане, выполняющие работы не в рамках трудового законодательства, а например, на основе гражданско-правового договора, таких прав, гарантий и защиты лишены. Выполняют работы на свой риск, зачастую в условиях, несущих угрозу для жизни и здоровья, а в случае получения профессионального заболевания либо травмы эти граждане остаются социально незащищёнными, так как далеко не всегда удается доказать причиненный здоровью вред связанный с производством. В ходе данной статьи была обозначена лишь малая часть преимущества официального трудоустройства перед нелегальной занятостью, в действительности таких преимуществ гораздо больше. Только трудовой кодекс, без учета иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права, содержит в себе более 430 статей, большая часть из которых закрепляет права работника, регламентирует его труд в нормальных условиях. В этой связи следует обратить внимание на часть 1 статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации, с которой, по сути, начинается законодательство о труде: «Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей».

Решение проблемы легализации заработной платы напрямую связано с решением проблемы легализации трудовых отношений, а именно оформления письменного трудового договора между работником и работодателем и указания в нем как одного из обязательных условий, в частности, условий оплаты труда. При этом в трудовом договоре необходимо указывать размер оплаты труда, фактически получаемой работником.

В этой связи с 03.10.2016 была введена в действие новая редакция статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Изменения направлены на легализацию трудовых отношений между работником и работодателем путем введения специальной нормы об установлении административной ответственности за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (часть 4 статьи 5.27 КоАП РФ).

Статьей 67 Трудового кодекса РФ предусмотрено правило об обязательной письменной форме трудового договора, составляемого в двух экземплярах, подписанных сторонами. Один экземпляр трудового договора должен быть передан работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя.

Заключение письменного трудового договора является основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем (статья 16 Трудового кодекса РФ).

Вместе с тем в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, фактическое допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя также является основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем (статья 16 Трудового кодекса РФ). В этом случае работодатель обязан оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Трудовой кодекс РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя (статья 56 Трудового кодекса РФ).

Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

В этой связи КоАП РФ введена специальная ответственность за заключение гражданско-правового договора, когда отношения, которые он регулирует фактически, являются трудовыми отношениями и должны регулироваться трудовым договором.

Признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора трудовыми отношениями, осуществляется судом, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд или по материалам (документам), направленным Государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями.

При рассмотрении данного вопроса необходимо исходить из отличительных признаков гражданско-правового договора (договор подряда, возмездного оказания услуг) и трудового договора в части определения сторон договора, предмета договора, организации процесса работы, времени отдыха, порядка и формы оплаты, ведения трудовой книжки и иных кадровых документов в случае заключения трудового договора, ответственности, возмещения убытков и др.

Заключая трудовой договор с работником, работодатель принимает на себя обязанность по своевременной и в полном размере выплате заработной платы работнику (ст. 22, 56 Трудового кодекса РФ). Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются одним из обязательных условий трудового договора (статья 57 Трудового кодекса РФ). Заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Особое внимание необходимо уделять компенсационным выплатам, к которым в том числе относятся выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами, а также выплатам стимулирующего характера (выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы).

Стоит помнить, что отношения между работодателем возникают только на основании трудового договора. Другие гражданско-правовые договоры, которые подразумевают под собой выплату вознаграждения за труд, не попадают под юрисдикцию ТК РФ. Такие отношения регулируются ГК РФ. Именно поэтому работодатели предпочитают оформлять с работниками гражданские договоры, по которым никаких гарантий и защиты от государства не предоставляется.

Частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством. Статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за невыплату полную или частичную заработной платы в течение установленного срока, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности. Также работодатель может быть привлечен к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) (статья 122 Налогового кодекса РФ), административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (статья 15.11 КоАП).

В связи с этим по всем вопросам в сфере легализации трудовых отношений и заработной платы и о нарушении трудовых прав работников в части уклонения от оформления, ненадлежащего оформления трудового договора, полной или частичной невыплаты заработной платы и другим вопросам можно обратиться в межведомственную комиссию, действующую при администрации муниципального района Калтасинский район.

Вахитова Олеся Аликовна специалист Отдела ГКУ Северо-западный межрайонный ЦЗН по Калтасинскому району. Тел. 8(34779)4-17-67

В настоящее время легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда, повышение уровня заработной платы и создание условий для своевременной ее выплаты остается одной из основных задач в сфере социально-трудовых отношений.

В настоящее время легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда, повышение уровня заработной платы и создание условий для своевременной ее выплаты остается одной из основных задач в сфере социально-трудовых отношений.

Проблема «теневой» заработной платы — одна из актуальных и острых по всей стране. Под теневой заработной платой подразумевается выплата работникам, не учитываемая при налогообложении, — это заработная плата, выдаваемая в «конвертах» или промышленными и продовольственными товарами. Значительное число организаций малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объеме, часть заработной платы выплачивают официально, а другую, как правило, большую ее часть, выплачивают, не отражая в бухгалтерских документах, либо выплачивают полностью в конвертах.

Сокрытие сумм реально выплачиваемой заработной платы, занижение работодателями суммы страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд, ведет к нарушению конституционных прав граждан на получение трудовых пенсий в полном объеме. «Теневая» заработная плата не обеспечивает социальной защищенности наемных работников. Распространено явление, когда работодатели используют труд наемных работников без оформления трудовых договоров, тем самым работодатель лишает своих сотрудников заслуженного пенсионного обеспечения. А сами граждане, соглашаясь с такой формой расчетов за труд, лишают себя, в свою очередь, возможности оплаты больничных листов и других видов пособий и в перспективе могут рассчитывать только на минимальные пенсии, т. к. при начислении любых выплат учитываются только официальные данные, представленные работодателями.

В частности, у такого работника не идет трудовой стаж, в том числе льготный трудовой стаж, который необходим для ряда категорий работников для досрочного получения трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Работник также не защищен от травматизма и профессиональных заболеваний, т. к. он исключается из сферы действия Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Работник лишается гарантированного минимального размера оплаты труда: работодатель может платить столько, сколько он захочет.

Легализация налоговой базы по начислению и удержанию с заработной платы и отражение в бухгалтерских и налоговых документах сумм фактически выплачиваемой заработной платы работникам — это возможность получить в полном объеме помощь по временной нетрудоспособности, отпускные, выходное пособие при увольнении, банковский кредит, налоговый вычет при приобретении квартиры, получении платного образования и платных медицинских услуг, а также достойную пенсию в дальнейшем.

Необходимо отметить, что при любом варианте «серых трудовых отношений» и, как следствие, выплаты зарплаты «в конверте» возникает проблема следующего рода: с одной стороны работнику платят, как правило, достаточно большую заработную плату, при этом с неё не уплачиваются налоги, различные взносы в фонды обязательного социального страхования, т. е. фактически у работника «в кармане» должно оставаться больше денег. Однако работник, работая в условиях «серой схемы трудовых отношений» остается полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем; он не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или иным образом ущемляет работодатель. Доказать факт трудовых отношений в суде очень сложно, т. к. для этого требуются свидетельские показания, однако, далеко не всегда действующие работники организации соглашаются дать показания на суде против собственного работодателя.

Вызывает вопросы и денежно-налоговая составляющая трудовых отношений. Записав в договор полную сумму вознаграждения, предприятие автоматически обязано заплатить страховые взносы в пенсионный фонд и иные внебюджетные фонды. И работодатель начинает думать: вычесть эти деньги из зарплаты сотрудника или записать на собственные убытки? При стольких трудностях вменяемый руководитель вряд ли пойдет на полную легализацию трудовых отношений, а значит, кодекс останется на бумаге, а зарплата — в конверте.

В связи с достаточно широким распространением практики выплаты «теневой» зарплаты работает ряд федеральных, областных и муниципальных ведомств. В ФНС России разработана программа по «обелению» зарплат и работают телефоны «горячей линии», по которым можно сообщить о фактах выплаты заработной платы «в конверте». Сравниваются фактические заработные платы с прожиточным минимумом, а также со сложившимся уровнем заработных плат в организациях с определенным видом деятельности. Эти сведения запрашиваются в региональных органах Госкомстата РФ. Прокуратура рассматривает все заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законов. Государственная инспекция труда работает по всем вопросам, связанным с нарушением трудового законодательства.

За обнаружение нелегальной выплаты заработной платы работодателю грозит ответственность в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ, административная ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ, а в крайних случаях — уголовная ответственность согласно Уголовному кодексу РФ. Поводом для проведения проверки может стать обращение гражданина или организации.

Отдел защиты прав трудящихся

Пермского крайсовпрофа

← Вернуться

МЭРИЯ ГОРОДА БИРОБИДЖАНА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 года N 359
О создании Межведомственной комиссии по легализации трудовых отношений и контролю за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области

(с изменениями на 28 июня 2019 года)

В соответствии с распоряжением правительства Еврейской автономной области от 25.12.2014 N 660-рг «О работе органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области в области легализации трудовых отношений и контроля за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципальных районов, городского округа Еврейской автономной области» мэрия города

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Создать Межведомственную комиссию по легализации трудовых отношений и контролю за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области.

2. Утвердить прилагаемые:

— Положение о Межведомственной комиссии по легализации трудовых отношений и контролю за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области;

— состав Межведомственной комиссии по легализации трудовых отношений и контролю за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области.

3. Признать утратившими силу постановления главы мэрии города:

— от 06.05.2006 N 272 «О межведомственной комиссии по координации политики оплаты труда в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области»;

— от 30.10.2007 N 2435 «О приостановлении постановления главы мэрии города».

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы мэрии города по экономике и финансам — начальника финансового управления Я.А.Аблова.

5. Настоящее постановление опубликовать в муниципальной информационной газете.

6. Настоящее постановление вступает в силу через один день после дня его официального опубликования.

Глава мэрии города
А.Г.ПАРХОМЕНКО

УТВЕРЖДЕНО
постановлением
мэрии города
от 04.02.2015 N 359

(в ред. постановления мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области от 09.11.2018 N 2361)

I. Общие положения

1. Межведомственная комиссия по легализации трудовых отношений и контролю за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее — Межведомственная комиссия), создается в целях контроля за соблюдением трудового законодательства, социальной защиты работников, занятых в организациях, расположенных на территории городского округа, в части обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, легализации трудовых отношений.

2. Межведомственная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Еврейской автономной области, а также настоящим Положением.

II. Основные задачи Межведомственной комиссии

3. Основными задачами Межведомственной комиссии являются:

3.1. Противодействие нелегальной занятости и сокрытию работодателями фактического размера выплачиваемой заработной платы.

3.2. Своевременное выявление причин задержек заработной платы.

3.3. Осуществление постоянного контроля за погашением работодателями задолженности по выплате заработной платы работникам.

3.4. Определение эффективных методов воздействия на работодателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы работникам.

3.5. Подготовка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию и развитию законодательства по решаемым Межведомственной комиссией вопросам.

3.6. Взаимодействие с работодателями в отношении лиц предпенсионного возраста.

(пп. 3.6 введен постановлением мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области от 09.11.2018 N 2361)

III. Права Межведомственной комиссии

4. Межведомственная комиссия для выполнения возложенных на нее задач имеет право:

4.1. Запрашивать и получать в установленном порядке материалы и информацию, необходимые для выполнения возложенных на нее задач.

4.2. Взаимодействовать по вопросам, входящим в компетенцию Межведомственной комиссии, с органами исполнительной власти Еврейской автономной области, соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями.

4.3. Заслушивать работодателей, выплачивающих работникам заработную плату ниже регионального размера минимальной заработной платы, имеющих задолженность по выплате заработной платы работникам, а также по вопросам нелегальной занятости.

4.4. Обращаться в соответствующие уполномоченные государственные органы в случае выявления нарушений действующего законодательства работодателями для принятия мер.

4.5. Осуществлять контроль за выполнением решений Межведомственной комиссии.

4.6. Вносить предложения территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, органам исполнительной власти Еврейской автономной области по вопросам, входящим в компетенцию Межведомственной комиссии.

4.7. Создавать рабочие группы в целях выявления причин нарушения работодателями норм трудового права и принятия мер по погашению задолженности по оплате труда работников.

4.8. Заслушивать работодателей, у которых согласно информации органов службы занятости осуществляют трудовую деятельность работники предпенсионного возраста.

(пп. 4.8 введен постановлением мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области от 09.11.2018 N 2361)

IV. Организация работы Межведомственной комиссии

5. Заседания Межведомственной комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. Заседания Межведомственной комиссии проводит председатель Межведомственной комиссии, а в его отсутствие — заместитель председателя Межведомственной комиссии.

6. Заседание Межведомственной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов.

7. Каждый член Межведомственной комиссии имеет один голос. В случае отсутствия члена Межведомственной комиссии на заседании он вправе изложить свое мнение по рассматриваемому вопросу в письменном виде или направить своего представителя для участия в заседании Межведомственной комиссии.

8. Решения Межведомственной комиссии принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Межведомственной комиссии и оформляются протоколом. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Межведомственной комиссии является решающим. Протокол Межведомственной комиссии подписывается председательствующим на заседании Межведомственной комиссии.

9. Организационное обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляет отдел по труду мэрии города.

Состав межведомственной комиссии по легализации трудовых отношений и контролю за выплатой заработной платы в организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области

УТВЕРЖДЕН
постановлением
мэрии города
от 04.02.2015 N 359

(в ред. постановлений мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области от 09.11.2018 N 2361, от 28.06.2019 N 1148)

Аблов

Ян Александрович

— первый заместитель главы мэрии города по экономике и финансам — начальник финансового управления, председатель комиссии

Аводкова

Лариса Анатольевна

— начальник отдела по труду мэрии города, заместитель председателя комиссии

Емельянова

Татьяна Николаевна

— главный специалист-эксперт отдела по труду мэрии города, секретарь комиссии

Члены комиссии:

Аносова

Светлана Владиславовна

— начальник управления экономики мэрии города

Кацман

Александр Алексеевич

— президент некоммерческого партнерства «Организация предпринимателей по экономическому развитию ЕАО»

Клочек

Светлана Александровна

— директор областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Биробиджана»

Свириденко

Иван Олегович

— начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области

Смикун

Ольга Алексеевна

— заместитель начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану Еврейской автономной области (по согласованию)

Усталов

Николай Владимирович

— руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в Еврейской автономной области

В настоящее время легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда, повышения уровня заработной платы и создание условий для своевременной её выплаты остается одной из основных задач в сфере социально-трудовых отношений.

Проблема «теневой» заработной платы – одна из актуальных и острых по всей стране.

Под теневой заработной платой подразумевается выплата работникам, не учитываемая при налогообложении — это заработная плата, выдаваемая «в конвертах» или промышленными и продовольственными товарами. Значительное число организаций малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объеме, часть заработной платы выплачивают официально, а другую, как правило, большую часть, выплачивают, не отражая в бухгалтерских документах, либо выплачивают полностью в конвертах.

Сокрытие сумм выплачиваемой заработной платы, занижение работодателями сумм страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, ведет к нарушению конституционных прав граждан на получение трудовых пенсий в полном объеме. «Теневая» заработная плата не обеспечивает социальной защищенности наемных работников.

Распространено явление, когда работодатели используют труд наемных работников без оформления трудовых договоров, тем самым работодатель лишает своих сотрудников заслуженного пенсионного обеспечения. А сами граждане, соглашаясь с такой формой расчетов за свой труд, лишают себя в свою очередь возможности оплаты больничных листов и других пособий и в перспективе могут рассчитывать только на минимальные пенсии, т.к. при начислении любых выплат учитываются только официальные данные представленные работодателями.

Легализация налоговой базы по начислению и удержанию заработной платы и отражение в бухгалтерских и налоговых документах сумм фактически выплачиваемой заработной платы работникам – это возможность получить в полном объеме помощь по временной нетрудоспособности, отпускные, выходное пособие при увольнении, банковский кредит.

Необходимо отметить, что при любом варианте «серых трудовых отношений» и, как следствие выплаты зарплаты «в конверте», возникает проблема следующего рода:

-с одной стороны работнику платят достаточно большую заработную плату, при этом с неё не уплачиваются налоги, различные взносы во внебюджетные фонды, т.е. фактически у работника должно оставаться «в кармане» больше денег.

-с другой стороны работник остается полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем, он не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы, когда их нарушает работодатель.

Доказать факт трудовых отношений в суде очень сложно, так как для этого требуются свидетельские показания, однако не всегда действующие работники организации соглашаются дать показания на суде против собственного работодателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *