Ленинский стипендиат

Ленинский стипендиат

ЛЕНИНСКИЙ СТИПЕНДИАТ Пожалуй тут необходим небольшой экскурс в советскую историю. Исключительно для молодого поколения. Обычная стипендия в гражданских ВУЗах Советского Союза была 40 рублей. Если средний балл за сессию выше 4,5 и нет троек, тогда давалась повышенная стипендия в размере 56 рублей. На старших курсах Военно-Медицинской Академии стипендий не было, всем платили стандартное денежное содержание в 95 «рябчиков», плюс «замкам» 22 рублика сверху, старшине – полтинник. Именные стипухи были приятной доплатой только для избранных студентов и курсантов-гениев. В медицине особо популярной была Павловская стипендия. Она составляла 80 советских рублей и выплачивалась сверху повышенной. Такая стипуха давалась одна на курс по выбору декана (на гражданке) или начальника курса (на военке). Но самой крутой считалась Ленинская стипендия. Она была 120 рублей и давалась только после половины обучения и только тем, у кого одно «отлично» по всем предметам. В материальном плане, по понятиям СССР, с такими добавками жилось весьма неплохо. Для примера: 0,8 литра приличного грузинского сухого вина шло за 92 копейки, а пачка самых дешевых сигарет 7 копеек, снять комнату в коммуналке Ленинграда было 30 рублей в месяц, отдельную однокомнатную квартиру 50-60, а трехкомнатную в центре максимум за 120, как раз цена равная приплате ленинских стипендиатов. С гражданскими врачами получалась хохма – некоторые из них имели в институтах денег в два раза больше, чем их больничная зарплата по выпуску. Даже наши умники-слушаки с Ленинкой, получив после ВМА лейтенантский эполет, ощущали лишь десятирублевую разницу в денежном довольствии. Но деньги тут были не главное. Главное был престиж! Звание «ленинский стипендиат» было хорошей визитной карточкой в солидном обществе и пропуском в элитные семьи. Валера Рябуха, по кличке Студент, никаким особенным стипендиатом не был. Учился неплохо, но четвёрочка проскакивала. Примерно через недельку после посиделок с Розенбаумом вбегает он страшно запыхавшийся к нам в комнату с нелепыми словами: «Всё! Свершилось! Снимаю крутую четырехкомнатную квартиру в Ленсоветовском доме, с обалденной мебелью, сервизами, японским телевизором и финским холодильником на два года! Обои – бархат, на стенах старые картины, ковры по щиколотку, ванна – утонешь!» Мы: «Поди врёшь! Откуда столько денег?» Студент: «А я за дешево, всего за 22 рубля в месяц, да и то не хозяйке, а ЖЭКу надо платить. Правда за электричество отдельно. Но все равно больше трояка не набежит. Итого всё удовольствие – четвертной!»
Мы: «Студент, мож ты съел чего? А мож тебе на Кафедру Психиатрии сходить надо, с дежурным врачeм по душам поговорить?» Студент: «Сами в Дурку идите, а я пойду в свои хоромы!» Мы: «Так не бывает». Студент: «Бывает! В субботу приглашаю на новоселье. А сейчас вот что – Лом, у тебя мыло раскисшее? Раскисшее – хорошо, давай сюда! Да и мне нужна твоя печатная машинка и побольше испечатанных листков. Ты не выкинул еще свой брак с конкурсной работы по ВНОСу? Теперь Коля. Мне, Колян, нужны твои старые очки и алюминиевая расческа с длинной ручкой, та, что с бытовки первого курса осталась. В субботу, мужики, все отдам, кроме расчески». Мы: «Ну бери, говна не жалко! Только машинка не работает – лента перебита сто раз и не печатает уже. Да и на клавиатуре половина букв западает. А на что тебе все это? Что макулатуру сдать решил и зрение подсело?» Студент: «Нет, все в порядке. Печатает машинка или нет, мне без разницы. Главное – чтоб звук был. Подробности в субботу – намечается грандиозная пьянка, там все и расскажу». Тогда компьютеров-персоналок не было. Может где какие и были, но не в СССР. Это сейчас – информатика, компьютерная грамотность. Тогда я даже не знал толком, что это такое. Была у меня гордость советской промышленности портативная механическая печатная машинка «Эврика». Делали ее где-то в Прибалтике, но надёжности вполне туркменской – сплошные поломки, да даже когда механизм в порядке, печатала она погано – одни буквы жирные, а других почти не видно. Зато звук издавала громче крупнокалиберного пулемета. Отдал я ее Студенту, так как с конкурсной работой на этот год было покончено, и сей хлам до следующего года мне был не нужен. У Коли завалялись старые очки, в которые по ошибке аптеки Академии засунули слишком сильные линзы. Еще Коля у нас на младших курсах числился бытовиком – внештатным бельевщиком и парикмахером, поэтому у него осталась здоровая алюминиевая расческа с надписью на острой ручке «МО Военторг ц. 12 коп». Студент нацепил Колины очки, засунул мелочевку на дно портфеля, сверху набил его «научными» трудами, подхватил подмышку машинку и пулей вылетел из комнаты. В субботу вечером мы пришли по указанному адресу. Звоним в лакированную дверь из мореного дуба. Кто-то долго и внимательно смотрит через глазок, наконец дверь распахивается. На пороге стоит сияющий Студент, из кухни пахнуло ароматом жаренного мяса. Похоже адресом не ошиблись, нас тут ждут. Входим. Ну обстановочка. сильная, в общем, обстановочка. Похоже на смесь Юсуповского Дворца (до пожара) с Эрмитажем (в миниатюре). Студент радушно приглашает пройти в залу. Садимся за стол черного дерева. Студент быстро накрывает стол «импровизированной скатертью» – вынесенной из нашей общаги простыней от родной курсантской кровати. На простынь выставляются горячительные напитки, холодные закусочки (консервированная литровая «Солянка с Пряностями» за 22 копейкии и маринованные развесные огурчики за 18 копеек килограмм), затем горячее (картошка в мундирах и здоровая сковородка жаркого из говядины с черносливом – его родной Крымский деликатесс). Подождав минуты три, пока мы отойдем от увиденного и дерним по первой, Валера начинает рассказ с правил поведения: «Курить только на кухне, обстановки руками не касаться, в шкафы не лазить, предметы с места на место не двигать. Где что стоит у меня все до миллиметра измерено и в эту тетрадку записано. Пожалуйста, уважайте труд товарища и без надобности бардак не устраивайте. А пока вы кушаете, я вам мою квартиросъемную историю расскажу: Знач так, поехал я на дежурство в Обсервационный Роддом на проспекте Газа. Помните этот гадюшник, где одни зэчки, туберкулезницы и сифилитичные роженицы, а персонал на одну половину из грязно-белых халатов, а на другую из зеленых юбок МВД состоит? Это единственный роддом, где я на правах полноценного дежурного врача, а не сопляка-«крючкодержца», ошиваюсь. Делаю с тетками все, что сам посчитаю необходимым. Среди персонала – полное доверие и уважение, среди рожениц – вообще почет! Они меня больше своих штатных врачей любят, особенно зечки, за то что не хамлю, вежлив, помогаю как могу, да по-максимуму новокаина на их рванные письки не жалею. На дверях и окнах там решетки, а мне плевать – меня не тюрьма, а акушерство-гинекология интересуют. Заразность же контингента я просто игнорирую, при разумном соблюдении правил, конечно. Так вот, поступает ко мне в дежурство роженица. Молодая зечка, всего восемнадцать лет, но уже с туберкулезом, заразная – ТБК-положительная, микобактериями так и сыплет, беременность за шесть месяцев, сильно избита сокамерницами. Плод мёртв, роды в ходу. Решаю не кесарить, а вытянуть естественным путем с лёгкой помощью окситоцина и поляризующей смеси. Чуть родовые пути подколол анестетиком, чтоб ору не много было, и давай-давай, родимая, работаем! Баба в сознании, плод мелкий, положение правильное, рожается без осложнений. Ну я с ней парой слов перекинуться успел. Истощение у нее. Говорю ей – я тебе, родная, кровопотерю припишу побольше, чем есть, а там можно и температурный лист слегка подправить. Полежишь у нас дней десять-пятнадцать, а повезет, то и двадцать-тридцать. За это время постарайся отожраться. Есть родственники в Ленинграде? Здесь хоть на тюрьму похоже, но не тюрьма – передач передают столько, сколько принесут. Давай, вспоминай телефон, я позвоню. На родные лица без свиданки из окошка полюбуешься. Баба родила считай «на сухую», без слезинки, а тут в рев. Есть у нее один родственник, дядя родной, и телефон его знает, да только уверена, что не придёт он к ней. Уж очень он большой пост занимает, да и к тому же постоянно по заграницам. Ладно, давай номер, мое дело маленькое – позвонить. Монетку-двушку на телефон-автомат не жалко. Я всегда звоню из автомата, звонки по «лично-зечному» на Газа не приветствуются. Позвонил. Трубку баба берет, судя по голосу, дама весьма интеллигентная. Объяснил ей ситуацию в двух словах, мол кто я такой и почему звоню. Реакции никакой. Я уже готов трубку повесить, как дама меня начинает просить провести ее к родильнице на свиданку. Я ей пытаюсь втолковать, что нет на то у меня власти – на обывательском языке я всего лишь практикант. Тогда баба давай всё и вся на чём свет стоит хаить – вот даже врача ее племяннице не дали, а обошлись безграмотным практикантом. Меня это задело, я ей грубо и говорю, мол кончай орать, лучше своей племяннице жиров побольше принеси. А насчет моей безграмотности – то вообще заткнись. Я лучший практикант в СССР – Ленинский Стипендиат по акушерству! Повесил трубку и поехал на Факультет спать. Дня через два опять в «Обсералку» для набора опыта подался. Смотрю зав. отделением, хохол Сан-Саныч Адерейко идёт. Хвать меня за халат и говорит, пошли быстро ко мне в кабинет. Ну думаю, проштрафился на чём-то. Зашли к нему в кабинет. Достает он две бутылки армянского коньяку «Ахтамар», самого-самого старого и дорогого, и двести рублей двумя сотенными бумажками. Это нам, говорит. Как в песне – тебе половина и мне половина. Короче, шобы гомону не було, расскажу, шо було. Пришла бабёнка в лисьей шубёнке и заявила, шо ей свиданку с зечкой обещали. За услугу обещает гарно заплатыть. Ну дал я им на все про все минут пятнадцать. Захожу из палаты гнать – бачу, сидят обе в слезах, як ридна мамка с донькой обнимаются. Ну я эту семейную идиллию прервал, все, мол гражданочка, пожалуйте на выход. Доходим до дверей, она мне суе кулек с коньяком, та дви сотенных. На, доктор, половина ваша, а половина для того практиканта, что у моей племянницы роды принимал. И просила тебя еще раз ей позвонить, вроде номер ты знаешь. Вот усё, швидко пакуемо цу цикаву горилку, ховаем гроши, та й шоб ни одна душа! Короче, Валера, ты парень военный, це сам разумиешь. Ну позвонил я ей. В гости позвала. Приехал на эту вот самую хату. Скрывать мне нечего, в форме приперся. Дама, Вероника Игоревна, возраста «бальзаковского» не старенькая, не молодая. Давай за племянницу благодарить да всё про меня расспрашивать. На то, чтоб богатенькая стерва молодого кобелька снимала, не похоже. А чтоб у такой молодой тёщи дочь на выданье засиделась – по возрасту рановато. Вопросы обстоятельные задает, в голосе лести нет, в глазах похоти не видно. Я её за «магарыч» поблагодарил, сразу сказал, что племяннице её многим помочь не смогу. Я в этом роддоме на птичьих правах – опыта набираюсь, поэтому максимум, чего смогу сделать, то тормознуть ее родственницу дополнительно дней на десять. Советую ей приносить побольше высококалорийных передач. Сам в душу не лезу, типа я будущий доктор, а кто и за что сидит – не мое дело. Дамочка это оценила. Пробыл я у нее минут двадцать, чего время терять, извиняюсь и собираюсь уходить. Тут дамочка и спрашивает, а правда ли я Ленинский Стипендиат? Да в нормальных условиях я бы не врал, а тут уже сбрехано, чего зря извиняться. Ну, говорю, правда, поэтому и засиживаться у вас не могу – надо идти по завету дедушки Ленина забираться на чердак и учиться, учиться и учиться. А она не отпускает – давай опять вопросики подкидывать, мол где я живу, трудно ли в общаге учиться, не мешает ли шум? Я и говорю – мне всё мешает, но я человек серьезный и целеустремленный, поэтому мнё все по барабану. Если же меня достанут, то я или в читальный зал, или в парк всегда смыться могу. А она говорит, что бы я делал, если бы у меня была своя собственная очень маленькая квартирка – только кухня с балкончиком, туалет, ванная и прихожая? Что бы я делал. Да я бы был в раю! Лучших условий для ленинских стипендиатов не бывает. Тогда она вынесла раскладушку и сказала, что с завтрашнего утра я могу жить в этой прихожей. Её муженёк официально числился замминистра горнодобывающей промышленности Монголии. А так как все министры-монголы не знают и таблицы умножения, то ее муженёк в одиночку обеспечивает 95% монгольского промышленного валового продукта. И живет он безвылазно в встолице Монголии, а ей, его преданной жене, необходимо к нему ехать, как декабристке на каторгу. Одна проблема – не на кого квартиру оставить. Нужен очень надежный сторож сроком на два года. Вот Ленинский Стипендиат Валерий Рябуха – очень подходящий кандидат. На завтра Вероника Игоревна вызывает плотника, чтобы врезать замок в двери между прихожей и коридором, что ведет в остальные комнаты. После чего оставшаяся территория от двери до кухни, влкючая санузел, в полном распоряжении Валерия Владимировича. Копии ключей от входной двери и почты будут тоже завтра. Все комнатные цветы она вынесет на кухню, и дополнительной обязанностью будет их поливать. Квартира переводится в режим консервации, но платить стандартную коммунальную квартплату плюс за свет все равно надо. Возмещением расходов и оплатой труда сторожа будут его спокойные условия для учёбы. Телефон она тоже завтра отключит. Своим присутствием хозяйка не осложнит жизнь надолго – в пятницу у неё самолет рейсом Пулково-Улан-Батор. Если Валерий Владимирович сможет, то пусть ей поможет дотащить чемоданы до сдачи в багаж». Согласие было дано сразу. В тот же самый день Студент зашел к нам в общагу за «хламом». По прибытию в хоромы Вероники Игоревны, он нацепил очки, поставил машинку на кухонный стол и начал что-то печатать – точнее громко звучать, как бы печатая до трёх ночи. Так продолжалось до пятницы, и у дамочки не осталось никаких сомнений в правильности ее выбора. Сторож – Ленинский Стипендиат! Это надежно. В одну из ночей Ленинский Стипендиат залез в хозяйкину сумочку и достал оттуда ключик от нового замка, что отделял его монашескую келью от королевского дворца. Ключик был аккуратно оттиснут на куске моего раскисшего мыла. Лекция не эрекция, отложить проблем нет – в пятницу Валера смылся с лекции, чтобы помочь Веронике Игоревне погрузиться в самолет. Потом он постоял немного за оградой лётного поля и поехал домой только тогда, когда сам увидел ее международный лайнер в воздухе. По приходу в свой коридор, Студент достал Колину алюминиевую расческу, надфиль и мой обмылок со слепками. Во истину слесарь-гинеколог! Он за двадцать минут умудрился выточить из острой ручки расчески какое-то подобие того мудренного ключика. А еще через пять минут Студент валялся на кожаном диване, переключая ногой каналы на японском цветном телевизоре (до пультов дистанционного управления даже передовые японцы в те годы еще не додумались). Потом много чего произошло в этой квартире. Одно время даже вся мебель стаскивалась в одну комнату, а две другие комнаты сдавались в помесячный наем девушкам-студенткам (за 30 рублей комната и без права привода гостей). В серванте были обнаружены хорошие запасы коньяков и вин. Совершенно несознательно эти погреба были очень быстро уничтожены, а потом мы полгода рыскали по Ленинграду, восстанавливая хозяйский бар. А вот сами хозяева оказались превосходными людьми. Периодически они присылали Валере открытки ко всем праздникам, на которые Рябуха отвечал коротенькими письмами-докладами, что мол всё нормально. Хозяева справлялись, когда у сторожа-квартиранта отпуск. А отпуск у нас всегда был в августе. Тогда хозяева брали свой отпуск на август, чтобы избежать неприятных накладок. Перед из отпуском Валера всех нас звал на субботник. Кто забыл социалистическую действительность, я напомню – субботником называлась работа на халяву, без денег, исключительно из-за правильных убеждений. Мы все причастные к этому Студентову дому отдыха имели правильные убеждения. Всей гурьбой мы целый день всё чистили и драили, а затем по сантиметрам выставляли мебель и размещали вещи согласно записям в Валеркиной тетрадке. Затем пылесосили ковры. Затем вытряхивали мешок с пылью в специально принесенную старую наволочку. И самым ответственным действом было создание «нетронутой запущенности». Надо было, тряся наволочкой, покрыть все слоем пыли. Квартира приобретала вид девственного годовалого одиночества. В конце, как кульминационным моментом всего, Рябуха гордо доставал алюминиевую расческу и затворял дверь. Щелкал замок и Студент улетал в отпуск, чтобы вернуться в сентябре и опять зажить в приличных условиях, как и подобает ленинским стипендиатам. Дата публикации: 12 января 2018, 23:57 Не успел начаться новый 2018 год, как Интернет вновь наводнили тексты про ужасы в СССР. Я думала, в этом году их будет меньше – 100-летие революции ведь прошло. Но – «нет на прорву карантина».

Вот кусочек из массы подобных сочинений: «Напомню забывшим или не знающим: больше всего анекдотов в СССР было про голодающего студента (сейчас тема совсем забытая). И так как я жил в СССР, а кроме того был тогда студентом и жил в общаге, то для меня эта тема до сих пор близка, несмотря на то, что я давно сыт». Давайте же припомним в самом деле, как жил советский студент – сравнительно со студентом нынешним. Студенческая стипендия в СССР была 35-50 рублей в зависимости от вуза. К концу СССР были стипендии в 62 рубля, в 75 рублей (повышенная), например в МФТИ. Стипендию платили в зависимости от успехов в учебе: обычно не давали, если были тройки. Отличники получали повышенную стипендию в 50 рублей. Была еще Ленинская стипендия – 120 рублей, выплачивалась ежемесячно, устанавливалась сроком на 1 год. Назначалась студентам со 2-го курса за отличную учебу и активную общественную деятельность. Вот что на эти деньги можно было приобрести. Месячный проездной по Москве на метро стоил для студента-дневника 1,5 рубля. Обед в столовой – 35-40 копеек. Чебурек с мясом – 16 копеек. Снять комнату в коммуналке – от 20 до 30 руб. Студенческий билет на поезд до Таллинна стоил 6 руб. Бутылка пива – 37 коп. (тару можно было сдать за 12 коп.). Литр молока – 32 коп. Бутылка кефира – 30 коп. (из них 15 коп. – стеклянная посуда, можно было сдать). Рыба – от 70 коп. за кг. Мясо – 2 руб. за кг. Булочки – от 7 до 12 коп.; и вкусные, в отличие от теперешних. Торт «Фруктовый» – 1 руб. 75 коп. Проезд на такси – 10 копеек посадка, 10 копеек за километр проезда. Вино дешевое – 1-1,5 руб., марочное – 2-3 рубля. Студенческая стипендия в МГУ составляла 40 рублей в месяц, 2,50 из неё вычитали за общежитие. Оставалось больше рубля на день. Билет на концерт в консерваторию стоил от 40 коп. до 1,5 руб., обувь – от 15 до 50 руб. Можно ли было прожить на эти деньги при таких ценах? Смотря кому. Например Дмитрий Медведев в свое время говорил: «Если вам кто-нибудь расскажет, что при советской власти стипендия позволяла достойно жить, скажите ему, что это чушь. Максимум, что можно было себе позволить на стипендию в 50 рублей в 1980-е годы – сходить с девушкой в кафе». У Дмитрия Анатольевича отшибло либо память, либо совесть. В центральных ресторанах типа Праги, Арагви, Узбекистана горячее блюдо стоило 3.50, в остальных – 2.50. Вдвоем наесть на 50 рублей? Разве с обильным коньяком, битьем витрин и отдыхом в медвытрезвителе (отдых – 10 руб., штраф – 15 руб.). Вообще же скромный студенческий поход в кафе обходился на двоих в 2-5 руб. (5 руб. – с шампанским, шоколадом и фирменным мороженым). Большинству студентов помогали родители. Но были и те, которые жили на свои деньги. Они обычно подрабатывали дворниками, почтальонами, нянями, переводчиками, грузчиками, репетиторами. Давала приработок и летняя работа в стройотряде, нередко очень большой – до 600-700 руб. Анекдоты про голодающих студентов все же были, но в ничтожном количестве – в сравнение с анекдотами про студентов-двоечников. Теперь давайте посмотрим на те стипендии, что получает студент сегодня. В 2017 году академическая стипендия: для студентов техникумов и колледжей – 856 рублей, вузов – 1571 рублей. Минимальная стипендия учащегося в ВУЗе – 1340 руб., в ПТУ – 487 руб. Максимальная стипендия – около 6 тыс. руб. На что эти деньги можно потратить.

Стоимость проживания в общежитии ВШЭ – от 900 до 1500 рублей в месяц. Стоимость проживания в общежитиях МГУ зависит от формы обучения и места проживания: бюджетники платят 120 рублей в месяц (5% от стипендии) независимо от общежития, студенты-контрактники – от 3360 рублей в месяц за проживание в пятиместной комнате до 11700 рублей в месяц за проживание в отдельной. Добавлю еще, что раньше каждый вуз был обязан обеспечить общежитие всем студентам, а сегодня есть вузы вовсе без общежитий, а в других мест на всех не хватает. Снять комнату в Москве – около 10 тыс. рублей. Стоимость еды в столовых всем известна. В Москве трудно пообедать меньше чем на 150 рублей. Стоимость месячного льготного проездного билета без лимита поездок на метро и монорельсе для студентов составляет 380 руб. Вот и подсчитайте, сколько денег на еду останется у студента, получившего стипендию в 1571 руб., даже если он платит за общежитии будет 120 рублей, как в МГУ. Про консерваторию (цена одного билета от 2000 руб. и много выше) и кафе можно забыть. И вспомните, что только 50% студентов сегодня учатся бесплатно. Остальные платят от 25 тысяч в год в каком-то вузе Башкирии до 260 тыс. в год (ВШЭ) и 440 тыс. (МГИМО). Но в большинстве вузов Москвы – где-то в районе 100 тыс. Возможностей для приработка у студентов не стало больше. Зато трат – на телефон, компьютер, другие учебные принадлежности – сильно прибавилось. При этом новых анекдотов о голодных студентах нет. Что и понятно: теперь бедные люди не могут вовсе учить своих детей. Вместо образования народу предлагают утешительные байки о советских ужасах – но это даже не рак на безрыбье. Это просто вранье, на котором не уедешь никуда. Наталья Румарчук, «Публицист. ру»

Размер стипендии для студентов в России в 2019 году

Также существует большое количество именных пособий, основанных в честь талантливых людей, они в первую очередь нацелены на поддержку талантливой и усердно учащейся молодежи. Ничто не мешает учащимся совмещать получение сразу нескольких выплат, в конечном итоге наиболее усердные студенты могут получать весьма существенные вознаграждения за свою учебную и научную деятельность. Еще более значительные выплаты доступны аспирантам, так как аналогичные выплаты для них в среднем превосходят предназначенные для студентов в два с половиной — три раза. Вышеописанные пособия являются основными и стандартными для всех ВУЗов и студентов. Кроме них, существует множество особых выплат, предназначенных для отдельных категорий обучающихся, обычно для студентов, которые преуспели в учебе либо занимаются важной для модернизации страны деятельностью. Последний тип выплат обеспечивает стипендия Правительства и Президента.

Стипендия в 2019 – 2019 учебном году

Помимо выше изложенных видов стипендии, в РФ приняты ряд именных стипендий: к примеру, стипендия им. А.И. Солженицына составляет 1500 рублей, стипендия им. В.А. Туманова – 2000 рублей. Может быть начислена и именная стипендия студентам, проходящим обучение по специальности журналистика, литература, им. А.А. Вознесенского – 1500 рублей. Итак, минимальная государственная академическая стипендия в нашей стране, составляет 1340 рублей для высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры) и 487 рублей для среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена), максимальная же составляет 6 тысяч рублей. Последнюю стипендию, могут получать студенты вузов, учащиеся без троек.

Стипендия в 2019 году

Аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения, на период их болезни продолжительностью свыше одного месяца при наличии соответствующего медицинского заключения продлевается срок обучения и выплачивается стипендия в пределах средств стипендиального фонда. Решение о продлении срока обучения и о выплате стипендии оформляется приказом. Согласно данному законопроекту, предлагается внести изменения в закон «Об образовании в России», таким образом, чтобы новую повышенную стипендию, студенты смогли получить уже вначале следующего 2019 года. Кроме этого, в пояснительной записке к данному проекту закона, предлагается, чтобы стипендия для студентов, формировалась на основании кардинально новых подходов, при этом её размер не должен быть ниже уровня прожиточного минимума, в зависимости от субъекта РФ, в котором расположено то или иное образовательное учреждение.

ЛЕНИНСКИЙ СТИПЕНДИАТ

Баба родила считай, всухую, без слезинки, а тут в рев. Есть у нее один родственник, дядя родной, и телефон его знает, да только уверена, что не придёт он к ней. Уж очень он большой пост занимает, да и к тому же постоянно по заграницам. Ладно, давай номер, мое дело маленькое – позвонить. Монетку-двушку на телефон-автомат не жалко. Я всегда звоню из автомата, звонки по «лично-зечному» на Газа не приветствуются. Позвонил я ей. В гости позвала. Приехал на эту вот самую хату. Скрывать мне нечего, в форме приперся. Дама, Вероника Игоревна, возраста «бальзаковского» не старенькая, не молодая. Давай за племянницу благодарить да всё про меня расспрашивать. На то, чтоб богатенькая стерва молодого кобелька снимала, не похоже. А чтоб у такой молодой тёщи дочь на выданье засиделась – по возрасту рановато. Вопросы обстоятельные задает, в голосе лести нет, в глазах похоти не видно. Я её за «магарыч» поблагодарил, сразу сказал, что племяннице её многим помочь не смогу. Я в этом роддоме на птичьих правах – опыта набираюсь, поэтому максимум, чего смогу сделать, то тормознуть ее родственницу дополнительно дней на десять. Советую ей приносить побольше высококалорийных передач. Сам в душу не лезу, типа я будущий доктор, а кто и за что сидит – не мое дело. Дамочка это оценила.

Сколько рублей ленинская стипендия

3. Успевающим студентам, направленным на учебу в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. N 1099 и другими решениями Правительства СССР, выплачивается стипендия за счет средств предприятий и организаций, направивших их на учебу, на 30 процентов выше, а при стаже работы более трех лет — на 50 процентов выше государственной стипендии, установленной для данного вуза, курса и специальности , но не свыше 100 рублей в месяц. довести до сведения всех студентов прилагаемую Инструкцию, обратив внимание на то, что в целях стимулирования учебной работы, повышения творческой активности всем студентам, имеющим по результатам экзаменационной сессии только отличные оценки, размер стипендии повышается на 50%, а имеющим только хорошие и отличные — на 25%;

Президентская стипендия 2019 для студентов и аспирантов — какой размер и порядок получения

Для обучающихся за рубежом: списки кандидатов определяются Минобрнауки РФ с участием Межведомственного координационного совета по международному сотрудничеству в области высшего и послевузовского образования. Кандидатами на получение стипендии Президента РФ могут быть студенты и аспиранты, получившие рекомендации ученых советов высших учебных заведений. Стипендиаты Президента РФ имеют право вернуться на прежнее место учебы в Российскую Федерацию и завершить процесс образования. Для обучающихся в Российской Федерации: списки кандидатов на получение стипендии составляются учеными советами ВУЗов, согласовываются с советами ректоров и направляются в министерства и ведомства, где проходит отбор кандидатов и принимается решение об окончательных списках кандидатур. После окончания вышеназванных процедур списки отправляются в Минобрнауки РФ до 1 августа текущего года.

Регистрация и вход. Поиск по картине Поиск изображения по сайту Указать ссылку. Загрузить файл. Крутой поиск баянов. Везде Темы Комментарии Видео.

В своей книге он разбирается не только в обстоятельствах, которые привели к катастрофе года, но рассказывает о трагических последствиях и описывает, почему повторение трагедии вполне реально.

Вы — один из непосредственных участников ликвидации последствий катастрофы. Когда и как Вы узнали о случившемся на АЭС?

Ленинская Стипендия В 1987 Году Сумма

Студентам-стипендиатам, больным туберкулезом, при наличии соответствующих заключений органов здравоохранения об их временной нетрудоспособности стипендия выплачивается в течение 10 месяцев со дня наступления временной нетрудоспособности. Остальные платят от 25 тысяч в год в каком-то вузе Башкирии до тыс. Но в большинстве вузов Москвы — где-то в районе тыс.

Студенческая стипендия в МГУ составляла 40 рублей в месяц, 2,50 из неё вычитали за общежитие. Оставалось больше рубля на день. Билет на концерт в консерваторию стоил от 40 коп. Тогда компьютеров-персоналок не было. Может где какие и были, но не в СССР. Это сейчас — информатика, компьютерная грамотность. Тогда я даже не знал толком, что это такое. Делали ее где-то в Прибалтике, но надёжности вполне туркменской — сплошные поломки, да даже когда механизм в порядке, печатала она погано — одни буквы жирные, а других почти не видно.

Зато звук издавала громче крупнокалиберного пулемета. Отдал я ее Студенту, так как с конкурсной работой на этот год было покончено, и сей хлам до следующего года мне был не нужен.

У Коли завалялись старые очки, в которые по ошибке аптеки Академии засунули слишком сильные линзы. Валера Рябуха, по кличке Студент, никаким особенным стипендиатом не был. Учился неплохо, но четвёрочка проскакивала. Снимаю крутую четырехкомнатную квартиру в Ленсоветовском доме, с обалденной мебелью, сервизами, японским телевизором и финским холодильником на два года!

Обои — бархат, на стенах старые картины, ковры по щиколотку, ванна — утонешь! Есть у нее один родственник, дядя родной, и тлефон его знает, да только уверена, что не придет он к ней.

Очень уж большой человек, да и к тому же постоянно по заграницам. Давай номер, мое дело маленькое — позвонить. Монетку-двушку на телефон-автомат не жалко.

Тогда компьютеров-РС не было. Это сейчас — информатика, компьтерная граммотность. Делали ее где-то в Прибалтике, но качества она была вполне туркменского: сплошные поломки, да и когда механизм в порядке, печатала она погано — одни буквы жирные, а других почти не видно. Зато звук издавала громче крупнокалиберного пулемета на БТРе. У Коли завалялись старые очки, в которые по ошибке Аптеки Академии засунули слишком сильные линзы.

Частный пример: на нашем курсе из восьми групп примерно по двадцать человек каждая не подрабатывал никто! Только я один работал с третьего по пятый курс дворником, за те же 70 рублей, но это отдельная и прикольная история , и на старших курсах вроде пара ребят постарше которые после армии пошли учиться где-то работали.

Постараюсь уточнить. Упомяну про стройотряды. В плановом советском государстве существовали и планы, и разнарядка: куда и сколько человек надо отправить на работы. Студенты ездили и на целину, и на БАМ, и строили коровники-зернохранилища… Я почему-то в стройотряд не ездил. То ли потому, что летом надо было на даче помогать родителям, то ли ввиду ограниченности числа членов ССО, то ли просто не хотел — сейчас уже и не вспомнить, четверть века прошло.

Помню после третьего курса мы ездили на практику совмещённую с ССО. То есть проходили практику на узкоколейке в Конецгорском ЛПХ, да ещё и деньги за это получили. Сохранилось даже удостоверение монтёра пути за номером Конечно, многое зависит от того года, который вспоминают. На метро — 1. Студенческая стипендия в СССР была рублей в зависимости от вуза. Отличники получали повышенную стиендию, кажется, в 50 рублей. Была еще Ленинская стипендия — рублей, выплачивалась ежемесячно, устанавливалась сроком на 1 год.

Назначалась студентам со 2-го курса, за отличную учебу и активную общественную деятельность. Обед в столовой — копеек. Чебурек с мясом с мясом и бульоном внутри, а не с картошкой — 16 копеек. Снять комнату в коммуналке — от 20 до 30 руб. Студенческий билет на поезд до Таллинна стоил 6 руб. Бутылка пива — 37 коп. Литр молока — 32 коп. Бутылка кефира — 30 коп. Булочки — от 7 до 12 копеек — и вкусные, в отличие от теперешних. Чашка кофе в кафе — коп. Проезд на такси — 10 копеек посадка, 10 копеек за километр проезда.

Вино приличное — рубля. Повышенная стипендия для отличников была 50 руб. И именные стипендии — до рублей. Бюро по делам образования и культуры Государственного Департамента США разрабатывает меры, обеспечивающие выполнение стоящих перед программой задач, и в сотрудничестве с комиссиями и фондами по вопросам образования осуществляет проведение программы в 51 стране мира, где имеются действующие соглашения с США о проведении обменных программ.

В 90 странах, не имеющих такого договора, помощь в проведении программы оказывают посольства США. В Соединённых Штатах проведению программы содействуют ряд вспомогательных агентств.

Размер гранта варьируется и скорректирован в соответствии с потребностями стипендиатов, учитывая другие их ресурсы, а также их цели и масштабы их планов. Предоставить право министерствам и ведомствам, предприятиям и организациям, для которых проводится подготовка специалистов по договорам , осуществлять финансирование указанного льготного питания за счет фонда социально — культурных мероприятий и жилищного строительства с согласия трудовых коллективов.

Разрешить расходовать на эти цели часть стипендиального фонда. Учащиеся рабочих факультетов получают стипендии в размере 45 рублей в месяц. На дневных рабочих факультетах при педагогических, медицинских и экономических высших учебных заведениях, а также на национальных рабочих факультетах стипендиями обеспечиваются учащиеся всех курсов.

На дневных рабочих факультетах при всех прочих учебных заведениях стипендиями обеспечиваются учащиеся II и III курсов. На I курсе этих дневных рабочих факультетов стипендиями обеспечиваются только отдельные группы учащихся, которые в силу отсутствия необходимой квалификации или по другим причинам не могут быть целесообразно использованы на работе.

Учреждена в ознаменование летия со дня рождения В. Назначалась студентам со 2-го курса за отличную учебу и активную общественную деятельность. Выплачивалась ежемесячно. Устанавливалась сроком на 1 год, но могла продляться по результатам экзаменационной сессии. Размер стипендии составлял от 80 рублей в е годы до рублей в е годы.

Учащимся, зачисленным в профтехучилище на государственное обеспечение, размер доплаты до уровня тарифной ставки рабочих I-го разряда исчисляется от общей стоимости рациона питания, комплекта обмундирования и стипендии в расчете на месяц. Учащимся — стипендиатам, больным туберкулезом, при наличии соответствующих заключений органов здравоохранения об их временной нетрудоспособности, стипендия выплачивается в период до 10 месяцев со дня наступления временной нетрудоспособности.

Основной источник средств на выплату С. Лицам, направленным на учёбу в высшие и средние специальные учебные заведения промышленными предприятиями, стройками, совхозами и колхозами, С. В высших и средних специальных учебных заведениях С. Студентам учащимся в 1-м семестре 1-го курса С. В системе профессионально-технического образования С. Размеры С.

Лицам, направленным на обучение промышленными предприятиями, стройками, совхозами и колхозами, С. Размер С. Студентам и аспирантам, имеющим особые успехи в учёбе и научно-исследовательской работе, назначаются именные С.

В случае временной нетрудоспособности студенты аспиранты, учащиеся получают стипендию в полном размере. Лицам, повышающим свою квалификацию с отрывом от работы, как правило, выплачивается сохраняемая за ними заработная плата, некоторым — дополнительная С. Аспирантура а также к защите докторской диссертации и повышения квалификации См. Повышение квалификации. Нет, как всегда, неточно. Видишь ли. Утверждена была постановлением Совмина Если речь об одноименной сегодняшней стипендии конкретного ВУЗа, то те, у кого она есть, знают о том, на основании чего она существует, и лишних вопросов не задают.

От участнико форума. Например, Вы или кто-то еще могли бы подтвердить или опровергнуть тезис о том, что. НПА нет. В принципе нет. Такова особенность документов СССР, далеко не каждый из них прямо отменялся. В советское время, в е годы, обычная стипендия составляла 40 рублей круглые отличники получали так называемую ленинскую стипендию — 55 рублей. Буханка обычного белого хлеба батона на тот момент стоила 16 копеек. Получается, советский студент мог себе позволить купить буханок хлеба. В году начался Евромайдан, движущей силой которого как раз стали украинские студенты.

ЯРСТАРОСТИ: Как ярославцы участвовали в ликвидации последствий чернобыльской аварии

Читайте, если зоны не нюхали, Командование в мемуарах и воспоминаниях — основная тяжесть в ликвидации Чернобыльской аварии легла на плечи действующей Армии и Флота Научно-публицистическая монография к летию катастрофы в 2-х частях. Под редакцией академика РАН В. Михайлова Часть II.

Авария на Чернобыльской АЭС: фото и воспоминания ликвидаторов

Студентам-стипендиатам, больным туберкулезом, при наличии соответствующих заключений органов здравоохранения об их временной нетрудоспособности стипендия выплачивается в течение 10 месяцев со дня наступления временной нетрудоспособности. Остальные платят от 25 тысяч в год в каком-то вузе Башкирии до тыс. Но в большинстве вузов Москвы — где-то в районе тыс. Студенческая стипендия в МГУ составляла 40 рублей в месяц, 2,50 из неё вычитали за общежитие. Оставалось больше рубля на день. Билет на концерт в консерваторию стоил от 40 коп.

Для обучающихся за рубежом: списки кандидатов определяются Минобрнауки РФ с участием Межведомственного координационного совета по международному сотрудничеству в области высшего и послевузовского образования. Кандидатами на получение стипендии Президента РФ могут быть студенты и аспиранты, получившие рекомендации ученых советов высших учебных заведений. Стипендиаты Президента РФ имеют право вернуться на прежнее место учебы в Российскую Федерацию и завершить процесс образования.

Для обучающихся в Российской Федерации: списки кандидатов на получение стипендии составляются учеными советами ВУЗов, согласовываются с советами ректоров и направляются в министерства и ведомства, где проходит отбор кандидатов и принимается решение об окончательных списках кандидатур. После окончания вышеназванных процедур списки отправляются в Минобрнауки РФ до 1 августа текущего года.

Журнал включен в Перечень ВАК

и I. Fî I С H ‘ S PfJHOCXCALS «IBfCTORY-

УДК 327.7(091)

DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-124-136

Европейская программа ERASMUS: основные этапы и итоги развития (1987—2017)

© Богатырева Ольга Николаевна (2018), orcid.org/0000-0002-9451-4285, Scopus Author ID 57103451900, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений, Уральский гуманитарный институт, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), olgabogat.100@gmail.com

© Лескина Наталья Владимировна (2018), Scopus Author ID 57103690400, ассистент кафедры теории и истории международных отношений, Уральский гуманитарный институт, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), nathalieleskina@gmail.com.

Статья посвящена эволюции флагманской образовательной программы Европейского Союза ERASMUS и ее влиянию на европеизацию высшего образования. Рассматриваются вопросы развития академической мобильности и программ обмена, совместных образовательных программ, а также транснациональных университетских сетей. Особое внимание уделяется анализу исторического контекста и причин ее формирования, основным этапам развития, а также влиянию, которое она оказала на европейскую интеграцию в сфере высшего образования. Выделены основные этапы развития программы ERASMUS, показано их содержание и особенности трансформации программы. Авторы приходят к выводу, что, хотя первые оценки программы относительно ее вклада в развитие европейской идентичности и карьерных перспектив выпускников были немного завышены, в конечном итоге она способствовала сотрудничеству между университетами и укреплению транснационального академического сообщества, которое было заинтересовано в дальнейшем расширении наднационального регулирования и способствовало закреплению полномочий ЕС в данной сфере. Отмечается, что она стала площадкой для апробации инструментов сотрудничества, которые впоследствии были закреплены в положениях Болонской декларации. Подчеркивается, что именно программа ERASMUS стала одним из источников финансирования Болонских реформ.

Ключевые слова: европеизация высшего образования; мобильность; молодежь; ERASMUS; Европейский Союз; Болонский процесс.

1. Введение. Предыстория программы ERASMUS

Долгое время вопросы высшего образования не входили в сферу компетенции Европейских Сообществ. Римские договоры об учреждении ЕЭС не регулировали сферу образования, которое оставалось сферой исключительной ответственности национальных правительств. Проекты образовательного сотрудничества в рамках ЕС неизменно встречали сопротивление стран-участниц, однако студенческие волнения конца 1960-х годов заставили их пересмотреть свою позицию.

В 1972 году бывший министр образования Бельгии, профессор Анри Жанн подготовил доклад о будущей программе сотрудничества в сфере высшего образования в рамках Сообществ. В этом знаковом документе, созданном на основе интервью с ведущими экспертами в сфере высшего образования, А. Жанн пришел к выводу, что главной целью политики Европейских Сообществ должна стать гармонизация образовательных систем и их европеизация .

В докладе были заложены основы общеевропейских программ в сфере высшего образования ЕС. Предполагалось, что, участвуя в программах обмена, на основании полученного опыта молодые люди будут лучше понимать своих сверстников в других европейских странах. Академическая мобильность должна была стать обязательным условием при создании международных консорциумов вузов, которые, так же как и центры превосходства, способствовали бы мобилизации ресурсов и достижению прорывов совместными усилиями.

Основные положения «доклада Жанна» легли в основу образовательной политики Европейских Сообществ. Однако понятие «гармонизация», то есть процесс сближения правовых систем для создания общих стандартов на определенном пространстве , вызвало сомнения глав государств и не вошло в официальные документы.

Резолюция Совета Министров образования 1974 года заложила основные принципы будущего сотрудничества . На ее основании в 1976 году была одобрена первая программа действий Сообществ, которая включала финансирование совместных образовательных программ и краткосрочных образовательных визитов . И хотя Брюссель мог действовать только по приглашению стран, то есть его действия могли носить только комплементарный характер по отношению к государственной политике в сфере образования, первые программы

изменили баланс сил в высшем образовании . Проекты финансировались непосредственно Сообществами, что открыло путь для сотрудничества между ними и университетами без посредничества правительств.

Реализация первых программ Сообщества встретила трудности, поскольку в Римских договорах образование не закреплялось в качестве одной из компетенций, и Совет Министров образования даже приостановил их деятельность в 1979 году .

В 1980-е годы в общественном и политическом дискурсе усилилась критика в адрес Сообществ, что они далеки от граждан. В связи с необходимостью укрепления и продвижения европейской идентичности в докладе бывшего депутата Европейского Парламента П. Адоннино «Европа граждан» (1985) предлагалось создать программу межуниверситетского сотрудничества и мобильности , которая впоследствии получила название ERASMUS в честь знаменитого европейского ученого, гуманиста Эразма Роттердамского (1469—1536), путешествовавшего почти всю свою жизнь в поисках знаний.

Воплощению рекомендаций доклада способствовало решение Европейского суда по делу Гравье, по которому высшее образование признавалось частью системы профессиональной подготовки и, таким образом, официально входило в сферу компетенции ЕЭС в соответствии со статьей 128 Договора об учреждении ЕЭС 1957 года.

Несмотря на это, одобрение «решения ERASMUS» Советом министров проходило сложнее, чем предполагалось. В декабре 1986 года, когда решение должно было быть одобрено, ответственный комиссар Мануэль Мартин отозвал предложение в знак протеста против попыток Совета сократить финансирование со 170 до 100 млн экю и предоставлять его только университетам, а не напрямую студентам. Мартин обратился к прессе с критикой: «В ЕС уделяют больше внимания одной корове, чем 100 студентам», — и пояснил, что запрашиваемый объем финансирования программы ERASMUS равен всего четырем дням расходов на фермерские хозяйства .

В этой кризисной ситуации на конференции в г. Лёвен (Бельгия) ERASMUS поддержали ректоры ведущих европейских вузов, сумевшие оказать влияние на министров образования своих стран — выпускников этих вузов . Через несколько дней предложение о создании программы ERASMUS было возвращено в Совет министров, и в итоге оно было окончательно одобрено летом 1987 года .

2. Трансформация программы ERASMUS

От предыдущих пилотных программ ERASMUS отличался прежде всего масштабом. Программа предполагала более интенсивное сотрудничество между вузами и широкую академическую мобильность с целью расширения «взаимодействия между гражданами» и создания пула выпускников для европейского рынка труда, имеющих непосредственный опыт сотрудничества внутри сообщества .

Реализация программы привела к росту доверия между заинтересованными сторонами и, в конечном счете, к включению положений о высшем образовании в Маастрихтский договор об учреждении Европейского Союза 1992 года, что заложило юридические основания для развития сотрудничества в данной сфере. Статья 126 (149) Договора закрепила контроль за образовательной сферой за национальными правительствами . Действия ЕС ограничивались следующими направлениями: развитие европейского измерения, стимулирование мобильности и, таким образом, признания дипломов и периодов обучения, поощрение сотрудничества между вузами, обмен информацией, развитие дистанционного образования.

Как отмечалось, основные цели программы ERASMUS заключались в стимулировании мобильности студентов и создании транснациональных сетей вузов. Ответственность за реализацию программы возлагалась на вузы, которые были напрямую подотчетны Европейской Комиссии. Несмотря на неизменность основной идеи, программа ERASMUS тем не менее претерпела ряд трансформаций организационного и функционального характера.

К середине 1990-х годов в арсенале ЕС находилось уже семь образовательных программ. Такое разнообразие было вызвано сложностью процедуры их одобрения органами Сообществ , государствам приходилось договариваться по каждой программе отдельно. В то же время их фрагментарность являлась серьезным недостатком. К этому времени благодаря общеевропейским программам стала очевидной необходимость сотрудничества на институциональном уровне. Авторитет программ, равно как и авторитет ЕС в данной сфере, прочно укрепился, что позволило провести реформу и объединить существовавшие программы в две зонтичные — «Сократ» и «Леонардо да Винчи». В 1994 году ERASMUS вошла в состав программы «Cократ», направленной на усиление европейского измерения образования и строительство Европы знаний . В программу были включены новые направления: в 1996 году — интенсивные языковые

курсы, в 1997 году — программы академических обменов для преподавателей. Обновление содержания программы во многом было обусловлено расширением числа участников программы ERASMUS. Так, в течение 1988—1994 годов к первым 11 участникам (Бельгия, Дания, ФРГ, Греция, Франция, Ирландия, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания и Великобритания) присоединилось еще 8 стран. Языковое многообразие участников программы привело к развитию лингвистического направления в ERASMUS.

Все последующие трансформации программы также были связаны с углублением интеграции и ростом числа вузов, участвующих в программе. В частности, была децентрализована система управления программой ERASMUS. С 2003 года национальные агентства ERASMUS стали ее основными координаторами. В связи с данной реформой требовалась большая ответственность вузов. Подписание хартии Университета ERASMUS стало обязательным условием для участия в программе. хартия содержала принципы ERASMUS и минимальные стандарты качества и являлась соглашением между Европейской Комиссией и вузом-участником. Помимо этого, в состав пакета заявки вводились Положения о европейской политике (European Policy Statements), которые представляли собой стратегию развития европейского измерения в вузе .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 2007 года программа ERASMUS стала частью проекта «Обучение в течение жизни» (2007—2014), которая отражала приоритеты ЕС о необходимости строительства «самой конкурентоспособной экономики знаний» и имела целью сблизить рынок труда и высшее образование . В результате в содержание программы ERASMUS включались прохождение практики студентами, повышение квалификации преподавателей на предприятиях и самого персонала предприятий.

3. Результаты программы

Программа ERASMUS стала самой масштабной образовательной программой ЕС. В первый год реализации программы (1987) в ней приняли участие 3244 студента из 11 стран ЕЭС. В 2002 году число участников достигло 1 млн, что свидетельствовало о популярности ERASMUS. Однако масштаб программы продолжал расти, и в 2009 году она насчитывала уже 2 млн студентов, а в 2013 году — 3 млн (рис. 1). Как отмечалось, резкий рост числа студентов связан с включением в программу новых стран. К 2014 году около 5 % от общей численности студентов стран ЕС являлись бенефициарами программы .

Следует отметить, что размер гранта всегда был невысоким и, несмотря на то, что студенты были освобождены от оплаты в принимающем вузе, стипендия не покрывала все текущие расходы. При этом средний размер стипендии вырос со 140 евро в 2000—2001 учебном году до 274 в 2013—2014 . Скорее, ее целью являлась компенсация издержек, связанных с проживанием в другой стране.

Рис. 1. Количество студентов, участвующих в программе ERASMUS * Источник:

Первые публикации, посвященные результатам ERASMUS, в основном опирались на результаты самооценки студентов, принимавших участие в программе, и ее координаторов в вузах. Исследователи изучали содержание программ и учебных планов, полученный студентами опыт, условия проживания. Например, исследования показали, что обучение в одном из европейских вузов в три раза увеличивало вероятность работы участника программы за границей .

В более поздних публикациях усилилась критика в отношении влияния программы на трудоустройство выпускников вузов. Исследователи не выявили прямой зависимости начальной зарплаты молодых специалистов от их участия в программе обмена в студенческие годы . Так, Д. Мессер и С. Вольтер отмечали, что прямую причинно-следственную связь между опытом ERASMUS и работой за рубежом сложно установить. Возможно, студенты, изначально нацеленные на работу за рубежом, активнее других принимали участие в программах обмена.

Оценка исследователями социокультурного эффекта от участия в программе со временем менялась. Укрепление связей между вузами и возможность пройти часть обучения в другой европейской стране привели к появлению понятия «поколение ERASMUS» — молодых людей, воспринимающих идею единой Европы как часть своей идентичности, поскольку им предоставлялась возможность на собственном опыте познакомиться с другими европейскими культурами, образом жизни и системой образования. В публикациях неоднократно указывалась ключевая роль ERASMUS в создании «Европы граждан» и формировании европейской идентичности .

Проведя анализ накопленных эмпирических данных, К. Оборуне пришла к выводу, что участие в ERASMUS не способствовало формированию европейской самоидентификации, так как она уже существовала и в значительной степени определяла выбор программы . В то же время участие в стажировках укрепляло европейскую идентичность студентов . По мнению К. Оборуне, в этой ситуации следовало уделять больше внимания студентам, не планирующим принимать участие в обменах и не воспринимающих идею Европы.

Что же касается воздействия программы на вузы, следует отметить, что она привела к развитию интернационализации . Увеличилось число курсов и образовательных программ на английском языке, улучшилась информационная поддержка и качество предоставляемых студентам услуг в целом. Развитие связей с другими вузами и увеличение числа иностранных студентов способствовали развитию международных служб в европейских университетах, которые были готовы обучать иностранных студентов, и, таким образом, подготовили вузы к новому этапу сотрудничества со странами, не входящими в ЕС. В то же время программа ERASMUS выявила различия национальных образовательных систем, которые становились препятствием на пути развития межуниверситетского сотрудничества . В лице академического сообщества, стремившегося к расширению сотрудничества, у Брюсселя появился сильный союзник.

Как отмечают исследователи, транснациональная деятельность в сфере высшего образования стимулировала дальнейшее развитие наднационального регулирования для координации этой деятельности и повышала роль наднациональных органов . Таким образом, транснациональное академическое сообщество и политика ЕС в области высшего образования развивались одновременно, стимулируя друг друга. Следовательно, роль европейских институтов расширялась с под-

держки мобильности и сотрудничества до создания новых более широких структур и политики для облегчения мобильности в целом, в частности Исполнительного агентства по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам . Программа ERASMUS способствовала вовлеченности Европейской Комиссии в регулирование европейского высшего образования, особенно в сферах перезачета кредитов и создания университетских сетей .

Эффект программы простирался еще дальше. Она стимулировала Болонский процесс, направленный на создание единого Европейского пространства высшего образования. Решения, разработанные в рамках ERASMUS, стали принципами Болонского процесса: прозрачные и сопоставимые степени, система перезачета единиц (ECTS), продвижение мобильности, качество образования и развитие европейского измерения (совместные степени) .

Впоследствии реализация болонских реформ осуществлялась во многом с помощью программы ERASMUS. Из ее средств финансировалось проведение мониторинга реформ, конференции министров образования, конференции организационного комитета, трендовые доклады Европейской ассоциации университетов, исследование «Болонья глазами студентов» Европейского объединения студентов, семинары и проекты .

ERASMUS способствовал созданию единой европейской системы гарантии качества высшего образования. Проекты ЕРАЗМУС изучали возможности введения системы внешней оценки. На основании полученных результатов Рекомендации Совета о европейском сотрудничестве в сфере гарантии качества высшего образования 1998 году предлагали ввести системы внешней оценки. Кроме того, программа поддерживала создание и функционирование Европейской сети агентств гарантии качества и их регистра .

6. Выводы

В развитии программы ERASMUS можно выделить три самостоятельных этапа. На первом этапе (1987—1994) программа развивалась самостоятельно, создавались и апробировались основные инструменты развития студенческой мобильности. Второй этап (1995—2006) был связан с вхождением ERASMUS в программу «Сократ». В течение третьего этапа (2007—2014) в связи с появлением парадигмы «Обучение в течение жизни», положенной в основу развития ЕС, программа ERASMUS была переформатирована так, чтобы с одной стороны обеспечить синергетиче-

ский эффект от всех реализуемых в ЕС программ и ликвидировать их дублирование. С другой стороны, все образовательные программы ЕС были нацелены на реализацию достижения цели «Обучение в течение жизни» и построение общества знаний в странах ЕС.

Таким образом, программа ERASMUS стала составной частью глобальной программы «Обучение в течение жизни». Последняя, наряду с такими европейскими программами, как ERASMUS MUNDUS, «Альфа», «Едулинк», направленных на сотрудничество со всем миром, в 2014 году вошла в ERASMUS +.

Хотя участие в программе являлось добровольным, она оказала серьезное влияние на национальные правительства, побуждая их проводить реформы, чтобы соответствовать общеевропейским требованиям. ERASMUS в значительной мере способствовал европеизации высшего образования и повлиял на интеграцию в целом.

Источники

6. Janne H. For a Community Policy on Education / H. Janne. — Bulletin of the European Communities. — 1973. — 10/73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

9. Garben S. EU Higher Education Law : The Bologna Process and Harmonization / S. Garben. — Kluwer Law International, 2011. — 274 p.

14. Messer D. Are student exchange programs worth it? / D. Messer, S. Wolter // Higher Education. — 2007. — Vol. 54. — № 5. — P. 64—663.

European Erasmus Programme:

Main Stages and Results of Development (1987—2017)

Key words: Europeanization of higher education; mobility; youth; ERASMUS; European Union; Bologna process.

Material resources

Janne, H. 1973. For a Community Policy on Education. Bulletin of the European Communities, 10/73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Judgment of the Court of 13 February 1985. In: Françoise Gravier v City of Liège.

Case 293/83. Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX%3A61983CJ0293.

Garben, S. 2011. EU Higher Education Law: The Bologna Process and Harmonization. Kluwer Law International.

Messer, D., Wolter, S. C. 2007. Are student exchange programs worth it? Higher Education, 54/5: 64—663.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *