Лицевые счета бюджетных учреждений

Лицевые счета бюджетных учреждений

Защита документов

Территориальные органы Федерального казначейства открывают и ведут лицевые счета бюджетных и автономных учреждений в порядке, установленном Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н.

Бюджетным учреждениямоткрываются лицевые счета 2-х видов:

  • Лицевой счет бюджетного учреждения (код 20) – для учета операций со средствами бюджетных учреждений, за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • Отдельный лицевой счет бюджетного учреждения (код 21) – для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.

Автономным учреждениямоткрываются лицевые счета 2-х видов:

  • Лицевой счет автономного учреждения (код 30) – для учета операций со средствами автономных учреждений, за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • Отдельный лицевой счет автономного учреждения (код 31) – для учета операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.

На лицевом счете бюджетного учреждения (лицевом счете автономного учреждения) учитываются операции с субсидиями на возмещение нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетному (автономному) учреждению, а также операции со средствами от приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения и средствами во временном распоряжении.

На отдельном лицевом счете бюджетного учреждения (отдельном лицевом счете автономного учреждения) учитываются операций со средствами, предоставленными бюджетному (автономному) учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания, а также в виде бюджетных инвестиций.

В пункт 8 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., которые устанавливают, что операции с субсидиями на иные цели, бюджетными инвестициями, а также средствами обязательного медицинского страхования, поступающими бюджетным учреждениям, будут учитываться на отдельных лицевых счетах бюджетного учреждения.

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений», который предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 03.11.2006 г.

№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В соответствии с данным законопроектом операции со средствами, поступающими автономным учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, также будут учитываться на отдельном лицевом счете автономного учреждения для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования, открытом ему в территориальном органе Федерального казначейства.

Если бюджетное или автономное учреждение осуществляет бюджетные полномочия органа власти соответствующего уровня по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме, то на каждое полномочие получателю бюджетных средств, передающему свои полномочия, открывается лицевой счет вида:

  • Лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (код 14) – для учета операций бюджетного учреждения (автономного учреждения), принявшего бюджетные полномочия в соответствии с переданными бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств.

Бюджетное (автономное) учреждение, принявшее полномочие получателя бюджетных средств, осуществляет расходование средств с лицевого счета по переданным полномочиям.

Код вида лицевого счета содержится в 1 и 2 разрядах номера лицевого счета.

Особенности обслуживания органами федерального казначейства лицевых счетов неучастников бюджетного процесса

Изменения, внесенные Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в ст. 120 части первой Гражданского кодекса РФ, разделили все государственные (муниципальные) учреждения на три типа: казенные, бюджетные и автономные. При этом впервые государственным (муниципальным) автономным учреждениям предоставлено право открывать лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).

В Законе также уточнено понятие «получатель бюджетных средств», под которым в настоящее время понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, государственные (муниципальные) бюджетные учреждения потеряли статус получателя бюджетных средств и, как следствие, перестали быть участниками бюджетного процесса. Тем не менее лицевые счета бюджетных учреждений открываются и ведутся либо в ТОФК, либо в финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований).

Все это и предопределило изменение подходов к обслуживанию лицевых счетов учреждений нового типа.

Казенные учреждения, являясь участниками бюджетного процесса, открывают в ТОФК лицевые счета для отражения операций главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования, для учета бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования, полученных получателем бюджетных средств, и др. Порядок обслуживания ТОФК лицевых счетов казенных учреждений остался прежним. Исключением из этого является изменение подхода к отражению на лицевых счетах казенных учреждений средств, полученных от приносящей доход деятельности. Например, согласно ст. 13 Закона N 83-ФЗ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет. Эти доходы отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых учреждениям в ТОФК, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. Учет кассовых поступлений и кассовых выплат по указанным средствам осуществляется на лицевом счете получателя бюджетных средств в разделе для учета операций по расходам за счет источника дополнительного бюджетного финансирования. В целом порядок отражения указанных средств на лицевых счетах казенных учреждений регламентирован Приказом Минфина России от 21.07.2010 N 73н «Об утверждении Порядка отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности».

Схема обслуживания ТОФК лицевых счетов бюджетных учреждений как неучастников бюджетного процесса претерпела значительные изменения. При этом во многом ведение лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений идентично. Бюджетные (автономные) учреждения с переходом на финансирование в соответствии со ст. ст. 78.1 и 79 Бюджетного кодекса РФ средства из соответствующего бюджета получают в форме:

  • субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);
  • субсидий на иные цели;
  • бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства госсобственности РФ и субъектов Федерации, а также муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства.

Для учета указанных средств ТОФК открывает бюджетному (автономному) учреждению следующие лицевые счета:

  • лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных (автономных) учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ) (далее — лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения);
  • лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным (автономным) учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций (далее — отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1204 «О порядке предоставления в 2011 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений» определено, что предоставление в т.г. бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства госсобственности РФ, находящихся в оперативном управлении федеральных бюджетных и федеральных автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными федеральными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика, осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с внесением в установленном порядке федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета — федеральными органами исполнительной власти, которые осуществляют полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений. Аналогичные правовые акты могут приниматься и в субъектах Федерации (например, Постановление Губернатора Владимирской области от 07.09.2011 N 959 «О порядке предоставления в 2011 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Владимирской области в форме капитальных вложений в основные средства государственных бюджетных и автономных учреждений»). Таким образом, бюджетным (автономным) учреждениям для учета бюджетных инвестиций открывается лицевой счет получателя бюджетных средств.

Кроме того, с 1 января 2012 г. в ТОФК будут открываться лицевые счета для учета операций бюджетных (автономных) учреждений, источником которых являются средства обязательного медицинского страхования (далее — ОМС).

Несмотря на определенную идентичность лицевых счетов, открываемых бюджетным и автономным учреждениям, учет операций на них осуществляется по-разному.

Это касается лицевых счетов бюджетного (автономного) учреждения. ТОФК обеспечивает учет операций на лицевом счете бюджетного учреждения по кодам Классификации операций сектора государственного управления (далее — код КОСГУ), на аналогичном лицевом счете автономного учреждения учет осуществляется без применения каких-либо кодов.

Учет операций бюджетных (автономных) учреждений, источником которых являются средства обязательного медицинского страхования, будет осуществляться по кодам КОСГУ.

Операции со средствами, полученными в форме субсидий на иные цели, учитываются на отдельном лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и по кодам КОСГУ, и по дополнительному коду субсидии. В соответствии с п. 8 Приказа Минфина России от 16.07.2010 N 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» для осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, учреждением в ТОФК представляются Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (код формы по ОКУД — 0501016) (далее — Сведения), утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Информация в Сведения заносится на основании Перечня целевых субсидий (код формы по ОКУД — 0501015), в котором отражаются целевые субсидии, предоставляемые учредителем в соответствующем финансовом году находящимся в его ведении учреждениям.

Перечень целевых субсидий формируется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в разрезе аналитических кодов, присвоенных им для учета операций с целевыми субсидиями по каждой целевой субсидии, передается для проверки в Федеральное казначейство. В случае соответствия представленного Перечня целевых субсидий установленным требованиям Федеральное казначейство доводит его до ТОФК.

ТОФК осуществляет контроль представленных учреждением Сведений на соответствие содержащейся в них информации, указанной в Перечне целевых субсидий.

На региональном уровне может применяться иная схема. Так, согласно Приказу Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области от 27.12.2010 N 130 «О порядке санкционирования расходов областных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 5 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации» учредитель ежегодно представляет в Департамент Перечень целевых субсидий. Департамент обеспечивает проверку указанного Перечня и при отсутствии замечаний направляет его в ТОФК.

Важно, что законодательно предусмотрено осуществление процедуры санкционирования денежных обязательств бюджетных (автономных) учреждений только по средствам, получаемым в форме целевых субсидий и в форме бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций.

В таблице на примере автономного учреждения приведены варианты учета средств на лицевых счетах автономных учреждений, а также полномочия ТОФК по контролю за ними.

Таблица

Виды лицевых счетов, открываемых в ТОФК автономному учреждению, порядок учета операций на них и основные контрольные полномочия ТОФК

Автономное учреждение
Код
лицевого
счета
03 30 31 32
Вид
лицевого
счета
лицевой счет
получателя
бюджетных
средств
лицевой счет
автономного
учреждения
отдельный
лицевой счет
автономного
учреждения
лицевой счет
автономного
учреждения
для учета
операций со
средствами
обязательного
медицинского
страхования
Вид (форма)
учитываемых
средств
лимиты
бюджетных
обязательств,
предельные
объемы
финансирования
субсидии на
возмещение
нормативных
затрат, связанных
с оказанием
в соответствии с
государственным
(муниципальным)
заданием
государственных
(муниципальных)
услуг
(выполнением
работ)
субсидии на
иные цели,
бюджетные
инвестиции
средства ОМС
Порядок
учета
операций
по кодам КОСГУ средства
учитываются без
кодов
по кодам КОСГУ
и коду
субсидии
по кодам
КОСГУ
Основное
контрольное
полномочие
ТОФК
проверка
документов,
подтверждающих
возникновение
денежных
обязательств,
и соответствие
содержания
операции кодам
КОСГУ
наличие остатка
средств на
лицевом счете
проверка
документов,
подтверждающих
возникновение
денежных
обязательств,
и соответствие
содержания
операции кодам
КОСГУ и целям
предоставления
субсидии
соответствие
содержания
операции
кодам КОСГУ

С изменением типов государственных (муниципальных) учреждений особую актуальность приобретают вопросы передачи отдельных бюджетных полномочий получателя бюджетных средств бюджетному (автономному) учреждению (например, Постановление Губернатора Владимирской области от 01.09.2010 N 970 «О порядке осуществления областным бюджетным учреждением полномочий органа администрации области по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления»).

Виды лицевых счетов

Данная возможность предусмотрена для бюджетного учреждения в ч. 5 ст. 6 Закона N 83-ФЗ, для автономного учреждения — в пп. «д» п. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений».

Согласно указанным законодательным актам бюджетные (казенные) учреждения осуществляют в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств (в денежной форме) перед физическими лицами.

Операции со средствами, осуществляемые бюджетными (автономными) учреждениями в целях реализации переданных полномочий, учитываются на лицевом счете, открытом соответствующему получателю бюджетных средств. При этом получателю бюджетных средств, передающему свои бюджетные полномочия, должен быть открыт лицевой счет распорядителя бюджетных средств, а также лицевые счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств по каждому переданному полномочию. Лицевые счета для учета операций по переданным бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств открываются по месту нахождения бюджетных (автономных) учреждений, принимающих бюджетные полномочия получателя средств.

Основанием для открытия счетов по переданным полномочиям являются: копия документа о передаче бюджетных полномочий, заверенная нотариально либо получателем средств бюджета, передающим свои бюджетные полномочия; копия учредительного документа получателя средств бюджета, передающего бюджетные полномочия, заверенная нотариально либо учредителем; копия Свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ (получателя средств федерального бюджета, передающего бюджетные полномочия), заверенная нотариально либо выдавшим его налоговым органом.

А.И.Лукашов

Заместитель руководителя

УФК по Владимирской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *