Личная заинтересованность и конфликт интересов
Актуальность проблем, связанных с конфликтами интересов в системе государственной гражданской службы России, постоянно возрастает. В связи с этим тема выявления и эффективного урегулирования таких конфликтов приобретает особое звучание.
Кадровая практика «Организация работы по выявлению конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе Волгоградской области» вошла в перечень 55 лучших кадровых практик — номинантов конкурса «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе». Ее внедрение позволяет нам выявлять конфликты интересов на стадии риска их возникновения, а также своевременно принимать меры по их предотвращению.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. Личная заинтересованность — это возможность получить доход (неосновательное обогащение) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для госслужащего, членов его семьи, иных субъектов. К последним можно отнести друзей, знакомых, иных родственников служащего.
Под это определение попадает множество конкретных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Наша кадровая практика рассматривает коррупционно опасные сферы, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
- выполнение отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего;
- выполнение иной оплачиваемой работы;
- владение ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций);
- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной гражданской (муниципальной) службы.
Алгоритм действий
Работа по выявлению конфликтов интересов включает в себя в том числе мониторинг сведений в отношении служащего и его родственников, содержащихся в его личном деле, в представляемых им справках о доходах, а также в базах данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Кроме того, анализу повергается документация в сфере государственных (муниципальных) закупок, а также документация аттестационных и конкурсных комиссий, если в силу должностных обязанностей на служащего возложено выполнение функций в указанных областях.
В сфере выполнения отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего, анализируются сами эти функции, а также определяется перечень организаций, в отношении которых сотрудник их осуществляет. Проводится анализ данных о близких родственниках и членах семьи, указанных в анкете, заполняемой гражданином при поступлении на службу, и указанных им в справках о доходах. Также проводится мониторинг баз данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП на предмет участия родственников сотрудника в качестве руководителя, учредителя или участника в организациях, в отношении которых служащий выполняет функции государственного, муниципального (административного) управления. В случае установления таких совпадений ситуация анализируется на предмет наличия или вероятности возникновения конфликта интересов.
Меры по предотвращению
В зависимости от обстоятельств руководитель соответствующего органа принимает меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, предусмотренные законодательством, а именно законом о противодействии коррупции.
Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. В свою очередь, сам работодатель обязан принять меры по предотвращению или урегулированию возможного конфликта интересов. Эти меры могут состоять в изменении должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения обязанностей.
Конфликт интересов
Под конфликтом интересов следует понимать сложившуюся ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей в результате возникновения противоречия между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества.
Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал к принятию во втором чтении законопроект, прописывающий в законе о противодействии коррупции понятие «личной заинтересованности» и «конфликта интересов».
«Под личной заинтересованностью лица понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо преимуществ (выгод) лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо связано имущественными или иными отношениями», — уточняется в проекте закона, внесенном в парламент правительством РФ.
Под термином «конфликт интересов» авторы инициативы понимают ситуацию, когда личная заинтересованность граждан, в обязанности которых по должности входит принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет на объективное и беспристрастное исполнение ими должностных обязанностей.
В законопроекте также прописан порядок предотвращения конфликта интересов, согласно которому указанные граждане должны сообщать о них работодателю, который в свою очередь должен в таком случае изменить положение сотрудника вплоть до его отстранения.
При этом непринятие мер по урегулированию конфликта интересов может стоить должности лицу, являющемуся стороной конфликта. Одобренный законопроект относит это к правонарушению, влекущему увольнение в соответствии с российским законодательством.
Одновременно законопроект обязывает сообщать о возникающей «личной заинтересованности» целый ряд высокопоставленных лиц, включая главу Центробанка, Генпрокурора, сенаторов и депутатов Госдумы, членов Центральной избирательной комиссии с правом решающего голоса и членов избиркомов субъектов РФ.
Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 316.354:351/354
О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ИНТЕРЕС» И «ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ» В КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Аннотация. В статье анализируются термины «интерес» и «личная заинтересованность» как содержательная составляющая конфликта интересов на государственной гражданской службе. Показана особенность рассмотрения этих терминов применительно к конфликту интересов на государственной гражданской службе.
Ключевые слова: интересы, конфликт интересов, государственный служащий, государственная гражданская служба, государственное управление, личная заинтересованность, взаимодействие, должность.
Государственное управление, являясь одним из сложнейших видов социальных взаимодействий, сопряжено с множеством противоречий обусловленных структурой и содержанием этих взаимодействий, спецификой распространения их на все социальные отношения, которые создают предпосылки для возникновения множества конфликтов в этой сфере, в том числе и для конфликта интересов. Являясь одной из актуальных социальных проблем теории и практики государственного управления — конфликт интересов на государственной гражданской службе, выражается в противоречии между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами государственного должностного лица, при котором его частные интересы способны неправомерным образом повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций . Неурегулированность такого рода конфликта ведет к девиантному пути развития государственной службы и как следствие неэффективности воздействия на экономические и социальные процессы, падению доверия населения к органам власти.
В настоящее время, словосочетание «конфликт интересов» прочно ассоциируется с государственной службой как характеристика процессов и явлений в сфере государственного управления. В нормативно-правовой интерпретации под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью, в свою очередь, понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) государственным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супруга-
С.А. Гирин S.A. Girin
Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: girin_73@mail.ru
ми детей), гражданами или организациями, с которыми он и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями .
Как, мы видим, основными терминами определяющими содержание конфликта интересов на государственной службе составляют термины «интерес» и «личная заинтересованность». Данные термины представляют для нас непосредственный рабочий интерес, так как являются определенного рода обобщающими понятиями, без которых невозможно выявить социальную суть такого явления как конфликт интересов на государственной гражданской службе.
Не вызывает сомнения, что наиболее значимым для рассмотрения сущности конфликта интересов на государственной гражданской службе является категория — «интерес». Д.И. Дедов указывает, что конфликт интересов всегда обуславливается зависимостью лица от интересов, в первую очередь своих личных, противоречащих с защищаемых правом интересом . По мнению многих исследователей, при рассмотрении понятия «конфликт интересов» за отправную дефиницию следует принимать категорию «интерес» . А, теоретические описания американского социолога А. Смолла (1854-1926) строятся вокруг категории «интерес», которую он предлагает считать основной единицей социологического анализа, а основным социальным конфликтом в обществе, соответственно, конфликт интересов .
В словарях и энциклопедической литературе — интерес (от латинского interest — имеет значение, важно) означает: внимание к кому-либо, чему либо важному, полезному; важность, значение, прибыль, выгода, корысть, польза, смысл, желание, значительность, нужды, потребности . Как видно из представленных суждений значение понятия «интерес» имеет широкий смысловой спектр и выраженный бытовой оттенок, что создает определенные трудности для установления четких определяющих границ. Соответственно, любое приведенное определение в рамках рассмотрения конфликта интереса на государственной гражданской службе будет, во-первых, заведомо уже обыденного понимания данной категории, во-вторых, не может претендовать на использование в других сферах исследований.
Заинтересованность означает практический интерес к чему либо . Семантический анализ толкования данного термина в словарях и энциклопедической литературе позволяет сделать вывод, что термины интерес и заинтересованность не имеют смысловой разницы .
В отечественной социологии интерес, рассматривается как реальная причина деятельности социальных субъектов, направленная на удовлетворение определенных потребностей, лежащая в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т. п., определяющаяся положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений . В другой интерпретации, содержащейся в справочной социологической литературе — под интересом также понимается процесс выбора субъектом наиболее приемлемой, значимой модели поведения, которое ведет к специфическому социальному результату, приносящему субъекту пользу, благо, выгоду, для его существования и развития .
Особенностью обращения современных социологов к исследуемой категории является ее использование в междисциплинарном синтезе, в объяснении специфики социальных связей между объективными и субъективными закономерностями и действиями субъектов.
На позиции объективности интереса, то есть на существовании интереса вне сознания людей стоят многие исследователи. Так, Г.Е. Глезерман считает, что осознание интереса не добавляет ничего нового к его содержанию, так как оно определяется жизненными условиями, окружающими субъекта, такого же мнения придерживается современный исследователь С.В. Михайлов — «интерес не порождается сознанием, а существует в действительности в форме связи субъекта с окружающими его условиями» . Однако, с однозначностью такой позиции можно не согласиться. Трудно представить, что злоупотребление служебным положением это объективная потребность, не зависящая от сознания. Даже если интерес объективен, он отражается в сознании. А.Г. Здравомыслов и некоторые другие авторы позиционируют «осознание» в качестве субъективной стороны интереса, но во взаимодействии с его объективной стороной, то есть отмечают переходность категории в объективно-субъективную форму.
Таким, образом, социальная категория «интерес» позволяет объяснить взаимосвязь объективных и субъективных факторов, описать приемы и способы, используемые субъектами для удовлетворения своих потребностей и нужд, реализации своих стремлений в конкретных ситуациях с учетом постановки целей и выбором доступных средств их достижения. Многочисленные формулировки сводятся к разъяснению способа, как формируется социальное действие и как интересы субъектов воссоздают и преобразуют его. Категория задействована в описании воссоздания процесса социальной практики действующими субъектами, а не просто в иллюстрации личных стремлений, ориентаций, нужд и выгод . Характер применения данной категории зависит от парадигмальной позиции исследования, области социологического применения и спектра решаемых задач.
Существует широкий диапазон классификация интересов по различным основаниям, которые носят относительный характер и ориентированы на поиск закономерных связей между различными типами интересов в зависимости от аспектов их рассмотрения. В научных исследованиях можно встретить следующую классификацию интересов: по степени общности — индивидуальные
Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36
(личные), групповые, корпоративные, общественные (общие), национальные и общечеловеческие; по характеру субъектов (носителям интересов) — личности, общества, региона, государства, коалиции государств, мирового сообщества; по степени социальной значимости — жизненно важные, важные, маловажные; по сферам жизнедеятельности — в экономической сфере, во внешнеполитической сфере, внутриполитической сфере, в социальной сфере, в духовно-культурной сфере, в международной сфере, в оборонной сфере, в информационной сфере и т. д.; по продолжительности действия — постоянные долгосрочные, кратковременные; по формам сознания — на идейные (связанные с мировоззрением), политические, нравственные, эстетические; по видам деятельности — профессиональные, общественно-политические, учебно-познавательные; по степени устойчивости — на слабо-, средне-, сильно-устойчивые; по адекватности отражения — на мнимые и действительные, осознанные и неосознанные; по характеру направленности — экономические, политические, военные и т. д.; по характеру взаимодействия — совпадающие, параллельные, расходящиеся, конфронтационные (встречные).
Возвращаясь к непосредственным предметам нашего исследования, следует особо отметить категории «личных интересов» и «личной заинтересованности».
Термин «личный» означает — осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личность . Говоря о личных интересах, нужно отметить, что это системообразующая категория, так как в основе всех форм интереса лежит индивидуальный интерес, которой в каждой другой своей форме приобретает качественно новое состояние.
Личные интересы государственного служащего представляют собой совокупность интересов присущих конкретной личности с ее субъективными понятиями и потребностями. Из всего многообразия классификаций интересов присущих индивиду наиболее значимой для использования в контексте обозначенной нами проблемы будет классификация по сфере жизнедеятельности.
Личная заинтересованность в общесоциологическом аспекте соответствует общему пониманию личных интересов. Однако необходимо обратить внимание, что в словаре синонимов личная заинтересованность определяется как «жажда личной наживы», «шкурный интерес» . Из этого можно сделать вывод, что если при общей характеристике личных интересов способ их восприятия ведет к большому разнообразию оценок (то, что для одного человека имеет большую ценность, для другого может не иметь никакой ценности), то в личной заинтересованности предмет интереса явно оценен личностью как более важный. Таким образом, если говорить о личной заинтересованности как об основном факторе противоречия интересов, то в центре взаимодействия будет стоять личность государственного гражданского служащего, то есть можно говорить о ярко выраженной объектно-субъектной составляющей данной категории. Представляется, что в рамках рассмотрения конфликта интересов на государственной гражданской службе применение терминов личная заинтересованность и личный интерес являются тождественными.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Материальные интересы являются ключевой характеристикой личной заинтересованности, они, как правило, имеют объективный характер и напрямую связаны с удовлетворением возникающих потребностей. Именно материальный интерес способен вступить в противоречие со всеми субъектами взаимодействия в системе государственного управления. Материальный интерес выражается в финансовой или имущественной форме, а также имущественных правах, услугах имущественного характера, результатах выполненных работ .
Социальные интерес отражает систему социальных связей личности с различными малыми и большими социальными группами. Чем теснее они охватывают личность, тем сильнее личная заинтересованность в реализации этих интересов. В данном аспекте, прежде всего, необходимо выделить семью, так как эта группа характеризуется наиболее тесными непосредственными связями и сотрудничеством, которые образуют круг взаимной ответственности и привязанности. Еще одной группой с сильными непосредственными связями с личностью государственного служащего могут быть друзья. Однако здесь необходимо отметить, что личная заинтересованность в рассматриваемом нами контексте может возникнуть, только при условии общности их целей. Если говорить о больших социальных группах, с которыми у государственного служащего может быть общность интересов, то здесь следует выделить коллег по работе, в том числе бывших, политические и религиозные организации и.т.п.
Политические интересы — характеризуются отношением личности к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, основанном на мировоззренческих принципах, убеждениях, а также установках. Влияние политических интересов на исполнение должностных обязанностей определяется вовлеченностью государственного служащего в политические процессы и связаны как правило с набором постоянных (принятие решения связанных с поддерживаемых ими политических организаций) и ситуационных факторов (политическим интересом использовать должностное положение во время предвыборной кампании).
Основываясь на приведенных выше категориях можно соответственно разделить интересы на два типа: материальные и нематериальные. Именно такую классификацию использует независимая комиссия по противодействию коррупции (Independent commission against corruption) .
Особое внимание необходимо уделить профессиональным интересам и их взаимосвязи с другими личными интересами.
Интересы службы, служебный долг гражданского служащего определяются объемом должностных обязанностей лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов, должностного регламента и служебного контракта, заключенного им с представителем нанимателя.
Должностные обязанности возлагаются на гражданских служащих исключительно для выполнения задач и функций государственных органов в общественно полезных целях. Четкое выполнение должностных обязанностей означает достижение высокого качества служебной деятельности, высокую организованность и трудовую дисциплину, стабильно высокие результаты, успешное выполнение особо важных заданий, проявление инициативы и творческой активности, способствующих эффективному решению задач.
Профессиональные интересы напрямую связаны с интересами государственной гражданской службы и соответственно с государственными и общественными интересами. Так, Г.В. Ата-манчук приводит следующую схему взаимодействия различных субъектов: «государство — система государственных органов — государственный орган — государственная должность — государственный служащий — гражданин — общество — государство» . Ключевым элементом в данной схеме является должность государственной гражданской службы:
— является основным элементом в организационной структуре государственного управления;
— выступает объектом интереса государственного служащего, через который он реализует возможность проявления своих личностных и профессиональных качеств, социально-статусных притязаний, а также возможность удовлетворения сугубо личных интересов
— является объектом интересов государства, которое делегирует, через систему государственного управления (государственный орган) часть своих управленческих функций;
— является связующим звеном между интересами государственным служащим и государственной службой и гражданами, организациями, обслуживать которые призвано государство.
Профессиональные интересы непосредственно связаны с материальными интересами государственного гражданского служащего. Это взаимодействие выражается в получении государственным служащим денежного содержания, которое является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной деятельности, а также государственные гарантии предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе.
Следует, отметить, что одним из ключевых моментов в рассматриваемой нами сфере, является функциональная составляющая должности, то есть это не просто работа измеряемая временем, либо количеством прочитанных или подготовленных документов, а прежде всего наличие организационно-распорядительных полномочий. Многие исследователи, рассматривают субъекты интересов именно через организационную структуру государственного управления и полагают, что именно должность формирует вокруг себя все остальные субъекты интересов, соответственно носит объективный характер. Но принятие того или иного управленческого решения является субъективным фактором и стремление к личной выгоде при этом соответственно тоже. Как отмечает Е.В. Охотский: «в борьбе за удовлетворение собственных интересов, практически не действуют даже самые высокие морально-гуманистические идеалы» . Однако говорить о субъективном факторе, как основы при возникновении возможности злоупотреблений также не совсем обосновано. Двумя основными составляющими объективной и субъективной стороны этого вопроса являются распорядительные полномочия по должности и мотивация направленная на достижение результата того или иного содержания. Таким образом, интересы государственного служащего охватывают объективно-субъективные характеристики его носителя, и их разнонаправлен-ность следует отражать как личную заинтересованность государственного служащего в достижении результата определенного содержания, так и государственную заинтересованность в ожидании результата выполнения государственным служащим своих должностных функций.
Соответственно, профессиональные интересы находятся в непосредственном взаимодействии с другими личными интересами и могут оказывать существенное влияние на возможность их удовлетворения.
Рассматриваться интересы должны через призму организационно-распределительного подхода. Так, А.Г. Здравомыслов полагает, что на формирование интересов наибольшее воздействие оказывают институты и система распределения жизненных благ . Содержание интереса связано со способом распределения благ. Такой подход означает, что потребность в благе порождает интерес к способу его распределения как способу овладения предметом потребности. Если доступ к благу не ограничен или благо вообще не поступает в процесс распределения, то по отношению к нему не возникает никаких особых интересов, не возникает и противоречий между ними. Но если благо ограничено, а доступ к нему возможен лишь путем определенного (регулируемого) распределения, то возникают различные интересы -те или иные отношения к разным (разновыгодным) способам его получения .
Таким образом, личную заинтересованность можно выразить как основанное на должностных полномочиях намерение государственного служащего в получении дополнительной возможности увеличения роста объема потребления материальных и нематериальных благ самим государственным служащим, членами его семьи или другой близкой ему социальной группы.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Н Серия Философия. Социология. Право. 15д
ИЩР 2016. № 10 (231). Выпуск 36
Анализ терминов «личный интерес» и «личная заинтересованность» в контексте рассмотрения конфликта интересов на государственной гражданской службе позволяет говорить об их тождественности и возможности однозначного применения в данном проблемном поле.
Список литературы References
4. Большой толковый социологический словарь. . URL: http://slovari.299.ru/oj.php. (дата обращения: 28.01.2016).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
6. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. — М., 1998. — 672 с.
Russian sociological encyclopedia] / under the General editorship of G. V. Osipov. — M., 1998. — 672 p.
(in Russian)
9. Глезерман, Г.Е. Интерес как социологическая категория / Г.Е. Глезерман // Вопросы философии 1966. — № 10. — С. 15-26.
Glezerman, G. E. Interest as a sociological category / G. E. Glezerman // Questions of philosophy 1966.
— No. 10. — S. 15-26. (in Russian)
Grishina, N. In. Psychology of conflict / N. In. Grishina. — Ed. 2nd, Rev. and extra — SPb.: Peter, 2008.
— 544 p.: ill. — (Series «Master of psychology»). (in Russian)
12. Дедов, Д.И. Конфликт интересов / Д.И. Дедов. — М.: Волтерс Клувер, 2004. — 272 с.
Dedov, I. D. Conflict of interest / D. I. Dedov. — M.: Walters Kluver, 2004. — 272. (in Russian)
15. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. — М.: Аспект Пресс, 1996. —
261 с.
Zdravomyslov A. G. Sociology of the conflict / A. G. Zdravomyslov. — M.: Aspect Press, 1996. — 261 p. (in Russian)
18. Михайлов, С.В. Категория интереса в российском гражданском праве / С.В. Михайлов. -М: «Статут», 2002. — 205 с.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Mikhailov, V. S. Category of interest in the Russian civil law / S. V. Mikhailov. — M: «Statute», 2002. — 205 p. (in Russian)
19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. . URL: http://slovari.299.ru/oj.php. (дата обращения: 20.02.2016).
21. Тришин, В.Н. Словарь синонимов. . URL: http://slovari.299.ru/oj.php (дата обращения: 26.02.2016).
Под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность государственного служащего влияет (или может повлиять) на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает (или может возникнуть) противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда таким правам и интересам.
К основным причинам конфликта интересов можно отнести нарушение основных принципов государственной службы, невыполнение первостепенных обязанностей гражданского служащего, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей, несоблюдение при их исполнении прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства, несоблюдение действующего законодательства, нарушение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, в том числе установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», несоблюдение основных требований к служебному поведению гражданского служащего, различные социальные притязания и предпочтения, ценностные установки, дисбаланс между материальными возможностями и финансовыми ожиданиями, между профессиональным уровнем и должностным положением отдельных служащих.
Крайне важно в целях недопущения отрицательных последствий выявить конфликт интересов на ранних стадиях его возникновения и развития. Выявление конфликтной ситуации может производиться путем анализа заявлений служащего об обращении к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, рассмотрения сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственным служащим, уведомлений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, служебных записок, обращений граждан и организаций, в том числе в электронном виде, публикаций в средствах массовой информации.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрел несколько способов урегулирования конфликта интересов на государственной службе — изменение должностного или служебного положения являющегося стороной конфликта интересов государственного служащего, вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей; отказ такого служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов; отвод (самоотвод) государственного служащего в установленных действующим законодательством случаях и порядке. К сожалению, указанные способы не способствуют полноценной профилактике и предупреждению конфликта интересов на государственной службе.
Следующий способ урегулирования конфликта интересов состоит в добровольном отказе государственного служащего от явившейся причиной возникновения конфликта интересов выгоды. Однако понятие выгоды ни в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ни в Федеральном законе «О противодействии коррупции» не раскрыто. Очевидно, что под выгодой можно понимать получение государственным служащим льгот или преимуществ, связанных с использованием его должностного статуса.
Очевидно, что возможностей для эффективного урегулирования конфликта интересов на государственной службе недостаточно, в связи с чем в качестве дополнительных организационных способов его разрешения можно предложить осуществление временного делегирования каких-либо полномочий государственного служащего, в отношении которого производятся мероприятия по урегулированию конфликта интересов, другому служащему; постоянное или временное отстранение государственного служащего от выполнения функций, в результате осуществления которых возник или может возникнуть конфликт интересов (в частности, посредством изменения его должностного регламента, отстранения от участия в комиссиях, рабочих группах, иных коллегиальных органах); ограничение на время урегулирования конфликтной ситуации допуска государственного служащего к соответствующим сведениям, если исполнение служебных обязанностей связано с их использованием; дополнительное изучение решений и действий государственного служащего; усиление контроля за исполнением государственным служащим должностных обязанностей в конфликтной ситуации; увольнение государственного служащего с государственной службы по собственному желанию в целях сохранения его личных интересов, либо отказ от выполнения иной оплачиваемой работы в целях сохранения должности государственной службы.
Способы, формы и методы урегулирования конфликта в каждом конкретном случае зависят от характера и степени его обострения, вида государственной службы, полномочий, функций и направлений деятельности органа государственной власти, служебного положения и должностных обязанностей государственного служащего. Также в условиях конфликтной ситуации необходимо проведение обязательной последующей оценки эффективности урегулирования конфликта интересов в целях исключения ситуации, которая может спровоцировать его повторение.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» установил прямую обязанность государственных служащих представлять непосредственному руководителю уведомление в письменном виде о возможности возникновения или возникновении конфликта интересов, как только служащему станет известно об этом. Отрицательным моментом при таких обстоятельствах является то, что в условиях отсутствия законодательно закрепленного перечня типовых конфликтных ситуаций первоначальная субъективная оценка потенциально конфликтных действий и решений возложена непосредственно на государственного служащего — субъекта конфликта интересов.