Личностные особенности

Личностные особенности

Фильм «Кавказская пленница»

Ситуация одна и та же, реакции разные. Это личностные особенности героев, у Моргунова — еще и физические…

​​​​​​​​​​​​​​Личностные особенности — внутренние и глубинные особенности людей. К личностным особенностям относят те внутренние особенности, которые кажутся более глубокими, глубинными, стабильные (долговременные) и влияющими на все другие особенности человека. Личностные особенности — это не только и не столько способности, темперамент, психологический характер и рисунок тела, сколько мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность.

Если у человека есть стремление и воля, он разовьет в себе нужные способности, изменит свой темперамент и сформирует нужный характер. Личностные особенности позволяют менять психологические особенности.

Напоминаем

Личностное имеет смысл отличать от психологического, см.→

Психологические особенности — особенности людей, обусловленные их внутренним: внутренним миром и внутренним состоянием. Это обнаруживаемые человеком способности, наличный темперамент в той или иной ситуации, сложившийся характер и рисунок тела — в той мере, в какой они формируются чем-то более глубинным в человеке.

Личные качества успешного человека

Для того чтобы стать богатым человеком, важно не только уметь совершать выгодные сделки, но и иметь в своем арсенале набор определенных личностных качеств, которые способствуют достижению успеха.

Оптимизм. Для того чтобы стать богатым человеком, следует развивать в себе оптимистическое восприятие мира, учиться радоваться жизни и испытывать благодарность за каждую свою победу.

Целеустремленность. Надо помнить, что сами собой дела не делаются, а потому логично, что успех не приходит к тем, кто ничего не делает. Умение двигаться к своей цели, несмотря на возникающие препятствия и неожиданности, — важная составляющая успеха.

Энергичность. Высокая энергия и энтузиазм — качества, которые необходимы успешному человеку. Они движут вас вперед. А если у вас недостаточно жизненных сил, то о каком богатстве может идти речь? Займитесь своим здоровьем.

Уверенность в себе. Только уверенность в себе, сформированная во время достижения каких-либо целей, позволит вам достигнуть намеченных высот. Если вы сами сомневаетесь в себе, в своих возможностях и своих силах, то можете забыть о том, что такое успех. Поэтому избавляйтесь от неуверенности и комплексов, которые мешают вам в развитии. И не стесняйтесь пользоваться услугами профессионального психолога.

Самостоятельность, ответственность. Именно эти качества дают возможность творить, создавать новое, намечать новые вершины, которые вам еще предстоит покорить, и при этом подсказывают, какую черту пересекать не следует. Люди, которые развили в себе ответственность — настоящие лидеры. Они ни на кого не надеются, никого не обвиняют, они понимают, что все, что происходит в их жизни, это всего лишь сумма их действий.

Раньше я надеялся на то, что мне кто-то поможет в жизни стать успешнее, богаче. И когда я понял, что никто этого делать не станет, то взял жизнь и судьбу в свои руки. Однажды я сказал себе, что сделаю свою жизнь историей успеха, и взял всю ответственность на себя. После этого стали происходить удивительные вещи, каждый успех был моей заслугой, а каждую ошибку я воспринимал как урок. В результате жизнь моя начала становиться успешнее и богаче.

Стратегическое мышление. Больший успех в бизнесе обеспечен человеку, который может рассчитывать свои действия на несколько шагов вперед и осознает, какие последствия могут иметь его те или иные действия. Те же, кто действует наобум или ждет того, что успех придет к ним сам по себе, обречены на неудачи.

Желание расширять свои возможности. Давно известно, что люди, которые замыкаются в одном деле, обречены на поражение. Те же, кто стремится к расширению возможностей, движутся далее даже в тех случаях, когда уже достигли солидных высот, никогда не перестанут побеждать. Помните, что границ у совершенства попросту не существует.

Забота о здоровье. Думаю, что каждому понятно и без объяснения, что лучше остаться без копейки на улице, чем сидя на чемодане набитым деньгами, получить от доктора известие, что жить осталось недолго. Плохо то, что многие задумываются о ценности собственного здоровья уже тогда, когда теряют его. Следует помнить, что счастье в жизни и успех в жизни в полной мере приходит лишь к тем, кто ведет здоровый образ жизни и любит физическую активность.

Креативность, творческий подход к делу. Это черта характера — умение сделать привычное и обыденное новым, интересным. Многим задачам находится простое решение, если на них взглянуть с нестандартной точки зрения.

Умение рисковать. Если вы боитесь неудач и избегаете риска, то это не сделает вас богатым. В то же время не следует принимать необдуманных решений. Доверяйте своей интуиции и, прежде чем пойти на риск, взвесьте все «за» и «против». А дальше, если вы решили рискнуть, то делайте это легко, без страха и сожаления, не боясь трудностей и напряженной работы.

Необходимо неустанно заниматься самосовершенствованием, а это — тяжелейшая задача. Человек, идущий к своей цели, должен обладать несгибаемой волей и воспринимать ошибки как уроки, дающие новый опыт.

Если вы не обладаете какими-то из перечисленных выше качеств характера, то можете компенсировать этот недостаток привлечением к работе специалистов, советников, стратегов, аналитиков, организаторов — всех тех, в чьей помощи вы нуждаетесь. Человеку, обладающему многими из перечисленных выше качеств и имеющему подобрать надежных единомышленников, успех гарантирован.

Пятое правило: «Сила воли и характера — необходимое условие для успеха».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

УДК 159.9.07 Д.Л. Прокопьев

Курганский государственный университет

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЕДИНОБОРСТВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема проявления личностных особенностей у спортсменов-любителей, тех, кто не занимается спортом, и людей, профессионально занимающихся спортивной подготовкой.

Ключевые слова: воля, единоборство, личность, психологическая устойчивость, решительность, спорт, спортсмен, тренировка, характер, целеустремленность.

D.L. Prokopyev Kurgan State University

PERSONALITY CHARACTERISTICS OF SUBJECTS ENGAGED IN DIFFERENT TYPES OF COMBAT SPORT

В настоящее время подготовке спортсменов уделяется достаточно большое внимание. В процессе воспитания волевых качеств основную роль играет преодоление постепенно возрастающих трудностей в тренировочных занятиях и соревнованиях. Это заставляет проявлять настойчивость, упорство, целеустремленность, волю к победе, создает уверенность в своих силах. В сегодняшнем обществе наблюдаются серьезные проблемы в формировании волевых качеств личности, особенно у молодежи, поэтому важно знать, как использование физкультуры и спорта может помочь в этом процессе . В нашем исследовании мы попытались выяснить, как разные виды единоборств влияют на развитие волевых качеств и психической устойчивости личности.

Тренировочный процесс приобретает особую актуальность в развитии личности в целом, так как предусматривает воспитание морально-волевых качеств, а также психическую устойчивость личности.

Спортсмен должен обладать сильным характером и твердой волей.

Волевая подготовка является одним из важнейших моментов в занятиях спортом и физической культурой. Особое значение в процессе занятий спортом и ФК, нужно уделять развитию волевых качеств ученика и спортсмена, так как любые спортивные достижения это, в первую очередь, результат усилия воли.

Целью исследования является выявление личностных особенностей у спортсменов-любителей, тех, кто не занимается спортом, и людей, профессионально занимающихся спортивной подготовкой.

Мы предположили, что можно выявить специфические особенности развития личностных качеств у людей, занимающихся различными видами единоборств.

В частности, систематические занятия спортом способствуют развитию волевых качеств личности.

Одной из существенных характеристик в структуре личности, которая выступает как важнейшая составляющая личностной активности, является волевая регуляция личности. Проблема воли и волевой активности всегда была актуальной в психологии. Она так или иначе решалась представителями разных психологических теорий и направлений. В отечественной психологии эта проблема достаточно широко исследована А.Ф. Лазурским, С.Л. Рубинштейном, В.И. Селивановым, Н.Д. Левитовым, Е.П. Ильиным.

Большинство авторов (В.В. Никандров) рассматривают волевую активность как способность человека к выбору цели деятельности и внутренних усилий, необходимых для ее осуществления, как способность властвовать над собой, сознательно регулировать свое поведение, творчески решать стоящие задачи. В научной литературе достаточно широко рассмотрен вопрос о содержании волевой активности, формах волевой активности. Известно, что волевая активность в значительной степени определяется теми качествами личности, которые лежат в ее основе. К их числу относятся инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость .

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов, включающий теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, включающий блок методик, количественный и качественный анализ полученных результатов, в том числе методы математической статистики для обработки экспериментальных данных: метод корреляционного анализа по Пирсону и определение значимости различий по Стьюденту.

Исследования проводилось на базе спорткомплексов «Зауралец», «Олимпиец» и спортзала Курганского технологического колледжа. Респондентами выступили 100 человек, занимающихся различными видами единоборств, в возрасте от 18 до 40 лет.

По методике Михаила Владиславовича Чумаков «Волевые качества личности» мы видим, что

ВЕСТНИК КГУ, 2014. №1

группы самбо и рукопашного боя имеют схожие показатели (выше среднего), незначительно отличающиеся друг от друга.

Эти группы также можно охарактеризовать как решительные, не склонные к сомнениям при осуществлении задуманного, но иногда быстрота принятия решения может быть вызвана импульсивно.

По выдержке об этих группах можно сказать, что они умеют контролировать свои эмоции, хорошо переносят нагрузки, умеют управлять собой, своим состоянием.

По целеустремленности и энергичности эти две группы, как и группа людей, не занимающихся единоборствами, имеют средние значения, практически не отличающиеся друг от друга, и характеризуются как люди с осознанными жизненными целями, но испытывающими сложности в стрессовых ситуациях, когда нет объективной возможности реализации цели.

Группа людей, не занимающихся единоборствами, по этой методике получила средние значения и, как результат, недостаточно решительна, часто решения принимаются после колебаний и не обладают достаточной устойчивостью. По выдержке им не всегда хватает самообладания, им трудно быть сдержанными. Опросник межличностного взаимодействия Т. Лири позволил нам выявить преобладающий тип отношения к людям в самооценке.

Ведущим типом межличностного взаимодействия у групп самбо, рукопашного боя является «До-минантный-лидирующий». Т.е. люди, систематически занимающиеся спортом, достаточно оптимистичны, экстравертированны, с быстрой реакцией, высокой степенью активности, быстро принимающие решения, ориентированные на собственное мнение. Выражена мотивация к достижению успеха, умеют воздействовать на свое окружение, имеют повышенный уровень притязаний.

У группы людей, не занимающихся единоборствами, с незначительным перевесом ведущим типом является «Ответственный-великодушный».

Проведенное нами ранее исследование показало, что доминирующими ценностными ориентация-ми студентов, не занимающихся спортом и обучающихся на гуманитарных специальностях, также являются ответственность, инициативность, забота о ближних и другие .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определена потребность соответствовать социальным нормам поведения, склонность к гармонии межличностных отношений. Эмоциональная вовлеченность носит поверхностный характер, они легко принимают разные социальные роли, коммуникабельны, доброжелательны.

Основным назначением методики Психологической устойчивости личности является определение степени личностной устойчивости, способности субъекта противостоять различным жизненным трудностям.

По данной методике все группы получили достаточно высокие значения, однако мы выявили значимые различия между группой рукопашного боя и людьми, не занимающимися спортом.

Чтобы посмотреть специфичность взаимосвязей личностных особенностей и видов спорта, мы провели корреляционный анализ и выяснили, что в группе самбо самостоятельность обратно коррелирует с типом «Доминантный-лидирующий».

В группе рукопашного боя выявлена связь между инициативностью и типом «Доминантно-лидирующий».

У группы людей, не занимающихся единоборствами, ответственность, как и энергичность, коррелирует обратной связью с типом «Недоверчивый-скептичный», самостоятельность связана отрицательной связью с психической устойчивостью личности, а настойчивость прямой связью.

Таким образом, наша гипотеза полностью подтвердилась, мы можем сформулировать следующие выводы:

1 Группы людей, систематически занимающиеся такими видами спорта, как самбо и рукопашный бой, получили показатели выше среднего, что говорит о достаточно высоком уровне сформированнос-ти волевых качеств. Их можно охарактеризовать как решительных, не склонных к сомнениям при осуществлении задуманного, но принятие решения может быть импульсивным.

2 Группа «Обычные люди» получила средние показатели по всем методикам. Выражена потребность в поведении в соответствии с социальными нормами, выявлена взаимосвязь волевых качеств с психологической устойчивостью.

Список литературы

1 Никандров В.В. Систематизация волевых свойств

человека // Вестник СПбУ. 1995. №3.

2 Прокопьев Д.Л. Ценностные ориентации студентов,

обучающихся на гуманитарных специальностях // Вестник КГУ. 2013. № 1 (28).

3 Чумаков М.В. Эмоциональные аспекты волевой регуля-

ции: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. унта, 2005. 168 с.

4 Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятель-

ности как интегральный процесс // Вестник КГУ. 2008. № 2(12).

УДК 154.2

Р.В. Сидоров, A.M. Бонькин

Курганский государственный университет

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОЖИДАЕМОГО СТРЕССА

Аннотация. В статье обоснована необходимость изучения механизма стресса с целью нахождения конкретных приемов правильного построения линии поведения человека. Представлены результаты исследования возможностей мобилизации человека в экстремальных условиях, объектом которого являются спортсмены-парашютисты. Изложе-

СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, психология, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 6

Рассмотрим вкратце основные компоненты стиля поведения и деятельности человека, характеризующие психологический портрет личности, исходя из основной идеи психологии управления: плохо относиться к человеку — невыгодно.

На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является, на наш взгляд, одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить успешность управления персоналом.

Приведем некоторые положения, определяющие психологический портрет личности, исходя из основной идеи психологии управления: плохо относиться к человеку — невыгодно.

При решении проблем управления персоналом следует учитывать, что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей:

  1. С ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке.
  2. С ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями.
  3. С ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической структуре.

Первый тип людей лучше работает при принятии решений, второй — при их реализации в рамках имеющихся структур, третий — в качестве генераторов идей.

Каждому руководителю важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества.

Академик Б. Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности.

В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:

  1. Темперамент.
  2. Характер.
  3. Способности.
  4. Направленность.
  5. Интеллектуальность.
  6. Эмоциональность.
  7. Волевые качества.
  8. Умение общаться.
  9. Самооценка.
  10. Уровень самоконтроля.
  11. Способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

Рассмотрим вкратце основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности.

Темперамент

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V–IV в. до н. э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова «желчь», сангвинический — от слова «кровь», флегматический — слизь и меланхолический — черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой».

Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению.

Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Типы темпераментов:

  1. Сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот).
  2. Холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением).
  3. Флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы.
  4. Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход исходя из определенных психологических принципов:

  1. «Доверяй, но проверяй». Это подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы; жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность — и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.
  2. «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику. Принцип опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности — и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.
  3. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность — и минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.
  4. «Не навреди». Это девиз меланхолика, который имеет плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию — и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

В действительности трудно встретить человека, полностью отвечающего определенному типу темперамента, наблюдается доминанта одного из них.

Чисто формально, без учета специфики каждой индивидуальности, при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику — с флегматиком.

Если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг; если вы флегматик, то за вами, «как за каменной стеной», могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, так как вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже нужно людям в нашей жизни.

Характер

Характер (греч. — «чеканка», «отпечаток») есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера.

Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

  1. К труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность).
  2. К другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм).
  3. К самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им — самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм).
  4. К вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или, напротив, скупость и т. п.)

Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей.

Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

Карл Леонгард выделил 4 типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — более сильно, чем они их переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека.

Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д.

Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность, — невинная жертва, человек, которого нс оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр., либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке.

При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником — благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

Противоположностью демонстративному является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия.

Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязные ли руки и пр., если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение.

Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов — словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.

Следующий тип характера — застревающий. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов) ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы.

Свои успехи застревающий человек переживает так же достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».

У возбудимых личностей так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

Способности

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т. д.

Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности.

К общим способностям относятся:

  • готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;
  • черты характера — внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;
  • развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др.

Направленность

В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя. Одного человека может устроить удовлетворение только физиологических потребностей и обеспечение безопасности существования.

Другим, кроме этих потребностей, весьма важно удовлетворение социальных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации творческих способностей. Задача менеджера и психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов.

Интеллектуальность

Советский психолог С. Л. Pубинштeйн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях — как символ обучения человека всему новому.

Французский психолог Жан Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение.

Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности, и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.

Интеллект можно определить также как общую способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер).

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому нужно не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект и на словах, и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.

Эмоциональность

Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции.

Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.

Управлять эмоциями просто необходимо, во-первых, для здоровья, во-вторых, из честолюбия. Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен, Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.

Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только как реакция на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства — устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

Настроения — длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс — неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие — холод, усталость, боль, унижение и т. д.

Умение общаться

Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.

Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая (смысловая) сторона общения. Эта передача влияет на поведение человека, действия и поступки, состояние и организованность его внутреннего мира. В целом можно выделить информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.

Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.)

Виды общения: общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды относятся к непосредственному общению.

Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела).

Типы общения: функционально-ролевое (начальник — подчиненный, учитель — ученик, продавец — покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием — доверяет пациент).

Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, мотивационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.

Самооценка

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

Раис Фaтxутдинoв

Одна из моих любимейших тем – личностный рост и развитие, давайте плясать от печки, а именно начнем с того, что же можно считать этим ростом и развитием взрослого человека с высшим (и не одним) образованием и куда нам можно (и стоит) расти и развиваться.
Ошибочное мнение, что просто получение новой информации — чтение книг, слушание лекций — можно считать единственным способом развития. Это убеждение родилось у нас в результате школьного обучения и укоренилось в сознании, вызывая стойкий токсикоз, как и слово «развитие» тоже.
Получение новой информации, какой бы эта информация ни была, остается только пассивным процессом. Развитие и рост – процесс активный. Безусловно, он может сопровождаться и получением новой информации, а может и не сопровождаться таковой. Иногда на тренинге я слышу от участников такую фразу:
— Я не услышал ничего нового…
Я не обижаюсь на это. Наоборот, я понимаю, что я говорила с ними на русском языке, они понимали меня, а я их. Это очень важно – понимать друг друга. Обычно после первой фразы идет следующая:
-… Но все, что я знал до этого, теперь разложилось, расставилось по местам. Структурировалось.
И я внутренне ликую. Это мой звездный час. Это – то, чего я хотела бы больше всего. Осознанному отношению к своему делу, профессии, жизни вообще, наконец. Вот это первые росточки процесса, называемого личностный рост. Личностный рост всегда начинается как профессиональный. Обидно, когда он только им и заканчивается. Тогда получается очень хороший профессионал и очень неудобный человек для работы в команде.
Не всегда, ох, как не всегда наше личностное развитие идет ровно и гладко. Однажды я вела занятия по взаимодействию с клиентом для монтажников металлопластиковых окон. Группа сугубо мужская. Простые ребята, простые запросы – как больше заработать. А тут я со своим невербальным поведением и деловым этикетом. Когда дошли до взаимодействия с клиентами, один парень разошелся не на шутку. Он орал, что я ничего не понимаю, что все клиенты – конченные козлы, и это был самый, так сказать, литературный эпитет. Группе это явно не нравилось, но они предпочитали отмалчиваться. Не скоро мне удалось его успокоить. Он продолжал буйствовать и на следующем занятии, пытаясь убедить меня, что мои методы с его клиентами не работают.
Через полгода я пришла к руководителю компании, и он взахлеб начал рассказывать мне, какой прекрасный у него работник. «Прекрасным» работником оказался мой смутьян. Честно скажу, в первый момент я подумала, что ослышалась, во второй – что это собственные розовые очки руководителя компании. Но шло время, а очки у него как-то не снимались.
В прошлом году я вела у них тимбилдинг и снова встретилась лицом к лицу с моим буйным оппонентом. Когда все мероприятие закончилось, он подошел ко мне с хитрой улыбкой, поздоровался лично и говорит:
— Вы меня помните?
Я совершенно искренне призналась, что такого человека я не забуду никогда. Заодно заметила, что он здорово изменился. На что он мне ответил:
— Так это ж все вы. Что-то я понял еще тогда, когда спорил с вами. Что-то пришло постепенно, где-то в течение полугода. Но я сам вижу – я изменился.
Пока я реально сидела в шоке, он продолжал рассказывать мне про свои успехи, и я уже не знала, что мне делать – удивляться или радоваться.
Это для меня стало отличным примером личного роста и развития. Человек все и до меня отлично знал в своей профессии – как ставить окна и конструкции. Но наши занятия дали ему какой-то толчок, и он пошел дальше. Сам.
А зовут его Сергей Заволокин. И если он когда-нибудь (мало ли?) прочтет мой ЖЖ, я хочу, чтобы он знал – я его помню и люблю!
Метки: мемуары, обучение. тренинг, развитие личности, рост

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *