Лидер и менеджер

Лидер и менеджер

Оглавление Введение …………………………………………………………………………..3 Глава1. Менеджер как лидер, авторитет и начальник………………………….5 1.1.Уровни руководства…………………………………………………………..5 1.2.Менеджмент и лидерство…………………………………………………….8 1.2.1.Лидер………………………………………………………………………..9 1.2.2.Авторитет менеджера………………………………………..……………10 1.2.3. Формирование авторитета менеджера в коллективе……………………13 Глава 2. Топ-менеджер — высшая ступень в карьере…………………………17 2.1. Критерии определения топ-менеджера……………………………………19 2.2. Методика проведения рейтинга «Лучший топ-менеджер России 2013″………………………………………………………………………………22 2.3. Итоги рейтинга………………………………………………………………23 Заключение ………………………………………………………………………28 Список литературы………………………………………………………………33 Приложение………………………………………………………………………35 Введение

Менеджмент (англ. management) означает управление в дословном переводе (равно как и заведование, и руководство и администрирование). Согласно определению, принятому на Западе, менеджмент – это управление особой системой – человеком. Говоря об управлении человеком, мы подразумеваем управление его поведением. Менеджмент – это целенаправленное воздействие на поведение другого человека с целью достижения результатов посредством его усилий. Именно этим и должен, по сути, заниматься менеджер: таким образом организовывать работу своих подчиненных, чтобы достигать необходимого результата с помощью их усилий. Нередко менеджеры занимаются совсем не этим – они сами выполняют работу. Почему? Потому что ошибочно полагают, что менеджер – это не тот, кто умеет руководить, а тот, кто является более квалифицированным специалистом, чем его подчиненные. Актуальность работы состоит в том, что важнейшим моментом в процессе руководства деятельности является умение так организовать людей, чтобы направить их деятельность на достижение целей, которые стоят перед организацией. Для этого менеджер должен обладать определенными личными качествами, ему необходимо иметь реальную власть, способную организовать работу людей именно на таком уровне, который необходим для достижения конкретной цели, а также у менеджера должен иметься определенный авторитет среди подчиненных. Цель работы является исследование личности, власти и авторитета современного менеджера. Задачи: — рассмотреть сущность и функции менеджмента; — охарактеризовать профессионально важные качества личности менеджера; — рассмотреть влияние и авторитет современного менеджера. Объекты исследования — личность, власть и авторитет современного менеджера. Предмет исследования: экономические отношения, которые возникают в процессе осуществления управленческой деятельности и связанные с личностными качествами, властными полномочиями и авторитете менеджера среди других членов коллектива. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы , заключение и список литературы.

Заключение

Менеджер – это высококвалифицированный специалист организации в области управления производством, обеспечивающий организацию и руководство действиями управленческого персонала по достижению поставленных целей. Но, чтобы руководить, необходимо влиять, чтобы влиять, нужно обладать властью, а чтобы обладать властью, необходимо иметь возможность контроля над чем-то важным для подчиненного. В этом случае возникает зависимость подчиненного от руководителя, которая и заставляет его действовать так, как нужно руководителю. Обычно власть основана на потребностях исполнителя и имеет разные формы. Итак, чтобы руководить, необходимо влиять, чтобы влиять, нужно обладать властью, а чтобы обладать властью, необходимо иметь возможность контроля над чем-то важным для подчиненного. В этом случае возникает зависимость подчиненного от руководителя, которая и заставляет его действовать так, как нужно руководителю. Обычно власть основана на потребностях исполнителя и имеет разные формы. Различают шесть наиболее распространенных форм власти менеджера над подчиненными: — законная власть; — власть, основанная на принуждении; — власть, основанная на вознаграждении; — экспертная власть, эталонная власть и харизма. Законная власть основывается на убеждении подчиненного в праве менеджера давать указания, которые он обязан исполнить. Этой властью, которую называют традиционной, обладает каждый менеджер, поскольку она вытекает из иерархичной структуры построения организации и подчиненный повинуется руководителю только потому, что тот стоит на более высокой ступеньке служебной иерархии. Власть, основанная на принуждении, распространена во многих организациях. Суть ее в наличии у менеджера методов наказания подчиненного, которые могут воспрепятствовать удовлетворению определенных существенных потребностей работника или причинить ему другие неприятности. Принуждение(экономическое, социальное, политическое, физическое) рассматривают как форму воздействия на человека, группу людей или общество, которое характеризуется высоким уровнем давления. Связано оно с применением силы или угрозой ее применения. Принуждение значительно увеличивает вероятность возникновения конфликта. Власть, основанная на вознаграждении, – в центре набора рычагов влияния на работника стоит вознаграждение, то есть возможность удовлетворения его насущных потребностей. Экспертная власть основывается на традициях и убеждении подчиненных в наличии у менеджера специальных знаний, которые позволят ему удовлетворить существенные потребности подчиненных. Эталонная власть – власть примера. Суть ее в том, что личностные качества менеджера настолько привлекательны для подчиненного, что он стремится приобрести такие же качества, выполняя поручения менеджера. Харизма – власть, основанная не на логике или силе традиций, а на личностных качествах и способностях лидера (харизма – «благодать” божья). Современное управленческое мышление требует, чтобы руководство людьми осуществляли не формальные руководители, а лидеры, которые пользуются в коллективе неформальным авторитетом. Влияние лидеров проявляется в изменении настроений, формировании желаний и представлений о целях деятельности. Только лидер может добиться от других, чтобы они делали то, что он хочет, и делали это с удовольствием. Именно лидер отвечает за создание и соблюдение корпоративной культуры, того комплекса разделяемых командой убеждений, ценностей, позиций и ожиданий, которые касаются надлежащих норм поведения. Лидер – член группы, за которым признано право принимать ответственные решения в важных ситуациях. Это наиболее авторитетная личность, которая реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании отношений внутри группы. Изучение природы лидерства показывает, что лидер, как правило, имеет ряд четко выраженных качеств: – образ жизни лидера тесно объединяет карьеру и личную жизнь; – лидер никогда не останавливается в своем развитии. Способности, талант, честолюбие и знания стимулируют его к дальнейшему развитию и совершенствованию; – лидер видит свое истинное призвание в применении имеющихся способностей и приобретенных знаний, навыков, ума, таланта как способа самореализации именно в управлении другими людьми; – лидер – это оптимист, он всегда охотно слушает людей и их идеи, поскольку, в отличие от пессимиста, настроен на получение хороших вестей и считает, что люди в большинстве своем готовы прийти на помощь, стремятся к созиданию, обладают творческим началом; – лидер любит людей, заботится о своих сотрудниках, интересуется их делами, всегда доступен подчиненным; – лидер – честолюбивый, уверенный в себе и смелый человек, ищущий новые способы действий, не боящийся экспериментировать; – лидер всегда готов принять решение, даже в условиях недостаточности информации (риск), когда сознает, что решение может быть ошибочным; – лидер честен, справедлив, тактичен и внимателен к сотрудникам. Истинный лидер на практике реализует то, что основатель Си-Эн-Эн Тед Тернер сформулировал в виде лозунга: «Либо веди за собой, либо иди следом, либо уйди с дороги”. Основная задача лидера – помогать другим в поиске проблем, требующих решения, в формировании целей и задач коллективной деятельности. В такой ситуации функция контроля меняется на функцию координации. Лидер концентрируется на поиске необходимых ресурсов для обеспечения работы и путей согласования разнообразных, нередко противоположных интересов своих работников. Феномен лидерства основывается на авторитете менеджера. Авторитет – это уважение, оценка и признание руководителя подчиненными. Использование менеджером формальных полномочий, не опирающихся на их признание со стороны подчиненных, нередко сводится к принуждению с помощью угрозы возможных санкций. Такое положение может привести к потере авторитета. Различают три категории авторитета: – формальный (официальный) авторитет менеджера определяется его должностью, вытекает из его прав распоряжаться подчиненными, давать им указания, требовать их исполнения, контролировать и стимулировать их работу; – личностный авторитет определяется комплексом личностных качеств менеджера как человека: смелость, решительность, терпимость, человечность, справедливость, честность, оптимизм, широта взглядов, этичность, интеллигентность; – полный (реальный) авторитет – авторитет лидера проявляется при наличии у менеджера формального и личностного авторитета и зависит от результатов его деятельности, его деловых, нравственно-этических качеств, опыта работы, профессионализма. И в заключение — менеджер, который не стал лидером среди подчиненных, не пользуется у них реальным авторитетом, не может рассчитывать на достижение высоких производственных и личных результатов.

Список литературы

Понятия «лидерства» и «менеджмента» отнюдь не всегда тождественны, но суть различия их многие люди представляют себе не совсем правильно. В лидерстве нет мистического или загадочного, он не является привилегией узкого круга избранных.

Можно сказать, что лидерство и менеджмент в компании — две дополняющие друг друга отдельные системы действий. Каждая из них имеет свои функции и характерные для нее типы деятельности.

Лидерство — дополнение к менеджменту

Лидерство не заменяет менеджмента, а служит дополнением к нему. Но, развивая в своих сотрудниках способности лидера, руководителю компании не следует забывать, что сильный лидер, но слабый менеджер — совсем не лучше, чем наоборот.

Само собой, не каждый человек способен быть одновременно классным лидером и компетентным менеджером. У отдельных людей есть настоящий талант к управлению, но лидерских качеств не хватает. Некоторые имеют явные лидерские задатки, но по стать эффективными менеджерами различным причинам не способны.

Но когда дело доходит до подготовки специалистов на высшую руководящую должность, глава компании откровенно игнорирует предупреждения психологов в части того, что одновременно быть лидером и менеджером человек не способен. Они часто стараются воспитать лидера и менеджера в одном лице.

Если организация в современных условиях хочет добиваться успеха, ей необходимы как менеджеры, так и лидеры. Но крупнейшие корпорации сегодня, похоже, околдованы в основном «секретами эффективного менеджмента». Увлечение это приводит к широкому распространению личностей менеджерского типа, которые ценят и стремятся сохранить формальную, устойчивую схему производственного процесса. Правила поведения менеджера предписывают отдавать большее предпочтение коллективному руководству, а риска следует избегать.

Такой же однобокий перекос в сторону менеджмента не способствует появлению настоящих лидеров в организациях: как может развиваться в подобной обезличенной среде предпринимательский дух? Для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «лидерского» типа личности, важно прежде всего обеспечить потенциальному лидеру возможность тесно общаться с наставниками.

Современным компаниям следует искать способы обучать грамотных менеджеров и одновременно взращивать талантливых лидеров. Без наличия крепкой организационной структуры даже лидер с самой блестящей идеей окажется не у дел. Он будет работать вхолостую, лишь обманывая ожидания коллег и не добиваясь никакого заметного результата. Но значительна и другая предпосылка: предпринимательская культура, сформировавшаяся, когда у руля организации находится истинный лидер. А если ее нет, то даже компании с безукоризненной структурой управления угрожает застой и утрата конкурентоспособности.

Разница между лидерством и менеджментом

Рассмотрим простую аналогию с военной организацией: чтобы армия находилась в мирное время в нормальном состоянии, обычно, достаточно грамотного выполнения менеджерских и административных функций на всех ступенях ее иерархии. Лидерами должны быть только ее высшие руководители. Но во время войны армии необходимы истинные лидеры на каждом уровне командования. Никто не придумал еще, как заставлять людей рваться в бой с помощью административных методов; для этого нужен тот, кто воодушевит и поведет за собой солдат. Эти характерные функции менеджмента и лидерства — управление сложной структурой и, соответственно, выживание в условиях быстро изменяющейся обстановки — определяют и специфические виды деятельности для них.

Менеджмент в компаниях состоит из формальных управленческих процедур и методов. При отсутствии грамотного менеджмента хаос может охватить сложные предприятия так, что само их существование поставит под угрозу. Умелый менеджмент вносит известную долю последовательности и упорядоченности в основные показатели деятельности компании.

Если говорить о лидерстве, то оно, прежде всего, связано с умениями достойно справляться с переменами. В последнее время лидерство приобрело особенное значение. Это объясняется отчасти тем, что современный деловой мир отличает крайне жесткая конкуренция и повышенная изменчивость.

Как итог, если действовать сегодня вчерашними методами пусть даже чуть лучше, — это к успеху не приведет. Часто перед компанией встают задачи выдержать натиск существенных перемен и суметь сохранить конкурентоспособность в данных новых условиях. А чем изменения серьезнее, тем больше потребность в эффективном лидере.

Чтобы с успехом управлять сложными структурами, менеджер компании прежде всего осуществляет планирование и формирование бюджета — иными словами, ставит цели на будущее перед фирмой, подробно определяет этапы на пути к достижению их и потом распределяет ресурсы для осуществления данных планов. Касаемо лидеров, призванных совершать конструктивные изменения в организации, то работа их начинается с определения курса развития — создания желаемого образа фирмы в будущем, а также выработки стратегий для осуществления мер, необходимых для воплощения этого образа в жизнь.

Переходя к осуществлению своих планов, менеджер уделяет ключевое внимание организации и подбору персонала — а именно создает организационную структуру и назначает должности, необходимые для реализации намеченной по плану работы, подбирает квалифицированные кадры, знакомит их с деталями плана, распределяет обязанности и учреждает систему контроля за ходом работы.

Лидеры начинают совсем с иного — с поиска союзников. Иными словами, о новом курсе развития информируют всех, кто сможет помочь сосредоточить единомышленников, верящих в идею о лучшем будущем фирмы и полных решимости сделать ее реальной.

Чтобы проследить за реализацией плана, менеджер прибегает к контролю и решению проблемы — достаточно подробно сопоставляет результирующие показатели с плановыми, выявляет отклонения и потом вновь занимается планированием и организацией, с учетом уже вскрытых недостатков. Что же касается лидера, то воплощение в жизнь безупречного образа требует от него умения поддержать в своих сторонниках энтузиазм и мотивацию. Им необходимо добиться того, чтобы не смотря на серьезные препятствия люди не сошли с пути, который их верно ведет к новому будущему. При этом лидер должен апеллировать к насущным, хотя и часто неосознанным, человеческим потребностям, эмоциям и ценностям.

Лидер вдохновляет, а менеджер контролирует и решает проблемы

Поскольку главная функция лидера — быть проводником изменений, ключевое значение приобретает умение вызывать энтузиазм в людях. Поскольку именно он помогает преодолевать неизбежные барьеры на пути к организационным перестройкам. Выбор стратегического курса определяет курс развития, а способность убеждать людей стать союзниками побуждает их сознательно на этот путь встать. Также правильная мотивация дает людям уверенность в том, что преодолеть все преграды у них хватит сил.

Логика менеджера немного иная: на себя он берет функции контроля. Лидерство — это нечто совсем иное. Воплощение в жизнь масштабных замыслов требует всегда особого прилива энергии.

Вдохновляя и мотивируя людей, лидер вызывает в них энтузиазм.

Но это происходит не за счет того, что работников принуждают двигаться в конкретном направлении, как это делает менеджер в рамках процедур дисциплинарного контроля. Дело в том, что призыв лидера позволяет людям удовлетворять такие естественные потребности, как стремление к достижениям, необходимость чувствовать себя сопричастным к общему делу и самоуважение, жажда признания общества, желание ощущать себя хозяином своей судьбы и иметь возможности жить в соответствии со своим идеалом.

Настоящий лидер владеют различными технологиями мотивации:

  • излагая свое видение будущего компании, он всегда учитывает, какие моральные ценности и традиции присущи той или иной аудитории, к которой он обращается.
  • лидер регулярно подключает членов коллектива к обсуждению возможного пути осуществления своего замысла. Благодаря чему люди чувствуют, что к их мнению прислушиваются и они оказывают влияние на организационную жизнь.
  • грамотный лидер ценит личные достижения своих сотрудников и не забывает их поощрять, что дает людям не только радость успеха, но и осознание того, что они — часть организации, в которой их ценят.

Крепкие неформальные отношения, а они присутствуют в компаниях с гармоничной корпоративной культурой всегда, помогают координировать лидерские функции так же, как деятельность менеджера — формальная структура, деятельность лидера — неформальные коммуникации. В случае возникновения каких-либо противоречий, неформальные отношения помогают решить конфликт. Иначе говоря, обширные неформальные связи важны настолько, что создание их должно быть поставлено во главу угла любой крупной лидерской инициативы как можно раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *