Ликвидация профсоюзной организации

Ликвидация профсоюзной организации

Какова процедура ликвидации профсоюза как юридического лица?

24 августа 2018

Профсоюзная организация (профсоюз), зарегистрированная в качестве юридического лица, является общественной организацией, которая, в свою очередь, представляет собой одну из организационно-правовых форм, в которых создаются некоммерческие организации (пп. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 4 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ). Следовательно, к отношениям, возникающим в связи с ликвидацией профсоюзов, применяются нормы ГК РФ, Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон N 10-ФЗ), Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон N 82-ФЗ) и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Основания и порядок внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записей, связанных с ликвидацией юридических лиц, урегулирован Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) (смотрите также абзац первый п. 2 ст. 10 Закона N 10-ФЗ).
Условно процедуру ликвидации профсоюза можно разделить на несколько этапов.

1. Принятие решения о ликвидации

Принятие решения о ликвидации общественного объединения, включая профсоюз, относится к исключительной компетенции его высшего органа — съезда (конференции) или общего собрания (п. 2 ст. 65.3, п. 2 ст. 123.1 ГК РФ, часть третья ст. 8, часть первая ст. 26 Закона N 82-ФЗ, п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ). Такое решение принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с уставом профсоюза (абзац второй п. 4 ст. 29 Закона N 7-ФЗ, п. 2 ст. 7 Закона N 10-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ).
Таким образом, процедура ликвидации профсоюза как юридического лица начинается с принятия общим собранием членов (съездом, конференцией) профсоюза решения о его ликвидации. Высший орган профсоюза формирует ликвидационную комиссию или назначает ликвидатора и определяет порядок и сроки ликвидации в соответствии с нормами закона.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации профсоюза и иных сведений, связанных с ликвидацией этого юридического лица, принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, то есть Минюстом России (пп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», п. 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 12.11.2010 N 343).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в рассматриваемом случае в течение 3 рабочих дней после принятия общим собранием членов (съездом, конференцией) профсоюза решения о ликвидации этого юридического лица руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Минюста России (далее — Территориальное управление) следующие документы:
— уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
— протокол общего собрания членов (съезда, конференции) профсоюза, содержащий решение о ликвидации профсоюза (п. 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если к моменту направления в Территориальное управление уведомления по форме N P15001 высший орган профсоюза уже сформирует ликвидационную комиссию (назначит ликвидатора), заявителем в этом случае будет выступать, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 приложения N 1 к письму ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Письмо N СА-4-14/1645)).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» (приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации профсоюза (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п.п. 1, 2 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого профсоюза, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов (съездом, конференцией) профсоюза (п. 2 ст. 63 ГК РФ, абзац второй п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(1).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее — Требования к оформлению документов), утвержденных Приказом N ММВ-7-6/25@). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Письма N СА-4-14/1645).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении «нулевой» отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами профсоюз должен выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у некоммерческой организации отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации профсоюза.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается высшим органом профсоюза (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, если у юридического лица нет кредиторской задолженности, необходимость производить расчеты с кредиторами отсутствует. В этом случае, как мы полагаем, выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 NСА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Письма N СА-4-14/1645).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

5. Государственная регистрация ликвидации профсоюза

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией профсоюза в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ представляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований к оформлению документов.
Срок предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации профсоюза в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней. Не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения о государственной регистрации документы направляются в регистрирующий орган. После этого в течение не более чем 5 рабочих дней регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ, абзац четвертый п. 22, п. 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455).
Ликвидация профсоюза считается завершенной, а сам профсоюз прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

30 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Одобрены решением комиссии ЦК
ПРУП Украины по правовой защите трудящихся
сентябрь 2007года

Учитывая специфику постоянного реформирования структуры и управления предприятий угольной отрасли, в настоящее время всё чаще имеют место случаи ликвидации (реорганизации) предприятий либо отдельных их обособленных и структурных подразделений, что влечёт за собой, как правило, сокращение трудового коллектива и соответственно — возможное прекращение профсоюзных организаций, действовавших в них.

В связи с тем, что Профсоюз работников угольной промышленности Украины согласно своему Уставу осуществляет деятельность по территориально — производственному принципу, всякое реформирование производства и предприятий отрасли не может не повлиять на особенности структурного построения профсоюзных звеньев. По этой причине возникла необходимость в определении чёткого процесса прекращения первичных профсоюзных организаций, наделённых правами и обязанностями юридических лиц, которые осуществляют их постоянно действующие руководящие выборные органы — профкомы.

Прекращение первичной профсоюзной организации может произойти путём:

  • ликвидации (самороспуска либо принудительного роспуска по решению суда);
  • реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения либо преобразования).

Как видим, прекращение организации — это не обязательно ликвидация профсоюзной организации, а, возможно, продолжение её деятельности, только в другом виде.

Следует знать, что:

  • при прекращении организации путём ликвидации — отсутствует правопреемник прав и обязанностей этой профсоюзной организации;
  • при прекращении организации путём реорганизации (слияния, присоединения, разделения,выделения, преобразования) предусматривается передача прав и обязанностей прекратившей организации правопреемнику. Механизм передачи прав и обязанностей определён Гражданским Кодексом Украины (ст.107) — при слиянии, присоединении и преобразовании путём утверждения акта передачи, а при разделении и выделении — путём составления и утверждения разделительного баланса.

Профсоюзная организация, как юридическое лицо, считается прекратившейся с момента внесения в установленном порядке записи о государственной регистрации прекращения юридического лица в Единый государственный реестр.

На практике процедура прекращения первичных профсоюзных организаций ещё до конца не отработана. В связи с этим имеют место случаи, когда первичные профсоюзные организации в условиях проведения ликвидационных процедур предприятий либо обособленных подразделений предприятий процедуру собственной ликвидации либо реорганизации заблаговременно не начинают осуществлять, а в отдельных случаях с целью сохранения рабочих мест — намеренно затягивают решение данного вопроса.

Вышестоящие профсоюзные органы этот процесс не всегда контролируют, что в конечном результате приводит к негативным последствиям:

  • нецелевому либо неэффективному использованию профсоюзного имущества, в том числе членских профсоюзных взносов, зачастую остающихся в виде безнадёжной задолженности у хозяйственного органа, находящегося в процессе ликвидации ( согласно Уголовного кодекса — это присвоение чужих средств);
  • образованию необеспеченной средствами задолженности по начисленной заработной плате работникам профсоюзной организации;
  • образованию задолженностей перед бюджетом всех уровней, что в дальнейшем усложняет завершение процесса прекращения профсоюзной организации и исключению её в качестве юридического лица из Единого государственного реестра;
  • и другим.

Часть 2 ст.18 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» только в общих чертах определяет механизм прекращения деятельности профсоюзов и их объединений — это «решение съезда (конференции), общего собрания профсоюза в соответствии с Уставом профсоюза. Одновременно с принятием решения о реорганизации либо ликвидации должно быть принято решение об использовании имущества и денежных средств, которые остаются после проведения всех необходимых расчётов, осуществленных ликвидационной комиссией, состав которой утверждается на этом съезде (конференции), собрании».

Обращаем внимание, что принудительный роспуск, прекращение, а также запрещение деятельности профсоюза по решению собственника (органа уполномоченного собственником) не допускается.

Порядок прекращения первичной профсоюзной организации определён частью 6 «Положения о первичной профсоюзной организации — организационном звене Профсоюза работников угольной промышленности Украины», которое утверждено Постановлением Пленума ЦК профсоюза от 13.05.2004года № 2-3-5. Решение о прекращении (ликвидации либо реорганизации) может быть принято только профсоюзным собранием (конференцией) этой организации. Одновременно, на этом же собрании (конференции) принимается решение об использовании собственности этой организации — передача её другой профсоюзной организации на уставную деятельность ПРУП либо на благотворительные цели. Денежные средства и имущество, которые остаются после ликвидации профсоюзной организации, разделению между членами профсоюза не подлежат.

Действующим Уставом ПРУП Украины и утверждёнными положениями о первичной и территориальной профсоюзной организации не предусмотрено принятие решения о прекращении первичной организации вышестоящей организацией (теркомом либо ЦК профсоюза).

Взаимодействие с государственным регистратором и территориальным органом юстиции регламентировано разделом 4 «Регламента передачи Министерством юстиции и его территориальными органами государственным регистраторам данных о юридических лицах», утверждённым совместным приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Министерства юстиции Украины от 27.02.2007года № 23/74/5.

Согласно ч.3 ст.22 Закона Украины » О профсоюзах…», и ст. 49 КЗоТ Украины работодатель не позднее, чем за 3 месяца обязан предоставить профсоюзным организациям своевременную информацию о предстоящей ликвидации (реорганизации) предприятия. На основании пунктов 11.2 и 11.3 Отраслевого соглашения — не позднее, чем за 8 месяцев в случае реорганизации или перепрофилировании предприятия, и не менее, чем за один год — в случае планового закрытия угольного предприятия.

Контроль выполнения данной правовой нормы лежит именно на руководителе профсоюзного органа первичной профсоюзной организации, который при получении такой информации обязан:

  • незамедлительно уведомить вышестоящие профсоюзные органы (терком либо ЦК);
  • проанализировать дальнейшую перспективу деятельности возглавляемой им профсоюзной организации исходя из перспективы предприятия путём проведения консультаций с администрацией предприятия;
  • рассмотреть вопрос на заседании профкома, где принять соответствующие решения по данному вопросу и направить их в вышестоящие организации по принадлежности.

Может сложиться ситуация, когда к моменту начала ликвидации на предприятии остаётся уже минимальная численность работников — членов профсоюза (учредителей профсоюзной организации). Как правило — это работники ликвидационной комиссии предприятия. В этом случае проведение профсоюзного собрания (конференции) с целью принятия решение о самороспуске либо реорганизации профсоюзной организации теряет смысл из-за отсутствия членов профсоюза, имеющих права принимать такое решение (не менее 5 человек).

В случае, если в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятия, учреждения, организации решение о ликвидации первичной организации своевременно не было принято собранием первичной организации, такое решение может быть принято территориальной профсоюзной организацией или ЦК профсоюза, в состав которых входит данная первичная профсоюзная организация. Все документы ликвидированной первичной профсоюзной организации в этом случае передаются территориальной организации или другой организации профсоюза, в состав которой она входила .

Однако, для наших профсоюзных организаций это станет возможным только после внесения соответствующих изменений в Устав ПРУП Украины на съезде. В настоящее время, как было сказано выше, такая норма в Уставе отсутствует.

Другое дело, если решение о ликвидации предприятия в связи с признанием его банкротом принимает суд. Со дня открытия ликвидационной процедуры, руководитель предприятия — банкрота увольняется с работы, а полномочия руководителя переходят к ликвидатору, который должен уведомить работников об увольнении.

Ликвидация предприятия является судебной процедурой банкротства, которая применяется к предприятию — должнику, а не к профсоюзу и его организациям.

Пунктом 17 ст. 38 Закона Украины » О профсоюзах…» предусмотрено, что выборный орган первичной профсоюзной организации представляет интересы работников предприятия — должника в ходе процедуры банкротства. Поэтому в этом случае ликвидатор должен своевременно предоставить информацию первичной профсоюзной организации об увольнении работников.

С учётом того, что в соответствии с ч.7 ст. 9 Закона Украины » О коллективных договорах и соглашениях» в случае ликвидации предприятия коллективный договор действует на протяжении всего срока ликвидации, целесообразно при заключении коллективных договоров вписывать норму о том, что стороны договорились, что в случае ликвидации предприятия руководитель (либо ликвидатор в случае банкротства) своевременно уведомляют об этом профсоюзный комитет, а последний — проводит собрание (конференцию) профсоюзной организации.

С учетом изложенного, на основании действующего законодательства и норм Устава ПРУП Украины рекомендуется следующая последовательность организационных действий профсоюзного комитета по процедуре прекращения первичной профсоюзной организации:

I. Руководитель профсоюзного органа:

После получения письменного уведомления работодателя о предстоящей ликвидации либо реорганизации предприятия (обособленного подразделения) обязан:

1. Незамедлительно запросить у работодателя дополнительную информацию о сроках и объёмах предстоящих (планируемых по срокам и количеству) увольнений работников предприятия (подразделения).

2. Поставить в известность о предстоящих изменениях численного состава членов профсоюза, ревизионную комиссию данной первичной профсоюзной организации и одновременно территориальную профорганизацию, в которую входит первичная организация, для получения практической помощи, а в последующем — возможно, о предстоящем снятии с профсоюзного учета.

3. Подготовить проект мероприятий по подготовке и осуществлению процедуры прекращения организации в связи с прекращением предприятия (обособленного подразделения), внести его на рассмотрение и утверждение профсоюзному комитету.

В мероприятиях обязательно должны быть предусмотрены:

  • дата проведения профсоюзного собрания (профсоюзной конференции) с соответствующей повесткой дня;
  • проведение в кратчайшие сроки (до даты проведения собрания) инвентаризации товарно-материальных ценностей, как первоочередного способа, обеспечивающего сохранность наличных материальных средств этой профсоюзной организации; состав комиссии по проведению инвентаризации утверждается профкомом;
  • по завершению работы комиссии 1 экземпляр акта инвентаризации передается в территориальную профорганизацию, в состав которой входит первичная организация);
  • проведение сверок с хозяйственным органом и обязательным оформлением актов сверки:
    • а) по перечислению работодателем профсоюзных взносов на счет профкома; при наличии задолженности по профсоюзным взносам — провести работу по взиманию этой задолженности и, в случае добровольного её неудовлетворения, подготовить материалы для взыскания задолженности в судебном порядке;
    • б) по перечислению установленного процента профсоюзных взносов (со своего счета или со счета работодателя) территориальной организации, в состав которой входит первичная организация);
    • в) по перечислению профкому средств на культурно — массовую, физкультурную и оздоровительную работу;

При этом следует отслеживать дату оглашения ликвидации предприятия для направления претензий в ликвидационную комиссию, в случае если в результате указанных выше сверок у предприятия будет задолженность перед профсоюзной организацией.

Если ликвидация предприятия проводится в связи с его банкротством, то в случае наличия указанных выше задолженностей необходимо подать письменное заявление в хозяйственный суд с всеми подтверждающими документами по наличию долгов у предприятия — должника . Сделать это необходимо в месячный срок со дня опубликования в средствах массовой информации объявления о возбуждении дела о банкротстве предприятия. Одновременно такие же документы обязательно направить предприятию — должнику.

  • уточнение списочной численности членов профсоюза, проверка наличия учетных карточек для последующего снятия членов профсоюза с учета и выдача этих карточек им на руки либо передачи правопреемнику в случае принятия решения о реорганизации профсоюзной организации;
  • упорядочение документов профкома длительного срока хранения согласно установленной номенклатуре дел для последующей передачи их в архив по описи (при сдаче в архив — в обязательном порядке получение акта архива о принятии на хранение) либо правопреемнику;

4. После проведения профсоюзного собрания и принятия окончательных решений относительно прекращения (реорганизации либо ликвидации) профсоюзной организации необходимо:

  • подать либо отправить заказным письмом (с описью вложений) в территориальные органы юстиции по месту расположения первичной профсоюзной организации уведомление о предстоящем прекращении юридического лица для внесения записи в Единый государственный реестр о решении учредителей по прекращению;

Уведомление и приложения к нему должны содержать:

  • наименование юридического лица;
  • идентификационный номер юридического лица;
  • местонахождение юридического лица;
  • копию принятого решения о прекращении с указанием способа прекращения (слияние, присоединение, разделение, преобразование или ликвидация);
  • состав ликвидационной комиссии (с указанием Ф.И.О., места жительства и идентификационного номера членов комиссии);
  • документ, подтверждающий оплату за публикацию сообщения о принятии решения по прекращению юридического лица в официальном печатном издании ( Бюллетене государственной регистрации).

Территориальный орган юстиции согласно упомянутому выше Регламенту самостоятельно подаёт письмо — уведомление с необходимыми приложениями государственному регистратору соответствующего исполнительного комитета. Государственный регистратор в день получения документов обязан внести в Единый государственный Реестр запись о принятом решении заявителя о прекращении юридического лица и в тот же день уведомить об этом органы статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины и все фонды социального страхования.

  • незамедлительно выполнить требования статьи 492 КЗоТ Украины по соблюдению установленного порядка высвобождения штатных выборных и наемных работников профкома в случае ликвидации профсоюзной организации (предупреждение их об увольнении не позднее, чем за 2 месяца;
  • передать в установленные сроки сведения о предстоящем увольнении конкретных работников профкома в центры занятости по месту расположения профсоюзной организации.

Увольнение штатных выборных профсоюзных работников профкома осуществляется по п. 1 ст. 40 КЗоТ Украины в связи с ликвидацией первичной профсоюзной организации со ссылкой на решение органа, избравшего, и в последующем — освободившего этих работников, а наемных работников профкома — по распоряжению председателя профкома (по тем же основаниям).

II. Ревизионная комиссия:

Осуществляет внеочередную проверку деятельности первичной профсоюзной организации за период, прошедший со дня последнего отчетно-выборного собрания (конференции) до дня проведения собрания, на которое выносится вопрос о прекращении первичной профсоюзной организации.

Ревизионная комиссия о результатах проверки информирует членов профсоюзной организации на собрании (конференции), все материалы передаёт избранной на этом же собрании ликвидационной комиссии.

На основании доклада ревизионной комиссии профсоюзное собрание (конференция) принимает решение о дальнейшем использовании имущества и средств, которые останутся после проведения ликвидационной комиссией всех обязательных расчётов.

III. Ликвидационная комиссия:

  • а) в случае ликвидации первичной профсоюзной организации:

    Ликвидация — это такая форма прекращения юридического лица, при которой организация перестаёт существовать со всеми своими правами и обязанностями.

    Ликвидация осуществляется ликвидационной комиссией, к которой переходят полномочия по управлению делами организации. Как правило, решением собрания (конференции) председателем ликвидационной комиссии профсоюзной организации назначается председатель профкома этой организации.

    На основании требований законодательства (ст.110- 112 Гражданского Кодекса Украины), материалов ревизионной комиссии и постановления профсоюзного собрания (конференции) ликвидационная комиссия осуществляет мероприятия по ликвидации первичной профорганизации в строгом соответствии с принятыми решениями:

    • производит оплату труда членов ликвидационной комиссии, рассчитывается с кредиторами и с бюджетом по всем видам платежей, осуществляет отчисления и перечисления в Фонды социального страхования, проверяет полноту перечисления профсоюзных взносов, в т.ч. вышестоящим профсоюзным органам, принимает меры по истребованию имеющихся задолженностей, проводит другие мероприятия, связанные с ликвидацией организации, т. е. готовит ликвидационный баланс, который утверждается председателем ликвидационной комиссии.

    С момента окончания сверок и расчётов, снятия с учета и получения соответствующих справок об отсутствии задолженности по налогам, сборам и платежам от налоговой службы, пенсионного фонда, всех фондов социального страхования, финансовая деятельность ликвидируемой первичной профсоюзной организации должна быть прекращена. При этом средства на оплату труда членов ликвидационной комиссии должны быть зарезервированы на весь период их работы, что должно найти отражение в ликвидационном балансе.

    По окончании процедуры ликвидации, но не ранее двух месяцев с момента публикации в «Бюллетене государственной регистрации» сообщения о решении по прекращению юридического лица, председатель ликвидационной комиссии обязан подать (направить заказным письмом с описью вложений) в соответствующее территориальное управление юстиции заполненную установленной формы регистрационную карточку ( №7) — о проведении государственной регистрации прекращения организации в связи с её ликвидацией.

    Первичная организация теряет права юридического лица и признаётся ликвидированной со дня внесения в Единый государственный реестр записи о её прекращении в связи с ликвидацией.

    Для внесения записи о прекращении организации в связи с её ликвидацией необходимы следующие документы:

    • заполненная регистрационная карточка (форма №7);
    • свидетельство о регистрации (легализации) юридического лица;
    • оригинал уставных документов;
    • акт ликвидационной комиссии и утверждённый ликвидационный баланс; (подписи членов комиссия и председателя должны быть нотариально заверены)
    • справка соответствующего органа налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налогам и сборам;
    • справка соответствующего органа Пенсионного Фонда Украины об отсутствии задолженности ;
    • справки соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности;
    • справка архивного учреждения о принятии документов, которые в соответствии с законом подлежат длительному хранению
    • справки органов внутренних дел о принятии штампов и печатей.

    Государственный регистратор в день государственной регистрации прекращения юридического лица (в нашем случае первичной профсоюзной организации) обязан направить соответствующим органам статистики, государственной налоговой службе, Пенсионному фонду Украины, фондам социального страхования сообщение о проведении государственной регистрации прекращения организации с указанием номера и даты внесения соответствующей записи в Едином государственном реестре и сведения регистрационной карточки о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица, что и является основанием для снятия с учёта во всех этих органах.

  • б) в случае реорганизации первичной организации путём слияния, присоединения, выделения, разделения или преобразования:

    Реорганизация первичной организации возможна только по решению собрания (конференции) данной организации с последующим утверждением решения руководящим органом территориальной организации, в состав которой она входит.

    При прекращении профсоюзной организации путём реорганизации любым из названных способов её права и обязанности переходят к другим организациям — правопреемникам. В этих случаях при принятии решения о реорганизации одновременно утверждается комиссия по прекращению юридического лица, которая действует аналогично схеме работы ликвидационной комиссии при ликвидации организации.

    Все остальные действия профсоюзного органа аналогичны вышеизложенным в данных рекомендациях при прекращении юридического лица путём ликвидации профсоюзной организации.

    Особенностью является то, что вместо ликвидационного баланса составляется и утверждается акт передачи (передаточный) или разделительный баланс (в зависимости от способа реорганизации), которые подписываются обязательно и правопреемниками.

Каждая членская организация может применять данные рекомендации, как порядок действий при ликвидации (реорганизации) первичной профсоюзной организации в период проведения процедуры ликвидации (реорганизации) предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *