Лицензирование нс и пв
Содержание
- Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в РФ
- Лицензирование деятельности, связанной с обращением наркотических средств и психотропных веществ
- Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров
- Лицензирующие органы
- Лицензионные требования к соискателю лицензии
- Наличие помещений и оборудования, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления деятельности по обороту НС и ПВ
- Соблюдение порядка допуска лиц к работе с НС и ПВ, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров НС и ПВ
- Лица, не допускаемые к работе с НС и ПВ
- Соблюдение соискателем лицензии установленной государством монополии на некоторые виды работ (услуг)
- Наличие в штате соискателя лицензии работников, имеющих образование в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоров
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ (далее — НС и ПВ) и их прекурсоров, культивированием наркосодержащих растений.
Порядок лицензирования деятельности по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, осуществляемой медицинскими (фармацевтическими) организациями, в том числе индивидуальными предпринимателями, регламентируется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства от 22.12.2011 № 1085.
В рамках настоящей статьи рассматривается порядок получения лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Порядок получения лицензии на оборот прекурсоров не рассматривается.
Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в РФ
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон о НС и ПВ) установлены следующие списки НС, ПВ и их прекурсоров, включенные в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (далее — Перечень):
- список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен (далее — Список I), за исключением случаев, предусмотренных п. 1, 5 ст. 14 Закона НС и ПВ;
- список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен (далее — Список II);
- список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее — Список III);
- список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее — Список IV), включающий:
— таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (далее — Таблица I);
— таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (далее — Таблица II);
— таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее — Таблица III).
Лицензирование деятельности, связанной с обращением наркотических средств и психотропных веществ
Лицензированию подлежит деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, внесенных в Списки I — III и таблицу I списка IV Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681.
Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров
Деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений включает следующие работы и услуги в соответствии с приложением к Постановлению Правительства РФ № 1085:
- Хранение наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
- Перевозка наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
- Приобретение наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
- Использование наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня в медицинских целях;
- Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) НС и ПВ, внесенных в список II Перечня;
- Хранение психотропных веществ (ПВ), внесенных в список III Перечня;
- Перевозка н психотропных веществ (ПВ), внесенных в список III Перечня;
- Приобретение психотропных веществ (ПВ), внесенных в список III Перечня;
- Использование психотропных веществ (ПВ), внесенных в список III Перечня в медицинских целях;
- Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) НС и ПВ, внесенных в список III Перечня.
- Иные виды деятельности, в соответствии с приложением к Постановлению.
В 2014 году Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» был дополнен определением «отпуска НС и ПВ» — действия по передаче наркотических средств, психотропных веществ юридическим лицом в пределах своей организационной структуры, а также физическим лицам для использования в медицинских целях.
Лицензирующие органы
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения — в части осуществления:
— деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки I — III перечня, осуществляемой:- — организациями оптовой торговли лекарственными средствами;
— аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;
— деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I перечня;
— деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I Списка IV перечня;
— деятельности по культивированию наркосодержащих растений; - — организациями оптовой торговли лекарственными средствами;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в части осуществления деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки I — III перечня (за исключением деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ в части, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения). В Москве, например, таким органом исполнительной власти является Департамент здравоохранения г. Москвы, в Московской области — Министерство здравоохранения МО.
Лицензионные требования к соискателю лицензии
Лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).
В п. 2 Постановления правительства РФ № 1085, установлены следующие требования к соискателю лицензии на осуществление деятельности по обороту НС, ПВ и их прекурсоров:
- Наличие принадлежащих соискателю на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям:
— помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (с 18 августа 2015 года — за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее — медицинские организации и обособленные подразделения медицинских организаций);
— земельных участков, необходимых для культивирования наркосодержащих растений; - с 18 августа 2015 года — наличие у медицинской организации лицензии на осуществление медицинской деятельности в случае, если соискателем лицензии является медицинская организация);
- соблюдение порядка допуска лиц к работе с НС и ПВ, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров НС и ПВ, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 892;
- соблюдение соискателем лицензии, имеющим намерение осуществлять деятельность по обороту НС и ПВ, внесенных в Списки I — III перечня, прекурсоров, внесенных в Список I перечня, культивированию наркосодержащих растений, ст. 5 и 10 Закона о НС и ПВ;
- соблюдение соискателем лицензии, имеющим намерение осуществлять деятельность по обороту прекурсоров НС и ПВ, внесенных в таблицу I списка IV перечня, п. 5 — 7 и 11 ст. 30 Закона о НС и ПВ;
- наличие в штате соискателя лицензии, имеющего намерение осуществлять деятельность по обороту НС и ПВ, внесенных в Списки I — III перечня, и прекурсоров, внесенных в Список I перечня, работников, имеющих среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоров, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ.
Наличие помещений и оборудования, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления деятельности по обороту НС и ПВ
Действующее законодательство устанавливает требования к помещениям, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом НС, ПВ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений.
МВД после проведения необходимой проверки выдает медицинским (фармацевтическим) организациям заключения на соответствие объектов и помещений установленным требованиям для осуществления деятельности связанной с оборотом НС и ПВ.
Внимание! До июля 2016 года выдача заключения на соответствие объектов и помещений установленным требованиям для осуществления деятельности связанной с оборотом НС и ПВ входила в компетенцию ФСКН. В связи с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФСКН была упразднена, а функции и полномочия упраздняемой ФСКН перешли МВД.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» установлены требования к техническому укреплению помещения хранения НС и ПВ. Более подробно порядок выдачи данных заключений рассмотрен в статье «Заключение ФСКН на помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ». Медицинские (фармацевтические) организации также обязаны соблюдать правила учета и хранения НС и ПВ.
NB! Ранее рубежи защиты охранной сигнализации были четко определены Правилами хранения НС и ПВ (Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148). Теперь же (с 18 августа 2015 года) это устанавливается актом обследования (актом, который содержит сведения о категории объекта, его оснащении инженерно-техническими средствами охраны с учетом требований, установленных Приказом МВД России № 855, ФСН № 370 от 11.09.2012). Акт обследования утверждается руководителями объекта и охранной организации.
Соблюдение порядка допуска лиц к работе с НС и ПВ, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров НС и ПВ
МВД выдает медицинским (фармацевтическим) организациям заключения для допуска лиц к работе с НС и ПВ, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров НС и ПВ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 892. Для этого медицинские (фармацевтические) организации подают в МВД соответствующее заявление и анкеты на работников, а также иные необходимые документы. Подробная информация о порядке получения заключения МВД на допуск работников изложена в статье «Заключение от МВД на допуск сотрудников к работе с наркотических средств и психотропных веществ».
Лица, не допускаемые к работе с НС и ПВ
Действующее законодательство устанавливает перечень лиц, которые не могут быть допущены к работе с НВ и ПС, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров. К таким лицам относятся лица, не достигшие 18-летнего возраста, и лица, в отношении которых отсутствуют нижеследующие справки и заключения:
- Справки об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к НС, ПВ, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом. Справки выдаются только государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения;
- Заключения МВД об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к НС, ПВ, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом НС, ПВ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами РФ.
Соблюдение соискателем лицензии установленной государством монополии на некоторые виды работ (услуг)
Другим лицензионным требованием является соблюдение соискателем лицензии, имеющим намерение осуществлять деятельность по обороту НС и ПВ, внесенных в Списки I — III перечня, прекурсоров, внесенных в Список I перечня, культивированию наркосодержащих растений, ст. ст. 5 и 10 Закона о НС и ПВ.
В ст. 5 Закона о НС и ПВ установлены следующие виды работ и услуг, которые находятся под государственной монополией:
- уничтожение НС и ПВ, внесенных в списки I и II, прекурсоров, внесенных в Список I, а также конфискованных или изъятых из незаконного оборота психотропных веществ, внесенных в Список III; Для справки: 30.12.2012. была отменена государственная монополия на уничтожение психотропных веществ списка III.
- переработка НС, ПВ и внесенных в Список I прекурсоров (за исключением осуществляемой юридическими лицами независимо от их форм собственности переработки психотропных веществ, внесенных в Список III, в целях получения на их основе веществ, не являющихся психотропными веществами);
- ввоз (вывоз) НС и ПВ, внесенных в списки I и II (за исключением вывоза наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемого при гуманитарной помощи);
- иные виды деятельности в соответствии со ст. 5 Закона о НС и ПВ.
Виды деятельности указанные в п.2-4 осуществляются только государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном Законом о НС и ПВ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров НС и ПВ, установленные в ст. 10 Закона о НС и ПВ, не касаются медицинских (фармацевтических) организаций и в данной статье не рассматриваются.
Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.
Наличие в штате соискателя лицензии работников, имеющих образование в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоров
В штате медицинской (фармацевтической) организации обязательно должны быть медицинские работники, имеющие образование в сфере оборота НС и ПВ, которые непосредственно будут участвовать в оказании медицинской помощи с использованием НС и ПВ. Данные работники должны:
- иметь высшее и (или) среднее медицинское образование;
- занимать соответствующие должности (обычно это: врач-анестезиолог-реаниматолог, медицинская сестра-анестезист, старшая медсестра, главная медсестра, пр.);
- соответствовать квалификационным требованиям и квалификационным характеристикам, установленных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» и Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»;
- иметь профессиональную подготовку при работе с наркотическими средствами и психотропными веществами (дополнительное профессиональное образование). Необходимо отметить, что данная подготовка обязательна для руководящих должностей (главный врач, заведующий отделением, главная (старшая) медсестра, пр), для остальных медработников является лишь желательной. Такая специальная подготовка выражается в прохождении специального краткосрочного курса 72 часа в рамках дополнительного профессионального образования — «Организация деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», который называют «72 часа по наркотикам».
О подаче документов на получение лицензии на оборот НС и ПВ читайте в статье «Подача документов на получение лицензии на оборот НС и ПВ и решение лицензирующего органа»
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст. 4009; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 22 июля 2010 г.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин
Изменения, которые вносятся в постановление
Правительства Российской Федерации
от 6 августа 1998 г. N 892
1. Наименование дополнить словами «, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ».
2. В преамбуле слова «со статьей 8» заменить словами «с пунктом 3 статьи 8 и пунктом 8 статьи 30».
3. Пункты 1 и 2 после слов «с наркотическими средствами и психотропными веществами» дополнить словами «, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ».
4. В Правилах допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, утвержденных указанным постановлением:
а) наименование дополнить словами «, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»;
б) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящие Правила определяют порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Таблицу I Списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее именуются — прекурсоры).»;
в) пункт 2 дополнить словами «, а к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, — также и индивидуальными предпринимателями»;
г) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:
«3. Допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, предусматривает ознакомление этих лиц с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и включение в трудовой договор взаимных обязательств организации (индивидуального предпринимателя) и лица, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и (или) прекурсоров.
4. Не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, лица, не достигшие 18-летнего возраста, и лица, в отношении которых отсутствуют справки и заключения, предусмотренные соответственно абзацами третьим и четвертым пункта 3 статьи 10 и абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».»;
д) в пункте 5:
слова «наркотическими средствами и психотропными веществами» заменить словами «наркотическими средствами, психотропными веществами, а также для осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров»;
дополнить словами «(индивидуальным предпринимателем)»;
е) пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:
«6. Для получения справок, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 10 и (или) абзацем вторым пункта 7 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель выдает лицу, оформляемому на работу с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также для осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, направления в медицинские организации для прохождения в установленном порядке предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) и обязательного психиатрического освидетельствования.
Для получения заключений, предусмотренных абзацем четвертым пункта 3 статьи 10 и (или) абзацем третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель направляет в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ запрос с приложением анкеты указанного лица по формам и в порядке, которые установлены Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Направление указанных лиц в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ для получения таких заключений не допускается.
7. При отсутствии оснований, препятствующих допуску лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель издает соответствующий приказ и заключает с указанным лицом трудовой договор.
Срок действия допуска лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, ограничивается сроком действия трудового договора.»;
ж) пункт 8 дополнить словами «, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров»;
з) пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9. Допуск лица к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, прекращается при выявлении предусмотренных соответственно абзацами третьим и четвертым пункта 3 статьи 10 и абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» обстоятельств, препятствующих выдаче соответствующих справок и заключений.»;
и) в пункте 10 слова «и психотропными веществами» заменить словами «, психотропными веществами и (или) прекурсорами».
Административный регламент по предоставлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам власти), утвержденный приказом Минздрава России от 10.11.2017 № 908н
Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений»)
Приказ Минздрава России от 01.08.2012 N 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2012 N 25190)
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.10.2010 N 18608)
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 735н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.09.2010 N 18575)
Заявление о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений
ФОРМА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ — в формате DOCX.
Заявление (для юридического лица) о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений
ФОРМА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ — в формате DOCX.
Заявление о прекращении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений
ФОРМА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ — в формате DOCX.
Заявление о предоставлении дубликата/копии лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений
Одна из мер, которая поможет исправить ситуацию, — тестирование, направленное на раннее выявление тех, кто только попробовал наркотики или психотропные вещества. Напомним, что закон о тестировании в России вступил в силу еще в декабре прошлого года. Он гласит: тестирование состоит из двух этапов. Первый — социально-психологический, второй — медицинский, это медицинские осмотры и сдача нужных анализов.
Минобрнауки разъяснило, кто, как и где должен проводить социально-психологическое тестирование в школах, колледжах и вузах. Конечно, никто учеников на такие тесты за руку не потащит. Исследование будет исключительно добровольным. Если школьнику уже исполнилось 15 лет, от него потребуется письменное согласие. Если 15 еще нет, такое согласие дают родители. Директор школы, колледжа или ректор вуза обязаны составить списки тех, кто будет проходить тестирование, и утвердить состав особой комиссии из числа учителей. Эта комиссия и должна проводить тестирование в образовательной организации.
Могут ли родители прийти на тестирование и посмотреть, как ученики заполняют анкеты? Да. Они допускаются в аудитории во время тестов. А вот ученикам ходить по кабинету, общаться, заглядывать друг другу в опросники категорически запрещается.
Передумал проходить тестирование, не хочешь отвечать на какие-то вопросы — можно в любое время отказаться и уйти из аудитории. Все анкеты потом делятся на две группы: от тех учеников, кому уже есть 15 лет, и тех, кто не достиг этого возраста. Анкеты отправляются в местное министерство или комитет по образованию. Там специалисты за 30 дней обработают тесты. Затем результаты без фамилий учеников или студентов, но с указанием их места учебы, возраста, класса отправляются в местный минздрав или комитет по здравоохранению для планирования дополнительных мер по профилактике в конкретной школе или вузе.
Никто учеников на тесты за руку не потащит. Исследование будет исключительно добровольным
В школе или вузе останутся лишь документы, которые подтверждают согласие на тестирование от учеников, их родителей или студентов. Они будут храниться в условиях конфиденциальности в течение года. Какими будут анкеты, пока неясно. Минобрнауки предложило проекты опросников, они прошли обсуждение на сайте. Речь идет о так называемых опросниках Кеттелла, которые в том числе позволяют определить степень эмоциональной устойчивости, принятия моральных норм, неискренности и самоконтроля подростков.
Решающее значение отведено показателю «степень принятия моральных норм». Если коэффициент низкий, а степень неискренности, наоборот, высокая, есть повод думать, что подростка можно отнести к группе риска.
Анкеты, которые раньше использовались в ряде школ, иногда не выдерживали никакой критики. Например, шестиклассников спрашивали: «Когда вы в последний раз пользовались презервативами?» А если в анкете шли вопросы о курении, они были cоставлены так, словно все ученики заядлые курильщики. Бывало и такое: по решению местных властей в школу врывались бригады проверяющих с пробирками для мочи и слюны. Ученики в большинстве случаев тут же сбегали с уроков.
О чем могут спросить на тестировании
Вопросы из анкеты, предложенной минобрнауки ( с сайта проектов нормативно-правовых актов):
— Ты испытываешь неловкость, если тебе приходится просить друзей о помощи, в которой ты действительно нуждаешься?
— Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?
— Ты когда-нибудь делал так, что тебе доверили тайну, а ты по каким-то причинам не смог ее сохранить?
— У тебя возникает иногда желание стать другим человеком, не таким, какой ты есть сейчас?
— Как тебе кажется, многие ли из твоих одноклассников считают тебя своим близким другом?
— Если ты на глазах у людей совершаешь какую-то глупость, можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя как ни в чем не бывало?
Минобрнауки предложило проекты опросников, они уже прошли обсуждение на специальном сайте
— Когда другие вмешиваются в твою работу, бываешь ли ты иногда настолько рассержен, что мог бы оттолкнуть их?
— Если обстоятельства очень тревожные, а тебе обязательно необходимо сохранить спокойствие, тебе каждый раз удается это?
— Бывает, что ты часто испытываешь тревогу, оглядываясь на прошлый день?
— Тебе часто хочется делать противоположное тому, что от тебя требуют?
— Ты бываешь иногда настолько нервным и возбужденным, что тебя раздражают внезапные звуки?
— Ты обижаешься на друзей, если они посмеиваются над твоими маленькими странностями или непохожестью на других, особенно если дело касается твоей одежды?
Юрий Мироненко, директор технологического колледжа N 14, Москва:
— У нас тестирование уже проводится. Мы нашли понимание с родителями, педагогами и студенческим активом. Среди шести тысяч учащихся колледжа пока не выявлено ни одного случая. Но если такое вдруг произойдет, у родителей есть возможность получить консультации квалифицированных специалистов.
Николай Кучер, директор лицея, Троицк:
— Когда ситуация с употреблением наркотиков стояла еще острее, чем сейчас, в школах с ней пытались бороться оригинальными способами. Например, раздавали ученикам книгу «Дневник наркоманки». Я спросил у тех, кто предлагал такие «методы профилактики»: вы понимаете, что если эту книжку раздадим, часть детей заинтересуется наркотиками? Зачем провоцировать интерес?
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление (при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных пунктами 2, 3, 11, 15, 16, 23, 27, 28, 39, 43, 44, 55, 63 приложения к настоящему Положению, — с указанием конкретных наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I — III перечня, и прекурсоров, внесенных в список I и таблицу I списка IV перечня) и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:
а) копии документов, которые подтверждают наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании соответствующих установленным требованиям и необходимых для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений оборудования, помещений и земельных участков, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре — сведения об этих помещениях и земельных участках);
б) копию сертификата специалиста, подтверждающего соответствующую профессиональную подготовку руководителя юридического лица или руководителя соответствующего подразделения юридического лица при осуществлении оборота наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I — III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, и культивирования наркосодержащих растений;
в) копии справок, выданных государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, а также прекурсорам, внесенным в список I и таблицу I списка IV перечня, или культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом;
г) сведения о наличии заключений органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных абзацами третьим и пятым пункта 3 статьи 10 и абзацем третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
д) копии документов об образовании лиц, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I — III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, а также о квалификации фармацевтических и медицинских работников.