Лицензирование в сфере внешней торговли товарами

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами


Лицензия Министерства
промышленности и торговли

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами (далее — лицензирование) устанавливается в следующих случаях:

1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
2. Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
3. Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
4. Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, указанных в выше является лицензия, выдаваемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

Лицензия – документ обеспечивающий контроль за соблюдением ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации в отношении лицензируемых товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Разработка предложений, касающихся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ранее Министерство экономического развития и торговли, теперь Министерство промышленности и торговли — Минпромторг), который Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти, формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством Российской Федерации.

Далее документы необходимые для получения лицензии.

  1. Заявка.
  2. Контракт.
  3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  4. Другие документы, предусмотренные законодательством РФ.

По оценкам МВФ, госбюджет России недополучает более 6 миллиардов долларов таможенных платежей ежегодно. Так, одно лишь сопоставление статистики об импорте России из стран ЕС и экспорте в Россию за 2003 год показывает, что объем российского импорта занижен на 13,6 миллиарда долларов, пишет «РГ». В качестве одного из эффективных средств борьбы государства против нелегального импорта в соответствии с федеральным законом МЭРТ, Минфин, Минюст, Минпромэнерго совместно с антимонопольным ведомством предложили ввести в России предотгрузочную инспекцию импортируемых товаров. Разработанное в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», это Положение, подписание которого председателем правительства ожидается в ближайшее время, предполагает, что большая номенклатура товаров, импортируемых на территорию России, будет досматриваться при их загрузке на экспортной территории специально уполномоченными российским правительством инспектирующими компаниями. В группу товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции, предлагается внести практически все промышленные и продовольственные потребительские товары, лекарственные препараты, а также отдельные виды сырья и оборудования. Как считают авторы постановления, введение предотгрузочной инспекции, с одной стороны, в значительной степени поможет таможенным органам в проведении более точного и эффективного таможенного контроля, а с другой — избавит российских импортеров от мытарств и поборов на таможне, поскольку, как планирует правительство, наличие сертификата о прохождении инспекции будет обеспечивать своего рода «зеленый коридор» импортируемым товарам.
Такая процедура применяется во многих странах мира и заключается в проверке качества, количества и цены импортируемых товаров, включая валютный курс и финансовые условия, а также правильности и достоверности таможенной классификации товаров, предназначенных для экспорта в страну, применяющую предотгрузочную инспекцию.
Инспекция проводится в стране экспорта (производства) товаров специализированными компаниями, уполномоченными правительством страны-импортера. Содержание сертификата по электронным каналам доводится инспектирующей организацией до российских контролирующих органов, обеспечивая тем самым непрерывность и эффективность государственного контроля за ввозимыми на территорию России товарами.
Как заявляют авторы постановления, введение предотгрузочной инспекции не подменяет деятельность таможенных органов, а служит дополнительным эффективным механизмом контроля за ввозом отдельных категорий товаров и оптимизации таможенного администрирования. Что касается дополнительных расходов, которых опасаются импортеры, авторы проекта напоминают, что в соответствии с законом правительство РФ одновременно с принятием решения о введении механизма предотгрузочной инспекции снизит ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых такая инспекция вводится.
На сегодняшний день проект Положения о предотгрузочной инспекции согласован всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, аппаратом правительства РФ и заместителем председателя правительства РФ.

С целью регулирования ВЭД органами государственного управления издаются акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Для регулирования ВЭД используются четыре группы методов: международные торговые договоры; тарифное регулирование внешней торговли; нетарифные (административные) меры регулирования внешней торговли; экономические методы государственного стимулирования экспортного производства и развития экспортного потенциала.

Первая группа методов регулирования ВЭД — международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения (5-10 лет и более) о торговле и других формах взаимодействия. Также практикуется и заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

В странах с рыночной экономикой условия международных договоров, соглашений и протоколов состоят из обязательной части, обеспечиваемой законодательными актами, и индикативной, определяемой экономической заинтересованностью предпринимателей.

Вторая группа методов регулирования ВЭД — тарифное регулирование внешней торговли, основой которого являются таможенные тарифы, которые по своему характеру относятся к экономическим регуляторам.

Третья группа методов регулирования ВЭД — нетарифные (административные) меры регулирования внешней торговли, которые подразделяют на две группы: протекционистские меры и административные формальности.

Протекционистские меры направлены на прямое ограничение экспорта и импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства.

Лицензирование — система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения.

Контингентирование (квотирование) экспорта и импорта — количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Антидемпинговые процедуры представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции.

Ценовые преференции устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Только в том случае национальные компании могут размещать свои заказы у иностранного производителя, если цены на его продукцию будут ниже национальных аналогов не меньше, чем па указанный минимум.

Меры, относящиеся к административным формальностям, ограничивают торговлю.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одними из самых эффективных методов регулирования ВЭД.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий но проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Одним из видов технических барьеров является требование сертификации товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, радиационным, ветеринарным, экологическим и другим показателям. Данная процедура носит избирательный характер, но она может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование ВЭД. Государственные регулирующие органы Российской Федерации могут приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции, невыполнения обязательств экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушение законодательства.

Четвертая группа методов регулирования ВЭД — экономические методы государственного стимулирования экспортного производства и развития экспортного потенциала. В целях стимулирования развития экспортоспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов. Рассмотрим важнейшие из них.

Прямое государственное финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для обеспечения получения прибыли. Такой метод используется в случаях поставок крупных материалоемких товаров (при поставках судов, нефтяных буровых платформ и т.и.).

Государственное финансирование НИОКР. В отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, государственная помощь экспортеру обычно носит косвенный характер и заключается в финансировании разработок (до 30% необходимых средств), повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования.

Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. К косвенному финансированию также относится возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передача экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.

Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам-экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

Кредитование экспортера может быть внутренним и внешним:

  • o внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов среднесрочных (до пяти лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам;
  • o внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми, и, следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспорта. Оно имеет два направления -внутреннее и внешнее.

Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство.

При осуществлении внешнего страхования государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные перевороты, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.

Помощь государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.и. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследования иностранных рынков и т.д. Для этого в странах с рыночной экономикой проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Осуществляется сбор статистических данных, анализ состояния и оценка перспектив ВЭД, издаются справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов. Установлению взаимодействия между контрагентами способствуют международные симпозиумы, конференции, выставки и другие формы ознакомления представителей деловых кругов разных стран с достижениями в экономике, науке, технике.

Схематично методы регулирования ВЭД представлены па рис. 4.4.

Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта состоят в большей ориентации на меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп

Рис. 4.4. Методы регулирования ВЭД

товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *