Лицензия на отработанные аккумуляторы

Лицензия на отработанные аккумуляторы

В этой статье дадим ответы на вопросы – нужна ли лицензия при работе с АКБ и что поменялось с 2016 года, а также, что ждет бизнес АКБ в грядущем 2017 году.

Аккумуляторные батареи или просто аккумуляторы (по тексту далее – АКБ), которые более не подлежат прямому использованию, поскольку отработали свое, способны приносить бизнесменам очень хороший доход. Но вот вопрос: можно ли в этом случае обойтись только лицензией на работу с отходами цветных и черных металлов? Если происходит утилизация аккумуляторов – требуется лицензия или нет?

Что собой представляют отработанные АКБ?

отработанный старый аккумулятор

Любой АКБ служит, как правило, не больше 4-х лет. А далее такой отработанный аккумулятор переходит в разряд опасных отходов, поскольку:

  • он содержит электролиты, в которых присутствует серная кислота, вызывающая тяжелые ожоги у человека. Кроме того, ее испарения опасно воздействуют на легкие и на дыхательные пути;
  • в АКБ присутствует свинец. С одной стороны, это канцерогенный металл, а его соединения образуют политропный ад. Этот яд способен вызвать необратимые изменения в нервной и сердечнососудистой системах. Но с другой стороны, свинец является ценным цветным металлом. При изготовлении стандартного автомобильного аккумулятора используется около 17 кг свинца, покупная стоимость которого в регионах разнится и доходит до 100 рублей за 1 кг и даже более. Именно этот металл и составляет интерес закупщиков.

Однако отработанные аккумуляторы, которые подлежат переработке и идут на утилизацию, по истечении своего срока службы не относится к лому цветных металлов. Он классифицируется согласно федеральному закону №89-ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах потребления» (статья 1), как отходы. И в зависимости от фактического содержания в аккумуляторах электролита они могут признаваться отходами II класса опасности (т.е. отходы с высокой опасностью) или отходами III класса опасности (т.е. отходы умеренной опасности) по ФККО. Перевод АКБ из одного класса опасности в меньший означает слив из него электролита, который очень вреден и не имеет коммерческой ценности. Данный процесс на языке законодательства именуется обезвреживанием. Согласно ст.1 закона №89-ФЗ обезвреживание происходит посредством изменения у отходов их состава, их химико-физических свойств. Цель данных изменений – уменьшение отрицательного влияния отходов на окружающую среду и на людей.

Определение класса опасности у аккумуляторов производится с помощью специального классификатора отходов, утвержденного Росприроднадзором РФ в приказе №445 от 18 июля 2014г. Согласно этому классификатору вид каждой батареи занесен в соответствующий блок:

  • в блоке №9 представлены коды для автомобильных аккумуляторов;
  • в блоке №4 отражены коды для остальных видов батарей.

Последняя цифра (11-я) в коде означает класс опасности. И поскольку лом АКБ относятся либо к 2-му, либо к 3-му классу опасности, то получать лицензию для работы с ними придется обязательно, включая лицензию на сбор!

Видео – как происходит утилизация аккумуляторов:

Нормативное обоснование необходимости получения лицензии для работы с АКБ

См. также статью – получение лицензии на лом черных и цветных металлов.

Об обязательности получения лицензии для работы с АКБ говорят два основных нормативных документа, регулирующих данную сферу:

  • прежде всего, закон №89-ФЗ. В его статье 9 сказано, что деятельность, связанная со сбором отходов, относимых к 1 – 4 классу по опасности, с их перевозкой, обработкой, утилизированием, размещением и обезвреживанием, в обязательном порядке должна быть лицензирована;
  • лицензирование указанной деятельности должно быть реализовано и на основании другого федерального акта – закона №99-ФЗ от 04 мая 2011г. «О лицензировании». В этом законе в статье 1 (пп.30 п.1) все процессы, связанные с обращением отходов I-IV классов опасности, поименованы как обязательные лицензированию. Кроме того, сам процесс получения лицензии осуществляется с соблюдением требований именно закона №99-фз.

Однако оформляя лицензию с учетом норм вышеуказанных законов, следует учесть, на какие виды работ нужно получить разрешение.

Что входит в лицензируемый вид деятельности?

Стоит отметить, что обезвреживание использованных аккумуляторов – это все-таки отдельный вид работ, а не деятельность. Однако при получении лицензии потребуется конкретика, чем именно собирается заниматься предприятие. Поэтому нужно знать, какие виды работ составляют лицензируемую деятельность, связанную с оборотом опасных отходов, включая и отработавший аккумулятор:

  • сбор. Под данным видом работ понимается прием аккумуляторов от граждан (включая и предпринимателей) и от компаний с целью последующей их обработки, обезвреживания, и т.д. Таким образом лицензия на сбор нужна, а принимать аккумуляторы без лицензии нельзя;
  • обработка. Данный процесс связан с подготовкой отходов к последующему их утилизированию. В состав этого процесса входят такие операции, как очищение отходов, их разборка, сортирование и иные;
  • транспортировка. Этот процесс представляет собой перемещение отходов с использованием транспортных средств за пределы границ того участка, на котором происходит приемка, утилизирование отходов и прочие процессы. Следует отметить, что закон №89-ФЗ указывает, что земля, на территории которой происходит работа с опасными отходами (и с ломом АКБ, в частности), может принадлежать на праве собственности предприятию, занимающемуся данным лицензируемым видом деятельности, а может находиться в его распоряжении и по иным основаниям (например, по договору аренды);
  • размещение. Включает в себя складирование (т.е.хранение) отходов и их захоронение. Под складированием понимается хранение отходов в специальных условиях в течение срока, превышающего 11 месяцев, для последующего утилизирования, захоронения или обезвреживания. Под захоронением понимается полное изолирование отходов, которые не подлежат дальнейшему обращению, чтобы не допустить их проникновения в окружающую среду;
  • утилизация. Нужно принять тот факт, что утилизация представляет собой коммерческое применение отходов, в частности, в товарном производстве, для реализации работ, при оказании услуг, а также рециклинг (повторное использование отходов по их прямому назначению). Кроме того, к утилизации относится и рекуперация – вторичное использование извлеченных из отходов полезных элементов. Если заявлена утилизация аккумуляторов – лицензия также требуется ;
  • обезвреживание. Цель этого процесса – снижение негативности со стороны отходов в их воздействии на людей и природу. Это происходит за счет изменения состава самих отходов (например, из лома АКБ удаляют электролиты), изменения их физико-химических свойств, и т.д.

пункт приема аккумуляторов

Лицензия выдается в целом на деятельность по приемке, перемещению, утилизации, по обработке, размещению и по обезвреживанию опасных отходов 1-4 класса. Но в самом разрешении дается важная конкретика, в частности:

  • перечисляются виды работ, какие входят в состав лицензируемой деятельности. Например, лицензия может выдаваться только на прием и транспортировку отходов. Это означает, что иными видами работ (утилизация, обезвреживание и т.д.) предприятию запрещено заниматься. Поэтому, получая лицензию, необходимо точно определиться с теми видами работ, на которые оформляется данное разрешение. Так, для приемки лома АКБ очень важна процедура по обезвреживанию, а потому ее нельзя проигнорировать при подготовке заявления на лицензирование;
  • еще одним важным моментом является класс опасности отходов. В лицензии обязательно перечисляются не только разрешенные виды работ, но и тот класс отходов, с которым предприятие планирует работать. При этом вид работ указывается в лицензии с уточнением, с каким видом отходов он может быть реализован. Например, в лицензии будет стоять «сбор отходов 1 класса опасности, сбор отходов 2 класса…».

Стоит еще также заметить, что лицензия:

  • это разрешение, которое выдается на конкретное лицо. И согласно п.2 статьи 9 закона №89-ФЗ заниматься приемкой и последующим утилизированием отходов под лицензией другого лица запрещено;
  • лицензию на обращение отходов, в том числе и АКБ, может получить, как предприниматель, так и коммерческая организация. Но в обоих случаях обязательна государственная их регистрация в установленном законами порядке. А вот простой гражданин вправе только сдать старый аккумулятор (статья 13.1 закона №89-фз), который находится у него в собственности. Кроме того, организациям и предпринимателям тоже не запрещают сдавать свои старые АКБ, но при условии, что есть документы, какие подтверждают наличие права собственности на данные отходы (п.2 ст.13.1, закон №89 – ФЗ). И для этого указанным лицам не потребуется лицензия! Если, конечно, оборот АКБ не составляет их деятельность. Т.е. АКБ не приобретены ими специально для продажи и не было цели заработать.

Работа с приемом аккумуляторов после 01 июля 2016 года

Внесенные в закон №89-ФЗ изменения в 2016 году серьезно скорректировали порядок работы с АКБ, в частности:

  • разрешения на обезвреживание отходов 1-4 класса и их размещение, которые выданы предприятиям до 01 июля 2015 года, остаются в силе до 01 января 2019 года. Причем, указанные лицензии предприятия вправе переоформить на более широкий вид деятельности, т.е. на сбор, обработку отходов и т.д.;
  • те организации и предприниматели, которые занимаются сбором, перевозкой, обработкой и утилизацией отходов до 4-го класса опасности (включительно), теперь обязаны получить разрешение на указанные виды работ. И сделать это нужно было до 01 июля 2016 года. После 1-го числа заниматься без лицензии указанной деятельностью запрещено. В противном случае предприятию грозит административная и уголовная ответственность.

Ответственность остается и в 2017 году и 2018 и будет действовать, пока не произойдут очередные изменения.

На фото пример лицензии работу с классами отходов 1-4

Ответственность за работу без лицензии

Наказание будет достаточно суровым, если работа ведется без наличия разрешения:

  • статьи 8.2 и 14.1 КоАП РФ – это штраф до 250 тысяч рублей (сумма может определяться судом), либо приостановка деятельности до девяноста дней. Получивший штраф врядли получит приостановку деятельности;
  • статья 171 Уголовного кодекса РФ. Часть 1-я этой статьи предусматривает взыскание до 300-т тысяч рублей, обязательные работы или арест до полугода. А 2-я часть данной статьи обязывает к уплате до 500 тыс.рублей или предусматривает лишение свободы на 5 лет максимум;
  • все сделки на основании статьи Гражданского Кодекса РФ 173, совершенные без разрешения (лицензии), признаются недействительными;
  • кроме того, есть множество и налоговых последствий для бизнеса, если он работает без лицензии в той сфере, где она должна быть.

Получение лицензии на работу с АКБ

Как получить лицензию? Можно обратиться в специализированную юридическую фирму, а можно все делать самостоятельно. Чтобы получить лицензию для работы с аккумуляторами, потребуется:

  • экспертное заключение, которым подтверждается полное соответствие лицензируемой деятельности санитарным правилам и нормативам. Срок рассмотрения документов на получение данного заключения составляет 30 рабочих (!) дней;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора РФ. Документы, поданные на его получение, рассматриваются в течение 30-ти дней;
  • положительное заключение от Государственной экологической экспертизы. Оно выдается на оборудование, которое используется при обезвреживании отработанных АКБ;
  • непосредственно лицензия, разрешающая деятельность по обращению отходов 1-4 класса опасности. Выдается лицензия Росприроднадзором РФ (лицензирующий орган). Рассматриваются документы, поданные на ее получение, в течение не более 45-ти рабочих (!) дней.

Скорость и реальность получения лицензии на акб зависит от качества поданных документов на ее соискание и от соответствия предприятия лицензионным требованиям. Если обращаться в фирму, то скорость получения лицензии может зависеть от того – сколько за нее придется платить.

Вопрос: Хотел бы заниматься приобретением аккумуляторных батарей, бывших в употреблении, у населения с целью дальнейшей передачи их на завод по переработке.

Согласно классификации по ГОСТ Р 54564-2011 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия» аккумуляторные батареи относятся к группе С12 — «Лом свинцовых аккумуляторов в полиэтиленовых и полипропиленовых моноблоках». Данный ГОСТ применяется для производства цветных металлов, то есть для перерабатывающих заводов. В моём случае переработки у меня нет. Заготовка лома цветных металлов является лицензируемым видом деятельности, согласно Федеральному закону N 89-ФЗ от 24.06.1998. В статье 13.1 пункт 3 этого Закона сказано, что обращаться с ломом цветного металла надо в соответствии с Правилами (Постановление Правительства РФ N 370 от 11.05.2001 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение»). В этих правилах указано, что принимать лом цветных металлов можно тот, который указан в «Перечне разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов», утверждённом органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В таком Перечне аккумуляторных батарей нет.

Из всего вышесказанного следует, что приобретать у населения аккумуляторные батареи, бывшие в употреблении, с целью дальнейшей передачи их на завод по переработке, как лом цветного металла я не могу. К тому же лицензионный комитет сообщил, что аккумуляторные батареи бывшие в употреблении не относятся к лому цветного металла, а относятся к отходам второго или третьего классов опасности.

Из Федерального Классификационного Каталога Отходов (ФККО) видно, что аккумуляторные батареи, бывшие в употреблении относятся к опасному отходу 2 или 3 классов: код ФККО 9 2 0 1 10 01 53 2 «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом» и код ФККО 9 2 0 1 10 02 52 3 «Аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита».

Согласно ФЗ N 89-ФЗ от 24.06.1998 статьи 1 (определение «Сбор отходов») лицензированию подлежит деятельность по сбору отходов в том случае, если они обрабатываются, утилизируются, обезвреживаются или размещаются организацией, осуществляющей сбор. В моём случае я буду передавать аккумуляторные батареи на обработку (переработку).

Получается приобретение у населения аккумуляторных батарей, как отходы 2 или 3 класса опасности разрешено без лицензий. Из Письма Министерства Финансов Российской Федерации Федеральной налоговой службой от 6 августа 2018 г. N СД-4-3/15231@: «В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. Согласно абзацу первому пункта 8 статьи 161 Кодекса при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом налога. При этом налоговая база, указанная в абзаце первом данного пункта, определяется налоговыми агентами.

Учитывая изложенное, в случае если товары соответствуют понятию лома и отходов цветных металлов, установленному вышеуказанным Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, то при реализации этих товаров обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на налогового агента — покупателя таких товаров.»

Исходя из вышеизложенного:

1. Нужна ли лицензия для приобретения аккумуляторных батарей, бывших в употреблении? Если да, то какая именно?

2. Покупая аккумуляторные батареи как отходы 2 или 3 класса опасности, можем мы продавать аккумуляторные батареи, бывшие в употреблении как лом цветного металла на завод по переработке, имеющий лицензию по «Заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных металлов», и возлагать уплату НДС на этот завод, как на налогового агента?

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросам применения положений пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в отношении операций по реализации аккумуляторных батарей, бывших в употреблении, и лицензирования деятельности по приобретению и реализации указанных товаров и сообщает.

На основании пункта 8 статьи 161 Кодекса с 1 января 2018 года налог на добавленную стоимость по операциям реализации лома черных и цветных металлов, осуществляемым налогоплательщиком данного налога, исчисляет покупатель (получатель) данных товаров.

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Понятие лома и отходов черных и цветных металлов, в отношении операций по реализации которых налог на добавленную стоимость исчисляет их покупатель (получатель), Кодексом не предусмотрено.

В то же время статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ предусмотрено, что ломом и отходами цветных и (или) черных металлов признаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Кроме того, в целях отнесения аккумуляторных батарей, бывших в употреблении, к лому и отходам цветных металлов, предназначенным для производства цветных металлов и их сплавов и других видов продукции, следует руководствоваться ГОСТ Р 54564-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия», утвержденным приказом Росстандарта от 29 ноября 2011 г. N 648-ст.

Таким образом, положения вышеуказанного пункта 8 статьи 161 Кодекса применяются при реализации налогоплательщиком налога на добавленную стоимость пришедших в негодность или утративших свои потребительские свойства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, в том числе аккумуляторных батарей, предназначенных для производства цветных металлов и их сплавов и других видов продукции.

Что касается вопроса лицензирования деятельности по приобретению и реализации аккумуляторных батарей, бывших в употреблении, то разъяснения по данному вопросу к компетенции Минфина России не относятся.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

ООО «Невамет» предлагает прием автомобильных аккумуляторов по привлекательным цена в СПб и Ленобласти. Мы принимаем различные виды АКБ, содержащих свинец, а также предлагаем выгодные условия сотрудничества и дополнительные сервисы, упрощающие процесс сдачи. Принимаются как слитые, так и залитые АКБ различных габаритов и типоразмеров. Далее указаны основные разновидности принимаемых аккумуляторов.

Цены на лом аккумуляторов

Наименование лома Описание Засор Стоимость до 20 кг

(цена за 1 кг)

Стоимость от 21 до 500 кг

(цена за 1 кг)

Стоимость свыше 500 кг

Лом АКБ в пп корпусе («слитые») Лом неразделанных свинцовых аккумуляторных батарей в полипропиленовом корпусе со слитым электролитом. 0,5% 43 руб 49 руб Договорная
Лом АКБ в пп корпусе («залитые») и гелевых АКБ Лом неразделанных свинцовых аккумуляторных батарей в полипропиленовом корпусе с не слитым электролитом и гелевых АКБ. 0,5% 38 руб 44 руб Договорная
Лом АКБ в эбонитовом корпусе Лом неразделанных свинцовых аккумуляторных батарей в эбонитовом корпусе. 0,5% 29 руб 35 руб Договорная

Полный прайс на цветной лом

ЗВОНИТЕ 8 (812) 923-23-24

Другие виды цветного лома, которые мы принимаем:

Прием меди

Прием алюминия

Прием латуни

Прием бронзы

Прием свинца

Прием ЦАМ

Прием нержавейки

Прием кабеля

Прием электродвигателей

Лом АКБ в ПП корпусе («слитые»)

Принимается лом неразделанных аккумуляторов в корпусе из пластика (полипропилена). При этом электролит из корпуса аккумулятора должен быть слит. Не допускаются отдельные запчасти и детали аккумуляторов, принимаются только цельные технические узлы в заводском корпусе. На данный вид аккумуляторов не допускается засор, так как изделия сдаются в лом в цельном корпусе, и никаких посторонних предметов при сдаче не допускается.

Лом АКБ в ПП корпусе («залитые») и гелевых АКБ

Также возможен прием малообслуживаемых аккумуляторов, залитых электролитом. В этом случае принимаются также только изделия в цельном корпусе без повреждений, не допускается наличие протечек, механических повреждений пластика корпуса.

Отдельно следует отметить гелевые аккумуляторы, для которых слить электролит без полной разборки в принципе не представляется технически возможным. Такие изделия также принимаются в лом по весу и оцениваются по цене «залитых» АКБ.

Лом АКБ в эбонитовом корпусе

Несмотря на тотальное доминирование полипропилена в качестве пластика для изготовления корпусов аккумуляторов, до сих пор в некоторых отраслях имеются АКБ в эбонитовом корпусе. Они также могут быть приняты в лом в виде цельного технического узла (без разборки). При этом эбонитовые АКБ принимаются исключительно со слитым электролитом.

Выгодный способ ликвидировать старые аккумуляторы

Наша компания предлагает выгодные условия для сдачи аккумуляторов в лом, обеспечивая возможность обеспечить дополнительный приток ликвидных средств и очистку складов от отработанных АКБ. Особенно интересно данное решение для транспортных компаний и других предприятий, на которых данная техника эксплуатируется в промышленных масштабах.

Обращаясь в ООО «Невамет», вы получаете:

  • Индивидуальный подход и подбор пакета услуг, исходя из ваших потребностей. Возможен вывоз лома АКБ с вашей площадки и другие услуги.
  • Выгодные цены на все виды сдаваемых отходов.
  • Оперативное выполнение заказов. Все работы выполняются в сжатые сроки.
  • Полная легальность. Все манипуляции с ломом АКБ выполняются законно, предоставляются необходимые документы.

Звоните прямо сейчас, чтобы получить консультацию по сдаче АКБ в лом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *