Ломбардный список банка

Ломбардный список банка

Банк России в рамках реализации контрциклического подхода к формированию Ломбардного списка Банка России (далее — Ломбардный список) с учетом ожидаемого сохранения профицита ликвидности в среднесрочной перспективе и достаточного объема обеспечения у кредитных организаций повышает требования к минимальному уровню кредитного рейтинга выпуска (эмитента) ряда категорий облигаций, включаемых в Ломбардный список.

С 1 января 2018 года для облигаций субъектов Российской Федерации, облигаций муниципальных образований и облигаций юридических лиц — резидентов Российской Федерации, не являющихся кредитными организациями1, минимальное значение кредитного рейтинга выпуска (эмитента) устанавливается на уровне не ниже «А(RU)» / «ruA» по классификации кредитных рейтинговых агентств АКРА (АО) / АО «Эксперт РА»2 соответственно.

При принятии решения о включении указанных облигаций в Ломбардный список также учитываются результаты проводимой Банком России оценки кредитного качества данных облигаций (кредитоспособности их эмитентов), условий их размещения и обращения, а также иные существенные обстоятельства.

Решение о повышении минимального уровня кредитного рейтинга для включаемых в Ломбардный список облигаций не распространяется на выпуски облигаций, включенные в Ломбардный список до 1 января 2018 года.

Одновременно сохраняется возможность включения в Ломбардный список облигаций субъектов Российской Федерации, облигаций муниципальных образований, облигаций юридических лиц — резидентов Российской Федерации, не являющихся кредитными организациями, выпуски (эмитенты) которых не имеют кредитных рейтингов, соответствующих требованиям Банка России, в случае если исполнение обязательств по ним обеспечено государственными гарантиями Российской Федерации или солидарным поручительством АО «АИЖК» (для облигаций с ипотечным покрытием).

Банк России осуществляет постоянный мониторинг наличия в банковском секторе свободного обеспечения для рефинансирования кредитных организаций и при необходимости готов гибко реагировать на изменение рыночной ситуации.

1 В соответствии с ранее принятым Банком России решением включение в Ломбардный список облигаций кредитных и страховых организаций, а также облигаций Внешэкономбанка приостановлено с 1 октября 2017 года (пресс-релиз Банка России от 7 июля 2017 года «Об изменении подходов к формированию Ломбардного списка Банка России»).

2 Ранее соответствующее значение рейтингов было установлено на уровне «ВВВ(RU)» / «ruВВВ» по классификации кредитных рейтинговых агентств АКРА (АО) / АО «Эксперт РА» соответственно.

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

В соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 20 октября 2009 года №20) в Ломбардный список Банка России включены государственные облигации Волгоградской области выпуска 2009 года, имеющие государственный регистрационный номер выпуска RU34003VLO0.

В Ломбардный список заносятся ценные бумаги, принимаемые в качестве обеспечения ломбардных кредитов. Ломбардное кредитование подразумевает заключение Банком России с кредитными организациями кредитных сделок, где в качестве обеспечения (залога) по кредитам выступают ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России.

Интерес к кредитным операциям с ломбардным кредитованием в последнее время растет в связи повышенной потребностью кредитных организаций в ликвидных ресурсах. Особенностью этих операций является то, что ломбардный кредит в Банке России может получить любая кредитная организация, в том числе не являющаяся дилером на рынке ценных бумаг и не имеющая доступа к операциям РЕПО с Банком России. Возможность заключения с Банком России сделок ломбардного кредитования была предоставлена кредитным организациям в дополнение к ранее существовавшим депозитным операциям Банка России.

Центральный банк включает в ломбардный список ценные бумаги эмитентов, которым присвоен рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте как минимум одним из иностранных рейтинговых агентств на уровне не ниже В+ по классификации рейтинговых агентств Standard & Poor`s или Fitch Ratings либо В1 по классификации рейтингового агентства Moody`s Investors Service.

Ранее рейтинговым агентством Standard & Poor’s выпуску двухлетних облигаций Волгоградской области RU34003VLO был присвоен долгосрочный кредитный рейтинг (рейтинг по международной шкале) «ВB–». Включение очередного выпуска государственных облигаций Волгоградской области в Ломбардный список Банка России окажет положительное влияние на повышение ликвидности ценных бумаг и будет способствовать расширению круга потенциальных инвесторов на рынке.

Информация о включении облигации Волгоградской области выпуска 2009 года в Ломбардный список Банка России доведена до сведения кредитных организаций, путем публикации в «Вестнике Банка России» от 28.10.2009 №61 Письма Центрального банка РФ от 26 октября 2009 г. №130-Т.

=>

В соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 20 октября 2009 года №20) в Ломбардный список Банка России включены государственные облигации Волгоградской области выпуска 2009 года, имеющие государственный регистрационный номер выпуска RU34003VLO0.

В Ломбардный список заносятся ценные бумаги, принимаемые в качестве обеспечения ломбардных кредитов. Ломбардное кредитование подразумевает заключение Банком России с кредитными организациями кредитных сделок, где в качестве обеспечения (залога) по кредитам выступают ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России.

Интерес к кредитным операциям с ломбардным кредитованием в последнее время растет в связи повышенной потребностью кредитных организаций в ликвидных ресурсах. Особенностью этих операций является то, что ломбардный кредит в Банке России может получить любая кредитная организация, в том числе не являющаяся дилером на рынке ценных бумаг и не имеющая доступа к операциям РЕПО с Банком России. Возможность заключения с Банком России сделок ломбардного кредитования была предоставлена кредитным организациям в дополнение к ранее существовавшим депозитным операциям Банка России.

Центральный банк включает в ломбардный список ценные бумаги эмитентов, которым присвоен рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте как минимум одним из иностранных рейтинговых агентств на уровне не ниже В+ по классификации рейтинговых агентств Standard & Poor`s или Fitch Ratings либо В1 по классификации рейтингового агентства Moody`s Investors Service.

Ранее рейтинговым агентством Standard & Poor’s выпуску двухлетних облигаций Волгоградской области RU34003VLO был присвоен долгосрочный кредитный рейтинг (рейтинг по международной шкале) «ВB–». Включение очередного выпуска государственных облигаций Волгоградской области в Ломбардный список Банка России окажет положительное влияние на повышение ликвидности ценных бумаг и будет способствовать расширению круга потенциальных инвесторов на рынке.

Информация о включении облигации Волгоградской области выпуска 2009 года в Ломбардный список Банка России доведена до сведения кредитных организаций, путем публикации в «Вестнике Банка России» от 28.10.2009 №61 Письма Центрального банка РФ от 26 октября 2009 г. №130-Т.

=> html => html => 06.01.2015 20:44:56 => 06.01.2015 20:44:56 => 174 => 174 => => => 03.02.2015 20:14:20 => 03.02.2015 20:14:20 => 174 => 174 => 436 => 436 => /current-activity/cooperation/news/22920/ => /current-activity/cooperation/news/22920/ => => => => => /current-activity/cooperation/news/ => /current-activity/cooperation/news/ => / => / => 2a861222c2becf39b421771cac0fa3b3 => 2a861222c2becf39b421771cac0fa3b3 => committees_news => committees_news => => => => => s1 => s1 => 26.11.2009 10:26:00 => => Array ( ) => Array ( => => => => => => => => => => => ) => Array ( => Array ( => 1578 => 117 => Выводить в общих новостях? => Y => 500 => COMMON_NEWS => 0 => N => 1 => 30 => L => N => => => 5 => 0 => N => N => N => N => 1 => SASDCheckboxNum => Array ( => Array ( => Нет => Да ) ) => => Выводить в общих новостях? => 0 => => => => => => => => ) => Array ( => 1579 => 117 => Выводить на главной в слайдере? => Y => 500 => MAIN_DISPLAY => 0 => N => 1 => 30 => L => N => => => 5 => 0 => N => N => N => N => 1 => SASDCheckboxNum => Array ( => Array ( => Нет => Да ) ) => => Выводить на главной в слайдере? => 0 => => => => => => => => ) => Array ( => 1765 => 117 => Дополнительные фотографии => Y => 500 => DOP_PHOTO => => F => 1 => 30 => L => Y => => jpg, gif, bmp, png, jpeg => 5 => 0 => Y => Y => N => N => 1 => => => => Дополнительные фотографии => => => => => => => => => ) => Array ( => 1766 => 117 => Видео => Y => 500 => NEWS_VIDEO => Array ( ) => S => 1 => 30 => L => N => => => 5 => 0 => N => N => N => N => 1 => video => Array ( => 10 => bottom => N => 90 => => => transparent => FFFFFF => 000000 => 000000 => 000000 => => windowless => 400 => 300 ) => => Видео => Array ( ) => => => => => => => => ) => Array ( => 1767 => 117 => Документы => Y => 500 => NEWS_DOC => => F => 1 => 30 => L => Y => => => 5 => 0 => N => N => N => N => 1 => => => => Документы => => => => => => => => => ) => Array ( => 1845 => 117 => Выделить новость как ЧМ 2018? => Y => 500 => HIGHLIGHT => 0 => N => 1 => 30 => L => N => => => 5 => 0 => N => N => N => N => 1 => SASDCheckboxNum => Array ( => Array ( => Нет => Да ) ) => => Выделить новость как ЧМ 2018? => 0 => => => => => => => => ) => Array ( => 1846 => 117 => Цвет заголовка ЧМ 2018 => Y => 500 => COLOR_TITLE => => S => 1 => 30 => L => N => => => 5 => 0 => N => N => N => N => 1 => SASDPalette => => => Цвет заголовка ЧМ 2018 => => => => => => => => => ) ) => Array ( ) => Array ( ) => Array ( ) => Array ( ) => 0 => => Array ( ) => => => Array ( ) => => => => => => => => Array ( ) => Array ( ) => Array ( => 436 => 436 => 5 => 5 => 174 => 174 => 117 => 117 => => => Y => Y => Y => Y => 500 => 500 => Комитет финансов Волгоградской области => Комитет финансов Волгоградской области => => => 69 => 69 => 70 => 70 => 1 => 1 => => => text => text => => => => => 8c550cb3c25d08f9dbd21b70500b092c => 8c550cb3c25d08f9dbd21b70500b092c => => => => => /current-activity/cooperation/news/ => /current-activity/cooperation/news/ => /current-activity/cooperation/news/ => /current-activity/cooperation/news/ => committees_news => committees_news => => => => => => => Array ( => Array ( => 436 => 436 => => => => => => => 117 => 117 => => => 500 => 500 => Комитет финансов Волгоградской области => Комитет финансов Волгоградской области => Y => Y => 1 => 1 => /current-activity/cooperation/news/ => /current-activity/cooperation/news/ => committees_news => committees_news => => => => => Y => Y ) ) ) => /current-activity/cooperation/news/22920/index.php?action=BUY&id=22920 => /current-activity/cooperation/news/22920/index.php?action=BUY&id=22920 => /current-activity/cooperation/news/22920/index.php?action=ADD2BASKET&id=22920 => /current-activity/cooperation/news/22920/index.php?action=ADD2BASKET&id=22920 => /current-activity/cooperation/news/22920/index.php?action=SUBSCRIBE_PRODUCT&id=22920 => /current-activity/cooperation/news/22920/index.php?action=SUBSCRIBE_PRODUCT&id=22920 => => => => Array ( => Новый выпуск Волгоградских государственных облигаций включен в Ломбардный список Банка России => Новый выпуск Волгоградских государственных облигаций включен в Ломбардный список Банка России => => => ) => 26 Ноября 2009, 10:26 => Array ( ) )

By Reuters Staff, Рейтер

6 Min Read

МОСКВА, 7 июл (Рейтер) — Банк России ужесточил подходы к формированию ломбардного списка в условиях профицита ликвидности и с 1 октября перестанет принимать в обеспечение облигации и евробонды банков, страховщиков и Внешэкономбанка (ВЭБа), сообщил регулятор.

Решение принято «в рамках реализации контрциклического подхода”, принимая во внимание ожидаемое сохранение профицита ликвидности в среднесрочной перспективе и достаточность обеспечения.

С 1 октября 2017 года приостанавливается включение в ломбардный список новых выпусков следующих ценных бумаг:

— облигаций кредитных организаций и Внешэкономбанка, за исключением банковских бондов с ипотечным покрытием;

— облигаций страховых организаций;

— облигаций международных финансовых организаций;

— еврооблигаций, конечными заемщиками которых являются российские кредитные и страховые организации, а также Внешэкономбанк.

Попавшие под запрет не смогут увеличивать объемы размещения существующих выпусков:

«Если в период с 7 июля 2017 года до 1 июля 2018 года в отношении включенных в ломбардный список облигаций указанных организаций будут регистрироваться/утверждаться изменения, связанные с увеличением их объемов или изменением даты/условий их погашения, ЦБР будет рассматривать возможность приостановления использования соответствующих выпусков облигаций в операциях рефинансирования”, — пишет ЦБ.

Кроме того, с 1 октября 2017 года осуществляется поэтапное снижение поправочных коэффициентов или увеличение дисконтов по включенным в ломбардный список ценным бумагам указанных организаций.

С 1 октября 2017 года значения поправочных коэффициентов будут снижены на 0,1 или значения дисконтов увеличены на 10 процентных пунктов.

С 1 января 2018 года действующие значения поправочных коэффициентов будут снижены на 0,2 или значения дисконтов увеличены на 20 процентных пунктов.

С 1 апреля 2018 года действующие значения поправочных коэффициентов будут снижены на 0,2 или значения дисконтов увеличены на 20 процентных пунктов.

С 1 июля 2018 года операции кредитования и операции репо Банка России с указанными ценными бумагами будут приостановлены.

Совет директоров Банка России принял решение об исключении с 10 июля 2017 года из ломбардного списка облигаций кредитных и страховых организаций, которые не принимаются Банком России в качестве обеспечения по операциям предоставления ликвидности.

«Банк России осуществляет постоянный мониторинг наличия в банковском секторе свободного обеспечения для рефинансирования кредитных организаций и при необходимости готов гибко реагировать на изменение рыночной ситуации”, — предупредил ЦБР.

ЦБР изменил регулирование и с 14 июля 2017 года будет включать в ломбардный список только облигации с рейтингами национальных рейтинговых агентств (bit.ly/2sNdpCI).

При этом совет директоров ЦБР разрешил кроме рейтинга АКРА использовать рейтинги Эксперт РА по облигациям регионов и банков.

«Начиная с 14 июля 2017 года при включении в ломбардный список… облигаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также облигаций кредитных организаций будет требоваться наличие у выпусков (эмитентов) указанных ценных бумаг кредитного рейтинга на уровне не ниже ruВВВ, присвоенного кредитным рейтинговым агентством Эксперт РА, или ВВВ(RU), присвоенного АКРА”, — сообщил ЦБР.

Помимо наличия указанного кредитного рейтинга при принятии решения о включении ценных бумаг в ломбардный список ЦБР будет учитывать результаты проводимой Банком России оценки кредитного качества выпусков ценных бумаг (кредитоспособности эмитентов), условий их размещения и обращения, а также иные существенные обстоятельства.

В отношении ценных бумаг, ранее включенных в ломбардный список, Банк России принял решение о том, что корректировка рыночной стоимости облигаций субъектов и муниципальных образований, а также облигаций юридических лиц — резидентов, выпуски которых по состоянию на 13 июля 2017 года не будут иметь кредитных рейтингов, соответствующих требованиям для включения в ломбардный список, действующим по состоянию на 13 июля 2017 года (рейтингов иностранных рейтинговых агентств), и по состоянию на 30 сентября 2017 года − рейтингов, соответствующих требованиям для включения в ломбардный список, действующим по состоянию на 30 сентября 2017 года, осуществляется на следующих условиях:

с 1 октября 2017 года по указанным облигациям устанавливается дисконт в размере 60 процентов (поправочный коэффициент в размере 0,4);

с 1 января 2018 года указанные облигации не принимаются в обеспечение по операциям кредитования и операциям репо Банка России.

Решение об изменении дисконтов не распространяется на облигации, исполнение обязательств по которым обеспечено госгарантиями или солидарным поручительством АИЖК (для облигаций с ипотечным покрытием).

Крупнейший госбанк РФ Сбербанк на этой неделе подписал с АИЖК меморандум о сотрудничестве по выпуску ипотечных ценных бумаг, обеспеченных кредитами Сбербанка.

В планах Сбербанка и АИЖК выпуск ипотечных ценных бумаг совокупным объемом до 300 миллиардов рублей в течение ближайших трех лет.

Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов

Банк России изменил подходы к формированию Ломбардного списка, в котором сейчас находятся бонды на 8 трлн руб. С 14 июля в Ломбардный список будут включаться только бумаги эмитентов, имеющих кредитные рейтинги российских агентств АКРА и Эксперт РА на уровне не ниже «ВВВ» по национальной шкале. Бумаги корпоративных заемщиков, ранее включенные в Ломбардный список, сохраняют свой статус. Облигации банков и регионов без соответствующих рейтингов будут исключены из Ломбардного списка с 1 января 2018г. Кроме того, Банк России сообщил, что с 1 июля 2018 г. полностью приостановит операции кредитования и операции РЕПО с ценными бумагами банков, ВЭБа и страховых компаний.

Сокращение Ломбардного списка приведет к снижению спроса на облигации банков и эмитентов, не имеющих соответствующих рейтингов. В свою очередь, спрос на ОФЗ и корпоративные облигации, должен вырасти. Для банков в условиях профицит ликвидности сжатие Ломбардного списка прямого негативного эффекта не несет. Объем привлекаемых банками от ЦБ ресурсов в рамках РЕПО сейчас составляет менее 50 млрд руб., тогда как на депозитах в ЦБ размещается еженедельно более 500 млрд руб. Отдельные банки, имеющие большой объем «ломбардных» облигаций, будут стремиться компенсировать снижение спроса на свои инструменты за счет размещения евробондов либо за счет наращивания средств клиентов.

1

Банк России планирует поэтапное исключение облигаций банков из Ломбардного списка

На прошлой неделе Банк России опубликовал пресс-релиз, в котором сообщил об изменении критериев формирования Ломбардного списка. Регулятор сообщил, что в период с 1 октября 2017 г. по 1 июля 2018 г. будет реализовано поэтапное и полное исключение из Ломбардного списка всех облигаций и еврооблигаций российских банков и ВЭБа, международных финансовых организаций, страховых компаний. Облигации с ипотечным покрытием остаются в Ломбардном списке.

Новые выпуски облигаций финансового сектора не будут включаться в Ломбардный список с 1 октября 2017 г.

По находящимся в Ломбардном списке облигациям финансового сектора с 1 октября 2017 г. поэтапно повышаются дисконты, а с 1 июля 2018 г. операции кредитования и операции РЕПО Банка России с указанными ценными бумагами будут приостановлены.

С 14 июля 2017 г. в Ломбардный список будут включаться только облигации банков, имеющих кредитный рейтинг на уровне не ниже «ruВВВ», присвоенный агентством Эксперт РА или АКРА. В отношении облигаций банков, ранее включенных в Ломбардный список, и не удовлетворяющих новым рейтинговым требованиям, с 1 октября 2017 г. устанавливается дисконт в размере 60% (поправочный коэффициент в размере 0,4); с 1 января 2018 г. указанные облигации не принимаются в обеспечение по операциям кредитования и операциям РЕПО Банка России.

Влияние новости на рынок

Прямой негативный эффект для банковской системы от данных решений будет минимальным, поскольку за последние два года банки практически полностью отказались от операций рефинансирования в ЦБ в силу высокого уровня ключевой ставки и избытка ликвидности в системе. Общая рублевая задолженность банков перед регулятором составляет сейчас всего 372,3 млрд руб., в том числе 43 млрд руб. – задолженность по операциям РЕПО. Остаток задолженности по операциям валютного РЕПО составляет 1,9 млрд долл. и ожидается ее полное погашение до конца 2017 г. В случае ухудшения ликвидной позиции банки сохраняют возможность использовать для операций рефинансирования ОФЗ и бонды корпоративных заемщиков. Общая стоимость доступного для операций рефинансирования в ЦБ портфеля облигаций на балансе банков (за исключением финансового сектора) составляет около 7,2 трлн руб., в том числе 3,2 млрд руб. – портфель ОФЗ и суверенных евробондов, 4,0 трлн руб. – портфель корпоративных бондов.

Влияние новости на отдельные банки

В настоящее время в Ломбардный список включены облигации банков на 2,7 трлн руб., в том числе 1 трлн руб. – рублевые облигации и 1,6 трлн руб. – евробонды. Исключение бумаг из Ломбарда снизит их привлекательность. В силу этого мы ожидаем, что премия в банковских облигациях к суверенной кривой будет более высокой, чем по корпоративным бондам с аналогичным кредитным рейтингом. Снижение спроса на банковские облигации приведет к сокращению объема бумаг в обращении. В первую очередь будет происходить сжатие рынка рублевых банковских облигаций. Еврооблигации, где значительный объем выкупается иностранными инвесторами, могут остаться доступным инструментом фондирования частных банков. Банки будут стремиться заместить рыночное фондирование средствами клиентов. Причем, для выполнения норматива краткосрочной ликвидности в соответствии с Базель-III, банки будут предъявлять более высокий спрос на депозиты корпоративных клиентов, которые не могут быть досрочно отозваны.

Наибольший объем облигаций, включенных в Ломбардный список, имеют следующие банки: ВЭБ, Сбербанк, РСХБ, ГПБ, Альфа-Банк, ВТБ, МКБ, Банк ФК Открытие, Группа SG, Банк Зенит. На топ-10 приходится 85% от всего объема включенных в Ломбардный список бумаг банковского сектора. Сокращение спроса на бонды будет критично для ВЭБа, поскольку за счет облигаций (с Ломбардным статусом) сформировано порядка 20% пассивов госкорпорации. У остальных банков доля рыночного фондирования составляет менее 5% от пассивов. Средняя дюрация рублевых облигаций банков первого эшелона составляет 1,3 года. Вместе с повышением спроса на средства клиентов со стороны крупных банков-эмитентов облигаций мы ожидаем сокращение их активности на депозитных аукционах Банка России.

Для облигаций корпоративного сектора и субфедеральных облигаций с 14 июля действуют новые критерии включения и сохранения в Ломбардном списке

Банк России с 14 июля меняет условия включения и сохранения облигаций корпоративных заемщиков и регионов России.

Новые выпуски облигации субъектов РФ и муниципальных образований, для включения в Ломбардный список теперь должны иметь кредитный рейтинг на уровне не ниже «ruВВВ», присвоенный агентством Эксперт РА или АКРА. Рейтинги международных агентств Банком России с 14 июля не применяются.

В отношении ценных бумаг регионов, ранее включенных в Ломбардный список, и не имеющих минимально требуемого уровня рейтинга от Эксперт РА или АКРА, с 1 октября 2017 г. устанавливается дисконт в размере 60% (поправочный коэффициент в размере 0,4); с 1 января 2018 г. указанные облигации не принимаются в обеспечение по операциям кредитования и операциям РЕПО Банка России.

Критерием для включения облигации корпоративных заемщиков в Ломбардный список с 14 июля является наличие кредитного рейтинга на уровне не ниже «ruВВВ», присвоенного агентством АКРА. Ранее включенные в Ломбардный список облигации корпоративных заемщиков могут быть использованы для операций РЕПО с Банком России до окончания срока обращения или погашения бумаг.

Несмотря на то, что операции РЕПО с Банком России сейчас практически не используются банками, Ломбардный статус бумаг повышает их привлекательность с точки зрения возможности привлечения ликвидности в случае необходимости. Поэтому мы ожидаем, что эмитенты начнут более активно получать рейтинги от АКРА и Эксперт РА.

В настоящее время только 2 эмитента из числа корпоративных заемщиков имеют рейтинги АКРА (Автодор и Газпром нефть). В свете отсутствия необходимых рейтингов мы ожидаем, что на рынке первичных размещений корпоративных бумаг на протяжении ближайшего квартала будет низкая активность. Дефицитом предложения новых бумаг, удовлетворяющих критериям включения в Ломбардный список, могут воспользоваться эмитенты, получившие рейтинг АКРА среди первых. Также ожидаем, что крупные корпоративные заемщики (не включенные в санкционные списки) будут более активно использовать возможности заимствований на внешнем рынке, чтобы компенсировать снижение спроса на неломбардные облигации на локальном рынке. Дефицит предложения новых Ломбардных бумаг будет стимулировать рост спроса на Ломбардные бонды на вторичном рынке.

На рынок ОФЗ сокращение Ломбардного списка окажет позитивное влияние. Мы ожидаем, что в ответ на применение Банком России новых подходов к формированию Ломбардного списка российские банки будут исключать из своих портфелей неломбардные бумаги. В свою очередь, освобождающиеся ресурсы будут направляться на покупку ликвидных ОФЗ.

Дмитрий Монастыршин

© 2017 ПАО «Промсвязьбанк».

Настоящий информационно-аналитический обзор предоставляется исключительно в информационных целях. Содержащаяся в настоящем обзоре информация и выводы были получены и основаны на источниках, которые ПАО «Промсвязьбанк», в целом, считает надежными. Однако, ПАО «Промсвязьбанк» не дает никаких гарантий и не предоставляет никаких заверений, что такая информация является полной и достоверной, и, соответственно, она не должна рассматриваться как полная и достоверная. Выводы и заявления, сделанные в настоящем обзоре, являются лишь предположениями, которые могут существенно отличаться от фактических событий и результатов. ПАО «Промсвязьбанк» не берет на себя обязательство регулярно обновлять информацию, содержащуюся в настоящем обзоре, или исправлять неточности, и оставляет за собой право пересмотреть ее содержание в любой момент без предварительного уведомления.

Содержащаяся в обзоре информация и выводы не являются рекомендацией, офертой или приглашением делать оферты на покупку или продажу каких-либо ценных бумаг и других финансовых инструментов. Обзор не является рекомендацией в отношении инвестиций и не принимает во внимание какие-либо специальные, особые или индивидуальные инвестиционные цели, финансовые обстоятельства и требования какого-либо конкретного лица, которое может быть получателем настоящего обзора. Сделки, совершенные в прошлом и упомянутые в настоящем обзоре, не всегда являются индикативными для определения результатов будущих сделок.

Инвесторам необходимо принять во внимание, что доход от ценных бумаг или других инвестиций может меняться, и цена или стоимость ценных бумаг и инвестиций может как расти, так и падать, и, как следствие, результаты инвестирования могут оказаться меньше первоначально инвестированных средств. Результаты инвестирования в прошлом не гарантируют доходов в будущем. Множество факторов может привести к тому, что фактические результаты будут существенно отличаться от прогнозов и выводов, содержащихся в настоящем обзоре, включая, в частности, общие экономические условия, конкурентную среду, риски, связанные с осуществлением деятельности в Российской Федерации, стремительные технологические и рыночные изменения в отраслях, в которых действуют соответствующие эмитенты ценных бумаг, а также многие другие риски. ПАО «Промсвязьбанк», его руководство и сотрудники не несут ответственности за инвестиционные решения получателей настоящего обзора, основанные на информации, содержащейся в нем, за прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования получателем настоящего обзора информации или какой-либо ее части при совершении операций с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами. Прежде чем принять решение о приобретении ценных бумаг, потенциальный инвестор должен самостоятельно изучить и проанализировать все риски, связанные с такими инвестициями. Использование информации, представленной в настоящем обзоре, осуществляется потенциальным инвестором на свой собственный страх и риск.

Если прямо не указано обратное, настоящий обзор предназначен только для лиц, являющихся допустимыми получателями данного обзора в той юрисдикции, в которой находится или к которой принадлежит получатель обзора, и которые могут получать данный отчет без того, чтобы распространение данного отчета таким лицам нарушало или не соответствовало законодательным и регуляторным требованиям указанной юрисдикции. Соответственно, каждый получатель данного обзора вправе использовать обзор только в случае, если он является допустимым получателем.

Впрочем, в дальнейшем Банк России «может рассмотреть вопрос об использовании при формировании ломбардного списка кредитных рейтингов иных кредитных рейтинговых агентств», указано в пресс-релизе.

Ломбардный список Центрального банка — перечень ценных бумаг, которые Банк России готов принять в качестве залога при предоставлении кредитов коммерческим банкам. Он утверждается советом директоров ЦБ. Наличие бумаг в ломбардном списке, а теперь и наличие по ним (или по эмитенту) рейтинга АКРА крайне важно для эмитентов. Это повышает ликвидность облигаций и спрос на них со стороны инвесторов. Если это банки, они могут получать прямое рефинансирование в Банке России под такие бумаги. Прочим инвесторам при наличии указанного рейтинга проще получить под такие бумаги банковское финансирование.

Реакция конкурентов​

«Использование рейтингов российских агентств для включения ценных бумаг в ломбардный список ЦБ — знаковое решение для рынка, фактически означающее признание уровня качества и доверие ЦБ оценкам российских агентств в ключевом для регулятора вопросе рефинансирования», — говорит глава АКРА Екатерина Трофимова.

Впрочем, конкурирующее российское агентство «Эксперт РА» не теряет надежды наверстать упущенные позиции. «Решение о том, оценки какого агентства и уровня используются для включения ценных бумаг в ломбардный список ЦБ, принимает совет директоров Банка России, и он сейчас ведет работу по оценке того, насколько адекватна наша новая методология рейтингования», — сообщил РБК президент «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков. По его словам, процесс идет довольно быстро и в «Эксперт РА» ожидают, что им удастся убедить регулятора в качественности их методики и в течение ближайших недель​ получить положительное заключение.

«Наличие хотя бы двух агентств, чьи рейтинги используются в указанных целях, сделало бы ситуацию более объективной с точки зрения конкуренции», — говорит Гришанков.

Впрочем, ЦБ не готов безусловно верить и рейтингу АКРА. Как указано в пресс-релизе регулятора, «помимо наличия у выпусков (эмитентов) ценных бумаг указанного кредитного рейтинга АКРА при принятии решения о включении ценных бумаг в ломбардный список будут учитываться результаты проводимой Банком России оценки кредитного качества выпусков ценных бумаг (кредитоспособности эмитентов), условий их размещения и обращения, а также иные существенные обстоятельства». Таким образом, качество бумаг вслед за АКРА ЦБ намерен перепроверить самостоятельно.

Значение для рынка

В целом ЦБ в условиях профицита ликвидности на рынке ведет работу по постепенному сокращению рефинансирования банков под бумаги из ломбардного списка — это означает, что эмитентам в принципе становится сложнее попасть в ломбардный список, считают участники рынка. Так, требования к международным рейтингам ужесточаются не впервые за последнее время. В июле 2016 года ЦБ (тогда еще использовавший для включения бумаг в ломбардный список только рейтинги «большой тройки») уже повышал минимальные требования к ним с уровня B-/B3 до текущего B+/B1 в зависимости от агентства, напоминают представители рейтинговых агентств.

При этом переход на рейтинги АКРА может внести отдельный вклад в это. «Установленный уровень рейтинга BBB (RU) от АКРА довольно высокий, исходя из него в ломбардный список могут попасть чуть меньше половины обладателей рейтингов АКРА, что в будущем может сократить число выпусков ценных бумаг в ломбардном списке примерно на четверть», — говорит источник РБК, знакомый с ситуацией. Текущий уровень отсечки по рейтингу был мягче. «Сложно прогнозировать, как будет развиваться ситуация, могу лишь сказать, что сейчас критерию B+ по минимальному уровню рейтинга соответствует около 60% общего количества рейтингов, присвоенных S&P», — указывает замдиректора по банковским рейтингам S&P Сергей Вороненко.

«Уже объявленные требования могут отсечь от ломбардного списка, на мой взгляд, не более 10% от общего числа новых выпусков, в основном за счет банков и технических компаний», — оценил директор департамента рынков долгового капитала Росбанка Антон Кирюхин. По его оценкам, в терминах объема выпусков в деньгах речь идет о несколько меньшей доле, поскольку наибольшие объемы эмитируются крупнейшими компаниями с высоким рейтингом.

Учитывая, что пока в ломбардный список можно будет попасть лишь с рейтингом АКРА, ряд эмитентов, заключивших договоры о рейтинговании с другими агентствами, могут столкнуться с рисками и вовсе не попасть в ломбардный список в течение ближайшего года. По сведениям РБК, недавно и на ближайший год договоры с АКРА заключили ряд субфедеральных эмитентов, например Новгородская область. Информация об этом содержится в Единой информационной системе в сфере госзакупок. Учитывая, что это бюджетные структуры, финансировать новые договоры — теперь уже с АКРА — они не могут себе позволить. Практически, если рейтинги «Эксперт РА» ЦБ так и не будет принимать для включения бумаг в ломбардный список в течение ближайшего года, это означает меньший интерес к их размещениям со стороны рынка.

«Действительно, договоры о рейтинговании обычно заключаются на год, что и было сделано указанными эмитентами, расторжению не подлежат без крайне веских на то оснований, но мы рассчитываем на одобрение в ближайшее время ЦБ нашей методологии и возможное скорое принятие регулятором наших рейтингов для включения ценных бумаг в ломбардный список», — указывает Гришанков.

Действующие условия могут быть и смягчены в связи с тем, что до 14 июля еще одно рейтинговое агентство может получить одобрение ЦБ своей методологии, согласен Антон Кирюхин. «Но все же для рынка большой плюс, что новые требования по ломбардному списку не касаются старых выпусков, иначе ситуация для эмитентов была бы намного тяжелее», — резюмировал он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *