Меры защиты внутреннего рынка

Меры защиты внутреннего рынка

Меры защиты рынка

В международной торговле для защиты экономических интересов национальных производителей применяются следующие виды мер:

— специальные защитные меры (в связи с возросшим импортом на таможенную территорию государства и/или объединения государств);

— антидемпинговые меры (в связи с демпинговым импортом на таможенную территорию государства и/или объединения государств);

— компенсационные меры (в связи с субсидируемым импортом на таможенную территорию государства и/или объединения государств).

Условия применения мер защиты рынка

Меры защиты рынка можно применять, если:

— доказано наличие демпинга, субсидирования или значительного увеличения объемов импорта;

— нанесен ущерб или создана угроза нанесения ущерба национальной отрасли промышленности (серьезного ущерба для целей специальных защитных мер);

— выявлено наличие причинно-следственной связи между импортом (демпинговым, субсидируемым или возросшим) и ущербом или угрозой ущерба для национальной промышленности (серьезным ущербом или угрозой серьезного ущерба для целей специальных защитных мер).

Антидемпинговые и компенсационные меры применяются в отношении импорта из отдельных стран. Специальные защитные меры применяются к импорту товара независимо от страны его происхождения.

Правовые основания применения мер защиты рынка

Страны, использующие инструменты защиты внутреннего рынка, имеют соответствующие национальные законы. При этом законодательство стран-членов ВТО должно соответствовать нормам и правилам ВТО. Законодательство стран, которые не являются членами ВТО, как правило, имеет положения, сходные с положениями Соглашений ВТО.

Что такое демпинг?

В Соглашении ВТО по применению Статьи VI ГАТТ 1994 термин «демпинг» определен как поступление товара на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости в стране экспорта. Это означает, что компания демпингует, если она экспортирует продукт по цене ниже, чем сопоставимая цена аналогичного товара в рамках обычного хода торговли на внутреннем рынке экспортирующей страны (включает в себя величину издержек на его производство, сбытовых, административных и общих затрат и разумную норму прибыли.

Сам по себе демпинг не запрещен. Однако, в том случае, когда демпинговые поставки наносят ущерб национальному производителю, государство имеет право применить антидемпинговую меру для восстановления справедливых условий конкуренции на национальном рынке.

Антидемпинговые меры применяются в виде антидемпинговой пошлины, которая рассчитывается на основе демпинговой маржи, являющейся разницей между экспортной ценой и нормальной стоимостью товара, и применяется совместно с действующей ставкой ввозной таможенной пошлины. Меры могут применяться также в виде ценовых обязательств, которые экспортеры могут добровольно взять на себя с целью недопущения введения антидемпинговой пошлины.

Размер минимально допустимой демпинговой маржи равен 2 процентам. Если в ходе расследования выясняется, что демпинговая маржа составляет менее двух процентов, антидемпинговое расследование прекращается.

Что такое демпинговая маржа?

Нормальная стоимость – 50 долл. США

Экспортная цена – 45 долл. США

50 – 45 = 5

Демпинговая маржа = 5 долл. США

или (в %)

(50-45) : 45 * 100% = 11,1%

Демпинговая маржа = 11,1%

Если орган, проводящий расследование, обладает достоверной информацией о наличии трех условий для введения мер (демпинг, ущерб/угроза ущерба и причинно-следственная связь между ними), он может применить предварительные меры, но не ранее чем через 60 дней с даты начала расследования.

Предварительные антидемпинговые меры могут принимать форму пошлины или, что предпочтительно, залога – денежного депозита или долгового обязательства – равного сумме предварительно оцененной антидемпинговой пошлины, которая не должна быть больше предварительно оцененной демпинговой маржи.

В том случае, если по результатам расследования три условия введения меры доказаны не будут, сумма уплаченных предварительных пошлин/залога должна быть возвращена экспортеру.

Что такое субсидия?

Субсидия – это финансовое содействие со стороны правительства или любого государственного органа, которое обеспечивает преимущество получателю.

Субсидии могут предоставляться в форме:

i. прямого перевода денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или обязательств по переводу таких средств (например, гарантий по займам);

ii. отказа от причитающихся доходов или отказа от их взимания (например, налоговые льготы, такие, как налоговые кредиты);

iii. предоставления товаров или услуг помимо общей инфраструктуры, или закупок товаров;

iv. платежей через механизмы финансирования или поручений, либо предписаний частному лицу выполнять одну или несколько функций, из числа указанных в пунктах i-iii, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;

или иных формах.

Формы субсидии

Субсидия является специфической, если ее предоставление сопровождается:

— ограничением числа конкретных организаций, которые допущены к использованию субсидии (например, по региональному или отраслевому признаку);

— преимущественным использованием субсидии конкретными организациями;

— предоставлением непропорционально больших сумм субсидий некоторым предприятиям.

Кроме того, фактором, который может быть принят во внимание для квалификации субсидии в качестве специфической, является свобода усмотрения субсидирующего органа при принятии решения о предоставлении субсидии (при этом во внимание должна приниматься информация о частоте отказов или одобрений заявок на субсидирование и мотивы соответствующих решений).

С целью нейтрализации ущерба национальной отрасли от импорта товаров, производители или экспортеры которых получают специфические субсидии, импортирующее государство может применить компенсационную меру.

Компенсационная мера вводится только после расследования, проведенного уполномоченным органом, и чаще всего применяется в виде компенсационной пошлины. Так же, как и в случае с антидемпинговыми мерами, компенсационные меры могут применяться в виде обязательств:

— устранить или ограничить субсидирование, или принять другие меры для нивелирования негативного воздействия от субсидий, которые принимают на себя государственные органы экспортирующей страны, или

— пересмотреть экспортные цены, чтобы устранить негативное воздействие от субсидий, которые принимают на себя экспортеры.

Что такое специальная защитная мера?

Специальная защитная мера – это мера, применяемая к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного уполномоченным органом, установлено, что импорт данного товара в страну осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб или создает угрозу причинения серьезного ущерба отечественной отрасли экономики.

Цель специальной защитной меры состоит в том, чтобы дать промышленности возможность адаптироваться к изменившимся условиям. Для этого с помощью меры уменьшаются объемы импортной продукции на внутреннем рынке, чтобы отечественная отрасль могла осуществить необходимые изменения с целью экономического приспособления.

Специальные защитные меры применяются в форме специальной пошлины или в форме количественных ограничений (квот). При этом квота не должна сокращать количество импорта ниже уровня предыдущего периода, за который, как правило, принимается средний импорт за последние три представительных года, если только не будет четкого обоснования необходимости установления иного уровня для предотвращения или устранения серьезного ущерба.

Сроки применения мер защиты рынка

Антидемпинговые меры

Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать 5 лет с даты ее введения. Срок действия меры может быть продлен, если уполномоченный орган, проведет пересмотр действующей меры (как правило на основании заявления национальной отрасли промышленности) и придет к заключению, что прекращение действия пошлины приведет к продолжению или возобновлению демпинга и ущерба.

Срок применения предварительной антидемпинговой меры ограничивается периодом, не превышающим четырех месяцев, или, в исключительных случаях, не превышающим шести месяцев.

Подробнее об антидемпинговых мерах.

Компенсационные меры

Срок действия любой окончательной компенсационной пошлины не должен превышать 5 лет с даты ее введения. Срок действия меры может быть продлен, если уполномоченный орган проведет пересмотр действующей меры (как правило на основании заявления национальной отрасли промышленности) и придет к заключению, что прекращение действия пошлины приведет к продолжению или возобновлению субсидирования и ущерба.

В ходе компенсационного расследования возможно применение предварительной компенсационной меры, которая, как и предварительная антидемпинговая мера не применяется ранее, чем через 60 дней с даты инициирования расследования.

Срок применения предварительной компенсационной меры ограничивается периодом, не превышающим четырех месяцев.

Подробнее о субсидиях и компенсационных мерах*

Специальные защитные меры

Срок действия специальной защитной меры не должен превышать 4 года. Срок действия меры может быть продлен при условии, что компетентные органы импортирующей страны установили, что данная защитная мера продолжает быть необходимой для предотвращения или устранения серьезного ущерба, и что имеется свидетельство того, что данная отрасль производства находится в процессе экономического приспособления. Однако, общий период применения специальной защитной меры, включая период применения предварительной меры, период начального применения и любого ее продления, не должен превышать восьми лет.

Предварительные специальные защитные меры могут применяться в критических обстоятельствах, когда отсрочка нанесла бы ущерб, который будет трудно устранить, при наличии очевидных свидетельств того, что возросший импорт нанес или угрожает нанести серьезный ущерб. Срок действия предварительной меры не должен превышать 200 дней.

Подробнее о специальных защитных мерах*

* Примечание: переход по гиперссылкам должен осуществляться на страницы «Субсидии и компенсационные меры» и «Специальные защитные меры» подраздела «Виды ограничительных мер во внешней торговле» раздела «Международные правила торговли» Портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России.

Старший преподаватель кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н.Ливенцева А.А.Сидоров — об особенностях защиты внутреннего рынка Евразийского экономического союза.

Меры защиты внутреннего рынка (защитные меры) являются одним из немногих эффективно действующих наднациональных инструментов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Наряду с другими мерами нетарифного, а также таможенно-тарифного регулирования, они составляют основу наиболее интегрированной сферы ЕАЭС — внешнеторговой политики.

К защитным относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, направленные на противодействие, соответственно, возросшему, демпинговому или субсидируемому импорту из третьих стран. Антидемпинговые и компенсационные меры по сути являются средством защиты производителей от недобросовестной иностранной конкуренции. Чаще всего защитные меры применяются в форме пошлин, которые платят экспортеры из третьих стран в дополнение к действующим ввозным таможенным пошлинам.

Защитные меры применяются на единой таможенной территории ЕАЭС и вводятся по решению Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Введению таких мер предшествует проводимое ЕЭК по заявлению производителей или их объединений расследование. Его цель — доказать наличие возросшего, демпингового или субсидируемого импорта; ущерба (или угрозы его причинения) отрасли экономики государств — членов ЕАЭС; причинно-следственной связи между ними. Таким образом, фактически все компетенции, связанные с защитными мерами, переданы на наднациональный уровень.

У государств-членов осталось лишь две функции — формирование позиции по предложениям ЕЭК о применении защитных мер, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательства и практики применения данных мер. Именно с этими национальными компетенциями связаны основные проблемы защиты внутреннего рынка ЕАЭС.

В настоящее время в ЕАЭС действует 16 защитных мер (все антидемпинговые) в отношении различных товаров, из них семь — против Китая, семь — против Украины, одна — против Китая и Малайзии, одна — против Индии. Примечательно, что данные меры введены преимущественно по инициативе российских производителей.

Особенностью применения защитных мер в ЕАЭС является тот факт, что большинство расследований инициируется Россией. Это логично, поскольку в нашей стране сосредоточена большая часть производства ЕАЭС, которому требуется защита. По данным ЕЭК, в 2017 г. на Россию пришлось 87% ВВП и 89% промышленного производства ЕАЭС. В то же время только российские компании могут относительно беспрепятственно набрать необходимый для начала расследования процент поддержки заявления другими производителями (как правило, также российскими).

Инициирование же расследований компаниями других государств-членов затруднено по причине их недостаточной доли в производстве ЕАЭС. Часто получается так, что товары, являющиеся объектом расследования ЕЭК по инициативе России, в других государствах-членах практически не производятся, то есть последние являются потребителями. Это и представляет собой основную проблему при формировании позиций государств-членов по предложениям ЕЭК о применении защитных мер. Любые защитные меры в той или иной мере могут ущемлять интересы потребителей, которые всегда заинтересованы в максимально низких ценах, пусть даже за счет демпинга и субсидирования. Это, однако, не может быть основанием для отказа от применения защитных мер, которые требуются для выравнивания условий конкуренции на рынке ЕАЭС, нарушенных нечестной практикой иностранных компаний.

Формирование позиций государств-членов по предложениям ЕЭК о применении защитных мер, как правило, происходит сложно и наталкивается на жесткое противодействие потребителей или ассоциаций потребителей товара, в отношении которого предлагается ввести меру. Более того, некоторые представители государств-членов иногда даже признают выгодность для них демпинга.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, все компетенции, связанные с защитными мерами, переданы на наднациональный уровень. С другой стороны, государства-члены участвуют в процессе принятия решений путем формирования позиций и их направления в ЕЭК.

Формально ЕЭК могла бы не консультироваться с государствами-членами при введении защитных мер, что, наверное, было бы правильно в условиях экономической интеграции в ЕАЭС. Фактически же ЕЭК вынуждена это делать, чтобы минимизировать риски последующих предложений об отмене введенных мер. Практика показала, что и этого избежать не удается.

Так, 29 мая Коллегия приняла решение о применении антидемпинговой меры в отношении гербицидов из Европейского союза (ЕС). Казахстан, однако, 18 июня фактически наложил вето на данное решение, внеся предложение о его отмене за подписью премьер-министра . Согласно Договору о ЕАЭС, в таком случае решение Коллегии приостанавливается на срок, необходимый для урегулирования вопроса Евразийским межправительственным советом (ЕМС) или Высшим Евразийским экономическим советом.

Подобный прецедент уже был, когда в июне 2016 г. Беларусь внесла предложение об отмене решения Коллегии о применении антидемпинговой меры в отношении ферросиликомарганца из Украины . В итоге вопрос был урегулирован, а мера была введена решением ЕМС от 27 октября 2016 г. Наложение вето на решение Коллегии — мера крайняя, исключительная. Ее неоднократное использование дает основания говорить о системных проблемах защиты внутреннего рынка ЕАЭС. Пока вопрос не урегулирован, европейские производители имеют возможность продолжать ввозить гербициды в ЕАЭС по демпинговым ценам, а ущерб от демпинга может возрасти. ЕЭК могут обвинить в неспособности защитить производителей ЕАЭС, а также в нарушении правил ВТО, по которым антидемпинговые расследования должны завершаться в течение 18 месяцев. Россия же в условиях западных санкций пока лишена соответствующей правилам ВТО законной возможности ввести дополнительные пошлины на товары из ЕС.

Совершенствование законодательства и практики применения защитных мер ЕАЭС также зашло в тупик. В законодательстве имеется ряд пробелов, которыми пользуются недобросовестные поставщики из третьих стран, в том числе для обхода действующих в отношении них защитных мер. ЕАЭС существенно отстает от продвинутых в этом отношении объединений и стран — прежде всего, ЕС и США, активно совершенствующих свое законодательство. Эта задача становится особенно актуальной в условиях текущего резкого роста протекционизма в мире.

Локомотивом повышения эффективности регулирования в данной сфере выступает Россия. Однако внесение изменений в Договор о ЕАЭС в части защитных мер тормозится отдельными государствами-членами, у которых не находят поддержки многие предложения, в том числе взятые из зарубежного опыта.

Проблемы системы защиты внутреннего рынка ЕАЭС порождают вопрос о ее соответствии национальным экономическим интересам России. Возникает вопрос и о конструктивности позиций других государств-членов ЕАЭС, по-видимому, забывающих о выгодах, которые они получают от доступа на российский рынок, и его масштабах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *