Методика приема квалификационных экзаменов

Методика приема квалификационных экзаменов

«Правительством Российской Федерации принято постановление, которым утверждены изменения в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, а также Правила дорожного движения Российской Федерации.

Постановлением, в частности, изменяется порядок проведения практических экзаменов в части проверки имеющихся у кандидата в водители навыков только в условиях реальной дорожной обстановки.

В данных целях практический экзамен по первоначальным навыкам управления на площадке исключается, одновременно с этим практический экзамен в условиях дорожного движения дополняется проверкой основных навыков, которые в настоящее время проверяются на экзаменационной площадке.

Проведение экзаменов на заранее определенных маршрутах исключается. Экзаменационные маршруты будут представлять собой перечень дорог и территорий, на которых проводятся практические экзамены, что позволит исключить возможность их заучивания кандидатами в водители.

Смещение акцента проверки имеющихся у кандидата в водители навыков управления транспортным средством при проведении практического экзамена с территорий закрытых площадок в условия дорожного движения, исключение обязательности проведения практического экзамена на заранее определенных экзаменационных маршрутах позволят определять степень подготовленности кандидата в водители к управлению транспортным средством именно в условиях реальной, постоянно меняющейся дорожной обстановки.

Практический экзамен на право управления мототранспортными средствами сохраняется в нынешнем варианте – на площадках закрытых от движения иных транспортных средств и пешеходов.

Конкретизируются минимальные и максимальные сроки проведения повторных экзаменов для лиц, не сдавших соответствующий экзамен. Так, проведение повторного теоретического экзамена предусматривается не ранее чем через 7 и не позднее 30 календарных дней, а повторного практического экзамена − не ранее чем через 7 и не позднее 60 календарных дней со дня проведения предыдущего соответствующего экзамена.

Вводится процедура аннулирования результатов экзаменов. В случае удовлетворения жалобы кандидата в водители на результат проведения экзамена, признания представленных кандидатом в водители документов подложными (поддельными), получения от компетентного органа иностранного государства информации об отсутствии сведений о выдаче иностранного водительского удостоверения либо установления нарушений при проведении экзамена результаты такого экзамена подлежат аннулированию.

Данные изменения вступают в силу с 1 октября 2020 года. Отложенный срок вступления необходим для приведения нормативных актов МВД России в соответствие с изменениями правил проведения экзаменов, для доработки информационных систем МВД России, а также для подготовки к изменениям экзаменационных подразделений и автошкол.

Кроме того, ряд положений вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования.

Так, в отношении иностранных граждан реализуется экстерриториальный принцип, они смогут обращаться в любое подразделение Госавтоинспекции независимо от места пребывания на территории Российской Федерации.

Расширяется перечень оснований для отказа в допуске к экзаменам и выдаче водительского удостоверения. При наличии у должностного лица подразделения Госавтоинспекции сведений об отсутствии у образовательной организации соответствующей лицензии в период прохождения кандидатом в водители профессионального обучения в допуске к сдаче экзаменов будет отказано. Также гражданин, ранее лишенный права управления, сможет открыть новую категорию только после возврата изъятого у него водительского удостоверения.

Указанным постановлением также вносятся изменения в Правила дорожного движения, касающиеся вопросов осуществления учебной езды. Снимается запрет обучения управлению транспортным средством на автомагистралях.

Уточняется возраст, при наличии которого обучаемый вождению может допускаться к учебной езде. Так, обучаемому вождению на легковом или грузовом автомобиле – не менее 16 лет, на автобусе – не менее 20 лет», — сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

1.1. Квалификационные экзамены (далее — экзамены) проводятся с целью определения возможности выдачи кандидатам в водители водительских удостоверений в порядке, предусмотренном Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396 (далее — Правила).
1.2. Экзамены в общем виде состоят из трех частей: теоретического экзамена и двух этапов практического экзамена (первый этап — на закрытой от движения площадке или автодроме, второй этап — на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения).
1.3. Каждая из частей экзамена оценивается независимо друг от друга по следующей системе: положительная оценка — «СДАЛ», отрицательная — «НЕ СДАЛ». Положительная оценка, полученная на первом этапе практического экзамена, считается действительной в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене. В случае, если кандидат в водители получил отрицательную оценку за какую-либо из частей экзамена, пересдача ранее сданных частей экзамена в период действия положительной оценки не требуется.
1.4. Оценки, полученные кандидатом в водители, заносятся в экзаменационный лист (приложение к Общим положениям) и протокол экзамена (приложение № 3 к Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД России, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 г. № 782).
1.5. Практический экзамен принимается на транспортном средстве той категории, на право управления которой будет выдаваться водительское удостоверение:

«А» — на двухколесных мотоциклах без бокового прицепа;
«В» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость по крайней мере 100 км/ч;
«С» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 кг;
«D» — на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7 м;
«Е» — на составах транспортных средств, тягачом у которых является транспортное средство следующей категории:
«В» — с прицепом, разрешенная максимальная масса которого по крайней мере 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3500 кг;
«С» — с полуприцепом или прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м;
«D» — на сочлененном автобусе.
Примечание. В исключительных случаях (прием экзаменов у отдельных категорий граждан, прием экзаменов в сельской местности) по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения субъекта Российской Федерации допускается использование иных транспортных средств (мотоциклов с боковым прицепом, автобусов вместимостью не менее 20 сидячих мест и длиной не менее 6,5 м, грузовых автомобилей, относящихся к категории «С», с разрешенной максимальной массой менее 7000 кг).

Методика проведения теоретического экзамена

1.1. Экзамен проводится с целью проверки теоретических знаний и определения возможности допуска кандидатов в водители к практическому экзамену либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.
1.2. При проведении теоретического экзамена проверяется знание кандидатом в водители:
Правил дорожного движения Российской Федерации (далее — ПДД) и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее — Основные положения по допуску ТС к эксплуатации); основ безопасного управления транспортным средством (далее — ТС); законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и иной ответственности водителей ТС; технических аспектов безопасного управления ТС;
факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий;
элементов конструкции ТС, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения; методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП).
1.3. Экзамен проводится по вопросам, включенным в экзаменационные билеты (далее — билеты), утвержденные Главным управлением ГИБДД МВД России. Билеты сгруппированы в комплекты для соответствующих категорий ТС:
комплект 1 («А» и «В») — для кандидатов в водители ТС категорий «А», «В»;
комплект 2 («С» и «D») — для кандидатов в водители ТС категорий «С», «D», «трамвай» и «троллейбус».
1.4. Каждый билет содержит 20 вопросов. На каждый вопрос приведено несколько ответов, один из которых правильный.
2. Организация проведения экзамена
2.1. Форма проведения экзамена — индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.
2.2. Теоретический экзамен проводится одним из методов:
методом письменного опроса по билетам;
методом программированного контроля знаний.
Метод проведения экзамена выбирается с учетом обеспеченности экзаменационного подразделения техническими средствами приема экзаменов.
Примечание. По мотивированной просьбе кандидата в водители по решению начальника экзаменационного подразделения метод проведения экзамена может быть изменен.

2.3. Для ответа на билет кандидату в водители предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается.
2.4. Хронометраж времени ведется экзаменатором с момента подачи команды, разрешающей кандидатам в водители приступить к работе с билетом.
2.5. Последовательность ответов на вопросы билета выбирается кандидатом в водители самостоятельно.
2.6. Экзамен проводится в помещении (экзаменационном классе), оборудованном рабочими местами для кандидатов в водители и экзаменатора.
Планировка и оборудование экзаменационного класса должны позволять экзаменатору осуществлять визуальный контроль за действиями кандидатов в водители.
3. Порядок проведения экзамена
3.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методами и порядком проведения экзамена, порядком работы с билетом в зависимости от метода приема экзамена, разъясняет систему оценки.
3.2. Независимо от метода проведения экзамена экзаменационный билет формируется следующим образом.
Все экзаменационные вопросы объединены в 4 группы по 40 тематических блоков, состоящих из 5 вопросов каждый (первая группа содержит все вопросы №№ 1-5 экзаменационных билетов, утвержденных ГУГИБДД МВД России; вторая — №№ 6-10; третья — №№ 11-15 и четвертая — №№ 16-20). Билет состоит из четырех тематических блоков, каждый из которых выбран случайным образом из соответствующей группы.
Перестановка вопросов между тематическими блоками не допускается.
3.3. При проведении экзамена методом письменного опроса по билетам экзаменатор предлагает кандидату в водители выбрать билет. Если экзаменационному билету присвоен номер, он указывается экзаменатором в соответствующей графе экзаменационного листа.
На каждый вопрос билета кандидат в водители из числа предложенных ответов выбирает один. Номер выбранного ответа на каждый вопрос кандидат в водители заносит в графу с номером соответствующего вопроса экзаменационного листа чернильной или шариковой ручкой. После ответа на все вопросы билета или истечения установленного времени экзаменационный лист подписывается кандидатом в водители и вместе с билетом сдается экзаменатору.
Экзаменатор проверяет правильность ответов на вопросы билета.
Ответ на вопрос, имеющий исправления или подчистки, считается неправильным.
При наличии неправильных ответов их номера отмечаются экзаменатором в экзаменационном листе и указываются номера правильных ответов в строке «Отметки экзаменатора».
3.4. При проведении экзамена методом программированного контроля знаний экзаменатор предлагает кандидату в водители занять указанное автоматизированное рабочее место (АРМ).
К автоматизированному комплексу, используемому для приема теоретического экзамена, предъявляются следующие требования:
Комплекс должен состоять из центрального пульта (ЦП) экзаменатора, к которому подключены АРМ кандидатов в водители. Каждое АРМ должно быть оснащено клавиатурой и монитором.
Перед началом экзамена на мониторе отображается номер АРМ, категории транспортных средств, на получение права на управление которыми сдается экзамен, а также фамилия, имя, отчество кандидата в водители, находящегося за данным АРМ. Ввод указанной информации должен осуществляться с ЦП экзаменатора.
Экзаменационный билет формируется и выводится на экран монитора только после нажатия кандидатом в водители соответствующей клавиши на клавиатуре АРМ.
В ходе экзамена на экране монитора АРМ кандидата в водители отображаются вопросы билета и время, оставшееся до конца экзамена. Графическое изображение вопросов на экране монитора должно быть идентично изображению соответствующих вопросов экзаменационных билетов, утвержденных ГУГИБДД МВД России. Кандидат в водители должен иметь возможность самостоятельного выбора последовательности ответов на вопросы билета. Для исключения в ходе экзамена конфликтных ситуаций, вызванных случайным нажатием клавиш, кандидат в водители должен продублировать выбранный им ответ (например, повторным нажатием соответствующей клавиши).
Информация о правильности ответов на вопросы билета должна отображаться на экране монитора АРМ кандидата в водители только по окончании ответа на все вопросы билета либо по истечении установленного времени. Одновременно на экран выводится экзаменационный лист с номерами выбранных и правильных ответов, а также затраченное на экзамен время.
На АРМ кандидата в водители должна быть предусмотрена возможность по окончании экзамена вывести на экран представленные ему вопросы, а также выбранные ответы.
Результат экзамена с АРМ кандидата в водители должен передаваться на ЦП экзаменатора для распечатки протокола экзамена и экзаменационного листа (в соответствии с установленной формой).
ЦП экзаменатора должен иметь возможность стыковки с базами данных, используемыми в подразделениях ГИБДД МВД России. В случае выявления неисправности автоматизированного комплекса в ходе экзамена оценка, выставленная кандидату в водители, аннулируется, и экзамен проводится вновь.

3.5. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором.

Кандидатами в водители считаются лица, впервые допущенные к сдаче экзаменов, лица, желающие получить право на управление другой категорией транспортных средств, а также другие лица, которым действующими нормативными документами предусмотрено сдавать квалификационные экзамены.

Кандидаты в водители, прошедшие подготовку по программе подготовки водителей ТС категорий «В-С», сдают теоретический экзамен по 2-му комплекту билетов.

В случае функционирования в экзаменационном подразделении единой автоматизированной системы приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений ввод информации может осуществляться с АРМ инспектора (паспортиста) на этапе приема от кандидата в водители установленных документов.

Методика проведения практического экзамена на автодроме

1.1. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков управления ТС конкретной категории и определения возможности допуска к экзамену в условиях реального дорожного движения либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.
1.2. При проведении первого этапа практического экзамена у кандидата в водители проверяются соответствующие действия, умение и навыки:

  • пользования органами управления ТС, зеркалами заднего вида;
  • трогания с места;
  • маневрирования в ограниченном пространстве передним и задним ходом;
  • построения оптимальной траектории маневра;
  • оценки дистанции, интервала, габаритных параметров ТС;
  • переключения передач;
  • остановки в обозначенном месте;
  • постановки ТС на стоянку параллельно краю проезжей части;
  • въезда в бокс задним ходом;
  • разворота на 1800 передним и задним ходом в ограниченном пространстве;
  • управления одной рукой мотоциклом;
  • движения мотоцикла по колейной доске;
  • управления мотоциклом на малой скорости;
  • движения автопоезда по прямой задним ходом;
  • постановки автопоезда задним бортом к платформе.

1.3. Первый этап практического экзамена проводится на закрытой от движения площадке или автодроме (далее — площадка) по комплексам испытательных упражнений для конкретной категории ТС (приложение к Методике проведения первого этапа практического экзамена).
1.4. Комплексы испытательных упражнений содержат:
1.4.1. Для кандидатов в водители ТС категории «А» 3 упражнения:

Примечание. При приеме экзамена на мотоцикле с боковым прицепом выполняется одно испытательное упражнение, включающее следующие элементы:

1.4.2. Для кандидатов в водители ТС категорий «В», «С» и «D» 3 упражнения:
а) вариант 1:

  • упражнение № 4 — «остановка и трогание на подъеме»;
  • упражнение № 5 — «параллельная парковка задним ходом»;
  • упражнение № 6 — «змейка»;

б) вариант 2:

в) вариант 3:

  • упражнение № 4 — «остановка и трогание на подъеме»;
  • упражнение № 6 — «змейка»;
  • упражнение № 8 — «въезд в бокс».

Вариант, по которому будет проводиться экзамен, устанавливается ежедневно начальником экзаменационного подразделения и объявляется кандидатам в водители непосредственно перед началом практического экзамена.
В случае, когда размеры и оборудование площадки позволяют организовать прием экзамена по всем трем вариантам одновременно, рекомендуется давать возможность кандидату в водители самому определять вариант, по которому будет проводиться экзамен, путем выбора случайным образом одной из трех карточек, на которых указаны номера соответствующих вариантов.
1.4.3. Для кандидатов в водители ТС категории «Е» («В+Е», «С+Е», «D+Е») 2 упражнения:

  • упражнение № 9 — «постановка к платформе задним бортом»;
  • упражнение № 10 — «прямолинейное движение задним ходом».

1.5. Для адаптации к экзаменационному ТС (в случае, если подготовка проводилась на другом ТС) кандидату в водители предоставляется право осуществить пробную поездку в пределах площадки продолжительностью не более 2 мин. При этом в экзаменационном ТС должен присутствовать его владелец (за исключением ТС категории «А»). Ошибки, допущенные в ходе пробной поездки, не протоколируются и не влияют на результат экзамена.
После выполнения пробной поездки кандидат в водители может заявить о своей неготовности и отказаться от сдачи экзамена.

2. Организация проведения экзамена
2.1. Форма проведения экзамена — индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.
2.2. Первый этап практического экзамена проводится одним из двух методов:
а) один кандидат в водители выполняет в определенной последовательности все упражнения, предусмотренные комплексом. В этом случае кандидат в водители, не останавливая двигатель и не покидая ТС, информирует экзаменатора об окончании выполнения одного упражнения и о готовности к выполнению следующего;
б) несколько кандидатов в водители поочередно выполняют одно упражнение, предусмотренное комплексом, и затем приступают к выполнению следующего упражнения.
Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от материально-технического оснащения экзаменационного подразделения, обустроенности и размеров площадки, количества экзаменаторов, экзаменуемых и используемых экзаменационных ТС.
2.3. Последовательность выполнения упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС, определяется экзаменатором.
2.4. Упражнения №№ 1 — 4 выполняются только на ТС с механической трансмиссией.
Примечание. При проведении экзамена на получение права на управление ТС категории «D» допускается выполнение упражнения № 4 на ТС с автоматической трансмиссией.
2.5. ТС должно соответствовать требованиям ПДД и Основных положений по допуску ТС к эксплуатации.
Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.
Перед началом выполнения упражнения ТС должно быть установлено в предстартовой зоне, двигатель — прогрет и остановлен, рычаг коробки переключения передач — в нейтральном положении, стояночный тормоз — включен.
2.6. Экзамен проводится на площадке, удовлетворяющей следующим требованиям:

  • площадка должна быть обустроена в соответствии со схемами упражнений (приложение к Методике проведения первого этапа практического экзамена);
  • для упражнения № 4 «Остановка и трогание на подъеме» использование колейной эстакады не допускается; наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8-16 % включительно;
  • покрытие площадки должно быть ровным и однородным;
  • коэффициент сцепления колеса с покрытием площадки (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4;
  • в случае проведения экзамена в темное время суток освещенность площадки должна быть не менее 20 лк.

2.7. Не допускается проведение экзамена:

  • в случае, если ТС не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.5 настоящей Методики;
  • в случае, если площадка не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.6 настоящей Методики.

2.8. Контроль при выполнении упражнений осуществляется экзаменатором визуально или с помощью технических средств.
Для оказания помощи при проведении экзамена могут привлекаться представители образовательных, автотранспортных учреждений (предприятий), военных комиссариатов и других организаций (далее — помощник).
3. Порядок проведения экзамена
3.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методом, порядком проведения экзамена, системой оценки и предлагает выполнить в определенной последовательности упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.
3.2. По командам экзаменатора кандидат в водители занимает место в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и выполняет упражнение.
3.3. При проведении экзамена экзаменатор контролирует ход выполнения задания, ведет хронометраж времени, подает команды кандидату в водители, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует в экзаменационном листе ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого упражнения и экзамена в целом. Экзаменатор обеспечивает соблюдение общих требований безопасности на площадке при проведении экзамена.
Команды кандидату в водители должны подаваться четко и своевременно. При отсутствии возможности подачи команд голосом (нахождение экзаменатора вне зоны старта) экзаменатор может использовать систему условных жестов, значения которых предварительно доводятся до сведения кандидата в водители.
3.4. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором, а затем — кандидатом в водители.
4. Система оценки
4.1. Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС.
4.2. Правильность выполнения задания каждого упражнения оценивается по системе:
положительная оценка «ВЫПОЛНИЛ», отрицательная — «НЕ ВЫПОЛНИЛ».
Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю — 3, за мелкую — 1.
Контрольные таблицы, включающие перечни типичных ошибок и шкалы штрафных баллов за допущенные ошибки, приведены в приложении к Методике проведения первого этапа практического экзамена.
Оценка «ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда кандидат в водители при выполнении упражнения не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5.
Оценка «НЕ ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 или более.
4.3. Итоговая оценка «СДАЛ» за первый этап практического экзамена выставляется, если кандидат в водители получил оценку «ВЫПОЛНИЛ» за все упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.
4.4. Итоговая оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители отказался от выполнения упражнения или получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за два упражнения из всех, предусмотренных комплексом.
4.5. В случае, если кандидат в водители получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за одно упражнение из всех, предусмотренных комплексом, ему предоставляется однократная возможность повторно выполнить это упражнение. Номер упражнения, выполняемого повторно, указывается в экзаменационном листе.
При положительном результате повторного выполнения упражнения за первый этап практического экзамена кандидату в водители выставляется итоговая оценка «СДАЛ», при отрицательном — «НЕ СДАЛ».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Описание:

Чтобы получить водительское удостоверение, необходимо сдать квалификационные экзамены. Допуск к экзаменам можно получить после обучения на права в образовательном учреждении, имеющим соответствующую лицензию, и прохождения медосмотра. К экзаменам допускаются граждане, достигшие возраста: шестнадцать лет – для категории «А»; восемнадцать лет – для категорий «В» и «С»; двадцать лет – для категории «D», а также для управления трамваями и троллейбусами; семнадцати лет – для категорий «В» и «С» после прохождения подготовки в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских авотшколах, а также в других организациях, готовящих водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Чтобы сдать экзамен на право управления транспортным средством категории «Е», необходимо иметь стаж управления транспортным средством категории «В», «С» или «D» не менее 12 месяцев.

Результат предоставления услуги:

Заполнение водительских удостоверений и временных разрешений производится на русском языке с использованием печатающих устройств либо специальными чернилами или пастой черного цвета. В водительском удостоверении все записи, за исключением вносимых в графы «Отчество» и «Особые отметки», одновременно должны дублироваться буквами латинского алфавита в соответствии с таблицей соответствия букв русского и латинского алфавитов.
По желанию владельца записи в выдаваемом водительском удостоверении могут дублироваться в соответствии с данными, указанными в его заграничном паспорте.
Разрешающие отметки, подтверждающие право на управление транспортными средствами категорий «А», «В», «С» или «D», производятся в соответствующих графах водительского удостоверения путем проставления аналогичной буквы или внесения записи (штампа) «Разрешено». Другие графы категорий транспортных средств погашаются путем проставления штампа с полосой по диагонали или иным способом. Аналогичные графы временного разрешения погашаются путем их зачеркивания или компостерной просечкой круглой формы.
В графе водительского удостоверения «Особые отметки» проставляются разрешающие отметки, подтверждающие право на управление трамваем, троллейбусом, а также заносятся другие необходимые записи (стаж, группа крови, ручное управление и прочее).
После сдачи практического экзамена на право управления составами транспортных средств разрешающая отметка проставляется в графе «Е» водительского удостоверения и, если тягачом является транспортное средство категории «В», в графе «Особые отметки» производится запись «Е» к «В», если «С», то «Е» к «С», если «D» — «Е» к «D». Если водителю предоставлено право на управление составом транспортных средств с тягачами категорий «В», «С» и сочлененным автобусом, производится запись «Е» к «В, С, D».
При получении разрешения на право управления транспортным средством другой категории ранее выданное водительское удостоверение изымается, а разрешающие отметки и необходимые записи переносятся в соответствующие графы нового водительского удостоверения.
При выдаче водительского удостоверения в документе о прохождении обучения записываются дата, серия и номер выданного удостоверения, категории транспортных средств, право на управление которыми имеет его владелец, а также наименование Государственной инспекции, выдавшей его. Произведенные записи заверяются подписью должностного лица и печатью Государственной инспекции.
При выдаче водительского удостоверения документ о прохождении обучения после внесения необходимых записей возвращается владельцу.

Основания для отказа:

1. Непредставление необходимых документов;
2. Несоответствующий возраст;
3. Не прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий;
4. Отсутствие стажа управления транспортным средством категории «В», «С» или «D» не менее 12 месяцев — для категории «Е».

Способы обжалования:

Порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан, связанных с приемом квалификационных экзаменов, выдачей водительских удостоверений и временных разрешений, а также справок, подтверждающих выдачу водительских удостоверений и временных разрешений, определен Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Приказом МВД России от 22 сентября 2006 года № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» и Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».
Заявители имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц экзаменационных подразделений в досудебном и судебном порядке.
Контроль деятельности экзаменационных подразделений осуществляют органы управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации. Контроль деятельности органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации осуществляет федеральный орган управления Госавтоинспекции.
Запись заявителей проводится при личном обращении или с использованием средств телефонной связи по номерам телефонов, которые размещаются на интернет-сайтах и информационных стендах федерального органа управления Госавтоинспекции, органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации и экзаменационных подразделений.
Уполномоченное должностное лицо, осуществляющее запись заявителей на личный прием, информирует заявителя о дате, времени, месте приема, должности, фамилии, имени и отчестве должностного лица, осуществляющего прием.
При обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения.
В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки, направлении федеральным органом управления Госавтоинспекции, органами управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации в соответствующее экзаменационное подразделение запроса о представлении дополнительных документов и материалов), а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам, в целях получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов, руководитель федерального органа управления Госавтоинспекции, органа управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя.

Для продления срока рассмотрения обращения исполнитель представляет рапорт на имя соответствующего руководителя не позднее трех дней до истечения установленного срока с указанием причин продления и конкретных мер, необходимых для завершения рассмотрения обращения.
Дополнительно в письменном обращении могут быть указаны:
наименование должности, фамилия, имя и отчество специалиста, решение, действие (бездействие) которого обжалуется (при наличии информации);
суть (обстоятельства) обжалуемого действия (бездействия), основания, по которым заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
По результатам рассмотрения обращения должностным лицом федерального органа управления Госавтоинспекции, органа управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации, экзаменационного подразделения принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в его удовлетворении.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения письменного обращения, направляется заявителю.
Если в письменном обращении не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие должностных лиц федерального органа управления Госавтоинспекции, органа управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации, экзаменационного подразделения в судебном порядке.
Заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии должностных лиц федерального органа управления Госавтоинспекции, органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, экзаменационных подразделений, нарушении положений нормативных правовых документов, некорректном поведении или нарушении служебной этики:
по телефонам дежурной части соответствующего органа управления внутренних дел по субъекту Российской Федерации, федерального органа управления Госавтоинспекции;
на интернет-сайт и по электронной почте органов, исполняющих государственную функцию.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Квалификационные экзамены (далее — экзамены) проводятся с целью определения
возможности выдачи кандидатам в водители* водительских удостоверений в порядке, предусмотренном Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостовере­ний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999
г. № 1396 (далее — Правила).

1.2. Экзамены в общем виде состоят из трех частей: теоретического экзамена и двух
этапов практического экзамена (первый этап — на закрытой от движения площадке или автодроме, второй этап — на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения).

1.3. Каждая из частей экзамена оценивается независимо друг от друга по следующей
системе: положительная оценка — «СДАЛ», отрицательная — «НЕ СДАЛ».

Положительная оценка, полученная на первом этапе практического экзамена, считает­ся действительной в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретичес­ком экзамене.

В случае, если кандидат в водители получил отрицательную оценку за какую-либо из частей экзамена, пересдача ранее сданных частей экзамена в период действия положительной оценки не требуется.

1.4. Оценки, полученные кандидатом в водители, заносятся в экзаменационный лист (приложение к Общим положениям) и протокол экзамена (приложение № 3 к Инструкции о по­рядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД России, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 г. № 782).

1.5. Практический экзамен принимается на транспортном средстве той категории, на
право управления которой будет выдаваться водительское удостоверение:

«А» — на двухколесных мотоциклах без бокового прицепа;

«В» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость по крайней мере 100 км/ч;

«С» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 кг;

«D» — на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7 м;

«E» — на составах транспортных средств, тягачом у которых является транспортное средство следующей категории:

«В» — с прицепом, разрешенная максимальная масса которого по крайней мере 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3500 кг;

«С» — с полуприцепом или прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м;

«D» — на сочлененном автобусе.

Примечание. В исключительных случаях (прием экзаменов у отдельных категорий граждан, прием экзаменов в сельской местности) по решению главного государственного ин­спектора безопасности дорожного движения субъекта Российской Федерации допускается использование иных транспортных средств (мотоциклов с боковым прицепом, автобусов вме­стимостью не менее 20 сидячих мест и длиной не менее 6,5 м, грузовых автомобилей, относя­щихся к категории «С», с разрешенной максимальной массой менее 7000 кг).

* Кандидатами в водители считаются лица, впервые допущенные к сдаче экзаменов, лица, желающие по­лучить право на управление другой категорией транспортных средств, а также другие лица, которым дей­ствующими нормативными документами предусмотрено сдавать квалификационные экзамены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *