Методика расчета выбросов от автотранспорта

Методика расчета выбросов от автотранспорта

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Ситдикова А.А. 1 Святова Н.В. 1 Царева И.В. 1 1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Урбанизация – одна из важнейших демографических тенденций нашего времени. С ростом числа и размеров городов стремительно нарастают экологические проблемы, которые определяют жизнь среднестатистического жителя города. Несмотря на то что все крупные города России отличаются друг от друга по своему экологическому статусу, тем не менее, основные проблемы экологии крупных городов, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия. В настоящее время автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт. 135 KB автотранспорт атмосферный воздух экология города 1. Авалиани С.Л. Мониторинг здоровья человека и здоровья среды / Авалиани С.Л., Ревич Б.А., Захаров В.М. – М.; 2010. – 165 с. 2. Атапина И. Г. Чистый воздух – основа благоприятной окружающей среды / И.Г. Атапина, Г. М. Аксенцова // Санитарный врач. – 2007. — №1. – С. 27-30. 3. Государственный доклад Министерства экологии и природных ресурсов РТ «О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды республики Татарстан». – Казань, 2004-2012. 4. Государственный доклад. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Татарстан. – Казань, 2005-2012. 5. Степанова Н.В., Святова Н.В., Сабирова И.Х., Косов А.В. Оценка влияния и риск для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта // Фундаментальные исследования. – 2014. — № 10-6. – С. 1185-1190. 6. Хамитова Р.Я. Тяжелые металлы и город: некоторые аспекты контроля и оценки воздействия. / Хамитова Р.Я., Степанова Н.В. – Казань, 2004. – 256 с. 7. Pattenden S. Methodological approaches to the analysis of hierarchical studies of air pollution and respiratory health – examples from the CESAR study / S.Pattenden, B.G.Armstrong, D.Houthuijs et al. // J.Exposure Analysis and Enviromental Epidemiology. – 2000. — № 10. – P. 420-426. Урбанизация — одна из важнейших демографических тенденций нашего времени. С ростом числа и размеров городов стремительно нарастают экологические проблемы, которые определяют жизнь среднестатистического жителя города. Анализ данных литературы показывает, что в основе экологических проблем мегаполисов лежат несколько объективных причин: во-первых, высокая концентрация населения на весьма ограниченной территории; во-вторых, население, чтобы обеспечить себя материально должно работать, что предполагает концентрацию огромного промышленного потенциала на определенной территории; и, в-третьих, мегаполис должен иметь мощную автотранспортную индустрию, без чего не может быть обеспечена нормальная жизнь города .

Концентрация промышленного потенциала и автотранспорта неминуемо приводит к загрязнению городской среды и ухудшению условий жизнедеятельности и безопасности здоровья горожан. Достаточно сказать, что в Москве на каждого жителя приходится по 46 кг вредных веществ в год, а в Казани в 2012 г. этот показатель составил в 2012г. 52,1 кг/год . Несмотря на то что все крупные города России отличаются друг от друга по своему экологическому статусу, тем не менее, основные проблемы экологии крупных городов, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.

В настоящее время автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт.

Сегодня мировой автомобильный парк превышает 600 млн. единиц, из которых 83-85% составляют легковые, 15-17% — грузовые автомобили и автобусы. Если их поставить бампер к бамперу, то получилась бы лента длиной 4 млн. км, которой можно было бы 100 раз опоясать земной шар по экватору. Доля транспортных средств в загрязнении воздуха в городах достигает 70-90%, что создает достаточно устойчивые и обширные зоны, внутри которых санитарно-гигиенические нормативы загрязнения воздуха превышены в несколько раз .

Специфика подвижных источников загрязнения (автотранспорта) проявляется в низком расположении (на уровне дыхания детей), распределении на неопределенные территории, часто в непосредственной близости к жилым районам.

К числу приоритетных загрязнителей атмосферы, поступающих в городскую атмосферу с отработавшими газами автомобилей, относятся свинец (80% выбросов), оксид углерода (59%), оксиды азота (32%), бенз(а)пирен, летучие углеводороды. На долю свинца приходится более 50% экономического ущерба от загрязнения атмосферы автотранспортом .

Состав выхлопных газов автотранспорта зависит от типа двигателя, режима работы, технического состояния и качества топлива. В настоящее время изучено более 200 компонентов, входящих в состав отработанных газов автотранспорта. По объему наибольший удельный вес имеют оксид углерода (0,5-10%), оксиды азота (до 0,8%), несгоревшие углеводороды (0,2-3,0%), альдегиды (до 0,2%) и сажа. Токсичность отработавших газов карбюраторных двигателей обуславливается главным образом содержанием окиси углерода и оксидов азота, а дизельных двигателей — оксидов азота и сажи .

Таблица 1

Доля выбросов автотранспорта в выбросах вредных веществ в крупных городах мира

Город

Доля выбросов автотранспорта (%)

от общего количества выбрасываемых веществ

Углерода оксид

Углеводороды

Азота оксиды

Санкт-Петербург

Лос-Анджелес

Мадрид

Нью-Йорк

Стокгольм

Токио

Торонто

В среднем, автомобиль потребляет в год 2 т бензина и выбрасывает в воздух 20-25 тыс. м3продуктов сгорания, в которых содержится 700 кг СО, 40 кг NО, 230 кг углеводородов и 2-5 кг твердых частиц .

Уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта зависит также от режима его работы, от скорости движения транспорта, от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы, скорости ветра, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке и других факторов.

Качество топлива тоже обусловливает состав отработанных газов автотранспорта. Состав и свойства токсичных веществ, поступающих в атмосферу города с выхлопными газами, существенно зависят не только от вида топлива, но и от типа, модели, технических параметров автомашин, в том числе от степени их изношенности.

Исходя из этого целью данной работы является анализ экологической обстановки в крупном промышленном городе (на примере г. Казань) связанной с состоянием загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта.

Казань является крупным промышленным городом Российской Федерации с населением более одного миллиона жителей. Город располагается на обширной территории и располагает обширной сетью автомобильных дорог. Тема актуальна тем, что в городе насчитывается более 800 тысяч единиц автотехники. В большинстве своем эта техника, более 80% исчерпала свой ресурс или находится в стадии выработки своего ресурса. Автотехника представлена легковым и грузовым транспортом, работающим на дизельном или бензиновом топливе.

Доля транспортных средств в загрязнении воздуха в городах достигает 70-90%, что создает достаточно устойчивые и обширные зоны, внутри которых санитарно-гигиенические нормативы загрязнения воздуха превышены в несколько раз. Расчет валовых выбросов автотранспорта, проведенный по методике разработанной Госкомитетом РФ по охране окружающей среды (приказ Госкомэкологии России № 66 от 16.02.1999г.) для оксида углерода, оксидов серы и азота, углеводородов, сажи, диоксида серы, формальдегида и бенз(а)пирена, позволил установить, что концентрации перечисленных токсикантов сильно связаны между собой и для оценки автотранспортной нагрузки достаточно выбрать один из них.

По данным Государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Татарстан за 2002 — 2012 гг.», государственного доклада Министерства экологии и природных ресурсов РТ и данных социально-гигиенического мониторинга (форма №18 статистической отчетности) за указанный период, доля промышленных выбросов в общем загрязнении — порядка 27- 30 % . Среди примесей, ухудшающих качество воздуха в городе, — токсичные вещества первого и второго классов опасности (хром, бензол, фенол, акролеин, формальдегид) и вещества, обладающие низким порогом раздражающего действия (сероводород, аммиак, едкий натр и т.п.). Более 67,5 % всех выбросов стационарных источников формирует ОАО «Казаньоргсинтез», порядка 10 % — ТЭЦ-1. Существенное загрязнение создают ТЭЦ-2, МУП ПО «Казэнерго», ООО «Казанский комбинат силикатных стеновых материалов» и т.п. Город слабо зонирован. Жилая застройка в ряде случае примыкает к промышленным площадкам. При общем числе зарегистрированных автотранспортных единиц в городе около 277 тысяч, транспортная нагрузка основных магистралей города достигает 3500-6000 физических единиц в час. Состояние среды обитания свидетельствует о наличии угроз и опасностей для здоровья населения . По результатам лабораторных исследований атмосферного воздуха городских поселений за последние годы в РТ отмечается стабилизация и снижение доли проб, не соответствующих гигиеническим требованиям, с 2,8 % в 2010г. до 2,2 % в 2012г. Однако указанные показатели превышают значения по Российской Федерации (1,5%) и Приволжскому федеральному округу (1,1-1,3%).

На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа автомашин физических и юридических лиц, в связи с чем, основной рост выбросов связан с автотранспортом. Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы крупных городов составляет. В 2008 году по предварительным данным Министерства экологии и природных ресурсов РТ общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников предприятий по Республике Татарстан составило ориентировочно около 270 тыс. тонн, от автотранспортных средств увеличилось и составило — около 349,5 тыс. тонн.

Общий валовый выброс загрязняющих веществ от транспортных средств юридических и физических лиц, находящихся в государственных формах собственности, составляет в среднем 54,8% от общего объема выбросов по Республике Татарстан 40% и более от общего валового выброса в городах (табл. 2, 3)

Таблица 2

Данные о количестве транспортных средств в Республике Татарстан за 2000-2011 годы

Годы

Количество транспортных средств

Всего (авто-мотоприцепы)

В том числе

Легковые

Грузовые

Автобусы

Мотоциклы

Таблица 3

Данные о количестве транспортных средств в г. Казань за 2002-2011 годы

Год

Всего

Автотранспорт

юридических лиц

Автотранспорт

физических лиц

72,3

72,5

72,8

76,5

76,4

Примечание: — * до 2007г. показано количество автотранспорта принадлежащие предприятиям и организациям (юридические лица), с 2009г. показаны суммарные количество автотранспорта, автотранспорт юридических и физических лиц.

В 2012 году по предварительным данным Министерства экологии и природных ресурсов РТ общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников предприятий по Республике Татарстан составило ориентировочно около 270 тыс. тонн, от автотранспортных средств увеличилось и составило — около 349,5 тыс. тонн.

Общий валовый выброс загрязняющих веществ от транспортных средств юридических и физических лиц, находящихся в государственных формах собственности, составляет в среднем 54,8% от общего объема выбросов по Республике Татарстан. Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы крупных городов составляет 40% и более от общего валового выброса (табл. 4).

Таблица 4

Динамика валовых выбросов химических веществ в атмосферный воздух г. Казань (тыс. тонн)

Анализ динамики выбросов загрязняющих веществ за период с 2002г. по 2012 г. демонстрирует устойчивый рост валовых выбросов в атмосферный воздух г. Казань на протяжении 2002-2009 г.г. с 111 т/год до 136 т/год, в основном за счет увеличения выбросов от автотранспорта. Данная тенденция объясняется общим спадом производства в этот период, и с увеличением количества автомашин физических и юридических лиц, в связи, с чем на долю выбросов от автотранспорта приходится 65,1% — 77,3% от общих валовых выбросов.

На протяжении последних лет отмечается обратная тенденция — снижение валовых выбросов, в основном за счет уменьшения выбросов от автотранспорта. Количество выбросов от автомашин с 2009 года снизилось на 30-40 тыс. тонн и составило 73,5 тыс. тонны в 2012 году. Не смотря на это, вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы в Казани в последние годы остается высоким и составляет 69,4% — 71,5% (табл. 5 и 6).

Анализ данных с 2002 г. по РТ демонстрирует устойчивый рост валовых выбросов загрязняющих веществ с 487, 4 до 605, 4 тыс. тонн. На 1 месте по количеству общих выбросов располагается г. Казань, на 2-ом — Нижнекамск, на 3-ем — Альметьевск и Набережные Челны. Доля выбросов в остальных городах РТ значительно ниже.

Таким образом, экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия. Полученные результаты предполагают разработку комплекса оздоровительных, природоохранных, градостроительных мероприятий и ряд архитектурно-планировочных решений, направленных на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в жилых районах города:

— по совершенствованию автомобиля и его технического состояния;

— рациональной организации перевозок и движения, снижение загруженности дорог, строительство объездных путей;

— озеленение дорог, дворов и скверов.

Рецензенты:

Шайхелисламова М.В., д.б.н., профессор, профессор кафедры анатомии, физиологии и охраны здоровья человека КФУ Институт физической культуры и спорта Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань;

Вахитов И.Х., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры ИФКиС КФУ Институт физической культуры и спорта Казанского (Приволжского) федерального университета , г. Казань.

Библиографическая ссылка

Ситдикова А.А., Святова Н.В., Царева И.В. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА В КРУПНОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19623 (дата обращения: 25.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

ГОСТ Р 56162-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ

Метод расчета выбросов от автотранспорта при проведении сводных расчетов для городских населенных пунктов

ОКС 13.020.01
13.040.01

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» (ОАО «НИИ Атмосфера»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2014 г. N 1320-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на дорогах разной категории.
Настоящий стандарт предназначен для применения в следующих случаях:
— при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами, движущимися по автодорогам вне зон производственного и промышленного назначения;
— при разработке нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для потоков автотранспортных средств на автодорогах;
— при формировании компьютерных банков данных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы;
— при разработке проектной градостроительной документации по формированию улично-дорожной сети, строительству новых и реконструкции существующих автодорог.

2 Общие положения

2.1 В качестве исходных данных для расчета выбросов загрязняющих веществ автотранспортом в атмосферу на действующих автодорогах используют результаты натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков с подразделением по основным группам автотранспортных средств. Для проектируемых автодорог используют прогнозные данные о структуре и интенсивности автотранспорта в соответствии с проектной документацией.

2.2 Приведенные в стандарте значения удельных выбросов загрязняющих веществ представляют собой средние удельные значения выбросов загрязняющих веществ для рассматриваемых групп автомобилей при их движении на участках городских автомагистралей, а также в условиях их пребывания на пересечениях городских автомагистралей. При определении значений удельных выбросов загрязняющих веществ для автомагистралей следует принимать во внимание тот факт, что в городских условиях автомобиль на конкретном участке автодороги постоянно совершает разгоны и торможения, перемещаясь с некоторой средней скоростью, определяемой дорожными условиями. При определении значений удельных выбросов загрязняющих веществ для пересечений автомагистралей следует принимать во внимание тот факт, что в условиях пребывания в зоне перекрестка автомобиль, кроме торможения и разгона, определенную часть времени может стоять при запрещающем сигнале светофора при работе двигателя на холостом ходу.

2.4 Используемые при расчете выбросов параметры определяют на основе натурных обследований, проведение которых осуществляют по схеме, не требующей сложного инструментального оснащения. Это позволяет выполнять обследования любой автодороги города с заданной периодичностью, что является важным условием для регулярного пополнения и корректировки информации о выбросах автотранспорта в целях поддержания работы компьютерного банка данных о выбросах промышленными предприятиями и автотранспортом города в оперативном режиме.

2.5 Учитывая особенности формирования структуры автотранспортных потоков и объемы автотранспортного движения в городах Москве и Санкт-Петербурге, приведенные в настоящем стандарте показатели значений удельных выбросов могут быть уточнены при наличии соответствующего обоснования.

2.6 Для прогнозной оценки объемов выбросов загрязняющих веществ автотранспортными потоками в перспективе, необходимой при проектировании автодорог разных категорий, могут быть определены значения вероятного сокращения выбросов по основным группам автотранспортных средств за счет улучшения их уровня экологичности на конкретный срок ввода объекта в эксплуатацию (по запросам природопользователей).

3 Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспортом

Выброс -го загрязняющего вещества потока автотранспортных средств () определяют для конкретной автодороги, на всем протяжении которой структура и интенсивность потока изменяется не более чем на 15%-20%. При изменении структуры и интенсивности потоков автотранспортных средств на большее значение, автодорогу следует разбивать на участки, которые в дальнейшем рассматривают как отдельные источники.
Такая автодорога (или ее участок) может иметь несколько нерегулируемых или(и) регулируемых перекрестков.
Для автодороги (или ее участка) с повышенной интенсивностью движения (более 1500-2000 автомобилей в час) целесообразно дополнительно учитывать выброс загрязняющих веществ автотранспортом () в районе перекрестков.
В районе перекрестка выбрасывается значительное количество загрязняющих веществ автомобилем за счет его торможения и остановки перед запрещающим движение сигналом светофора и последующим его движением в режиме разгона после разрешающего движение сигнала светофора.
Это обуславливает необходимость выделять на выбранной автодороге участки перед светофором, на которых образуется очередь автомобилей, работающих на холостом ходу в течение времени действия запрещающего движение сигнала светофора.
Для автодороги (или ее участка) при наличии регулируемого перекрестка суммарный выброс загрязняющих веществ, , г/км, рассчитывают по формуле

, (1)

где , , , — выброс загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, находящимися в зоне перекрестка при запрещающем движение сигнале светофора, г/км;
, , , — выброс загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, движущимися по данной автодороге в рассматриваемый период времени, г/км;
Примечание — Индексы 1 и 2 соответствуют каждому из двух направлений движения на автодороге с большей интенсивностью движения, 3 и 4 — для автодороги с меньшей интенсивностью движения.
, — число остановок потока автотранспортных средств перед перекрестком на образующих его автодорогах за 20-минутный период времени;
, — число периодов движения потока автотранспортных средств в районе перекрестка при разрешающем движение сигнале светофора за 20-минутный период времени.

3.1 Расчет выбросов загрязняющих веществ от движущегося автотранспорта
Выброс -го загрязняющего вещества движущимся потоком автотранспортных средств на автодороге (или ее участке) с фиксированной протяженностью , г/км, рассчитывают по формуле

, (2)

где — протяженность автодороги (или ее участка), из которой исключена протяженность очереди автомобилей перед запрещающим движение сигналом светофора, включающая в себя длину соответствующей зоны перекрестка (для перекрестков, на которых проводились дополнительные обследования), км;
— удельный пробеговый выброс -го загрязняющего вещества автомобилями -й группы, определяемый по таблице 1, г/км;
— число групп автомобилей, шт.;
— фактическая наибольшая интенсивность движения, т.е. число автомобилей каждой из групп, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автодороги в единицу времени (20 мин) в обоих направлениях по всем полосам движения;
— поправочный коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения потока автотранспортных средств (в километрах в час) на выбранной автодороге (или ее участке), определяемый по таблице 2.
Таблица 1 — Значения удельных пробеговых выбросов загрязняющих веществ , для разных групп автомобилей

Таблица 2 — Значения коэффициентов , учитывающих изменения количества выбрасываемых загрязняющих веществ в зависимости от средней скорости движения

3.2 Расчет выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в районе регулируемого перекрестка
Выброс -го загрязняющего вещества автомобилями конкретного направлению движения в районе перекрестка при запрещающих движение сигналах светофора за 20-минутный период дополнительного обследования , г/км, рассчитывают по формуле

, (3)

где — продолжительность действия запрещающего сигнала светофора (включая желтый цвет) в течение 20 мин, с;
— число циклов действия запрещающего движение сигнала светофора за 20-минутный период времени;
— удельный выброс -го загрязняющего вещества автомобилями, -й группы, находящихся в очереди у запрещающего движение сигнала светофора, определяемый по таблице 3, г/мин;
— число автомобилей -й группы, находящихся в очереди в районе перекрестка в конце каждого цикла действия запрещающего движение сигнала светофора.
Таблица 3 — Значения удельных выбросов загрязняющих веществ для автомобилей, находящихся в зоне перекрестка

Примечание — В таблице приведены средние значения удельных выбросов загрязняющих веществ в граммах в минуту, учитывающие режимы движения автомобилей в районе перекрестка (торможение, холостой ход, разгон), а значения , , определяют по результатам натурных обследований.
Суммарный разовый выброс -го загрязняющего вещества, г/с автотранспортом в одном направлении движения за 20-минутный период дополнительного обследования в районе перекрестка рассчитывают по формуле

, (4)

где — выброс -го загрязняющего вещества автотранспортом конкретного направления движения в районе перекрестка при запрещающих движение сигналах светофора за 20-минутный период дополнительного обследования, определяемый по формуле (3), г;
— выброс -го загрязняющего вещества автотранспортом конкретного направления движения в районе перекрестка при разрешающих движение сигналах светофора за 20-минутный период, вычисляемый по формуле

, (5)

где — расстояние, проходимое автотранспортом в одном направлении при разрешающих движение сигналах светофора в течение 20 мин, включающее в себя длину очереди автомобилей, образуемой при запрещающем движение сигнале светофора, и длину соответствующей зоны перекрестка, км;
— число циклов работы разрешающего движение сигнала светофора в течение 20 мин;
— число групп автомобилей;
— удельный пробеговый выброс -го загрязняющего вещества автомобилями -й группы, определяемый по таблице 1, г/км;
— число автомобилей каждой -й группы, проходящих через зону перекрестка в одном направлении при разрешающем движение сигнале светофора;
— поправочный коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения потока автотранспортных средств, , км/ч, на конкретной автодороге (или ее участке), определяемый по таблице 2.
При необходимости оценки общего разового выброса -го загрязняющего вещества, в граммах в секунду, автотранспортом в районе перекрестка суммируют разовые выбросы по каждому направлению движения.

3.3 Оценка валового выброса потоками автотранспортных средств
Валовый выброс -го загрязняющего вещества потоками автотранспортных средств рассчитывают по формуле (6) для автотранспорта, движущегося по автодороге (или ее участку) , т/г, и по формуле (7) для автотранспорта, находящегося на перекрестке , т/г.

, (6)

где — выброс -го загрязняющего вещества движущимся потоком автотранспортных средств на автодороге (или ее участке) с фиксированной протяженностью , определяют по формуле (2), г/с;
— безразмерный средний коэффициент пересчета граммов в секунду в тонны в год в зависимости от типа автодороги, характеризующий разное изменение суммарной интенсивности потока автотранспортных средств, полученный путем обработки результатов наблюдений за интенсивностью потоков автотранспортных средств на автодорогах разных категорий, определяемый по таблице 4.

, (7)

где — суммарный разовый выброс -го загрязняющего вещества автотранспортом, движущимся в одном направлении за 20-минутный период дополнительного обследования в районе перекрестка, рассчитываемый по формуле (4), г/с;
— безразмерный средний коэффициент пересчета граммов в секунду в тонны в год в зависимости от типа автодороги, характеризующий разное изменение суммарной интенсивности потока автотранспортных средств, полученный путем обработки результатов наблюдений за интенсивностью потоков автотранспортных средств на автодорогах разных категорий и определяемый по таблице 4.
Таблица 4 — Значения для автодорог разного типа

Тип автомагистрали

Значение

1 тип

Максимальная интенсивность движения потока автотранспортных средств наблюдается в утренние (с 8.00 до 11.00) и вечерние (с 17.00 до 20.00) часы пик

13,5

2 тип

Максимальная интенсивность движения потока автотранспортных средств наблюдается в утренние (с 8.00 до 10.00) и вечерние (с 17.00 до 20.00) часы пик; в дневные часы (с 13.00 до 16.00) интенсивность движения уменьшается в среднем на 50% по отношению к утреннему и вечернему максимальным значениям

13,0

3 тип

Максимальная интенсивность движения потока автотранспортных средств наблюдается с 8.00 до 20.00 ч

15,0

При необходимости получения более точных данных о валовых выбросах загрязняющих веществ автотранспортными средствами на автодорогах разных категорий и их совокупности в городе (населенном пункте) следует проводить более частые (через 1-2 ч) суточные, недельные, сезонные обследования структуры и интенсивности потоков потока автотранспортных средств в будни, а также в воскресные и праздничные дни в течение 2-3 лет.

4 Организация и проведение натурных обследований структуры и интенсивности потоков автотранспортных средств на автодорогах разной категории

4.1 Для определения выбросов загрязняющих веществ автотранспортом на городских автодорогах и последующего использования этих данных в качестве исходных при проведении расчетов загрязнения атмосферы проводят изучение особенностей распределения потоков автотранспортных средств (их структуры и интенсивности) по городу и их изменений во времени (в течение суток, недели и года).

4.2 Территориальные различия структуры и интенсивности потоков автотранспортных средств зависят от площади и поперечных размеров города, числа населения, схемы улично-дорожной сети, особенностей расположения промышленных предприятий, автохозяйств, бензозаправочных станций, станций техобслуживания, терминалов и т.д.

4.3 Временные различия в значительной степени связаны с режимом работы промышленных предприятий и учреждений города, а также с климатическими особенностями местности, в которой расположен город.

4.4 На основе изучения схемы улично-дорожной сети города, а также информации о транспортной нагрузке, полученной в органах государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) и архитектурных управлениях, составляют перечень автодорог (и их участков) с различной интенсивностью движения и перекрестков с высокой транспортной нагрузкой.

4.5 Выбранные автодороги (или их участки) наносят на карту-схему города в масштабе. Затем на карте фиксируют перекрестки, на которых предполагается проведение дополнительных обследований.

4.6 Для определения характеристик автотранспортных потоков на выбранных участках улично-дорожной сети проводят учет автотранспортных средств, движущихся в обоих направлениях, подразделяемых на следующие группы:

I — легковые — (Л);

II — автофургоны и микроавтобусы до 3,5 т — (AM);
III — грузовые от 3,5 до 12 т — ();

IV — грузовые свыше 12 т — ();

V — автобусы свыше 3,5 т — ().

4.7 Подсчет движущихся по данному участку автодороги транспортных средств проводят в течение 20 мин каждый час. При высокой интенсивности движения (более 2-3 тысяч автомашин в час) подсчет автотранспортных средств проводят одновременно на каждом направлении движения (при недостаточности числа наблюдателей — первые 20 мин в одном направлении, следующие 20 мин в противоположном направлении).

4.7.1 Подсчет движущихся по обследуемой автодороге (или ее участку) автотранспортных средств допускается проводить с помощью видеозаписывающих устройств (видеокамеры, фотокамеры с функцией видео и т.п.). Камеру устанавливают на штатив в месте наблюдения за участком автодороги. Запись проводят в течение 20 мин 2-3 раза в течение каждого часа.

4.8 Для выявления максимальной транспортной нагрузки наблюдения проводят в часы пик. Для большинства городских автодорог пиковыми часами являются утренние и вечерние (с 7.00-8.00 до 10.00-11.00 и с 16.00-17.00 до 19.00-20.00) часы пик, для многих транзитных автодорог наибольшая транспортная нагрузка характерна в дневное время суток.
Натурные обследования структуры и интенсивности движущегося потока автотранспортных средств проводят не менее 8-10 раз в часы пик на каждой автомагистрали в течение 5-7 будних дней летнего периода.

4.9 Результаты натурных обследований структуры и интенсивности движущегося потока автотранспортных средств регистрируют в полевом журнале по форме, приведенной в приложении А.

4.10 Для оценки транспортной нагрузки в районе регулируемых перекрестков проводят дополнительные обследования.

4.10.1 Последовательно (по возможности — одновременно) на каждом направлении движения в период действия запрещающего движение сигнала светофора (включая желтый цвет) проводят подсчет автотранспортных средств, образующих «очередь». Одновременно фиксируют длину «очереди» в метрах. Подсчеты проводят не менее 4-6 раз в периоды, указанные в 4.8.

4.10.2 Результаты дополнительных обследований регистрируют в полевом журнале по форме, приведенной в приложении Б.

4.11 В ходе проведения натурных обследований дополнительно определяют ряд параметров, необходимых для расчета выбросов загрязняющих веществ и для проведения расчетов загрязнения атмосферы.

4.11.1 На каждой автодороге (или ее участке) фиксируют следующие параметры:
— ширину проезжей части в метрах;
— число полос движения в каждом направлении;
— длину выбранного участка автодороги с указанием названий улиц, ограничивающих данную автодорогу (или ее участок), в километрах;
— среднюю скорость потоков автотранспортных средств с подразделением на три основные категории: легковые, грузовые и автобусы (определяют по показаниям спидометра автомобиля, движущегося в потоке) в километрах в час.
Определение средней скорости движения основных групп потока автотранспортных средств выполняют на всем протяжении обследуемой автодороги или ее участка, включая зоны нерегулируемых перекрестков и регулируемых перекрестков, выбранных согласно разделу 2.

4.11.2 На обследуемом перекрестке фиксируют следующие параметры:
— ширину проезжей части в метрах;
— число полос движения в каждом направлении;
— длину зоны перекрестка в каждом направлении в метрах.

4.11.3 К полевым журналам (см. приложения А и Б) прилагают схемы расположения обследуемых автодорог и перекрестков с регулируемым движением.

4.12 Обработка данных натурных обследований для их использования при проведении расчетов загрязнения атмосферы должна включать в себя определение средних значений интенсивности движения (за 20 мин) каждой группы автомобилей для каждого часа пик в течение всего периода наблюдений.
Из полученных средних значений выбирают наибольшие значения интенсивности движения для каждой группы автомобилей, которые включают в расчетные формулы (2) и (3) в качестве величин и .

Приложение А (рекомендуемое). Форма полевого журнала обследования потоков автотранспортных средств на перекрестках

Приложение А
(рекомендуемое)

ПОЛЕВОЙ ЖУРНАЛ

обследования характеристик движущегося потока автотранспортных средств

наименование автодороги, направление движения

ширина проезжей части, число полос движения

Дата

Временной интервал 20-минутного периода

Число автомобилей группы

Скорость движения потока автотранспортных средств, км/ч

Л

Легковые

Грузовые

Автобусы

1

Приложение Б (рекомендуемое). Форма полевого журнала обследования характеристик движения потока автотранспортных средств

Приложение Б
(рекомендуемое)

ПОЛЕВОЙ ЖУРНАЛ

обследования потока автотранспортных средств на перекрестках

наименования улиц,

направление движения

ширина проезжей части,

образующих перекресток

автотранспорта

число полос

Дата

Время работы сигнала светофора, запрещающего движение, мин

Число автомобилей группы

Длина очереди автотранспорта, м

Л

3

Библиография

Соответствующий приказ Минприроды России № 804 от 27.11.2019 г. подписал министр Дмитрий Кобылкин.

Методика предназначена для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта, движущегося по основным магистралям города. Данные о выбросах автотранспорта будут использоваться при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах в целях определения общего уровня загрязнения воздуха с учетом влияния автотранспорта.

Методикой предусмотрен порядок организации и проведения натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков, определения типов проезжающих автомобилей.

— Реклама —

Для расчета выбросов автотранспорта применяются значения удельных пробеговых выбросов для разных типов автотранспорта: легковых и грузовых автомобилей, автофургонов, автобусов.

Значения удельных пробеговых выбросов определены исходя из реальных условий эксплуатации транспортных средств в условиях их движения по городским дорогам.

Методика позволяет оценить величину максимально разовых выбросов на автодорогах с привязкой к карте города, а также валовых (годовых) выбросов от автотранспортных потоков.

Приказ вступит в силу после его регистрации в Минюсте России.

Ранее. Проект приказа Минприроды России «Об утверждении Методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха»: http://mnr.gov.ru/docs/ofitsialnye_dokumenty/proekt_prikaza_minprirody_rossii_ob_utverzhdenii_metodiki_opredeleniya_vybrosov_zagryaznyayushchikh_/

28 ноября 2019 года опубликован приказ Минприроды России № 804 от 27.11.2019 г., которым утверждена методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта. Данные о выбросах автотранспорта будут использоваться при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах в целях определения общего уровня загрязнения воздуха с учетом влияния автотранспорта.

Методика предназначена для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта, движущегося по основным магистралям города. Методикой предусмотрен порядок организации и проведения натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков, определения типов проезжающих автомобилей. Для расчета выбросов автотранспорта применяются значения удельных пробеговых выбросов для разных типов автотранспорта: легковых и грузовых автомобилей, автофургонов, автобусов.

Значения удельных пробеговых выбросов определены исходя из реальных условий эксплуатации транспортных средств в условиях их движения по городским дорогам. Методика позволяет оценить величину максимально разовых выбросов на автодорогах с привязкой к карте города, а также валовых (годовых) выбросов от автотранспортных потоков. Приказ вступит в силу после его регистрации в Минюсте России.

С использованием www.mnr.gov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *