Методы прямого и косвенного регулирования цен

Методы прямого и косвенного регулирования цен

81 Методы прямого государственного регулирования ценін

. Государственная ценовая политика — это совокупность принципов и методов деятельности органов государственной власти направленных на обеспечение:

o равных экономических условий для функционирования субъектов хозяйствования;

o сбалансированности рынка товаров и услуг;

o противодействия возникновению монополизмом;

o справедливого соотношения цен на промышленные и сельскохозяйственные товары;

o повышение качества товаров;

o социальных гарантий.

Государственное регулирование ценообразования может осуществляться методами прямого и косвенного регулирования.

. Методы прямого регулирования цен — это административное вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования.

Как показано в табл 81, продавцы используют свободные, государственные фиксированные, государственные регулируемые цены. Видно, что в основных форм государственного прямого регулирования относят:ть:

o тотальное замораживание цен;

o замораживание цен на отдельные товары;

o установление фиксированных цен;

o установление пределов роста цен;

o установление предельной нормы рентабельности;

o установлении предельных размеров торговых надбавок;

o декларирования цен;

o установление рекомендованных цен;

o установления паритетных цен.

Таблица 81. Формы государственного регулирования ценін

Виды цен

Роль государства

Формы государственного регулирования

Свободные

(договорные)

цены

Устанавливает методологию ценообразования и контролирует выполнение нормативных требований

Запрет на ценовую дискриминацию Запрет на демпинг Запрет на горизонтальное фиксирование цен

Запрет на вертикальное фиксирование цен

Государственные фиксированные цены

Устанавливает цены

Государственные прейскуранты цен»Замораживание»рыночных свободных ценільних цін.

Фиксирование монопольных цен

Государственные регулируемые цены

Устанавливает ограничители для цен

Ограничение уровня цен Ограничение надбавок или коэффициентов к прейскуранту цен Установление предельных значений элементов цены

Установление предельного уровня повышения цен

Государственный контроль за ценами монополистов

Свободные цены устанавливаются на все виды товаров, кроме тех, по которым осуществляется государственное регулирование.

Государственные фиксированные и регулируемые цены устанавливаются на:

o товары, которые существенно влияют на общий уровень и динамику цен;

o товары и услуги, имеющие социальное значение;

o товары, производимые монополистами.

Наиболее распространенным методом государственного ценового регулирования является метод установления предельной нормы рентабельности. Он используется при регулировании цен на товары монополистов и государственных предпри приятий. Регулирование естественных монополий осуществляется в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировки газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи тощщо.

Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются органами государственной власти. Они разрабатывают перечень товаров и услуг по которым осуществляется регулирование надбавок (скидок). Государство может ограничения ежуваты уровень торговых надбавок на социально значимые виды товаров, продовольственные товары первой необходимости. Предельные торговые надбавки устанавливаются на основе решений. Кабинета. Министров Украины на т. Овари, входящих в продовольственную корзину. На другие виды товаров действуют свободные торговые надбавки, размер которых определяют продавцы. Помимо регулирования максимальных цен, государство регулирует и предельных минимальных цены (например, на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукциюкцію).

Государственное регулирование цен в Украине осуществляют. Центральные органы исполнительной власти,. Совет министров. Автономной. Республики. Крым, областные и местные государственные администрации. Координация и контроль за соблюдением нням дисциплины установления цен возложены на. Государственную комиссию по контролю за ценами,. Государственной налоговой администрации, отделы контроля за ценами при областных государственных администрациях и др.. Эти органы контролируют процессы ценообразования во взаимодействии с профсоюзами,. Антимонопольным комитетом, управлениями по делам защиты прав потребителей, объединениями потребителиів.

Кабинет. Министров Украины, министерства и ведомства устанавливают цены и тарифы, обязательные на территории Украины. Так,. Кабинет. Министров Украины::

o обеспечивает осуществление государственной политики цен;

o определяет перечень продукции, товаров и услуг, в отношении которых действуют государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы;

o определяет полномочия органов государственного управления в сфере установления и использования цен и тарифов, а также контроль за ценами и тарифами.

Органы областных и местных государственных администраций имеют право регулировать тарифы и надбавки на продукцию, реализуемую предприятиями общественного питания при общеобразовательных школах, детских са адах, торговые надбавки к ценам на продукты детского питания, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом льготными категориями лиц, при условии погашения расходов за счет средств дер ственного бюджет.

Государственное регулирование цен в Украине может включать также меры судебного характера. В случае возникновения противоречий по вопросам установления цен, они могут решаться в судебном (арбитражном) порядкеу.

Одной из важнейших задач прямого государственного регулирования цен является обеспечение такого соотношения монополии и конкуренции, которое не приводит к разрушительным последствиям в экономике.

В соответствии с. Законом Украины»Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции», монопольным признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 35% Злоупотребление монопольным положением на рынке рассматривается как правонарушениевопорушення.

Антимонопольное законодательство называет три вида нарушений:

o злоупотребление монопольным положением на рынке;

o антиконкурентные согласованные действия;

o дискриминация субъектов хозяйствования.

К злоупотреблений монопольным положением на рынке относят:

o ограничение или прекращение производства, а также изъятие из обращения товаров, которые привели или могут привести к дефициту на рынке или установления монопольной цены.

o действия, которые привели или могут привести к созданию препятствий доступу на рынок других субъектов хозяйствования;

o установление дискриминационных цен на свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей;

o установление монопольно высоких цен на свои товары, которые могут привести к нарушению прав потребителей;

o установление монопольно низких цен на свои товары, которые привели или могут привести к ограничению конкуренции;

Антиконкурентными согласованными действиями признаются действия, которые привели или могут привести к:

o установлению монопольных цен, скидок, надбавок, наценок;

o раздела рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок по кругу потребителей или по другим признакам, что привело или может привести к их монополизации;

o устранению с рынка или ограничению доступа на него продавцов, покупателей, других предпринимателей.

Дискриминация субъектов хозяйствования органами государственной власти, местного самоуправления и административно-хозяйственного управления и контроля является нарушением антимонопольного законодательства и включает следующее

o запрещение создания новых предприятий в какой-либо сфере деятельности, которые привели или могут привести к ограничению конкуренции;

o принуждение субъектов хозяйствования к вступлению в ассоциации, концернов, межотраслевых, региональных и другие объединения предприятий;

o принятие решений о централизованном распределении товаров, что привело или может привести к монопольному положению на

рынка;

o установление запрета на реализацию товаров из одного региона в другой;

o предоставление отдельным субъектам налоговых и иных льгот, ставящих их в привилегированное положение относительно других субъектов хозяйствования, что может привести к монополизации рынка определенного товара;

o ограничение прав субъектов хозяйствования на приобретение и реализацию товаров;

o установки и запрет ограничений в отношении отдельных субъектов хозяйствования или групп субъектов хозяйствования.

Законом регламентируется использование экономических санкций в отношении субъектов хозяйственной деятельности, которые нарушают антимонопольное законодательство. Кроме того, закон предусматривает антимонопольный контроль за а экономической концентрации субъектов хозяйствованияя.

54. Формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования

Выделяют следующие формы прямого государственного вмешательства в процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен или замораживание цен на конкретные виды товаров. Используется в случае высоких темпов инфляции в экономике.

2. Установление фиксированных цен и тарифов на товары и услуги. Цены фиксируются на определенном уровне по решению органов государственной власти, уровень фиксированных цен определяется также соответствующими органами власти. Предварительно должна быть определена норма прибыли (рентабельности), входящая в состав цены. Также должны разрешиться споры, возникающие в случае, если при фиксировании цен на определенном уровне предприниматели не будут получать нормативной прибыли. При введении фиксированной цены субъекты ценообразования должны продавать свою продукцию по ценам, не превосходящим уровень фиксированной цены.

3. Установление границ возможного роста цены на определенный временной промежуток или предельного уровня цены. Под предельным уровнем цены понимается уровень цены, выше или ниже которого цена не может устанавливаться. Такой метод регулирования цен играет большую роль в условиях дефицита, так как свободное повышение цен приводит в конечном итоге к сокращению производства.

Посредством установления предельного уровня цены можно оградить население от ценового диктата фирм и производителей, который может возникнуть, если на внутреннем рынке отсутствует конкуренция. На товары и услуги первостепенной важности предельный уровень цен могут определять местные органы управления.

4. Установление предельного норматива рентабельности. При данной форме прямого вмешательства при расчете цены на прибыль устанавливаются предельные нормативы рентабельности. Такая форма прямого вмешательства получила широкое распространение в России. Она применяется для регулирования цен на товары фирм—монополистов и на отдельные виды услуг, цены на которые устанавливаются местными органами управления.

Если по определенной продукции фактическая рентабельность больше установленного уровня, то предприятия обязаны снижать цены на нее. В дальнейшем данная продукция должна реализовываться по ценам с рентабельностью, не превышающей установленного предельного уровня.

В зарубежной практике этот метод почти не применяется.

5. Установление предельных размеров снабженческо—сбытовых и торговых наценок и надбавок может распространяться на все товары, которые реализуются на соответствующей территории.

6. Декларирование ценможет применяться для оптовых (отпускных) цен на отдельные группы товаров по решению органов исполнительной власти.

7. Установление рекомендательных цен на важнейшие виды продукции. Если цена устанавливается на уровне выше рекомендательного, то может использоваться прогрессивная ставка налога на прибыль, которая получена от продажи товаров, цены на которые выше рекомендованных.

8. Установление предельного уровня котировальных цен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

создания картины будущего мира, которая ляжет в основу долгосрочного планирования. Следовательно, интеллектуальный потенциал корпораций является базой для устойчивого развития.

Библиографический список

1. Андреев И. Интеллектуальная рента теснит природную // Союзное государство, март — 2008. — с.51-56.

4. Гусаров Ю.В., Гусарова Л.Ф. Управление: динамические процессы и современные приоритеты: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2014.

5. Дынкин А.А. Экономика знаний в России и в мире

— 2003 — . — режим доступа: http ://fp6 .csrs.ru/news/data/dynkin. doc

6. Макаров В.В., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М.: ЗАО Изд-во «экономика», 2007.

— С. 73-77.

8. Попова Ю.Ф., Соренсен О.Ю. Особенности развития маркетинговой деятельности на российских предприятиях // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. №5. С.3

10. Юлдашева О.У. Маркетинг взаимодействия: философия и методология межфирменных коммуникаций // Маркетинг. — 1999. — №3. — с.32.

12. Юлдашева О.У., Шубаева В.Г., Орехов Д.Б. Методология измерения и оценки потребительской ценности: дифференциация подходов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. Выпуск №3, 2014 / Сыктывкарский государственный университет — Электрон. вестник -Сыктывкар: СыктГУ. — с.198-210.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ловыгина Анастасия Борисовна

Соискатель кафедры макроэкономического регулирования, Северо-Западный институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург

Белов Валерий Игоревич

К.э.н., доцент кафедры макроэкономического регулирования, Северо-Западный институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург

METHODS OF STATE REGULATION OF THE ENERGY SECTOR IN THE RUSSIANFEDERATION

В данной статье рассмотрены основные методы государственного регулирования энергетики в Российской Федерации. В научной литературе выделяют прямые и косвенные методы. Прямые методы подразделяются на организационно-технические и нормативно-правовые. Косвенные методы по своей природе можно назвать экономическими.

Ключевые слова: государственное регулирование энергетики, прямые методы регулирования, косвенные методы регулирования

Keywords: state regulation of energy, direct methods of regulation, indirect methods of regulation

Государственным регулированием энергетики обо- В научной литературе наиболее распространена

значается деятельность государства по воздействию на си- следующая классификация методов государственного ре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стему энергообеспечения, функционирующую преимуще- гулирования:

ственно на рыночной основе с применением различных — методы прямого воздействия; методов воздействия. — методы косвенного воздействия.

Границы между данными методами носят условный характер.

Прямые методы государственного регулирования не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. Эти методы связаны с использованием административных средств воздействия, характеризующихся непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. Прямые методы характеризуется наличием определенного субъекта воздействия.

Прямые методы можно разделить на организационно-технические и нормативно-правовые методы.

К организационно-техническим методам, применяемым в регулировании энергетики на современном этапе можно отнести: осуществление хозяйственной функции, определение стратегических целей посредством установления технических и экономических показателей; программно-целевой метод; государственная поддержка программ, заказов и контрактов.

Осуществление хозяйственной функции выражается в управлении объектами энергетики, находящимися в государственной собственности. Примером установления технических показателей служит система формирования сводного баланса производства и потребления энергии. Государство должно обеспечивать единство технологического управления единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, их надежного и безопасного функционирования. Для этого на каждый год в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов (региональными энергетическими комиссиями или комитетами) формируется сводный прогнозный баланс производства и потребления энергии. Сводный прогнозный баланс утверждает Федеральная служба по тарифам России. Основой для формирования сводных прогнозных балансов регионов являются предложения, разрабатываемые участниками оптового рынка, производителями (поставщиками) электрической энергии розничного рынка и сетевыми организациями.

Стратегические цели определяется в общих документах экономического развития страны и специальных отраслевых документах. Например, в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначена цель -снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) к 2020 году не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года. Также темпы снижения энергоемкости ВВП обозначены в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р утвержден отраслевой документ -Энергетическая стратегия РФ до 2030 года. Энергетическая стратегия является важнейшим документом, фиксирующим цели и задачи российской энергетической политики.

Особое значение на современном этапе уделяется следующему методу: целевое программирование или программно-целевой метод. Данный метод заключается в формировании определенного количества программ под определенные цели (разработка плана с определенными показателями, центрами ответственности и источниками

финансирования). В энергетике этот метод успешно применяется для планирования территориального размещения энергетических объектов: Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2008 г. №215-р); Программа развития угольной промышленности на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 21.06.2014 №1099-р); Схема и программа развития единой энергетической системы России на 2014-2020 годы (Приказ Минэнерго России от 01.08.2014 №495).

В целях инновационного развития энергетических систем в России утверждена государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» (распоряжение Правительства Российской Федерации №321-р от 15 апреля 2014 г.), включающая следующие подпрограммы:

1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности;

2. Развитие и модернизация электроэнергетики;

3. Развитие нефтяной отрасли;

4. Развитие газовой отрасли;

5. Реструктуризация и развитие угольной промышленности;

6. Развитие использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ);

7. Обеспечение реализации государственной программы.

Также к прямым методам можно отнести осуществление государственной поддержки программ, заказов и контрактов. Применение механизмов государственно-частного партнерства и концессии обеспечивает паритет интересов государственных и частных структур, оптимизирует бюджетные расходы, стимулируют частный сектор к предпринимательской активности.

Энергетической стратегии России до 2030 года предусмотрены следующие направления государственно-частного партнерства: стимулирование привлечения частных инвестиций для осуществления геологоразведочных работ и недропользования; государственная поддержка развития региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры; расширение реального взаимодействия энергетического бизнеса и общества при решении проблем развития энергетического сектора; укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом.

Другая разновидность прямых методов: нормативно-правовые методы. Они выражаются в установлении правовых и административных ограничениях и запретах, нормативных требованиях к качеству и сертификации технологии и продукции, лицензировании деятельности.

Система законодательства в энергетике отражает федеративный принцип устройства России: существует федеральное, региональное и местное законодательство. Среди нормативно-правовых методов можно выделить основные: лицензирование деятельности, формирование рынков; установление технологических требований.

В настоящее время осуществляется лицензирование (определение порядка и форм пользования) деятельности по добыче первичных энергоресурсов (Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»). Лицензируется также деятельность в области использования атомной энергии (Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 280).

Отдельным нормативно-правовым методом можно обозначить формирование порядка и условий функционирования рынков энергетических товаров и продукции. Нормативно-правовые акты устанавливают общие пра-

вила организации таких рынков и регламентируют контроль за соблюдением установленных правил (Федеральные законы от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и другие).

Одним из важнейших нормативно-правовых методов государственного регулирования энергетики является установление обязательных требований (технических регламентов), правил и норм промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации и прекращении деятельности энергетических объектов (например, Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184; Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Методы косвенного государственного регулирования опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. Из-за их природы косвенные методы также называют экономическими. В научной литературе выделяют следующие косвенные методы регулирования:

— регулирование цен и тарифов, их уровней или соотношений (тарифная политика);

— субсидирование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— налогообложение;

— таможенное регулирование (экспорт и импорт).

Тарифную политику в энергетике можно определить, как деятельность государства в области производства, передачи и сбыта энергии, направленную на формирование тарифов, обеспечивающих баланс интересов всех участников процесса энергообеспечения. Разные типы энергии и виды деятельности подвергаются различной степени государственного ценового воздействия. Например, государство полностью тарифицирует теплоснабжение в отличие от электроснабжения. В электроэнергетики устанавливаются следующие виды тарифов: тарифы на энергию для неценовых зон оптового рынка, тарифы на услуги по передаче энергии, плата за технологическое присоединение, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, тарифы на услуги коммерческого оператора и некоторые другие.

Субсидирование в энергетике имеет множество форм: от технологического субсидирования (перекрестное субсидирование) до социального. Можно обозначить

несколько видов технологического субсидирования: субсидирование производства и потребления электрической энергии за счет тепловой на ТЭЦ, субсидирование мощности за счет платы за подключение, субсидирование дальних потребителей за счет ближних. Необходимо развивать новые технологии, поэтому осуществляется субсидирование возобновляемых источников энергии, производителей, использующих энергосберегающие технологии. Государство также осуществляет социальное субсидирование населения за счет промышленных потребителей, например, устанавливая льготные тарифы на газ. В атомной энергетике имеет место субсидирование расходов на обеспечении экологической безопасности, компенсации населению вблизи атомных станций.

Налогообложение как метод государственного регулирования очень важен, так как налоги и сборы — это основной источник формирования бюджета государства.

Предприятия электроэнергетики и теплоэнергетики часть налогов выплачивают из прибыли (налог на прибыль), часть могут включать в себестоимость энергии (налог на добавленную стоимость, налог на имущество, плата за загрязнение окружающей среды и т.д.). Налоги подразделяются на федеральные (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и т.д.), региональные (налог на имущество, транспортный налог и т.д.) и местные (например, земельный налог).

Недропользователи выплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), так как почти все полезные ископаемые находятся в государственной собственности. Налоговым кодексом устанавливаются различные ставки, например, льготные для стимулирования добычи трудноизвлекаемой нефти.

Таможенное регулирование торговли энергоресурсами играет значительную роль для всей экономики России. 50% ВВП РФ формируется за счет реализации продуктов топливно-энергетического комплекса. Такие энергоресурсы как нефть, нефтепродукты и некоторые другие облагаются вывозными таможенными пошлинами, устанавливаемыми постановлениями Правительства РФ. Ввиду нестабильной конъюнктуры данных рынков нормативно-правовая база вынуждена постоянно реагировать на происходящие изменения, что затрудняет работу таможенных органов и участников торговой деятельности.

Таким образом, классификация методов государственного регулирования в энергетики может быть представлена следующим образом (см таблицу 1).

Прямые Косвенные

Нормативно -правовые Организационные

— лицензирование — осуществление хозяйственной функции — регулирование цен (тарифная политика)

— формирование рынка — определение стратегических целей и показателей — субсидирование

— установление технических требований — целевое программирование — налогообложение

— государственная поддержка программ, заказов и контрактов

Задача государственных органов заключается в сбалансированном применении прямых и косвенных методов регулирования.

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *