Международное сотрудничество таможенных органов

Международное сотрудничество таможенных органов

В соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. к основным направлениям развития таможенных органов России относится содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству (распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р). ‘

Международная деятельность ФТС России представляет собой деятельность таможенных органов, осуществляемую в целях обеспечения взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области таможенного дела, включая представление интересов Российской Федерации в ВТО/СТС и других м ежд у парод н ых орган и за ци я х.

Международное таможенное сотрудничество — важный элемент ВЭД России, целью которого является создание благоприятных условий для перемещения товарных потоков между государствами. Международное сотрудничество ФТС России направлено на упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств путем гармонизации и унификации законодательства РФ в сфере таможенного дела с нормами международного права и общепринятой международной практикой. Международное таможенное сотрудничество осуществляется в рамках взаимодействия с таможенными и иными органами государственной власти иностранных государств, международными организациями и интеграционными объединениями.

Основными задачами в области международного сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств являются:

  • • активизация участия ФТС России в международных институтах сотрудничества и региональных экономических объединениях;
  • • развитие международного сотрудничества правоохранительных подразделений таможенных органов РФ с правоохранительными подразделениями таможенных служб иностранных государств и международными правоохранительными организациями;
  • • содействие развитию интеграционных процессов на пространстве Евразийского экономического сообщества, укреплению СНГ, Шанхайской организации сотрудничества и других международных и региональных организаций с участием РФ;
  • • развитие международного сотрудничества с таможенными службами иностранных государств путем увеличения сети представительств таможенной службы РФ за рубежом.

Инструментом всей международной работы является договорно-правовая база сотрудничества.

Целевой индикатор указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации — количество международных правовых актов о предварительном информировании таможенных органов, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (с 3 ед. в 2012 г. до 10 ед. в 2020 г.). В 2014 г. продолжилась работа по расширению и совершенствованию договорно-правовой базы сотрудничества, было заключено 13 международных договоров и 5 меморандумов с 13 странами.

Представительства и представители ФТС России работают в 19 странах мира на трех континентах. Эти учреждения или представители выполняют в зарубежных странах следующие функции: представляют интересы ФТС России в области таможенного дела; обеспечивают взаимодействие и сотрудничество ФТС России с таможенными и иными государственными органами стран пребывания, международными организациями в области таможенного дела; осуществляют сбор и анализ информации о нормативной и правовой базе таможенных службы страны пребывания, выявляют проблемные вопросы сотрудничества и подготавливают предложения для формирования позиции ФТС России по их решению; изучают опыт работы таможенных служб в области таможенного дела и борьбы с таможенными правонарушениями; участвуют в организации обмена информацией; осуществляют мониторинг ситуации по товарам и транспортным средствам, перемещаемым между Российской Федерацией и страной пребывания, с целью прогнозирования и выявления причин, препятствующих свободному прохождению грузов; взаимодействуют со средствами массовой информации при освещении вопросов, касающихся таможенного дела; участвуют в мероприятиях различного формата, проводимых по линии двустороннего и многостороннего таможенного сотрудничества, в том числе по линии борьбы с таможенными правонарушениями; оказывают содействие в организации и принимают участие в двусторонних и многосторонних встречах, форумах, семинарах и иных мероприятиях, проводимых по линии таможенных служб Российской Федерации и страны пребывания.

Протяженность белорусского участка таможенной границы Таможенного союза составляет 2284 км. На нем размещены 49 пунктов пропуска, в том числе 25 автомобильных, 14 железнодорожных, 3 речных и 7 воздушных. Для реализации основных функций должностные лица Представительства ФТС России в Республике Беларусь размещены на пяти таможнях, регионы деятельности которых охватывают белорусско-литовский, белорусско-латвийский, белорусско-польский и белорусско-украинский участки границы Таможенного союза.

Протяженность сухопутного участка внешней таможенной границы Таможенного союза со стороны Республики Казахстан составляет 5583 км. В настоящее время там функционируют 44 пункта пропуска, в том числе 19 автомобильных, 7 железнодорожных, 2 морских и 16 воздушных. Должностные лица Представительства ФТС России в Республике Казахстан размещены в 6 территориальных приграничных департаментах государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и в таможне «Достык», в компетенцию деятельности которых входят участки таможенной границы с Китаем, Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном.

В этих условиях сохраняется роль представительств таможенных служб, размещенных на взаимной основе на территории союзных государств и обеспечивающих углубляющееся взаимодействие и сотрудничество ФТС России с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, а также с таможенными и иными государственными органами и деловыми кругами Беларуси и Казахстана.

За время работы Таможенного союза товарооборот между сгранами- участницами вырос в несколько раз. Например, в Казахстане он увеличился почти на 35%. В Беларуси но итогам 2014 г. оборот с Россией и Казахстаном составляет половину объема всей внешней торговли страны, доля внутри стран СНГ — более 60%.

ФТС России в рамках своей компетенции активно содействует деятельности СНГ, на постоянной основе проводятся заседания руководителей таможенных служб государств — участников СНГ.

Содружество Независимых Государств — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входящими в состав СССР. Создание СНГ произошло в 1991 г. В его состав входят: Россия, Беларусь, Украина, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан, Молдова.

В структуре СНГ действуют 68 органов отраслевого сотрудничества, в том числе — Совет руководителей таможенных служб. Обычно до проведения заседания Совета руководителей таможенных служб несколько дней проводятся заседания рабочих групп и экспертов всех стран по вопросам, включенным в повестку дня заседания. Когда удается достичь согласия по всем вопросам повестки дня, проводится заседание Совета, где подписываются разработанные документы (соглашения, договоры, протоколы).

В декабре 2014 г. в Сочи состоялись два важнейших мероприятия: 13-е заседание Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза и 60-е юбилейное заседание руководителей таможенных служб государств — участников СНГ.

За столом переговоров встретились представители девяти стран: Азербайджана, Армении, Беларуси, России, Молдовы, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.

На заседаниях был рассмотрен комплекс вопросов, затрагивающих развитие эффективного сотрудничества и координации действий по дальнейшему совершенствованию таможенного администрирования, правового регулирования международного таможенного сотрудничества, укрепления и развития торгово-экономического потенциала государств — членов Таможенного союза и государств — участников СНГ.

Для создания благоприятных условий участникам ВЭД Объединенной коллегией решено продолжить работу по формированию единой системы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при транзите товаров по территории Таможенного союза. Стороны рассмотрели вопрос выработки единых подходов в таможенных органах государств — членов Таможенного союза к категорированию участников ВЭД в зависимости от уровня риска нарушения таможенного законодательства.

С учетом совершенствования информационных технологий принято решение о продолжении проводимого эксперимента по отмене пересылки деклараций на товары в бумажном виде и осуществлении подтверждения фактического вывоза товаров с территории Таможенного союза преимущественно в электронном виде. Такое решение позволит не только оптимизировать работу таможенных органов государств — членов Таможенного союза, но и сэкономить материальные ресурсы и выйти на новый уровень взаимодействия между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Участники заседаний обменялись мнениями о внесении дополнений в Единую ТН ВЭД ТС, обсудили задачи, касающиеся классификации отдельных видов товаров.

Рассмотрены вопросы, касающиеся мер минимизации рисков по таможенной стоимости и классификации товаров, установления срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования отдельными категориями иностранных лиц, технических условий информационного обмена между таможенными службами государств — членов Таможенного союза.

Совершенствование таможенного администрирования способствует развитию законной торговли и укреплению экономических и деловых связей между Россией и странами СНГ.

Приоритетными направлениями работы в 2014 г. было максимальное содействие интеграционным процессам на пространстве ЕАЭС и СНГ, а также региональное сотрудничество со странами дальнего зарубежья.

В сентябре 2014 г. состоялся рабочий визит делегации ЦТУ в Финляндскую Республику в целях укрепления взаимодействия и ознакомления с организационной структурой таможенной службы Финляндской Республики и работой региональных таможенных органов.

В рамках работы совместных рабочих и специальных групп таможенных органов РФ и сопредельных иностранных государств должностные лица ЦТУ приняли участие в заседании Российско-Финляндской постоянной межведомственной рабочей группы но таможенным делам в целях обсуждения актуальных вопросов таможенного сотрудничества по обеспечению работы пунктов пропуска и развитию пограничной инфраструктуры, информационному взаимодействию, контролю за радиоактивными материалами, региональному сотрудничеству и подготовке кадров.

Должностные лица Брянской таможни были командированы в Великобританию для участия в семинаре по таможенному оформлению почтовых отправлений и ознакомления с работой Королевской почты Великобритании.

Должностные лица Белгородской таможни были командированы в Чешскую Республику для обучения на базе учебного кинологического центра ВТО/СТС при Таможенной администрации Чешской Республики.

В регионе деятельности ЦТУ был проведен ряд значимых международных мероприятий по линии таможенного сотрудничества ФТС России, в том числе с участием первых лиц таможенных служб зарубежных государств.

В связи с работой таможенных органов ЦТУ в условиях функционирования Таможенного союза осуществлялись сотрудничество и обмен опытом практической работы с представителями таможенных служб Республики Беларусь и Республики Казахстан.

В регионе деятельности Брянской таможни была организована международная рабочая встреча представителей ФТС России, ЦТУ, Северо- Западного таможенного управления с представителями Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по вопросам борьбы с коррупцией.

Представители таможенной службы Республики Казахстан посетили Киевский таможенный пост Московской областной таможни для ознакомления с деятельностью российских таможенных органов но совершенствованию таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом, а также эксплуатацией аппаратуры радиационного контроля и программными средствами.

Были продолжены рабочие контакты и организованы международные мероприятия в связи с подготовкой к расширению состава государств — участников Таможенного союза, в рамках которой делегация Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения и Государственной таможенной службы при Правительстве Киргизской Республики посетили Каширский таможенный пост Московской областной таможни, где ознакомились с автоматизацией регистрации и выпуска деклараций на товары, применением форм таможенных документов Таможенного союза и информационных таможенных технологий, методами и правоприменительной практикой при таможенном контроле товаров.

В связи с расширением взаимодействия ФТС России с таможенными администрациями Вьетнама, Индии, Китая, Ирана, Монголии и Узбекистана было организовано восемь визитов делегаций таможенных и иных государственных органов указанных стран в таможенные органы Центрального таможенного управления. Делегации были ознакомлены с электронным декларированием товаров.

В рамках экспертных консультаций Европейской комиссии и ФТС России по вопросам сближения и гармонизации транзитных систем состоялся визит делегации Европейской комиссии на Каширский таможенный пост

Московской областной таможни и экспертов таможенной службы Королевства Нидерланды на Московский таможенный ноет Московской таможни.

Проведены две российско-украинские рабочие встречи в регионах деятельности Брянской и Белгородской таможен с участием представителей ЦТУ и приграничных таможен, территориальных подразделений ОАО «РЖД» и Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины по вопросам обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом.

В настоящее время одной из основных задач таможенных служб перечисленных стран является обеспечение единообразия правоприменительной практики и равной эффективности таможенного контроля на всей территории Евразийского экономического союза, начало работы которого с 1 января 2015 г. означает новый этап в развитии евразийской интеграции для дальнейшего устойчивого развития экономик входящих в него государств.

Правильность выбранного стратегического направления взаимодействия таможенных служб Беларуси, Казахстана и России подтверждается высокой надежностью совместных таможенных технологий контроля за транзитными перевозками иностранных товаров и транспортных средств, фактическим вывозом товаров через внешнюю границу Таможенного союза, а также дальнейшим развитием информационных технологий, обеспечивающих учет и контроль временного ввоза и вывоза автомобильных транспортных средств и реализацию аналитических и контрольных функций таможенных органов государств — членов Таможенного союза.

Основной целью международного таможенного сотрудничества на региональном уровне является повышение уровня экономической безопасности РФ на основе улучшения качества и результативности таможенного адм и н истриро ван ия.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие задачи решает ВТО/СТС? Каковы ее организационные и экономические основы?
  • 2. Какие формы сотрудничества осуществляет ФТС России с международными организациями и зарубежными таможенными службами?
  • 3. Перечислите отличительные особенности таможенных кодексов ЕАЭС и Таможенного союза.
  • 4. Охарактеризуйте место ЕАЭС в мировой интеграционной структуре.
  • 5. Каковы основные задачи таможенных служб государств — участников ЕАЭС?
  • 6. Каковы основные задачи таможенных служб государств — участников ЕАЭС для устойчивого развития экономики?

Международное сотрудничество в области таможенного дела осуществляется в определенных формах. Под формами сотрудничества понимаются те рамки, в которых осуществляется сотрудничество между государствами .

Можно выделить три основные формы международного сотрудничества в области таможенного дела:

  • 1) сотрудничество в рамках международных организаций;
  • 2) сотрудничество путем заключения международных соглашений;
  • 3) сотрудничество в рамках международных конференций.

В зависимости от представительства государств в той или иной форме сотрудничества можно также выделить двустороннее сотрудничество и многостороннее сотрудничество, которое, в свою очередь, подразделяется на универсальное сотрудничество, т.е. сотрудничество в рамках мирового сообщества, и сотрудничество в рамках региона (региональное сотрудничество).

Самой распространенной формой международного сотрудничества в области таможенного дела является сотрудничество на основе заключения международных договоров. Международных договоров, заключенных по вопросам таможенного дела, достаточно много, это и двусторонние и многосторонние договоры.

Одной из форм международного сотрудничества в области таможенного дела является также сотрудничество в рамках международных межправительственных конференций, которые представляют собой коллективные органы государств, самостоятельно решающие вопросы, касающиеся целей и принципов их проведения . Созываются международные конференции для решения конкретных проблем и действуют в течение определенного срока, не имея своих постоянных органов и не являясь международными организациями и субъектами международного права.

Так, например, вопросы систематизации и унификации норм международного таможенного права обсуждались на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в 1943 г. В 1954 г. была созвана дипломатическая конференция по таможенным формальностям, на которой были выработаны три международно-правовых документа: Конвенция о таможенных льготах для туристов; Дополнительный протокол к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза рекламных туристских документов и материалов; Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств .

По мере развития международного сотрудничества в той или иной сфере международных отношений все большее значение и распространение получает форма международного сотрудничества государств в рамках международных организаций. На сегодняшний день международные организации играют определяющую роль в деле укрепления, расширения и углубления международного сотрудничества. Международные организации являются основным организатором общения государств. Сложность и важность вопросов, подлежащих разрешению на межгосударственном уровне, требует их оперативного решения. Оперативности можно достичь при помощи институционального постоянно действующего механизма. Таким механизмом и призваны быть международные организации . Нельзя не согласиться с мнением О. С. Оос, считающей, что в рамках международных организаций международное сотрудничество получает соответствующую постоянную институциональную основу .

Следует отметить, что все формы международного сотрудничества в целом, и в области таможенного дела в частности, тесно связаны между собой. Так, на основе международных договоров создаются международные организации, в свою очередь, деятельность международных организаций приводит к заключению международных договоров, результатом работы многих международных конференций также может быть заключение международных договоров.

Современные тенденции расширения международного сотрудничества государств в сфере внешнеэкономической деятельности в условиях либерализации торгово-экономических отношений и роста экономической интеграции с неизбежностью влекут за собой расширение и углубление международного сотрудничества в области таможенного дела в его различных формах, в том числе и в рамках международных организаций.

Таможенное дело, как отмечалось выше, теснейшим образом связано с международной торговлей и напрямую влияет на мировые процессы товарообмена, опосредует мировую торговлю. Деятельность таможенных органов, осуществление ими таможенных формальностей и процедур может служить как барьером на пути международной торговли, так и средством интенсификации торговых связей. Национальные таможенные органы можно образно сравнить с «воротами» государства, через которые происходит транснациональное перемещение товаров и транспортных средств . И от того, как будут работать эти «ворота», будет зависеть уровень развития внешнеэкономических связей государств.

Движение к установлению широких внешнеэкономических связей, созданию благоприятных условий для международной торговли было бы практически невозможно без скоординированных усилий мирового сообщества в рамках международного сотрудничества в области таможенного дела на институциональной постоянной основе.

Поэтому вполне закономерно стремление мирового сообщества к созданию в системе международных таможенных отношений различных форм взаимодействия государств, в частности к образованию международных таможенных организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *