Международный опыт регулирования трудовых отношений
УДК 331
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА Мосько Татьяна Валерьевна, ассистент (e-mail: t@mosko.ru) Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, г. Гомель, Республика Беларусь
Рынок труда является одним из важных индикаторов национального благополучия и стабильности. В данной статье рассмотрены основные направления регулирования рынка труда в развитых странах.
Ключевые слова: рынок труда, государственное регулирование, модель, политика.
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии и стабильности. Уровень его развития является важным показателем развития экономики в целом, а его успешное функционирование — неотъемлемое условие экономического роста.
Рынок труда — это общественный социально-экономический и институционально-организационный механизм, который регулирует уровень и формы экономической активности населения, уровень и структуру оплаты труда и других трудовых доходов населения, объем и структуру потребности в трудовых услугах. На функционирование рынка труда значительное влияние оказывают макроэкономические, социально-демографические, институциональные факторы, международное окружение, личностные качества и характеристики работника, его предпочтения, жизненные ориентиры, установки, ценности.
Модель рынка труда — это системное представление о механизме функционирования и регулирования рынка труда, включая количественное и качественное описание его составляющих, факторов, определяющих их динамику, уровней реализации. Исходным пунктом всех экономико-теоретических моделей рынка труда выступает сущностная характеристика его функциональных составляющих — спроса на труд, предложения труда, цены труда .
Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:
• отношения между наемными работниками и работодателями;
• отношения между субъектами рынка труда и представителями профсоюзов, ассоциаций работодателей, служб занятости;
• отношения между субъектами рынка труда и государством .
Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С
экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с эти выделяют две главные функции рынка труда:
• социальная — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников;
• экономическая — заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.
Регулирование рынка труда необходимо рассматривать как совокупность функций управления, которые осуществляют государственные органы власти, с целью сбалансированности спроса и предложения рабочей силы .
Каждая национальная модель рынка труда представляет собой сложную систему, состоящую из микросистем профессиональной подготовки, переподготовки, роста и квалификации работников, занятия вакантных мест, регулирования трудовых отношений путем привлечения профсоюзов.
Рынок труда Швеции предполагает активную политику правительства с целью недопущения повышения уровня безработицы в стране. Шведская модель отличается полной занятостью рабочего населения посредством применения инструментов фискальной политики, нацеленной на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли успешных фирм для снижения уровня конкуренции между ними в стимулировании роста заработной платы; поддержку работников, которые не в состоянии конкурировать на должном уровне с другими; «политику солидарности» в заработной плате, предусматривающей равную оплату за равный труд вне зависимости от уровня доходности организации либо отрасли; поддержку выборочных секторов экономики, решающих важные социальные вопросы, несмотря на их низкие экономические индикаторы .
Во многих странах профессиональная подготовка является весьма затратным сегментом для частного сектора. Это, как правило, стимулирует государство к софинансированию (от 50 до 80% расходов компаний) путем создания центров профессиональной подготовки в различных фирмах, а также обучения персонала. Так, в Швеции предприятиям, принимающим на работу молодежь в возрасте 16-18 лет (не имеющую полного среднего образования), государственные органы обеспечивают покрытие до 80% издержек, связанных с профессиональным образованием и выплатой заработной платы.
Что касается рынка труда Германии, то он нацелен на обеспечение постоянной трудовой занятости рабочего населения страны. Государство нацелено на обеспечение постоянной занятости: заключение тарифных договоров на уровне объединений предпринимателей либо профсоюзов как инструмент координации рынка труда; консультационная поддержка населения по поиску работы, повышение квалификации кадров, обучение; антидискриминационная политика в отношении полового различия; страхование и помощь по безработице .
Правительство Франции ведет борьбу с безработицей посредством создания всех условий для максимально гибкого рынка труда, делает акцент
на демократичности рынка труда, что подразумевает создание рабочих мест с частичной занятостью, трудоустройство на фиксированный срок на контрактной основе, а также упрощение процедуры увольнений. Власти намерены сократить продолжительность полного рабочего времени до 35 часов в неделю на законодательной основе, что послужит созданию новых рабочих мест и понизит уровень безработицы в стране. Вместе с тем, во Франции действуют льготы по снижению размеров обязательных социальных отчислений.
Японская модель рынка труда построена с учетом национального характера (стабильность, преемственность, способность приспосабливаться) и признается в мире как одна из наиболее эффективных моделей. Она основывается на принципе «пожизненного найма», которая предполагает трудоустройство работника после окончания им высшего учебного заведения вплоть до обязательного ухода на пенсию. Размеры социальных премий, вознаграждений и заработной платы варьируются в зависимости от продолжительности трудового стажа. Фирма планомерно осуществляет повышение квалификации своего персонала. Любое перемещение сотрудников на ту или иную должность происходит строго по плану. Японская модель предусматривает особую преданность сотрудников, заботу о качестве и имидже компании, трудолюбие, а также творческое отношение к работе.
Американская модель характеризуется жесткими условиями труда, где сотрудников компаний освобождают от работы в связи с сокращением производства и затратами, вместо попыток сократить количество рабочих часов. Модель построена на поощрении трудовой активности, и в связи с этим длительность рабочего времени не ограничена. В корпорациях США применяются методы достижения активизации человеческого фактора на производстве: программы профессионального развития рабочей силы, программы вовлечения рабочих в управление производством (partcipativemanagenent) — в том числе создание автономных бригад, функционирование кружков качества, и т. п. Руководство страны стремится избежать критического уровня безработицы, который и без того может привести к массовому социальному беспорядку .
В некоторых развитых странах (например, в США) практическое применение получила доктрина гибкого рынка труда. Гибкий рынок труда означает высокий уровень адаптации рабочей силы к колебаниям на рынке труда. В результате получила распространение гибкая система оплаты труда (учитывающая прибыль и участие в доходах). Работникам платят высокую заработную плату, однако они не имеют гарантий занятости. Функциональная гибкость предприятия предполагает, что персонал не должен иметь барьеров между специальностями. Постоянная модернизация производства требует от персонала способности легко изменять профессию.
Государственное регулирование гибкого рынка труда сводится к следующему:
• уменьшение роли правовых норм в области трудовых отношений;
• отказ от ряда государственных социальных программ;
• отказ от программ значительного перераспределения доходов и регулирования заработной платы;
• поощрение индивидуальных, а не коллективных договоров.
Однако, данная политика эффективна только в период подъема экономики, в период спада появляется необходимость государственного регулирования для смягчения последствий кризиса .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Одним из основных направлений регулирования рынка труда является установление государством минимального размера оплаты труда. В частности, во Франции и некоторых других странах устанавливается минимальный размер оплаты труда не только для всего рынка в целом, но и различный в соответствии с квалификацией и уровнем образования. Также могут устанавливаться минимально допустимые условия труда (продолжительность рабочего дня, рабочей недели, участие работников в управлении предприятием и так далее). Применяется развитая система коллективных договоров. Соблюдение этих норм может контролироваться как государственными органами, так и профсоюзами.
В настоящее время в связи с усиливающейся глобализацией экономики, большое значение получили международные организации в сфере труда.
Наиболее значимая из них — Международная организация труда (МОТ) -это специализированное подразделении ООН, которое способствует установлению социальной справедливости и признанию человеческих прав в области труда на международном уровне. МОТ формирует международные стандарты труда в форме Конвенций и Рекомендаций, устанавливая минимальные стандарты основных трудовых прав.
Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействию найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа.
Основными направлениями деятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих предложить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.
Кроме трудоустройства безработных биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий, занимаются профориентацией молодежи, направляют на различные курсы.
На мировом уровне существует Всемирная ассоциация государственных служб занятости (World Association if Public Employment Services), которая объединяет службы занятости многих стран.
Во многих странах важное значение имеет государственное содействие найму. Так в США функции службы занятости выполняет Управление занятости и профподготовки Министерства труда США (U.S. Department of LaborEmployment & Training Administraition), которое руководит правительственной программой профессиональной подготовки и программой распределения рабочей силы, управляет федеральными грантами для программ государственных служб занятости и организует выплату пособий по безработице. Эти услуги обеспечиваются прежде всего через системы развития рабочей силы штатов и муниципальных образований.
Шведская государственная служба занятости (Swedish Public Employment Service) действует на 68 региональных рынках труда. Это разделение основано на способах замещения занятых и на региональных предпочтениях организаций по поводу найма персонала. Региональные рынки труда представляют из себя четыре рыночных пространства. Также служба занятости включает Отдел промышленности и целевых групп и Отдел поддержки и обслуживания занятости. Отдел промышленности и целевых групп работает с заслуживающими особого внимания категориями клиентов. Отдел поддержки и обслуживания занятости обеспечивает внутреннюю деятельность службы занятости. Шведская государственная служба занятости уполномочена Правительством и Парламентом выполнять различные задачи в области занятости .
Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. На международном уровне существует Международная конфедерация частных кадровых агентств (International Confederation of PrivateEmployment Agencies) — это организация, созданная для поддержки интересов кадровых агентств на международном уровне.
Поддержка обеспечивается посредством помощи ее членам в ведении их бизнеса, разработки стандартов качества услуг по подбору и найму персонала, развития лучшего понимания существующего положения в сфере услуг по найму персонала, улучшения имиджа и представительности кадровых агентств и т. д.
Особый интерес представляет опыт государственного регулирования рынка труда Канады в условиях мирового финансово-экономического кризиса, которая продемонстрировала высокую степень устойчивости. Экономический спад в стране был менее глубоким и менее продолжительным, чем в других передовых странах. За кризисный 2009 г. ВВП Канады уменьшился на 2,5 %, вследствие чего упал спрос на рабочую силу, возросли масштабы недоиспользования трудового потенциала, усилилась напряженность на рынке труда. В то же время ВВП США сократился на 3,5
Правительством Канады реализовывались следующие основные меры, направленные на стимулирование экономического роста, создание новых рабочих мест и улучшение ситуации на рынке труда:
• облегчение условий кредитования и снижение налоговой нагрузки для крупного и малого бизнеса;
• целевая помощь в виде льготных кредитов и грантов на НИОКР авиа-ционно- космической промышленности, лесопромышленному и аграрно-промышленному комплексу и атомной энергетике;
• выделение крупных ассигнований на инфраструктурные проекты; — временные адресные налоговые льготы с целью стимулирования потребительских расходов отдельных категорий населения;
• увеличение расходов на профессиональную переподготовку работников и помощь семьям с детьми .
План действий правительства Канады был основан на трех основных принципах: срочность, адресная поддержка, временный характер большинства мер. Меры, направленные на социальную поддержку работников в условиях мирового финансово-экономического кризиса, сводились, главным образом, к удлинению сроков выплаты пособий по безработице. Реализация Плана поддержки экономики Канады в 2009-2010 гг. позволила создать новые рабочие места в строительстве, здравоохранении, образовании и прочих услугах общественного характера.
В результате реализации правительством антикризисных мер в 20082009 гг. численность занятых в экономике Канады уменьшилась незначительно (всего на 1,8 %). Однако спрос на рабочую силу заметно сократился, что привело к снижению эффективности использования ресурсов труда. В таких экономических условиях работодатели не увольняли работников, а активно применяли режим неполной занятости. Безработица в 2009 г. возросла до 8,3 %, однако в 2011 г. снизилась до 7,4 % от рабочей силы. Уровень безработицы в Канаде в 2009 г. был ниже, чем в США (9,3 %), но выше, чем в Японии (5,1 %) и в Германии (7,7 %).
Привлечение иностранной рабочей силы осуществляется по двум основным направлениям: приглашение зарубежных специалистов на временной основе для трудовой деятельности по контрактам; поощрение экономической иммиграции. При отборе потенциальных экономических иммигрантов властями применяется система баллов. Кандидат на экономическую иммиграцию должен набрать не менее 67 баллов из 100, а также иметь достаточно средств для содержания себя и своей семьи в период обустройства.
Существующие в Канаде проблемы рынка труда оказывают влияние на политику в отношении незаконных мигрантов. Большинство нелегалов востребованы экономикой и не отнимают рабочие места у канадцев, вно-
сят свой вклад в экономическое развитие страны. Привлекательным резервом квалифицированной рабочей силы для работодателей являются иностранные студенты, обучающиеся в Канаде. Правительство Канады пытается смягчить за счет иностранной рабочей силы имеющиеся диспропорции в размещении трудовых ресурсов и привлекает на льготных условиях в отдаленные районы страны иммигрантов и канадцев.
Вместе с тем, дальнейшему снижению безработицы препятствовало преждевременное свертывание мер государственной поддержки экономики, сокращение государственных служащих, наличие вынужденно неполно занятых работников. Более низкий, чем в предкризисный период, уровень экономической активности трудоспособного населения свидетельствует о наличии скрытой безработицы и возможности при определенных условиях возврата на рынок труда граждан, временно отказавшихся от поисков подходящей работы.
Таким образом, мировой опыт развитых стран имеет в своем арсенале разнообразные рычаги воздействия на сферу социально-трудовых отношений, используемые для стимулирования сохранения старых и создания новых рабочих мест, а также вовлечения в трудовую деятельность малоконкурентных групп населения.
Список литературы
2. Экономика труда. Социально-трудовые отношения: учеб. пособие / под ред. Н. А. Волгина. — М.: Издательская группа АСТ, 2006. — 231с.
3. Кульман, А. Экономические механизмы: учебник для вузов / А. Кульман. — М.: Прогресс-Универс, 1993. — 192с.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
T. Mosko, assistant
Belarusian Trade and Economics University of Consumer Cooperatives
Что касается трудовых правоотношений российских граждан за рубежом, то они могут возникать как на основании положений российского трудового права, гак и при заключении трудового контракта с иностранным нанимателем.
Отечественным правом регулируются условия труда граждан Российской Федерации за границей в случаях, когда россияне направляются на работу в различные учреждения и организации России, находящиеся за границей. Наряду с общими нормами трудового законодательства могут применяться и специальные правила, появление которых обусловлено специфическими условиями труда (фактом нахождения этих учреждений вне территории Российской Федерации). Например, труд граждан, направляемых для работы в посольства Российской Федерации, в качестве представителей различных государственных и общественных организаций, а также членов семей этих граждан, принятых за границей на работу в учреждения Российской Федерации, регулируется как общими положениями нашего трудового права, так и специальными нормами законодательства, применение которых вызывается фактом нахождения учреждений вне Российской Федерации.
Постоянно проживающие за границей российские граждане трудятся по договору найма в иностранных учреждениях, организациях, предпринимательских структурах на условиях, устанавливаемых трудовым законодательством страны пребывания.
Что же касается российских граждан, временно выезжающих на работу за границ}’, то им предоставлено право заключения трудовых контрактов. Кроме того им должна оказываться помощь и всяческого рода содействие государственных органов РФ в процессе заключения этих контрактов, недопущение заключения дискриминационных контрактов, защита от нечистоплотных коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных), выступающих посредниками в заключении кабальных контрактов и т.д.
Как и к иностранцам на территории Российской Федерации, так и к российским работникам за рубежом могут применяться некоторые общие ограничения, касаемые отдельных должностей или профессий. Речь может идти и о специальных условиях приема российских граждан на работу (разрешительный порядок). Но всегда эти условия должны быть общими для всех трудящихся иностранцев других государств и не быть хуже для российских граждан. Эти условия, по мнению М. М. Богуславского, не должны нарушать императивные, обязательные нормы законодательства этих стран.