Министры юстиции российской империи

Министры юстиции российской империи

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

правоохранительных органов

О.Н. ЯКОВЛЕВА,

*

докторант научного центра, кандидат юридических наук, доцент

(Академия управления МВД России)

Статус министра юстиции в Российской империи (1802-1917 гг.)

В статье раскрывается содержание статуса министра юстиции в течение периода существования Министерства юстиции Российской империи, рассматриваются его права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими государственными учреждениями.

Министерство юстиции Российской империи; министр юстиции; статус министра юстиции; генерал-прокурор; права, обязанности, ответственность министра юстиции.

Манифестом от 8 сентября 1802 г. в России были созданы первые восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также государственное казначейство на правах министерства. Возглавляли министерства министры, на которых возлагалась «лестная надежда», что «оно (министерство) споспешествовать нам будет к утверждению народного спокойствия … к сохранению и возвышению общего всех благосостояния, и к воздаянию каждому должного от лица правосудия … словом, к приведению всех частей государственного управления в прочное и намерению Нашему соответственное устройство» .

Согласно п. I рассматриваемого манифеста министры назначались и увольнялись императором, несли перед ним единоличную ответственность, были обязаны ежегодно представлять через Сенат или Государственный совет письменные отчеты о своей управлен-

* Ранее — ученый секретарь ученого совета НИИ ФСИН России.

ческой деятельности, имели право непосредственного доклада императору, а также право законодательной инициативы.

В указе, уточняющем функции Правительствующего Сената, обнародованном одновременно с манифестом «Об учреждении министерств», предписывалось следующее. «Министром юстиции или Генерал-прокурором повелеваем быть действительному тайному советнику Державину, предоставляя впредь назначить ему товарища» , что предопределило совмещение в одном лице должностей министра юстиции и генерал-прокурора.

Манифест обозначил лишь начальный этап министерской реформы. Более четко компетенция министров определилась в Манифесте «Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. . Согласно этому документу министры обладали правом законодательной инициативы, издания предписаний, личного доклада императору, а также властью над подчиненными им чиновниками.

Практически все служащие министерств назначались и увольнялись лично министром, кроме директоров департаментов и канцелярии министра, которые определялись и увольнялись императором по представлению министра. Начальники отделений, чиновники для особых поручений и прочие чины, составлявшие департаменты и канцелярию министра, определялись и увольнялись министром, по представлению директоров департаментов. Ему принадлежало право назначения и увольнения служащих в местных учреждениях , предоставления им отпусков , право налагать высшие дисциплинарные взыскания на чиновников, предавать их

суду, представлять к наградам. Все сомнения и спорные ситуации, возникающие между департаментами и учреждениями им подчиненными (вопросы субординации, ведомственной принадлежности), министр разрешал своей властью, с последующим строгим наблюдением за исполнением принятых им решений. Рассматриваемые должностные лица имели финансовые полномочия и являлись распорядителями кредитов: заблаговременное планирование всех расходов по ведомству и последующее наблюдение за расходованием средств составляли их существенную обязанность. В отношениях с местными властями министры обладали правом направлять во всех необходимых случаях предписания непосредственно губернскому начальству.

Министры получали исключительные полномочия при чрезвычайных обстоятельствах, когда они могли принимать те меры, для которых в другое время необходимо было разрешение императора.

Главной привилегией и атрибутом министерской власти были регулярные личные доклады императору. В зависимости от значения министерства и роли, которую играл тот или иной министр, эти доклады были ежедневными или более редкими, но не реже, чем раз в неделю. Во время доклада министр представлял императору проекты высочайших указов и повелений. Практика личных докладов сохранялась вплоть до 1917 г.

Манифест «Об учреждении министерств» определял не только пределы власти министров, но и их отношения с императором, Сенатом и Государственным советом.

Среди специальных обязанностей министра юстиции можно назвать систематические встречи с обер-прокурорами Правительствующего Сената, старшим председателем и прокурором Петербургской судебной палаты, приезжающими в Петербург высшими чинами судебного ведомства. К специальным обязанностям министра (с 1852 г.) относилось и заведование Московским архивом Министерства юстиции. На министра возлагались обязанности по установлению правил управления данным архивом и ведения архивной работы, возложению на архив необходимых дополнительных обязанностей, представлению к назначению директора архива, архивариусов и правителя канцелярии. Личное разрешение министра требовалось сторонним лицам для работы в архиве .

Не менее одного-двух раз в год министр юстиции выезжал в судебные учреждения, знакомился с делопроизводством, посещал места заключения. Также он председательствовал в Совете эмеритальной кассы1 и особых законодательных комиссиях; был обязан присутствовать в Государственном совете и Комитете министров, а также участвовать по особым Высочайшим повелениям в различных совещаниях, комитетах и комиссиях; еженедельно вел личный прием сотрудников своего и других ведомств, а также частных лиц (просителей); занимался международной деятельностью — являлся представителем Правительства на различных мероприятиях, например, на конференции обществ Красного Креста; в порядке очередности председательствовал в Международном трибунале, был членом постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге .

В Манифесте от 25 июня 1811 г. «Общее учреждении министерств» впервые были сформулированы положения об ответственности министров, обозначены предметы ответственности, порядок ее производства и последствия.

Предмет ответственности составляли превышение пределов власти министра, связанное с отменой действовавших нормативных правовых актов, в частности, нарушение установленного порядка законодательной инициативы; допущение министром злоупотребления или государственного ущерба путем бездействия или небрежности.

Последствиями привлечения к ответственности могли быть лишение звания министра и передача дела Верховному уголовному суду. Верховный уголовный суд, в свою очередь, не производил нового следствия, но, определив существо и степень вины по следствию, проведенному в Государственном совете, выносил окончательный приговор.

В 1826 г. Николай I ввел должность товарища министра (в 1906 г. появилась вторая должность товарища министра) в Министерстве юстиции, и в Указе Правительствующего Сената от января 1827 г. «О рассылке дополнительных статей к Общему учреждению министерств и дополнительных статей, утвержденных императором» уточнялись права и обязанности товарищей, взаимоотношения с министром и со структурными подразделе-

1 Эмеритальные кассы — в XIX в. земские пенсионные фонды для государственых служащих.

ниями министерства. Министру предоставлялось право поручать товарищу все те дела, рассмотрение которых требовало особого внимания .

С введением в 1864 г. Судебных уставов министр юстиции в качестве главного начальника преобразованной прокуратуры получил обязанности генерал-прокурора, в непосредственном подчинении которого состояли обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат, которым подчинялись прокуроры окружных судов, входящих в округ данной палаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Товарищи прокуроров находились в подчинении прокуроров и обер-прокуроров, при которых они состояли. Товарищи прокуроров окружных судов определялись министром юстиции по представлениям прокурора судебной палаты; прокуроры окружных судов, товарищи прокурора судебной палаты и обер-прокурора — высочайшей властью по представлениям министра юстиции; прокуроры судебных палат, обер-прокуроры кассационных департаментов Сената и общего их собрания — именными высочайшими указами, также по представлениям министра юстиции.

Чиновники прокуратуры как и судьи, подлежали уголовной, дисциплинарной и гражданской ответственности. Эти лица предавались суду на основании постановлений соединенного присутствия 1-го и кассационного департаментов Сената только по предложению министра юстиции. Министр юстиции был наделен всей полнотой дисциплинарной власти в отношении товарищей прокуроров окружных судов; он вправе был подвергать прокуроров окружных судов и судебных палат, товарищей последних и товарищей обер-прокуроров предостережениям, замечаниям и выговорам, а обер-прокуроров — только предостережениям.

Министр юстиции исполнял прокурорские обязанности при Верховном уголовном суде. Отметим, что министры юстиции согласно Уставу уголовного судопроизводства дважды исполняли прокурорские обязанности в Верховном уголовном суде: в 1879 г. по делу А.К. Соловьева (Д.Н. Набоков) и 1886 г. по делу Д.В. Каракозова (Д.Н. Замятнин) .

Судебная реформа 1864 г. создала более четкую систему судебных инстанций: формально суд был отделен от администрации, но фактически через Министерство юстиции, которое заведовало личным составом суда и

прокуратуры и осуществляло надзор за деятельностью суда, он подчинялся администрации. Сохранилось совмещение одним лицом должностей министра юстиции и генерал-прокурора.

Министерство юстиции совместно с Сенатом и его кассационными департаментами осуществляло надзор за деятельностью мировой юстиции. По судебной реформе общими судебными органами являлись окружные суды и судебные палаты, в 1870 г. министр юстиции получил право назначать в каждый окружной суд следователя по важнейшим делам .

В качестве генерал-прокурора министр юстиции осуществлял надзор за государственным межеванием, деятельностью Межевого департамента Сената и Межевой канцелярии в Москве, 17 июня 1836 г. как административный орган по управлению межевым делом и межевыми кадрами было учреждено Управление межевым корпусом, заведование которым было возложено также на министра юстиции.

С введением 12 июля 1889 г. Положения о земских участковых начальниках, круг ведомства Министерства юстиции значительно сузился. Городской судья, поставленный положением наряду с земскими начальниками по роду и степени предоставленной ему судебной власти (но не имеющий ни административных функций, ни административно-карательной власти), состоял в ведении министерства юстиции, назначался министром юстиции и увольнялся с должности постановлением консультации (учрежденной при министерстве юстиции) утвержденным министром юстиции.

В состав Министерства юстиции 13 декабря 1895 г. были переданы Главное тюремное управление и Совет по делам тюремного управления, до этого находившиеся в ведении Министерства внутренних дел, и министру юстиции присваивалось звание президента Общества попечительного о тюрьмах.

В период Первой мировой войны и революции 1917 г. Министерство юстиции строило свою работу применительно к условиям военного времени, что не могло не сказаться на статусе министра юстиции. 15 июля 1916 г. Совет министров передал министру юстиции функцию по подчинению местностей, в которых была прекращена по военным обстоятельствам деятельность судебных и

судебно-административных установлений. В этот период при Министерстве юстиции действовала Комиссия по помилованию: министр принимал просьбы о помиловании или облегчении участи заключенных и передавал их для принятия решений Временному правительству.

Анализируя правовой статус министра юстиции, отметим, что объем и характер его полномочий значительно изменялся на протяжении существования Министерства юстиции Российской империи. До момента введения Судебных уставов 1864 г. круг обязанностей министра юстиции был ограничен и его деятельность сосредотачивалась преимущественно на судебном надзоре. Функция надзора генерал-прокурора состояла исключительно в рассмотрении отчетов о движении дел в судебных установлениях, пропуске определений Правительствующего Сената и просмотре протестов губернских прокуроров на решения губернских судебных мест. Столь узкие рамки деятельности министра юстиции в первую половину XIX в. объясняются действовавшими в тот период нормативными актами.

Ситуация изменилась после судебной реформы 1864 г.: в деятельности Министерства юстиции приоритет получили задачи управления судебной системой, соответственно и министр юстиции приобрел более широкую компетенцию в решении вопросов общего надзора за всеми судебными учреждениями империи и должностными лицами судебного ведомства.

Список литературы

1. Об учреждении министерств: манифест // ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXVII. № 20 406.

2. Общее учреждение министерств: манифест // ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXXI. № 24 686.

3. О правах и обязанностях Сената: именной Указ // ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXVII. № 20 405.

4. О разрешении министрам увольнять в 28-дневные отпуска Директоров министерских департаментов и канцелярий, равно и обер-прокуроров Сената, не представляя Комитету министров: положение Комитета министров // ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. II. № 1026.

6. О правилах для единообразного и успешней-шего течения дел по Герольдии: Указ. ПСЗ I. Т. XXVII. № 20 608.

7. О неувольнении Губернских Стряпчих в отпуск, без сношения с Министром юстиции: Указ. ПСЗ I. Т. XXVIII. № 21 139.

8. О преобразовании Московских Сенатских архивов: мнение Государственного совета. ПСЗ II. Т. 27. № 26 423.

9. Министерская система в Российской империи: к 200-летию министерств в России. М., 2007.

10. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи 1802—1917 гг. М., 1983.

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая 2018 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении министром юстиции РФ Александра Коновалова, который занимал эту должность с 2008 г.

С 1990 г. в российских правительствах сменилось восемь министров юстиции. Дольше всех ведомство возглавлял Александр Коновалов — 3 тыс. 658 дней (на 18 мая 2018 г.), наименьший срок в должности находился Сергей Степашин — 271 день. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о руководителях Минюста с 1990 г.

Николай Федоров (1990-1993)

Николай Федоров (род. 1958), с отличием окончил юридический факультет Казанского государственного университета, доктор экономических наук (2003). В 1989 г. был избран народным депутатом СССР, входил в Межрегиональную депутатскую группу (сопредседатели — Борис Ельцин, Юрий Афанасьев, Гавриил Попов, Андрей Сахаров и др.). В 1989-1990 гг. был членом комитета Верховного Совета СССР по вопросам законодательства, законности и правопорядка. 14 июля 1990 г. Николай Федоров был назначен министром юстиции РСФСР (с 25 декабря 1991 г. — РФ) в правительстве Ивана Силаева. Сохранял свой пост во втором составе кабинета Силаева, а также в правительствах Бориса Ельцина, Егора Гайдара и Виктора Черномырдина. В 1992-1993 гг. возглавлял межведомственную комиссию Совета безопасности РФ по республикам Северного Кавказа и правительственную комиссию по разрешению межнациональных конфликтов. 24 марта 1993 г., после того как глава государства Борис Ельцин попытался ввести в стране «особый порядок управления» (де-факто президентское правление), министр юстиции РФ подал в отставку. При этом он заявил, что «не может мириться со все более удручающими фактами пренебрежения правом в политике». После ухода из правительства в 1994-2010 гг. был президентом Чувашии. С 2015 г. занимает пост первого заместителя председателя Совета Федерации РФ.

Юрий Калмыков (1993-1994)

Юрий Калмыков (1934-1997), по национальности — адыг; выпускник Ленинградского государственного университета, доктор юридических наук (1971). Заведовал кафедрой в Саратовском юридическом институте им. Д. И. Курского. В 1989 г. был избран народным депутатом СССР, в 1990-1991 гг. возглавлял комитет ВС СССР по вопросам законодательства, законности и правопорядка. 13 апреля 1993 г. Юрий Калмыков был назначен первым заместителем министра юстиции РФ и стал исполняющим обязанности главы ведомства. 5 августа 1993 г. он был официально утвержден руководителем Минюста в правительстве Виктора Черномырдина. 7 декабря 1994 г. Калмыков ушел в отставку в знак протеста против ввода федеральных войск в Чечню. Находясь в должности министра, 12 декабря 1993 г. был избран депутатом Госдумы РФ I созыва от Партии российского единства и согласия. После окончания депутатских полномочий в 1995 г. возглавлял Международную черкесскую ассоциацию, Российскую школу частного права. Скончался 16 января 1997 г. в Москве.

Валентин Ковалев (1995-1997)

Валентин Ковалев (род. 1944), окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук (1986). С 1991 г. был профессором Юридического института МВД РФ. В 1993 г. избран в Госдуму РФ I созыва от КПРФ, был вице-спикером нижней палаты парламента. 5 января 1995 г. назначен министром юстиции в правительстве Виктора Черномырдина. 10 января того же года фракция КПРФ исключила его из своих рядов за вхождение в правительство без согласования с соратниками по депутатскому объединению. В 1995-1996 гг. являлся руководителем временной наблюдательной комиссии по соблюдению конституционных прав и свобод граждан в зоне вооруженного конфликта в Чечне. 20 июня 1997 г. газета «Совершенно секретно» опубликовала кадры, компрометирующие Валентина Ковалева. 25 июня 1997 г. он был временно отстранен, а 2 июля — освобожден от должности министра юстиции. 3 февраля 1999 г. сотрудники МВД арестовали Ковалева по обвинению в получении взяток и присвоении средств общественного фонда при Минюсте. 3 октября 2001 г. суд приговорил экс-чиновника к 9 годам лишения свободы условно с испытательным сроком пять лет. Его также лишили званий заслуженного юриста РФ и госсоветника юстиции. Изъятые у Ковалева квартиры, земельные участки и 40 тыс. долларов США были обращены в доход государства. Во второй половине 2000-х гг. он работал в одной из столичных коллегий адвокатов.

Сергей Степашин (1997-1998)

Сергей Степашин (род. 1952), окончил Высшее политическое училище (ВПУ) МВД СССР в Ленинграде, Военно- политическую академию им. В. И. Ленина. Доктор юридических наук (1994). С 1980 г. преподавал на кафедре истории КПСС в ВПУ МВД СССР. В 1990-1993 гг. был народным депутатом РСФСР, с 1991 г. возглавлял комитет ВС по вопросам обороны и безопасности. В 1991-1992 гг. — заместитель гендиректора Агентства федеральной безопасности, затем — замминистра безопасности РФ. В 1994-1995 гг. — директор Федеральной службы контрразведки РФ (с 1995 г. — ФСБ РФ). 30 июня 1995 г. после теракта в Буденновске и вынесения Госдумой частичного вотума недоверия правительству президент РФ Борис Ельцин отправил Сергея Степашина в отставку. В 1995-1997 гг. он возглавлял административный департамент Аппарата правительства РФ, курировал силовые структуры. 2 июля 1997 г. стал министром юстиции РФ в кабинете Виктора Черномырдина. Занимал эту должность до 30 марта 1998 г. В годы его работы в структуре министерства была создана служба судебных приставов. После ухода из Минюста Степашин был назначен министром внутренних дел РФ, затем занимал посты первого вице-премьера и председателя правительства РФ (1999), председателя Счетной палаты РФ (2000-2013). С 2014 г. возглавляет наблюдательный совет Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Павел Крашенинников (1998-1999)

Павел Крашенинников (род. 1964), доктор юридических наук (1996), преподавал гражданское право в Свердловском юридическом институте. В 1993 г. переехал в Москву, где был принят на работу в Министерство юстиции РФ начальником управления гражданского законодательства. 12 августа 1997 г. назначен первым заместителем министра юстиции РФ. После отставки правительства Виктора Черномырдина с 30 марта по 30 апреля 1998 г. исполнял обязанности министра юстиции. 30 апреля 1998 г. был утвержден на посту главы ведомства в правительстве Сергея Кириенко. Позднее возглавлял Минюст в кабинетах Евгения Примакова и Сергея Степашина — до 17 августа 1999 г. Был координатором Комиссии при президенте РФ по противодействию политическому экстремизму. В период его руководства ведомством в состав Минюста из МВД РФ была передана уголовно-исполнительная система. С 1999 г. — депутат Госдумы РФ. Председатель думского комитета по государственному строительству и законодательству.

Юрий Чайка (1999-2006)

Юрий Чайка (род. 1951), окончив Свердловский юридический институт, работал в органах прокуратуры Иркутской области. В 1984-1986 гг. и 1988-1990 гг. — в отделе административных органов Иркутского обкома КПСС. В 1992-1995 гг. занимал должность прокурора Иркутской области. В 1995 г. переехал в Москву, где до 1999 г. являлся первым заместителем генерального прокурора РФ Юрия Скуратова. С 2 апреля по 9 августа 1999 г. исполнял обязанности генпрокурора. 17 августа 1999 г. Юрий Чайка возглавил Министерство юстиции РФ. Он руководил ведомством в составе правительств Владимира Путина, Михаила Касьянова и Михаила Фрадкова. 23 июня 2006 г. постановлением Совета Федерации РФ был назначен генеральным прокурором РФ, занимает этот пост вплоть до настоящего времени.

Владимир Устинов (2006-2008)

Владимир Устинов (род. 1953), после окончания Харьковского юридического института работал в органах прокуратуры Краснодарского края, был прокурором г. Сочи. В 1997-2000 гг. — заместитель генерального прокурора, в 2000-2006 гг. — генеральный прокурор РФ. С июня 1998 г. по апрель 1999 г. являлся начальником главного управления генпрокуратуры по надзору за исполнением законов федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе. 23 июня 2006 г. назначен министром юстиции РФ. 14 мая 2008 г. перешел на работу в Администрацию президента РФ, где занял пост полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе. Доктор юридических наук (2003).

Александр Коновалов (2008 — н. в.)

Александр Коновалов (род. 1968), окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «правоведение». Кандидат юридических наук (1999). С 1992 г. работал следователем в прокуратуре Выборгского района Санкт- Петербурга. В 1994-1997 гг. — прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности петербургской прокуратуры. В первой половине 2000-х гг. занимал должность заместителя прокурора Санкт-Петербурга. В феврале — ноябре 2005 г. возглавлял прокуратуру Башкирии, а затем был назначен полпредом президента РФ в Приволжском федеральном округе. 12 мая 2008 г. Александр Коновалов стал министром юстиции РФ в правительстве Владимира Путина. 21 мая 2012 г. он был повторно назначен на пост в первом правительстве Дмитрия Медведева. Спецпредставитель президента РФ по взаимодействию с Европейским союзом в области свободы, безопасности и правосудия.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *