Минпромторг перечень автомобилей

Минпромторг перечень автомобилей

Главная — Статьи

Расчет транспортного налога по дорогим автомобилям

Вопрос о введении налога на роскошь поднимался еще с 2003 г. В Госдуму не единожды поступали законопроекты, предусматривающие введение дифференцированной ставки НДФЛ с целью снижения уровня социального неравенства, однако ни один из них не нашел поддержки парламентариев. А в 2012 г. Президент страны Владимир Путин, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ, заявил, что нельзя отказываться от «плоской» шкалы НДФЛ, поскольку прогрессивное налогообложение граждан не обеспечит социальной справедливости. По его мнению, введение прогрессивного налогообложения станет бременем для миллионов людей со средними доходами. «Если вы начнете считать, к чему это приведет, вы убедитесь, что так оно и будет. Будет уход от налогов и недополучение в бюджет, в казну соответствующих объемов денег от этого налога. А значит — у нас возникнут дефициты по поводу финансирования армии, пенсий, бюджетной сферы. Поэтому действовать в этой сфере нужно крайне аккуратно», — говорил тогда Путин. В то же время он выступил за введение в стране «налога на роскошь», подчеркнув, что Правительству РФ необходимо в первой половине 2013 г. реализовать принятые принципиальные решения по «налогу на роскошь», включая элитную недвижимость и дорогие автомобили.

Изначально предполагалось, что объектом обложения «налогом на роскошь» будут элитная недвижимость и дорогие автомобили. Однако в итоге было принято решение взимать налог в повышенном размере пока только с владельцев ТС, стоимость которых превышает 3 млн руб. Соответствующий Закон от 23 июля 2013 г. N 214-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 г.

Повышающие коэффициенты

Итак, в соответствии с п. 2 ст. 362 Налогового кодекса в редакции Закона N 214-ФЗ теперь владельцы легковых автомобилей, стоимость которых более 3 млн руб., будут платить транспортный налог с учетом повышающих коэффициентов.

Стоимость, млн руб.

Коэффициент в зависимости от количества лет с года выпуска ТС

до 1 года

от 1 до 2 лет

от 2 до 3 лет

до 5 лет

до 10 лет

до 20 лет

от 3 до 5

1,5

1,3

1,1

   

от 5 до 10

         

от 10 до 15

         

от 15

         

Как видим, для того, чтобы определить, какой, собственно, коэффициент нужно применять, необходимо знать «возраст» автомобиля и его стоимость. Причем в данном случае речь идет вовсе не о стоимости, по которой «люксовая» легковушка была приобретена. Но обо всем по порядку.

«Возраст» автомобиля

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 361 Налогового кодекса для расчета транспортного налога количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется в календарных годах, прошедших с года выпуска транспортного средства, и по состоянию на 1 января текущего года. При этом, как разъяснил Минфин России в Письме от 29 марта 2010 г. N 03-05-05-04/08, отсчет лет начинается с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, и включает в себя год, за который уплачивается налог.

Таким образом, если автомобиль, к примеру, выпущен в 2013 г. (вне зависимости от месяца выпуска — в январе или в декабре), то для целей исчисления транспортного налога на 1 января 2014 г. ему «исполняется» один год. Соответственно, в случае, когда ТС выпущено в 2012 г., то на 1 января 2014 г. ему уже «стукнет» два года.

Средняя стоимость ТС

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. согласно п. 2 ст. 362 Кодекса должен ежегодно не позднее 1 марта размещаться на официальном интернет-сайте Минпромторга. Во исполнение данной нормы 28 февраля 2014 г. на сайте указанного министерства появился соответствующий Перечень. Всего в нем поименована 191 модель легковых автомобилей таких марок, как Aston Martin, Audi, Bentley, BMW, Bugatti, Cadillac, Ferrari, Hyundai, Infiniti, Jaguar, Jeep, Lamborghini, Land Rover, Lexus, Maserati, Mercedes-Benz, Nissan, Porsche, Rolls-Royce, Toyota и Volkswagen. В Минпромторге отмечают, что при формировании указанного Перечня учитывались статистические данные, данные таможенной статистики и информация о сделках с соответствующими моделями.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей также определяется Минпромторгом. Соответствующий Приказ ведомства от 28 февраля 2014 г. N 316 прошел регистрацию в Минюсте 2 апреля 2014 г. (документ вступает в силу 20 апреля 2014 г.). В нем представлены две формулы.

Первая формула применяется в случаях, когда производитель или его уполномоченное лицо представлены на территории РФ. Эта формула выглядит следующим образом:

Спр = (Р1 + Р2) / 2

где:

Спр — средняя стоимость автомобиля;

Р1 — рекомендованная розничная цена автомобиля данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска, полученная по состоянию на 1 июля соответствующего налогового периода;

Р2 — рекомендованная розничная цена автомобиля данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска, полученная по состоянию на 1 декабря соответствующего налогового периода.

При этом показатели Р1 и Р2 Минпромторг будет запрашивать у автопроизводителей или их уполномоченных лиц.

Вторая формула несколько сложнее. Она применяется в случае, если автопроизводитель или его уполномоченное лицо не представлены на территории РФ или когда сведения о рекомендованной розничной цене ТС не поступили в Минпромторг. По ней же определяется средняя стоимость автомобиля, с момента выпуска которого прошло более 5 лет. Эта формула выглядит так:

где:

Ck — средняя стоимость автомобиля;

Pcr max — максимальная цена продажи автомобиля на территории РФ данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода по данным каталогов;

Pcr min — минимальная цена продажи автомобиля на территории РФ данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода по данным каталогов;

Kt — коэффициент, равный сумме утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины, уплачиваемых за подобный автомобиль;

Kc — коэффициент приведения каталожной цены автомобиля в цены в рублевом эквиваленте согласно валютному курсу года выпуска автомобиля. Таковой, в свою очередь, определяется по формуле:

где:

Q1 — курс инвалюты к валюте Российской Федерации, установленный Банком России на 1 января года выпуска автомобиля;

Q2 — курс инвалюты к валюте Российской Федерации, установленный Банком России на 31 декабря года выпуска автомобиля.

Ну а если данные о ценах автомобилей берутся из российских каталогов, то расчеты производятся при коэффициентах Kc = 1 и Kt = 0.

С одной стороны, конечно же, если бы в расчетах использовалась покупная стоимость автомобиля, было бы значительно проще. С другой — понятно, почему законодатели пошли иным путем. Ведь в целях снижения налогового бремени, думается, в договорах купли-продажи ТС стороны по договоренности указывали бы минимальные цены.

Расчет налога: от общего …

Совершенно очевидно, что средняя стоимость автомобиля в целях применения коэффициентов на дорогие автомобили по «методике», утвержденной Минпромторгом, будет определена не ранее декабря текущего налогового периода. Получается, что только тогда у организаций появится возможность точно определить, какой именно повышающий коэффициент следует применять при расчете транспортного налога. Тогда возникает вопрос: а как же тогда рассчитывать авансовые платежи по транспортному налогу?

Напомним, что транспортный налог является региональным. Устанавливается он законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК). Субъекты РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Объектом обложения транспортным налогом признаются ТС, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (ст.

358 НК). Налоговым периодом по транспортному налогу в соответствии со ст. 360 Кодекса признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II и III кварталы. При этом региональным властям дано право не устанавливать отчетные периоды.

Сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода, рассчитывают путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку (п. 2 ст. 362 НК). Причем если субъекты РФ не отменили отчетные периоды по данному налогу, то по итогам года нужно заплатить разницу между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих перечислению по окончании отчетных периодов. В свою очередь авансы составляют 1/4 от произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК).

… к дорогим автомобилям

В том случае, если региональные власти при введении транспортного налога воспользовались своим правом и не установили отчетные периоды по данному налогу, повышающий коэффициент без каких-либо вариантов применяется единожды — при расчете налога за год. К тому моменту все данные, включая среднюю стоимость ТС, уже должны быть известны. Ведь согласно п. 1 ст. 363 Кодекса срок уплаты транспортного налога не может быть ранее 1 февраля, следующего за отчетным годом.

Вопрос может возникнуть при расчете авансовых платежей по транспортному налогу, если законом субъекта РФ отчетные периоды по налогу все же установлены. Однако, как следует из Письма ФНС России от 24 марта 2014 г. N БС-4-11/5316, волноваться в данной части также не стоит. Чиновники особо подчеркнули, что повышающий коэффициент необходимо применять к сумме налога при уплате транспортного налога за налоговый период.

Порядок расчета транспортного налога на дорогие авто продемонстрируем на примерах.

Пример 1. Предположим, организация, расположенная в г. Москве, приобрела и зарегистрировала в органах ГИБДД автомобиль Hyundai Equus 5.0 V8 GDI 2013 г. выпуска за 2 млн руб. Мощность двигателя 430 л. с. Законом г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 «О транспортном налоге» налоговая ставка для легкового автомобиля, мощность двигателя которого превышает 250 л. с., составляет 150 руб. за «лошадь». Отчетные периоды по налогу не установлены. Автомобиль Hyundai Equus 5.0 V8 GDI поименован в Перечне автомобилей стоимостью свыше 3 млн руб., который размещен на сайте Минпромторга. Соответственно, при расчете транспортного налога в отношении данного ТС следует применять повышающий коэффициент вне зависимости от того, что фактически он обошелся компании менее чем в 3 млн руб.
Если бы речь шла об обычном ТС с точно такими же характеристиками, то транспортный налог подлежал бы уплате в размере 64 500 руб. (430 л. с. x 150 руб.). Однако поскольку мы имеем дело с дорогим автомобилем, то следует использовать повышающий коэффициент.
Допустим, что по данным Минпромторга, полученным от автопроизводителей, рекомендованная розничная указанного автомобиля на 1 июля 2014 г. составит 3,3 млн руб., на 1 декабря 2014 г.

Зависимость налога на транспорт от региона и мощности двигателя

— 3,5 млн руб. Тогда средняя стоимость нашего ТС составит 3,4 млн.
Таким образом, автомобиль попадает в стоимостную категорию от 3 до 5 млн руб. и в «возрастную» — от 1 года до 2 лет. Соответственно, в отношении данного ТС применяется повышающий коэффициент, который равен 1,3. А значит, налог к уплате составит 83 850 руб. (64 500 руб. x 1,3).

Пример 2. Допустим, что автомобиль, описанный в примере 1, приобрела и зарегистрировала на себя компания в регионе, где законом субъекта РФ установлены отчетные периоды по транспортному налогу. Для наглядности предположим, что региональным законом для легковых автомобилей мощностью 430 л. с. также установлена налоговая ставка 150 руб. за «лошадь». Тогда расчеты с бюджетом должны производиться в следующем порядке:

  1. По окончании I, II и III кварталов необходимо уплатить авансовые платежи по транспортному налогу в размере 16 125 руб. (64 500 руб. : 4).
  2. По итогам года уплачиваем налог в размере 35 475 руб. (83 850 руб. — 16 125 руб. x 3).

На заметку

При исчислении транспортного налога в отношении дорогих легковых автомобилей также применяются и положения п. 3 ст. 362 Кодекса. Данная норма позволяет скорректировать обязательства по налогу в том случае, если ТС было зарегистрировано на организацию не весь налоговый период. В подобных ситуациях применяется теперь уже понижающий спецкоэффициент, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых автомобиль зарегистрирован на компанию, к числу календарных месяцев в году. При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия транспортного средства с учета принимается за полные месяцы.

Май 2014 г.

Транспортный налог

1. Введены повышающие коэффициенты для расчета

транспортного налога в отношении дорогих автомобилей

С 1 января 2014 г. НК РФ дополнен положениями, устанавливающими, в частности, следующее: при исчислении суммы налога в отношении отдельных категорий легковых автомобилей должен применяться повышающий коэффициент ( указанного пункта).

Данный коэффициент определяется в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. Так, сумма транспортного налога умножается:

— на 1,5, 1,3 или 1,1 в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более одного, двух или трех лет соответственно (, и НК РФ);

— 2, если средняя стоимость автомобиля составляет от 5 до 10 млн руб. и с года выпуска прошло не более пяти лет ( НК РФ);

— 3, если с года выпуска транспортного средства стоимостью от 10 до 15 млн руб. прошло не более 10 лет. Этот коэффициент используется также в случаях, если автомобиль выпущен не более 20 лет назад и его средняя стоимость превышает 15 млн руб. ( и НК РФ).

НК РФ установлено, что указанные сроки рассчитываются начиная с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Транспортный налог: перечень дорогих автомобилей сокращен

Следует отметить, что в данной норме прямо не предусмотрено, учитывается ли при исчислении срока год выпуска. Как разъяснил Минфин России, при расчете транспортного налога за налоговый период 2014 г. в отношении легкового автомобиля этого года выпуска «возраст» автомобиля составляет не более одного года (Письмо от 11.06.2014 N 03-05-04-01/28303, направленное Письмом ФНС России от 07.07.2014 N БС-4-11/13195@). Следовательно, если стоимость автомобиля составляет от 3 до 5 млн руб., налог за 2014 г. по такому транспортному средству исчисляется с коэффициентом 1,5 ( НК РФ).

Согласно НК РФ порядок расчета средней стоимости транспортных средств определяет Минпромторг России. Кроме того, названное ведомство обязано ежегодно до 1 марта включительно размещать на своем официальном сайте перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб.

Организации исчисляют авансовые платежи по транспортному налогу для автомобилей стоимостью от 3 млн руб. без повышающих коэффициентов. Применять эти коэффициенты нужно только при расчете суммы налога за налоговый период. Данное разъяснение Минфина России (Письмо от 11.04.2014 N 03-05-04-01/16508) ФНС России направила нижестоящим налоговым органам Письмом от 22.04.2014 N БС-4-11/7781@ «О транспортном налоге».

Отметим, что теперь в декларации по транспортному налогу нужно указывать сведения о повышающем коэффициенте суммы налога, который применяется в отношении конкретного легкового автомобиля ( ФНС России от 25.04.2014 N ММВ-7-11/254@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@»).

Новая форма и порядок заполнения декларации по транспортному налогу применяются начиная с представления декларации за налоговый период 2014 г. Отчетность за указанный период необходимо подать не позднее 2 февраля 2015 г. (, , НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *