Мобилизация в России 2018

Мобилизация в России 2018

УДК 355.27

ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Л.А. Харкевич

Факультет военного обучения, ТГТУ

Представлена членом редколлегии профессором В. И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: мобилизационная подготовка; мобилизация; Российская армия.

Аннотация: Дается краткий обзор негативных мировых тенденций, влияющих на безопасность Российской Федерации. Раскрываются вопросы осуществления мобилизационной подготовки и мобилизации в нынешних условиях. Формулируются целевые функции обеспечения военной безопасности государства.

Для всех государств, особенно государств, играющих определяющую роль на мировой арене, проблема обеспечения национальной безопасности является по сути вечной. Настоящий период состояния мировой цивилизации характеризуется существованием негативных тенденций, затрагивающих и Российскую Федерацию :

• усилия Североатлантического альянса, направленные на расширение своего влияния, увеличение численности этой организации;

• усиление на Ближнем и Среднем Востоке позиций исламского фундаментализма, приход этих сил в ряде государств к политической власти, активизация на этой почве сил международного терроризма;

• некоторое ухудшение внутреннего положения России в связи с экономической нестабильностью и активизацией сепаратистских движений.

Общие изменения политических и экономических условий существенно сказывается на всех составляющих военного строительства, реформировании Вооруженных Сил. Реформы Российской Армии сократили ее численность, существенно изменили структуру, состав и способы комплектования войск. Это положение заставляет на другой основе решать вопросы, связанные с мобилизационным развертыванием войск, подготовкой и накоплением военно-обученных резервов, предназначенных для покрытия мобилизационных потребностей Вооруженных Сил и восполнения потерь, понесенных в первых операциях.

Потенциальная военная опасность для Российского государства сохраняется, а иногда (на региональном уровне) возрастает. Геополитические факторы, особенности современной Российской Федерации, другие многочисленные причины обуславливают не только вероятность возникновения как внешних, так и внутренних военных конфликтов, но и привели уже к боевым действиям с участием Российской Армии.

Существующие внешние и внутренние вызовы и угрозы в военной области обуславливают проведение соответствующей военной политики Российской Фе-

дерации, ее цели и направления обеспечения военной безопасности и защиту жизненно важных интересов с опорой на военные средства.

Российская Федерация не стремится к поддержанию политического паритета по вооружениям и вооруженным силам с ведущими государствами и придерживается принципа реалистического сдерживания, основанного на решимости применить свои Вооруженные Силы в ответ на развязывание агрессии. Оборонный потенциал России определяется экономическими, научно-техническими и демографическими возможностями страны и не должен превышать уровня, достаточного для парирования существующих и прогнозируемых военных угроз безопасности государства.

Российская Федерация стремится оптимизировать свои оборонные усилия и в условиях переживаемых экономических трудностей сосредотачивает ограниченные ресурсы на поддержание боевой готовности ее Вооруженных Сил, оснащение их более эффективными образцами вооружения и военной техники и на сохранение соответствующего оборонно-промышленного потенциала.

Эффективность сдерживания от военной агрессии зависит от степени готовности страны к военным действиям в случае такой агрессии.

Мобилизация, понимаемая как комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики и государственных институтов страны, стала применяться с созданием массовых армий и ведением крупномасштабных войн. В связи с этим появляются вопросы о нецелесообразности проведения мобилизационной подготовки в полном объеме, которая требует расходов значительных средств, ввиду отсутствия реальной угрозы глобальной войны и наличия достаточного времени (2-3 года) на подготовку к войне в ходе постепенного обострения международных отношений. Однако расчеты и практика показывают, что в современных условиях даже при локальных войнах мобилизационная напряженность достигает существенных значений, а мобилизационная подготовка требует значительно большего, чем 2 — 3 года, времени.

В то же время, нельзя не учитывать, что, с одной стороны, значительное снижение вероятности возникновения крупномасштабной войны, обусловленное относительно благоприятной международной обстановкой, сдерживающим фактором российских стратегических ядерных сил, системой мер коллективной безопасности и другими причинами, и, с другой стороны, жестко ограниченные бюджетные возможности по военным расходам в мирное время, требуют пересмотра системы мобилизационной подготовки. Не зря комплексная военная реформа, являющаяся приоритетной задачей оборонной политики Российской Федерации, предусматривает разработку новой государственной политики в области мобилизационной подготовки национальной экономики и государства. Министром обороны Российской Федерации отмечалось: «Надо признать суровую правду: наша мобилизационная система лежит в руинах. А ведь если навести здесь должный порядок с учетом мирового опыта военного строительства, то именно хорошо отлаженная мобилизационная инфраструктура государства может позволить нам значительно повысить качество обороны, создать такой «второй эшелон”, при котором можно не только смело идти на сокращение армии, но и навсегда отучить кого-либо в мире от самой мысли о возможной агрессии против России” .

Нельзя не согласиться с тем, что в бывшем СССР система органов мобилизационной подготовки, охватывающая Госплан СССР, Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР, союзные и республиканские министерства и ведомства, территориальные и другие органы в совокупности с мощнейшими ВПК и жестко централизованным государственным управлением обеспечивали на должном уровне мобилизационную подготовку. Сейчас существующая ранее система разрушена, — созданы новые органы государственного управления, множество пред-

приятий перешли в частную собственность, внедряется принцип комплектования должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту, в России прочно обосновываются иностранные фирмы, не учитывающие в своей деятельности мобилизационные нужды страны и т.д.

Важнейший вопрос перестройки нашей обороны — наведение четкого порядка в системе мобилизационных ресурсов (учет, подготовка и переподготовка призывного контингента, правильный расчет мобилизационных мощностей, создание необходимых запасов боевой техники, продовольствия, боеприпасов, разработка планов мобилизационного развертывания в особый период и т.д.) Этот участок является одним из самых напряженных, особенно с учетом того, что крупномасштабная приватизация и переход экономических отношений на рыночные чрезвычайно ослабили ранее четко отлаженную систему при строгом руководстве со стороны государства.

Таким образом, в сложившихся в России современных условиях необходимость исследования вопросов мобилизационных мероприятий, как важных факторов военной безопасности, является более чем актуальной.

Сейчас, когда Россия не в состоянии экономически содержать в мирное время большую армию, способную решать задачи в войне обычными средствами, чрезвычайно важным для нее является создание условий для своевременного наращивания боевой мощи своих Вооруженных Сил за счет стратегических резервов. Именно поэтому вопросы создания и использования стратегических резервов требуют тщательной проработки, как в теоретическом, так и в практическом плане. Система восполнения Вооруженных Сил резервами должна быть создана заблаговременно, еще в мирное время. Без хорошо налаженной подготовки достаточного количества мобилизационных ресурсов в мирное время трудно надеяться на возможность формирования в военное время резервов, способных обеспечить стратегическое развертывание Вооруженных Сил, наращивание усилий в ходе войны и восполнение потерь. Заблаговременное накопление и подготовка таких резервов, а также умелое их применение будут важными факторами, влияющими на ход и исход, как отдельных операций, так и войны в целом. Успешное же решение этой проблемы в современных условиях предполагает глубокое изучение и творческое использование теоретического и практического опыта в этой области.

В настоящее время законодательно закреплено понятие национальная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз .

В соответствии с характером угроз и средств их воздействия на объекты национальной безопасности используется понятие военная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от военных угроз.

Присутствующее в этом определении понятие состояния защищенности отражает две целевые функции обеспечения военной безопасности:

— успешно защищать страну при военном нападении, если оно будет совершено;

— сдержать агрессора от военного нападения.

В свою очередь, подготовка страны к войне складывается из следующего:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— поддержания в мирное время, прежде всего, Вооруженных Сил на требуемом уровне численности, оснащенности, готовности и обученности;

— подготовленности к стратегическому развертыванию Вооруженных Сил, составляющей которого является их мобилизационное развертывание в случае военной агрессии;

— способности вести войну требуемой длительности.

Эти направления подготовки к войне, как мере обеспечения военной безопасности, опять таки включают, прежде всего, мобилизационную подготовку страны, ее экономики, Вооруженных Сил, населения и территории, что лишний раз подчеркивает важность затронутых в настоящей статье проблем.

Список литературы

1. Харкевич Л. А. Политические условия мобилизационных мероприятий и их возможности в обеспечении военной безопасности Российской Федерации. Тамбов: ТГТУ, 2001. — 68 с.

2. Родионов И.Н. Какая оборона нужна России. — М.: Независимое военное обозрение, 28 ноября 1996 г.

3. Закон Российской Федерации «О безопасности” — М., 1992 г., № 2446.

Matters of Mobilization Preparation and Process in Modern Conditions

L.A. Kharkevich

Faculty of Military Training, TSTU

Key words and phrases: mobilization; mobilization preparation; Russian Army.

Problèmes de la réalisation de la préparation de la mobilisation dans les conditions actuelles

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – В Сенате Парламента РК приняли Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки наделяется компетенцией государственного контроля. Определены случаи, когда будет применена административная и уголовная ответственность за нарушения в области мобилизационной подготовки. Конкретизируются функции некоторых государственных органов», — перечислил на пленарном заседании Сената министр национальной экономики РК Руслан Даленов.

Кроме того, уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки наделяется компетенцией по координации деятельности в сфере создания и сохранения страхового фонда.

«Это страховой фонд технической документации на изделия вооружения и военной техники, важнейшую гражданскую продукцию, а также проектной документации на объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием», — отметил министр.

Внедряются и новые подходы по совершенствованию государственного материального резерва:

— подведомственная организация Министерства здравоохранения будет осуществлять контроль за качеством товаров, при поставке в государственный материальный резерв и в период их хранения (Национальный центр экспертизы);

— вводится компетенция по утилизации товаров государственного материального резерва;

— освежение материальных ценностей будет осуществляться пунктами хранения;

— материальные ценности будут передаваться на баланс других государственных органов безвозмездно;

— уполномоченный орган в области здравоохранения и единый дистрибьютор, осуществляющий деятельность в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи будут выполнять функции по поставке, хранению и освежению лекарственных средств и изделий медицинского назначения мобилизационного резерва.

«Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование системы мобилизационной подготовки и государственного материального резерва», — заключил Р. Даленов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *