Модельная конвенция оэср

Модельная конвенция оэср

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала новую редакцию Модельной конвенции в отношении налогов на доходы и капитал – документа, принимаемого за основу при разработке и подписании государствами двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. Обширный комментарий, которым снабжен текст Конвенции, также оказывает существенное влияние на национальное правоприменение в налоговой сфере.

Основное назначение Конвенции – устранение или минимизация необоснованных налоговых барьеров для трансграничной торговли и инвестиций (а именно – двойного налогообложения), при одновременном предотвращении уклонения от уплаты налогов и обхода налогов.

Последние изменения отражают подходы, выработанные ОЭСР и группой G20, направленные на борьбу с размыванием налоговой базы и смещением центра прибыли (известными как BEPS). Так, модернизированные положения Конвенции отражают следующие разделы плана действий BEPS:

  • Нейтрализация последствий действия «гибридных» инструментов (Действие 2);
  • Предотвращение предоставления льгот, предусмотренных международными договорами, в ненадлежащих обстоятельствах (Действие 6);
  • Предотвращение искусственного избежания статуса постоянного представительства (Действие 7); и
  • Создание более эффективного механизма разрешения споров (Действие 14).

Цель большинства изменений – предотвращение возможности злоупотребления международными налоговыми договорами (treaty abuse) и, в частности, косвенного использования их льготных положений субъектами, не имеющими в действительности на это права (treaty shopping).

Ожидается, что вновь заключаемые международные договоры об избежании двойного налогообложения будут основываться на новой редакции Модельной конвенции, тогда как для корректировки сети существующих договоров будет применяться Многосторонняя Конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года.

Несмотря на то, что Модельная конвенция ОЭСР не является юридически обязывающим документом, налогоплательщикам рекомендуется своевременно анализировать актуальные редакции двусторонних налоговых соглашений, положения которых они используют в своих международных транзакциях, и принимать во внимание современные подходы к их толкованию и применению.

Оцените эту страницу!

Глава I содержит статью 1, которая определяет круг лиц, налоговые обязательства которых затрагивает соответствующий договор (как правило, резидентов соответствующих договаривающихся государств), и статью 2, которая определяет налоги, охватываемые этим договором (как правило, налоги на доходы и на капитал, устанавливаемые договаривающимися государствами и их политическими органами).

В главе II приведены определения важных сроков, используемых в договоре, включая общие определения в статье 3, а также определение терминов «резидент» в статье 4 и «постоянное представительство» в статье 5.

В главе III приведены нормы договора, которые чаще всего называются дистрибутивными. Статьи 6 – 21 регулируют налогообложение разных видов полученного дохода. Эти положения обычно определяют, какое из договаривающихся государств – государство, в котором налогоплательщик является резидентом (страна резидентства), или государство, в котором получается доход или располагается его источник (страна источника), или же оба договаривающихся государства – может облагать налогами доход при условии ограничений в установлении ставки налога. Далее приводится список статей и видов дохода.

Статья 6: Доходы от недвижимого имущества.

Статья 7: Прибыль от коммерческой деятельности.

Статья 8: Доход от эксплуатации морских или воздушных судов при международных перевозках и речных судов при перевозках внутренним водным транспортом.

Статья 9: Прибыль ассоциированных предприятий и трансфертное ценообразования.

Статья 10: Дивиденды.

Статья 11: Проценты.

Статья 12: Роялти.

Статья 13: Прирост капитала.

Статья 14: Доход от предоставления профессиональных услуг и услуг независимых подрядчиков.

Статья 15: Доход от работы по найму.

Статья 16: Директорское вознаграждение и вознаграждение высших управляющих должностных лиц.

Статья 17: Доходы, получаемые артистами (профессиональными исполнителями) и спортсменами.

Статья 18: Пенсии и выплаты по социальному страхованию.

Статья 19: Доход государственных служащих.

Статья 20: Доход учеников, стажеров и практикантов.

Статья 21: Прочие доходы, то есть доходы, не регулируемые статьями 6 – 20.

Глава IV посвящена налогообложению капитала (не дохода от капитала).

В главе V описаны два альтернативных метода избежания двойного налогообложения: в статье 23a «Метод освобождения» и в статье 23b «Метод зачета налога». Как правило, если договаривающееся государство, являющееся источником дохода, имеет право облагать налогами этот доход согласно положениям статей 6 – 12, то договаривающееся государство, резидентом которого является налогоплательщик, обязано принять меры по устранению двойного налогообложения. В соответствии с методом освобождения страна резидентства исключает этот доход из налогооблагаемой суммы или освобождает от налога страны резидентства. В соответствии с методом зачета налога страна резидентства облагает налогами указанный доход, но при этом вычитает из налога сумму, эквивалентную сумме налога, уплаченного в стране источника дохода.

Система налоговых кредитов является более выгодной для налогоплательщика в условиях двойного налогообложения по сравнению с системой налогового освобождения. Именно налоговый кредит в развивающихся странах является одним из факторов, который стимулирует деятельность иностранных инвесторов. Украина не является исключением в этом отношении. Так, в соответствии с положением п. 13.4 ст. 13 НКУ суммы налогов и сборов, уплаченные за пределами Украины, засчитываются при расчете налогов и сборов в Украине по правилам, установленным Кодексом. В налоговых Конвенциях, заключенных Украиной, обычно каждое из договаривающихся государств указывает свой метод устранения двойного налогообложения. Однако, если государства применяют один и тот же метод, это положение записывается в одном общем пункте.

Отмечу, что применение государством метода налогового кредита предусматривает нейтралитет налоговой юрисдикции относительно капиталовложений нерезидентов за границей, что стимулирует экспорт капитала. Кроме того, метод налогового кредита характеризуется удобством расчета налогового обязательства и зависит от инициативы налогоплательщика.

Глава VI «Специальные положения». Статья 24 предусматривает защиту от различных форм дискриминационного налогообложения в странах источника и резидентства. Статьи 25, 26 и 27 регулируют важные виды административного сотрудничества между договаривающимися государствами. Статья 25 предусматривает процедуру взаимного согласования для урегулирования споров в связи с применением договора, статья 26 регулирует обмен информацией между государствами, а статья 27 содержит нормы, регулирующие предоставление помощи договаривающимися государствами друг другу в сборе налогов. В статье 28 просто оговаривается, что ничто в этом договоре не затрагивает «налоговых привилегий» дипломатов и консульских работников на основании норм международного права или других международных соглашений.

В главе VII приведены нормы, регулирующие вступление договора в силу и прекращение его действия.

Итак, проанализировав существующие международные договоры об избежании двойного налогообложения между Украиной и другими странами, можно отметить, что нормотворец близок к последовательности и содержательности Типовой Модельной налоговой конвенции ОЭСР, тем самым приводит национальное законодательство к нормам международного. Однако прослеживается все же определенный индивидуализм в этих соглашениях с привязкой к определенному временному периоду независимости Украины. Хотя это оправдано, поскольку зависит не только от отечественных нормотворческих особенностей, но и от законодательных постулатов договаривающихся государств.

План BEPS (Base erosion and profit shifting) – это пакет мер, направленных на повышение прозрачности работы международных компаний и на противодействие отмыванию денег, полученных преступным путем. BEPS разработан Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при участии стран «Большой двадцатки» (G20).

Что предлагает BEPS?

В основе плана BEPS лежит 15 действий-рекомендаций (а по сути руководств к действию). Вот они:

Действие 1: Решение проблем и особенности налогообложения в эпоху «цифровой экономики»;

Действие 2: Устранение «гибридных схем»;

Действие 3: Усовершенствование законодательства о контролируемых иностранных компаниях;

Действие 4: Борьба с размыванием базы налогообложения через выплату процентов и других финансовых транзакций;

Действие 5: Противодействие «неблагоприятной налоговой практике», принимая во внимание вопросы прозрачности и экономического содержания;

Действие 6: Борьба с недобросовестным использованием договоров об устранении двойного налогообложения;

Действие 7: Искоренение схем искусственного избежания статуса «постоянного представительства»;

Действия 8-10: Разработка законодательства о трансфертном ценообразовании в части нематериальных активов, рисков капитала и других транзакций с высоким риском;

Действие 11: Разработка способов сбора и анализа информации о размывании налоговой базы и вывода доходов из-под налогообложения;

Действие 12: Внедрение законодательства, требующего раскрывать «приемы агрессивного налогового планирования»;

Действие 13: Оптимизация требований в отношении документирования трансфертного ценообразования и «пострановой отчетности»;

Действие 14: Разработка и усовершенствование механизмов решения налоговых споров между государствами;

Действие 15: Разработка многосторонней конвенции по вопросам международного налогообложения для модификации уже заключенных налоговых договоров между странами;

На каком этапе внедрение плана BEPS?

На данный момент нет ни одной юрисдикции, которая бы внедрила все рекомендации ОЭСР, прописанные в документе. Пока что этого и не требуется: многие страны, в том числе и Украина, берут на себя обязанность по воплощению «минимального пакета» мер – 5,6,13 и 14 действие.

Узнать больше о том, что такое BEPS, как он изменил правила ведения бизнеса вы можете на нашем ближайшем семинаре, посвященном деоффшоризации.

Другие выпуски «Финансового словаря» от ICG:

Что такое Substance?

Что такое Due Diligence?

Что такое CRS?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *