Модернизация основных средств

Модернизация основных средств

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Если после модернизации ОС срок полезного использования не изменился (Белецкая Ю.А.)

Если после модернизации ОС срок полезного использования не изменился (Белецкая Ю.А.)

Дата размещения статьи: 07.04.2016

Организация провела модернизацию основного средства, в результате которой срок его полезного использования не увеличился. Затраты на модернизацию ОС были отнесены на увеличение его первоначальной стоимости.
Начисление амортизации по ОС производится линейным методом с использованием нормы амортизации, определенной исходя из срока полезного использования, установленного на дату ввода ОС в эксплуатацию.
Каков порядок расчета в целях исчисления налога на прибыль амортизационных отчислений по объекту ОС после модернизации?

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Пунктом 1 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в зависимости от срока его полезного использования (СПИ) — периода, в течение которого объект ОС служит для достижения целей деятельности налогоплательщика. СПИ определяется последним самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации ОС <1>.
———————————
<1> Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Норма амортизации при применении линейного метода рассчитывается по формуле (п. 2 ст. 259.1 НК РФ):

K = (1 / n) x 100%,

где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n — срок его полезного использования, выраженный в месяцах.
В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ в случаях модернизации <2> ОС его первоначальная стоимость для целей налогообложения прибыли изменяется.
———————————
<2> А также достройки, дооборудования, реконструкции, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ налогоплательщик вправе увеличить СПИ объекта ОС после даты ввода его в эксплуатацию, если после модернизации данного объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение СПИ может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое ОС.
Если в результате модернизации объекта основных средств его СПИ не увеличился, при исчислении амортизации налогоплательщик учитывает оставшийся СПИ. Вопрос о том, как его правильно учитывать, до сих пор (как показывает судебная практика) остается спорным.
Существует две позиции, представленные контролирующими органами и арбитрами.
Минфин России рассуждает следующим образом (см. Письма от 09.06.2012 N 03-03-10/66, от 05.07.2011 N 03-03-06/1/402). Если после модернизации объекта ОС изменилась только сумма первоначальной (остаточной) стоимости, а СПИ не изменился, остается прежней и норма амортизации <3>.
———————————
<3> Из вышеприведенной формулы видно, что на норму амортизации, рассчитываемую для целей налогообложения прибыли, влияет только один показатель — СПИ, который в нашем случае не изменяется. Таким образом, не изменяется и норма амортизации.

Таким образом, начисление амортизации по объекту ОС следует продолжать, используя прежний механизм исчисления и норму амортизации, до полного погашения измененной первоначальной стоимости. Иными словами, продолжать начислять амортизацию и после окончания СПИ.

Пример 1. Объект основных средств, относящийся к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно), был принят к учету в декабре 2013 г. Первоначальная стоимость объекта для целей бухгалтерского и налогового учета составила 610 000 руб. Установлен срок полезного использования — 61 месяц.
В январе 2016 г. была проведена модернизация ОС на сумму 305 000 руб.
Рассмотрим начисление амортизации в налоговом учете.
К = 1 / 61 мес. x 100% = 1,6393%.
Сумма амортизации в месяц — 10 000 руб. (610 000 руб. x 1,6393% / 100%).
Сумма амортизации, которая была начислена с момента ввода объекта в эксплуатацию до окончания его модернизации (с января 2014 г. по январь 2016 г. включительно — 25 мес.), — 250 000 руб. (10 000 руб. x 25 мес.).
Первоначальная стоимость после модернизации будет равна 915 000 руб. (610 000 + 305 000), а новая сумма амортизации в месяц — 15 000 руб. (915 000 руб. x 1,6393% / 100%).
Определим сумму амортизации, которая будет начислена с февраля 2016 г. до конца срока полезного использования, то есть по январь 2019 г. включительно (61 — 25 = 36 мес.). Она составит 540 000 руб. (15 000 руб. x 36 мес.).
Итого должно быть списано через амортизацию в течение установленного СПИ 790 000 руб. (250 000 + 540 000).
Оставшаяся стоимость в размере 125 000 руб. (915 000 — 790 000) будет списана после истечения СПИ в течение девяти месяцев: с февраля по сентябрь 2019 г. — 120 000 руб. (15 000 руб. x 8 мес.), в ноябре 2019 г. — 5000 руб.

Итак, мнение Минфина: после проведенной модернизации, в результате которой СПИ не изменился, начисление амортизации по объекту ОС следует продолжать, используя прежний механизм исчисления и норму амортизации, до полного погашения измененной первоначальной стоимости.
Однако многие организации с таким подходом не соглашаются и считают месячную сумму амортизации как частное от деления остаточной стоимости (с учетом расходов на модернизацию) на оставшийся СПИ. Разберем это на примере из арбитражной практики (см. Постановление АС ПО от 22.01.2016 N Ф06-4506/2015 по делу N А72-16514/2014).
Судом было установлено, что общество в проверяемом периоде осуществило модернизацию ОС, после которой остаточная стоимость основных средств была увеличена на затраты, связанные с проведением модернизации, что подтверждается данными бухгалтерского учета. Поскольку характер работ по модернизации ОС не повлиял на их СПИ, общество определяло амортизацию исходя из остаточной стоимости ОС (увеличенной на затраты на модернизацию) с учетом оставшегося СПИ.
Налоговая инспекция придерживалась подхода, изложенного в вышеперечисленных Письмах Минфина, а потому с обществом не согласилась, пересчитала сумму амортизационных отчислений и, соответственно, доначислила налог на прибыль.
Однако арбитры поддержали налогоплательщика, отметив следующее.
В соответствии с нормами гл. 25 НК РФ модернизация ОС не влечет неизбежного увеличения его СПИ. Одним из основных принципов для учета такого имущества является списание стоимости ОС на затраты посредством начисления амортизации в течение периода использования этого объекта для коммерческих целей. Данный период определяется налогоплательщиком самостоятельно. Если в результате модернизации основных средств их СПИ не изменился, то налогоплательщик учитывает всю стоимость такого ОС в течение оставшегося СПИ, увеличивая сумму его ежемесячной амортизации.
Судьи пришли к выводу, что п. 2 ст. 257 и п. 1 ст. 258 НК РФ устанавливается порядок определения амортизации с учетом изменившейся первоначальной стоимости объекта и оставшегося СПИ и, как следствие, изменения нормы амортизации для модернизированных ОС.
Аналогичное мнение высказано и в Постановлениях ФАС МО от 06.04.2011 по делу N КА-А40/2125-11, от 21.09.2010 по делу N КА-А40/10411-10, ФАС ВВО от 07.05.2008 по делу N А29-6646/2007.
Поясним применение этого подхода на примере.

Пример 2. Воспользуемся данными примера 1.
Остаточная стоимость ОС с учетом затрат на модернизацию составила 665 000 руб. (610 000 — 250 000 + 305 000).
Оставшийся СПИ равен 36 месяцам. K = 1 / 36 мес. x 100% = 2,7778%.
Сумма амортизации в месяц — 18 472 руб. (665 000 руб. x 2,7778% / 100%).
Амортизация будет начисляться до конца срока полезного использования, и после его окончания суммы недосписанной амортизации не останется.

Итак, на сегодняшний день существует два подхода к начислению амортизации после модернизации ОС, в результате которой СПИ остается неизменным.

Амортизируем ОС после апгрейда

Если организация выберет второй, ей не избежать споров с налоговыми органами. Однако, как показывает арбитражная практика, у нее довольно высокие шансы отстоять свою правоту в судебном порядке (если цена вопроса велика и у компании есть желание судиться с налоговой).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Амортизация модернизированных основных средств

Виды ремонта и модернизация основных производственных фондов

Основные фонды на предприятии в процессе их эксплуатации постоянно изнашиваются, и для поддержания их в работоспособном состоянии периодически необходимо проводить их ремонт.

Различают три вида ремонта: восстановительный, текущий и капитальный.

Восстановительный ремонт — это особый вид ремонта, вызываемый различными обстоятельствами: стихийными бедствиями (наводнение, пожар, землетрясение), военными разрушениями, длительным бездействием основных фондов. Восстановительный ремонт осуществляется за счет специальных средств государства.

Текущий ремонт — это мелкий ремонт и производится в процессе функционирования основных фондов, как правило, без длительного перерыва процесса производства. При мелком ремонте заменяются отдельные детали и узлы, осуществляются определенные починочные работы и другие мероприятия.

Капитальный ремонт — это существенный ремонт основных фондов и связан с полной разборкой машины, заменой всех изношенных деталей и узлов. После капитального ремонта технические параметры машины должны приблизиться к первоначальным.

Для обеспечения равномерности включения затрат на ре­монт в себестоимость продукции предприятия могут создавать ремонтный фонд (резерв) с отчислениями в него средств по определенным нормативам.

Ремонт и содержание объектов основных фондов непроиз­водственного назначения осуществляются за счет чистой при­были предприятия — прибыли после налогообложения.

Затраты на ремонт в значительной степени зависят от физического износа основных производственных фондов, каче­ства проводимых ремонтов и уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование. Поэтому на каж­дом предприятии необходимо стремиться к тому, чтобы не допускать чрезмерного физического и морального износа обо­рудования. Если на предприятии физический износ активной части основных фондов существенный (превышает 40%), то в этом случае приходится создавать мощные ремонтные подраз­деления, чтобы можно было поддерживать машины и обору­дование в работоспособном состоянии.

Амортизация после модернизации (реконструкции) основного средства

Численность ремонт­ного персонала в этом случае может доходить до 60% общей численности рабочих. Особенно это характерно для горно­рудных предприятий. В этих условиях затраты на ремонт очень значительные и предприятию необходимо найти пути их уменьшения. Направлений снижения затрат на ремонт доста­точно много, рассмотрим основные из них.

Во-первых, на предприятии должны своевременно и качест­венно проводиться планово-предупредительные ремонты (ППР), что существенно снизит аварийность, а следовательно, простои оборудования и затраты на средние и капитальные ремонты.

Во-вторых, прежде чем приступать к капитальному ремон­ту, необходимо тщательно проанализировать в экономичес­ком плане, что более выгодно — капитальный ремонт или приобретение новой техники. Известно, что затраты на капи­тальный ремонт очень значительны и сопоставимы с затрата­ми на приобретение новой техники, а иногда и больше. Естест­венно, в этом случае необходимо отдавать предпочтение новой технике.

Особенно экономически невыгодно проводить второй и третий капитальный ремонт.

Во многих случаях капитальный ремонт не устраняет мо­ральный износ, поэтому довольно часто экономически целесо­образно капитальный ремонт проводить совместно с модер­низацией. Но и здесь необходимо просчитать, что более вы­годно для предприятия — капитальный ремонт совместно с модернизацией или приобретение новой техники.

В-третьих, восстановление изношенных деталей непосред­ственно на предприятии, особенно когда в них наблюдается острый дефицит.

Модернизация представляет собой техническое усовершенствование основных фондов с целью устранения морального снашивания и повышения технико-экономических показателей до уровня новейшего оборудования. По степени обновления различают частичную и комплексную модернизацию (коренная переделка).

По способам и задачам проведения различают модернизацию типовую и целевую.

Типовая модернизация — это массовые однотипные изменения в серийных конструкциях.

Целевая — усовершенствования, связанные с потребностями конкретного производства.

Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией (включая затраты по модернизации объекта, осуществляемой во время капитального ремонта) объектов основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.

Модернизация от ремонта отличается тем, что, во-первых, в ее результате улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество и т.п.) объектов основных средств, во-вторых, затраты на модернизацию относятся на увеличение стоимости основных средств (т.е. они не могут относиться на себестоимость продукции).

Таким образом, разница между ремонтом и другими видами восстановления объектов основных средств заключается в том, что все виды ремонта относятся к текущим затратам, а реконструкция и модернизация — к капитальным. Это и определяет особенности отражения в бухгалтерском учете затрат, осуществляемых в связи с проведением реконструкции и модернизации основных средств.

Дата добавления: 2016-12-31; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Модернизация основных средств в бухгалтерском и налоговом учетах

Моральный и физический износ оборудования, станков, цехов, производственных линий и прочих объектов, причисляемых к основным средствам, – естественное следствие их активной эксплуатации. Чтобы восстановить эксплуатационные характеристики ОС, предприятие использует процедуру модернизации.

Она проводится одним из двух способов:

  1. подрядным, когда привлекаются сторонние юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане;
  2. хозяйственным, когда предприятие выполняет модернизационные мероприятия своими силами.

Решение о модернизации принимает руководство на основании данных о состоянии используемых ОС. Формальным выражением этого решения является приказ. Этот документ дает старт реальным работам и фиксирует необходимость определенных расходов, поэтому обязан содержать данные о причинах и сроках модернизации, а также фамилии ответственных лиц.

Важно: когда проводится модернизация основных средств, бухгалтерский и налоговый учет должны отразить этот сложный процесс. Ответственность за отражение работ делят между собой руководство предприятия и материально-ответственная бухгалтерия.

Процедурные нюансы

Привлечение подрядчиков (сторонних лиц) для проведения модернизации требует официального оформления соответствующего договора.

Модернизация основных средств. Споры при начислении амортизации (Рабинович А.)

Кроме того, составляется акт приема-передачи, который официально закрепляет за исполнителем ответственность за передаваемые материальные ценности. Если подрядчик нанесет ущерб имуществу заказчика, акт станет официальным основанием для требования возмещении убытков. Если акта приема-передачи нет, нет и оснований для компенсации.

Модернизация оборудования собственными силами также сопровождается оформлением нужных бумаг. Так, передача объекта ОС в ремонтную службу проводится по накладной. Если оборудование находится на территории одной службы в течение всего срока модернизационных работ, других документов не требуется.

После того, как модернизация завершена, составляется акт о сдаче объекта (если работы проводились подрядным способом, нужно составить два экземпляра). Собственно передача проводится в присутствии членов комиссии, представителей подрядчика или ответственного лица.

Бухгалтерский учет

Юридическое лицо обязано вести бухгалтерский учет основных средств независимо от износа и использования.

Учету подлежат объекты ОС, находящиеся в активной эксплуатации, запасе, модернизации.

Важно: затраты, понесенные предприятием в результате модернизации оборудования или иного объекта ОС, увеличивают его изначальную стоимость, и это должно найти отражение в бухучете согласно пункту 14 ПБУ 6/01.

Отражать ли факт передачи объекта, выбывшего из активной эксплуатации на модернизацию в счете 01 (03) – личное дело бухгалтера, ответственного за процедуру.

Можно сделать специальный субсчет и запись «ОС передано на модернизацию». После завершения работ сделать обратную проводку.

Затраты отразятся на счете 08, к которому удобно сделать специальный субсчет. Расходы на проведение работ по кредиту зачтутся на 10 счете.

После того, как работы закончены, затраты можно либо учесть отдельно, либо включить в стоимость ОС.

Если модернизация занимает менее одного года, амортизация на объект начисляется. Если работы ведутся больше 12-ти месяцев, то процесс начисления амортизации прекращается. Снова начислять амортизационные можно после введения объекта в эксплуатацию.

Налоговый учет

При проведении модернизации объектов, не связанных с производственной деятельностью, понесенные расходы не учитываются. Это объясняется тем, что уменьшение налогооблагаемой базы возможно лишь при экономическом обосновании, то есть в связи с непосредственной хозяйственной деятельностью юридического лица.

Если модернизация объекта ОС имеет прямое отношение к производству, то снижение налоговой базы при исчислении налога на прибыль на сумму фактически понесенных расходов тоже не проводится. Однако после завершения работ эту сумму постепенно списывают за счет амортизации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *