Может ли материально ответственное лицо проводить инвентаризацию

Может ли материально ответственное лицо проводить инвентаризацию

Проблема проведения инвентаризации в отсутствии МОЛ

Услуги по полноценному ведению бухгалтерского учета Вашей компании
Стоимость ведения бухгалтерского учета
Рассчитать точную стоимость бухгалтерского обслуживания Вашей компании

Передача товарно-материальных ценностей при смене материально ответственного лица всегда должна сопровождаться проведением обязательной для таких случаев инвентаризации имущества. Таковы требования пункта 2 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете.

Инвентаризация проводится согласно порядку, установленному приказом руководителя организации, с учетом требований приказа Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

При этом инвентаризация проводится только в части имущества, закрепленного (числящимся) за соответствующим должностным лицом.

Нетипичные ошибки инвентаризации как повод для отказа во взыскании материального ущерба с работника

Для проведения соответствующих мероприятий может привлекаться не постоянно действующая инвентаризационная комиссия организации, а созданная (создаваемая) рабочая инвентаризационная группа (комиссия). При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации может быть возложено на нее.

Сроки проведения инвентаризации при смене материально ответственных лиц, а также персональный состав привлекаемой для этого комиссии определяются письменным приказом (распоряжением) руководителя организации, оформляемым на типовом бланке формы № ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации», утвержденной постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в редакции изменений и дополнений).

Издаваемый в каждом из случаев проведения инвентаризации приказ регистрируется в «Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации» (форма № ИНВ-23).

Следует учитывать, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными, на что указано в пункте 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. В связи с этим отбор членов комиссии должен осуществляться не только с учетом их профессиональной подготовки, но и с тем условием, что они реально будут заняты проведением инвентаризации.

Исходя из практики на проведение инвентаризации материальных ценностей и сдачу дел и должности работникам из числа заведующих складом или кладовщиков выделяется до 10 рабочих дней.

Инвентаризация хранящихся на складе (в кладовой) товарно-материальных ценностей осуществляется в соответствии с пунктами 3.15—3.26 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а ее результаты оформляются инвентаризационными описями по формам № ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей», № ИНВ-4 «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных», № ИНВ-5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение» и др.

В случае выявленных расхождений между фактическим наличием материальных ценностей и учетными данными, то есть при наличии излишков и (или) недостач материальных ценностей, оформляется также «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26), утвержденная постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией».

При передаче материальных ценностей новому материально ответственному лицу (при увольнении работника, переводе на другую должность или др.) кроме материалов обязательной инвентаризации оформляется также акт приема-передачи товарно-материальных ценностей. В акте отражаются наименование передаваемых товарно-материальных ценностей, их количество, цена за единицу, стоимость по каждой позиции, а также реквизиты (должность, Ф.И.О., роспись, дата) о сдаче и приеме материальных ценностей. В обязательном порядке в акте указывается дата, на которую приведены данные о наличии материальных ценностей. Основанием для заполнения данных акта могут являться итоги проведенной инвентаризации, то есть соответствующие инвентаризационные описи.акт приема-передачи материальных ценностей от одного материально ответственного лица другому визируется главным бухгалтером (или уполномоченным им лицом) и утверждается руководителем организации (или уполномоченным им лицом), а по складам (кладовым и другим местам хранения) подразделений — руководителем соответствующего структурного подразделения. Представляется, что данные положения являются обязательными к исполнению при условии, что это закреплено в графике документооборота или ином локальном нормативном акте, принятом на уровне организации.

При проверке акта главный бухгалтер и (или) иное должностное лицо обязаны сверить указанные в акте данные с данными бухгалтерского учета и материалами проведенной инвентаризации. В случае выявленных расхождений руководители организации, структурного подразделения или иное уполномоченное должностное лицо организации должны быть уведомлены о необходимости принятия мер к урегулированию разногласий до даты расторжения трудового договора, перевода работника на другую должность и т.п.

Одновременно с этим руководитель кадрового органа или лицо, исполняющее его обязанности, должны быть уведомлены о необходимости заключения с новым сотрудником договора о полной материальной ответственности.

При увольнении лица, ранее занимавшего должность заведующего складом или кладовщика, проведение и оформление результатов инвентаризации, принятие решения о выявленных расхождениях, а также иные действия должны быть проведены до даты расторжения с ним трудового договора.

В ряде случаев сменяемые материально ответственные лица отказываются от участия в проведении инвентаризации, отказываются от подписи инвентаризационных ведомостей, акта приема-передачи товарно-материальных ценностей или совершения иных предусмотренных действий. В таких случаях проведение инвентаризации и оформление ее результатов также являются обязательными, и кроме того комиссионно должны быть оформлены акты, подтверждающие отказ работника от участия в инвентаризации, подписании акта, подтверждении выявленных фактов недостачи и т.п. В оформляемых актах следует указывать, что в присутствии свидетелей (с указанием их Ф.И.О., должности, места проживания) работник отказался от участия в мероприятиях, подписании соответствующих документов, а после этого также и того факта, что оформленный акт предложен для подписания работнику, но от его подписи он отказался. Обе части акта подписывают лицо, его составившее, а также свидетели.

В случае отказа сменяемого работника от подписания инвентаризационных описей и (или) акта, свидетельствующих об имеющей место недостаче материальных ценностей, за новым сотрудником закрепляются фактически наличествующие материальные ценности.

Услуги по полноценному ведению бухгалтерского учета Вашей компании
Стоимость ведения бухгалтерского учета
Рассчитать точную стоимость бухгалтерского обслуживания Вашей компании

Инвентаризационная комиссия

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а в случае большого объема работ создаются рабочие инвентаризационные комиссии (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Персональный состав как постоянно действующей, так и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

— представители администрации организации;

— работники бухгалтерской службы;

— другие специалисты (работники технических, финансовых, юридических и других служб).

Кроме того, в инвентаризационную комиссию могут быть включены работники службы внутреннего аудита организации, а также представители независимых аудиторских организаций (п.

2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Например, при инвентаризации горюче-смазочных материалов в состав инвентаризационной комиссии могут входить работники службы горюче-смазочных материалов, председателем комиссии может быть назначен заместитель руководителя предприятия или инженер (главный инженер).

Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным. Это следует из совокупности норм, установленных в п. п. 2.3, 2.8 Методических указаний по инвентаризации.

Количество членов инвентаризационной комиссии не регламентируется действующими нормативно правовыми актами и определяется организацией самостоятельно исходя из специфики осуществляемой деятельности и вида инвентаризации. Как следует из формы N ИНВ-22, обычная численность комиссии вместе с председателем — четыре члена.

Инвентаризационная комиссия при проведении инвентаризации:

— заносит в соответствующие инвентаризационные описи (акты) точное наименование инвентаризируемого объекта с указанием его номенклатуры (отличительных признаков), принятой в учете (в случае, если опись не содержит такой информации) (п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации);

— указывает количество ценностей в единицах измерения, принятых в учете (основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств в кассе, документарных ценных бумаг и т.д.), определяемое путем натурального подсчета, взвешивания, обмера (п. п. 2.7, 2.9 Методических указаний по инвентаризации);

— осуществляет осмотр основных средств на предмет их дальнейшего использования. При выявлении не пригодных к эксплуатации и не подлежащих восстановлению объектов основных средств соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации);

— осуществляет осмотр товарно-материальных ценностей на предмет их дальнейшего использования. При выявлении неиспользуемых или морально устаревших ценностей, а также ценностей, которые полностью или частично потеряли свое первоначальное качество или дальнейшее использование которых представляется сомнительным, соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись (акт) или акт на списание (п. п. 3.25, 3.26 Методических указаний по инвентаризации);

— подтверждает существование активов, не имеющих материально-вещественной формы (денежные средства на счетах в банках, нематериальные активы, финансовые вложения и т.д.), путем документальной проверки (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

— подтверждает балансовую оценку активов, проверяя корректность начисления оценочных резервов;

— определяет правильность и обоснованность числящихся сумм дебиторской и кредиторской задолженности путем проверки документов, подтверждающих существование требования или обязательства (п. п. 3.44, 3.48 Методических указаний по инвентаризации). Кроме того, инвентаризационной комиссии может быть поручено проведение сверки с контрагентами, указанными в справке об имеющейся кредиторской и дебиторской задолженности;

— получает расписку материально ответственных лиц в соответствующих инвентаризационных описях (актах) до начала и после окончания инвентаризации (абз. 3 п. 2.4, п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации).

При наличии в организации постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий их задачи разделяются (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия обобщает работу рабочих инвентаризационных комиссий и представляет руководству результаты проведенных инвентаризаций (о пересортице, о запасах, которые частично потеряли свое первоначальное качество, о неиспользуемых материальных ценностях и т.д.). Постоянно действующая инвентаризационная комиссия может выполнять следующие функции:

— организация проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;

— инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;

— осуществление контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;

— проверка обоснованности выводов по результатам инвентаризаций рабочих инвентаризационных комиссий, в том числе в отношении предложенных зачетов по пересортице;

— проведение в необходимых случаях (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризаций и др.) повторных сплошных инвентаризаций;

— рассмотрение объяснений от должностных лиц, допустивших недостачу или порчу материальных ценностей, а также иные нарушения, и предоставление предложений о порядке регулирования выявленных недостач, потерь от порчи и прочих отклонений;

— проведение профилактической работы по обеспечению сохранности имущества;

— осуществление инвентаризации активов и обязательств организации, в том числе проведение выборочных инвентаризаций материальных ценностей в местах их хранения (переработки);

— обобщение и представление на утверждение руководителю итогов инвентаризации.

См. образец акта о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей. Унифицированная форма N ИНВ-24.

См. образец журнала учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

Инвентаризация в период больничного материально ответственного лица

Унифицированная форма N ИНВ-25.

Рабочая инвентаризационная комиссия обеспечивает натуральный подсчет (фактическое наличие) имущества (обязательств), проверку их состояния и оформляет инвентаризационные описи по каждому виду инвентаризируемого имущества (обязательства). В компетенцию рабочих инвентаризационных комиссий может входить:

— проведение инвентаризации активов и обязательств, в том числе в обособленных подразделениях организации;

— анализ результатов инвентаризации и разработка предложений, в том числе по зачету недостач и излишков по пересортице, списанию недостач в пределах норм естественной убыли (совместно с бухгалтерией);

— подготовка предложений по улучшению порядка приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, учета и контроля их сохранности.

Инвентаризационная комиссия несет ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризации, своевременность и правильность оформления документов по инвентаризации (в том числе за полноту и точность указания в инвентаризационной описи (акте) отличительных признаков и фактических остатков проверяемых материальных ценностей) (п. 2.6 Методических указаний по инвентаризации).

Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 3742;

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Нюансы увольнения материально ответственного лица (Каменная Ю.Ю.)

Нюансы увольнения материально ответственного лица (Каменная Ю.Ю.)

Дата размещения статьи: 18.12.2014

Увольнение работника — это всегда не очень приятное событие, тем более если оно сопровождается конфликтом между работником и работодателем. В случаях, когда работник является материально ответственным лицом (МОЛ) и уходит с недостачей, увольнение особенно неприятно. Чтобы избежать негативных последствий и иметь возможность возместить возникший ущерб, работодателю очень важно соблюсти все требования законодательства.
Давайте рассмотрим, как правильно расстаться с МОЛ. Какие нюансы могут возникнуть в таких ситуациях, а также как поступить, если при увольнении выявлена недостача?

Проведение инвентаризации при смене МОЛ

На основании п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации <1> при смене МОЛ инвентаризация проводится в обязательном порядке. Не позднее последнего рабочего дня сотрудника предприятие должно успеть провести инвентаризацию и передать ТМЦ по акту новому материально ответственному лицу. А последний день работы сотрудника — это день окончательного расчета и выдачи трудовой книжки (ст. 140 ТК РФ).
———————————
<1> Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Если до момента увольнения работника на его место не найден новый, товарно-материальные ценности передаются тому сотруднику, который будет исполнять обязанности вместо выбывающего.
Порядок проведения и оформления инвентаризации подробно описан в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств <2>. Ревизию можно оформить, используя унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, в том числе:
— приказ о проведении инвентаризации (форма ИНВ-22), с которым работник должен быть ознакомлен под личную подпись, с формулировкой «С приказом ознакомлен, с содержанием согласен»;
— инвентаризационную опись ТМЦ (форма ИНВ-3);
— сличительную ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма ИНВ-19);
— ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма ИНВ-26), с личной подписью работника и надписью «С результатами ознакомлен, с содержанием согласен».
———————————
<2> Утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Представленные формы первичной документации не обязательны к применению, однако запрета на их использование нет.

Ревизия не проведена или не закончена к моменту увольнения МОЛ

В некоторых случаях закончить ревизию до последнего рабочего дня увольняющегося сотрудника не представляется возможным. Причиной может явиться, к примеру, большой остаток ТМЦ (при инвентаризации склада) или болезнь материально ответственного работника, написавшего заявление об увольнении, в результате чего он не смог присутствовать при проведении инвентаризации. Как должен себя вести работодатель при таких обстоятельствах?
Наилучший вариант — убедить МОЛ отозвать свое заявление и уволиться по ст. 78 ТК РФ, то есть по соглашению сторон. В соглашении можно предусмотреть, что датой увольнения будет считаться день окончания проведения инвентаризации с участием увольняющегося лица.
Если с работником не удалось договориться, он настаивает на увольнении, не дожидаясь окончания инвентаризации, и отказывается от участия в ней после увольнения, то придется уволить его в соответствии с законодательством, а инвентаризацию окончить без работника.

Ведь задерживать расчет и трудовую книжку трудовым законодательством не разрешается, специальные сроки для увольнения материально ответственных лиц не установлены, равно как и продление срока увольнения на время болезни работника. Несоблюдение срока увольнения является нарушением норм трудового законодательства с вытекающими отсюда негативными для работодателя последствиями.
В дальнейшем, если будет выявлена недостача, конечно, работодатель может попытаться в судебном порядке доказать причинную связь между поведением работника и наступившим ущербом и его вину. (Работодатель вправе обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение года со дня его обнаружения — ст. 392 ТК РФ.) Но следует помнить, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии, а также самого МОЛ при инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными (п. п. 2.3, 2.8 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств). Поэтому работодатель заинтересован в том, чтобы инвентаризация прошла до увольнения МОЛ.

Выявлена недостача

При обнаружении недостачи ТМЦ должно быть проведено служебное расследование для установления причин утраты ценностей (ст. 247 ТК РФ). Для этого рекомендуем оформить:
— приказ о создании комиссии с участием соответствующих специалистов и о проведении служебного расследования по результатам инвентаризации;
— акт по результатам служебного расследования, подписанный всеми членами комиссии, с которым следует ознакомить работника под личную подпись;
— письменное уведомление работника о даче объяснений с его личной подписью. Если он отказывается от подписания уведомления, нужно зачитать его работнику вслух в присутствии двух свидетелей и составить об этом акт. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от представления такого объяснения по данному факту также составьте акт.

Условия привлечения сотрудника к полной материальной ответственности

Привлечение к полной материальной ответственности работника означает, что он обязан возмещать работодателю прямой действительный ущерб в полном размере недостачи вверенных ему ценностей (ст. 242 ТК РФ). Для привлечения работника к полной материальной ответственности необходимо выполнение следующих условий:
1. Наличие правомерно заключенного договора о полной индивидуальной материальной ответственности и отсутствие обстоятельств, исключающих такую ответственность. Подобные договоры могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Что делать в случае отказа или уклонения работника от подписания договора? Если выполнение обязанностей по обслуживанию материальных ценностей является основной трудовой функцией работника, то отказ от заключения данного договора следует рассматривать как неисполнение трудовых обязанностей. На такого работника работодатель вправе наложить дисциплинарное взыскание за неисполнение (ненадлежащее исполнение) трудовых обязанностей в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ, а при дальнейшем уклонении от заключения договора уволить по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В ряде случаев, перечисленных в ст. 243 ТК РФ, возможно привлечение работника к полной материальной ответственности и при отсутствии соответствующего договора. Например, при умышленном причинении ущерба, причинении ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в результате преступных действий работника, установленных приговором суда.
Заключение договора о полной материальной ответственности возможно не только с отдельным работником, но и с целым коллективом (бригадой) — это коллективная материальная ответственность, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба (ст. 245 ТК РФ). Решение работодателя о введении полной коллективной материальной ответственности нужно оформить приказом, с которым каждый член коллектива (бригады) должен быть ознакомлен под подпись. На основании такого приказа все эти работники подписывают единый договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности.
Еще один важный момент: договор о полной материальной ответственности может быть заключен не со всеми работниками, а лишь с теми, которые занимают должности, перечисленные в Перечне должностей и работ, утвержденном Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85. Например, с кассирами, контролерами, заведующими складами и их заместителями.
Учтите, несоблюдение работодателем правил (порядка и условий) заключения договора о полной материальной ответственности исключает материальную ответственность работника (Апелляционные определения Иркутского областного суда от 21.08.2013 по делу N 33-6679/13, Новгородского областного суда от 23.05.2012 по делу N 2-67-33-742, Белгородского областного суда от 26.03.2013 по делу N 33-1060, от 26.03.2013 по делу N 33-1003, Кассационное определение Псковского областного суда от 17.01.2012 по делу N 33-93).
2. Товарно-материальные ценности должны быть переданы лицу на основании специального письменного договора или по иному разовому документу (акту приема-передачи, инвентаризации и т.д.) — такое требование предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 243 ТК РФ. Несоблюдение данного требования может стать в суде основанием для отказа работодателю в возмещении ущерба работником (Определение Ленинградского областного суда от 16.02.2011 N 33-779/2011).
3. Недостача должна быть установлена и зафиксирована документально, с соблюдением процедуры проведения инвентаризации. Иначе суд не удовлетворит иск работодателя (Кассационное определение Пермского краевого суда от 21.12.2011 по делу N 33-12915, Определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22.07.2014, Апелляционное определение Курганского областного суда от 10.07.2014 по делу N 33-2037/2014). Если недостача установлена должным образом, то даже расторжение трудового договора не освобождает работника от материальной ответственности за вред, причиненный работодателю (ст. 232 ТК РФ). И после увольнения он обязан полностью погасить свои долги.
4. Наличие вины работника и обеспечение работодателем надлежащих условий хранения ТМЦ (ст. ст. 233, 239 ТК РФ). Так, если неисполнение работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, послужило причиной возникновения ущерба, то в возмещении ущерба может быть отказано (Апелляционные определения Красноярского краевого суда от 06.08.2014 по делу N 33-7524/2014, Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09.07.2014 по делу N 33-2235/2014).

Взыскание недостачи

По общему правилу взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя (ст. 248 ТК РФ). Для этого работодатель должен издать приказ о взыскании с провинившегося сотрудника суммы в пределах указанного размера. Такой приказ издается не позднее месяца со дня окончательного установления размера причиненного работником ущерба. Конечно, это возможно в том случае, если работник не прекратил трудовые отношения с работодателем.
Работник вправе возместить ущерб в добровольном порядке полностью или частично.
Допускается по соглашению сторон возмещение ущерба с рассрочкой платежа. При этом работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.
Только через суд можно осуществлять взыскание в следующих случаях: при отказе работника признать свою вину и добровольно возместить ущерб, превышающий его средний месячный заработок, при прекращении работником трудовых отношений с работодателем.
При коллективной материальной ответственности и при добровольном возмещении ущерба размер вины каждого члена коллектива определяется по соглашению между членами коллектива и работодателем. А если ущерб взыскивается в судебном порядке, то вину каждого члена коллектива установит суд.
Также только через суд работодатель может попытаться предъявить претензии к бывшему работнику, если тот уволился без проведения ревизии или до ее окончания, не дождавшись результатов и не принимая участия в оформлении недостачи. В соответствии с абз. 2 ст. 392 ТК РФ право на обращение в суд сохраняется в течение года со дня обнаружения причиненного ущерба, то есть с даты окончания инвентаризации и составления акта, причем срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом. Правда, в таком случае доказать связь ущерба с уволенным МОЛ работодателю будет крайне сложно, ведь если выявится недостача, то бывший работник будет утверждать, что недостача образовалась после его ухода и он в ней не виноват.

* * *

Трудовое законодательство предусматривает определенные требования, при выполнении которых работодатель может заключать с отдельными работниками договоры о полной материальной ответственности.

Материально ответственное лицо при инвентаризации: права и обязанности

Смена лиц, с которыми заключены такие договоры, должна происходить на день приемки-передачи дел после обязательного проведения инвентаризации, за своевременность проведения которой отвечает работодатель. В противном случае при обнаружении недостачи уже после увольнения и отказе бывшего сотрудника от возмещения ущерба претензии придется предъявлять через суд, но работодателю будет крайне сложно доказать причинную связь между ущербом и действиями работника, а также его вину.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Инвентаризационная комиссия

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а в случае большого объема работ создаются рабочие инвентаризационные комиссии (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Персональный состав как постоянно действующей, так и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

— представители администрации организации;

— работники бухгалтерской службы;

— другие специалисты (работники технических, финансовых, юридических и других служб).

Кроме того, в инвентаризационную комиссию могут быть включены работники службы внутреннего аудита организации, а также представители независимых аудиторских организаций (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Например, при инвентаризации горюче-смазочных материалов в состав инвентаризационной комиссии могут входить работники службы горюче-смазочных материалов, председателем комиссии может быть назначен заместитель руководителя предприятия или инженер (главный инженер).

Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным. Это следует из совокупности норм, установленных в п. п. 2.3, 2.8 Методических указаний по инвентаризации.

Количество членов инвентаризационной комиссии не регламентируется действующими нормативно правовыми актами и определяется организацией самостоятельно исходя из специфики осуществляемой деятельности и вида инвентаризации. Как следует из формы N ИНВ-22, обычная численность комиссии вместе с председателем — четыре члена.

Инвентаризационная комиссия при проведении инвентаризации:

— заносит в соответствующие инвентаризационные описи (акты) точное наименование инвентаризируемого объекта с указанием его номенклатуры (отличительных признаков), принятой в учете (в случае, если опись не содержит такой информации) (п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации);

— указывает количество ценностей в единицах измерения, принятых в учете (основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств в кассе, документарных ценных бумаг и т.д.), определяемое путем натурального подсчета, взвешивания, обмера (п. п. 2.7, 2.9 Методических указаний по инвентаризации);

— осуществляет осмотр основных средств на предмет их дальнейшего использования. При выявлении не пригодных к эксплуатации и не подлежащих восстановлению объектов основных средств соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации);

— осуществляет осмотр товарно-материальных ценностей на предмет их дальнейшего использования. При выявлении неиспользуемых или морально устаревших ценностей, а также ценностей, которые полностью или частично потеряли свое первоначальное качество или дальнейшее использование которых представляется сомнительным, соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись (акт) или акт на списание (п. п. 3.25, 3.26 Методических указаний по инвентаризации);

— подтверждает существование активов, не имеющих материально-вещественной формы (денежные средства на счетах в банках, нематериальные активы, финансовые вложения и т.д.), путем документальной проверки (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

— подтверждает балансовую оценку активов, проверяя корректность начисления оценочных резервов;

— определяет правильность и обоснованность числящихся сумм дебиторской и кредиторской задолженности путем проверки документов, подтверждающих существование требования или обязательства (п. п. 3.44, 3.48 Методических указаний по инвентаризации). Кроме того, инвентаризационной комиссии может быть поручено проведение сверки с контрагентами, указанными в справке об имеющейся кредиторской и дебиторской задолженности;

— получает расписку материально ответственных лиц в соответствующих инвентаризационных описях (актах) до начала и после окончания инвентаризации (абз. 3 п. 2.4, п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации).

При наличии в организации постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий их задачи разделяются (п.

Инвентаризация и материально ответственное лицо: образец расписки

2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия обобщает работу рабочих инвентаризационных комиссий и представляет руководству результаты проведенных инвентаризаций (о пересортице, о запасах, которые частично потеряли свое первоначальное качество, о неиспользуемых материальных ценностях и т.д.). Постоянно действующая инвентаризационная комиссия может выполнять следующие функции:

— организация проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;

— инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;

— осуществление контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;

— проверка обоснованности выводов по результатам инвентаризаций рабочих инвентаризационных комиссий, в том числе в отношении предложенных зачетов по пересортице;

— проведение в необходимых случаях (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризаций и др.) повторных сплошных инвентаризаций;

— рассмотрение объяснений от должностных лиц, допустивших недостачу или порчу материальных ценностей, а также иные нарушения, и предоставление предложений о порядке регулирования выявленных недостач, потерь от порчи и прочих отклонений;

— проведение профилактической работы по обеспечению сохранности имущества;

— осуществление инвентаризации активов и обязательств организации, в том числе проведение выборочных инвентаризаций материальных ценностей в местах их хранения (переработки);

— обобщение и представление на утверждение руководителю итогов инвентаризации.

См. образец акта о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей. Унифицированная форма N ИНВ-24.

См. образец журнала учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Унифицированная форма N ИНВ-25.

Рабочая инвентаризационная комиссия обеспечивает натуральный подсчет (фактическое наличие) имущества (обязательств), проверку их состояния и оформляет инвентаризационные описи по каждому виду инвентаризируемого имущества (обязательства). В компетенцию рабочих инвентаризационных комиссий может входить:

— проведение инвентаризации активов и обязательств, в том числе в обособленных подразделениях организации;

— анализ результатов инвентаризации и разработка предложений, в том числе по зачету недостач и излишков по пересортице, списанию недостач в пределах норм естественной убыли (совместно с бухгалтерией);

— подготовка предложений по улучшению порядка приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, учета и контроля их сохранности.

Инвентаризационная комиссия несет ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризации, своевременность и правильность оформления документов по инвентаризации (в том числе за полноту и точность указания в инвентаризационной описи (акте) отличительных признаков и фактических остатков проверяемых материальных ценностей) (п. 2.6 Методических указаний по инвентаризации).

Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 3741;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *