Может ли муниципальный служащий заниматься предпринимательской деятельностью
Имеет ли право муниципальный служащий (юрист) оказывать услуги правового характера по договору ГПХ в муниципальном унитарном предприятии.
Сообщаю Вам следующее:
По нашему мнению, муниципальный служащий может оказывать услуги правового характера по договору ГПХ в МУП при условии предварительного письменного уведомления представителя нанимателя (работодателя) и, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:
Пунктом 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 25-ФЗ установлено, что в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается, в том числе, заниматься предпринимательской деятельностью.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» порядке.
Следовательно, муниципальный служащий не вправе оказывать услуги правового характера только в случае, если оказание таких услуг осуществляется в виде предпринимательской деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Порядок выявления конфликтов интересов и их урегулирования на муниципальной службе регулируется ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ и муниципальными правовыми актами.
На основании изложенного следует, по нашему мнению, что муниципальный служащий вправе оказывать услуги правового характера по договору ГПХ в МУП, при условии предварительного письменного уведомления представителя нанимателя (работодателя) и если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Статья: Устанавливаем трудовые отношения с чиновниками (Самарская Е.) («Новая бухгалтерия», 2011, N 12) {КонсультантПлюс}
Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги Линия Консультаций и Горячая линия. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.
Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу
Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс
Кожина Снежана Римовна
в рамках услуги Консультации Линии консультаций
Ответ актуален на 26.11.2018 г.
Вопрос недели: Имеет ли право муниципальный служащий оказывать услуги правового характера по договору ГПХ в МУП?
Депутаты муниципалитетов не нарушают закон, когда получают зарплаты в унитарных предприятиях. Хотя подобную практику можно назвать неэтичной. Такое мнение в интервью ЗАКС.Ру высказал депутат Законодательного собрания Сергей Трохманенко, до 2011 года занимавший должность заместителя главы муниципального образования Невская застава. Он считает, что коррупцию в муниципалитетах можно было наблюдать на последних выборах. Однако большее количество злоупотреблений при расходовании бюджетных средств происходит из-за непрофессионализма депутатов.
— Вам лично приходилось сталкиваться с муниципальной коррупцией?
— Смотря, что понимать под словом «коррупция». Есть четкие обязанности, бюджет, процедуры. Если говорить о нецелесообразном расходовании бюджетных средств, то, когда я работал в МО Невская застава, у нас такого точно не было. В других районах возникали проблемы из-за, возможно, пробелов в законодательстве. К примеру, были случаи, когда за объекты, которыми должен заниматься район, брался муниципалитет. Это выяснялось уже в ходе проверок. Такое было, допустим, с детскими площадками. Муниципалы не всегда хотят что-то нарушить, просто часто получалось, что за одну и ту же территорию отвечало несколько органов власти. Далеко не всегда мы имеем дело с тем, что кто-то положил бюджетные средства к себе в карман.
— Можно ли назвать последние выборы коррумпированными?
— В ходе муниципальных выборов мы все наблюдали злоупотребления полномочиями. Мы видели, как не допускали кандидатов к выборам, как потом проводили досрочное голосование — люди отслеживали, что приходило менее ста избирателей, а потом оказывалось, что якобы было две тысячи человек. Это все есть предмет для разговора о злоупотреблениях.
— За последние несколько лет уровень коррупции в муниципалитетах возрос?
— Я бы так не сказал. В связи с изменениями Бюджетного кодекса — удалось четко сформулировать перечень полномочий — контроля стало больше. Раньше в список полномочий муниципалитета входила безопасность жилого фонда. Сейчас же к нему муниципалам вообще нельзя подходить. Часто превышения полномочий происходят из-за незнания законов. Люди хотели что-то сделать, но зачастую тщательно не изучали закон — чьи это полномочия, на чьей территории они находятся. Теперь стали делать специальные программы, согласовывать их с районами, комитетами. Только после этого бюджет может выдавать субсидии. Если я могу сказать о злоупотреблениях в ходе выборов, то о злоупотреблениях во время расходования городского бюджета мне говорить трудно. Тут не все так просто. Нецелевое использование средств может быть как от злого умысла, так и от непрофессионализма.
— Известны случаи, когда муниципальные депутаты обходят закон и получают зарплату через муниципальные унитарные предприятия. Как с этим можно бороться?
— Я думаю, что такие приемы, конечно, неправильны. Мы говорим, что есть статья «Содержание местных органов самоуправления». Когда депутаты получают зарплаты через МУПы, то это отражается на статьях расходов — ЖКХ, благоустройство. Когда муниципалы отчитываются и говорят населению, что тратят на свое содержание лишь небольшой процент от бюджета, то в этом есть лукавство. Потому что зарплаты, которые они получают через МУПы, находятся в строках бюджета, указывающих на ту или иную деятельность, не связанную с содержанием муниципальных округов. Допустим, депутат занимается программой военно-патриотического воспитания. Проводит слет и в рамках этого мероприятия получает зарплату. То есть на статье о расходах на содержание муниципалов это никак не отражается, а деньги зарыты в других сферах. Если все это вычленить, то население может возмутиться и сказать: «Зачем же вы тогда говорили, что депутаты все такие общественники, кричат, что курируют разные области и не получают зарплаты, а тут оказывается, что это неправда?!» А ведь в некоторых муниципалитетах такое есть. С точки зрения закона тут никого наказать нельзя.
— Получается, что бороться с этим невозможно?
— По закону — это не нарушение. Формальные такие действия законны. Это больше этический вопрос. Получается, что везде и всюду депутаты кричат, что занимаются всем на добровольных началах, не получают никаких зарплат, но при этом получают деньги через МУПы. Можно спросить депутата: «Скажите честно, вы получаете бюджетные деньги?», и если он ответит, что получает деньги через МУП, потому что реально работает, что-то контролирует, куда-то ездит, что-то делает, тогда ладно. Закон, к сожалению, так прописан, что депутаты позволяют себе так делать. Но не надо врать и говорить, что ты не получаешь никаких бюджетных средств, если это не так.
— Может быть, стоит поменять закон?
— Неизвестно, что лучше. Это ведь все чисто этическая сторона. Поменяют закон — найдут какую-то другую лазейку, и она опять же будет ненаказуема. У нас нет четкой ответственности. Допустим, есть закон, что депутаты не должны получать деньги из бюджета муниципальных образований. А если мы узнаем, что он получает, то это автоматически — лишение мандата. Это другое дело. А у нас есть закон, но нет ответственности за его обхождение. Получается: если нельзя, но очень хочется, то можно.
— Вносятся ли в закон о бюджете лазейки для коррупции?
— Для муниципальных образований это исключено. Они могут получать субсидии из бюджета города только для благоустройства, для программ, которые они сдали до 1 июля в комиссию, в которой находятся и сами муниципалы, есть росписи глав районов, профильных комиссий. Допустим, муниципалы захотят пять миллионов на благоустройство территории, и просят их у города. При этом есть проект, который прошел все согласования и который будет тщательно проверяться КСП (Контрольно-счетной палатой. — Прим. ЗАКС.Ру). Тем более некоторые муниципалитеты и не особо-то просят субсидии, ведь слишком много нужно будет выполнить мероприятий, поговорить с жителями, потратить большое количество времени.
— Могли бы оценить работу нынешнего главы совета депутатов Невской заставы Павла Карпова?
— Оценивать должны избиратели. Если он был избран, значит, все устраивает. По округу я проезжаю, вижу, что благоустройство идет. Поэтому оценивать не решился бы, это должны делать жители.
— Раньше вы работали в муниципалитете, теперь в Законодательном собрании. Где ощущается большая нагрузка, ответственность?
— Объем работы в ЗакСе, конечно, больше. Приходится объезжать гораздо большие территории, проводить множество приемов. Есть работа в комитете, комиссии. А ответственность или есть, или ее нет. Думаю, она есть при любой работе, неважно, кто ты, — депутат или водитель.
Для справки:
Бюджеты петербургских муниципалитетов сравнительно невелики, однако регулярно становятся объектами посягательства недобросовестных муниципалов. За последние годы ряд муниципальных образований оказались в центре коррупционных скандалов, часть из которых привела к уголовным делам. В частности, были возбуждены уголовные дела в муниципальных образованиях Георгиевский, Остров Декабристов, Невский округ, Северный, Малая Охта.
В МО Георгиевский в 2012 году было выделено 17 млн рублей на проведение лекций . Планировалось провести 40 лекций по «созданию товариществ собственников жилья», 35 «мероприятий для малого бизнеса» и 10 «мероприятий по гражданской безопасности для неработающих жителей округа». Однако лекции, по-видимому, так и не были проведены. В декабре 2014 года прокуратура Фрунзенского района возбудила против «неустановленных лиц» МО Георгиевский уголовное дело по статье 159 ч. 3 («Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере»).
В МО Остров Декабристов предполагаемые хищения были связаны с непроведенными работами по благоустройству: укладке асфальта, высадке зеленых насаждений. Зимой 2013-2014 годов активисты проекта «Муниципальная пила» исследовали благоустройство в МО Остров Декабристов и обнаружили, что при общей сумме конкурса в 51 млн 184 тысячи рублей, сумма хищений, по их оценкам, составляет 19 млн 14 тысяч рублей, то есть 37% от общей суммы конкурса. По заявлению «Муниципальной пилы» муниципалитет проверили следователи и прокуратура, после чего было возбуждено уголовное дело по статье 159 ч.3 УК РФ («Мошенничество») в отношении неопределенного круга лиц из руководства ООО «Технострой», то есть выполнявшего работы подрядчика. Ущерб по делу оценивался в 800 тысяч рублей. Позже было возбуждено второе уголовное дело, связанное с хищениями на укладке асфальта.
В Малой Охте в 2013 году были посажены деревья, которые не соответствовали техническому заданию. При этом само техзадание было сформулировано очень подробно, что не позволяло большинству поставщиков претендовать на участие в конкурсе; сумма контракта составляла 5,5 млн рублей. Через год, в мае 2014 года, в отношении подрядчика, ООО «ПетроЛандшафтСтрой», было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»).
Еще в ряде муниципальных образований были также обнаружены нарушения, но уголовные дела пока не возбуждены. Так, недавно выяснилось, что глава МО Морские ворота Елена Толкачева выписывала премии самой себе. Толкачева уверяет, что все решения принимались в установленном законом порядке на заседании, однако два депутата не были оповещены об этих заседаниях, а еще два депутата, по официальным документам голосовавшие «за», сообщили, что отсутствовали на одном из заседаний, где якобы принималось решение. Сейчас Морские ворота проверяет прокуратура. Несмотря на это, 23 июня совет Морских ворот назначил Толкачевой очередную премию.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
ВОПРОС: Я муниципальный служащий, имею классный чин и т.п., но при этом существуют некие ограничения относящиеся к муниципальной службе. Имею ли я право участвовать в митинге за поддержку какой-либо партии?
ОТВЕТ: 1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:
— использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
— использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
— использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
— создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;
— использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
ВОПРОС: Может ли преподавать муниципальный служащий? Если может, то имеет ли какие-либо льготы (например: сокращенный рабочий день)?
ОТВЕТ: преподавать может но это не должно сказываться на основной работе, только в нерабочее время.
Учусь на заочном отделении в высшем учебном заведении по специальности юриспруденция. Имею ли я право не проходить очередную аттестацию как муниципальный служащий, предоставив итоги последней сессии? Или засчитать учебу в институте как повышение квалификации?
ОТВЕТ: Учеба (заочно) не освобождает муниципального служащего от обязанности прохождения очередной аттестации. На повышение квалификации муниципальный служащий может быть направлен после окончания ВУЗа, либо по его желанию во время учебы.
ОТВЕТ: Может ли в подчинении муниципального служащего работать другой муниципальный служащий, приходящийся ему родственником?
Существует ограничение для муниципальных служащих: гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
ВОПРОС: Может ли администрация муниципального образования принимать на работу на должности муниципальной службы заместителя главы администрации, главного, ведущего специалистов без объявления и проведения конкурсов на замещение вакантных должностей?
ОТВЕТ: Основным из принципов муниципальной службы, изложенных в статье 4 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» является обеспечение равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе. Этот принцип развивается и в других статьях Федерального закона № 25-ФЗ. Так, часть 2 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает, что при поступлении на муниципальную службу не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Реализация вышеуказанного принципа возможна при проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. В муниципальном правовом акте указываются группы должностей, к которым применяются конкурсные процедуры (либо к которым они не применяются). Вместе с тем, статья 17 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает право, а не обязанность проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы.
ВОПРОС: Обязательно ли для Главы МО иметь высшее образование?
ОТВЕТ: Статус и требования к главе муниципального образования регулируются Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а также законами субъектов РФ о выборах глав муниципальных образований. Указанными законами не предъявляются требования к образовательному уровню глав муниципальных образований, что отличает их от муниципальных служащих (в частности, существует требование наличия высшего образования для главы местной администрации, назначаемого по контракту). В связи с этим для главы муниципального образования, избираемого населением либо из состава представительного органа муниципального образования, наличие высшего образования не обязательно.
ВОПРОС: Является ли руководитель муниципального унитарного предприятия муниципальным служащим? Может ли он быть депутатом на непостоянной основе?
ОТВЕТ: Согласно Федеральному закону от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к должностям муниципальной службы относятся должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Муниципальное унитарное предприятие не является органом местного самоуправления, в связи с чем должность руководителя МУПа не может быть отнесена к должностям муниципальной службы, а сам руководитель МУПа не может являться муниципальным служащим. Что касается возможности руководителя МУПа быть депутатом на непостоянной основе, то Федеральный закон № 131-ФЗ таких ограничений не содержит.
ВОПРОС: Какой классный чин должен быть присвоен муниципальному служащему, имеющему классный чин государственной гражданской службы, в случае если он замещает должность муниципальной службы, относящейся к младшей группе должностей?
ОТВЕТ: Муниципальному служащему, имеющему классный чин государственной гражданской службы, в случае, если он замещает должность муниципальной службы младшей группы, несмотря на наличие классного чина государственной гражданской службы, классный чин присваивается в общем порядке.
ВОПРОС: Обязан ли работодатель привлекать муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в случае внесения прокурором представления с соответствующим требованием?
ОТВЕТ: Согласно позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27.02.2008 за четвертый квартал 2007 года полномочию прокурора вносить представление корреспондирует обязанность должностного лица рассмотреть его. Порядок же исполнения представлений прокурора определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное (требования, содержащиеся в представлении прокурора, в том числе об увольнении определенных работников) означает вмешательство в право работодателя принимать необходимые кадровые решения по своему усмотрению.
ВОПРОС: Установлены ли действующим законодательством нормы продолжительности неполного рабочего времени для женщин, имеющих детей?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 4 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 года № 111/8-51 «Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время» неполное рабочее время может быть установлено по соглашению сторон как без ограничения срока, так и на любой, удобный для работницы срок: до достижения ребенком определенного возраста, на период учебного года и т.д.
Согласно пункту 8 рассматриваемого постановления режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать:
сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели;
сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (смены);
сокращение продолжительности ежедневной работы (смены на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.
Указанные режимы труда могут предусматривать разделение продолжительности ежедневной работы на части, например, доставка утренней и вечерней почты, продажа газет и журналов и т.д.
При установлении режимов труда с неполным рабочим временем, предусмотренных настоящим пунктом, продолжительность рабочего дня (смены), как правило, не должна быть менее 4 часов и рабочей недели — менее 20 — 24 часов соответственно при пяти- и шестидневной неделе.
В зависимости от конкретных производственных условий может быть установлена иная продолжительность рабочего времени.
ВОПРОС: Какие документы предоставляются лицом, поступающим на муниципальную службу?
ОТВЕТ: Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:
1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
3) паспорт;
4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
5) документ об образовании;
6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
8) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
9) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Правовой статус муниципального служащего – это совокупность его прав, обязанностей, ограничения и запреты связанные со службой и ответственность за выполнение своих функций. Он определяется Конституцией РФ, ФЗ, уставами субъектов РФ, муниципальных образований и иными нормативными актами РФ, субъекта РФ и муниципальных образований.
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с ФЗ и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, которое выплачивается за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления избирательных комиссий муниципального образования, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
Муниципальный служащий имеет право на:
- ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
- обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска; при этом ежегодный основной оплачиваемый отпуск муниципального служащего составляет 30 календарных дней, а муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей муниципальной службы, – большей продолжительности, если это установлено законами субъектов РФ;
- получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
- повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;
- защиту своих персональных данных;
- ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело;
- объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
- рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
- пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.
Муниципальный служащий (за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту) вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».