Мцко промежуточная аттестация семейников и самообразованцев
Содержание
- Права экстернов
- Может ли ребёнок на семейном образовании пользоваться библиотечным фондом и посещать мероприятия в общеобразовательной школе?
- Можно ли подать заявление о переходе на семейное образование дистанционно?
- Какие справки нужно предоставлять при смене школы?
- Обязательно ли сдавать проверочные работы МЦКО?
- Распространяются ли на «семейников» льготы для школьников на проезд в поезде и общественном транспорте?
- В каких случаях можно вернуться на очную форму обучения?
- Аттестации
- Что делать, если школа попросила не ставить дату в заявлении на аттестацию и ОГЭ?
- Что делать, если школа прикрепления не предоставляет учебный план, график и темы аттестаций?
- Должна ли школа принимать аттестационные листы «Фоксфорда»?
- Что делать, если не сдал промежуточную аттестацию?
- Обязательно ли сдавать устный русский перед ОГЭ, если живёшь далеко от школы прикрепления?
- Финансы
- Может ли лицо повторно учиться на бюджете?
- Каков порядок возмещения средств?
- Нужно ли возмещать средства, если студент выбыл до начала семестрового контроля?
- Как производится расчет суммы возмещения?
- Пример расчета стоимости возмещения
Права экстернов
Может ли ребёнок на семейном образовании пользоваться библиотечным фондом и посещать мероприятия в общеобразовательной школе?
В соответствии со статьёй 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, являются экстернами.
Экстерны обладают всеми академическими правами обучающихся, но только на период, когда находятся в контингенте школы.
Согласно статьи 34 Закона, наравне с другими школьниками экстерны имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе Всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных, спортивных и массовых мероприятиях.
В соответствии с пояснениями, указанными в Письме Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме», для обучающихся в форме семейного образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Хоумскулер имеет право осваивать дополнительные образовательные программы в той образовательной организации, где проходит аттестацию.
Более подробно права экстернов рассмотрены на вебинаре о семейном образовании.
Можно ли подать заявление о переходе на семейное образование дистанционно?
Мы подробно рассматривали нюансы уведомления органов местного самоуправления. Напомним, что родители обязаны информировать власти об уходе из школы.
Иногда на сайтах региональных департаментов (управлений) образования есть формы обратной связи, email или специальные разделы для дистанционного обращения граждан. Это удобно: не нужно приезжать лично или отправлять документы почтой. Электронные обращения, как правило, приравниваются к обычным письменным и рассматриваются в те же сроки.
Но такая возможность есть не всегда. Тем, кто живёт за границей, рекомендуем направлять заявление (примерная форма) по почте в орган управления образования по месту регистрации ребёнка.
Заявление о переходе на семейное образование может подать любой законный представитель обучающегося, даже если мама или папа не являются гражданами России.
Какие справки нужно предоставлять при смене школы?
Ситуацию можно рассматривать с двух сторон. Новая школа, где ребёнок только будет сдавать аттестации, может требовать документы, подтверждающие освоение ребёнком программы в предыдущей школе. В этом случае родители должны позаботиться о предоставлении соответствующей справки из предыдущей школы.
Школа, откуда уходит ребёнок, в свою очередь, вправе требовать документы, подтверждающие факт зачисления обучающегося в другую образовательную организацию. Но обязанность уведомить старую школу лежит не на родителях, а на принимающей организация (пункт 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. № 177).
Обязательно ли сдавать проверочные работы МЦКО?
«Фоксфорд» не участвует в диагностиках Московского центра качества образования (МЦКО). Но мы сотрудничаем с аккредитованными московскими школами, для которых участие в диагностиках обязательно.
Цель МЦКО — не контроль знаний детей, а «мониторинг работы управленческой команды школы». Если вы находитесь на заочной форме обучения и ваша школа попала под диагностику МЦКО, необходимо в ней участвовать. В апреле 2019 года работы МЦКО будут писать семиклассники с регистрацией в Москве (вне зависимости от места фактического проживания). Школьники с регистрацией в регионах или постоянно проживающие за рубежом на работах МЦКО могут не присутствовать.
Распространяются ли на «семейников» льготы для школьников на проезд в поезде и общественном транспорте?
Этот вопрос регулируется законодательством регионов и внутренними тарифами транспортных организаций. К сожалению, в большинстве случаев льготы предоставляются только тем лицам, которые получают образование в очной форме (см. сайт РЖД, сайт Московского метрополитена).
В каких случаях можно вернуться на очную форму обучения?
Принудительное возвращение на очную форму обучения возможно только в случае, если ребёнок без уважительной причины не сдал промежуточную или итоговую аттестацию.
Родители вправе в любое время принять решение о том, что ребёнку будет лучше продолжить обучение в обычной школе.
Аттестации
Что делать, если школа попросила не ставить дату в заявлении на аттестацию и ОГЭ?
В соответствии со статьёй 53 Закона для возникновения образовательных отношений между экстерном и школой необходимы два документа:
- заявление родителя (законного представителя) о прохождении аттестации,
- приказ школы о приёме ребёнка для прохождения аттестации.
Заявление родителя является одним из триггеров для зачисления обучающегося в образовательную организацию — в этом документе обязательно должна быть указана дата.
Однако если после подачи заявления издан приказ, то «открытая» дата не имеет никаких рисков: ребёнок становится экстерном с момента издания приказа.
Если приказа до сих пор нет, то школа может использовать «открытую» дату заявления для затягивания процесса зачисления.
- До момента зачисления ребёнка в качестве экстерна родитель не имеет права требовать от школы предоставления информации о сроках и формах проведения аттестации.
- К планируемой дате аттестации ребёнок может быть так и не зачислен в образовательную организацию и, соответственно, не иметь возможности сдавать экзамены.
Чтобы исключить подобные проблемы, советуем обратиться в школу с требованием предоставить копию приказа о зачислении. В случае отсутствия приказа рекомендуем повторно подать в школу заявление о зачислении, заполнив графу с датой.
Что делать, если школа прикрепления не предоставляет учебный план, график и темы аттестаций?
Для подтверждения факта зачисления ребёнка в качестве экстерна школа должна предоставить копию соответствующего приказа.
Перечень и сроки предоставления остальных документов, регулирующих порядок проведения аттестации, определяются в локальных нормативных актах школы. Для начала нужно ознакомиться с ними, они должны быть доступны на официальном сайте школы.
Если вопросы предоставления документов в локальных актах не определены, необходимо обратиться в школу с письменным запросом предоставить информацию о порядке, сроках и форме проведения аттестации. При этом можно сослаться на часть 3 статьи 44 Закона: родитель (законный представитель) обучающегося имеет право знакомиться с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности.
При отказе предоставить такую информацию можно написать жалобу на имя директора школы.
Должна ли школа принимать аттестационные листы «Фоксфорда»?
Традиционно в Экстернате и Домашней школе «Фоксфорда» проводятся триместровые аттестации для 5–9 классов и полугодовые для 10–11 контрольные работы.
Результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы «Фоксфорда» фиксируются в так называемых аттестационных листах.
Эти сведения могут быть предоставлены школе, к которой прикреплён ребёнок. Однако не все образовательные организации засчитывают наши оценки при проведении аттестаций по основной общеобразовательной программе.
Если школа согласна перезачесть результаты обучающегося, но её аттестационный график не совпадает с расписанием контрольных работ «Фоксфорда», мы можем сформировать аттестационные листы по оценкам за домашние задания. Для этого учеником должны быть выполнены все домашние задания за указанный период.
Что делать, если не сдал промежуточную аттестацию?
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин считаются академической задолженностью (статья 58 Закона).
Родители обучающегося, находящегося на семейной форме, должны создать условия для ликвидации академической задолженности. Можно позаниматься с ребёнком самостоятельно, нанять репетитора, записаться на экспресс-курс по соответствующему предмету.
Ребёнку предоставляются две попытки для ликвидации академической задолженности.
Если ликвидировать академическую задолженность не получится, ребёнку придётся продолжить обучение в очной форме.
Обязательно ли сдавать устный русский перед ОГЭ, если живёшь далеко от школы прикрепления?
Необходимость прохождения итогового собеседования по русскому языку предусмотрена Приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
В соответствии с этим документом необходимым условием доступа экстерна к сдаче ОГЭ является получение зачёта за итоговое собеседование по русскому языку (см. пункт 11). Освободиться от итогового собеседования не получится.
Но при наличии уважительных причин (болезнь, иные обстоятельства, подтверждённые документально) время сдачи итогового собеседования может быть перенесено. В этом случае итоговое собеседование проводится во вторую рабочую среду марта или первый рабочий понедельник мая.
Финансы
Как получить государственную компенсацию за семейное образование (самообразование)?
До 2012 года компенсация за семейное образование была зафиксирована на федеральном уровне. В действующей редакции Закона возможность выплаты компенсации не исключена, но платить или нет решают субъекты Российской Федерации. Величина компенсации зависит от местного законодательства. В среднем она составляет от 80 до 150 тысяч рублей в год.
Положения о семейном образовании и компенсации за него на сегодняшний день действуют:
- в Пермском крае (Постановление Правительства Пермского края от 17.09.2013 года);
- в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 25.06.2014 года).
Важный момент: ребёнок должен быть прикреплён к школе в том регионе, где предусмотрена компенсация. Например, если вы живёте в Перми, но аттестации сдаёте в Санкт-Петербурге, то на выплаты рассчитывать не стоит.
Сложная ситуация в Москве. Формально действует закон №25 от 20 июня 2001 года. Но по факту выплаты семейникам не осуществляются. Родители отстаивают свои права через суд, но выигранных дел мало.
Можно ли оплачивать Домашнюю школу «Фоксфорда» сертификатом о дополнительном образовании?
Сертификат — это именной документ, который предоставляет ребёнку возможность обучения на дополнительных образовательных программах за счёт бюджетных средств (Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 июля 2018 г. №09-953 «О направлении информации»).
Сертификаты вводятся в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации. Регионы самостоятельно определяют особенности получения сертификатов, а также размер денежных средств по ним.
В настоящее время мы работаем над тем, чтобы услуги «Фоксфорда» можно было оплачивать с помощью таких сертификатов. О результатах обязательно сообщим.
Могут ли родители вместе с ребёнком присутствовать на консультациях и экзаменах?
В соответствии со статьёй 44 Закона родители несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.
При этом вопросы посещения школы родителями относятся к внутришкольному контролю и регулируются локальными актами образовательной организации. Родителю необходимо согласовывать посещение консультаций и присутствие на промежуточной аттестации с администрацией школы. Можно написать заявление с соответствующей просьбой на имя директора школы.
Что касается итоговых аттестаций, то законодательством ограничен перечень лиц, которые могут находиться при проведении ОГЭ и ЕГЭ. Присутствие родителей во время такого экзамена не допускается.
Специальные правила предусмотрены лишь для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы обеспечить условия для прохождения ими итоговой аттестации, в месте проведения экзамена присутствуют ассистенты (ими могут быть и мама с папой). Они оказывают ребятам необходимую техническую помощь с учётом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогают занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные бланки для записи ответов (пункт 44 Приказа «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»).
Может ли лицо повторно учиться на бюджете? Каков порядок возмещения средств? Нужно ли возмещать средства, если студент выбыл до начала семестрового контроля? Как производится расчет суммы возмещения?
Может ли лицо повторно учиться на бюджете?
Согласно статье 4 закона «О высшем образовании» граждане Украины имеют право бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных учреждениях высшего образования на конкурсной основе, если определенную степень высшего образования (бакалавра или магистра) получают впервые.
Граждане, которые по состоянию здоровья потеряли возможность выполнять служебные или должностные обязанности по полученной ранее квалификации, имеют право бесплатно получать высшее образование по второй специальности, а такая потеря трудоспособности должна быть подтверждена заключением медико-социальной экспертной комиссии.
Повторно бесплатно получать высшее образование по той же степени образования имеют право также граждане Украины, которые не завершили обучение. Для этого они должны возместить средства, уже потраченные на оплату услуг по их подготовке.
Каков порядок возмещения средств?
Порядок возмещения средств урегулирован Постановлением КМУ №658 «Об утверждении Порядка возмещения средств государственного или местного бюджета, затраченных на оплату услуг по подготовке специалистов» от 26 августа 2015 года.
Этот порядок не распространяется на следующих лиц:
- студентов и курсантов высших учебных заведений со специфическими условиями обучения (например, тех УВО, которые обучают полицейских) и военных учебных подразделений УВО (п.1 Порядка);
- студентов, которые написали заявление об отчислении в начале учебного года и не приступили к учебным занятиям, независимо от даты утверждения учреждением высшего образования приказа об отчислении (согласно разъяснению Департамента экономики и финансирования МОН от 10 сентября 2019 года «О возмещении средств государственного или местного бюджета, затраченных на оплату услуг по подготовке специалистов»).
Возмещение стоимости предварительного обучения на бюджете происходит уже после повторного зачисления на обучение в новом учреждении высшего образования. Согласно порядку возмещения бюджетных средств, в приказе о зачислении лица на повторное обучение на бюджете устанавливается срок возмещения средств, не превышающий 10 рабочих дней со дня начала учебного года.
После зачисления, студент должен обратиться в соответствующий отдел нового учреждения высшего образования (например, планово-финансовый), который не позднее трех дней после обращения должен выдать расчетный документ, в котором указывается сумма возмещения, а также номер счета на который нужно уплатить средства. Для такого расчета потребуется академическая справка (о количестве кредитов и изученных академических дисциплинах) с предыдущего места учебы, которая выдается студенту сразу после отчисления с предыдущего места учебы.
Если материальное положение студента не позволяет оплатить всю сумму возмещения сразу, то он может обратиться к руководителю учреждения высшего образования с мотивированным заявлением о реструктуризации возмещения средств. В таком случае придется заплатить не менее 50 процентов общего размера средств сразу, а остальные — частями до конца текущего учебного года.
Документ, подтверждающий оплату (например, квитанцию) необходимо подать не позднее 10 рабочих дней со дня осуществления платежа. Лицо, которое не подало указанный документ в установленный срок, подлежит немедленному отчислению.
Нужно ли возмещать средства, если студент выбыл до начала семестрового контроля?
С 31 января 2017 года вступило в силу положение Порядка относительно обязательности возмещения средств даже в том случае, если студент выбыл из учреждения высшего образования до начала семестрового контроля (то есть, до начала зачетной сессии). В таком случае он должен возместить в полном объеме стоимость 30 кредитов за тот семестр, посреди которого его отчислили, независимо от фактической продолжительности обучения. Это положение не применяется к лицам, которые были отчислены до 31 января 2017 года.
Как производится расчет суммы возмещения?
Согласно данной формуле, сумма, подлежащая возмещению (S) рассчитывается на основе средней годовой стоимости обучения за счет общего фонда государственного или местного бюджета одного студента (Vі), количества кредитов за экзамены и зачеты, которые были сданы студентом (К), а также количества кредитов за экзамены и зачеты, которые засчитаны заведением высшего образования по новому месту учебы (Kз).
Информацию о средней стоимости обучения одного студента можно найти в отчете о выполнении паспорта бюджетной программы (в соответствии с п.5 Порядка). Например, согласно Отчету о выполнении паспорта бюджетной программы по состоянию на 1 января 2018 года (наименование бюджетной программы «Подготовка кадров высшими учебными заведениями III и IV уровней аккредитации и обеспечение деятельности их баз практики») средние затраты на обучение 1-го студента в 2017 г. составляли 32,8 тыс. грн., согласно Отчету о выполнении паспорта бюджетной программы по состоянию на 1 января 2019 года (наименование бюджетной программы «Подготовка кадров высшими учебными заведениями III и IV уровней аккредитации и обеспечение деятельности их баз практики») средние затраты на обучение 1-го студента в 2018 году составляли 39,9 тыс.
Также стоит отметить, что чем больше учебных дисциплин, сданных по предыдущему месту учебы будет засчитано при повторном поступлении, тем меньше будет стоимость возмещения. Это возможно при повторном поступлении на ту же специальность, или специальность с максимально приближенным учебным планом.
Самостоятельно рассчитать стоимость возмещения достаточно сложно, поэтому в приемной комиссии учреждения высшего образования стоит уточнить, какой именно отдел университета проводит расчеты и предварительно проконсультироваться по размеру возмещения. В учебном заведении также можно ознакомиться с учебным планом для сравнения учебных дисциплин.
Пример расчета стоимости возмещения
Если средняя стоимость обучения одного студента в 2017 году составила 32,8 тыс. грн., а в 2018 году — 39,9 тыс. грн., студент сдал зачеты и экзамены за первый семестр 2017/18 учебного года (30 кредитов, из которых 20 кредитов засчитаны по новому месту учебы) и был отчислен до начала семестрового контроля во втором семестре, то формула для определения размера возмещения за 2017/18 учебный год будет выглядеть так:
Ответы на вопросы
Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО в связи с многочисленными обращениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, направляет для использования в работе наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них, касающиеся законодательного и нормативного правового обеспечения среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО |
Т. Рябко |
Приложение
к письму Министерства образования и науки РФ
от 4 июня 2015 г. № 06-656
Используемые сокращения:
— Федеральный закон № 273-ФЗ — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Порядок № 464 — Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (зарегистрирован в Минюсте России 30 июля 2013 г., рег. № 29200)*(1), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 22.01.2014 № 31 (зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2014 г., рег. № 31539)*(2) и от 15.12.2014 № 1580 (зарегистрирован в Минюсте России 15 января 2015 г., рег. № 35545)*(3);
— Порядок приема — Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36;
— СПО — среднее профессиональное образование;
— ОП — образовательные программы.
Вопрос 1. Возможно ли осуществить прием поступающего, имеющего среднее общее образование, на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования за счет средств бюджета? Не возникнет ли в данном случае ситуации получения среднего общего образования во второй раз?
Ответ. Согласно статье 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих.
Согласно части 2 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению ОП СПО допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ.
Прием обучающихся осуществляется на обучение по соответствующей ОП СПО, отдельно программа среднего общего образования в данном случае не реализуется (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ), поэтому нельзя говорить, что лицо получает образование соответствующего уровня повторно и есть основание для отказа в приеме на обучение в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ.
Таким образом, законодательство об образовании не содержит ограничений по приему на обучение по ОП СПО на базе основного общего образования для лиц, имеющих среднее общее образование. Данные лица поступают на общих основаниях, и, в случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет соответствующих бюджетов, прием на обучение осуществляется на основе результатов освоения поступающим именно ОП основного общего образования, указанных в аттестате об основном общем образовании.
Впоследствии студенту в соответствии с пунктами 3 и 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ могут быть зачтены результаты освоения учебных предметов, обеспечивающих получение среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО, на основании его аттестата о среднем общем образовании, а также установлен индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение ОП СПО на основе индивидуализации содержания исходя из полученного обучающимся среднего общего образования.
Вопрос 2. Возможно ли принять выпускника 11-го класса общеобразовательной организации, получившего аттестат о среднем общем образовании, на второй курс колледжа на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена, прием на которую осуществлялся на базе основного общего образования?
Ответ. Согласно статье 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих. Прием проводится для освоения всей ОП в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе в части требований к сроку освоения ОП.
Прием на обучение по ОП СПО осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ и Порядком приема. В соответствии с пунктом 20 Порядка приема предусматривается прием документов на поступление только на первый курс, прием на второй и последующие курсы законодательством об образовании не предусмотрен.
Таким образом, законодательство об образовании не предусматривает возможность осуществления приема на второй и последующие курсы для обучения по ОП СПО. Прием осуществляется на первый курс, однако впоследствии обучающемуся в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ может быть установлен индивидуальный учебный план, предусматривающий ускоренное обучение, в пределах осваиваемой ОП СПО в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
Вопрос 3. Применяются ли льготы при приеме на обучение по ОП СПО на основе результатов освоения поступающими программы основного общего или среднего общего образования?
Ответ. В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами СПО, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований является общедоступным, за исключением приема на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и(или) психологических качеств (ч. 4 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ).
В случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании (ч. 4 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ).
Каких-либо специальных льгот при приеме на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования Федеральный закон № 273-ФЗ и Правила приема не предусматривают, следовательно, все категории обучающихся принимаются на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в общем порядке.
Вопрос 4. Возможен ли прием на обучение за счет бюджета по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) поступающего, который уже имеет среднее профессиональное образование, но полученное ранее за плату?
Ответ. Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность СПО в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Законодательство не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно в обязательном порядке быть получено за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).
Следует отметить, что аналогичная норма, имевшаяся в ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании», была предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации. В своем определении от 05.10.2001 № 187-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что норма о том, что бесплатно образование соответствующего уровня (в данном определении речь шла о высшем образовании) может быть получено только впервые, независимо от того, на какой основе (платно или бесплатно) было получено образование данного уровня в первый раз, не может рассматриваться как ограничение конституционных прав граждан на образование.
Таким образом, профессиональная образовательная организация не вправе принять на бесплатное обучение за счет средств соответствующего бюджета лицо, уже имеющее СПО, вне зависимости от того, получено ли оно за плату или бесплатно.
Вопрос 5. На специальность среднего профессионального образования подано больше заявлений, чем профессиональной образовательной организации установлено контрольных цифр приема. Возможно ли осуществлять прием сверх контрольных цифр приема на основании договора оказания платных образовательных услуг?
Ответ. Согласно части 1 статьи 100 Федерального закона № 273-ФЗ число обучающихся по ОП СПО за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по соответствующим профессиям, специальностям, которые распределяются по результатам публичного конкурса.
Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона N°273-ФЗ в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по ОП СПО учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании. Лица, результаты получения общего образования которых оказались хуже, чем у других абитуриентов, и которые оказались за пределами установленных контрольных цифр приема, могут либо выбирать иные образовательные организации, профессии или специальности, либо поступить на обучение за счет средств физических и(или) юридических лиц по договору оказания платных образовательных услуг, если такие платные образовательные услуги оказывает соответствующая образовательная организация.
Право образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, осуществлять за счет средств физических и(или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях прямо предусматривается частью 3 статьи 101 Федерального закона № 273-ФЗ.
Таким образом, образовательные организации вправе осуществлять прием на обучение по ОП СПО сверх установленных контрольных цифр приема на основании договора оказания платных образовательных услуг.
Вопрос 6. Возможно ли осуществлять прием на программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования по заочной форме?
Ответ. В соответствии с частями 2 и 5 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Независимо от формы получения образования и формы обучения получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ)..
Вопрос 7. В профессиональной образовательной организации сформирована группа студентов по ОП СПО в количестве 25 человек в соответствии с контрольными цифрами приема, однако поступающих было больше. Возможно ли добавить в эту группу 5-6 человек, желающих обучаться платно?
Ответ. В соответствии с пунктом 29 Порядка № 464 численность обучающихся в учебной группе составляет не более 25 человек.
Таким образом, формирование группы численностью более 25 человек противоречит законодательству об образовании.
Вопрос 8. Можно ли зачислить в порядке перевода на первый курс профессиональной образовательной организации для обучения по программе подготовки специалистов среднего звена студента первого курса вуза по программе бакалавриата?
Ответ. В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся имеют право на перевод для получения образования по другой профессии, специальности и(или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ среднее профессиональное образование и высшее образование — бакалавриат являются разными уровнями профессионального образования.
Законодательство об образовании не предусматривает перевода студентов с ОП одного уровня на ОП другого уровня образования. Таким образом, перевод студента первого курса образовательной организации высшего образования по программе бакалавриата на первый курс профессиональной образовательной организации по ОП СПО невозможен. Поступление для обучения по ОП СПО лиц, ранее обучавшихся по программам высшего образования, но не завершивших обучение, осуществляется в общем порядке, с учетом результатов освоения образовательной программы среднего общего образования, если численность поступающих превышает количество контрольных цифр приема за счет средств бюджетных ассигнований.
Вопрос 9. Каким образом осуществляется прием на обучение по ОП СПО на основе вступительных испытаний? Означает ли проведение вступительных испытаний прием на конкурсной основе по результатам прохождения указанных испытаний?
Ответ. Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ при приеме на обучение по ОП СПО по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и(или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания. Перечень специальностей СПО, по которым могут проводиться вступительные испытания при приеме на обучение, установлен пунктом 29 Порядка приема.
Вступительные испытания проводятся в письменной и(или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема — локальным нормативным актом профессиональной образовательной организации. Вступительное испытание, проводимое в устной форме, оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и комментарии экзаменаторов.
Законодательство об образовании не предусматривает оценивание результатов вступительных испытаний в баллах или в иной дифференцированной форме. Результатом проведения вступительных испытаний может быть только их прохождение либо непрохождение.
При этом, если численность поступающих, прошедших вступительные испытания, превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета,, образовательная организация учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.
Вопрос 10. Учитываются ли при переходе с платного обучения на бесплатное обучение бюджетные места, которые заняты студентами, находящимися в академическом отпуске?
Ответ. Согласно пункту 3 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.06.2013 № 443*(4), количество вакантных бюджетных мест определяется образовательной организацией как разница между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на. первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся в образовательной организации по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе не менее двух раз в год (по окончании семестра).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся имеют право на академический отпуск в соответствии с Порядком и основаниями предоставления академического отпуска обучающимся, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.06.2013 № 455*(5) (далее — Порядок № 455). Согласно пункту 6 Порядка № 455 обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.
Однако в период нахождения в академическом отпуске лицо не утрачивает своего статуса обучающегося. В соответствии с абзацем 14 подраздела 2.1.2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № СПО-1, утвержденных приказом Росстата от 21.08.2014 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций»*(6), студенты, находящиеся в академическом отпуске, учитываются по тому курсу, на котором они числятся приказом по образовательной организации.
Следовательно, находясь в академическом отпуске, гражданин является обучающимся и за ним сохраняется то бюджетное место, которое было за ним закреплено при поступлении и(или) дальнейшем обучении в образовательной организации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Порядка № 455 академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Иными словами, обучающийся может в любой момент до окончания периода предоставления академического отпуска его прервать и продолжить освоение образовательной программы.
Таким образом, исходя из вышеизложенного бюджетное место, закрепленное за обучающимся, находящимся в академическом отпуске, не является вакантным и не может учитываться в целях реализации права лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, на переход с платного обучения на бесплатное.
Вопрос 11. Является ли отчисление из профессиональной образовательной организации за академическую неуспеваемость видом дисциплинарного взыскания? Нужно ли применять порядок, предусмотренный для дисциплинарных взысканий?
Ответ. Академическая задолженность возникает при неудовлетворительных результатах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или при непрохождении промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (ч. 2 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 273-ФЗ и локальными нормативными актами образовательной организации.
Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана (ч. 11 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).
Невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана рассматривается согласно пункту 2 части 2 статьи 61 Федерального закона № 273-ФЗ как самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, наряду с применением к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания. Последнее основание применяется согласно части 4 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
Таким образом, наличие неликвидированной академической задолженности обучающимися по основным профессиональным образовательным программам в установленные сроки образует самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое именуется как невыполнение обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. Отчисление по такому основанию, не требует соблюдения процедуры применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания, предусмотренной статьей 43 Федерального закона № 273-ФЗ и Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185.
Вопрос 12. Каким образом производится отчисление несовершеннолетних студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования, следует ли привлекать комиссию по делам несовершеннолетних?
Ответ. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 61 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
2) в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана;
3) в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.
За неоднократное неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся, согласно частям 4 и 8 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ, может быть применена такая мера дисциплинарного взыскания, как отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Если обучающийся является несовершеннолетним, то его отчисление применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо при отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования. Таким образом, при отчислении студента, получавшего среднее профессиональное образование, согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не требуется (студент по ОП СПО в любом случае уже имеет основное общее образование).
Образовательная организация незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
Невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана как основание для прекращения образовательных отношений с обучающимся предусмотрено частью 11 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ. Согласно данной норме обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
При этом следует подчеркнуть, что несмотря на тот факт, что студент получал СПО с одновременным получением среднего общего образования, он является обучающимся только по основной профессиональной образовательной программе, поскольку среднее общее образование он получал в пределах соответствующей ОП СПО и не может рассматриваться как обучающийся по ОП среднего общего образования.
Исключение из общих правил составляет отчисление из образовательной организации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не получили общего образования, в том числе не имеющих среднего общего образования. Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»*(7) такое отчисление возможно только с согласия органов опеки и попечительства.
*(1) См. Официальные документы в образовании. — 2013. — № 25. — С. 73-85.
*(2) См. Официальные документы в образовании. — 2014. — № 12. — С. 74.
*(3) См. Официальные документы в образовании. — 2015. — № 14. — С. 53.
*(4) См. Официальные документы в образовании, — 2013. — № 23. — С. 48-52.
*(5) См. Официальные документы в образовании. — 2013. — № 22. — С. 55-57.
*(6) См. Официальные документы в образовании. — 2014. — № 18. — С. 25-26.
*(7) См. Официальные документы в образовании. — 2013. — № 31, 32.