МУП и 223 ФЗ
Содержание
- Расширен перечень ситуаций, когда Закон № 223‑ФЗ не применяется.
- О типовом положении о закупке.
- Введено понятие конкурентной закупки.
- Описание объекта закупки.
- О закупках в электронной форме.
- Об отчетности по Закону № 223‑ФЗ.
- Иные изменения.
- Подведем итог.
- Пять изменений в положении, которые надо внести всем до начала 2019 года
- В чем специфика положений унитарных предприятий
- Другие закупки у едпоставщика – все варианты, доступные ГУП и МУП
- Что делать, если оснований закупок у едпоставщика недостаточно
- ГУП и МУП в 2018 года
- Переход автономных учреждений на 44-ФЗ
- Реорганизация унитарного предприятия: инструкция
- Преобразование унитарного предприятия
- Ст. 3 Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.
- 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
- При описании предмета закупки нельзя предъявлять требования, которые ограничат количество участников.
- Характеристики делят на четыре типа:
- Функциональные
- Технические
- Качественные
- Эксплуатационные
- Технические характеристики
- Качественные характеристики
- Эксплуатационные характеристики
- Для удобства информацию о характеристиках продукции можно брать из каталога товаров, работ и услуг по Закону № 44-ФЗ.
- Техническое задание
- НО! Графические изображения не должны вводить участников в заблуждение, приводить к разночтению в документации
- Можно ли прописать требование к возрасту техники?
- Количество
- Срок поставки
- Место поставки
- Что нельзя указывать в техзадании?
- п.2 ч.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
- Отличия понятий «товарный знак» и «торговая марка»
- Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком.
- Четыре исключения, когда слова «или эквивалент» писать не нужно
- Можно ли включить в описание объекта закупки товарный знак при закупке картриджей?
- Как применять ГОСТы
- Технические регламенты.
- Технический регламент принимают:
- Документы национальной системы стандартизации. К документам национальной системы стандартизации относят:
- национальный стандарт;
- основополагающий национальный стандарт;
- предварительный национальный стандарт;
- правила стандартизации;
- рекомендации по стандартизации;
- информационно-технические справочники.
- Информационно-технический справочник
- Заказчик не уточнил характеристики из стандарта
- Не забывайте проверять, действует ли ГОСТ!
- Выдержка из ГОСТ 12.4.280-2014:
- Что делать, если в документации заказчик указал недействующий ГОСТ?
- Как описать продукцию, которая подпадает под 2 ГОСТа?
- Вправе ли заказчик указать в техзадании цвет товара?
- Как описать объект закупки, когда нет ГОСТов, технических регламентов, технических условий?
- Можно ли при описании объекта закупки взять характеристики товара с сайта производителя?
- Чтобы не ограничить конкуренцию, объект закупки описывают, например, так:
31.12.2017 Президент РФ подписал несколько федеральных законов, которые изменяют правила закупок, причем как в рамках контрактной системы, так и для отдельных видов юридических лиц. Поскольку автономные учреждения руководствуются Законом № 223‑ФЗ, сегодня рассмотрим, какие изменения были внесены именно в него, и узнаем, что же нового будет в закупках в 2018 году.
Федеральным законом от 31.12.2017 № 505‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 505-ФЗ) скорректировано несколько нормативных актов, в том числе Закон № 223‑ФЗ. Изменений и нововведений не мало, но обо всем по порядку.
Расширен перечень ситуаций, когда Закон № 223‑ФЗ не применяется.
В части 4 ст. 1 Закона № 223‑ФЗ сказано, что он не регулирует отношения, связанные с куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, закупкой в области военно-технического сотрудничества; отбора аудиторской организации и т. д.
С 01.01.2018 Закон № 223‑ФЗ не регулирует отношения, связанные:
– с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;
– с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами РФ;
– с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с НК РФ и перечень которых определен правовыми актами, предусмотренными ч. 1 ст. 2 Закона № 223‑ФЗ и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями НК РФ;
– с закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на его территории.
О типовом положении о закупке.
Согласно новой ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223‑ФЗ федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения, предоставлено право утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные или автономные учреждения, для которых применение такого положения будет обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Аналогичное право предоставлено органам исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в отношении автономных учреждений субъекта РФ или муниципального автономного учреждения.
Типовое положение о закупке должно:
1) содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими автономными учреждениями положения о закупке следующие сведения:
– порядок подготовки и (или) осуществления закупки;
– способы закупок и условия их применения;
– срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с Законом № 223‑ФЗ;
2) предусматривать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, определяемые Правительством РФ.
Типовое положение размещается в ЕИС в течение 15 дней с даты его утверждения. В этот же срок размещаются изменения в документе. В последнем случае указывается срок, в течение которого автономные учреждения должны скорректировать свои положения о закупке или утвердить новые. Такой срок не может составлять менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений в типовом положении.
Введено понятие конкурентной закупки.
С 01.07.2018 в Законе № 223‑ФЗ вступят в силу положения о конкурентных закупках. Согласно новой редакции ч. 2 ст. 3 заказчики в положении о закупке должны предусматривать конкурентные и неконкурентные закупки и определить порядок их проведения.
Законом № 505‑ФЗ введено определение конкурентной закупки. В частности, таковой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
- Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
– путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
– посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 Закона № 223‑ФЗ, не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки.
- Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие или окончательных предложениях участников такой закупки.
- Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ.
Конкурентные закупки можно проводить в следующих формах (см. схему).
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным выше. Способы таких закупок, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Новой ст. 3.2 Закона № 223‑ФЗ определен общий порядок проведения конкурентных закупок. Коротко рассмотрим изменения в системе закупок.
Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее – поставщика) с 01.07.2018 автономному учреждению нужно:
– создать комиссию по осуществлению конкурентной закупки;
– разработать, утвердить документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме) и разместить ее в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки.
Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки или документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик размещает разъяснение в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил данный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Заказчик вправе установить требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках при осуществлении закупок с начальной (максимальной) ценой договора более 5 млн руб. В извещении и документации о закупке должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки из числа предусмотренных заказчиком в извещении и документации о закупке осуществляется участником закупки.
Все протоколы, составляемые учреждением в ходе закупки, должны храниться не менее трех лет (ч. 12 ст. 3.2 Закона № 223‑ФЗ).
Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола.
Отметим, что в ст. 3.2 Закона № 223‑ФЗ:
1) даны определения всем видам конкурентных закупок – конкурсу, аукциону, запросу котировок и запросу предложений. Например, под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка, окончательное предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, а под запросом котировок – форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка которого содержит наиболее низкую цену договора (ч. 16 – 23);
2) установлены сроки размещения извещения о проведении закупки тем или иным способом. Например, в случае конкурса или аукциона документация размещается в ЕИС не позднее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а при запросе котировок – не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие.
При проведении закупки (за исключением закупки у единственного поставщика и закупок, осуществляемых закрытыми способами) в ЕИС размещается информация о закупке, в том числе извещение, документация о закупке, изменения в извещение и документацию, разъяснения положений документации, протоколы. При этом в случае изменений условий договора сведения об этом должны быть размещены в ЕИС в течение 10 дней со дня внесения изменений.
Новыми ст. 3.5 и 3.6 Закона № 223‑ФЗ установлены требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом, и закупке у единственного поставщика. В последнем случае законодатели предоставили заказчику полную свободу в установлении случаев и порядка проведения, главное – закрепить это все в положении о закупке.
Описание объекта закупки.
Установлены правила государственных закупок, которые должны соблюдать заказчики при описании предмета закупки в документации о конкурентной закупке. В частности, согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ с 01.07.2018 заказчик должен:
в описании предмета закупки указывать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические, качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
в описание предмета закупки не включать требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что это влечет за собой необоснованное ограничение количества участников. Исключение – случаи, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
использовать слова «(или эквивалент)» при указании в описании предмета закупки на товарный знак.
Отметим, что слова «или эквивалент» можно не использовать в случае:
– несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
– закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
– закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
– закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров РФ.
О закупках в электронной форме.
Следующее, на что стоит обратить внимание, – это введение возможности осуществления конкурентных закупок в электронной форме. Для этого Законом № 505‑ФЗ введены несколько статей, регламентирующих процедуру функционирования электронной площадки для целей проведения закупки и особенности осуществления закупки в электронной форме.
Определено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях также должны осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. В любом случае такие закупки проводятся на электронных площадках.
Согласно ч. 3 ст. 3.3 Закона № 223‑ФЗ участник закупки должен получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором такой площадки.
Документооборот при электронных закупках осуществляется с помощью электронных документов, которые подписываются усиленной квалифицированной подписью.
Отдельно нужно сказать о закупках, участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства:
- Конкурентная закупка с их участием проводится на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44‑ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ. Кроме того, именно Правительство РФ утверждает перечень операторов таких электронных площадок.
- Субъекты малого и среднего предпринимательства для участия в закупках должны получить аккредитацию в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ.
- Порядок действий заказчика, участника, оператора электронной площадки при осуществлении закупки в электронной форме четко регламентирован. Определены:
– виды и порядок проведения закупок в электронной форме. Например, конкурс в электронной форме может включать до пяти этапов, одним из которых является сопоставление дополнительных ценовых предложений участников о снижении цены, расходов на эксплуатацию и т. д.;
– сроки размещения извещения о проведении закупки (например, при проведении конкурса в электронной форме извещение о закупке размещается в ЕИС не менее чем за семь дней до даты окончания приема заявок, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 30 млн руб. Если цена договора выше этой суммы, извещение должно быть размещено не менее чем за 15 дней);
– действия с обеспечением заявок, поступившим в денежных средствах;
– требования к заявкам участников;
– порядок взаимодействия заказчика и оператора электронной площадки.
Об отчетности по Закону № 223‑ФЗ.
Изменен перечень отчетов, подготавливаемых заказчиками. Согласно новой редакции ч. 19 ст. 4 Закона № 223‑ФЗ (вступает в силу с 01.07.2018) заказчик не позднее 10‑го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком:
по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров;
по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.
Ежегодный отчет о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства никуда не делся, и составлять его придется. Вместе с тем скорректированы положения о последствиях размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, а также невыполнения обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ. В этих случаях в силу новой редакции ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ заказчики с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года должны руководствоваться Законом № 44‑ФЗ в части:
- обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
- выбора способа определения поставщика;
- осуществления закупок у СМП и СОНО;
- применения требований к участникам закупок;
- оценки заявок, окончательных предложений участников закупок;
- создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;
- определения поставщика в соответствии с § 2 – 5 гл. 3 Закона № 44‑ФЗ;
- осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ.
Отметим, что автономные учреждения не проводят согласование с ФАС заключения контракта с единственным поставщиком по правилам Закона № 44‑ФЗ в случае признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса или запроса предложений несостоявшимся и не направляют в ФАС уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Иные изменения.
Закон № 505‑ФЗ скорректировал и иные положения Закона № 223‑ФЗ. В частности:
1) расширен перечень сведений, которые не подлежат размещению в ЕИС. Так, не нужно размещать сведения о закупках:
– услуг по привлечению во вклады денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
– связанных с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества;
2) введен ведомственный контроль. Согласно ст. 6.1 Закона № 223‑ФЗ с 31.12.2017 федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, муниципальные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении соответственно федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъекта РФ, муниципальных учреждений, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РРФ осуществляют ведомственный контроль за соблюдением требований Закона № 223‑ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов.
Подведем итог.
Как видим, Закон № 223‑ФЗ претерпел существенные изменения. Новшеством стала необходимость проведения конкурентных закупок в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Определены виды закупок, порядок их проведения, последствия несоблюдения правил государственных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, предусмотрена возможность разработки типового положения о закупке и определения автономных учреждений, для которых применение такого положения является обязательным. Отметим, что часть поправок уже вступила в силу и действует с 31.12.2017, а часть (например, касающаяся закупок в электронной форме) вступит в силу лишь с 01.07.2018.
Ольга ЛОБАНОВА Академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова
- Какие пять изменений в положение нужно внести до начала 2019 года
- В чем специфика положений о закупке унитарных предприятий
- Как и зачем разделять закупки у едпоставщика на подвиды – все варианты, доступные ГУП и МУП
- Что делать, если оснований закупок у едпоставщика недостаточно
Чтобы в следующем году работать по Закону № 223-ФЗ, ГУП и МУП должны до 31 декабря разместить в ЕИС обновленное положение о закупке. Не думайте, что сможете достать из ящика старое положение, исправить дату и утвердить. За это время изменились и Закон № 223-ФЗ, и требования к положению о закупке. Смотрите, что нужно исправить в документе, чтобы в 2019 году работать по Закону № 223-ФЗ было удобнее, чем раньше.
Пять изменений в положении, которые надо внести всем до начала 2019 года
В Законе № 223-ФЗ в 2018 году произошло принципиальное событие. Летом начали действовать изменения, которые внес Закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Ввели новые обязанности: теперь надо отдельно прописать конкурентные закупки, их способы расширили, сократили и ужесточили некоторые сроки. Все заказчики должны были привести свое положение в соответствие, но многие спешить не стали, и вот у них остался последний месяц. Для ГУП и МУП в середине года также произошел приятный сюрприз. Законодатели признали, что эксперимент с переводом на контрактную систему не удался, и позволили унитарным предприятиям быстренько вернуться обратно к Закону № 223-ФЗ. Поставили условие: до 1 октября утвердить положение с новыми правилами, кто не успел – остался на Законе № 44-ФЗ до конца года. Но и для опоздавших оставили последний шанс: утвердите новое положение до конца года с учетом всех новых требований и с 1 января сможете вновь проводить закупки по Закону № 223-ФЗ. И вот что вам нужно учесть. Сроки в самой процедуре закупки. Конкурентные закупки стали проходить быстрее. Участникам сократили минимальные сроки на подачу заявок на конкурсы и аукционы с 20 до 15 рабочих дней. А если проводят электронный конкурс или аукцион с НМЦ до 30 млн руб., достаточно предоставить поставщикам не менее 7 дней на подачу заявок. Внимательно сравните сроки, которые вы прописали в своем положении, со сроками в таблице. Если контролеры найдут в вашем положении противоречия по срокам – оштрафуют и должностное лицо, и саму организацию (пп. 4–6 ст. 7.32.3 КоАП). По новым правилам, если изменили документацию в конкурентной закупке, продлите срок подачи заявок так, чтобы с даты размещения изменений до окончания срока подачи осталось не менее половины этого срока. Разъяснения документации по запросу от потенциальных участников вы должны дать в течение 3 рабочих дней с момента получения такого запроса. Решение об отмене закупки вы должны разместить день в день и не позднее даты окончания подачи заявок. Все эти процедуры и сроки также должны быть в вашем положении о закупке.
← Схема 1. Какие минимальные сроки процедур нужно прописать в положении о закупке
- Сроки утверждения и размещения положения. Срок для вашего главного документа по закупкам остался тем же. Размещайте в ЕИС свое положение о закупке в течение 15 дней с момента, как утвердили его. Такой же срок отвели для размещения в ЕИС изменений в положении о закупке. Если приняли решение о присоединении к типовому положению о закупке, у вас также есть 15 дней, чтобы разместить решение в ЕИС.
- Порядок заключения договоров. В законе теперь есть конкретные сроки: при конкурентной закупке договор заключают в промежутке 10–20 дней после размещения итогового протокола (не раньше и не позже). Если участники подали жалобу, договор заключают в течение 5 дней после того, как ФАС вынесет решение по этой жалобе.
- Порядок отчетности в ЕИС. Немного изменили правила отчетности в ЕИС. Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у СМП, ежемесячно вносить больше не нужно. А вот какие сведения вы обязаны разместить не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным:
- о количестве и об общей стоимости договоров (в том числе об общей стоимости договоров, информацию о которых не вносят в реестр договоров и которая не подлежит размещению в ЕИС);
- количестве и стоимости договоров, которые заказчик размещает по результатам закупки у едпоставщика;
- количестве и стоимости договоров с едпоставщиком по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.
- Разделение закупок на конкурентные и неконкурентные. Теперь в положении они должны идти отдельными списками. К конкурентным способам относят конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок. Каждый из них делят еще на три вида: открытый, закрытый и электронный. Всего получается 12 конкурентных способов. Запрос котировок и запрос предложений ввели в ранг конкурентных закупок со всеми присущими им ограничениями, в том числе в части описания предмета закупки. На каждый способ надо прописать свой отдельный порядок размещения извещения, порядок подачи, рассмотрения и оценки заявок, порядок признания победителя, требования к заявкам. Но в целом описание конкурентных способов обычно проходит без проблем – многие заказчики копируют текст из типовых положений о закупке. А текст в типовые копировали из Закона № 44-ФЗ.
Прописать порядок неконкурентных процедур трудоемкий, но несложный процесс. А выгодно и обоснованно прописать все закупки у едпоставщика на практике гораздо сложнее. У едпоставщика хотят закупать почти все, но обоснований для этого способа можно найти не так уж и много. Поэтому далее в статье мы расскажем об этом подробнее.
В чем специфика положений унитарных предприятий
Изменения или создание нового положения о закупках для ГУП и МУП можно условно разделить на две части. Первая – универсальные изменения, где нужно учесть все новые правила, – не зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, эти изменения должны быть отражены в положении. Включение конкурентных закупок, условия, порядок из применения, корректировка сроков и требований к процедурной документации – об этом вы читали в первом разделе. Вторая категория – специальная, сюда вы включите только то, что относится к вашей специфике деятельности. Для начала возьмите устав и проанализируйте, как там прописали все виды деятельности организации. Это будет основой для того, чтобы вы смогли некоторые такие закупки проводить как неконкурентные. В уставе все будет прописано конкретно, а в целом основные виды деятельности унитарных предприятий смотрите на схеме.← Схема 1. Основные виды деятельности унитарных предприятий Пропишите, что вы называете закупкой у едпоставщика. По сути, такая закупка – это прямая передача заказа одному конкретному исполнителю, которого вы выбираете сами. Это неконкурентный способ закупки, при котором договор заключают с одним конкретным участником закупки на условиях, которые устраивают обе стороны. Выделите специфические предметы закупки, которые вам необходимы в деятельности именно в вашей организации. Такие закупки вы будете проводить у едпоставщика. Примеры всегда очень конкретны. Например, в положении это может выглядеть как в образце 1.← Образец 1. Закупки, связанные со спецификой деятельности унитарного предприятия, которые проводят у едпоставщика (примеры собраны из нескольких положений о закупке разных заказчиков из числа ГУП и МУП) Список таких оснований можно продолжать. Чтобы не вызвать подозрения в злоупотреблениях от контролеров, пропишите в положении условия и порядок, как и когда принимают решение о проведении закупки у единственного поставщика.← Пример. Как прописать обоснование
Другие закупки у едпоставщика – все варианты, доступные ГУП и МУП
Помимо закупок у едпоставщика, которые связаны со спецификой вашей деятельности, есть и общие основания, которые подходят всем. Как правило, у всех положений заказчиков, которые изучила автор, перечень оснований обширный и разделен на дополнительные категории. Посмотрите на схеме, какие «подвиды» закупок у единственного поставщика можно включить дополнительно. Это поможет удобно структурировать ваш перечень закупок, которые вы хотите закупать у едпоставщика, чтобы у вас самих не возникало вопросов, какую конкретную закупку у едпоставщика к какому разделу положения отнести.← Схема 2. Какие «подвиды» закупок у единственного поставщика можно включить дополнительно Почти каждую из перечисленных категорий можно дополнить своими условиями. Главное соблюдайте принцип «целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг» и учитывайте возможные потери при выборе иных способов закупки. Рассмотрим каждую категорию подробнее. Закупка у единственного участника конкурентной закупки. Здесь классический состав оснований. Например, в Положении вы можете оформить это как в образце 2.← Образец 2. Основания для закупки у едпоставщика – единственного участника конкурентной процедуры Закупка малого объема у едпоставщика. В зависимости от годового объема закупок в положении о закупке самостоятельно определите предельную цену договора, при которой будете закупать у едпоставщика. Например, все закупки до 100 или 500 тыс. руб. вне зависимости от предмета закупки. В основу такого ценника ставят соотношение «цена договора/трудозатраты на проведение этой закупки». Закупка у единственного поставщика в условиях чрезвычайной ситуации. Сюда относят срочные закупки, когда выбирать иные способы нецелесообразно или невозможно, потому что просто нет времени:
- возникли чрезвычайные обстоятельства (авария, иная чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы);
- возникли обстоятельства, которые могут непосредственно повлиять на надлежащее предоставление Заказчиком государственных услуг, предусмотренных соответствующими административными регламентами, уставную деятельность Заказчика, когда применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно;
- уполномоченный орган отменил результаты закупки, проведенной конкурентным способом (в ситуации, когда повторное проведение закупки конкурентным способом невозможно);
- расторгнут неисполненный договор, и необходимо завершить его исполнение, но невозможно провести конкурентную процедуру закупки с учетом требуемых сроков исполнения.
Это универсальные формулировки. Кроме того, в эту категорию можете включить и специфические основания, например: «Заключение договора на предоставление профессионального аварийно-спасательного формирования на выполнение работ по локализации и ликвидации аварийных розливов нефтепродуктов» – если такие ситуации уже случались в вашей деятельности. Закупка у единственного поставщика в случае отсутствия альтернативы. Отнесите к этой категории закупки поставщиков, у которых нет конкурентов на рынке, то есть монополистов. Монополия возникает по различным причинам: в силу законодательного регулирования или технических и технологических особенностей. В категорию безальтернативных закупок обычно включают закупки у «классических монополистов», например:
- поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
- оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иных услуг по регулируемым в соответствии с законодательством ценам (тарифам);
- закупки энергоснабжения или электрической энергии у гарантирующего поставщика.
А для остальных случаев в группу безальтернативных закупок включите закупки у технологически обоснованных монополистов. В бытовом понимании и тех и других можно назвать монополистами. Но в положении вы можете выделить их в отдельную категорию, как в образце 3.← Образец 3. Как прописать перечень закупок у монополистов
Что делать, если оснований закупок у едпоставщика недостаточно
Если вам мало или, наоборот, вы «загнали» в едпоставщика слишком много своих предполагаемых закупок, предлагаем довольно редкую хитрость – «полуконкурентные» закупки. Они не отвечают критериям конкурентной закупки, но конкуренция там в той или иной степени присутствует. Смотрите. У заказчика помимо закупки у едпоставщика есть право проводить другие неконкурентные закупки, если он пропишет их в положении (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Конкурентной закупкой признают только те, которые одновременно соответствуют условиям, которые показаны на схеме 3. Нарушьте хотя бы одно условие – и закупка станет неконкурентной, но при этом она не будет являться закупкой у едпоставщика.← Схема 3. Какие условия закупки можно нарушить, чтобы она перешла в разряд неконкурентной Если заказчик «изобрел» способ, который не отвечает хотя бы одному из перечисленных в схеме условий, то этот способ уже станет неконкурентным. Но при этом вы будете направлять запросы нескольким потенциальным поставщикам и условно не нарушите принципы конкуренции. К таким способам можно отнести запрос цен и мониторинг цен. Запрос цен. Неконкурентный способ закупки, при котором заказчик направляет потенциальным поставщикам запрос о предоставлении информации о цене на товары, работы или услуги. Пропишите минимальное количество поставщиков, которым таких запросов разным поставщикам, например 5 или 10, и способ отправки – электронная почта или факс. Определитесь в положении с содержанием такого запроса, сроком для ответа и документами, которые будете направлять поставщикам. Победителем признайте поставщика, который в своем ответе – коммерческом предложении – предложил наиболее низкую цену договора, а сам товар, работа или услуга соответствуют требованиям, которые вы указали в запросе. Так вы формально соблюдете принцип конкуренции, правда, среди ограниченного количества участников, и то, что они конкурируют между собой, сами они не знают. Мониторинг цен. Наиболее самостоятельный неконкурентный способ закупки. Прежде чем заключить договор, сотрудник заказчика или отдел – инициатор закупки – самостоятельно изучает товары, работы и услуги, которые предлагает рынок. И подбирает поставщиков, которые соответствуют нужным критериям. Победителем признают поставщика, у которого по результатам мониторинга выявили наиболее низкую на рынке цену, товар или услугу, которые соответствуют заданным критериям. Метод хорошо подходит, когда нужно приобрести юридические, финансовые или консалтинговые услуги широкого спектра, например:
- закупка преподавательских услуг;
- экспертных услуг;
- консультационных, юридических и нотариальных услуг;
- услуги технической инвентаризации и технического учета;
- по техническому осмотру дорожных машин и автотранспортных средств, страхованию автотранспортных средств;
- аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения;
- закупка услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;
- услуги по получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом;
- по выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
- закупка брокерских услуг, услуг депозитариев;
- оплата услуг по выдаче наличных денежных средств.
Другой пример. Вы, вероятно, часто участвуете как участник по Закону № 44-ФЗ, но теперь для участия в закупках вам нужен спецсчет. Спецсчет можно открыть только в одном из восьми аккредитованных банков. То есть закупку услуг по ведению спецсчета вы не сможете сделать конкурентной: нарушите принцип доступности – увидят закупку все, а поучаствовать смогут только восемь банков. А вот мониторинг цен здесь подойдет – выберите банк, который предложил наименьшую цену. Пример подходит и к запросу цен: если несколько банков вам предложат одинаковую цену, признайте победителем того, кто прислал предложение первым.
В период с 2011 года и до настоящего момента все муниципальные и государственные унитарные предприятия (МУП и ГУП) при совершении своих закупок руководствовались положениями Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года. С 2017 года в этой части своей работы данные организации обязаны были перейти на качественно другой уровень, предполагающий осуществление закупок на открытых электронных торгах (требование устанавливается Федеральным законом от №321-ФЗ от 03 июля 2016 года). О новом порядке проведения закупочных операций сообщает другой нормативный документ – Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года.
Таким образом, унитарным предприятиям было предложено перейти на контрактную систему закупок, т. е. совершить переход с 223-ФЗ на 44-ФЗ. При этом в ряде случаев положения старого закона были востребованы. Руководствоваться требованиями закона №223-ФЗ пришлось при совершении закупок за средства выделенных грантов и при участии в сделках третьей стороны.
ГУП и МУП в 2018 года
Основная сложность перехода унитарных предприятий на контрактную систему заключается в необходимости реорганизации их работы или вовсе преобразования в юридическое лицо другой организационной формы. Положения закона 44-ФЗ ставят перед такими организациями довольно сложные задачи по выполнению будущих закупок, но все они оправданы с точки зрения достижения поставленных целей: закупочная деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий станет более прозрачной, а открытые электронные торги исключат факты приобретения товаров, работ и услуг у одних и тех же поставщиков. Более жёсткий контроль и открытая конкуренция – вот ожидаемые итоги введения нового закона.
44-ФЗ обяжет унитарные предприятия закупать всё необходимое либо через электронные аукционы, либо через открытые конкурсы, либо посредством запроса котировок. Определённая часть товаров (услуг, работ) будет реализовываться только через электронные торги (Распоряжение Правительства Российской Федерации №471-Р от 21 марта 2016 года). Ожидается, что всё это позволит властям осуществлять качественный мониторинг процесса закупок, регулировать условия сделок и, при необходимости, устанавливать ограничения, к примеру, в отношении продукции зарубежного производства.
Переход автономных учреждений на 44-ФЗ
По мнению представителей контрольных органов, положения закона 223-ФЗ давали унитарным предприятиям слишком много свободы, которая использовалась ими для реализации крайне сложных, но неизменно прибыльных схем. Многие МУП и ГУП не раз были уличены в использовании таких систем закупок, которые фактически приводили к сотрудничеству только с одним поставщиком. Такая возможность открывала огромное поле деятельности для коррупционеров, а обратной стороной проблемы становилось отсутствие добросовестной конкуренции на рынке.
С новым законом сфера закупок в Российской Федерации начнёт работать в более прозрачных и справедливых для всех участников рынка условиях. Но этому должен предшествовать переход унитарных предприятий на контрактную систему по 44-ФЗ. Сделать это предлагается только двумя возможными способами:
- Реорганизовать свою работу таким образом, чтобы осуществление закупок производилось в полном соответствии с законом 44-ФЗ.
- Выполнить преобразование МУП или ГУП в предприятие иной организационной формы (возможные варианты – государственное учреждение, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью).
Реорганизация унитарного предприятия: инструкция
С 2017 года осуществлять закупки унитарные предприятия могут только по новым правилам. Одним из способов перенастройки своей работы в соответствии с положениями закона 44-ФЗ стала реорганизация, которая будет включать в себя появление в штате унитарного предприятия контрактного управляющего либо создание полноценного отдела закупок – контрактной службы. К слову, данное условие предусмотрено Законом о контрактной системе.
Конечно, реорганизация подразумевает, куда больший комплекс мероприятий, нежели обычное расширение кадров. Как правильно осуществить переход с 223-ФЗ на 44-ФЗ путём реорганизации? Это можно узнать из следующей инструкции:
- Контрактная система закупок предполагает участие в электронных торгах, а потому унитарное предприятие должно обзавестись ключом усиленной электронной подписи. Для этого необходимо обратиться с соответствующей просьбой в органы Федерального казначейства.
- После муниципальному унитарному предприятию следует зарегистрироваться в Единой информационной системе, что также является обязательным условием участие в торгах. На этом этапе правовое регулирование берёт на себя Приказ Федерального казначейства №27н от 30 декабря 2015 года «Об утверждении Порядка регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок».
- Каждый пользователь Единой информационной системы, участвующий в электронных торгах, обязан посредством личного кабинета внести свои реквизиты в специальную форму. Впоследствии эти данные будут использоваться при оформлении сделок.
- Работа в сфере закупок с 2017 года потребовала привлечения специалистов, коими могут стать новые наёмные работники, либо представители собственного штата предприятия, прошедшие специальное обучение контрактной системе закупок.
- Следующий этап – организация работы контрактной службы или введение в должность контрактного управляющего, а также создание комиссии, в обязанности которой будет входить контроль за выполнением закупок.
- Положения закона о контрактной системе обязывают участников ЕИС разрабатывать, утверждать и размещать в системе специальный документ, который носит название Положение о закупках. В нём унитарное предприятие приводит свои условия участия в торгах.
- Далее контрактный управляющий должен выбрать наиболее подходящую для своей организации электронную торговую площадку и разработать план закупок на 2017 и последующие годы (ещё одно требование Закона о контрактной системе).
Преобразование унитарного предприятия
Согласно положениям статьи 34 Федерального закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года, любое унитарное предприятие может быть преобразовано в:
- госучреждение (автономная некоммерческая организация),
- акционерное общество (АО),
- общество с ограниченной ответственностью (ООО).
В любом новом виде данное юридическое лицо сможет принимать участие в электронных торгах на общих основаниях.
Преобразование в государственное (бюджетное) учреждение является наиболее простым способом перехода с 223-ФЗ на 44-ФЗ, и в этом случае предполагается, что организация осуществляет закупки в рамках выполнения тех или иных управленческих, социально-культурных или других функций, не извлекая при этом никакой коммерческой выгоды. Что касается имеющегося у такого учреждения имущественного комплекса, то оно передаётся бюджетной организации на правах оперативного управления. Отметим, что преобразование унитарного предприятия в госучреждение требует наличия органа-учредителя, а также инициатора данного процесса в лице какого-либо органа субъекта Российской Федерации.
Образование юридического лица в форме АО или ООО требует куда больших временных затрат. Главный вопрос связан с передачей имущественного комплекса в собственность Общества, что фактически является приватизацией. Основные фонды, принадлежащие субъекту Российской Федерации и подлежащие приватизации, могут передаваться новому собственнику только в рамках положений Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года. Здесь потребуется пройти многоэтапный процесс, который начинается с выбора организационной формы будущей компании.
В Российской Федерации акционерные общества регистрируются только при условии декларирования уставного капитала в размере более 100 тысяч рублей. Если в рамках преобразования унитарное предприятие решает установить меньшую сумму, её выбором должна стать регистрация в виде ООО.
Дальнейший процесс преобразования потребует:
- определить размеры имущественного комплекса и разработать прогнозный план приватизации;
- сформировать перечень имущества, подлежащего приватизации, и оформить передаточный акт;
- составить промежуточную финансовую отчетность организации и провести в отношении неё аудиторскую проверку;
- оформить в собственность землю и недвижимость, прежде находящуюся в пользовании унитарного предприятия;
- провести контрольные проверки состояния имущества;
- рассчитать балансовую стоимость активов;
- разработать Устав общества.
Ст. 3 Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.
Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Прямое указание законодателя об обязательстве заказчика описывать предмет закупки.
6.1. При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
При описании предмета закупки нельзя предъявлять требования, которые ограничат количество участников.
- При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При описании объекта закупки заказчик как правило формирует документ, который называется «техническое задание».
При этом законодатель прямо не предусматривает, что при закупках заказчик обязан составлять техзадание. Документ нужен, чтобы поставщик понимал требования к объекту закупки, а заказчик получил именно ту продукцию, которая нужна.
На практике заказчики используют и другие названия: «Спецификация», «Смета», «Дефектная ведомость».
Требования, которые содержатся в ч. 6.1 ст.3, ч.9 ст.4 223-ФЗ, говорится, что в техзадании как правило указывают:
- характеристики объекта закупки;
- количество товара, объем работ или услуг;
- срок и место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- другие сведения в зависимости от объекта закупки.
Характеристики делят на четыре типа:
-
Функциональные
-
Технические
-
Качественные
-
Эксплуатационные
Функциональные характеристики
Основное и дополнительные назначения объекта закупки, условия использования.
Пример
«Поставляемый товар должен быть пригоден для применения в копировально-множительной технике всех типов».
«Товар должен соответствовать функциональным характеристикам, установленным производителем для предлагаемого к поставке товара».
Технические характеристики
Технические свойства объекта закупки, в том числе показатели, которые не могут меняться, диапазоны значений, минимальное или максимальное значение.
Пример
«Диапазон измеряемых расходов – не менее чем 0,6 куб. м/ч, но не более чем 650 куб. м/ч».
«Рабочее давление газа – не более 1,6 МПа».
Качественные характеристики
Показатели, по которым заказчик определит, отвечает ли объект закупки требованиям законодательства, стандартам, техническим регламентам.
Пример
«Поставляемый товар не должен иметь дефектов, связанных с материалами и (или) работой по его изготовлению либо проявляющихся в результате действия или упущения производителя (поставщика)».
«Поставляемый товар должен быть новым, не ранее 2018 года выпуска, не использованным ранее, не подвергавшимся ранее ремонту (модернизации или восстановлению)».
Эксплуатационные характеристики
Надежность и работоспособность объекта закупки, условия эффективной эксплуатации.
Пример
«Нормативный срок эксплуатации – не менее пяти лет».
«Товар должен быть безопасен в использовании».
Функциональные, технические и качественные характеристики в техзадание включают обязательно. Эксплуатационные – при необходимости. Заказчики не обязаны выделять характеристики в техзадании отдельно.
Нерационально прописывать качественные характеристики в одном блоке, а технические – в другом. Прописать все сведения в одном разделе удобнее и проще
Для удобства информацию о характеристиках продукции можно брать из каталога товаров, работ и услуг по Закону № 44-ФЗ.
Пример технического задания:
Техническое задание |
||||||||||
№ | Наименование | Ед.изм. | Количество | Требования к качеству, безопасности, техническим и функциональным характеристикам | ||||||
1 | Кофейный напиток | кг | 300 |
|
Заказчик вправе включить в техзадание иллюстрации, картинки и эскизы.
НО! Графические изображения не должны вводить участников в заблуждение, приводить к разночтению в документации
Пример: требования в документации привели к разночтению
Заказчик закупал мебель конкурентным способом. В техзадании установил требования к продукции и конкретный ГОСТ, которому должен отвечать товар и дополнил документацию иллюстрированными примерами мебели, которую планирует приобрести. В описании одного вида изделий указал – «высота не менее 780 мм, не более 780 мм», но в эскизе этого же наименования требование к высоте прописали «780–800 мм». Заявку участника, который в заявке прописал характеристики на основе данных из иллюстрации, отклонили. Участник подал жалобу в ФАС. Жалоба признана обоснованной. «Разница в иллюстрации и текстовой части техзадания привела к разночтению. Заказчик нарушил пункты 1, 3 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ» (решение Тюменского УФАС от 02.02.2018 № Т18/07-223).
Заказчик вправе прописать требование к товару, когда закупает работы или услуги — включить в документацию ГОСТы товаров, которые контрагент обязан использовать в работе.
Пример:
Можно ли прописать требование к возрасту техники?
Да, заказчик вправе предъявлять требования к возрасту продукции.
Заказчик провел конкурентную закупку техники по Закону № 223-ФЗ. В техзадании прописал критерий: «Тягач с годом выпуска не старше 2 (двух) лет».
Участник счел требование незаконным и обратился ФАС. Основание: условие ограничило количество участников.
Жалоба признана необоснованной. «Заказчик вправе предъявлять требования к качеству и техническим характеристикам закупки. Критерии возраста техники не противоречит положениям Закона № 223-ФЗ».
Решение Тюменского УФАС от 12.07.2017 № Т17/103-223.
Количество
Заказчик обязан прописать количество товара или объем работ и услуг, которые закупает.
Закупаете муку: «Количество товара: 200 кг».
Включить примерное количество продукции в извещение нельзя.
(п.3 ч.9 ст.4 № 223-ФЗ)
Срок поставки
Заказчик вправе прописать срок исполнения договора конкретной датой или периодом времени.
При закупке канцтоваров: «Не позднее 31 мая 2018 года» или «В течение 10 дней с даты заключения договора».
Когда договор предполагает не единовременную поставку: «Ежемесячно по заявке заказчика, в течение двух рабочих дней с даты получения заявки» или «Ежемесячно не позднее 10-го числа каждого месяца».
Место поставки
Указывается место, куда должны поставить продукцию, – адрес или территорию. Например, закупаете поставку канцелярии. В техзадании заказчик указал: г. Москва, ул. Ленина, д.1, офис 101.
Территорию уточняют, когда точно определить адрес нельзя, например, при закупке транспортных услуг.
Пример формулировки: «Место оказания услуг: Волгоградская обл., Светлоярский район, с. Цаца».
Что нельзя указывать в техзадании?
С 1 июля 2018 года заказчикам по 223-ФЗ нельзя включать в документацию ряд требований к продукции. Запретили включать в техзадание (п.2 ч.6.1 ст.3):
- товарные знаки (но есть исключения!);
- знаки обслуживания;
- фирменные наименования;
- патенты;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- название страны происхождения товара.
п.2 ч.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
Правило действует, если условия необоснованно ограничат количество участников. При этом предусмотрели исключение: требования из списка заказчик вправе включить, когда нет другой возможности более точно прописать характеристики объекта закупки.
Отличия понятий «товарный знак» и «торговая марка»
Товарный знак – это юридически защищенный элемент индивидуализации товара. На товарный знак, зарегистрированный в госреестре товарных знаков, выдают свидетельство.
Торговая марка – это индивидуальный, но не защищенный юридически элемент индивидуализации компании, товара.
Два понятия различаются юридическим статусом элемента индивидуализации. Чтобы торговую марку превратить в товарный знак, организация или ИП ее регистрирует (ст. 1481, 1477 ГК, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 № 05АП-11609/2015).
Наименование товарного знака заказчик обязан сопроводить фразой «или эквивалент» (п.3 ч.6.1 ст.3). Важно установить параметры эквивалента.
Заказчик закупает бумагу. В техзадание можно включить фразу: «Бумага «Снегурочка» или эквивалент».
Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком.
В законе 223-ФЗ прямо указано, что слова «или эквивалент» следует добавлять только к товарному знаку (п.3 ст.6.1 ст.3 223-ФЗ).
Когда вместе с работами или услугами закупаете товары, заказчик вправе указать конкретную марку. К товарному знаку добавьте фразу «или эквивалент».
Заказчик планировал отремонтировать помещение и в техзадание вписал грунтовку «Тифенгрунд» или эквивалент.
Если поставите эту фразу рядом с продукцией или технологией, которые не являются товарным знаком, ФАС посчитает это нарушением.
Четыре исключения, когда слова «или эквивалент» писать не нужно
п.3 ч.6.1 ст.3 223-ФЗ (исключения)
- Закупаете запасные части, расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже используете.
Например, используете в работе принтер конкретной марки и заказчику необходимы только оригинальные картриджи к данному принтеру. В техзадании в этом случае можно прописать товарный знак без слов «или эквивалент».
Можно ли включить в описание объекта закупки товарный знак при закупке картриджей?
Если покупаете картриджи для оборудования, которое уже используете – да.
Если нет, то закупить картриджи конкретной марки можете с фразой «или эквивалент».
Заказчик закупал картриджи и указал в аукционной документации товарный знак без слов «или эквивалент». ФАС признала такие действия нарушением: «заказчик не указал в документации, что приобретает расходные материалы к оборудованию, которым пользуется. Также заказчик не доказал, что гарантийный срок на технику, для которой закупает картриджи, не истек».
- Товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которую уже используете. Закупаете зарядные устройства для ноутбуков или мобильных телефонов. Тогда в документации вправе прописать требование к товарному знаку.
- Закупаете товары, чтобы исполнить контракт по Закону № 44-ФЗ.
- Закупаете товары, работы или услуги по международным договорам или договорам заказчиков по Закону № 223-ФЗ, которыми предусмотрены конкретные марки товаров.
Как применять ГОСТы
Заказчики применяют госстандарты, когда описывают объект закупки. При этом необходимо учитывать технические регламенты, документы из национальной системы стандартизации, другие требования к объекту закупки. Это предусмотрено п.1 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ. Закупку товаров, работ, услуг, которые не подпадают под техрегламенты и национальные стандарты заказчик обязан обосновать. Такие правила введены статьей 25 Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ.
Продукция, на которую обязательно нужен сертификат, прописана в постановлении Правительства от 01.12.2009 № 982.
Технические регламенты.
Техрегламент устанавливает обязательные требования к товарам, работам, услугам. Например, к продукции, проектированию, производству, строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации, утилизации.
Технический регламент принимают:
- федеральным законом;
- постановлением Правительства;
- нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;
- международным договором России, который подлежит ратификации;
- ратифицированным международным договором России;
- указом Президента.
Например, для мебели действует технический регламент ТР ТС 025/2012, который утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.10.2012 № 189.
Чтобы подтвердить, что продукция отвечает требованиям техрегламентов, производитель должен получить сертификат или оформить декларацию соответствия. Заказчик требует от исполнителя сертификат или декларацию, когда составляет документацию о закупке. Технические регламенты размещают на сайте Росстандарта.
Документы национальной системы стандартизации. К документам национальной системы стандартизации относят:
-
национальный стандарт;
-
основополагающий национальный стандарт;
-
предварительный национальный стандарт;
-
правила стандартизации;
-
рекомендации по стандартизации;
-
информационно-технические справочники.
В закупках применяют национальные стандарты и информационно-технические справочники, которые есть на сайтах www.gost.ru, docs.cntd.ru.
Национальный стандарт разрабатывает технический или проектный технический комитет по стандартизации, а утверждает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. В стандарте устанавливают общие характеристики товара, работы, услуги. Документ рассчитан для всеобщего применения (федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ).
В России в качестве межгосударственных и национальных стандартов применяют соответственно ГОСТ и ГОСТ Р. Заказчики в документации о закупке вправе ссылаться на оба стандарта. Сведения о ГОСТ и ГОСТ Р размещены на официальном сайте Росстандарта (gost.ru).
Информационно-технический справочник
В документе описаны технологии, процессы, методы, способы, оборудование. На сайте Росстандарта размещено 10 справочников, которые применяют к различным работам. Пример – информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 6-2015 «Производство цемента», который действует с 1 июля 2016 года.
Чтобы подтвердить, что продукция отвечает требованиям национальных стандартов, производитель или поставщик получает сертификат. Заказчик вправе установить в документации о закупке требование, чтобы участник представил сертификат соответствия вместе с сопроводительными документами к продукции.
При описании объекта закупки заказчик использует стандартные показатели из ГОСТов, СНиПов, технических регламентов.
В техзадание достаточно включить ссылку на конкретный ГОСТ, технические условия и санитарные нормы. Прописывать характеристики, которые предусмотрены в стандартах, не обязательно. Такие действия не нарушат пункт 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
Пример
Заказчик не уточнил характеристики из стандарта
Заказчик включил в документацию требование, чтобы товар отвечал конкретному ГОСТу. Характеристики, которые предусмотрены стандартом, не прописал. Участник пожаловался в ФАС. Контролер посчитал, что заказчик прописал не все сведения и нарушил п.1 ч.10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и ч.1 ст.17 Закона № 135-ФЗ.
Учреждение опротестовало решение антимонопольного органа. Суд признал выводы ФАС ошибочными. Закон № 223-ФЗ не запрещает устанавливать условие, согласно которому продукция должна отвечать требованиям нормативно-технических документов. Ссылки на государственные стандарты, санитарные правила заказчик вправе прописать в техзадании. Условие: документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики предмета закупки (п. 3 обзора судебной практики Президиума Верховного суда от 16.05.2018).
ВАЖНО:
Не забывайте проверять, действует ли ГОСТ!
Если заказчик укажет недействующий стандарт, неверно опишет объект закупки — основание для обжалования закупки в ФАС.
Не забудьте проверить, чтобы ГОСТ и показатели товара отвечали друг другу.
Заказчик закупал краску. В описании он указал ГОСТ и характеристики: «Эмаль ПФ-115 высшего или первого сорта. Цвет – черный». Но по ГОСТ, который указан в документации — эта краска черного цвета может быть исключительно первого сорта.
Убедитесь, что ГОСТ подходит для объекта закупки.
Заказчик закупает спецодежду для медицинского персонала. В документации указал ГОСТ 12.4.280-2014 «Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий».
Выдержка из ГОСТ 12.4.280-2014:
«Настоящий стандарт не распространяется на спецодежду разового (кратковременного) использования, на стерильную спецодежду для всех отраслей медицины, спецодежду для работающих в чистых помещениях».
Пример
Что делать, если в документации заказчик указал недействующий ГОСТ?
Если сроки позволяют, внесите изменения в документацию о закупке.
Если срок для внесения изменений истек – отмените закупку. Если ошибку обнаружили на этапе рассмотрения заявок или на этапе заключения договора, тогда заявки рассмотрите, договор заключите на условиях, которые указали в извещении и документации о закупке.
Как описать продукцию, которая подпадает под 2 ГОСТа?
Заказчик указывает, что товар должен отвечать нескольким ГОСТам. В тех.задании устанавливаются показатели, которые предусмотрены стандартами, но не противоречат друг другу.
При закупке пшеничного хлеба в техзадании заказчик указал: «хлеб должен быть пропеченным, не влажным на ощупь, без следов непромеса и отвечать требованиям ГОСТ 27842-88 и ГОСТ 31805-2012».
Однако, если включить в описание объекта закупки требование, что хлеб должен быть эластичным, это будет нарушением, так как этот показатель указан только в ГОСТе 27842-88 и будет противоречить ГОСТу 31805-2012.
Вправе ли заказчик указать в техзадании цвет товара?
Закон не запрещает прописать требование к цвету товара. Однако есть риск, что участник пожалуется в ФАС.
Если цвет товара – принципиальная характеристика.
Заказчик в описании объекта закупки указал, что нужны хирургические нити синего цвета. Один из претендентов подал в ФАС жалобу. ФАС признала жалобу необоснованной, а потребность учреждения – объективной. Синий цвет – наиболее контрастный по отношению к внутренним органам, тканям, крови и другим естественным цветам организма, поэтому именно синие нити удобно использовать, когда врачи проводят операции.
Как описать объект закупки, когда нет ГОСТов, технических регламентов, технических условий?
Заказчик не обязан во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Если нужно провести закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то можно использовать характеристики и показатели, которые установил официальный производитель.
НО!!! Заказчик обязан обосновать, почему не применяет ГОСТы, стандарты, технические регламенты.
Если объект закупки не подходит под описание из техрегламентов и национальной системы стандартизации, заказчик вправе установить другие требования к товарам, работам, услугам. При этом нужно обосновать, почему заказчику необходима продукция с другими характеристиками.
п.1 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ.
Формулировка обоснования
Пример 1. Товар, работа, услуга с конкретными характеристиками нужна, чтобы «…повысить уровень безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений».
Пример 2. Закупается продукция, которая необходима для «…взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных».
Можно ли при описании объекта закупки взять характеристики товара с сайта производителя?
Можно, при этом характеристики не должны ограничивать конкуренцию.
Необходимо изучить аналоги товара, которые представлены на рынке. Выявить отличные параметры и установить характеристики, под которые будут подпадать несколько товаров.
Пример
Заказчик планирует купить сушильную машину ВС-30. На рынке также представлены аналоги – ST-33 и UU 075. Характеристики машин:
ВС-30 | SТ-33 | UU 075 | |
Загрузка, кг | 30 | 33 | 35 |
Объем барабана, л | 650 | 660 | 634,4 |
Вид обогрева | Электро, пар | Электро, пар, газ | Электро |
Чтобы не ограничить конкуренцию, объект закупки описывают, например, так:
- наименование продукции – сушильная машина;
- загрузка – не менее 30 кг и не более 35 кг;
- объем барабана – не менее 634 л;
- вид обогрева – электрический и другие виды обогрева (при наличии).
Подобные показатели не ограничат конкуренцию и позволят поставить продукцию разных производителей. п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.