Мусульманское уголовное право

Мусульманское уголовное право

Абдуллаев Э. Э.

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

2.3. ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Абдуллаев Эльшан Эльшад оглы, аспирант кафедры трудового права юридического факультета Место учебы: Московский государственный университета имени М.В. Ломоносова

Аннотация: В статье рассматриваются особенности мусульманского права, его своеобразие, основанное на теснейшей связи с философско-религиозным учением ислама, идейной основой которого является арабская философия. Показано влияние мусульманских традиций и обычаев на правовое регулирование и государственное строительство. Проблема исследована с позиций общей теории права, теории систем, философии, международного и трудового права.

Ключевые слова: арабская философия, мусульманское право, коран, ислам

PHILOSOPHICAL-RELIGIOUS FOUNDATIONS AND FEATURESOF ISLAMIC LAW

Keywords: Arabic philosophy, Islamic law, the Koran, Islam

Арабская философия как идейная основа мусульманского права

Мусульманское право отличается значительным своеобразием, основанным на его теснейшей связи с философско-религиозным учением ислама, идейной основой которого является арабская философия, возникшая и получившая развитие в условиях арабоязычной цивилизации в период с VI11 в. до наших дней. В истории арабской философии выделяют три основных этапа:

1) классический, или средневековый (VIII-XV в.);

2) этап позднего средневековья (XVI — XIX в.);

3) современный этап (2-я половина XIX в. — ХХ в.)1

В литературе отмечается, что фундаментом арабомусульманской культуры является ислам как тотальная система регуляции1 2. В той или иной степени предметом осмысления для всех философских учений и школ арабского Востока являются фундаментальные основы исламского миропонимания. Принцип таухида (единобожия), который пронизывает текст Корана. Согласно Корану, Бог — единственный и единый, вечный, знающий, абсолютная истина. Вера в ангелов, которые служат Богу, выполняя все его указания. Вера в священные книги, посланные Богом человечеству через своих пророков. Считается, что Коран является последней священной книгой, ниспосланной Богом, существующей в первоначальном виде. Вера в пророков. Коран утверждает, что посланники Бога были среди каждого народа, и они несли религию ислам. Вера в загробную жизнь. Человек, верующий в загробную жизнь и справедливый Судный день, предостерегает-

1 Смирнов А.В. Рабочая программа по спецкурсу «Арабская философия». — Великий Новгород, 2006.С. 6.

2 Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры.

Автореферат на соиск. уч. степ. докт. филос. наук. — Ростов-на-Дону, 2004. С. 3.

ся от греха, стремится совершить благие деяния.

Классическая арабская философия берет свое начало от рационального богословия (калама), возникшего в результате разделения между собственно теологией (калам) и сакральным правом (фикх)3

Мутазилиты — течение, возникшее в конце VIII в. оперировали доводами разума и логики. Они считали возможным делать заключения на основании логических выводов. Руководствуясь здравым смыслом и мотивом «пользы для общины», мутазилиты вводили новые морально-правовые нормы. В центре внимания мутазилитов был также такой имеющий непосредственное отношение к праву вопрос, как свобода воли.

Важным направлением классической арабской философии являлся перипатетизм, основанный на философских воззрениях Аристотеля и иных античных учениях, в частности — политической теории Платона, которые стали известны арабам благодаря переводам, сделанным сирийскими переводчиками. Толкование аристотелевского учения давало возможность развиваться атеистическим и материалистическим концепциям, что означало отход от буквального толкования догматов исламской религии.

В XII веке средневековая арабская философия достигла своего расцвета, который обычно связывают с именем Ибн-Рошда (Аверроэса). Основой его философского учения явились идеи перипатетизма. Талант Аверроэса проявился не только в теологии и философии, но также и в юриспруденции. Этическая концепция Аверроэса, основана на отрицании религиозного представления о бессмертии индивидуальной души. Нравственный выбор человека не обусловлен ожиданием вознаграждения или наказания на том свете. В

Социально-политические науки

этом состоит контраст этики Аверроэса с этикой исламской религии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В классический период развития арабской философии была заложена основа ее дальнейшего развития. Предметом философского осмысления становятся социальная жизнь, история, государство и право. Яркий мыслитель этого времени Ибн Халдун (1332-1406).

Социальная жизнь рассматривается Ибн Халдуном как следствие изменений в экономической сфере. Материальное богатство образуется в результате трудовой деятельности людей, создающей дополнительный по сравнению с необходимым продукт. Производство добавочного продукта порождает, в свою очередь, роскошь, стремление к ней и, как следствие, возникновение новых ремесел. Избыточный продукт становится также базой для роста населения, для развития города. Ибн Халдун считал, что человеческое общество нуждается в управлении, с помощью которого поддерживается порядок в нем, а следовательно и в праве.

В XIX веке в арабском мире большое влияние приобрели идеи просветительства — движения за устранение институтов и традиций, мешавших прогрессу, за распространение научных знаний, реформу образования и религии. Арабское просветительство связано с именем египетского писателя Рифа ат-Тахтави (18011873), отстаивавшего идеи законности, свободы, равенства. В принципах свободы и равенства, провозглашенных французскими мыслителями, ат-Тахтави видит их близость исламу, а в основах «естественного права» — сходство с шариатскими установлениями. Европейская наука не противоречит Корану и исламу и потому нужно усваивать европейские знания,- считал он.

Основные свойства и особенности мусульманского права

Имея тесную генетическую связь с философскорелигиозной системой ислама, мусульманское право как система юридических норм сложилась не сразу. На начальном этапе своего развития юридические и иные правила поведения практически не различались, так как мусульманская догматика (богословие) и правоведение тесно переплетались. Такое положение сохранялось вплоть до середины X в., когда правоведение отделилось от мусульманской догматической теологии и сформировались мусульманско-правовые школы (толки). К концу первого тысячелетия процесс складывания феодального мусульманского государства в основном завершился. Одновременно произошло и становление мусульманского права как системы юридических правил поведения, в той или иной форме защищавшихся государством.

Мусульманское право хотя и связано тесно с религией ислама, но не сливается с ней. Основное отличие норм мусульманского права в этом значении от религиозных правил поведения — их обеспеченность принудительной силой государства. Вместе с тем, мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе социально-нормативного регулирования, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле.

Характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполняло свою правотворческую роль косвенно — путем санкционирования выводов мусульманско-правовых толков. Роль основного источника мусульманского права

в юридическом смысле принадлежала доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность решать дела на основании учения определенного толка, Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит из «божественного откровения» и преданий о жизни Пророка (Сунны).

Общей чертой всех сложившихся в исламе соционормативных регуляторов является то, что нормативное содержание его юридических предписаний и характерные особенности их формулирования в средневековом мусульманском праве в большинстве случаев ничем не отличались от норм религиозного культа. Юридические и религиозные нормы ислама имели одни источники, сходную структуру и в значительной мере совпадающий механизм действия. Для всех отраслей мусульманского права характерна опора на религиозные догматы и защиту основ веры.

Центральное место в системе мусульманского права занимают так называемые нормы «личного статуса». Данная общность норм действует главным образом среди мусульман, хотя в современных условиях во многих мусульманских странах религиозный принцип применения не распространяется на нормы, регулирующие вопросы наследования, завещания и ограничения правоспособности.

Мусульманское гражданское право («муамалат») исходит при регулировании режима собственности из того, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаху. При обосновании таких действий, как национализация и аграрные реформы, широко используется предание Пророка о том, что некоторые природные объекты (например, вода и земля) не могут находиться в частной собственности. На признании верховного права собственности Аллаха на имущества основан и такой своеобразный институт мусульманского права, как вакуфное имущество, используемое для религиозно-благотворительных целей.

В соответствии с требованиями мусульманского государственного права правитель обязательно должен являться мусульманином. Значительная часть полномочий главы государства носит религиозный характер, связана с первоочередной защитой интересов ислама и контролем за исполнением правоверными своих религиозных обязанностей.

Согласно мусульманской политико-правовой теории, законодательная власть в мусульманском государстве принадлежит муджтахидам — лицам, являющимся наиболее авторитетными знатоками религиозных и правовых вопросов. Целью мусульманского государства, имеющего по сути теократический характер, провозглашаются реализация всех предписаний ислама, утверждение «мусульманского образа жизни». Так, например, в шиитской политической теории вопросы организации государства считаются предметом не правовой науки, а религиозной догматики.

В мусульманском судебно-процессуальном праве присутствуют нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Особое значение данная отрасль придает клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик может доказать свою невиновность. При этом

Абдуллаев Э. Э.

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

действенность подобного способа защиты и его признание судом связываются с особенностями религиозной совести мусульманина, которая не позволяет ему лгать под страхом потусторонней божественной кары.

Мусульманское уголовное право («укубат») в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на «права Аллаха», среди которых особо выделяется вероотступничество, влекущее смертную казнь. Как правило, к совершившим преступления мусульманам и представителям иных религий применялись различные меры наказания. Во многих случаях раскаяние преступника, имеющее непосредственное отношение к его религиозной совести, освобождало его от наказания. В то же время за отдельные правонарушения в качестве санкции устанавливалось религиозное искупление. Мусульманское уголовное право предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали. Иначе говоря, в качестве правовых нередко выступают религиозноритуальные или моральные по своему содержанию нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой «грех», связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.

Религиозная основа юридических норм выражается и в том, что многие исследователи полагают, что в основе обязательности юридических предписаний шариата лежат вера в Аллаха и требования мусульманской нравственности — поведение мусульманина получает прежде всего религиозную оценку, а главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение.

Видный исследователь мусульманского права Л.Р. Сюкияйнен глубоко исследовал сочетание в исламе правовых и неправовых предписаний. Он утверждал, что несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетение, а иногда и слияние, между религиозными и правовыми категориями имеются существенные отличия.

Анализ нормативного содержания мусульманского права позволил Л.Р. Сюкияйнену сделать вывод о том, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе как религиозной догме или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь те немногочисленные конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран и сунну. К ним относятся, например, нормы, регулирующие отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько уголовно-правовых предписаний. Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что, по существу, совпадают по закрепленным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными требованиями, освященными исламом. Именно потому, что их религиозные «дубликаты», «двойники» закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права этой разновидности рассматриваются как имеющие непосредственно «боже-

ственное происхождение» и неизменяемые .

Большая часть норм мусульманского права была

4 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. — М.: Наука, 1986. С. 7.

введена в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных приемов толкования («иджти-хад»). По признанию самих мусульманских исследователей, если Коран и сунна содержат все правила религиозного культа («ибадат»), то норм взаимоотношений людей («муамалат»), закрепленных этими источниками, очень мало по сравнению с нормативным составом мусульманского права в целом. Это значит, что большинство норм мусульманского гражданского права не связано непосредственно с божественным откровением и не имеет аналогов в системе мусульманских религиозных правил поведения. Главное их качество заключается в рациональной обоснованности и способности изменяться (развиваться) Если шариат в его основных нормах и предписаниях неизменен, то фикх, трактуемый как толкование предписаний Корана и сунны и их перевод в плоскость конкретных норм, подвижен и изменчив. Шариат как стабильная и основанная в целом на «божественном откровении» система догм и правил обязателен для всех, а фикх связывает только правоведа-муджтахида, который толкует положения Корана и сунны и формулирует на их основе юридические нормы5.

Разделение норм исламского права («фикха») на чисто культовые правила и нормы, регламентирующие поведение людей по отношению друг к другу, коренится в реальной жизни, каждая из них отличается своей спецификой регулирующего воздействия на поведение, наконец, они имеют различный статус в исламе и могут существовать относительно самостоятельно друг от друга.

Рассмотренный выше критерий разделения норм исламского права на культовые и регламентирующие поведение людей (собственно правовые нормы) имеет важное значение, но он недостаточен. По мнению Л.Р. Сюкияйнена, не менее важным критерием является практика действия различных норм и обеспечения их государством6.

Данный подход позволяет также установить соотношение мусульманской правовой доктрины, мусульманского учения о праве и самого действующего мусульманского права в юридическом смысле. Ведь к мусульманскому праву могут быть отнесены отнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и сунне и, по религиозной догме, рассчитанные на регулирование взаимоотношений людей, либо разработанные мусульманскими правоведами. Будучи закрепленными в священном писании, преданиях или трудах муджтахи-дов, они прежде всего являются нормативнорелигиозными предписаниями или моментом мусульманско-правовой идеологии. А правом в полном смысле становятся лишь те из них, которые, опираясь на поддержку государства и выражая государственную волю господствующих социально-политических сил, реально направляли поведение людей, стабильно соблюдались, являлись образцами (масштабными) типичного поведения и выражали потребности общественного развития, меру свободы и справедливости, достигнутые на определенном рубеже прогресса общества. Данный критерий приобретает ключевое значение для выделения именно правовых норм. Можно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. — М.: Наука, 1986. С. 16.

6 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. — М.: Наука, 1986. С. 31.

Социально-политические науки

полагать, что мусульманская догматика и религиозные правила поведения, прежде всего культовые — это те положения, которые содержатся в Коране и Сунне и толкуются мусульманскими богословами и правоведами. В отличие от них мусульманское право в собственном смысле включает не просто известный комплекс предписаний, закрепленных в Коране и сунне или введенных юристами на основе иджтихада, а реально действующие и поддерживаемые государством нормы.

Список литературы:

1. Бибикова О.П. Арабы. Историко-этнографические очерки. — М.: АСТ, 2008.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967.

3. Кнапп В. Крупные системы права в современном мире. — Сравнительное правоведение. Сб. ст. М., 1978.

4. Корбен А. История исламской философии / Пер. с франц. А.А. Кузнецова; Научн. ред. Р.М. Шукуров. — М.: Прогресс-Традиция, 2010.

5. Лебон Г. История арабской цивилизации. — Минск,

Рассел Б. История западной философии — М.: АСТ,

7. Смирнов А.В. Рабочая программа по спецкурсу «Арабская философия». — Великий Новгород, 2006.

9. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. — М.: Наука, 1986.

10. Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. — М.: Языки славянских культур, 2010.

Reference list:

1. Bibikova O.P. Arabs. Historical and ethnographic essays, 2008

2. David R. Fundamental legal systems of the present (Comparative Law), 1967

3. Knapp V. Major systems of law in the modern world -Comparative Law, 1978

4. Korben A. History of Islamic Philosophy/ translated from French by A.A. Kuznetsova; Scientific Editor — R.M. Shuku-rov, 2010

5. Lebon G. History of the Arab civilization, 2009

6. Rassel B. History of Western Philosophy, 2010

7. Smirnov A.V. Work program for the course «Arabic philosophy», 2006

9. Syukiyaynen L.R. Muslim law. Theory and Practice, 1986

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Frolova E.A. Arabic philosophy: Past and Present, 2010

ОТЗЫВ

на статью Абдуллаева Эльшана Эльшад оглы на тему: «Философско-религиозные основы мусульманского права» Ознакомление с указанной статьей позволяет сделать вывод, что представленная работа основана на изучении философско-исторического, нормативного, научного и практического материала, логически выверена и являет собой методологически правильно построенный анализ. Проблема исследована с позиций общей теории права, теории систем, философии, международного и трудового права. Проведен анализ типологических особенностей мусульманского права.

Актуальность избранной темы не вызывает сомнений, так как интернационализация общественной жизни, глобализация экономики, активизация гуманитарных связей, использование позитивных знаний и опыта правового регулирования в

странах различных правовых систем, способствуют процессу гармонизации права в мировом масштабе.

Одним из исторических аспектов актуализации исследуемой темы, является наличие в мировом сообществе, так называемого исламского фактора, что придает не только научную, но познавательную значимость исследования. Для Российской Федерации, с очень серьезным исламским компонентом в общественной жизни, данный фактор имеет практическое значение, с точки зрения опыта и сравнительного, частного права.

Тема изложенная в статье представляет интерес не только специалистам в данной области знаний, но будет небезынтересна большинству государственных, дипломатических институтов, общественных организаций, профсоюзных , ми-грантских и правозащитных объединений.

Статья производит в целом положительное впечатление, соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и рекомендуется для публикации в открытой печати.

Профессор

Татаренко Виктор Титович

Мусульманское право отражает принципы и положения ислама, приверженцами которого являются более 800 миллионов жителей земли.

Ислам возник в VII в. нашей эры, в период становления феодального общества в Арабском халифате. В этот период возникает и мусульманское право.

В современном мире ряд стран, в которых государственной религией является ислам, основывает уголовную ответственность на принципах мусульманского права. К ним относятся Иран, Пакистан, Ирак, Ливия, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты и др.

В то же время в некоторых арабских странах, где ислам также является государственной религией, уголовное право создавалось под влиянием европейского континентального законодательства и включает лишь отдельные элементы мусульманского права. К ним относятся, например, Марокко, Сирия, Ливан, Иордания.

Поскольку мусульманское право является религиозным по своей сущности, основными источниками его служат Коран и Сунна. Коран содержит высказывания пророка Мухаммеда, а Сунна — предания о его поступках и решениях.

Однако в Коране и Сунне нет системы уголовно-правовых норм, есть отдельные положения, имеющие уголовно-правовое значение. Поэтому источником уголовного права второго (производного) порядка является доктрина мусульманского права, состоящая из толкований норм Корана и Сунны. Так, большое значение имеет единогласное мнение авторитетов ислама (иджма) по вопросам об уголовной ответственности. Решение некоторых вопросов основывается на суждениях по аналогии (кияс). В тех случаях, когда точно Определенные положения отсутствуют в общепризнанных источниках мусульманского права, решение может быть принято на основе иджтихада, т.е. свободного усмотрения судьи или иного авторитета ислама.

Несмотря на явный консерватизм, мусульманское право развивалось под влиянием ряда школ (толков) суннитского и шиитского направлений ислама. Поэтому иджтихад означал возможность выбора наиболее подходящих для рассматриваемого дела предписаний.

Определение преступлений и их тяжести в мусульманском праве основывается на догматах религии. Признается пять основных ценностей ислама. Это религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Преступления, посягающие на эти ценности, признаются тяжкими и караются наиболее серьезно.

В зависимости от характера преступления и порядка назначения наказаний, а также их видов все преступления делятся на три основные группы (категории): хадд, кисас и тазир.

К категории хадд относятся преступления, посягающие на «права Аллаха» и, как правило, связанные с нарушением основных ценностей ислама, за что установлены строго фиксированные наказания.

Обычно к категории хадд относят семь видов преступлений: вероотступничество, бунт, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, ложное обвинение в преступлении, кража, разбой.

За вероотступничество полагается смертная казнь, так как это преступление приравнивается к измене. Участники симпозиума мусульманского права, проведенного в Саудовской Аравии в 1976 году, указали, что «нет никаких различий между лицом, отошедшим от ислама, и тем, кто непосредственно или в идеологическом отношении стал на сторону врага» (см. Сюкияйнен).

Бунт также относится к числу наиболее опасных преступлений. Имеются предания о том, что Пророк рекомендовал подвергать смерти тех, кто сеял раздор в мусульманской общине и не повиновался властям. Поэтому мусульманская доктрина признает смертную казнь необходимым наказанием за бунт.

Употребление алкоголя, действующего на разум, категорически запрещается исламскими фундаменталистамй. В большинстве стран, определяющих уголовную ответственность на основе шариата, за употребление алкоголя применяются телесные наказания.

Прелюбодеяние, т.е. внебрачные половые отношения, караются 100 ударами палкой каждому виновному. Если же хотя бы один из них состоит в браке, то оба подлежат забитию камнями до смерти. Этот вид наказания применяется крайне редко, так как для доказательства вины требуются свидетельства четырех мужчин-мусульман.

За ложное обвинение в прелюбодеянии следует телесное наказание и запрет когда-либо выступать свидетелем в суде.

Кража имущества определенной стоимости карается отсечением правой руки; вторая кража — левой ноги, третья — левой руки. Если в краже участвовало несколько лиц, все наказываются одинаково.

Разбой, как правило, карается смертной казнью. В случае, если виновный применял угрозы, а не физическое насилие, и не овладел имуществом, он может быть наказан высылкой или лишением свободы по усмотрению правителя.

Наибольшее число преступлений против личности относится к категории кисас, под которую подпадают убийство и телесные повреждения.

За убийство полагается смертная казнь. Однако по желанию родственников убитого допускается принятие выкупа (дийа). Первоначально выкуп за кровь определялся в 100 верблюдов за смерть мусульманина и 50 — за смерть мусульманки. В настоящее время выкуп определяется в денежном выражении.

Причинение телесного повреждения ранее наказывалось по принципу талиона — по решению судьи родственники пострадавшего имели право нанести виновному рану такой же глубины и размера. В настоящее время чаще применяется выкуп за кровь.

Правонарушения категории тазир — это деяния, наказания за которые определяются по усмотрению судьи. Эти деяния могут посягать и на права Аллаха, и на частные интересы. Так, к категории тазир относится неисполнение религиозных обязанностей (например, несоблюдение поста), взяточничество и лжесвидетельство, мошенничество, нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение мусульманской морали и др.

За эти преступления могут назначаться и телесные наказания, и лишение свободы, и штраф, и устное порицание. Так, в Саудовской Аравии водитель, нарушивший правила безопасности движения, наказывается 10 ударами плети, а организатор автомобильных гонок на улицах столицы — 50 ударами.

Наказание по категории тазир не применяется в случае раскаяния виновного, а также в случае прощения правонарушителя потерпевшим.

Следует иметь в виду, что не все школы мусульманского права одинаково решили вопросы ответственности за преступления этой категории, что в значительной мере объясняется отсутствием четко регламентированного законодательства, в частности уголовных кодексов.

Однако в последнее время наблюдается тенденция кодификации мусульманского уголовного права.

В 1981 г. в Иране принят Кодекс, основанный на мусульманском праве и состоящий из 199 статей. В нем широко предусматриваются смертная казнь, телесные наказания, отражается неравенство мужчины и женщины. Так, если муж застает жену в момент прелюбодеяния, он имеет право убить обоих. Жена такого права лишена.

В 1983 г. был принят Уголовный кодекс Судана, в соответствии с которым применялись членовредительские наказания (отсечения рук) и смертная казнь. После свержения режима Нимейри значительная часть населения Судана, в основном христиане, выступила против положений этого Кодекса, и в 1991 г. был принят новый УК, основанный на шариате. Однако применение мусульманских наказаний и ответственность за преступления, определяемые исключительно мусульманским правом, например за употребление алкоголя, распространяются только на северную часть Судана, населенную мусульманами. В южной части, где проживают христиане и язычники, мусульманские наказания за кражу, разбой, прелюбодеяние и другие заменяются лишением свободы или штрафом.

В ряде исламских государств действуют уголовные кодексы, отражающие принципы европейского континентального права, а отдельные положения, основанные на шариате, применяются только в отношении мусульман, например, в Марокко, Сирии, Иордании.

Характерным для мусульманского права является публичное исполнение таких наказаний, как смертная казнь и бичевание, вплоть до трансляции их по телевидению в Иране и Пакистане.

Оценивая мусульманское уголовное право как особую, специфическую правовую систему, можно сделать вывод, что оно отличается крайней архаичностью, отражает взгляды средневековья.

Мусульманское право — это право привилегий «верных» перед «неверными», мужчин перед женщинами, знатных перед простыми людьми.

Многие положения мусульманского уголовного права, особенно это касается наказаний, противоречат общепризнанным нормам о правах человека, закрепленным в решениях ООН, Совета Европы.

Поэтому представляется, что несмотря на оживление и распространение мусульманского права, особенно в странах арабского мира, оно не имеет исторической перспективы, не соответствует прогрессивному развитию современного уголовного права, представляя попытку вернуть современное уголовное право к варварству и жестокости средневековья.

Уголовное право не выделялось в особую отрасль права. Это произошло потому, что в Коране был зафиксирован весьма низкий уровень развития права арабов. В ранний период Арабского халифата уголовное право еще не отделилось от гражданского, а наказание преступников считалось частным делом. В последующем в связи с образованием обширного арабского государства, усложнением общественных отношений и обострением внутренних противоречий уголовное право совершенствуется. Однако в нем долго сохранялась кровная месть, ему было известно объективное вменение (ответственность за результат, независимо от вины). У жены и детей зачинщика мятежа, например, конфисковывалось все имущество, сами они продавались в рабство. При убийстве, если убийца не был известен, ответственность несли все жители деревни, городского квартала, дома, где найден труп. Совершение запрещенного религией и законом действия влекло за собой также и религиозное наказание.

Переплетение мусульманского права с религией привело к тому, что преступление часто рассматривалось не только как посягательство на существующий порядок, но и как выступление против веры. Преступления разделялись на три группы: против Бога или общества, против частных лиц и промежуточные преступления. В первую группу входили преступления, представлявшие особую опасность (против религии, против правителей, разбой, имущественные преступления), и такие преступления, как употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. За преступления этой группы устанавливались жестокие наказания. Восстание, мятеж, отступничество от веры карались смертной казнью, хищение — отсечением руки, употребление спиртных напитков наказывалось ударами плетью, а при неоднократном повторении — даже смертной казнью. К группе преступлений против частных лиц относились убийство, телесные повреждения. Наказание здесь во многом зависело от усмотрения потерпевшего или его родственников. Реализация наказаний более всего опиралась на авторитет кади и на совесть правоверных, нежели на аппарат принуждения. За умышленное убийство убийца выдавался родственникам убитого, с их согласия он мог откупиться. Наконец, к промежуточной группе преступлений некоторые юристы относили, в частности, прелюбодеяние.

Правила судебного процесса в мусульманском праве не получили развития. Различия между уголовным и гражданским процессом не существовало, процесс имел обвинительно-состязательный характер, судья (кади) был фактически свободен в определении порядка рассмотрения дел. Исключение составляли лишь правила оценки доказательств (формальные доказательства). Женщины были ограничены в праве быть свидетелями, иноверцы не могли свидетельствовать против мусульман, рабы — против своих господ и т.д. Любое дело независимо от его сложности рассматривалось в течение одного дня.

Шариатский Суд — органправосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также применяемые им процессуальные правила рассм. отрения дел регулируются фикхом, прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских показаний и записи судебных дел. С момента становления мусульманского государства Шариатский Суд были основным институтом, применявшим мусульманское право. До XIX в. они занимали центральное место в судебных системах исламских стран. С середины XIX в. в результате образования в большинстве из них светских судов, которые начали применять законодательство европейского образца, роль Шариатский Суд стала падать и постепенно свелась к рассм. отрению вопросов, касавшихся личного статуса мусульман — брака, семьи, наследования, опеки, попечительства и т.п.В настоящее время в ряде стран (например, в Египте, Тунисе, Ливии) Шариатский Суд ликвидированы и их функции перешли к общегражданским судам. Однако во многих странах сохраняются или вновь создаются самостоятельные Шариатский Суд В Саудовской Аравии, Йемене, Иране, Пакистане, некоторых странах Персидского залива Шариатский Суд остаются центральным звеном судебной системы, решая широкий круг дел, в том числе и уголовных.В царской России в районах традиционного распространения ислама действовали Щ.с. (суды кади), применявшие нормы шариата и адата, не противоречившие законодательству. После 1917 г. они были ликвидированы, но затем в ряде районов Северного Кавказа восстановлены. Они действовали параллельно с общегражданскими судами и рассм. атривали брачно-семейные, наследственные, а также незначительные гражданские и уголовные дела. К концу 20-х гг. эти суды были ликвидированы. В настоящее время в Чечне создается система Шариатский СудЛит.; Me ц А. Мусульманский ренессанс. М., 1966; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманские суды в странах Арабского Востока. М., 1984. :Сюкияйнен Л.Р.

Суд и процесс.

Начальный этап правосудия был тесно связан с деятельностью пророка Мухаммеда, который лично решал споры как среди членов мусульманской общины, так и между ними и немусульманами. Одновременно Муххамед поручал своим наместникам не только управление городами и областями, но и осуществление судебных функций. После смерти Пророка высшую судебную власть продолжали иметь халифы. Что касается наместников, то они стали поручать рассмотрение дел знатокам мусульманского права, которые в конечном счете превратились в профессиональных судей. Отправление правосудия было привилегией духовенства.Мусульманские судьи (кади) назначались халифом и выступали от его имени. После прихода к власти Аббасидов появилась должность верховного судьи, который по поручению халифа подбирал и назначал судей, контролировал их деятельность, Эти функции высший судья осуществлял совместно с коллегией виднейших богословов. В компетенцию кади входило рассмотрение гражданских и уголовных дел, часть которых относилась к прерогативе халифа и наместников. Дело в том, что в Арабском халифате судебная власть не была отделена от исполнительной. Халифы и наместники не только определяли пределы юрисдикции судей, но и непосредственно участвовали в отправлении правосудия. Поэтому многие предпочитали обращаться за защитой своих прав не к судье, а непосредственно к наместнику или даже к самому халифу. Например, жалобы на произвол чиновников рассматривались специальными судьями из «ведомства жалоб».

Кадий в сложных случаях имеет право советоваться с законоведами, приглашать их на судебные заседания; он может назначить одного или несколько заместителей из числа мусульман безупречного образа жизни,знающих шариат.

Кроме судебных функций кади наблюдали за исполнением судебных решений, ведали вопросам опеки и попечительства, осуществляли надзор за вакфами, за местами заключения, удостоверяли завещания, проверяли законность землепользования.

Что касается процесса, то мусульманское право не знает принципиальных различий в порядке рассмотрения уголовных и гражданских дел.Определенная категория дел (тяжбы гражданско-правового характера по сделкам,телесные повреждения, ложное обвинение в прелюбодеянии) рассматривалась только по заявлению лица, права которого нарушены.

Большинство дел могли стать предметом судебного разбирательства по требованию любого, в том числе и инициативе судьи. Судья единолично принимал решение по рассмотренному делу в течение одного дня.

До середины VIII в. ход судебного разбирательства не фиксировался в письменном виде; принятое по делу решение сразу же приводилось в исполнение. Но уже в начальный период правления Аббасидов процесс стал письменным. Шариат знал следующие виды доказательств: признание, свидетельские показания, письменные документы; клятва; обоснованные, по усмотрению судьи,слухи, и личное убеждение судьи, сложившиеся на основе известных только ему фактов.

Процесс в целом носил состязательный характер; при рассмотрении гражданских споров судья должен был предоставить тяжущимся равные права.

Особое внимание мусульманское право уделяло свидетельским показаниям. При этом отдавалось явное предпочтение показаниям мужчин: по преступлениям, за которые предусматривались строго определенные меры наказания,во внимание принимаются только свидетельские показания мужчин (четырех по прелюбодеянию, двух по иным деяниям). По менее значительным уголовным делам и обычным спорам показания одного свидетеля мужчины могли дополняться свидетельством двух женщин. В Коране по этому поводу сказано: «И берите в свидетели двух мужчин. А если не будет двух мужчин, то — мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напомнила бы ей другая…»

Процесс был публичным, судебные дела рассматривались обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Прокуроров и адвокатов в Арабском халифате не было. В целом процесс отличался простотой и несложностью.

Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные формы возмездия, так и меры чисто феодальной уголовно-правовой репрессии. Шариат допускал и допускает по сей день кровную месть (талион), а также выкуп в вещах или деньгах как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть. Но в шариате времен Халифата предусматривались и типичные для феодализма жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно приводилась в исполнение публично, а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Тюремное заключение в Арабском Халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и в качестве наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заключение. Мусульманское право знало также и позорящие наказания – бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т. д., а также ссылку и высылку. Подробнее о преступлениях и наказаниях в «Книге о Харадже» Абу Йусуфа – ученика и помощника Абу Ханифы – мусульманского правоведа, создавшего наиболее распространенный в шариате ханифитский мазхаб, извлечения из которой приведены ниже в качестве документального приложения. Судебный процесс. Различия между уголовными и гражданскими делами, как правило, в Халифате не существовало. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести свое дело, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя в период правления Аббасидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Доказательствами считались признание (но не всегда), показания свидетелей, клятвы. Исключалась всякая возможность давления на обвиняемого. Дело должно было разрешаться на одном заседании, не могло откладываться на следующий день. В современном мусульманском праве в различных странах действуют свои положения, законы, кодексы, различающиеся в соответствии с определенным, одним из четырех, направлением шариата, но опирающиеся в своей основе на единый Коран, который является незыблемым абсолютом и отправной точкой толкования права. Во вторую очередь, источниками являются Сунна, Ахбар, иджма, фетвы и кияс. В соответствии с этим в Чечне принят Уголовный кодекс Республики Ичкерия, опубликованный в газете «Ичкерия» 6 сентября 1996 года. Извлечения: Преступления, связанные с честью, репутацией и общественной нравственностью. Прелюбодеяние. 1. Виновным в совершении преступления, квалифицируемого как прелюбодеяние, считается: а) любой мужчина, вступивший в половую связь с любой женщиной, не будучи связанным с ней законными узами; б) любая женщина, позволившая любому мужчине, с которым она не связана законными узами, вступить с ней в половую связь. 2. Половое сношение считается свершившимся в случае введения всей головки мужского полового члена или того, что ей соответствует, в половые органы женщины. 3. Брак, который по общему признанию законоведов является недействительным, не считается законными узами. Наказание за прелюбодеяние. 1. Виновный в совершении прелюбодеяния подвергается наказанию в виде: а) смертной казни через побивание камнями, если до этого он был целомудренным; б) бичевания с нанесением ста ударов, если до этого он целомудренным не был. 2. В дополнение к наказанию бичеванием, которому подвергается нецеломудренный мужчина, можно также подвергнуть его наказанию в виде ссылки сроком на один год. 3. Под целомудрием понимается поддержание законных отношений супругов на момент совершения прелюбодеяния или же бывшие ранее супружеские отношения. Мужеложство. Виновным в совершении преступления, квалифицируемого как мужеложство, считается тот мужчина, который ввел головку своего полового члена или же то, что ей соответствует, в задний проход любой женщины или любого другого мужчины, или же тот мужчина, который позволил другому мужчине это сделать. 1. Виновный в совершении преступления, квалифицируемого как мужеложство, подвергается наказанию в виде бичевания с нанесением ему ста ударов. Допускается также определение ему меры наказания в виде тюремного заключения на срок не свыше пяти лет. 2. Если человек был признан виновным в совершении акта мужеложства во второй раз, то он подвергается наказанию в виде бичевания с нанесением ему ста ударов и тюремного заключения на срок не свыше пяти лет. 3. Если человек был признан виновным в совершении акта мужеложства в третий раз, то он подвергается наказанию в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения. Неприличные поступки, оскорбляющие общественную нравственность. 1. Любое лицо, совершающее в общественном месте неприличный поступок, неприлично ведущее себя, оскорбляющее общественную нравственность, даже одетое неприличным образом или оскорбляющее своей одеждой общественную нравственность, в результате чего окружающие испытывают стеснение и неудобства, подвергается наказанию в виде бичевания с нанесением не более сорока ударов или штрафу, или же обоим вышеупомянутым наказаниям одновременно. 2. Действие считается оскорбляющим общественную нравственность, если таковым оно является с точки зрения той религии, которую исповедует совершившее его лицо, или с точки зрения обычаев населения того места, где оно было совершено тем или иным человеком. Торговля мертвечиной. 1. Любое лицо, продающее, выставляющее на продажу или предлагающее кому-либо мясо павшего животного, зная о том, что оно будет употреблено человеком в пищу, подвергается наказанию в виде тюремного заключения на срок не свыше одного года или штрафа, или же обоим вышеупомянутым наказаниям одновременно. 2. Под «мясом павшего животного» понимается мясо издохшего сухопутного животного независимо от того, издохло ли оно само по себе или было забито в противоречии с установлениями шариата. Вероотступничество. 1. Виновным в совершении преступления, квалифицируемого как вероотступничество, считается любой мусульманин, пропагандирующий идею отказа от религии ислама или публично заявляющий о своем отказе от нее, что может выражаться только в форме открытого заявления или же совершения определенных действий, недвусмысленно указывающих на его вероотступничество. 2. Лицу, виновному в совершении преступления, квалифицируемого как вероотступничество, предлагается раскаяться, и суд устанавливает для этого определенный срок. Если же виновный, не являющийся новообращенным в ислам, стоит на своем, то он подвергается наказанию в виде смертной казни. 3. Наказание за вероотступничество не применяется, если вероотступник отказывается от своего намерения.

3 Обязательства

В шариате не формулировалась общая концепция обязательства, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение специфических односторонних обязательств — обетов.

Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которое, однако, в условиях имущественного неравенства имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать «свои договоры» рассматривалась в Коране как священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием «нечистых» или изъятых из оборота вещей.

Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон на вступление в договор, условия договора могли быть выражены в документе, устно и в виде неофициального письма. В шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т.д. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли «по взаимному согласию» говорилось еще в Коране.

Договор купли-продажи допускался лишь в отношении реально существующих вещей, и только в ханифитском мазхабе признавалась продажа вещей, которые должны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатков в купленных вещах (болезнь у раба, животного и т.п.) покупатель мог расторгнуть договор.

В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество. Еще в Коране говорилось, что «Аллах разрешил торговлю и запретил рост». Но на практике этот запрет часто нарушался. Запрещалось обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можно было заставить отработать свой долг кредитору. Такая форма расчета с кредитором соответствовала развитию феодальных форм эксплуатации.

Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного найма, прежде всего аренде земли. Было известно несколько видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т.д.

Бизнес в законе

4,2009

ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Попова Ирина Алексеевна, помощник прокурора г. Пятигорска, юрист I класса.

Аннотация. Анализируется общая система источников мусульманского права Ключевые слова: Коран, сунна, иджма, кияс, адат.

SOURCES OF MOSLEM RIGHT

Popova Irina Alekseevna, assistant to public prosecutor of city Pyatigorsk lawyer of a I class.

Annotation. The general system of sources of the Muslim right is analyzed.

Keywords: the Koran, sunna, idzma, kias, an adapt.

Установки и постулаты мусульманского правосудия в той или иной степени нашли отражение в уголовном праве ряда государств. Однако роль и влияние позиций шариата в сфере уголовно-правового регулирования в каждой из мусульманских стран колеблется от неуклонного применения предписаний ислама к правонарушениям и до рецепции в национальное законодательство положений о преступности деяния из иных правовых систем мира. В этой связи особую актуальность приобрел анализ концептуальных моментов уголовно-правовой охраны правосудия от преступных посягательств посредством исследования понятия преступления в нормах мусульманского права, выявления особенностей источников ислама в мусульманской теории правонарушений, уяснения характеристики некоторых составов преступлений в контексте традиций, обычаев и религиозных убеждений мусульман, а также рассмотрения основных аспектов уголовной ответственности членов мусульманской общины и других лиц, находящихся под юрисдикцией исламского государства (немусульман).

В настоящее время в большинстве мусульманских стран мусульманское право составляет лишь часть правовой системы, регулируя, главным образом, вопросы «личного статута» граждан (правоспособность, брак, наследование и завещание). Отрасль уголовного права охватывает законодательство, заимствованное из романо-германской правовой системы или системы общего права. Вместе с тем в таких государствах, как Афганистан, Иран и Пакистан, исламизация уголовного права не искоренилась. Мусульманское право по-прежнему сохраняет свои позиции в Саудовской Аравии, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

В целом это весьма гибкая правовая система, способная адаптироваться в самых различных типах общественного устройства. Так, попытки ввести нормы мусульманского права предпринимаются и в некоторых субъектах Российской Федерации, где мусульмане составляют большинство населения. В российских средствах массовой информации оживленно обсуждается вопрос «исламского возрождения» и введения в мусульманских регионах страны норм мусульманского правосудия. Начало этих де-

батов относится к периоду 1996 — 1997 гг., когда на территории Чеченской Республики был введен в действие Уголовный кодекс, полностью скопированный с Уголовного кодекса Судана, а также начали работать первые официально учрежденные шариатские суды. В Дагестане мусульманское право приобрело статус «de facto» в жизни некоторых городских и сельских мечетных общин посредством создания шариатских судов и шариатских гвардий для борьбы с употреблением алкоголя, наркотиков, воровством, моральной распущенностью. Единичные шариатские суды появились в общинах северокавказских мигрантов в Ставропольском крае.1 Вместе с тем в повседневной жизни Российской Федерации мусульманское право занимает пока весьма скромную нишу, так и не получив государственного признания «de jure».Уголовный кодекс все же декриминализировал нормы мусульманского деликтного права, например, уклонение от примирения (ст. 231 УК РСФСР) и двоеженство или многоженство (ст. 235 УК РСФСР), составлявшие в контексте предыдущего Уголовного закона пережитки местных обычаев.3

Мусульманское право («ал-фикх» рассматривается как комплекс социальных установок, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними проникнутые религиозным духом нравственные и юридические нормы. В религии мусульман главное место принадлежит шариату,5 который и предопределяет основные постулаты фикха. Именно поэтому иногда определение «мусульманское право» отождествляется с понятиями «исламское право» и «шариат».

Общую систему источников мусульманского права составляют следующие основополагающие акты:

1. Коран (араб. куран, букв. — чтение) — главная Священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммадом (Магометом) в Мекке и Медине. В настоящее время в

2 Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ принятие уголовного законодательства находится в исключительном ведении Российской Федерации. Однако вопросы законодательной регламентации семейных, земельных и административных правоотношений относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ст. 72 Конституции РФ).

3 В отличие от УК РФ, УК Республики Узбекистан 1994 г. в ст. 120 предусматривает ответственность за бесакалбазык (мужеложство), а в ст. 126 — за многоженство.

4 Фикх (араб. — глубокое понимание, знание) — в мусульманском праве означает, прежде всего, мусульманско-правовую доктрину -систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле «фикх» является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. Термин «фикх» употребляется также в значении самих норм, регламентирующих поведение мусульман и сформулированных мусульманскими правоведами в рамках различных школ фикха-доктрины.

5 Шариат (от араб. шариа — прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) — свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и сунне и провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Шариат, понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом. В этом смысле шариат нередко отождествляют с мусульманским правом. В современный период шариат является непосредственно действующим правом в Иране, Судане, Пакистане и ряде других стран Азии.

Попова И.А.

ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

отдельных арабских странах, например, в Саудовской Аравии, Коран официально считается конституцией государства. В ряде мусульманских государств, стоящих на принципах исламского фундаментализма (Иран, Судан, Афганистан), Коран рассматривается как важнейший нормативноправовой акт, имеющий силу закона.

2. Сунна — зафиксированные в виде преданий (хадисов) поступки и высказывания пророка Мухаммада, считающиеся образцом, которому обязан следовать мусульманин. Вместе с положениями Корана сунна составляет содержание мусульманского религиозного закона — шариата. В сунне содержится значительная часть норм, положенных в основу выводов различных школ фикха. Шариатские суды, кади6 и муфтии7 при вынесении решений («фетв») по вопросам шариата и фикха ориентируются на Коран и сунну.

3. Иджма — единодушное мнение наиболее авторитетных исламских правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной.

4. Кияс представляет собой толкование Корана и сунны. Он приобретает силу закона только в случае признания высшим мусульманским духовенством. Правом толкования определенных норм применительно к конкретному случаю обладает муфтий.

5. Адат (от араб. ада, мн. адат — обычай, привычка) — обычное право у мусульманских народов. В противоположность шариату адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах общественных отношений.

Мусульманская форма правосудия и мусульманское деликтное право являются частью шариата и, соответственно, основываются на всех предписаниях ислама. Так, в качестве первоисточника мусульманского правосудия выступает непререкаемое «божественное откровение» — нормы Корана, состоящего из обращений Аллаха к его пророку Магомету и обращений самого пророка. Ко второму источнику относится сунна — традиция, основанная на действиях и высказываниях Магомета (хадисах). Третьим источником мусульманского правосудия служит иджма — нормы, составленные по единодушному согласию муджтахидов,8 имеющих право на иджтихад.9 В современный период Коран и Сунна имеют, скорее, историческое значение, поскольку лишь нормы, опосредованные иджмой, могут служить для практического применения судьями и привлечения к уголовной ответственности. Четвертый, вспомогательный источник — кияс — представляет

6 Кади (араб., тюрк. и перс. — кази) — в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата. В современный период в мусульманских государствах «кади» именуются судьи не только шариатских судов, но и всех иных судебных органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Муфтий (араб.) — высшее духовное лицо у мусульман, наделенное правом выносить решения (фетвы) по религиозноюридическим вопросам.

8 Муджтахиды — общепризнанные знатоки шариата, юрисконсульты, ученые и судьи, достигшие наивысшей степени знания мусульманского права и получившие от государства и мечети право самостоятельно формулировать новые нормы на основе Корана и сунны с помощью рациональных логических приемов.

9 Иджтихад — создание правовых норм, вытекающих из Ко-

рана и Сунн. При этом иджтихад может различаться в различных мадхабах, то есть исторически сложившихся школах, или течениях мусульманского правоведения, в то время как иджма есть консенсус различных школ.

собой толкования по аналогии с правилами иджмы, призванные восполнить пробелы уголовно-правового регулирования.

Принимая во внимание религиозную основу мусульманского правосудия, одних лишь ссылок на целесообразность, разум, справедливость и обычай для привлечения к ответственности недостаточно. Решение суда о признании лица виновным — фетв — обязательно должно опираться на фикх. Одной из частей фикха является «эх-ком» — узаконения, касающиеся уголовных преступлений, наказаний и судопроизводства. В государствах со смешанной правовой системой преступные посягательства регламентируются Уголовным Кодексом.

С точки зрения религиозно-нравственных аспектов показательно знакомство с основными концепциями исламского правосудия. В мусульманской уголовно-правовой теории «преступление» и «грех» представляют собой тождественные понятия.10

религиозных заповедей, например, касающихся запрета на убийство, воровство и прелюбодеяние, рассматриваются в качестве недопустимых нарушений религиозных и уголовно-правовых предписаний одновременно. Данное

обстоятельство находит свое отражение и в приведенной выше системе источников исламского правосудия. Перечень преступных посягательств на основные ценности мусульман закрепляется:

1) в Коране — Священном писании, содержащем положения о должном непреступном поведении, а также об ответственности за нарушения установленного долга;

2) в толковании Священных текстов (иджме и киясе);

3) в принятых на основе религиозных норм светских законах с нравственно-правовым содержанием (эхкоме — ордонансе, низаме или Уголовном кодексе).

Анализ источников мусульманского права, нацеленных на охрану основ веры, позволяет сделать вывод о том, что исламское правосудие защищает от преступных посягательств пять главных для мусульманина категорий: душу, религию, разум, имущество и честь. В частности, убийство является преступлением против души, вероотступничество от ислама («ридда»), подрывает религию, употребление опьяняющих напитков разрушает разум, воровство рассматривается как покушение на имущество, прелюбодеяние — это покушение на честь и продолжение рода.

10Малиновский А.А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. — М.: Международные отношения, 2002. С. 16 — 17.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *