Начальник тиран

Начальник тиран

Думаю, каждая женщина сталкивалась с проблемой: вечером в пятницу чувствуешь себя легче и спокойнее, а уже в воскресенье как-то не по себе, тревожно. Если мысли о работе вызывают учащенное сердцебиение, страх, а иногда и слезы — дело, скорее всего, не столько в работе, сколько в руководителе, который посеял такое «аномальное» отношение к месту труда. Обычно таких боссов называют так: «тиран», «деспот», «самодур» (или, как говорил товарищ Новосельцев — «самодура»), «жестокий эксплуататор» и др.

vokrug.tv

Постоянная критика, переход на личности, оскорбления, угрозы о штрафе или увольнении, тотальный контроль над работой сотрудников — основные принципы тактики поведения боссов-тиранов.

Иногда кажется, что такой человек жесток сам по себе, как личность, что он и дома с семьей ведет себя подобным образом. На самом деле такой человек может быть заботливым мужем и отцом, все дело кроется в его стиле руководства.

Многие руководители придерживаются принципа: если показать слабину, то коллектив это учует и сядет на шею — начнет требовать постоянного повышения зарплаты, часто отпрашиваться или опаздывать, да и в целом работать вполсилы. Понятно, что в восприятии сотрудников руководитель становится «своим человеком».

Авторитарный стиль управления возникает из-за того, что руководитель боится потерять статус и контроль над подчиненными. Такой «деспотизм» — это скрытый страх потерять роль «главы», показаться слабым и беспомощным, отпустить вожжи.

Если босс — деспот, но сама работа, коллектив, оплата вас устраивают и приносят удовольствие, то как поступить? Смирно терпеть и не обращать внимания? Или может поставить руководство на место, дав понять «не на ту напал (а)»? Или проще всего уволиться и найти новое место?

valery-alexeev.ru

Убеждена: работать с боссом-тираном можно. Да и в некотором роде полезно! Выводы удивляют, но все возможно — и я расскажу как.

Чего не стоит делать и говорить, когда руководитель «деспот», дабы не усугубить ситуацию

Не ставить ультиматум

«Если Вы не…, то я…». Когда начальник начинает жестко критиковать, не надо заводиться и ставить условие: «Если вы не прекратите, то я пожалуюсь на вас или уволюсь». Это плохое решение, по крайней мере если вы планируете здесь проработать не месяц, а минимум год. Такая постановка вопроса еще сильнее обострит ситуацию: ведь босс отлично понимает, что вы начинаете манипулировать им, диктуя свои условия.

И это заводит его еще больше! Не исключено, что, услышав подобные угрозы в свой адрес, он применит еще более жесткую тактику поведения, последствия которой обернутся для вашей карьеры не лучшим образом.

Покорность и смирение

Просто молчать и ничего не делать, когда угрозы и критика сыплются ежедневно в ваш адрес — плохой выбор. Особенно когда идет переход с деловых отношений на личные. Хуже в этом случае может быть только вариант, когда вы соглашаетесь: «да, я делаю все плохо, прошу прощения и обещаю исправиться».

Руководитель очень тонко чувствует подобное поведение и по итогу вообще перестает воспринимать ваше мнение и признавать право на голос.

Крики

Это самый импульсивный вариант борьбы с нападками. Не стоит повышать голос ни в коем разе, даже когда терпение на пределе. Это только в кино работник, угнетенный «плохим боссом», швыряет бумаги, кричит на него, разоблачает — и в итоге остается на коне. Вам же после такого точно грозит увольнение и плохие рекомендации о вас как работнике, что ставит крест на карьерном развитии.

media.filmz.ru

Так как же реагировать на нападки и критику, сохранив свое психическое здоровье?

В начале статьи я упомянула, что работать с боссом-тираном можно и полезно. Полезно, потому что вы тренируете в себе такое качество, как стрессоустойчвость. Кроме того, вы учитесь работать с эмоциональными взрывами, применяя те или иные тактики поведения. Выражаясь метафорично, у вас формируется «иммунитет»: если доведется работать в будущем с авторитарным руководством, вы будете знать, как себя вести с «тиранами».

Как же ужиться на работе с боссом-тираном? Предлагаю несколько рекомендаций.

Рекомендация № 1

Сохраняйте спокойствие. Конечно, это очень банально. Но практика показывает: когда человек фильтрует критику, замечания, отношение людей, принимая на свой счет только то, что реально относится к нему как к работнику, это помогает сохранить адекватную самооценку и спокойствие. Не будьте слишком чувствительны к обвинениям. Босс действует эмоционально, а не рационально. Будьте умнее, не ведитесь на его провокации и вспышки гнева. Ведь эмоциональный взрыв руководителя пройдет, а ваша слишком чувствительная реакция на нападки может оставить неприятный след на всю неделю, а то и жизнь.

Рекомендация № 2

Смена работы или переход в другой отдел. Когда вы не можете найти ничего, что вас может удержать на работе, нужных мотиваторов нет, а терпеть босса-деспота уже невозможно — тогда реально лучше найти другую работу. Каждому человеку важно, чтобы его ценили как профессионала и уважали как личность. Большую часть своего времени и жизни мы тратим на работу. Она должна приносить не только деньги, но и удовлетворение, чувство профессиональной самореализации и положительные эмоции, дабы сохранить самоуважение и психическое здоровье. Любите и цените себя, ведь вы нужны своим близким. Никто не вправе внушать вам страх и тревожность.

Если у вас есть возможность перевода в другой отдел — сообщите руководству об этом. Скажите, что вас все устраивает в работе, но бесконечные претензии с его стороны напрягают и его, и вас. Проще всего оформить перевод — всем станет комфортно.

Рекомендация № 3

Попробовать наладить конструктивный диалог. Сперва нужно дать боссу высказаться, пускай выпустит пар. Затем вы с серьезным, уверенным видом, а главное — спокойным голосом говорите: «Я хочу поговорить на тему того, что не так я делаю или говорю в рабочее время». Скажите, что готовы задержаться после работы и обсудить, в чем конкретно заключаются ошибки. И обязательно спросите, как нужно делать, как правильно. И желательно записать его слова по поводу того, как нужно работать. После этого скажите, что примете его слова к сведению и будете следовать его рекомендациям.

Самое важное в этом пункте — вывести босса на нормальный диалог, обсудить, что не нужно, а что важно. Когда появятся претензии снова, воспользуйтесь ранее составленным списком, где им лично обозначены пункты «как надо». Скажите, что делали все по его правилам. Эта техника «прямо в лоб» избавит босса и вас от лишних вопросов и претензий.

Рекомендация № 4

Хитрость и манипуляция. С первого взгляда, это не совсем этично. Но некоторые техники могут быть настолько результативными, что воспользоваться ими для своего блага можно.

Похвала — одна из простых и эффективных техник. Люди очень любят, когда их хвалят. Это повышает их статус, самооценку, чувство значимости. Скажите боссу, что его рекомендации ценны и опыт ведения работы достоин уважения, а идеи — оригинальны и гениальны. Главное, не переборщить.

Следующей техникой будет изучение слабостей. Если вы заметили, что босс любит начинать работу с чашечки кофе — приготовьте ему кофе и оставьте на столе с пожеланием хорошего дня. Любит свежую прессу? Выпишите на офис журнал или газету, сославшись, что это действительно необходимо. Если после обеда у него наступает легкая леность и приятное расположение духа, то все плохие новости сообщайте после обеда. Конечно, он покричит, но реакция не будет такой острой как до обеда.

И помните: выжить с боссом-тираном возможно. Главное, сохраняйте спокойствие, терпимость, не позволяйте эмоциям овладеть вами. Поверьте, ваш рациональный подход к ситуации будет снижать обоюдное напряжение.

И развивайте наблюдательность: тонкости и слабости босса-деспота можно обернуть в свою пользу, сделав приятно и ему, и себе.

Cтатья подготовлена психологом, специалистом по подбору и развитию персонала Анастасией Тетерук:

«Если вы не можете справиться с проблемными ситуациями на работе, не знаете, как вести себя с начальством или коллективом, не умеете эффективно организовать свой рабочий день, пишите по адресу lina@tutby.com. Я обязательно поделюсь своими рекомендациями и как психолог, и как специалист по персоналу».

Каждый день вы ненавидите утро за то, что снова нужно идти на работу. С нетерпением ждете выходных, праздников, отпуска. А больничный не так уж сильно расстраивает, ведь это возможность не видеть своего начальника! Иногда бывает так, что при любимой работе и дружном коллективе, есть абсолютно невменяемый начальник-тиран. Который не дает нормально работать, постоянно выносит мозг и чуть что лишает премии.

Что же делать? Увольняться? Пытаться найти с ним общий язык? Молча терпеть?

Что требует обычно начальник тиран от своего подчиненного? Огромный объем работы и сжатые сроки для его выполнения. И как правило, под прицел такого начальника попадают не все работники, а только самые ответственные, самые трудолюбивые и активные. Вот с них то он и начинает выжимать все соки, загружая все новой и новой работой. По моему наблюдению от начальника тирана страдают те люди, у кого развит комплекс отличницы. То есть гипертрофированное чувство ответственности и желание сделать все идеально, лучше, чем кто-либо другой.

По сути, они своим поведением явно дают понять своему начальнику, что, мол, на мне можно ездить, я все стерплю, я со всем справлюсь. И не просто справлюсь, а быстро и очень хорошо.

Поэтому если вы страдаете от нападок своего начальника, который заваливает вас работой, остановитесь! Выдохните! И перестаньте стремиться не подвести, успеть, удовлетворить. Поймите, что пока вы позволяете с собой так обращаться, до тех пор с вас будут требовать вдвойне. В то время, кстати, как ваши сотрудники за такую же зарплату не делают и половину того, что выполняете вы. У них есть время и на разговоры по телефону, и на чай с пирожным, и на перекур через каждые полчаса. И никто ничего им не говорит.

Что же делать? Уменьшить пыл и перестать спешить выполнить все идеально. Задайте новый темп работы, возвращайте половину заданий не сделанными и говорите: «Не успела». Конечно, если ваш начальник знает, как быстро вы работаете, это может вызвать у него недовольство. Но главное гнуть свою линию с невозмутимым видом, мол, не успеваю и все.

Некоторые начальники тираны в ответ на предложенную мной акцию протеста, задерживают подчиненного на работе. Мол, ах, не успеваешь? Значит, сиди на работе до тех пор, пока не сделаешь! Но и на этот выпад есть управа. Нужно пользоваться тем, что вы женщина!

«Извините, но я не могу остаться. Ни сегодня, ни завтра, никогда. Мой муж (парень, мужчина) приедет с работы голодным, и я должна его накормить/ Я должна забрать детей из садика, так как больше некому/ Мой муж запрещает мне задерживаться на работе. Сказал, что день, когда я задержусь, будет моим последним рабочим днем».

Собираете вещи и уходите. Это работает замечательно. Такой наглости с вашей стороны начальник не ожидает, но вариантов у него на самом деле всего два: или смириться, или уволить. А увольнять вас, скорее всего никто не будет, иначе кому же все-таки работать?

Сделать так на самом деле не просто, если у вас кроме гиперответственности есть еще и страх потерять работу. И если с излишней ответственностью можно что-то сделать, то страх сидит в вашей голове, поэтому никто кроме вас от него избавиться не сможет. Страх напрямую зависит от вашей самооценки. Если вы уверены в себе, то знаете, что бы не случилось, вы найдете работу. Не хуже, а может даже и лучше. Потому что вы умеете подать себя, показать свои достоинства и убедить человека на собеседовании, что вы именно та, кого они ищут.

Чтобы обеспечить себе спокойствие на той работе, какая у вас есть сейчас, нужно быть уверенной в себе. Для того, чтобы последовать моим рекомендациям. Для того, чтобы с невозмутимым видом выдержать то, что ответит вам начальник тиран. Для того, чтобы не бояться. А что вы думали, менять что-то в своей жизни всегда не просто! Но это того стоит!

С любовью, Юлия Кравченко

Если у вас есть ко мне вопрос, вы можете задать его мне . Я вам обязательно отвечу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *