Наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ
K.A. Ishekov
Vesting of Authority to the CEO of a Subject of the Russian Federation: New Terms of the Previous Order
Исследован порядок представления кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президенту России. Рассмотрена роль политической партии в процедуре представления кандидатур.
Ключевые слова и словосочетания: высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, Президент Российской Федерации, парламент субъекта Российской Федерации, политическая партия.
УДК 342.52(470+571)
ББК 67.400.6(2Рос-4)
К.А. Ишеков
НАДЕЛЕНИЕ
ПОЛНОМОЧИЯМИ
ВЫСШЕГО
ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОВЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЖНЕГО ПОРЯДКА
момента обновления федеративной государственности России в начале 1990-х годов порядок рекрутирования глав исполнительной власти регионов не один раз подвергся значительным преобразованиям, варьируясь от назначения Президентом России до прямых выборов населением.
В октябре 1991 г. был принят Закон РСФСР «О выборах главы администрации» , который так и не был повсеместно реализован на практике. Законом РФ «О краевом, областном Совете и краевой, областной администрации» также предусматривался выборный характер наделения полномочиями руководителей администраций. Однако при этом вплоть до проведения выборов действовали подзаконные акты, в соответствии с которыми сохранялась процедура назначения глав администраций Президентом России . В соответствии с Федеральным законом «О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной администрации, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации» правом участия в процедуре назначения на должность руководителей исполнительной власти, как и ныне,
обладали представительные органы регионов. Если не заострять внимание на формально-юридической стороне вопроса, то в содержании прежних и ныне существующих процедур наделения полномочиями глав исполнительной власти можно найти некоторые параллели .
В республиках порядок приобретения полномочий президентов устанавливался конституциями этих субъектов и имел выборный характер, что, без сомнения, способствовало укреплению самостоятельности республиканских лидеров.
Принятый 22 сентября 1999 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» унифицировал процедуры наделения полномочиями высшего должностного лица, предусмотрев единый во всех субъектах Федерации порядок его избрания на должность населением соответствующего региона.
Данный порядок приобретения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации был кардинально перестроен в 2004 г. В связи с принятием Федерального закона от 11 декабря 2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы президентов, губернаторов, глав администраций субъектов были упразднены. Взамен введены процедуры наделения полномочиями высшего должностного лица региональным парламентом по представлению Президента России.
Несмотря на ряд противоречивых формулировок Федерального закона (включая расплывчатое понятие «наделение полномочиями» высшего должностного лица), конституционность нового порядка рекрутирования глав региональной исполнительной власти была подтверждена высшим органом конституционного контроля . Как известно, ранее, в постановлении Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» , было высказано другое мнение: в 1996 г. выборы руководителя исполнительной власти субъекта рассматривались Судом как единственный легитимный порядок приобретения полномочий.
В постановлении от 21 декабря 2005 г. Конституционный Суд, указав на необходимость учета конкретных социально-правовых условий реализации конституционных норм, включая изменения в системе правового регулирования, диаметрально изменил свою точку зрения и признал право Президента РФ вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ кандидатуру на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта как соответствующее Конституции России и не нарушающее принципы разделения властей и федерализма, поскольку окончательное решение по данному вопросу принимается именно региональным органом законодательной власти. Необходимо подчеркнуть, что не все судьи Конституционного Суда были солидарны с результирующим судебным решением . Непоследовательная позиция Конституционного Суда подверглась справедливой критике и в научной литературе .
Механизм реализации нового порядка наделения полномочиями высшего должностного лица при сохранении своей основной сути был уточнен и частично изменен уже после его внедрения в конституционную (уставную) практику субъектов Федерации.
Законодательство предусматривает два способа представления кандидатуры на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ Президенту России для дальнейшего внесения ее на рассмотрение в региональный законодательный (представительный) орган. Один из способов можно охарактеризовать как «инициированный регионами, снизу, политическими партиями», другой — как «инициированный центром, сверху» . До принятия Федерального закона от 5 апреля 2009 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «О политических партиях» не исключалось одновременное применение обоих способов .
Указанный Федеральный закон внес определенные коррективы в существующий порядок представления кандидатур. В настоящее время приоритет отдан инициативе политической партии, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов избирателей по результатам выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и был допущен к распределению депутатских мандатов (ст. 26.1 Федерального закона «О политических партиях») . Именно она обладает преимущественным правом внесения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Президенту РФ. Порядок внесения предложений о кандидатурах, перечень необходимых документов, порядок проведения консультаций и порядок рассмотрения предложений о кандидатурах установлены в Положении, утвержденном Указом Президента России .
Другой способ, связанный с определением кандидатуры высшего должностного лица «по президентской линии», используется теперь по остаточному принципу в случае, если политическая партия не воспользовалась правом внести Президенту свои предложения о кандидатурах или воспользовалась им частично и не внесла предложения о кандидатурах повторно либо внесла предложения о кандидатурах с нарушением законодательно установленных требований. Президент Российской Федерации самостоятельно определяет кандидатуру, в том числе из лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров. В данном случае предусматривается следующий порядок представления Президенту России претендентов на должность высшего должностного лица. Предполагаемые кандидатуры вносятся Президенту РФ руководителем Администрации Президента. В свою очередь, предложения по представленным кандидатурам направляются руководителю Администрации полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, в пределах которого расположен соответствующий субъект Федерации.
Последний способ представления кандидатур регламентируется новым Указом Президента РФ от 23 апреля 2009 г. «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность
высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации», который регулировал предыдущий порядок представления кандидатур, однако продолжает свое действие сейчас и не противоречит новым юридическим нормам .
В контексте теории разделения властей предпочтительнее выглядит первый способ представления кандидатур Президенту. Приоритетное право выбора кандидатур, предоставленное региональному парламенту Федеральным законом, существенно повысило его правовой статус и влияние на механизм взаимодействия властей регионального уровня. Нет сомнений, что данное нововведение -определенный шаг навстречу эффективной реализации конституционного принципа разделения властей.
Еще одно изменение процедуры наделения полномочиями высшего должностного лица, введенное указанным Федеральным законом, связано с исключением права внесения кандидатуры в парламент субъекта в третий раз. Роспуск парламента Президентом России стал возможен в случае двукратного отклонения предложенной кандидатуры. Можно предположить, что по логике законодателя трехкратное представление кандидатуры высшего должностного лица в парламент субъекта показалось излишним по ряду причин. Президент определяет кандидатуру из числа лиц, предложенных партией парламентского большинства, в связи с этим учитывается мнение большей части членов депутатского корпуса. С партией парламентского большинства и самим парламентом проводятся соответствующие консультации. Кроме того, предусмотрена возможность определения данной кандидатуры Президентом России самостоятельно в случае, если политические партии не воспользовались своим правом внести предложения по кандидатурам. Поскольку партия, располагающая большинством депутатских мандатов, не выразила свои предпочтения, можно предположить, что она доверяет Президенту самостоятельно решить этот кадровый вопрос. Таким образом, в действующем законодательстве презюмируется, что вопрос о наделении полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации должен быть заранее предрешен еще до голосования депутатов регионального парламента.
Изложенное дает веские основания утверждать, что участие Президента России в процедуре наделения полномочиями высшего должностного лица при угрозе роспуска парламента субъекта РФ предполагает значительное одностороннее воздействие федерального центра на систему разделения властей в регионах. В связи с этим возникает тенденция к перевесу полномочий в учредительной сфере и сфере реализации сдержек и противовесов в пользу Президента и предлагаемого им руководителя региональных органов исполнительной власти.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Несмотря на то что с формально-юридической точки зрения учредительная роль Президента России в рассматриваемой процедуре второстепенна (он только предлагает кандидатуру высшего должностного лица) и окончательное решение выносит региональный парламент, законодательные (представительные)
органы конкретных субъектов не обладают фактическими полномочиями при назначении руководителя высшего органа исполнительной власти. Как справедливо отмечал А. Бланкенагель, оценивая предыдущий вариант представления кандидатур на должность высшего должностного лица, предложение Президента России подкрепляется «аргументом», способным убедить любого, — правом роспуска парламента в случае трехкратного отклонения предложенной кандидатуры. Очевидно, что такое «предложение» просто невозможно отклонить . В настоящий момент так же маловероятно, что члены регионального парламента в случае двукратного отклонения предложенной Президентом кандидатуры добровольно откажутся от своего депутатского мандата.
В конечном итоге полномочия главы исполнительной власти и высшего должностного лица субъекта РФ приобретет именно то лицо, которое в большей мере соответствует требованиям Президента России. В связи с изложенным утверждение президентской креатуры региональным парламентом кажется избыточным звеном в рассматриваемой процедуре. В сложившейся ситуации система разделения властей в субъектах РФ оказалась бы более сбалансированной при прямом назначении высших должностных лиц Президентом России. Такой порядок рекрутирования глав исполнительной власти в регионах выглядел бы логичнее и с позиций единства власти .
Налицо скептическое отношение к новому порядку наделения полномочиями высшего должностного лица в некоторых субъектах РФ. В Республиках Татарстан, Саха (Якутия), несмотря на прямое действие Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предписывающего «назначение» главы региональной исполнительной власти, конституционные нормы о выборах президентов республик не отменены, а лишь приостановлены .
В литературе и некоторых официальных документах выражена позиция, согласно которой ставится под сомнение сама возможность регулирования порядка наделения полномочиями высшего должностного лица в федеральном законе. По мнению В.А. Черепанова, само суждение о том, что основы порядка формирования органов государственной власти субъектов РФ входят в объемы понятий «общие принципы организации органов государственной власти субъектов РФ» и «общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ» и относятся к предметам совместного ведения, нельзя считать истинным . Бездоказательным и ошибочным является отнесение полномочий по формированию (образованию) исполнительных органов субъектов РФ к общим принципам организации системы органов государственной власти, с точки зрения А.Л. Кононова .
В связи с правовым закреплением и реализацией нового порядка наделения полномочиями высшего должностного лица актуализируется вопрос о форме правления в субъектах РФ. Трудно согласиться с мнением авторов, полагающих, что наделение полномочиями губернатора области парламентом, а не в результате всенародных выборов является необходимым условием парламентской, а не президентской республики ; свидетельствует о формировании на уровне области парламентской формы правления .
Бесспорен тот факт, что участие парламента в процедуре возведения на пост высшего должностного лица субъекта РФ является чисто формальным. Кроме того, для парламентской формы правления характерно, что глава государства (президент) не является главой правительства и занимает относительно скромное место в системе органов государственной власти. В субъектах Федерации наблюдается обратная тенденция: высшее должностное лицо не только руководит исполнительной властью в субъекте, но также осуществляет ряд полномочий, включая представительские, правотворческие, учредительные, координационные, позволяющие говорить о значимости его роли как главы региона. В связи с этим сложившаяся форма организации политической власти в субъекте РФ в большей мере напоминает президентскую (в республиках в составе России) или «губернаторскую» (в иных субъектах), нежели парламентскую форму правления .
При наличии множества полемических вопросов, связанных с порядком приобретения полномочий глав исполнительной власти субъектов РФ, одно можно сказать с уверенностью: детальная регламентация в федеральном законе всех вопросов организации системы исполнительной власти субъектов Федерации, даже со ссылкой на их принадлежность к общим принципам, недопустима. Это противоречит ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, которая в этом вопросе предоставляет субъектам РФ значительную организационную самостоятельность.
Библиографический список
1. О выборах главы администрации: Закон РСФСР от 24 окт. 1991 г. № 1803-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 45. Ст. 1491.
4. О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной администрации, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации: Федер. закон от 1 апр. 1993 г. № 4733-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 16. Ст. 561.
5. Ишеков К.А. Становление региональной системы разделения властей в России: начальный этап // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 8. С. 44-45.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Федер. закон от 11 дек. 2004 г. № 159-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 4950.
8. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан: постановление Конституционного Суда РФ от 21 дек. 2005 г. № 13-П // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 336.
9. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края: постановление Конституционного Суда РФ от 18 янв. 1996 г. № 2-П // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 409.
10. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан: особое мнение судьи Конституционного Суда РФ А. Л. Кононова; По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан: особое мнение судьи Конституционного Суда РФ В.Г. Ярославцева // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 336.
12. Черкасов КВ. Еще раз о «назначении» глав регионов, или О повышении эффективности функционирования территориальных органов президентской власти в ракурсе административной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 8. С. 18-20.
13. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «О политических партиях»: Федер. закон от 5 апр. 2009 г. № 41-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 14. Ст. 1576.
14. О политических партиях: Федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ в ред. от 19 июля 2009 г. // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; 2009. № 29. Ст. 3633.
15. Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации: Указ Президента РФ от 23 апр. 2009 г. № 441 // СЗ РФ. 2009. № 17. Ст. 2053.
16. О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 дек. 2004 г. № 1603 в ред. от 11 февр. 2006 г. // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 2). Ст. 5427; Рос. газ. 2006. 21 февр.
17. Бланкенагелъ А. Сколько централизма выдержит федеративное государство? Постановление Конституционного Суда Российской Федерации о «назначении» губернаторов // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 2. С. 153-159.
18. Липатов Э.Г. Правотворческая деятельность органов власти субъектов Российской Федерации / под ред. В.В. Володина. Саратов, 2008.
19. О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан: Закон Республики Татарстан от 14 марта 2005 г. // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2005. № 3 (ч. 1). Ст. 242.
21. Черепанов В.А. Конституционный Суд РФ о реформе государственной власти в субъектах РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5. С. 17-21.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
23. Демина И.А. Закрепление принципов организации и системы органов государственной власти в уставном законодательстве области как субъекте Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
24. Дмитриев В.И. Конституционно-правовые формы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2007.
Статья 19. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.
2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:
а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
3. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
4. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
действует Редакция от 03.12.2012 Подробная информация
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.05.94 N 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013 ) «О СТАТУСЕ ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья 4 Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации депутата Государственной Думы
(в ред. Федерального закона от 04.08.2001 N 109-ФЗ)
1. Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 4-ФЗ)
в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям, предусмотренным пунктом «в» части второй статьи 6 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
в.1) вхождения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;
е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;
ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
Подпункт з) — Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 19.06.2004 N 53-ФЗ)
и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Часть 2. — Утратила силу.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 238-ФЗ)
3. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:
а) роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации;
б) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
в) несоблюдения требования части второй, шестой или седьмой статьи 7-1 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ)
4. Решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации оформляется постановлением Совета Федерации с указанием дня прекращения полномочий члена Совета Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 238-ФЗ)
5. Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным частью первой и пунктами «б» и «в» части третьей настоящей статьи, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Такое постановление Государственной Думы принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, а если это основание появилось в период между сессиями Государственной Думы, — не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы. В случае, предусмотренном пунктом «а» части третьей настоящей статьи, полномочия депутатов Государственной Думы, касающиеся принятия Государственной Думой федеральных законов, а также осуществления ею иных конституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты, прекращаются со дня назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 25.07.2011 N 263-ФЗ)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
(Новая редакция, изложенная в Федеральном законе от 05.07.1999 № 133-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — член Совета Федерации, депутат Государственной Думы соответственно), их помощников, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы
1. Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
3. Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (Часть введена — Федеральный закон от 25.07.2006 № 128-ФЗ)
Статья 2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей Российской Федерации
1. Статус члена Совета Федерации, статус депутата Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. По объему социальных гарантий члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру, Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы — к Председателю Правительства Российской Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации и заместитель Председателя Государственной Думы — к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 408-ФЗ)
3. К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы относятся:
а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 09.05.2005 № 42-ФЗ)
б) ежегодный оплачиваемый отпуск;
в) зачисление времени осуществления полномочий члена (депутата) Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы; (В редакции Федерального закона от 09.05.2005 № 42-ФЗ)
г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей;
д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;
е) обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;
ж) обязательное государственное социальное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий;
з) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;
и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.
4. Должностные лица федеральных органов государственной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 227-ФЗ)
5. Дополнительные условия для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 3. Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
1. Порядок установления срока полномочий члена Совета Федерации и порядок установления сроков начала и прекращения осуществления членом Совета Федерации своих полномочий определяются в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». (В редакции Федерального закона от 14.02.2009 № 21-ФЗ)
2. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных частями первой, третьей и пятой статьи 4 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 04.08.2001 № 109-ФЗ)
Статья 4. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
1. Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу; (В редакции федеральных законов от 09.02.2009 № 4-ФЗ, от 02.07.2013 № 147-ФЗ)
в) участия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией в случае, предусмотренном пунктом «г» части второй статьи 6 настоящего Федерального закона, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям, предусмотренным пунктом «в» части второй статьи 6 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 02.07.2013 № 147-ФЗ)
в1) вхождения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.03.2007 № 24-ФЗ)
в2) открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, их супругами и несовершеннолетними детьми. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»; (Пункт введен — Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 505-ФЗ)
в3) установления фактов открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами: в отношении члена Совета Федерации — на момент рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации его кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации или соответствующей кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо в период со дня регистрации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации соответствующего кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и в случае его избрания до дня принятия этим лицом решения о наделении одной из представленных им кандидатур полномочиями члена Совета Федерации, в отношении депутата Государственной Думы — в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы; (Пункт введен — Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ)
в4) непредставления или несвоевременного представления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.11.2015 № 303-ФЗ)
г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;
е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;
ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
з) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 19.06.2004 № 53-ФЗ)
и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
2. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 03.12.2012 № 238-ФЗ)
3. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:
а) роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации;
б) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 71 настоящего Федерального закона;
в) несоблюдения требования части второй, шестой или седьмой статьи 71 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 12.05.2009 № 94-ФЗ, от 20.10.2011 № 287-ФЗ)
(Часть в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)
31. Полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы по инициативе фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 71 настоящего Федерального закона, или по инициативе комитета, членом которого он является, в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, предусмотренных частями первой и второй статьи 8 и частью третьей статьи 12 настоящего Федерального закона. (Часть введена — Федеральный закон от 03.05.2016 № 140-ФЗ)
4. Решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации оформляется постановлением Совета Федерации, в котором определяется день прекращения его полномочий. Постановление Совета Федерации о прекращении полномочий члена Совета Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами «а», «б», «д» — «и» части первой настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации либо со дня, когда Совету Федерации стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Совета Федерации, — не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Совета Федерации. Постановление Совета Федерации о прекращении полномочий члена Совета Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в1», «в2», «в3», «в4» и «г» части первой настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия органом, образованным (определенным) в соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий члена Совета Федерации, решения об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации. Указанный орган проверяет и оценивает фактические обстоятельства, служащие основаниями для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, а также принимает решение об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации в порядке и сроки, которые устанавливаются Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление Совета Федерации о прекращении полномочий члена Совета Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. В течение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока обращения в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае обращения в Верховный Суд Российской Федерации до вступления в законную силу решения суда на лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в1», «в2», «в3», «в4» и «г» части первой настоящей статьи, распространяются гарантии деятельности члена Совета Федерации, предусмотренные статьей 19 настоящего Федерального закона. Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации, восстанавливается в статусе члена Совета Федерации со дня вступления в законную силу решения суда о признании постановления Совета Федерации о прекращении полномочий члена Совета Федерации незаконным или необоснованным. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 147-ФЗ, от 03.11.2015 № 303-ФЗ)
5. Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным частью первой, пунктами «б» и «в» части третьей и частью третьей1 настоящей статьи, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «а», «б», «д» — «и» части первой и пунктами «б» и «в» части третьей настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы либо со дня, когда Государственной Думе стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Государственной Думы, — не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в1», «в2», «в3», «в4» и «г» части первой настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия органом, образованным (определенным) в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий депутата Государственной Думы, решения об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы. Указанный орган проверяет и оценивает фактические обстоятельства, служащие основаниями для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, а также принимает решение об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы в порядке и сроки, которые устанавливаются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. В течение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока обращения в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае обращения в Верховный Суд Российской Федерации до вступления в законную силу решения суда на лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в1», «в2», «в3», «в4» и «г» части первой настоящей статьи, распространяются гарантии деятельности депутата Государственной Думы, предусмотренные статьей 19 настоящего Федерального закона. Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы, восстанавливается в статусе депутата Государственной Думы соответствующего созыва со дня вступления в законную силу решения суда о признании постановления Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы незаконным или необоснованным. Фракция вправе обратиться к Государственной Думе с предложением о проверке соблюдения депутатом Государственной Думы ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом. Фракция или иные лица, наделенные надлежащим публично-правовым статусом, перечень которых устанавливается федеральным законом, вправе обжаловать в Верховный Суд Российской Федерации решение (бездействие) Государственной Думы об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы. В случае, предусмотренном пунктом «а» части третьей настоящей статьи, полномочия депутатов Государственн