Налог на добычу углеводородного сырья

Налог на добычу углеводородного сырья

УДК 338.246.2

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

TAX ON THE ADDITIONAL INCOME FROM HYDROCARBONIC RAW PRODUCTION

IN THE RUSSIAN FEDERATION: EXPEDIENCY ASSESSMENT

В.В. Понкратов V.V. Ponkratov

Институт финансово-экономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Проанализирована целесообразность введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в Российской Федерации, а также рассмотрены иные варианты совершенствования системы налогообложения добычи углеводородного сырья.

Ключевые слова: налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, налог на добычу полезных ископаемых, нефтегазовая отрасль промышленности, доходы федерального бюджета.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 г. поступило 9 720,0 млрд руб., что на 26,3 % больше, чем в 2010 г. Формирование всех доходов в 2011 г. на 83 % обеспечено за счет поступления налога: на прибыль — 23 %, на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) — 21 %, на доходы физических лиц — 21 % и НДС — 18 %. В 2010 г. совокупная доля указанных налогов составляла 82 %.

Доля нефтегазовых доходов в консолидированном бюджете в 2005-2011 гг. колеблется в интервале 27-35 % и демонстрирует чувствительность к внешним факторам, определяющим мировую цену нефти. Особенно сильно

это проявилось в острой фазе мирового финансово-экономического кризиса, пришедшейся на 2008-2009 гг.

НДПИ в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 г. составил 2 046,9 млрд руб., или на 45,2 % больше, чем в 2010 г., что обусловлено благоприятной ценовой конъюнктурой на мировых рынках сырья (рост цены на нефть с 76,7 дол. в декабре

2009 г. — ноябре 2010 г. до 108,0 дол. в декабре

2010 г. — ноябре 2011 г., или на 40,8 %) и лишь в малой степени ростом объемов добычи нефти (см. таблицу).

Поступление доходов от добычи нефти и газа в бюджетную систему Российской Федерации в 2007-2011 гг., млрд руб.

Наименование показателя Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2011/2010, %

Администрируемые ФНС доходы консолидированного бюджета РФ 7 360,2 7 948,9 6 288,3 7 695,8 9 720,0 126,3

НДПИ 1 194,7 1 708,0 1 053,8 1 406,3 2 046,9 145,2

В том числе: нефть 1 070,9 1 571,6 934,3 1 266,8 1 845,8 145,7

природный газ 96,3 90,5 75,0 85,1 136,3 160,2

газовый конденсат 8,1 8,8 6,9 9,4 6,4 68,2

Статья подготовлена в рамках НИР по гранту Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-2038.2012.6.

© В.В. Понкратов, 2013

Доля НДПИ в консолидированном бюджете России значительна, но не доминирующая — складывается обманчивое впечатление, что бюджет не столь зависим от углеводородных доходов. Ситуация меняется, если добавить в бюджетное уравнение экспортную пошлину на вывоз нефти, нефтепродуктов и газа. Напомним, что в 2005 г. она была исключена из состава налогов и теперь учитывается в разделе «Доходы от внешнеэкономической деятельности». В 2011 г. сумма вывозной таможенной пошлины на нефть сырую составила 2 332,4 млрд руб., на газ природный — 384,4 млрд руб., на товары, выработанные из нефти, — 936,5 млрд руб. За тот же период прочие вывозные таможенные пошлины составили 57 млрд руб. .

Согласно Основным направлениям бюджетной политики на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг., доля нефтегазовых доходов заложена на уровне 47 %, что соответствует докризисным показателям и свидетельствует о критической зависимости бюджета от ценовой конъюнктуры на рынках углеводородного сырья. Учитывая нарастание неопределенности относительно ценовой конъюнктуры рынка углеводородов, появляются серьезные угрозы для финансовой стабильности государства и экономического роста в целом. Следует отметить, что последние десятилетия биржевые цены на нефть изменяются по законам рынка производных финансовых инструментов, а не рынка традиционных сырьевых товаров. В связи с этим практически невозможно прогнозировать ее динамику с достаточной степенью вероятности .

Необходимо отметить следующие проблемы нефтегазового комплекса промышленности России:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— нерациональное недропользование (низкие коэффициенты извлечения нефти и газа), от-

сутствие комплексных технологий добычи углеводородов (сжигание попутного нефтяного газа);

— приближающееся истощение основных нефтяных и газовых месторождений западносибирской нефтегазоносной провинции;

— рост себестоимости добычи углеводородов в новых провинциях;

— наличие инфраструктурных ограничений, в том числе для диверсификации экспортных поставок углеводородов;

— высокий износ основных фондов транспортной инфраструктуры и перерабатывающей промышленности;

— низкая глубина переработки.

Поддержание достигнутых объемов добычи углеводородов потребует разработки:

— месторождений в новых нефтегазоносных провинциях, где отсутствует необходимая инфраструктура. В их числе — шельфы северных и дальневосточных морей, территории севернее 65° северной широты;

— трудноизвлекаемых залежей нефти, в том числе высоковязкой;

— газоконденсатных месторождений ачи-мовских и валанжинских залежей;

— месторождений газа сланцевых пластов, низконапорного газа, высокосернистого газа, а также месторождений с высокой долей содержания гелия.

Главный итог реформирования российской системы налогообложения нефтяных компаний в течение минувшего десятилетия — усилившееся перераспределение доходов от добычи нефти в пользу государства. Согласно оценке специалистов РБК, за период с 1999 до 2011 г. налоговая нагрузка на выручку нефтяных компаний выросла с 20 до 55 %, на прибыль — с 32 до 81 %. При цене 70 дол. за баррель Urals в бюджет поступает около 65 % выручки только в форме НДПИ и экспортной пошлины, не считая других налогов. При удорожании барреля нефти с 30 до 90 дол. часть выручки, остающаяся у нефтяников после уплаты пошлины и НДПИ, увеличивается всего на 7,8 дол. на баррель (с 19,5 до 27,3 дол.).

Для НДПИ характерно резкое доминирование фискальной функции. До определенного предела повышенную налоговую нагрузку на нефтегазодобывающие компании следует воспринимать как стремление государства изъять природную ренту, возникающую у компании-недропользователя при добыче углеводородного сырья. Необходимо придание с помощью рентных доходов импульса технологическому развитию отечественной экономики, отходу ее от узкой топливно-сырьевой специализации в

мировом разделении труда. Однако не надо забывать, что государственное регулирование цен и тарифов в ряде случаев является фактическим изъятием части природной ренты с одновременной передачей ее потребителям соответствующей продукции. Наиболее наглядно это проявляется в государственном регулировании внутренних цен на газ. Многие недропользователи в России в настоящее время эксплуатируют низкорентабельные месторождения, что в условиях единого подхода к взиманию плате -жей удорожает себестоимость добычи, не обеспечивает ее прироста и эффективности и, в свою очередь, ведет к снижению сбора налогов.

Ревизия использования природной ренты не должна подорвать конкурентоспособность топливно-сырьевых отраслей. Требуется нахождение баланса между интересами государства и бизнеса. В интересах общества стимулировать привлечение инвестиций, повышающих отдачу для экономики от ее природноресурсного потенциала. Долгосрочным целям и государства, и бизнеса отвечает реинвестирование части природной ренты самими отраслями .

Одна из важнейших проблем на сегодня -создание стимулов освоения новых месторождений, характеризующихся более высокими операционными и капитальными затратами, более сложными геологическими условиями, необходимостью создания инфраструктуры, большей удаленностью от рынков сбыта. Расчеты проектных нефтегазовых институтов показывают, что для их рентабельного освоения недостаточно льгот по НДПИ.

Следует отметить, что Правительство Российской Федерации в 2012 г. уделяло повышенное внимание вопросам совершенствования системы налогообложения добычи углеводородного сырья. Например, с целью стимулирования разработки трудноизвлекаемых запасов нефти 3 мая 2012 г. было принято постановление Правительства № 700-р, предполагающее градацию проектов по сложности, исходя из геологических условий, с установлением пониженных ставок НДПИ в зависимости от категории сложности, а также пониженной ставки экспортной пошлины для сверхвязкой нефти . Конечной целью налоговых новаций является вовлечение в активную разработку дополнительно 2,5 млрд т запасов.

Определенной новацией законодательства является требование создания резервных и ликвидационных фондов для накопления средств, необходимых для завершения проектов по разработке участков недр, содержащих запасы

трудноизвлекаемой нефти, в целях исчисления налога на прибыль.

Кроме того, постановление содержит антикризисный потенциал: предусматривается возможность применения дополнительно пониженных ставок НДПИ, вывозных таможенных пошлин и других мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования в случае существенных изменений конъюнктуры мирового рынка, включая снижение стоимости нефти марки «Юралс» на мировом рынке до уровня меньше 60 дол. США за баррель, а также при наступлении форс-мажорных обстоятельств, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации .

С целью стимулирования новых шельфовых проектов 12 апреля 2012 г. было принято постановление Правительства № 443-р, также предполагающее градацию проектов по сложности с учетом географического расположения. В числе основных новаций — освобождение компаний, добывающих углеводороды на новых морских месторождениях, от вывозной таможенной пошлины, введение адвалорных ставок НДПИ в зависимости от категории сложности . Конечной целью налоговых новаций является начало активной геологоразведки в регионе с прогнозными ресурсами углеводородов 100 млрд т условного топлива. Первоначально предполагалось, что соответствующие поправки в Налоговый кодекс будут разработаны и согласованы профильными министерствами до 1 октября 2012 г., но задача оказалась гораздо сложнее, и работа продолжается до сих пор.

Российские нефтяные компании в конце 2008 г. в условиях мирового финансового кризиса заговорили о необходимости отказа от НДПИ, предполагающего налогообложение выручки, и перехода на новую систему налогообложения, основанную на прибыли компании. Причем, по мнению нефтяников, такая система должна применяться для всех месторождений. В итоге в феврале 2009 г. на совещании в Киришах правительство все же приняло решение разработать налог на дополнительный доход (далее — НДД) при добыче углеводородного сырья применительно к новым месторождениям. Данный пункт даже появился в основных направлениях налоговой политики на 2010-2012 гг.

В настоящее время в Министерстве энергетики Российской Федерации разрабатывается новая система налогообложения добычи нефти в России. Базовой новеллой разрабатываемой системы налогообложения нефтедобычи

является предложение вводить новый налог для новых месторождений, направленный на изъятие дополнительных доходов (сверхприбыли) нефтяных компаний от реализации нефти новых месторождений. В законченном виде концепция новой системы налогообложения добычи нефти в Российской Федерации еще не была представлена, так что предприму попытку консолидировать имеющиеся сведения и проанализировать направление работы специалистов Минэнерго России.

Анализируемая концепция является рамочной: в настоящее время определены только основные принципы, но не конфигурация (ставка, налогооблагаемая база и т. д.) будущей налоговой системы. На втором этапе работ будет проведена конкретизация ее параметров по итогам сценарного моделирования широкого круга проектов. В дальнейшем к проводимой работе по данному вопросу планируется привлечь представителей заинтересованных министерств и ведомств для получения согласованного варианта новой налоговой системы.

Наиболее вероятно, что в окончательном варианте разрабатываемой концепции будут заложены следующие основные параметры.

1. Введение новой шкалы ставок экспортной пошлины только после 40 дол. США/ баррель, что позволит значительно увеличить количество рентабельных месторождений.

2. Введение НДД позволит выровнять экономику проектов с разными географическими, геологическими и экономическими условиями, а также учесть изменение макроэкономических параметров.

3. В целом новый налоговый режим (новая шкала ставок экспортной пошлины, отмена НДПИ, ставка НДД 35 %) позволит обеспечить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— кратный прирост количества месторождений, уровень рентабельности разработки которых превышает пороговое значение 16,3 %;

— плавные темпы роста ШЯ по месторождениям с ростом цены от 40 дол. США/баррель, что соответствует параметрам концептуального налогового режима.

Министерство финансов и Министерство энергетики расходятся во мнениях о приоритетности налогового стимулирования месторождений. Минфин РФ считает, что налог на дополнительный доход, возникающий при добыче нефти, необходимо вводить сначала только для новых месторождений. В нефтяной отрасли, обладающей значительным инвестиционным потенциалом, наблюдается увеличение затрат на добычу нефти, связанное с естественным ухудшением состояния минерально-сырь-

евой базы, в связи с чем Министерство энергетики РФ прогнозирует снижение объемов добычи нефти. Стабилизация объемов добычи нефти может быть обеспечена как за счет стимулирования разработки новых месторождений, так и за счет проведения мероприятий по увеличению извлечения нефти на уже действующих месторождениях. При этом, по мнению Министерства энергетики РФ, экономически более целесообразным является вариант стимулирования работ по увеличению извлечения нефти на уже действующих месторождениях в связи с наличием на них действующей инфраструктуры, и, соответственно, более низкими затратами на добычу нефти.

Кроме того, в Минэнерго полагают, что в случае снижения налоговой нагрузки только на новые месторождения недропользователи направят все свободные ресурсы на их освоение, тогда как часть экономически оправданных инвестиций в действующие месторождения, которые могли бы дать большую отдачу, будут досрочно сокращены.

Однако не стоит ожидать скорого решения вопроса о переходе на НДД. Минфин считает, что переход на НДД не должен рассматриваться в качестве первоочередной задачи налоговой политики РФ, так как принятые в последние годы меры в области налоговой и таможенно-тарифной политики, по мнению министерства, привели к снижению фискальной нагрузки на добычу и экспорт нефти более чем на 500 млрд руб. и обеспечивают в нефтяной отрасли высокий показатель чистой прибыли. Министерство отмечает, что подход к налогообложению, основанный на определении и налогообложении чистого дохода, обеспечивает реальную дифференциацию налоговой нагрузки в зависимости от конкретных условий добычи нефти и учитывает не только получаемый производителем валовый доход, но и затраты на добычу нефти на конкретном месторождении. По мнению ведомства, переход на НДД возможен после создания системы эффективного налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения и разработки подходов к эффективному администрированию этого налога.

С точки зрения экономики проекта добычи сырья, система, базирующаяся на НДД, является более прогрессивной, поскольку в значительно большей степени основана на налогообложении доходов. НДД учитывает изменение горно-геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения и реагирует на изменение внешних экономических

условий производства (мировых цен). В случае высокоэффективных проектов его применение обеспечивает прогрессивное изъятие ресурсной ренты в пользу государства. Кроме того, НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений за счет фактического освобождения инвесторов от налога вплоть до полного возмещения капитальных затрат. Одновременно улучшаются условия реализации низкоэффективных проектов.

В то же время, однако, налоговая система, основанная на НДД, является более сложной по сравнению со всеми остальными с точки зрения как проведения налоговых расчетов, так и практического контроля за их достоверностью. Это создает потенциальные возможности занижения производителями своих налоговых обязательств и, как следствие, уменьшения доходов государственного бюджета. И в Российской Федерации это обстоятельство является основным сдерживающим фактором. На примере СРП мы видим, что своей доли государство, вполне вероятно, не дождется до момента полной отработки месторождений.

По моему мнению, система налогообложения доходов добывающих организаций в Российской Федерации, основанная на использовании НДД от добычи углеводородного сырья (налога на сверхприбыль), не является жизнеспособной. При существующей системе бухгалтерского и налогового учета, недостаточной прозрачности деятельности большинства добывающих компаний (многие из которых имеют сотни дочерних и зависимых обществ) применяемые методы налогового администрирования не способны обеспечить государству доходы от принадлежащих ему запасов полезных ископаемых. Система, основанная на НДД, будет стимулировать завышение затрат добывающих организаций и никак не содействовать экономии издержек и оптимизации деятельности. Следует признать, что ряд западных стран с относительным успехом применяют систему налогообложения, основанную на налоге на сверхприбыль, но они имеют действенные механизмы контроля, длительную практику администрирования и стабильные условия ведения бизнеса. Но эти страны также используют и другие налоговые инструменты изъ-

ятия рентных доходов от добычи нефти: рен-талс и роялти в различных модификациях.

По моему мнению, при разработке концепции налогообложения добычи углеводородного сырья необходимо основываться на следующих подходах:

— налогообложение результата деятельности организаций отрасли;

— стимулирование рационального пользования недрами и наиболее полного извлечения основных и попутных компонентов;

— экономическая и бюджетная эффективность для государства;

— простота администрирования.

3. Понкратов В. В. Налогообложение добычи нефти и газа в Российской Федерации: ретроспективный анализ, действующая система, направления совершенствования. — Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2011.

4. О предложении Минэнерго России о классификации проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекае-мой нефти, определенных на основе показателей проницаемости коллекторов и вязкости нефти : распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 700-р. -URL: http://www. правительство.рф/gov/results/ 18899/ (дата обращения: 28.12.2012).

6. О стимулировании новых шельфовых

проектов : постановление Правительства

Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 443-р. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 июня 2019 года N 03-06-05-01/46899

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо ФНС России от 15.05.2019 N СД-4-3/8954@ по вопросу определения периода мониторинга цен на нефть сырую марки «Юралс» при расчете коэффициента ЭП при исчислении налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при налогообложении добычи нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной (за исключением нефти, добытой на участках недр, в отношении которой в течение всего налогового периода исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья) ставка НДПИ умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и полученный результат уменьшается на величину показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм), величина которого рассчитывается, в том числе с учетом коэффициента Кман, определяемого в порядке, установленном пунктом 7 статьи 342.5 Кодекса.

Согласно подпункту 7 статьи 342.5 Кодекса коэффициент Кман определяется по формуле учитывающей коэффициент ЭП рассчитываемый в порядке, установленном пунктом 8 статьи 342.5 Кодекса.

В соответствии с пунктом 8 статьи 342.5 Кодекса коэффициент ЭП рассчитывается налогоплательщиком для каждого налогового периода в порядке, предусматривающем использование при его расчете сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском).

При этом средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период мониторинга определяется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» периодом мониторинга цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) является период с 15-го числа каждого календарного месяца по 14-е число следующего календарного месяца включительно.

Средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), определенная по результатам мониторинга, ежемесячно не позднее чем за пять дней до 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга, доводится через официальные источники информации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, для налогового периода — январь 2019 года по НДПИ периодом мониторинга цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) для определения коэффициента ЭП будет являться период с 15 ноября по 14 декабря 2018 года.

Заместитель
директора Департамента
В.А.Прокаев

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт ФНС России
www.nalog.ru, 05.07.2019

На основании пп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение полезных ископаемых, добытых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения), производится по налоговой ставке в размере 0 процентов (0 рублей).

При этом отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 № 899 утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, которыми предусмотрено, что отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (далее – Роснедра) по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.

При этом сведения об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным направляются Роснедрами в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.

В соответствии с Временными методическими рекомендациями по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам, утвержденными Распоряжением МПР России от 10.09.2003 № 403-р, к некондиционным запасам полезных ископаемых относятся:

– запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получения продукции соответствующего государственного стандарта РФ, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;

– запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;

– запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.

Отнесение полезных ископаемых к некондиционным осуществляется при государственной экспертизе технико-экономического обоснования постоянных кондиций.

Основанием для осуществления добычи некондиционных запасов твердых полезных ископаемых является решение недропользователя, утвержденное в установленном порядке в составе годового плана развития горных работ на текущий или предстоящий год (в ред. Приказа Роснедр от 26.11.2009 № 1188).

Решения по отнесению запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также по определению нормативов содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, принимаются Роснедрами в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Российской Федерации (Постановления от 26.12.2001 № 899 и от 17.06.2004 № 293), и в порядке, установленном Приказом Роснедр от 31.03.2005 № 345.

Форма налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 14.05.2015 N ММВ-7-3/197@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронной форме».

В приложении № 3 к порядку заполнения налоговой декларации по НДПИ для полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов (остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения) предусмотрен код основания налогообложения добытых полезных ископаемых по налоговой ставке 0 процентов – 1040.

На основании вышеизложенного, при отсутствии утвержденного в установленном порядке решения об отнесении запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам налоговая ставка 0% не применяется, и количество добытого полезного ископаемого облагается по общеустановленной налоговой ставке. В таком случае в налоговой декларации отражается код основания налогообложения добытых полезных ископаемых по общеустановленной налоговой ставке – 4000.

При этом в дальнейшем, при получении налогоплательщиком вышеуказанного решения, он вправе предоставить уточненные налоговые декларации на количество добытого полезного ископаемого, отнесенного по этому решению к некондиционным запасам.

Расчет НДПИ на песок осуществляется с учетом норм, закрепленных в НК РФ. Каковы основные составляющие формулы этого расчета?

Как рассчитывается НДПИ (общие принципы)

НДПИ для любого типа ископаемых исчисляется на основе 2 основных показателей:

  • налоговой базы;
  • ставки.

Также имеют значение специфика добычи конкретного объекта налогообложения и установленный для того или иного типа ископаемых порядок исчисления НДПИ. В зависимости от этого ставку и базу могут дополнять те или иные коэффициенты, а их значения могут применяться в разных формулах.

В общем случае для того, чтобы исчислить НДПИ, нужно умножить величину базы на ставку (п. 1 ст. 343 НК РФ). Т. е. чтобы рассчитать налог, например, на песок, нужно вычислить процент от базы, определенной по этому объекту с учетом установленных для него особенностей.

В ряде случаев при исчислении НДПИ применяются дополнительные коэффициенты. В числе таковых:

  1. Универсальные, установленные по умолчанию для всех полезных ископаемых, включая песок. К ним относится коэффициент, который характеризует территорию добычи ископаемого. Он применяется, если субъект платы НДПИ:
  • участвует в региональных инвестпроектах;
  • принимает участие в региональных инвестпроектах, но не зарегистрирован в реестре участников соответствующих проектов;
  • осуществляет деятельность в регионе, имеющем статус субъекта РФ с опережающим социально-экономическим развитием.
  1. Установленные для конкретного типа полезных ископаемых. К ним относятся коэффициенты, приводимые в ст. 342.5 НК РФ в довольно широком спектре для нефти.

Сумма НДПИ может быть уменьшена:

  • по основаниям, определенным ст. 343.1 и 343.2 НК РФ (однако они не касаются добычи песка);
  • на расходы по доставке ископаемого, которое реализуется на рынке, потребителю — в порядке, установленном ст. 340 НК РФ (эти нормы могут применяться при исчислении НДПИ для песка).

Пример исчисления НДПИ для нефти см. в статье «Данные для расчета НДПИ за февраль 2017 года».

Как рассчитать НДПИ на песок: ставка

Для начала определим один из двух ключевых показателей для расчета НДПИ — ставку для песка как полезного ископаемого.

Песок, с точки зрения классификации, утвержденной в НК РФ, может быть:

  • горнорудным неметаллическим сырьем, если это стекольный песок (п. 7 ст. 337 НК РФ);
  • неметаллическим сырьем, которое используется главным образом в сфере строительства, если это природный песок или песчано-гравийная смесь (пп. 7, 10 ст. 337 НК РФ).

Для обоих типов сырья установлена ставка в величине 5,5 % (подп. 4 п. 2 ст. 342 НК РФ).

Стоит отметить, что в случае, если ископаемое, относящееся к категории общераспространенных, добывается индивидуальным предпринимателем, и притом для собственного потребления, НДПИ не платится (подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ).

На практике самые часто встречаемые в природе типы песка являются общераспространенными полезными ископаемыми. К ним относятся, в частности (п. 2.2 рекомендаций, утвержденных распоряжением МПР РФ от 07.02.2003 № 47-р):

  • любые виды песка, кроме формовочного, используемого для выпуска стекла, абразивного, используемого в фарфорово-фаянсовой промышленности, при выпуске огнеупорных, цементных материалов, содержащих процент руды в концентрациях, имеющих промышленное значение;
  • пески, представленные песчано-гравийными породами.

Таким образом, если ИП добывает, к примеру, стекольный песок для собственных нужд, не являющийся общераспространенным полезным ископаемым, то он должен будет платить за него НДПИ по ставкам, указанным выше.

Расчет НДПИ на песок: база

Следующий ключевой показатель для расчета НДПИ на песок — налоговая база.

Во всех случаях налоговая база по НДПИ должна исчисляться налогоплательщиком самостоятельно (пп. 1, 2 ст. 338 НК РФ). При этом используется один из 2 методов:

  1. Расчет базы на основании количества (или объема) ископаемых, которые извлечены из недр. Данный метод применяется, если добываются уголь, нефть и газ.
  2. Расчет базы исходя из стоимости ископаемых. Данный метод используется, если из недр извлекается уголь, нефть или газ на новых месторождениях в море или же любое другое ископаемое, в том числе песок.

Что касается стоимости добытого ископаемого (в данном случае песка), то она определяется с применением таких схем (п. 1 ст. 340 НК РФ):

  1. При получении фирмой субсидий из бюджета — исходя из подсчета выручки при продаже полезного ископаемого по ценам, установленным в рамках налогового периода (без учета соответствующих субсидий, а также НДС, акцизов и расходов по доставке продукта покупателю (п. 2 ст. 340 НК РФ)).
  2. При отсутствии бюджетного субсидирования — исходя из подсчета выручки при продаже полезного ископаемого по ценам реализации (без учета НДС, акцизов), но с принятием в ее уменьшение расходов на доставку (п. 3 ст. 340 НК РФ)).
  3. При отсутствии реализации полезного ископаемого — по расчетной стоимости (п. 4 ст. 340 НК РФ).

Формула определения стоимости добытого ископаемого по схеме 1 или 2 (т. е. если продажи песка осуществлялись) предполагает:

  1. Исчисление выручки, учитываемой при расчете стоимости.
  2. Деление выручки на объем реализованного ископаемого (так вычисляется стоимость единицы добытого ископаемого).
  3. Умножение получившегося результата на объем добытого ископаемого.

Итак, нам известны:

  • ставки НДПИ для песка;
  • особенности расчета налоговой базы по добытому песку;
  • методология исчисления НДПИ для песка.

Рассмотрим, каким образом сумма соответствующего налога может быть рассчитана на практике.

Пример расчета НДПИ на песок

Условимся, что:

  1. Наша фирма не участвует в региональных инвестпроектах, не получает субсидий из бюджета и имеет показатели по реализации песка в налоговом периоде.
  2. Наша фирма является плательщиком НДС (в размере 18%).
  3. Мы добыли 30 000 и продали 20 000 тонн песка в рамках одного налогового периода, например, июля 2017 года.
  4. Мы продаем песок по цене 354 руб. за тонну (включая НДС 18%).
  5. Мы понесли расходы по доставке песка покупателям в рамках налогового периода в сумме, составившей 100 000 руб.

Тогда:

  1. Объем выручки, учитываемой при исчислении налоговой базы по НДПИ, составит 5 900 000 руб. (20 000 тонн × (354 / 1,18) — 100 000 руб.).
  2. Стоимость отдельной единицы добытого ископаемого — в данном случае тонны — будет равна 295 руб. (5 900 000 руб. / 20 000 тонн).
  3. Налоговая база для расчета НДПИ на песок составит 8 850 000 руб. (295 руб. × 30 000 тонн).
  4. НДПИ за июль 2017 года будет равен 486 750 руб. (8 850 000 руб. × 5,5%).

О том, из каких источников можно получить дополнительные данные, применяемые в расчетах (например, коэффициенты), читайте в материале «Размер налога на добычу полезных ископаемых в 2017 году».

Итоги

Песок, добываемый предприятием, а также используемый в коммерческой деятельности ИП (либо в его личных целях в случае, если ископаемое относится к сортам, которые не являются общераспространенными), облагается НДПИ. Для того чтобы подсчитать налог на этот вид полезного ископаемого, нужно:

  • убедиться в актуальности ставки для песка (как неметаллического сырья), установленной в ст. 342 НК РФ;
  • рассчитать базу в соответствии с критериями, которые определены в ст. 340 НК РФ.
  • умножить первый показатель на второй.

Прочие ключевые показатели для расчета НДПИ по песку, не считая ставки и базы, — это объемы добытого и проданного полезного ископаемого, расходы по доставке продукта потребителю, а также величина НДС. Имеет также значение, является ли налогоплательщик участником регионального инвестпроекта, получает ли он субсидии из бюджета, а также есть ли у него обороты по продажам песка в налоговом периоде.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *