Налог на имущество организаций автомобиль

Налог на имущество организаций автомобиль

Налог на имущество и транспортный налог у учреждений, подведомственных Минобороны России

В спор с налоговыми органами по вопросам уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога часто вступают учреждения, подведомственные Минобороны России. Дело в том, что налоговое законодательство содержит нормы, на основании которых имущество (основные средства, в том числе транспортные) федеральных органов исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, не относится к объекту обложения указанными налогами. Ссылаясь на ведомственную подчиненность Минобороны России, учреждения не уплачивают имущественные налоги, и, как показывает арбитражная практика, не всегда оказываются правы.

Споры возникают по поводу применения льгот по указанным налогам, точнее, по поводу исключения имущества (основных и транспортных средств) из объектов налогообложения. Так, в соответствии с гл. 28 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

При этом в соответствии с пп. 6 п.

Нужно ли платить налог на имущество за автомобиль

2 ст. 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Объектом обложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Подпункт 2 п. 4 ст. 374 НК РФ исключает из объектов обложения налогом на имущество основные средства, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Из всего вышесказанного следует, что налоговое законодательство освобождает от уплаты налога на имущество и транспортного налога федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом в отношении налога на имущество делается оговорка: от налога освобождается только то имущество, которое используется этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка. Налоговым кодексом также учтен тот факт, что федеральные органы исполнительной власти наделяются имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Но обратите внимание, что арбитражные разбирательства в основном идут не с органами федеральной исполнительной власти, а с учреждениями, которые находятся в их подчинении. Поэтому в первую очередь суды решают: относятся такие учреждения к органам федеральной исполнительной власти или не относятся.

Так, Федеральным арбитражным судом Поволжского округа (Постановление от 29.06.2006 N А72-12906/05-14/281) рассматривалась кассационная жалоба Ульяновской квартирно-эксплуатационной части (далее — КЭЧ), которая претендовала на льготы, предусмотренные для федеральных органов государственной власти, являясь воинской частью в составе Приволжско-Уральского военного округа Минобороны России, то есть находясь в ее ведении. В свою очередь, в соответствии с п. п. 1, 2, 5, 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти. В его структуру входят службы Минобороны России и равные им подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и равные им подразделения, а также иные подразделения. Минобороны России осуществляет свою деятельность и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты). Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ (далее — ВС РФ) и осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за ВС РФ. Статьей 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» определен общий состав ВС РФ, которые состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ, в тыл ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

На основании справки Ульяновского областного комитета государственной статистики Ульяновская КЭЧ учтена в отраслевом разделе Общероссийского классификатора предприятий и организаций Минобороны России с присвоением ей кодов: ведомственная подчиненность — Минобороны России; вид деятельности — деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности; форма собственности — федеральная; организационно-правовая форма — учреждение. КЭЧ является бюджетной организацией и финансируется за счет средств федерального бюджета по смете Минобороны России.

Учитывая такие обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что имущество, принадлежащее на праве оперативного управления Ульяновской КЭЧ, не облагается налогом на имущество в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, то есть является имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти. Забегая вперед, следует сказать, что, несмотря на этот вывод, суд посчитал, что КЭЧ должна уплачивать налог на имущество, поскольку не все имущество используется для нужд обороны и обеспечения безопасности. Как следует из материалов дела, часть имущества на основании заключаемых Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области с участием заявителя договоров аренды недвижимого имущества сдается в аренду под розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами, парикмахерскую, банковские услуги, базовую станцию, офис.

Обратите внимание на вывод суда в отношении имущества, принадлежащего КЭЧ: оно не является объектом обложения налогом на имущество.

При этом суд признает, что Ульяновская КЭЧ — бюджетное учреждение, значит, является самостоятельным юридическим лицом.

Для справки (ст. 48 ГК РФ):

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

2. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Однако арбитражная практика по рассматриваемому вопросу неоднозначна. Так, ФАС ВВО (Постановление от 25.09.2006 N А82-12638/2005-37) посчитал, что предприятие, находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, не относится к органам исполнительной власти, так как является самостоятельным юридическим лицом. Суть разбирательства в следующем. Заявитель жалобы — Федеральное государственное унитарное предприятие Минобороны России (далее — ФГУП) считает, что он относится к органам исполнительной власти, так как согласно п. п. 1.3, 1.4., 2.1 Устава ФГУП находится в ведомственной подчиненности Минобороны России. В связи с этим спорные транспортные средства и имущество на основании гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ, а именно пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ, и п. «а» ст. 4 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» <1> (действовавшего в спорный период) не являются объектами обложения соответствующими налогами. Вынося решение по данному вопросу, судьи исходили из того, что в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. При этом суд указал, что ФГУП является самостоятельным юридическим лицом, коммерческой организацией и не относится к органам исполнительной власти.

<1> Согласно п. «а» ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» налогом на имущество не облагалось имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, ПФР, ФСС, ФФОМС.

Подобный вывод содержится и в Постановлении ФАС СЗО от 22.08.2006 N А42-12449/2005. Суть этого разбирательства сводится к следующему. Федеральное государственное унитарное предприятие «35-й судоремонтный завод», подведомственное Минобороны России (далее — Предприятие), представило в налоговую инспекцию (далее — Инспекция) расчет авансовых платежей по транспортному налогу за I полугодие 2005 г., в котором заявило льготу, предусмотренную пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ. В ходе камеральной проверки расчета Инспекция установила неуплату авансовых платежей в связи с неправомерным применением указанной льготы и вынесла соответствующее решение. Предприятие не согласилось с решением Инспекции и оспорило его в судебном порядке. Суд первой инстанции встал на сторону Предприятия, посчитав, что оно находится в ведомственном подчинении Минобороны России, следовательно, транспортные средства, принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения, не подлежат обложению транспортным налогом как принадлежащие федеральному органу исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Кассационная судебная инстанция сочла вывод суда первой инстанции ошибочным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ. В силу пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, не являются объектом обложения транспортным налогом.

Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. ст. 294 и 296 ГК РФ, определяющими право хозяйственного ведения и оперативного управления, на праве оперативного управления.

На основании Указа Президента РФ N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (п. п. 1 и 3), а также п. п. 1, 2, 5 и 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357, Минобороны России — федеральный орган исполнительной власти, центральный орган военного управления, состоящий из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру, и по своей форме является бюджетным учреждением.

Анализ вышеприведенных норм НК РФ, ГК РФ, а также указов Президента РФ позволяет сделать вывод о том, что транспортные средства (при условии их использования для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ), принадлежащие на праве оперативного управления Минобороны России как федеральному органу исполнительной власти, включая имущество, находящееся в воинских частях Министерства обороны Российской Федерации, не являющихся юридическими лицами, не признаются объектом обложения транспортным налогом.

Согласно п. 1.5 Устава Предприятия, утвержденного Главнокомандующим Военно-Морского Флота, Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках (п. 1.5 Устава), не несет ответственности по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не несут ответственности по обязательствам Предприятия (п. 1.6 Устава). Пунктами 1.3 и 2.1 Устава предусмотрено, что Предприятие является коммерческой организацией, осуществляет деятельность, в том числе направленную на удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.

В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (Подобные нормы ГК РФ содержит в отношении бюджетных организаций: ст. ст. 120, 296 ГК РФ. — Прим. авт.).

Пунктом 3.1 Устава Предприятия предусмотрено, что имущество находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.

Таким образом, подведомственные Минобороны России учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти, следовательно, обязаны уплачивать транспортный налог в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения.

Мнение Минфина

Мнение Минфина в вопросе применения льгот по транспортному налогу и налогу на имущество учреждениями, подведомственными Минобороны России, выражено в Письмах от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625, от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09. В них Минфин указывает, что на основании положений ст. 299 ГК РФ имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за подведомственными учреждениями и предприятиями Минобороны России, не может одновременно принадлежать на праве оперативного управления Минобороны России. Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. ст. 294 и 296 ГК РФ, определяющими право хозяйственного ведения и оперативного управления, то есть имущество закрепляется за конкретным учреждением и не может принадлежать на праве оперативного управления сразу нескольким юридическим лицам.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что подведомственные Минобороны России учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать транспортный налог и налог на имущество в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения транспортных и основных средств в порядке, предусмотренном гл. 28, 30 НК РФ.

Л.Максимова

Главный редактор журнала

«Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Налог на имущество организаций автомобиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *