Налог на роскошь минпромторг

Налог на роскошь минпромторг

Рассказываем о тонкостях российского налогообложения дорогих квартир и особняков Фото: Nikolay Gyngazov/Global Look Press

Министр финансов России Антон Силуанов высказался в программе «Познер» на «Первом канале» о возможности повышения налога на имущество для богатых людей. Позднее в пресс-службе Минфина обратили внимание на ошибку при цитировании министра. «Правительство России уже подняло имущественные налоги и ближайшие шесть лет налоги останутся неизменными», — говорится в комментарии пресс-службы.

Тем не менее разговоры о повышении налоговой нагрузки для богатых ведутся не первый год. Обсуждались разные варианты — от введения акциза на дорогие товары до прогрессивной шкалы НДФЛ. Рассказываем, какие налоги сегодня платят собственники дорогого имущества.

Налог на дорогую недвижимость

В России действует трехуровневая ставка налога на имущество. Его платят все физлица и юрлица, владеющие землей, квартирами, домами, дачами, гаражами, машино-местами и другими капитальными сооружениями и помещениями. Правила исчисления налога в зависимости от кадастровой стоимости (вместо инвентаризационной) вступили в силу с 1 января 2015 года. Ранее налог на покупку дорогих квартир в Москве был одним из самых низких в мире. Согласно исследованию Knight Frank, следом за столицей России шел Париж, за ним — Майами, Монако, Барбадос, Дубай и другие города.

Минфин отнес к предметам роскоши квартиры стоимостью свыше 300 млн руб. и большой площади — свыше 300 кв. м. Такое жилье, а также торговые и офисные объекты облагаются налогом по предельной ставке в 2%. Собственников недорогих столичных квартир стоимостью до 10 млн руб. обложили налогом по ставке 0,1%, от 10 млн до 20 млн руб. — 0,15%, от 20 млн до 50 млн руб. — 0,2%, от 50 млн до 300 млн руб. — 0,3%. Для прочих объектов недвижимости ставка налога не должна превышать 0,5%. Для собственников действуют льготы: для квартир в размере кадастровой стоимости 20 кв. м, 10 кв. м — для комнаты, 50 кв. м — для жилого дома.

Квартир с высокой кадастровой стоимостью (свыше 300 млн руб.) не так много в столице. По оценке Savills, их число в Москве составляет около 2 тыс., рынок ежегодно пополняется еще несколькими десятками. В Подмосковье таких дорогих особняков больше, но их точное количество оценить сложно (приблизительно 2–3 тыс.). К тому же там достаточно много крупных объектов площадью более 1 тыс. кв. м и с большими участками земли.

Законом предусматривался пятилетний переходный период, в течение которого сумма налога должна была увеличиваться на 20% в год, а с 2020 года собственники должны были платить полную сумму налога. Однако в 2018 году президент России Владимир Путин подписал изменения в действующий закон, которым устанавливается запрет на рост суммы налога на имущество, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости более чем на 10% в год — с коэффициента 0,2 до 1. Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Льгота на роскошь

В Москве некоторым собственникам дорогих апартаментов все же удается уйти от повышенного налога на недвижимость. В столице создан и периодически дополняется реестр апартаментов с льготным режимом налогообложения на имущество физлиц. Всего в перечень включено 16 комплексов с апартаментами, 11 из которых можно отнесли к элитным. Среди них четыре небоскреба в деловом комплексе «Москва-Сити», а также известные клубные проекты.

Если сейчас владельцы апартаментов в зданиях торгово-офисного назначения должны платить 2% от кадастровой стоимости, то ставка налога в зданиях из московского перечня снизится на 1,5%, до 0,5% от кадастровой стоимости объекта.

Список автомобилей стоимостью более 3 млн рублей и подпадающих под так называемый «налог на роскошь» Минпромторг обычно пересматривает два раза в год — весной и осенью. С учетом повышения цен и появления более дорогих комплектаций этот перечень все время меняется. Так, например, сегодня в списке автомобилей, с которых владельцы будут платить налог за 2020 год с повышенным коэффициентом, насчитывается 1300 моделей.

Интересно, что с учетом дорогих комплектаций в этот список попали автомобили не только премиальных брендов, но и тех, которых принято считать массовыми (например, Mazda). Так, Mazda CX-9, цена которой в базовой комплектации ниже 3 млн рублей, в дорогих версиях сегодня предлагается на российском рынке дилерами по цене более 3 млн 600 тысяч. Аналогичная ситуация по Nissan Murano, а также Subaru Outback и WRX. У модели Volkswagen Teramont базовая стоимость лишь слегка превышает порог в 3 млн, но в более дорогих версиях она уже свыше 4 млн. Полный список автомобилей, подпадающих под повышенный коэффициент налога, опубликован Минпромторгом, его можно посмотреть .

Обратим внимание, что самый многочисленный сегмент в этом перечне — 632 автомобиля (почти половина) — составляют модели, цена которых лежит в диапазоне 3 — 5 млн руб. Еще 486 машин обладают стоимостью от 5 до 10 млн руб. В списке — 100 моделей, цена которых от 10 млн до 15 млн и 82 машины — стоимостью свыше 15 млн рублей.

Отметим также, что, судя по нашим данным, налог на роскошь не является большим препятствием для покупки дорогих автомобилей. Так, например, только за 2019 год в России было приобретено 1312 автомобилей, которые мы традиционно относим к сегменту Luxury — Mercedes-Benz Maybach S-Class, Bentley, Rolls-Royce, Lamborghini, Maserati, Ferrari, Aston Martin. Большая часть этих роскошных покупок пришлась традиционно на Москву и Московскую область, где суммарно было приобретено 839 автомобилей сегмента «люкс» (716 и 123 шт. соответственно). Обрели «прописку» в Санкт-Петербурге еще 115 таких автомобилей. Среди нестоличных регионов по числу купленных «люксов» лидирует Краснодарский край (55 шт.). В ТОП-5 регионов попадает и Свердловская область (30 шт.).

Напомним, что данный вид налога очень важен для региональных бюджетов, потому что остается полностью в их распоряжении и не уходит на федеральные нужды.

Узнать актуальную стоимость автомобиля на российском рынке за 1 минуту можно с помощью калькулятора «Оценка авто».

Минпромторг включил в перечень автомобилей, подпадающих под налог на роскошь, сразу несколько брендов — Chrysler, Honda, Jeep, Mazda и Subaru. Речь, в частности, идет о моделях Chrysler Pacifica, Honda Pilot, а также Jeep Cherokee, Mazda CX-9 и Subaru Outback в нескольких версиях. В основном это модели стоимостью 3–5 млн руб., для которых с 2019 года был снижен коэффициент роскоши.

Минпромторг расширил перечень легковых автомобилей, облагаемых налогом на роскошь. Теперь в него включены новые модели брендов Chrysler, Honda, Jeep, Mazda и Subaru стоимостью от 3 млн руб. Речь идет о минивэне Chrysler Pacifica, кроссовере Honda Pilot, внедорожниках Jeep Cherokee, Grand Cherokee, Wrangler и Wrangler Unlimited, версиях кроссовера Mazda CX-9 Supreme, Exclusive и Executive, а также универсале Subaru Outback с двигателями 2.5i-S и 3.6R-S в версиях Black Line и Premium и седане Subaru WRX STI Premium Sport. Причем модели Jeep попали в категории от 3 млн до 5 млн руб., а также от 5 млн до 10 млн руб.

Закон о роскоши был подготовлен по поручению президента Владимира Путина, которое он дал в послании Федеральному собранию 2012 года.

Тогда президент призвал «облагать так называемое престижное, демонстративное потребление дополнительными налогами», реализовав «решения по так называемому налогу на роскошь, включая элитную недвижимость и, как бы тяжело ни было, дорогие автомобили, пускай даже новые».

Минфин подготовил поправки к Налоговому кодексу, которые были приняты в 2013 году и вступили в силу в 2014-м.

Владельцы автомобилей стоимостью от 3 млн руб. должны платить повышенный транспортный налог. Коэффициент зависит не только от стоимости машины, но и от года ее выпуска. Владельцы автомобилей стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. должны платить транспортный налог с коэффициентом 1,1 до тех пор, пока с момента выпуска машины прошло не более 3 лет.

При этом в 2019 году условия по этой категории были облегчены: ранее применялся коэффициент 1,5 до года с момента выпуска, 1,3 — от одного до двух лет, а 1,1 — только со второго года с момента выпуска. Машина ценой от 5 млн до 10 млн руб. и не старше пяти лет обойдется в двойную ставку. А тройной налог платят хозяева машин от 10 млн до 15 млн руб. и возрастом 10 лет, а также стоимостью от 15 млн руб. и возрастом до 20 лет.

Теперь в перечень облагаемых налогом автомобилей входят 632 модификации машин стоимостью 3–5 млн руб., что на 54 штуки больше, чем годом ранее.

Среди транспортных средств стоимостью от 5 млн до 10 млн руб.— 484 модели и модификации (на 38 больше, чем в 2019 году), от 10 млн до 15 млн руб.— 100 (на 3 больше), свыше 15 млн руб.— 82 (на 9 больше). В расчет берется информация о рекомендованных розничных ценах на автомобили, которую концерны предоставляют в Минпромторг.

Аналитики «Финэкспертизы» выявили необычную статистику, связанную с регистрацией автомобилей. В 2019 году с налогового учёта внезапно пропала четверть машин стоимостью от десяти миллионов рублей и выше. При этом водители смогли законно не платить транспортный налог. Некоторые категории граждан вправе пользоваться существенными льготами. Этим и пользуются владельцы дорогих автомобилей.

Сверхдорогие иномарки, стоимость которых может превышать восемь-десять миллионов рублей, оформляются на знакомых, а фактический собственник автомобиля спокойно ездит по дорогам общего пользования и не платит ни транспортный налог, ни налог на роскошь.

Первый способ легально уйти от налогов – оформить авто на друга или родственника, на которых распространяются государственные льготы (ветераны боевых действий, главы многодетных семей). Но есть и подводные камни.

📌 Реклама

Если в отношении друга, товарища или родственника будет открыто исполнительное производство, то машина может первой попасть под арест ФССП.

Другой простой способ – не покупать автомобиль в Москве или Санкт-Петербурге. С 2020 года автомобили будут регистрировать в салонах официальных дилеров сразу после оформления покупки. Проще говоря, если авто куплено в Москве, то оно автоматически попадает на учёт в УГИБДД УМВД РФ по столице. Однако в ряде регионов Российской Федерации ставки транспортного налога существенно ниже.

Поэтому люди пользуются другим вариантом: покупка и регистрация автомобиля подальше от Москвы и Санкт-Петербурга Меньше всего транспортный налог в Чеченской Республике, Ингушетии, Забайкалье, Крыму и Республике Тыве Но есть тонкости.

Вероятнее всего, в регистрации автомобиля в этих регионах могут отказать из-за несовпадения прописки и места фактической регистрации, но к 1 января 2020 года ситуация должна проясниться.

«Речь идет о перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащем применению в очередном налоговом периоде — по закону он размещается не позднее 1 марта на официальном сайте Минпромторга России», — отметили в пресс-службе.

Согласно действующему законодательству, владельцы авто стоимостью от 3 до 5 млн рублей должны платить транспортный налог с коэффициентом 1,1 до тех пор, пока с момента выпуска машины прошло не более 3 лет. При этом владельцы машин дороже 5 млн рублей и не старше пяти лет платят налог в двойном размере, на авто ценником выше 10 млн рублей и возрастом до 10 лет — в тройном.

«Мы не ставим специально цель увеличить или уменьшить количество позиций перечня и объективно отражаем ту информацию о рекомендованных розничных ценах по каждой марке, модели и базовой версии автомобилей, которая официально представляется производителями и/или уполномоченными лицами производителей транспортных средств», — подчеркнули в Минпромторге.

Как сообщалось ранее, почти все автопроизводители в РФ с начала года, включая отечественный «Автоваз», повысили цены на автомобили в связи с колебанием курса рубля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *