Налог на транспорт для инвалидов

Налог на транспорт для инвалидов

Какие налоговые льготы имеют граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофа на ЧАЭС?

  • Льготы по земельному налогу
  • Льготы по налогу на имущество физических лиц
  • Льготы по транспортному налогу
  • Льготы по НДФЛ
  • Порядок оформления льготы по налогам

Право на социальную поддержку, в том числе в виде налоговых льгот, имеют граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Справка. Кто относится к чернобыльцам
К чернобыльцам относятся (ст. 13 Закона от 15.05.1991 N 1244-1):
1) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

  • граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
  • военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
  • граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
  • граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в связи с этим инвалидности;

3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 гг. службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 гг. в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 гг. службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы;
12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Налоговые льготы, право на которые имеют чернобыльцы, можно разделить в зависимости от вида налога:

  • льготы по земельному налогу;
  • льготы по налогу на имущество физических лиц;
  • льготы по транспортному налогу;
  • льготы по НДФЛ.

Льготы по земельному налогу

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вправе уменьшить налоговую базу по налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (пп. 5 п. 5 ст. 391 НК РФ).

Обратите внимание! С 01.01.2015 этой льготой можно воспользоваться в отношении земельного участка, находящегося на территории города федерального значения Севастополя (пп. «б» п. 24 ст. 2 Закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ).

Дополнительные льготы по земельному налогу могут устанавливаться представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения) (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ).

Пример. Льготы по земельному налогу, установленные в г. Москве
Для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в г. Москве льгота по земельному налогу предоставляется в виде дополнительного уменьшения (помимо федеральных льгот) налоговой базы на 1 млн руб. (пп. 5 ч. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74).

Льготы по налогу на имущество физических лиц

До 01.01.2015 чернобыльцы были освобождены от уплаты налога на имущество в отношении всех объектов, находящихся в их собственности (абз. 6 п. 1 ст. 4 Закона от 09.12.1991 N 2003 -1).

С 01.01.2015 вступила в силу гл. 32 НК РФ, в соответствии с которой у чернобыльцев сохраняется льгота по налогу на имущество, но в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, выбранного гражданином, вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. п. 1, 3 ст. 407 НК РФ).
Дополнительные льготы по налогу на имущество физических лиц могут также устанавливаться представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения) (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК РФ).

Льготы по транспортному налогу

Льгота по этому налогу должна быть предусмотрена региональным законодательством, которым утверждается перечень льготников (п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14, ст. 356 НК РФ).

Например, льгота по транспортному налогу для жителей г. Москвы предусмотрена ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 33.

Обратите внимание! Не уплачивать транспортный налог можно лишь с одного транспортного средства мощностью двигателя до 200 л. с. (до 147,1 кВт), которое зарегистрировано на вас (ч. 1, 5 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 33).

Указанная льгота не предоставляется на водные и воздушные транспортные средства, а также снегоходы и мотосани (ч. 3 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 33).

Примечание. Если вы относитесь одновременно к нескольким категориям льготников, то можете получить только одну льготу по своему выбору.

Льготы по НДФЛ

В отношении себя вы имеете право на стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ). Размер такого вычета составляет 500 руб. или 3000 руб. в месяц в зависимости от того, к какой группе пострадавших лиц вы относитесь (пп. 1, 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Справка. Кому в каком размере полагается стандартный налоговый вычет (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 218 НК РФ)
Вычет в размере 3000 руб. предоставляется:

  • гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • гражданам, получившим инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных), военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон, лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в этой связи инвалидности;
  • гражданам, принимавшим в 1986 — 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных);
  • военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, а также военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая взлетно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ;
  • гражданам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе гражданам, уволенным с военной службы, проходившим в 1986 — 1987 гг. службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.

Вычет в размере 500 руб. предоставляется:

  • младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений;
  • рабочим и служащим, а также бывшим военнослужащим и уволившимся со службы лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, получившим профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;
  • гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития.

Обратите внимание! Если вы имеете право на несколько стандартных вычетов на себя, например являетесь одновременно чернобыльцем и Героем РФ, вам будет предоставлен максимальный из них. Суммировать вычеты и использовать их одновременно нельзя (абз. 1 п. 2 ст. 218 НК РФ).

Порядок оформления льготы по налогам

Для получения льгот вам следует самостоятельно представить заявление и необходимые документы, подтверждающие право на налоговую льготу, в налоговые органы по месту нахождения зарегистрированных на вас объектов недвижимого имущества и/или земельного участка и/или транспортного средства (например, удостоверение получившего(ей) или перенесшего(ей) лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего(ей) инвалидом (п. 2 Порядка, утв. Приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006)).

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения).

Примечание. Подробную информацию об установленных налоговых льготах в конкретном регионе можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом «Имущественные налоги: ставки и льготы» раздела «Электронные сервисы» интернет-сайта ФНС России.

По конкретным вопросам о порядке предоставления налоговых льгот следует обращаться в представительный орган муниципального образования либо в налоговый орган по месту нахождения объектов недвижимого имущества и/или земельного участка и/или транспортного средства.

Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2017 N 307-КГ17-5725 по делу N А21-4300/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий налогового органа по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и о признании недействительным и не подлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 38, 45, 46, 69, 70, 101, 104, 357, 358 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 149-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исмагилова Марата Нагимовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положением Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.).

Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2513-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мещеринова Виктора Павловича на нарушение его конституционных прав статьями 356 — 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О, от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2016 N 304-КГ16-11095 по делу N А46-10079/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке постановления по делу о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности в части доначисления сумм налогов, пени и налоговых санкций. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что заявитель в проверяемый период не соответствовал понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель», поскольку в действительности не осуществлял сельскохозяйственное производство в кооперации с иными лицами.

Основанием для принятия решения в обжалуемой части послужили выводы инспекции о том, что в нарушение статьи 346.2, пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, общество неправомерно исчислило налог на прибыль по налоговой ставке 0 процентов и не исчислило транспортный налог в связи с отнесением себя к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей, тогда как фактически общество таковым не является.

Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аленичева Сергея Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»

В отличие от транспортного налога, объектом обложения которым является транспортное средство вне зависимости от пройденного им за налоговый период расстояния, а основным критерием (базой) для целей обложения этим налогом — мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (статьи 357 и 358, подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации), а также в отличие от акциза на бензин и дизельное топливо, объектом обложения которым является реализация (передача) произведенных подакцизных товаров (пункт 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации), в качестве объекта платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, выступает движение большегрузного транспортного средства по таким автомобильным дорогам. Учитывая, что объекты обложения названными публичными платежами не совпадают, нет оснований полагать, что в данном случае в отношении собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств применяется двойное обложение.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 873-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Муфтахова Игоря Рифовича на нарушение его конституционных прав статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.Р. Муфтахов оспаривает конституционность статьи 210 ГК Российской Федерации, возлагающей на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих понятие налогоплательщика и объекта налогообложения для целей уплаты транспортного налога.

Депутаты Госдумы от «Справедливой России» во главе с лидером партии Сергеем Мироновым внесли в нижнюю палату парламента законопроект, которым предлагается расширить льготы по транспортному налогу для людей с инвалидностью: граждане освобождаются от уплаты налога на автомобили мощностью до 100 л. с., если это единственный легковой автомобиль в их собственности. Об этом сообщила пресс-служба С.Миронова.

«На сегодня люди с инвалидностью не платят транспортный налог на специально оборудованные автомобили, приобретенные через органы социальной защиты. Но если человек купил машину сам, на свои деньги, по федеральным нормам он должен уплачивать этот сбор. В ряде регионов введены льготы по транспортному налогу для людей с инвалидностью. Например, в Белгородской, Тульской областях действуют нормы, аналогичные тем, которые содержатся в нашем законопроекте. Но во многих других субъектах льготы минимальны либо их нет вообще. Предлагаемая инициатива позволит на федеральном уровне освободить большинство людей с инвалидностью от транспортного налога», — сказал С.Миронов, слова которого приводятся в сообщении.

Согласно инициативе, которая опубликована в электронной базе парламента, граждане освобождаются от уплаты налога на автомобили мощностью до 100 л. с., если это единственный легковой автомобиль в их собственности.

«Проект федерального закона «О внесении изменения в ст. 358 Налогового кодекса РФ в части освобождения от уплаты транспортного налога в отношении легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам» дополняет перечень видов транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, вводя в их число такой вид транспортного средства, как автомобили легковые, принадлежащие инвалиду, при условии, если это: единственный легковой автомобиль, принадлежащий инвалиду; мощность двигателя такого автомобиля составляет менее 100 л. с. (до 73,55 кВт)», — подчеркивается в пояснительной записке.

В документе отмечается, что данная норма выводит инвалидов из числа плательщиков транспортного налога, круг которых определен в ст. 357 Налогового кодекса РФ.

Организация находится на ЕСХН.
Необходимо ли подавать заявления по льготам на транспортный налог и налог на имущество?

24 марта 2020

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налогоплательщики транспортного налога, имеющие право на налоговые льготы, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы с 01.01.2020. Вместе с тем форма заявления не предусматривает указание кода для рассматриваемого случая. Заявление подавать не нужно.
НК РФ не предусматривает заявительного характера применения льготы (освобождения от налогообложения) по налогу на имущество для организаций — налогоплательщиков ЕСХН.

Обоснование позиции:

Транспортный налог

Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.
Объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).
При этом пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ выводит из перечня объектов, признаваемых объектами налогообложения, тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. Смотрите Энциклопедию решений. Освобождение от обложения транспортным налогом сельхозтехники.
Минфин России в письме от 12.05.2017 N 03-05-05-04/28799 сообщал, что организации, не имеющие объектов налогообложения по транспортному налогу (на основании пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ), не признаются налогоплательщиками данного налога, в связи с чем у них отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций.
Вместе с тем с 1 января 2020 г. для налогоплательщиков-организаций вводится заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе по налогу (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, письмо ФНС России от 17.04.2019 N БС-4-21/7176@).
В соответствии с п. 3 ст. 361.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. В п.п. 1, 4 Приложения к письму ФНС России от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@ указано, что Заявление может быть подано (направлено) в налоговый орган в целях предоставления налоговой льготы, относящейся к налоговому периоду с 2020 года. Срок для представления в налоговый орган Заявления НК РФ не установлен.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, а также порядок его заполнения утверждены приказом ФНС от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@. Эта форма, как и новые правила предоставления юридическим лицам льгот по транспортному налогу, вводится с налогового периода 2020 года.
Заявление заполняется налогоплательщиком на основании документов, подтверждающих право на налоговую льготу за период ее действия, указываемый в заявлении, и представляется в любой налоговый орган.
При этом в поле 5.3 Заявления в листе с информацией указывается государственный регистрационный знак (номер) транспортного средства, в отношении которого заявлена льгота (пп. 3 п. 19 Порядка заполнения формы заявления, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@ (далее — Порядок)).
В поле 5.4 в листе с информацией указывается заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу (документам), подтверждающему(им) право на налоговую льготу (пп. 4 п. 19 Порядка), а в поле 5.5 — код налоговой льготы по транспортному налогу в соответствии с приложением N 1 к Порядку.
Следовательно, при подтверждении права на налоговую льготу налоговый орган должен располагать соответствующими документами и (или) сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу за период ее действия, указанный в заявлении (смотрите также пример заполнения Заявления налогоплательщика — организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу (Форма по КНД 1150064) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.)).
Если такие документы у инспекции отсутствуют, то по информации, указанной в Заявлении, она запрашивает сведения, подтверждающие право на льготу, у лиц и органов, располагающих ими, затем информирует налогоплательщика о результатах.
Заявления организаций о предоставлении льгот по транспортному налогу будут рассматриваться налоговым органом в течение 30 дней со дня получения. Если инспекция направит дополнительный запрос о предоставлении сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, то указанный срок может быть продлен на 30 дней, о чем налогоплательщик будет уведомлен. По результатам рассмотрения Заявления организация получит уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе.
Вместе с тем в приложении N 1 к Порядку заполнения формы Заявления отсутствует код льготы для данного случая (пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ), а именно: зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции транспортные средства: тракторы; самоходные комбайны всех марок; специальные автомашины.
В п. 7 Приложения к письму ФНС России от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@ также разъясняется, что по транспортным средствам, которые не являются объектами налогообложения (п. 2 ст. 358 НК РФ), отсутствует необходимость представления Заявления.
Поэтому мы полагаем, что заявительный порядок на данную ситуацию не распространяется.
В целях уточнения вопроса о необходимости представления в налоговый орган Заявления в отношении рассматриваемой конкретной ситуации целесообразно обратиться за индивидуальными письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (п. 1 ст. 34.2, пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, смотрите также пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Перечень льгот, установленных НК РФ в отношении налога на имущество организаций, приводится в ст. 381 Кодекса. Условно их можно сгруппировать по некоторым объединяющим группу признакам: организации, которые имеют право на освобождение от уплаты налога на имущество (пп. 14 ст. 381 НК РФ), в части определенных активов (например, федеральных автомобильных дорог общего пользования — п. 11 ст. 381 НК РФ); а также организации, которые освобождены от уплаты налога на имущество полностью (п.п. 13, 14, 15, 19, 20 ст. 381 НК РФ).
Кроме того, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Однако НК РФ не предусматривает заявительного характера применения льготы (освобождения от налогообложения) по налогу на имущество организаций — налогоплательщиков ЕСХН. Отсутствуют ссылки на заявительный порядок представления документов о налоговой льготе и в Законе Республики Мордовия от 27.11.2003 N 54-3 ‘О налоге на имущество организаций», который вводит на территории Республики Мордовия налог на имущество организаций, а также устанавливает ставки налога, порядок, сроки его уплаты и региональные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Из положений п. 3 ст. 346.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, действующей с 01.01.2018, во взаимосвязи с положением пп.пп. 1, 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ следует, что организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также для оказания услуг другим сельскохозяйственным товаропроизводителям (пп. 2.3 п. 2 письма ФНС России от 30.11.2017 N БС-4-21/24271@).
С учетом изложенного полагаем, что если организация отвечает критериям, установленным ст. 346.2 НК РФ и признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, перешедшим на уплату ЕСХН, то налог на имущество организаций в отношении находящегося на балансе такой организации имущества не уплачивается, если имущество использовалось данной организацией в течение налогового периода по целевому назначению или одновременно использовалось в целях, отличных от указанной предпринимательской деятельности.
При этом для использования ЕСХН налогоплательщик обязан отвечать ряду условий, при нарушении которых он утрачивает право на применение этого специального налогового режима. Полный их перечень установлен п.п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ. К указанным критериям, в частности, относятся:
— наличие статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя;
— сохранение семидесятипроцентного соотношения доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (включая продукцию первичной переработки из сельскохозяйственного сырья собственного производства, вспомогательных сельхозуслуг) в общем объеме реализации;
— условие о численности работников;
— иные ограничения.
Кроме того, плательщик ЕСХН не платит налог на имущество по имуществу, если использует его только в сельхоздеятельности или одновременно в сельскохозяйственной и другой деятельности. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 12.09.2018 N 03-05-06-01/65198, от 26.07.2018 N 03-05-04-01/52417, от 09.07.2018 N 03-05-04-01/47487 (направлено письмом ФНС России от 10.07.2018 N БС-4-21/13205@), ФНС России от 29.10.2018 N БС-4-21/21061, от 31.07.2018 N БС-4-21/14791).
Также платить налог на имущество не нужно, если имущество, предназначенное для основной деятельности, передали на консервацию (письма Минфина России от 26.07.2018 N 03-05-04-01/52417, от 09.07.2018 N 03-05-04-01/47487 (направлено письмом ФНС России от 10.07.2018 N БС-4-21/13205@)).

К сведению:
Вместе с тем уведомительный характер в отношении налога на имущество установлен при выполнении налогоплательщиком обязанности, установленной п.п. 1 и 1.1 ст. 386 НК РФ при представлении в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества налоговой декларации по налогу на имущество по истечении налогового периода.
Если налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, то он вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
В таком случае Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.
В случае выявления причин, по которым уведомление не может рассматриваться как основание для представления налоговой декларации в соответствии с п. 1.1 ст. 386 НК РФ, налогоплательщику направляется Сообщение налогового органа по субъекту Российской Федерации о результатах рассмотрения Уведомления о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Иных случаев уведомления (направления заявления) налоговых органов, в том числе в отношении льгот, объектов налогообложения или других показателей по налогу на имущество организаций, нами не установлено.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Освобождение от обложения транспортным налогом сельхозтехники;
— Вопрос: Организация-сельхозтоваропроизводитель имеет в собственности транспортные средства спецназначения «ветеринарная помощь». Согласно закону республики о транспортном налоге применяется льгота на данный вид транспорта. Включается ли данное транспортное средство в декларацию по транспортному налогу? Включаются ли в декларацию по транспортному налогу тракторы, самоходные комбайны всех марок, на которые распространяется льгота? Представляется ли заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу на тракторы, самоходные комбайны всех марок? Каков срок представления заявления в налоговую инспекцию? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)
— Можно ли, находясь на уплате ЕСХН, освободиться от уплаты налога на имущество? (М.В. Подкопаев, журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве», N 2, апрель-июнь 2018 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

На вопросы наших читателей ответили начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Рязанской области Алла Александровна Кондакова и начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц УФНС России по Рязанской области Нелли Владимировна Фатина.
— Я не получила до сих пор налогового уведомления по транспортному налогу. Как мне поступить в этом случае? (Екатерина Викторовна, Рыбновский район)
— Если владелец налогооблагаемого имущества не получил налогового уведомления, ему необходимо направить об этом информацию в налоговые органы любым из следующих способов.
Вариант 1. С помощью интернет-сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» либо же с помощью сервиса «Обратиться в ФНС России», указав свои ФИО, ИНН, контактный адрес, сведения для идентификации своего имущества (кадастровый номер, регистрационный номер, инвентарный номер жилого помещения и т. п.).
Вариант 2. Обратиться заявлением в простой письменной форме в любую налоговую инспекцию Рязанской области лично, в том числе во избежание очереди опустив заявление в специальный ящик-накопитель в операционном зале налоговой инспекции — с надписью типа «Для обращений граждан по налоговым уведомлениям».
Вариант 3. Направить почтой соответствующее заявление в любую из налоговых инспекций Рязанской области.
Если же налогоплательщик, будучи владельцем имущества, не получил налогового уведомления и не направил об этом сообщения в налоговый орган, налоговая инспекция вправе после обновления сведений по данным из регистрирующих органов (ГИБДД, Росреестр, ЗАГС, ФМС, ГИМС, нотариусы, гостехнадзор и т. д.) начислить ему соответствующие налоги за период владения имуществом, но не более 3 лет, а начиная с 2017 г. дополнительно привлечь к ответственности налогоплательщика с наложением штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (или же представлено несвоевременно) вышеуказанное сообщение в налоговый орган.
— А правда ли, что пенсионеры не платят налог на квартиру? На землю есть такая же льгота? (Людмила Михайловна, Рязань)
— Пенсионеры, в соответствии с Законом от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц. Что касается земельного налога, то на территории города Рязани решением Рязанского городского Совета от 24 ноября 2005 года № 384-III (в ред. от 11.08.2011 г.) для пенсионеров, получающих пенсии, назначенные в порядке, предусмотренном законодательством России, установлена льгота в виде уменьшения налоговой базы — кадастровой стоимости земельного участка — на 10 тысяч рублей на одного налогоплательщика за земли, занимаемые жилым фондом, личным подсобным хозяйством, садовыми, дачными участками, огородами, индивидуальными гаражами.
Напомним, что, в соответствии с действующим законодательством, использование всех налрговых льгот носит заявительный характер. Налогоплательщику, имеющему право на льготу по тому или иному имущественному налогу, следует обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы, представить документы, которые подтверждают право на льготу. При этом для получения льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения имущества и земельного участка.
— У меня в собственности квартира и дача в деревне. Я пенсионер. Положена ли мне льгота на всю мою недвижимость или только на что-то одно? (Валерий Сергеевич, Касимов)
— Согласно действующему законодательству, пенсионеры освобождены от уплаты налога на недвижимость независимо от того, сколько у них в собственности объектов — один или несколько. А вот что касается транспортного налога, то здесь граждане пенсионного возраста действительно могут получить льготу только на одно транспортное средство.
— Получила налоговое уведомление на уплату земельного налога, но сумма налога кажется мне завышенной. Как исчисляется земельный налог? (Елена, Шацкий район)
— Расчёт имущественных налогов физических лиц производится налоговыми органами на основании ставки налога; налоговой базы имущества; периода владения этим имуществом; имеющейся в налоговых органах информации о заявленных налоговых льготах и (или) реализации права гражданина на уменьшение налоговой базы по отдельным налогам. Земельный налог исчисляется как- про- изведение кадастровой стоимости участка (утверждается Правительством Рязанской области) и ставки налога (утверждается муниципальным образованием).
Если увеличивается кадастровая стоимость земельного участка, то земельный налог тоже возрастает. По земельному налогу в целом изменения налоговой базы — кадастровой стоимости земельных участков физлиц — в Рязанской области по сравнению с налоговым периодом 2012 года не произошло. Данные о ставках имущественных налогов за прошлый год можно получить на интернет-сервисе «Имущественные налоги: ставки I и льготы» на сайте Федеральной налоговой службы. Получить сведения о кадастровой стоимости земельного участка можно, обратившись в органы Росреестра.
— Слышал, что в 2014 году ограничены льготы по уплате транспортного налога для пенсионеров. Так ли это на самом деле? (Иван, Рязань)
— Действительно, с 1 января 2014 года вступили в силу изменения в закон Рязанской области от 29 апреля 1998 года «О налоговых льготах». Теперь от уплаты транспортного налога освобождаются пенсионеры по старости и пенсионеры Вооружённых сил и правоохранительных органов РФ, а также инвалиды всех категорий, имеющие в собственности легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно или мотоциклы (мотороллеры) с мощностью двигателя до 45 л. с. включительно. Льгота предоставляется только на одну единицу из указанных транспортных средств по выбору налогоплательщика.
Кроме того, законом Рязанской области от 18.11.2013 года № 67-03 «О внесении изменений в статью 2 Закона Рязанской области «О транспортном налоге на территории Рязанской области» с нынешнего года были увеличены налоговые ставки по транспортному налогу. Так, например, для легковых авто, мощность двигателя которых не превышает 100 л. с. включительно, ставка налога повысилась с 8 до 10 рублей, с мощностью двигателя 100-150 л. с. — с 15 до 20 рублей, 151-200 л. с — с 41 до 45 рублей; 201-250 л. с. — с 66 до 75 рублей, свыше 250 л. с. — со 124 до 150 рублей.
На заметку
По вопросам, связанным с порядком исчисления и уплаты имущественных налогов, а также по вопросам декларирования полученных доходов можно обратиться в справочную службу регионального УФНС по телефонам: (4912) 24-28-44, 96-17-36.

Андрей Третьяков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *