Налог у источника

Налог у источника

Вопрос: В соответствии со ст. ст. 24, 289 и 310 НК РФ для налоговых агентов установлена обязанность в сроки, определенные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Однако в соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговым агентом признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Форма налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее — Расчет), Порядок его заполнения и Формат представления в электронной форме (далее — Порядок заполнения налогового расчета) утверждены Приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@.

Согласно п. 1.1 Порядка заполнения налогового расчета расчет составляется и представляется налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в РФ.

Организация выплачивает иностранным организациям, не осуществляющим на территории РФ деятельность через постоянное представительство, доходы от оказания услуг на территории РФ. Положениями п. 2 ст. 309 НК РФ прямо предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией, в частности, от оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. Следовательно, у организации отсутствует обязанность исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на прибыль при выплате дохода иностранной организации, следовательно, организация не может рассматриваться в качестве налогового агента по отношению к выплачиваемым иностранной организации доходам от оказания услуг, оказанных на территории РФ.

В этой связи согласно нормам НК РФ и общим положениям Порядка заполнения налогового расчета обязанность заполнять расчет в рассматриваемой ситуации отсутствует.

В то же время согласно Приложению № 2 к Порядку заполнения налогового расчета предусмотрены реквизиты для отражения информации о доходах от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не подлежащие налогообложению у источника выплаты (код 25).

Характеристика доходов, подлежащих отражению под кодом 25, схожа с формулировкой, приведенной в п. 2 ст. 309 НК РФ, однако в Приложении № 2 к Порядку заполнения налогового расчета (код 25) отсутствует указание на то, что доходы не связаны с деятельностью через постоянное представительство в РФ.

Возникает ли у организации обязанность по представлению расчета в части сумм дохода, выплаченного иностранным организациям, не осуществляющим свою деятельность через представительство (филиал) в РФ, от оказания услуг на территории РФ?

Ответ:

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо от 04.04.2018 о порядке заполнения и представления в налоговый орган информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период, сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 Кодекса, предоставляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее — Налоговый расчет) и Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@.

Согласно пункту 1.1 Порядка заполнения Налоговый расчет составляется и представляется налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в Российской Федерации.

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, установлены статьей 309 Кодекса.

В пункте 1 статьи 309 Кодекса перечислены виды доходов, полученных иностранной организацией, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, и которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, на основании положений пункта 1.1 статьи 309 Кодекса.

При этом пунктом 2 статьи 309 Кодекса предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Следовательно, доходы иностранной организации, указанные в пункте 2 статьи 309 Кодекса, в Российской Федерации не облагаются, но при этом признаются доходами от источников в Российской Федерации.

Таким образом, на основании приведенных выше положений нормативных правовых актов доходы, не подлежащие налогообложению в Российской Федерации с учетом норм пункта 2 статьи 309 Кодекса, также отражаются налоговым агентом в Налоговом расчете.

По строке 020 подраздела 3.2 раздела 3 в соответствии с пунктом 8.3 Порядка заполнения Налогового расчета в зависимости от выплачиваемого иностранной организации дохода указывается его код согласно приложению № 2 к Порядку заполнения Налогового расчета. При этом для обозначения доходов от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не подлежащих налогообложению у источника выплаты, предусмотрен код 25 в соответствии с приложением № 2 к Порядку заполнения Налогового расчета.

В случае если доход не подлежит налогообложению в Российской Федерации в соответствии с Кодексом или положениями международных договоров Российской Федерации, то строки 080 — 140 подраздела 3.2 не заполняются (проставляются нули) (пункт 8.7 Порядка заполнения).

В соответствии с пунктом 8.15 Порядка заполнения по строке 160 «Основание применения пониженной ставки налога или освобождения от исчисления и удержания налога» подраздела 3.2 Раздела 3 Налогового расчета указываются подпункт, пункт, статья Кодекса и (или) международного договора (соглашения) Российской Федерации по вопросам налогообложения, устанавливающие пониженную ставку налога или освобождение конкретного дохода, указанного по строке 040, от налогообложения в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если в Разделе 3 Налогового расчета отражается информация в отношении доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации, которые согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса не облагаются в Российской Федерации, налоговым агентом по строке 160 указывается пункт 2 статьи 309 Кодекса.

В то же время доходы иностранных организаций, получаемые от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства, в соответствии со статьей 309 Кодекса, не являются доходами от источников в Российской Федерации и могут не отражаться в Налоговом расчете.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.С.САТИН

Глава 20. УДЕРЖАНИЕ НАЛОГА У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ

Статья 161. Порядок удержания налога у источника выплаты

1. Следующие лица (налоговые агенты) обязаны удерживать налог у источников выплаты:

1) юридические лица, а также в установленных настоящим Кодексом случаях их обособленные подразделения, которые производят выплаты ра- ботающим по найму физическим лицам;

2) физические лица — индивидуальные предприниматели, которые осу- ществляют выплаты физическим липам, работающим у них по найму;

3) физические и юридические лица, выплачивающие пенсии, стипендии и пособия другим лицам, за исключением государственных пенсий, стипен- дий и пособий;

4) юридические лица-резиденты, которые выплачивают дивиденды фи- зическим и юридическим лицам;

5) физические и юридические лица, которые выплачивают проценты физическим и юридическим лицам;

6) физические и юридические лица, которые осуществляют платежи, предусмотренные в статье 164 настоящего Кодекса;

7) физические и юридические лица, выплачивающие выигрыши по обли- гациям, лотереям, призы (выигрыши, подарки) по результатам конкурсов и соревнований.

2. Физическое или юридическое лицо, выплачивающее доход, несет ответственность за удержание и перечисление налогов в бюджет. Если суммы налога не удерживаются, лицо, выплачивающее доход, обязано внес- ти за свой счет в бюджет сумму неудержанного налога и соответствующие штрафы и проценты.

3. Физические и юридические лица, удерживающие (начисляющие) на- лог у источника выплаты согласно части 1 настоящей статьи, в том числе лица, получающие средства на выплату заработной платы в банках и дру- гих финансово-кредитных учреждениях, выполняющих отдельные виды бан- ковских операций, обязаны:

1) перечислять удержанные (начисленные) налоги, в том числе соци- альный налог в соответствии с главой 35 настоящего Кодекса, в бюджет одновременно с получением средств на выплату заработной платы, в дру- гих случаях — в течение 5-ти банковских дней после окончания месяца, в котором были произведены выплаты (платежи);

2) при выплате заработной платы выдавать физическим лицам, полу- чающим доход, по их требованию справки с указанием фамилии, инициалов, суммы и вида дохода, а также суммы удержанного налога (если налог удерживается);

3) в течение 30 дней после окончания налогового года представлять в налоговые органы по месту своего регистрационного учета в обязатель- ном порядке, а также направлять (представлять) физическим и юридичес- ким лицам, получающим (получившим) доход согласно части 1 настоящей статьи, по их требованию в течение 10 дней справки с указанием иденти- фикационного номера налогоплательщика, наименования (фамилии, имени и отчества) лица, общей суммы дохода и общей суммы налога, удержанного в отчетном году.

4. Работодатель, не являющийся основным работодателем .налогопла- тельщика, обязан удерживать подоходный налог с заработной платы по ставке 13 процентов без применения вычетов, предусмотренных статьей 139 настоящего Кодекса.

Статья 162. Удержание налога на дивиденды у источника выплаты

1. Дивиденды, выплачиваемые резидентными предприятиями, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке в 12 процентов, за иск- лючением дивидендов, выплачиваемых резидентным предприятиям.

2. Дивиденды, облагаемые налогом в соответствии с частью 1 насто- ящей статьи, не включаются в валовой доход их получателя и не подлежат дальнейшему налогообложению.

Статья 163. Удержание налога на проценты у источника выплаты

1. Проценты, выплачиваемые резидентом или постоянным учреждением нерезидента, или от имени такого учреждения, облагаются налогом у ис- точника выплаты по ставке в 12 процентов от причитающейся суммы, если доход получен из источника в Республике Таджикистан в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, за исключением случаев части 2 настоя- щей статьи.

2. Проценты, в том числе по договорам финансовой аренды (лизин- га), выплачиваемые резидентным банкам, другим резидентным финансово- кредитным учреждениям (организациям), в том числе резидентным микрофи- нансовым организациям, резидентным лизинговым компаниям, не подлежат налогообложению у источника выплаты.

3. Проценты, обложенные налогом в соответствии с частью 1 настоя- щей статьи, не включаются в валовой доход их получателя — физического лица и не подлежат дальнейшему налогообложению после их выплаты этому лицу.

4. Юридическое лицо — резидент, прибыль которого подлежит обложе- нию налогом, в случае получения процентов, обложенных налогом в соот- ветствии в частью 1 настоящей статьи, включает в свой валовой доход полную сумму процентного дохода без вычета удержанного налога и имеет право на зачет этого налога, удержанного у источника выплаты, при на- личии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты.

Статья 164. Удержание налога на доходы нерезидентов у источника

выплаты

1. Доход нерезидента из источника в Республике Таджикистан, опре- деляемый в статье 34 настоящего Кодекса и не относящийся к постоянному учреждению этого нерезидента, расположенному на территории Республики Таджикистан, подлежит обложению налогом у источника выплаты как вало- вой доход, без осуществления вычетов (за исключением вычета в случае налогообложения в соответствии со статьей 220 настоящего Кодекса из общей суммы, включающей налог на добавленную стоимость и подлежащей выплате нерезиденту, удержанного из этой общей суммы налога на добав- ленную стоимость), по ставкам, определенным в части 6 настоящей статьи.

2. Под выплатой дохода понимается передача денег в наличной и (или) безналичной формах, ценных бумаг, товаров, иного имущества, вы- полнение работ, оказание услуг.

3. Налогообложению у источника выплаты не подлежат выплаты в пользу нерезидентов в соответствии с частью 1 настоящей статьи, свя- занные с поставкой товаров по внешнеторговым операциям (связанные с импортом товаров) на территорию Республики Таджикистан.

4. Налогообложение доходов нерезидента у источника выплаты произ- водится независимо от распоряжения данным нерезидентом своими дохода- ми, полученными в Республике Таджикистан, в пользу третьих лиц в Рес- публике Таджикистан и (или) своих подразделений в других государствах.

5. Налог на доходы нерезидента из источника в Республике Таджи- кистан удерживается независимо от формы и места осуществления выплаты дохода.

6. С учетом положений настоящей статьи доходы нерезидента из ис- точника в Республике Таджикистан, не связанные с постоянным учреждени- ем этого нерезидента, расположенным на территории Республики Таджикис- тан, подлежат налогообложению у источника выплаты как валовой доход, без осуществления вычетов (за исключением вычета в случае налогообло- жения в соответствии со статьей 220 настоящего Кодекса из обшей суммы, включающей налог на добавленную стоимость и подлежащей выплате нерези- денту, удержанного из этой общей суммы налога на добавленную стои- мость), по следующим ставкам:

1) дивиденды — согласно статье 162 настоящего Кодекса;

2) проценты — согласно статье 163 настоящего Кодекса;

3) страховые взносы, выплачиваемые резидентным предприятием или индивидуальным предпринимателем — резидентом в соответствии с догово- ром страхования или перестрахования риска — по ставке 4 процента;

4) платежи, выплачиваемые резидентным предприятием или индивиду- альным предпринимателем — резидентом за телекоммуникационные услуги или транспортные услуги при осуществлении международной связи или меж- дународных перевозок между Республикой Таджикистан и другими государс- твами, кроме платежей по морскому фрахту, — по ставке 4 процента, а платежи по морскому фрахту — по ставке 6 процентов;

6) выплачиваемые резидентным предприятием или индивидуальным предпринимателем — резидентом доходы, определенные в части 8 статьи 34 настоящего Кодекса, за исключением доходов:

— указанных в пунктах 1), 2), 3), 4), 5) настоящей части;

— указанных в пунктах 12), 13), 26) части 8 статьи 34 настоящего Кодекса;

— от продажи или передачи имущества, указанного в пункте 11) час- ти 8 статьи 34 настоящего Кодекса, — по ставке 15 процентов.

7. Для целей настоящей статьи платежи, произведенные постоянным учреждением нерезидента в Республике Таджикистан или от имени такого учреждения, рассматриваются как произведенные резидентным предприяти- ем.

Статья 165. Представление налоговой отчетности по удержанию нало-

га у источника выплаты

Налоговые агенты, определенные в статье 161 настоящего Кодекса, обязаны один раз в полугодие не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, в котором возникло обязательство по удержанию на- лога у источника выплаты, представлять в налоговые органы по месту своего регистрационного учета расчет налога, удержанного у источника выплаты, по форме и в порядке, установленным уполномоченным государс- твенным органом.

Фото: личный архив эксперта

В отношениях между обществом и иностранными участниками актуальным является вопрос налогообложения дивидендов. Произошедшим изменениям в порядке применения соглашений об избежании двойного налогообложения при выплате дивидендов иностранным участникам посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какие налоговые ставки предусмотрены в отношении дивидендов, выплачиваемых иностранным лицам?

Налоговая база по каждой такой выплате определяется как сумма выплачиваемых дивидендов. К ней применяется ставка 15%, установленная подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ (для организаций) или п. 3 ст. 224 НК РФ (для физлиц – нерезидентов). Иная ставка может быть предусмотрена международным договором РФ, регулирующим вопросы налогообложения (п. 6 ст. 275 НК РФ).

Особенности исчисления и уплаты налога с доходов в виде дивидендов в пользу иностранных лиц установлены ст. 312 НК РФ.

Для получения льгот по соглашению недостаточно только факта резидентства. Налогообложение доходов зависит от того, известно ли источнику выплаты лицо, имеющее фактическое право на доходы.

Кто признается таким лицом?

Таким лицом признается лицо, которое имеет право самостоятельно пользоваться или распоряжаться доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться этим доходом (п. 2 ст. 7 НК РФ).

Фактическое право на доход представляет собой право на определение экономической судьбы дохода.

Поэтому выполнение лицом функций в качестве управляющего, действующего от имени заинтересованных лиц или в их интересах, не может являться основанием для признания его лицом, имеющим фактическое право на доход (письмо Минфина России от 2 октября 2019 г. № 03-08-05/75776).

На ком лежит обязанность проверять наличие у лица фактического права на получение дохода?

На налоговом агенте.

Наличие фактического права на доходы определяется применительно к каждой отдельной выплате дохода в виде дивидендов.

Что указывает на наличие у лица фактического права на доход?

Для применения положений международного договора иностранная организация должна представить налоговому агенту подтверждение фактического права на получение этого дохода (п. 1 ст. 312 НК РФ).

Подходы, выработанные арбитражными судами по применению концепции лица, имеющего фактическое право на доход (бенефициарного собственника), изложены в письме ФНС России от 28 апреля 2018 г. № СА-4-9/8285@.

Налоговыми органами рассматриваются следующие обстоятельства, связанные с иностранной организацией:

  • имеются ли у компании материальные ресурсы и персонал для осуществления самостоятельной предпринимательской деятельности;
  • может ли компания самостоятельно распоряжаться экономической судьбой полученного дохода (какие обязательства имеются у компании перед третьими лицами);
  • осуществляет ли компания хозяйственную деятельность с независимыми контрагентами и каков процент такой деятельности;
  • за счет чего формируется основная прибыль компании;
  • какие коммерческие и финансовые риски принимает на себя компания;
  • имеются ли операционные расходы и каков их состав;
  • ведется ли компанией иная деятельность, помимо деятельности, связанной с получением дивидендов или направлением финансовых потоков по цепочке взаимозависимых компаний;
  • обстоятельства приобретения акций и долей в компаниях, участвующих в схеме взаимодействия (дата приобретения, срок владения, средства, на которые они приобретались, номинал, стоимость приобретения);
  • схемы финансовых потоков между участниками сделок (заемное финансирование, другое);
  • каким образом осуществляется руководство компанией и как компания управляет объектами своих инвестиций (самостоятельность в осуществлении полномочий).

Судебная практика за истекшие периоды демонстрирует неготовность налоговых агентов должным образом обосновывать наличие фактического права на доход у иностранной компании.

При этом налоговому агенту надлежит оценивать все обстоятельства и риски, если принимается решение указывать в отчетности иное лицо, признаваемое имеющим право на доходы, при неизменности фактических обстоятельств выплаты такого дохода.

Что является подтверждением права на доход?

НК РФ этот вопрос не раскрывает. Подход к подбору соответствующих документов излагается в ряде писем Минфина России (например, в письме от 28 декабря 2016 г. № 03-08-05/78852).

На практике иностранная организация представляет письмо о фактическом праве на доход. Что оно должно содержать?

Действительно, на практике подтверждение права на доход оформляется заполнением анкет, представлением письма, из которых следует, что получатель в отношении доходов не является посредником.

Такое письмо, как правило, включает заверения иностранной организации:

  • о неограниченных полномочиях в отношении распоряжения доходами;
  • об отсутствии в отношении указанных доходов посреднических функций в интересах иного лица;
  • о том, что ни прямо, ни косвенно такие доходы (полностью или частично) не выплачиваются иному лицу и не имеется каких-либо обязательств перед третьими лицами по дальнейшему перечислению им этих доходов;
  • о том, что иностранная организация несет все предпринимательские риски, связанные с доходами.

С точки зрения конкретного международного соглашения иностранная организация подтверждает, что является резидентом с фактическим местом нахождения в государстве, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, постоянное представительство в Российской Федерации отсутствует. А также подтверждает, что получение доходов не имеет в качестве деловой цели получение льгот в соответствии с соглашением и положения соглашения об ограничении льгот к получателю дохода не применяются.

Является ли письмо о бенефициарном собственнике достаточным для установления права лица на использование льгот по международному договору?

Само по себе, нет, не является. Подтверждать наличие (отсутствие) фактического права на получение дивиденда как пассивного дохода может финансовая отчетность лица, отражающая его обязательства, корпоративная структура владения.

Письмо не заменяет проверку налоговым агентом отчетности организации на предмет наличия у нее имущества, ресурсов, получения ею доходов в государстве регистрации от предпринимательской деятельности (в принципе, таковой может считаться использование полученных доходов для предоставления процентных займов).

Информация о документальном подтверждении фактического права на доход встречается в письмах Минфина России (например, в письме от 19 декабря 2018 г. № 03-08-05/92537).

Практика показывает, что налоговым агентам отказывают в использовании международных соглашений

Надеяться на применение пониженной ставки при выплате доходов иностранной компании, созданной формально, бессмысленно.

Налоговые льготы, предусмотренные международными договорами, не предоставляются в отношении трансграничных операций, главной целью совершения которых являлось получение дохода ее участниками исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять экономическую деятельность (п. 13 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г.).

Право на применение пониженной налоговой ставки по соглашению об избежании двойного налогообложения обусловлено фактами декларирования и уплаты лицом, имеющим фактическое право на доходы, налогов с полученных доходов (письмо ФНС России от 28 апреля 2018 г. № СА-4-9/8285@).

Налоговые органы успешно доказывают, что промежуточные звенья (кондуитные компании) не являются конечными выгодоприобретателями по полученному на их счета доходу. В большинстве случаев доход ими перечисляется транзитом в адрес организаций, зарегистрированных в офшорах (например, на Британские Виргинские Острова), с правительством которых у Российской Федерации не заключено международное соглашение об избежании двойного налогообложения.

Поэтому с выплат таким компаниям налог должен удерживаться по ставке, установленной НК РФ. Если с выплат таким компаниям налог не был удержан, он будет удержан с налогового агента с начислением пени и штрафа.

Вправе ли претендовать на применение соглашений об избежании двойного налогообложения иностранная компания, которая является холдинговой компанией?

Если иностранная компания является холдинговой, то в отношении выплачиваемых ей дивидендов применение пониженных налоговых ставок по соглашениям об избежании двойного налогообложения содержит значительные налоговые риски.

Правда, надо отметить письмо ФНС России от 8 августа 2019 г. № ЕД-4-13/15696@. В нем сказано, что деятельность, осуществляемая преимущественно в виде инвестиций и финансирования компаний группы (холдинга) или взаимозависимых, аффилированных компаний, еще не свидетельствует об отсутствии самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоговым органам предписано в ходе контрольных мероприятий:

  • не ограничиваться наличием упоминания в корпоративных документах холдингового характера деятельности компании;
  • проводить анализ на наличие признаков искусственности в деятельности холдинговой компании, в том числе признаков отсутствия самостоятельности в части принимаемых решений по отношению к принадлежащему компании активу и в отношении дохода от источника в России.

Если налог с дохода иностранной организации был удержан без учета норм международного договора, лицо, имеющее фактическое право на получение этого дохода, вправе обратиться за возмещением налога в налоговый орган по месту нахождения налогового агента (п. 17 ст. 78 НК РФ).

Что меняется в нормативном регулировании применения налоговых освобождений при выплате доходов иностранным лицам?

Россия ратифицировала многостороннюю Конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 79-ФЗ).

Россия включила в сферу действия Конвенции 71 государство.

Для применения положений Конвенции к конкретному Соглашению России с иностранным государством требуется присоединение иностранного государства к Конвенции, ратификация ее таким иностранным государством с включением России в перечень юрисдикций, на которые распространено действие Конвенции, вступление ее в силу.

Конвенция начнет применяться не ранее 2021 года.

В чем состоят ключевые положения Конвенции?

Есть некоторые фактические изменения в условиях применения освобождений.

Доходы компании от отчуждения акций или аналогичных долей участия, таких как доли участия в партнерстве или трасте, связанных с недвижимостью в России, могут облагаться в России по ставке 20%, если в любое время в течение 365 дней, предшествующих отчуждению, стоимость таких акций или аналогичных долей участия более чем на 50% прямо или косвенно состоит из недвижимости, расположенной в России.

Дивиденды могут облагаться в России по ставке 15%, если срок владения акциями (долями) меньше 365 дней, предшествующих выплате. То есть для льготного налогообложения дивидендов установлено дополнительное требование по минимальному периоду владения – 365 дней. При ратификации Конвенции Россией приведен перечень из 36 таких соглашений.

Повторим, что применение названных положений зависит от условий ратификации Конвенции сторонами, обоюдности сделанных при этом оговорок.

Главная идея Конвенции состоит в ограничении применения освобождений по международным соглашениям. Запрещается применение налоговых освобождений, если главной или одной из главных целей по сделке было получение льгот по соглашению.

Как провести тест деловой цели?

Видимо, формальным выражением будет письмо – заверение иностранного лица. Возможно, соответствующие положения станут включать в письмо о фактическом праве на доход.

В документе должна прослеживаться связь полученного дохода с основной предпринимательской деятельностью, содержаться описание источника средств по сделке и направления расходования полученного дохода.

Также могут содержаться сведения о порядке налогообложения дохода, полученного иностранным лицом.

Налоговым агентом может быть подготовлена анкета, подлежащая заполнению получателем дохода. В нее могут включаться позиции о размере пассивных доходов, о составе учредителей, об осуществлении активной предпринимательской деятельности.

Кому могут быть предоставлены льготы по соглашениям?

Льготы по соглашениям могут быть предоставлены:

  • лицу, прямо поименованному в соглашении;
  • квалифицированным лицам (например, это физические лица, компании, акции которых обращаются на бирже);
  • резидентам, которые осуществляет активную предпринимательскую деятельность в договаривающейся юрисдикции и полученный доход образуется или связан с такой деятельностью.

Что Конвенция не признает активной деятельностью?

Активная деятельность не включает в себя:

  • функционирование в качестве холдинговой компании;
  • обеспечение общего надзора или управление группой компаний;
  • предоставление группового финансирования (включая объединение денежных средств); или
  • осуществление или управление инвестициями, если только эти виды деятельности не осуществляются банком, страховой компанией или зарегистрированным дилером по ценным бумагам в ходе их обычной деятельности (п. 10 ст. 7 Конвенции).

Как практически будет применяться Конвенция?

При выплатах иностранному лицу нужно будет учитывать нормы НК РФ, соглашения с государством, резидентом которого является иностранное лицо, правила Конвенции, которые применяются к конкретной стране (если Конвенция ратифицирована этой страной).

Конечно, это не нужно будет делать каждый раз, вручную. После определенного переходного периода для пользователей справочно-правовыми системами, консультантами будут разработаны прикладные материалы по комплексному применению Конвенции и соглашений в разрезе конкретных юрисдикций. Соответствующую работу по синтезированию проводит и Минфин.

Обратим внимание, что при толковании Конвенции может использоваться текст Конвенции на английском и французском языках.

По факту, налогообложение доходов в рамках международных соглашений изменено как минимум с 2014 года. Поэтому в части вводимых Конвенцией условий применения льгот по соглашениям изменений, по сравнению с правоприменительной практикой, практически нет.

Представляется, что ситуация с Конвенцией чем-то похожа на ситуацию с введением в действие ст. 54.1 НК РФ. Налоговый орган, проводя проверки, не должен использовать понятие «необоснованная налоговая выгода», а должен указывать на нарушение налогоплательщиком конкретного пункта ст. 54.1 НК РФ.

Так, наверное, будет и при проверках налогового агента, применившего при выплате иностранному лицу соглашение об избежании двойного налогообложения. Налоговый орган для отказа в применении освобождения по соглашению сможет указывать нарушение конкретной статьи Конвенции (а не только общие принципы, рекомендации и комментарии Организации экономического сотрудничества и развития).

Может иностранная компания указать, что фактический получатель дохода – налоговый резидент РФ?

Да, это так называемый сквозной подход (п. 4 ст. 7 НК РФ).

Для случаев, когда лицом, имеющим право на полученный доход в виде дивидендов, признается не иностранная организация – получатель выплаты, а иное лицо, предусмотрены особенности документального подтверждения применения налоговым агентом положений НК РФ или международных договоров (пункты 1.1-1.2-1 ст. 312 НК РФ).

П. 1.5 ст. 312 НК РФ содержит альтернативный по сравнению с другими пунктами данной статьи вариант подтверждения фактического права на доход для определенных категорий лиц (физических лиц, публичных компаний, компаний, в которых доля госучастия больше 50%). Достаточно подтвердить принадлежность к соответствующей категории и представить письмо о праве на доход.

П. 1.6 ст. 312 НК РФ касается особенностей уплаты налога на прибыль российской организацией в случае прямого участия в иностранной организации, признавшей отсутствие у нее фактического права на дивиденды по акциям (долям) этой российской организации.

Как удерживается налог при выплате иностранной организации в этом случае?

Российской организацией, выплачивающей доход, не удерживается налог с иностранного лица, не имеющего фактического права на выплачиваемые доходы (их часть).

Форма налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена ФНС (приказ ФНС России от 2 марта 2016 г. № ММВ-7-3/115@). Форма предусматривает подраздел 3.3 раздела 3 для заполнения в отношении каждого дохода, выплаченного иностранной организации, если налоговому агенту известно лицо, иное, чем иностранная организация, имеющее фактическое право на доход (его часть).

Если фактическим получателем дохода является российское лицо, не лишним будет напомнить источнику выплаты дохода о необходимости проинформировать налоговый орган по месту постановки на учет о данном факте выплаты доходов без удержания налога с иностранной организации.

При этом российская компания может выступать налоговым агентом в отношении дохода, получаемого российским резидентом – фактическим получателем. Например, при выплате дохода иностранному получателю, фактическим правом на который обладает российское физическое лицо, российский налоговый агент обязан удержать с суммы такой выплаты НДФЛ (письмо Минфина России от 18 сентября 2019 г. № 03-08-05/71790).

Не возникнет ли двойное налогообложение при последующем получении дохода от иностранной организации, признавшей отсутствие у нее права на доход?

С экономической точки зрения повторное налогообложение дивидендов устранено введением в отношении таких дивидендов освобождения от налогообложения (подп. 50, 50.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Не облагаются дивиденды, полученные:

  • от иностранной организации в соответствии с п. 1.6 ст. 312 НК РФ (при круговой схеме владения обществами друг другом);
  • от иностранных организаций, фактическим источником выплаты которых являются российские организации, к которым применялись налоговые ставки, установленные подп. 1-2 п. 3 ст. 284 НК РФ с учетом порядка, предусмотренного ст. 312 НК РФ.

Указанные доходы не учитываются при определении налоговой базы при условии документального подтверждения удержания налога налоговым агентом либо документального подтверждения оснований для применения налоговой ставки 0%, предусмотренной подп. 1 или 1.1 п. 3 ст. 284 НК РФ, и наличия фактического права налогоплательщика на эти дивиденды.

Иными словами, налоговая экономия может быть обеспечена за счет раскрытия фактического получателя дохода?

Да, но вряд ли этого удастся достичь в каждом случае. Причем такая экономия в лучшем случае будет равна экономии, которую стороны получили бы при прямом владении российского лица в российской компании – источнике выплаты дохода. Для применения при сквозном подходе к дивидендам ставки 0% требуется соблюдение дополнительных условий (п. 1.1 ст. 312 НК РФ).

При наличии длинной цепочки поднятия дивидендов не всегда будет просто обосновать фактическое право на доход. В том числе из-за:

  • невозможности подтвердить сопоставимость по суммам даже при последовательном движении денежных средств по банковским счетам;
  • различий во времени перечисления (разные налоговые периоды);
  • изменения вида выплачиваемого дохода, в том числе при возникновении разницы в моменте признания доходов (скажем, в первой цепочке – проценты (по начислению), во второй цепочке – дивиденды (по выплате)).

При частичном перечислении дохода конечному бенефициару не исключена потеря права на льготу в части суммы, которую компания – посредник оставляет себе.

Если дивиденды будут перечисляться в Россию, то иностранный источник – звено в цепочке также вправе потребовать у российского лица подтверждение фактического права на доход.

Если же конечным бенефициаром является иностранное лицо, то применение пониженной ставки требует анализа международного соглашения государства его резидентства с Россией, с учетом норм многосторонней Конвенции.

В любом случае создание иностранной компании повлечет обязанность для российских участников направлять в налоговый орган сообщение об участии в такой компании (если доля участия более 10%). Если среди участников компании будут российские налоговые резиденты (доля их участия составит более 50%), то компания будет признаваться контролируемой иностранной компанией (КИК).

Прибыль КИК подлежит налогообложению у российских контролирующих лиц.

Для целей налогообложения прибыль КИК может быть уменьшена на сумму выплаченных дивидендов. При этом если иностранное лицо не будет признано фактическим получателем доходов, каждый случай «получения» дивидендов от российского объекта инвестиций российским инвестором сквозь иностранного посредника может приводить к налогообложению по ставке 15%.

Тем самым, налоговая нагрузка при финансировании одной российской компанией другой российской компании через иностранную компанию (структура Россия – иностранное лицо – Россия) может быть выше по сравнению со структурой Россия – Россия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *